Изменение законодательства в области экологии 2019

Изменения в природоохранном законодательстве, вступающие в силу с 2019 года

Одним из основных законов, направленных на охрану природной среды, является закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 (далее — закон № 7). Рядом федеральных законов, таких как «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды”» от 21.07.2014 № 219-ФЗ, «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды”» от 29.07.2018 № 252-ФЗ, «О внесении изменении в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты» от 19.07.2018 № 212-ФЗ, введены следующие изменения в закон № 7, которые вступают в силу с 2019 года:

  • новую редакцию получила ст. 19 закона № 7, определяющая нормирование охраны окружающей среды, в частности установление нормативов качества окружающей среды и допустимого воздействия на нее;
  • изменены нормативы качества окружающей среды, что нашло отражение в ст. 20 закона № 7;
  • ст. 21 закона № 7 изменены нормативы воздействия на окружающую среду и конкретизированы субъекты, отвечающие за их превышение, — это юридические лица и индивидуальные предприниматели;
  • ст. 22 закона № 7 изложена в новой редакции и определяет расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов;
  • ст. 23 закона № 7 изменены правила разработки технологических нормативов;
  • законодатель дополнил закон № 7 новой ст. 23.1, устанавливающей временно разрешенные выбросы и сбросы для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
  • в действие вводится новая ст. 31.1 закона № 7, определяющая порядок получения комплексного экологического разрешения для субъектов, осуществляющих деятельность на субъектах I категории;
  • вступает в силу новая ст. 31.2 закона № 7, обязывающая субъектов, осуществляющих деятельность на объектах II категории, представлять декларацию о воздействии на окружающую среду;
  • ст. 36 и 38 закона № 7 дополняются новыми пунктами, устанавливающими требования при проектировании и строительстве объектов, оказывающих вредное воздействие.

Новые поправки в природоохранное законодательство не ограничиваются только 2019 годом, ряд изменений вступят в силу с 2020 года, но в рамках данной статьи мы их рассматривать не будем.

Изменения экологического законодательства в 2019 году

Новое в экологическом законодательстве в 2019 году появится в следующих правовых актах:

  • законе «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ: вводится перечень нормативных выбросов вредных веществ и физических воздействий (ст. 12), установлен порядок выбросов вредных веществ для объектов различных категорий (ст. 15);
  • законе «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее — закон «Об отходах»): изменяются требования к местам накопления отходов и нормирование в области обращения с отходами (ст. 18);
  • законе «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ: вводятся нормативы состава сточных вод (п. 13.1 ст. 2), вносятся изменения в договор водоотведения (ст. 14), утрачивают силу нормы, регулирующие охрану окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения (гл. 5), появляется регулирование сброса сточных вод в канализации (гл. 5.1).

Некоторые изменения предусмотрены в сфере экологического надзора. Например, с 2019 года не будут проводиться плановые проверки в отношении субъектов, осуществляющих деятельность на объектах IV категории. Такое правило предусмотрено п. 9 ст. 65 закона № 7.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В производственный экологический контроль, урегулированный ст. 67 закона № 7, также внесены изменения с 2019 года. В частности, предполагается создание системы автоматического контроля.

Водопользователи, нарушившие правила или отказавшиеся от заключения договора по результатам торгов, с 05.12.2019 г. попадут в «черный список».

Об изменениях в экологическом праве за 2017–2018 годы можно прочитать в статье «Обзор изменений в законодательстве по экологии».

Кому надо разрабатывать ПНООЛР по новому законодательству

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР) регулируются ст. 18 закона «Об отходах». С 01.01.2019 эта область будет регулироваться иначе. Основные нововведения рассмотрим далее:

  • Прежде всего, меняются субъекты, в отношении которых установлена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР). С 2019 года разрабатывать ПНООЛР обязаны только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I и II категорий.
  • НООЛР для объектов I категории будут устанавливаться на основе комплексного экологического разрешения, а для объектов II категории установлено включение соответствующей информации об отходах в декларацию о воздействии на окружающую среду.
  • Относительно объектов III категории юридические лица и ИП должны будут представлять в уполномоченные органы отчетность об образовании и размещении отходов, для объектов IV категории представление такой отчетности не требуется.

