Изменения в бухгалтерском учете

Новое в налогообложении физических лиц

Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" внесен ряд изменений в Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".

Сразу же следует обратить внимание на то, что Закон N 65-ФЗ применяется по доходам начиная с 1 января 1999 г.

Исходя из этого, в случае, если при применении новых положений законодательства будут выявлены излишне исчисленные (удержанные) суммы подоходного налога с физических лиц, то разница подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогу с физических лиц в 1999 г.

Еще обратим внимание на тот факт, что в связи с внесением изменений в Закон N 1998-1 Министерством по налогам и сборам должны быть подготовлены и утверждены в установленном порядке изменения в Инструкцию по подоходному налогу. При этом такие изменения, исходя из уже сложившейся практики, могут существенно дополнить (разъяснить) соответствующие положения Федерального закона N 65-ФЗ.

Однако исходя из того, что изменений Инструкции следует ждать еще продолжительное время, а работу бухгалтеров всех предприятий по применению новых требований законодательства следует организовывать и проводить сейчас, то редакция позволит себе дать ряд рекомендаций по порядку применения положений Федерального закона N 65-ФЗ.

В первую очередь, изменения затронули порядок предоставления вычетов на самого работника, а также на его детей и иждивенцев.

До 1 января 1998 г. у физических лиц, не имеющих права на уменьшение совокупного налогооблагаемого дохода ежемесячно в размере 5- или 3-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) (пп.2 ст.3 Федерального закона N 1998-1), а также в размере минимальной ставки налогообложения (20 000 рублей) (пп."е" п.6 ст.3 закона N 1998-1), совокупный налогооблагаемый доход ежемесячно уменьшался в следующем порядке:

  • у физических лиц, доход которых в течение года не превысил 5000 рублей, — на сумму дохода в двукратном МРОТ;
  • у физических лиц, доход которых в течение года составил от 5000 рублей 1 копейки до 20 000 рублей, — на сумму дохода в двукратном размере установленного законом МРОТ до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 5000 рублей; на сумму дохода в размере одного установленного законом МРОТ начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 5000 рублей;
  • у физических лиц, доход которых в течение года превысил 20 000 рублей, — на сумму дохода в двукратном размере установленного законом МРОТ до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 5000 рублей; на сумму дохода в размере одного установленного законом МРОТ начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 5000 рублей, до месяца, в котором такой доход не превысил 20 000 рублей; начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 20 000 рублей, уменьшение не производится.

С 1 января 1999 г. согласно федеральному закону N 65-ФЗ при предоставлении вычетов физическим лицам, сумма в 5000 рублей заменяется на 10 000 рублей, и в связи с этим вычеты в размере 2-кратного МРОТ предоставляются до месяца, в котором совокупный доход превысил 10 000 рублей, а сумма в 20 000 рублей заменяется на 30 000 рублей, и поэтому вычеты в размере однократного размера МРОТ предоставляются начиная с месяца, в котором совокупный доход превысил 10 000 рублей, и до месяца, в котором он превысил 30 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором совокупный доход превысил 30 000 рублей, вычеты физическим лицам не предоставляются.

В таком же порядке начиная с 1 января 1999 г. предоставляются вычеты на детей и иждивенцев, предусмотренные пп."б" п.6 ст.3 закона N 1998-1.

Отметим, что в соответствии с Федеральным законом N 65-ФЗ вычеты на детей и иждивенцев у вдов (вдовцов), одиноких родителей, опекунов или попечителей, разведенных супругов, не получающих алименты на содержание детей, производятся в двойном размере, то есть ежемесячно в 4- или 2-кратном размере установленного законом МРОТ.

Следует обратить внимание, что в соответствии с п.12 и пп."г" п.14 Инструкции по подоходному налогу для предоставления вычетов совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, определяется с учетом суммы коэффициентов и надбавок за стаж работы, выплачиваемых в соответствии с законодательством за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных, пустынных и безводных районах и других местностях с тяжелыми климатическими условиями; суммы материальной выгоды по процентам по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, по страховым выплатам, а также других доходов, за исключением тех, которые в целях налогообложения не включаются в облагаемый доход.

Пример предоставления вычетов начиная с 1 января 1999 г.

За январь — апрель 1999 г. работнику начислено заработной платы, подлежащей в соответствии с законодательством налогообложению:

январь — 4500 рублей;

февраль — 5800 рублей;

март — 6500 рублей;

апрель — 5600 рублей;

Всего — 22 400 рублей.

