Излишки в кассе


Шпаргалка, с которой вы грамотно отразите в учете нестыковки по счету «Касса»

Главная » Бухгалтеру » Излишки в кассе

Излишки в кассе

Вернуться назад на Излишек

Возникновение излишка (недостачи) в кассе организации отражается в бухгалтерском учете на основании данных инвентаризации (формы N ИНВ-15, N ИНВ-26) и бухгалтерской справки. При выявлении факта излишка (недостачи) денежных средств в кассе организации приходные (расходные) кассовые ордера не оформляются.

Записей в кассовой книге в данной ситуации также производить не следует.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 129-ФЗ)).

Ведение кассовых операций юридическими лицами осуществляется в соответствии с нормами Положения о порядке ведения кассовых операций, утвержденного решением Банка России N 373-П (далее — Положение).

Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами (форма 0310001) и расходными кассовыми ордерами (форма 0310002) (далее — кассовые документы) (п. 1.8 Порядка N 373-П).

В соответствии с п. 3.3 Положения при ведении организацией кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер (форма 0310001) на общую сумму принятых наличных денег.

Отметим, что на основании процитированной нормы и других положений Главы 3 "Порядок приема наличных денег" Положения можно прийти к выводу, что приходный кассовый ордер применяется только при получении от конкретного вносителя.

Отражение в проводках излишков и недостач в кассе

Применение данного документа при выявлении факта излишка денежных средств в кассе не предусмотрено.

К аналогичному выводу приходим и в отношении порядка применения расходного кассового ордера (форма 0310002) (п.п. 4.1, 4.2 Положения). Иными словами, при выявлении факта излишка (недостачи) денежных средств в кассе организации приходные (расходные) кассовые ордера не оформляются.

Записи в кассовой книге (форма 0310004) производятся кассиром по каждому приходному (расходному) кассовому ордеру, оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (п. 5.2 Положения). Поскольку мы пришли к выводу, что при выявлении факта излишка (недостачи) денежных средств в кассе организации приходные (расходные) кассовые ордера не оформляются, то в данной ситуации записей в кассовой книге также производить не следует.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N 129-ФЗ одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.

В случае выявления излишка (недостачи) денежной наличности или других ценностей, находящихся в кассе, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации следует провести инвентаризацию кассы (п. 1 ст. 12 Закона N 129-ФЗ).

Отметим, что в Положении не установлен порядок ревизии кассы.

В связи с этим полагаем, что при инвентаризации возможно использовать процедуру ревизии кассы, описанную в Порядке ведения кассовых операций, утвержденном решением Совета директоров ЦБ РФ N 40, несмотря на то, что этот документ утратил силу (Указание ЦБР N 2750-У).

Обращаем Ваше внимание, что порядок проведения инвентаризации активов и обязательств в Вашей организации следует утвердить при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008).

Общий порядок проведения инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности определен в п.п. 3.39-3.43 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России N 49 (далее — Методические указания).

Результаты проведенной инвентаризации отражаются в акте инвентаризации наличных денежных средств (унифицированная форма N ИНВ-15, утвержденная постановлением Госкомстата России N 88) и ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (унифицированная форма N ИНВ-26, утвержденная постановлением Госкомстата России N 26).

Обратите внимание, что форма N ИНВ-15 предусматривает получение письменных объяснений от материально ответственного лица о причинах возникновения излишков или недостач.

Если материально ответственное лицо отказывается комментировать факт возникновения излишка (недостачи) в кассе, то рекомендуется составить акт об отказе работника представить объяснения. Кассира нужно ознакомить с актом под роспись. Если работник отказывается подписывать акт, этот факт также следует зафиксировать.

На основании всего вышеизложенного приходим к выводу, что возникновение излишка (недостачи) в кассе организации отражается в бухгалтерском учете на основании данных инвентаризации (формы N ИНВ-15, N ИНВ-26) и бухгалтерской справки.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация (п. 5.5 Методических указаний).


16. Продажа продукции за наличный расчет отражается записью

Главная » Бухгалтеру » Недостача денежных средств

Недостача денежных средств

Вернуться назад на Недостача

Термин «недостача» в общем смысле, означает отсутствие или нехватку чего-либо. Применив данный термин к кассе организации, получаем недостачу денежных средств. Как правило, она обнаруживается в ходе бухгалтерской проверки, называемой инвентаризацией.

содержится в Методических указаниях, утвержденных Приказом российского Министерства Финансов за № 49.

Сроки ее проведения, комиссия и материально ответственные лица устанавливаются на каждом предприятии индивидуально путем издания руководителем соответствующего приказа и ознакомления с ним всех заинтересованных сотрудников под роспись.

Следует знать, что на должность кассира не могут привлекаться лица в случаях:

• наличия уголовной ответственности ранее или в настоящее время;

• предоставления справки, подтверждающей факт серьезного хронического нарушения психики человека;

• установления за ними поступков, связанных с нарушением общественного порядка;

• медицинских заключений об установлении у гражданина заболеваний или склонности к алкоголизму и наркомании.

К помещению кассы также выставляются достаточно серьезные требования: оно должно иметь металлические двери и несгораемый сейф.