Критерии отнесения объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены постановлением Правительства «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» от 28.09.2015 № 1029.

Аналогичные разъяснения о том, кому надо разрабатывать ПНООЛР по новому законодательству, даны в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2018 № АА-10-02-32/12525.

***

В настоящей статье рассмотрены не все изменения в экологическом законодательстве, а только самые существенные из них. Новое регулирование в природоохранном законодательстве в 2019 году затрагивает важные направления в области охраны окружающей природной среды. В частности, изменены требования к разработке ПНООЛР, внесены поправки в экологический контроль и надзор, появился перечень нормативов выбросов вредных веществ. Значительная часть изменений в закон № 7 направлена на установление нормативов для субъектов хозяйственной деятельности, оказывающих вредное воздействие на природную среду.

***

Обратите внимание! с 17.06.2019 введены административные штрафы за нарушение санитарных норм при обращении с ТБО.

Рд 152-001-94 экологические требования к предприятиям транспортно-дорожного комплекса

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОГЛАСОВАНО Заместитель Министра охраны окружающей Среды и природных ресурсов Российской Федерации В.Ф. Костин18 мая 1994 г. УТВЕРЖДАЮЗаместитель Министра транспорта РоссийскойФедерацииВ.Ф. Березин20 мая 1994 г.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДПРИЯТИЯМ
ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА

РД 152-001-94

Дата введения 01.01.95

Москва 1994

Исполнители:

— от НИИАТ: Рошаль Л.Я., Донченко В.В., Манусаджянц Ж.Г., Самойлова Л.Г.

— от Минтранса России: Плечов А.Л., Хатунцев В.П.

— от Минприроды России: Резчиков В.В., Пожидаев А.Е.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий документ является отраслевым нормативным документом Минтранса России и определяет основные требования по организации и осуществлению природоохранной деятельности на предприятиях транспортно-дорожного комплекса (ТДК) — автомобильного, водного и воздушного транспорта, дорожного хозяйства, а также предприятиях, обслуживающих эти виды транспорта.

Требования данного документа распространяются на вновь организуемые, реконструируемые и на действующие предприятия, находящиеся в государственной, муниципальной, кооперативной, частной и других видах собственности (включая предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций и иностранных государств), осуществляющие коммерческую или иную деятельность в области перевозок грузов и пассажиров, технического обслуживания и ремонта техники, а также дорожного хозяйства на территории Российской Федерации (далее — предприятия). Исключение составляют предприятия, не имеющие собственной производственно-технической базы и заключившие договоры на выполнение работ, при которых выделяются загрязняющие окружающую среду вещества, с другими предприятиями, имеющими соответствующие лицензии на проведение таких работ.

Настоящими требованиями должны руководствоваться отделения Российской транспортной инспекции (РТИ) Минтранса Российской Федерации при выдаче лицензии предприятиям ТДК на право осуществления коммерческой деятельности.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов ТДК должны осуществляться по утвержденным технико-экономическим обоснованиям (ТЭО) проектов строительства, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы. ТЭО и проекты строительства представляются на экспертизу совместно с проектами нормативов ПДВ и ПДС (предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду).

2.1.2. Предприятие, имеющее производственно-техническую базу, должно иметь экологический паспорт, а также лицензию на комплексное природопользование с установленными разрешениями на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимыми и временно согласованными), предельным использованием (изъятием) природных ресурсов, размещением отходов.

Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды Российской Федерации в порядке, согласованном с другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также с органами Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России) в соответствии с их компетенцией.