У работника два несовершеннолетних ребенка.

За январь — март исчислено и удержано подоходного налога в размере 1876 рублей (за январь предоставлены вычеты в размере 2-кратного МРОТ на работника и на каждого из детей, за февраль и март вычеты предоставлены на работника и на детей на каждого по одному МРОТ).

Подоходный налог за апрель исчисляется следующим порядком:

а) совокупный доход с начала года — 22 400 рублей;

б) вычеты на сумму взносов, удержанных в Пенсионный фонд, — 224 рубля;

в) вычеты на самого работника:

за январь (доход не превысил 10 000 рублей) — 2 х 83-49 = 166-98;

за февраль (доход с начала года равен 4500 + 5800 = 10 300 — превысил 10 000 рублей, но меньше 30 000 рублей) — 1 х 83-49 = 83-49;

за март (доход с начала года 10 300 + 6500 = 16 800 — больше 10 000, но меньше 30 000) — 1 х 83-49 = 83-49;

за апрель (доход с начала года 16 800 + 5600 = 22 400 — больше 10 000, но меньше 30 000) — 1 х 83-49 = 83-49.

Всего вычетов на самого работника = 417-45:

г) вычеты на детей:

за январь — 2 х 2 х 83-49 = 333-96;

за февраль — 2 х 1 х 83-49 = 166-98;

за март — 2 х 1 х 83-49 = 166-98;

за апрель — 2 х 1 х 83-49 = 166-98.

Всего вычетов на детей = 834-90;

д) совокупный доход, к которому применяется шкала налогообложения, — 22 400 — 224 — 417-45 — 834-90 = 20 923-65;

е) исчисленный налог с начала года — 20 923-65 х 12% = 2510-84; по правилам округления 2511 рублей;

ж) налог к удержанию за апрель — 2511 — 1876 = 635 рублей.

Объявлены новые ставки налогообложения.

С 1 января 1999 г. подоходный налог с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, взимается по следующим ставкам:

Размер совокупного
облагаемого дохода,
полученного в
календарном году
Ставка налога в
федеральный бюджет
Ставка налога в
бюджеты субъектов
Российской Федерации
От 90 001 до
150 000 рублей
3% 11 400 руб. + 22% с
суммы, превышающей
90 000 руб.
От 150 001 до
300 000 рублей
3% 24 600 руб. + 32% с
суммы, превышающей
150 000 руб.
От 3 000 001 рублей и
выше
3% 72 600 руб. + 42% с
суммы, превышающей
300 000 руб.
До 30 000 рублей 3% 9%
От 30 001 до
60 000 рублей
3% 2700 руб. + 12% с
суммы, превышающей
30 000 руб.
От 60 001 до
90 000 рублей
3% 6300 руб. + 17% с
суммы, превышающей
60 000 руб.

Как видим, отныне получателей налога стало два — федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

При этом следует заметить, что по платежам в федеральный бюджет ставка налогообложения одна и та же вне зависимости от размера совокупного дохода.

Ставка же налогообложения в бюджеты субъектов Российской Федерации является прогрессивной, то есть зависит от совокупного дохода физического лица.

Пример применения ставок налогообложения.

За январь — май 1999 г. удержание налога с работников предприятия характеризуется следующими показателями:

Работник А (вдова, не получающая алиментов; один ребенок).

  1. Совокупный доход — 31 000.
  2. Удержания в Пенсионный фонд РФ — 310-00.
  3. Вычеты на работника — 2 х 83-49 х 2 + 1 х 83-49 х 2 = 500-94.
  4. Вычеты на детей и иждивенцев — 4 х 83-49 х 2 + 2 х 83-49 х 2 = 1001-88.
  5. Подоходный налог к уплате в федеральный бюджет — (31 000 — 310 — 500-94 — 1001-88) х 3% = 29 187-18 х 3% = 876 рублей.
  6. Подоходный налог к уплате в бюджеты субъектов РФ — (31 000 — 310 — 500-94 — 1001-88) = 29 187-18 х 9% = 2627 рублей.

Работник Б (два ребенка).