В соответствии с правилами ведения кассовых операций в организации, утвержденных решением Совета Директоров Центрального российского Банка, бухгалтер обязан ежедневно пересчитывать денежные средства в кассе организации, которые хранятся в сейфе.

Для проверки наличности необходимо выполнить ряд последовательных действий.

В конце рабочего дня бухгалтер – кассир или другой сотрудник, в обязанности которого входит ведение кассы обязан сверить остаток в кассовой книге с наличием денежных средств в кассе.

В случае, если среди кассовых документов есть не подписанные суммы, то они подлежат возмещению кассиром, так как он является материально ответственным лицом, с которым заключен соответствующий договор.

Далее, если в кассе организации при пересчете найдены излишки или недостача, следует составить документ установленной формы под названием акт о результатах инвентаризации денежных средств (№ ИНВ-15). Затем составляется ведомость результатов бухгалтерской проверки (№ ИНВ -26).

Отражение излишек денежных средств в кассе

В итоге всех произведенных действий происходит выявление результата инвентаризации с указанием ответственных лиц, которые будут нести ответственность.

В случае обнаружения недостачи бухгалтер сделает проводку со счетом 94 «Недостача материальных ценностей» корреспондирующего счета 50 «Касса организации».

Далее кассир возмещает сумму недостачи либо удержанием из его заработной платы, либо наличностью. Если данный инцидент произошел по вине инкассаторов, то денежные средства подлежат возврату на расчетный счет организации.

В случае, когда в организации при проведении инвентаризации обнаружили недостачу денежных средств, следует обратиться за консультацией к специалистам.

В качестве профессионалов данного профиля могут выступать квалифицированные юристы, опытные бухгалтера с опытом работы и аудиторы.

Они помогут легко и без особых проблем произвести документальное оформление данного процесса.


В процессе ведения бухгалтерского учета может быть выявлена недостача по товарно-материальным ценностям, возникновение которой может являться результатом таких обстоятельств, как порча, хищение или же естественная убыль.В этом случае принимается решение о проведении инвентаризации, целью которой является определение обоснованности суммы задолженности по выявленной недостаче, а также установление субъекта виновного в возникновении упомянутой недостачи.

Как правильно оформить недостачу – порядок действий

При обнаружении факта недостачи руководством организации издаётся приказ о проведении инвентаризации. В данном документе, в обязательном порядке указываются:

  • дата проведения инвентаризации;
  • состав комиссии осуществляющей инвентаризацию;
  • перечень имущества подлежащего проверке

В распоряжение комиссии представляются все необходимые приходно-расходные документы. Кроме того, следует определить остаток имеющихся в наличии ценностей по данным учета и собрать расписки у материально-ответственных субъектов.

Надлежащее оформление недостачи предполагает определение фактического наличия имущества, а также составление описи инвентаризационной и специальной сличительной ведомости, посредством которой осуществляется выявление суммы недостачи.

В том случае, если недостача имеет отношение к денежным средствам, то следует в обязательном порядке осуществить ревизию кассы и по её результатам составить соответствующий акт. Имеющийся в кассе остаток наличности должен быть сверен с данными внесёнными в кассовую книгу организации.

Недостача — проведение по счетам

Решая вопрос, как правильно оформить недостачу, следует сумму выявленной в процессе проведения инвентаризации, а также ревизии недостачи отразить в дебетовой части счета №94 («Недостачи и потери от порчи ценностей»). Необходимо отметить, что упомянутому счёту корреспондирует счет, посредством которого характеризуются ценности, по которым обнаружен факт наличия недостачи.

Также надлежащее оформление недостачи позволяет использовать такие счета бухгалтерского учёта как:

  • №50 — «Касса»;
  • № 01 — «Основные средства»;
  • № 41 — «Товары»;
  • и ряд других счетов.

Недостача при естественной убыли

Вопрос о том, как оформить недостачу, если последняя возникла в силу таких причин как пересортица, естественная убыль или же технические потери, решается следующим образом, составляется соответствующий акт, в котором отражается факт и причина возникновения недостачи.

Service Temporarily Unavailable

Затем на основании данного акта сумма выявленной недостачи отражается в кредитовой части счёта № 94, которому корреспондируют счёт № 20(«Основное производство»), а также счет № 44(«Расходы на продажу»). Также необходимо учитывать что в целях надлежащего налогообложения означенные затраты должны быть отнесены к материальным расходам организации.

Недостача при хищении

Решая вопрос, как правильно оформить недостачу, возникшую вследствие хищения, следует потребовать от работника выполненное в письменном виде объяснение, по факту происшедшего. В том случае, если последний отказывается предоставлять какие — либо объяснения, работодателем должен быть составлен соответствующего содержания акт.

Размер ущерба определяется фактически понесёнными потерями, рассчитываемыми на основании рыночных цен. Непосредственно в бухгалтерском учете суммы выявленной недостачи отражаются в дебетовой части счета №73(«Расчеты по возмещению материального ущерба»). Затем, в кредитовой части счета №98 («Доходы будущих периодов») следует отразить разницу между подлежащей взысканию суммы и балансовой стоимостью имущества являющегося предметом недостачи. 

Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам

8741 юристов ждут Вас Быстрый ответ, бесплатно!