2.1.3. При выдаче лицензии органами Российской транспортной инспекции на право коммерческой деятельности в ТДК или при продлении срока ее действия, а также продлении срока действия лицензии на комплексное природопользование, выдаваемой органами Минприроды России, предприятие обязано предъявить аудиторское заключение, выданное экологическими аудиторскими организациями в соответствии с Временным положением об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе Российской Федерации.

2.1.4. Государственный экологический контроль за соблюдением прироохранных требований на предприятиях ТДК осуществляют территориальные органы Минприроды России или уполномоченные ими другие органы.

2.1.5. Государственный контроль за соблюдением лицензионных требований к предприятиям ТДК, в части обеспечения охраны окружающей среды, сформулированных в настоящем документе, осуществляют органы РТИ Минтранса России.

2.1.6. При проведении контроля за организацией и проведением природоохранной деятельности на предприятиях ТДК территориальные органы Минприроды России или уполномоченные ими другие органы могут использовать аудиторские заключения, указанные в п. 2.1.3.

2.1.7. При осуществлении контроля за соблюдением лицензионных требований предприятиям ТДК, в части обеспечения охраны окружающей среды, органы РТИ Минтранса России используют соответствующие аудиторские заключения.

2.1.8. Предприятие должно планировать и проводить мероприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.

2.1.9. В результате функционирования предприятия, концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, не должны превышать установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов на границе санитарно-защитной зоны данного предприятия (перечень ПДК основных загрязняющих веществ для предприятий ТДК дан в приложении 1).

2.1.10. Уровни шума, создаваемого предприятиями ТДК, должны соответствовать требованиям, регламентируемым «Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий” (СН 245-71) и «Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию”.

На какие предприятия не распространяются экологические требования



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ

Экологическая политика предприятия

Издание официальное

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» (ФГУП «ВНИЦСМВ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 «Обращение с отходами»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. Ns 1771-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены е ГОСТ Р 1.0—2012 /раздел 8). Информация об изменениях х настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе *Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стандартинформ. 2016

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

5 Основные требования к идентификации и документированию аспектов экологической политики

6 Структура и содержание документа «Экологическая политика природопольэователя»

Введение

В условиях хозяйственной деятельности отечественных предприятий после вступления России в ВТО одной из приоритетных задач бизнеса становится внедрение систем экологического менеджмента (на основе серии ГОСТ Р ИСО 14000) наряду с системами менеджмента качества (на основе серии ГОСТ Р ИСО 9000). безопасности труда (на основе серии стандартов на безопасность труда и серии OHSAS 18000) и энергоэффективности (на основе 8S EN 16001:2009 «Системы энергетического ме-неджмента. Требования и руководство по применению»).

Требования по охране окружающей среды на стадиях жизненного цикла продукции и на этапах технологического цикла отходов, как правило, предприятия различных форм собственности устанавливают в политике по обеспечению качества, реже — в самостоятельной в экологической политике или в различных сочетаниях, тем самым не охватывая многие из элементов хозяйственной деятельности, которые способствуют и обеспечивают сохранение и защиту окружающей среды от негативного влияния хозяйственной деятельности.

Компании не спешат (и не заинтересованы законодательно) вкладывать деньги в экологию, что помимо непосредственного ущерба окружающей среде ведет к еще большему углублению пропасти между отечественным и зарубежным бизнесом в экологической сфере.

Деятельность по экологической сертификации производств показала, что с заявками на нее обращаются преимущественно те природолользователи (предприятия, организации, компании, фирмы и др.), кто уже имеют сертификаты соответствия на системы качества. В то же время наличие тех и других сертификатов не всегда позволяет продавать продукцию с достаточной прибылью.

В сфере финансового обеспечения охраны и восстановления окружающей среды и природных ресурсов сложилась многолетняя тенденция сокращения расходов государства на экологические цели. Формирование государственного бюджета из года в год осуществляется с нарушениями действующего законодательства, в том числе и международного.