  1. Совокупный доход — 45 000.
  2. Удержания в Пенсионный фонд РФ — 450-00.
  3. Вычеты на работника — 2 х 83-49 х 1 + 1 х 83-49 х 2 = 333-96.
  4. Вычеты на детей — 333-96 х 2 = 667-92.
  5. Подоходный налог к уплате в федеральный бюджет — (45 000 — 450 — 333-96 — 667-92) х 3% = 43 548-12 х 3% = 1306 рублей.
  6. Подоходный налог к уплате в бюджеты субъектов РФ:

а) доход, к которому применяется шкала налогообложения: 45 000 — 450 — 333-96 — 667-92 = 43 548-12;

б) согласно шкалы налогообложения (доход от 30 001 до 60 000 рублей) налог составит: 2700 + (43 548-12 — 30 000) х 12% = 4326 рублей.

Принципиальным моментом изменений налогового законодательства является тот факт, что начиная с 1 января 1999 г. по отдельной ставке в размере 3% в федеральный бюджет и 9% в бюджеты субъектов Российской Федерации облагаются не только сами суммы коэффициентов и суммы надбавок за стаж работы, начисляемые к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных и безводных районах и других местностях с тяжелыми климатическими условиями, но также и с доли таких выплат, учтенных при исчислении среднего заработка за отпуск, пособия по временной нетрудоспособности (согласно Постановлению Фонда социального страхования от 5 сентября 1997 г. N 71 ограничения учитываемого заработка двумя должностными окладами не применяются для расчета пособий по временной нетрудоспособности работникам, на которых распространяется действие Закона РСФСР "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"), а также и в других случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается сохранение за работником среднего заработка.

Исходя из этого в районах, где работникам выплачиваются районные коэффициенты и надбавки за стаж работы, должен быть организован учет доли таких выплат в исчисленном среднем заработке.

Пример исчисления подоходного налога с сумм районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в отдаленных местностях.

Сотруднику начислено за январь — март в каждом из месяцев:

оклад 1000 руб., районный коэффициент (70%) = 700 рублей, северная надбавка (50%) — 500 рублей. Всего — 2200 рублей.

С 1 апреля по 15 мая 1999 г. работнику предоставлен отпуск продолжительностью 38 рабочих дней (24 дней основного отпуска + 14 дней за работу в отдаленных местностях).

Средний заработок за отпуск составит: ((2200 х 3) : 25,25 х 3) х 38 = 3310 рублей 89 копеек.

Доля выплат по районному регулированию оплаты труда в среднем заработке составит (700 + 500) х 3 : (25,25 х 3) = 47-52 х 38 = 1805 рублей 76 копеек.

Удержание налога при выплате отпускных должно быть произведено следующим порядком.

  1. Совокупный доход с начала года по выплатам, не относимым к районному регулированию оплаты труда, — (1000 х 3) + (3310-89 — 1805-76) = 4505-13;

а) вычеты в размере страховых взносов, удержанных в Пенсионный фонд с таких выплат, — 45-05;

б) вычеты на самого работника в кратном размере минимальной оплаты труда (всего доход с начала года по 15 мая 1999 г.

Обзор: "Основные изменения налогового законодательства в 2018 году" (КонсультантПлюс, 2018)

включительно 9910-89, то есть меньше 10 000 рублей) — 4 х 2 х 83-49 = 667-92;

в) вычеты на детей и иждивенцев (двое) = 2 х 4 х 2 х 83-49 = 1335-84;

г) сумма налога с начала года = (4505-13 — 45-05 — 667-92 — 1335-84) х 12% = 294 рубля 76 копеек;

д) сумма к удержанию за апрель — 294-76 — 176-06 (сумма налога, удержанная из заработной платы за январь — март) = 118-70.

  1. Совокупный доход с начала года по районному коэффициенту и процентным надбавкам за работу в отдаленных районах — (1200 х 3) + 1805-76 = 5405-76;

а) вычеты в размере страховых взносов, удержанных в Пенсионный фонд, — 54-05;

б) сумма налога с начала года — (5405-76 — 54-05) х 12% = 642-20;

в) сумма налога к удержанию за апрель — 642-20 — 427-68 (удержано за январь — март) = 214-52.

  1. Всего сумма налога с начала года — 642-20 + 294-76 = 936-96.
  2. Сумма налога к удержанию за апрель — 936-96 — 471 (удержано за январь — март) = 465-96 = 466 рублей.