8 частности, не должно предусматриваться финансирование объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Игнорируются требования законодательства о платности природопользования, введении специального экологического налога на экологически опасные виды продукции и технологии. Это своего рода компенсация за вред, причиненный окружающей среде.

Таким образом, принцип «загрязнитель платит», введенный в России в 1992 году, в полной мере не работает.

Прежде всего нужно преодолеть сложившийся в обществе пагубный стереотип общественного сознания о приоритете экономических интересов над экологическими. Только в таких условиях природоохранная деятельность, требующая больших затрат финансовых средств, может стать объектом значительных инвестиций.

Менеджмент нередко определяют как управленческую деятельность в условиях ограниченности ресурсов с целью извлечения максимума из имеющихся у предприятия ресурсов.

В последние десятилетия управленческая наука стала все теснее соприкасаться с такими специальными областями знания, как маркетинг, логистика, автоматизированные системы планирования, различные области прикладной психологии и социологии.

В ряду таких областей знания все большее значение приобретает экология, что и приводит к выделению такого раздела управленческой науки, как экологический менеджмент, все более определяющий конкурентоспособность субъектов и объектов хозяйственной деятельности.

У человека, не знакомого со сложившейся на мировом рынке ситуацией, может возникнуть вопрос: почему экология попала в этот список? Казалось бы. это сугубо добровольное дело, вопрос сознательности компаний, относящийся более к сфере социальной ответственности товаропроизводителя.

6 реальности же экология давно стала одним из мощнейших факторов конкурентной борьбы: без соблюдения ее правил, любая компания должна забыть о выходе на международный рынок, даже если качество ее продукции вне подозрений. Это наглядно иллюстрируют уже имевшие место провалы отечественного авто* и авиастроения.

Например, сертифицированные в России самолеты не соответствуют по шуму и выбросам международным требованиям, автомобили в среднем хуже американских в три раза, а нормы Евро-3 были внедрены лишь в 2008 г., хотя в Европе они действуют с 2000 г.

Возможно, одним из главных стимулов для улучшения своих экологических показателей для российских фирм может стать кредитование в западных банках.

Но перед получением любого значительного кредита предприятие должно проходить тщательный аудит, в том числе и экологический: без этого ни один западный банк не предоставит кредита сомнительной с экологической точки зрения фирме.

На сегодня необходимость получения зарубежных кредитов стала важной причиной модернизации производства и инвестирования в экологический менеджмент.

Таким образом, возникает острая необходимость в том. чтобы каждый конкретный природополь-зователь формулировал свой лодход к менеджменту окружающей среды, уделяя ей определенное место в системе своих приоритетов и планировании хозяйственного развития. Как правило, все эти функции выполняет документ, известный как экологическая политика компании.

Инициирование зарубежными промышленными компаниями деятельности по разработке и обоснованию экологической политики напрямую связано с развитием системы экологического менеджмента как одного из самых эффективных инструментов, позволяющих успешно осуществлять природоохранную деятельность. Одной из первых компаний, обнародовавшей свою экологическую политику, стала компания Royal Dutch/Shell Group: в 1960 году ею были приняты основные принципы природоохранной деятельности.

К сожалению, в современном российском бизнесе реализация экологической политики сталкивается с определенными трудностями. Одна из основных проблем заключается в том.

что составление соответствующего документа зачастую осуществляется формально, к тому же практически отсутствуют примеры удачной реализации грамотной экологической политики, а все это приводит к тому, что ее разработка зачастую рассматривается как малофункциональный «придаток», и в ходе работы над ней допускаются серьезные просчеты.

Соответственно все эти недостатки сказываются и на реализации экологической политики организации.

Настоящий стандарт, разработанный с учетом действующих национальных стандартов Российской Федерации в сфере экологического менеджмента и содержащий исчерпывающую информацию по важной для условий деятельности организаций в составе ВТО. может оказать существенную методическую и практическую помощь тем, кто затрудняется сформулировать свою экологическую политику или не до конца понимают ее значение в условиях современного бизнеса.