Главным отличием удержания налога с выплат по районному регулированию оплаты труда является тот факт, что с них подоходный налог исчисляется только в размере 12% вне зависимости от общей суммы выплат, а по другим доходам ставка налогообложения может быть и выше исходя из шкалы налогообложения.

Еще одно изменение коснулось порядка удержания подоходного налога с дохода, выплачиваемого физическим лицам не по месту основной работы.

Согласно редакции Федерального закона N 1998-1, действовавшей с 1 января 1998 г., таким лицам не предоставлялись вычеты из выплачиваемого дохода, установленные п.п.2 — 6 ст.3 Закона N 1998-1, то есть, двумя словами, не предоставлялись никакие вычеты.

Начиная с 1 января 1999 г. согласно Закону N 65-ФЗ совокупный доход физических лиц, получающих доходы не по месту основной работы, уменьшается на суммы, удержанные в Пенсионный фонд РФ.

И еще одно маленькое изменение. Оно касается сроков представления налоговых деклараций.

Начиная с 1998 г. в соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона N 65-ФЗ срок подачи налоговых деклараций продлен до 30 апреля 1998 г.

Изменения заработной платы в 2018

Чиновники подготовили два глобальных нововведения в заработной плате: во-первых, МРОТ увеличивается с 1 января, а во-вторых, депутаты Госдумы РФ рассмотрят возможность введения обязательной индексации зарплаты в российских организациях.

МРОТ

С 01.01.2018 минималка в России составит 9489 рублей. Правительство планирует поэтапно довести МРОТ до прожиточного минимума. В январе он составит 85 % от утвержденного прожиточного минимума за 2 квартал 2018 г. (11 163 рубля).

Отразить повышение МРОТ следует уже в декабре 2018.

Налоговые новости

В учреждении нужно подготовить дополнительные соглашения к действующим трудовым договорам с работниками, которые получают зарплату на уровне минималки. Также должен быть утвержден отдельный приказ руководителя о повышении МРОТ.

Напомним, что районный коэффициент не включается в минимальный размер оплаты труда, следовательно, в допсоглашениях к трудовым договорам не забудьте прописать данное условие.

Индексация

Чиновники планируют сделать обязательной индексацию заработной платы наемных сотрудников для организаций и ИП. Перерасчет будет производиться на уровень роста потребительских цен один раз в год. Решение находится на рассмотрении Госдумы РФ.

Новое в платежных поручениях

Порядок заполнения платежных поручений в новом году сохранится, изменения коснулись кодов бюджетной классификации. Чиновники добавили новые КБК:

  1. Налог на прибыль. Введен новый КБК для доходов, полученных от облигаций, которые выпущены российскими организациями в период 01.01.2017–31.12.2021 (приказ Минфина от 09.06.2017 № 87н).
  2. Акцизы. Дополнены новые коды бюджетной классификации на электронные сигареты, нагревательный табак и никотиносодержащие жидкости (приказ Минфина от 06.06.2017 № 84н).
  3. Курортный сбор. Новый КБК для уплаты курортного сбора в бюджет. Теперь перечислять платеж следует по 000 1 15 08000 02 0000 140 («Плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор)»), где первые три цифры (нули) — администратор доходов. Пока администратор курортного сбора не определен.

Изменения в бухгалтерском учете 2018 года

Четыре основных изменения в бухучете, которые вступают в силу с января 2018 г.:

  1. Новые стандарты бухучета и порядок их применения (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).

В силу вступают пять новых федеральных стандартов бухучета из 29, остальные 24 стандарта планируется поэтапно ввести до 2020 года. Подробно о новых стандартах бухгалтерского учета читайте в статье «Новые стандарты бухучета: изменения 2018 года».

  1. Изменения в учетной политике (стандарты, корректировка плана счетов и налогового законодательства).

О том, что нужно отразить в учетной политике на 2018 год, мы рассказывали в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».

  1. Порядок составления отчетности обновлен.

При составлении бухгалтерской отчетности организациям теперь не обязательно отражать изменения учетной политики будущих периодов. Такие нормы установлены в п. 14 приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н.

  1. Упрощенный вид бухучета сохраняется.

Некоторые организации вправе вести упрощенной бухгалтерский учет. Данное право сохраняется и в 2018 году. Подробнее в статье «Подаем отчетность по упрощенной схеме».

Изменения в налоговом законодательстве и бухгалтерском учете в 2018 году

Какие новые налоги в 2018 году ожидают россиян? Самая последняя информация