Экспедиторская расписка и транспортная накладная

Транспортная накладная для подтверждения расходов у заказчика экспедиторских услуг – лишний документ или необходимость?

Специально для сайта www.audit4dk.ru

31 августа 2015

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Особенности оформления ТТН и экспедиторских документов

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы, учитываемые налогоплательщиком при исчислении налогооблагаемой прибыли, должны быть экономически обоснованными (произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода) и документально подтвержденными.

Согласно статье 2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» утвержденными Правительством РФ правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);

требования к качеству экспедиционных услуг;

порядок оказания экспедиционных услуг.

Пунктом 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, установлено, что экспедиторскими документами являются:

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Таким образом, необходимость составления при организации доставки товаров экспедитором транспортной накладной нормами гражданского законодательства прямо не установлена.

В то же время согласно пункту 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Следовательно, организуя перевозку грузов, экспедитор заключает договор перевозки с соответствующим перевозчиком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.

Действующая в настоящее время форма транспортной накладной утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

Этим же Постановлением утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила перевозок).

Пунктом 6 Правил перевозок установлено, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению № 4 к данным Правилам.

Таким образом, поскольку при организации доставки товара экспедитор заключает с перевозчиками договоры перевозки, должны составляться транспортные накладные.

Исходя из вышеизложенного, для подтверждения правомерности учета расходов на доставку товаров, организованную экспедитором, при исчислении налогооблагаемой прибыли организации – заказчику экспедиторских услуг необходима транспортная накладная.

Аналогичная позиция содержится в Письме УФНС России по г. Москве от 17.10.2012 № 16-15/099196@ и Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 № 09АП-47523/2013 по делу № А40-131014/13.

Хотите быть в курсе актуальных изменений — подпишитесь на рассылку

Для чего нужна экспедиторская расписка

При организации транспортно-экспедиционных услуг составляется договор транспортной экспедиции. Образец заполнения экспедиторской расписки используется ситуации, так как расписка является одним из составляющих документов в рамках данного договора.

Документы для скачивания

Бланк экспедиторской расписки.jpg

Образец заполнения экспедиторской расписки.jpg

Отличия экспедиторской расписки от ТТН

Услуги по перевозке груза, подписанию договоров, организация отправки и получения товара – это все называется транспортно экспедиционными услугами.

К экспедиторским документам относятся:

  1. Экспедиторская расписка
  2. Складская расписка
  3. Поручение экспедитору

Она подтверждает получение груза экспедитором и факт перевозки этого самого груза от грузополучателя к грузоотправителю. Она является неотъемлемой частью договорных отношений в данном случае и является обязательной к заполнению. Она составляется в письменном виде на специальном для этого бланке. Для чего нужна экспедиторская расписка? Экспедитор — это по сути посредник между грузоотправителем и грузополучателем. Сам экспедиторский контракт может быть разовым, непрерывным, «рамочным». При долгосрочном сотрудничестве очень сложно определить заранее, на этапе подписания договора, тип товара, его стоимость, вес, упаковку, сроки доставки и пр. Поэтому очень важно все подробности указать в приложениях к каждой очередной перевозке. Также необходимо чтобы в договоре было указано, что все отсылки и приложения являются неотъемлемой частью самого договора. Экспедиторская расписка не может заменить транспортную накладную. Основное отличие ТТН (товарно-транспортной накладной) от расписки состоит в том, что в ней не указывается стоимость перевозки. Она содержит только сведенья о грузе, именно по этой причине она не может применяться, для учета транспортных расходов. Также и ТТН не может заменить расписку, ведь она свидетельствует о том, что экспедитор получил груз и несет за него ответственность с момента его получения и до момента его передачи грузополучателю. Без наличия данного документа налоговая служба может отказать налогоплательщику от учета транспортных расходов.

Ведь ее отсутствие является нарушением правил оформления документации.

Составление экспедиторской расписки

Как уже упоминалось ранее, экспедиторская расписка вместо транспортной накладной не составляется. Это два абсолютно разных документа и оба они крайне необходимы для полного документооборота. Есть определенные правила составления расписки. Правила написания к данному бланку подробно описаны в Приказе о порядке №23. Она может быть написана как от руки с учетом определенной информации, либо же по определенному шаблону-образцу, установленному на предприятии. Очень часто используется давно применяемый бланк, ведь он содержит все необходимые сведенья. Она должна содержать в себе:

  1. Информация о грузоотправителе.
  2. Информация о грузополучателе.
  3. ФИО экспедитора
  4. Сведенья о грузе – вес, упаковка, цена, количество, другие параметры.
  5. Номер документа и дата его составления.

В случае если допущена ошибка, при заполнении данного документа ее лучше не исправлять, более правильным решением было бы составление нового. Расписка составляется в двух экземплярах. Один остается у экспедитора, а второй передается на руки клиенту. В редких случаях составляются дополнительные экземпляры, они также должны быть подписаны экспедитором. Такой документ относится к необоротным и не возвращается после доставки груза. Составляется она экспедитором, клиент должен лишь обеспечить экспедитора необходимой информацией о товаре.

Образец написания экспедиторской расписки

Расписка состоит из нескольких обязательных пунктов. Дата написания расписки должна совпадать с датой приема груза. Документ также должен содержать свой номер, присвоенный согласно внутреннему документообороту компании. После этого вписывается основная информация о грузе:

  1. Полное наименование товара.
  2. Адрес, по которому должен быть доставлен товар.
  3. Телефон
  4. Также вносятся вся необходимая информация о грузополучателе.
  5. Персональная информация об экспедиторе. Кроме ФИО также иногда вносятся паспортные данные.
  6. Информация о грузе должна включать в себя: страну происхождения груза, товарный код (необходим при транспортных досмотрах).
  7. Правила хранения и перевозки товара, сведения о маркировке. Обычно выглядят как символы или значки. Указываются особые условия для перевозки либо хранения, это также могут быть условия по сохранении охраны окружающей среды.
  8. Указывается вид упаковки и количество занимаемого места¸ а также вес товара брутто и нетто.

    Для чего нужна экспедиторская расписка?

    Указывается информация об объеме товара его стоимости и размера.

  9. В конце ставится подпись экспедитора с расшифровкой. Печать в данном документе не обязательна.

В пункте об условиях перевозки прописываются обязательства экспедитора для обеспечения целостности и сохранности груза. Также указываются условия не только для его перевозки, но и условия приема груза на транспортно-экспедиционное обслуживание.

!!! Скачать бланк экспедиторской расписки можно будет в начале и конце данной статьи.

Не соблюдение обязательств и их последствия

Прошу обратить внимание, что не соблюдение правил заполнения и указание не правильной информации приводит к тому, что расписка становится недействительной. К примеру, если предприятие-клиент решит предъявить претензии к экспедитору, который не добросовестно выполнял свои обязательства, то наличие полного пакета правильно оформленных документов будет обязательным условием для судебных разбирательств. Расписка не должна быть заменена товарно транспортной накладной либо сдаточным списком. В этой ситуации суд может рассудить, что экспедитор не получал никакой товар и ответственности за его перевозку и хранение не несет. Ведь образец экспедиторской расписки 2018 четко утвержден законом. В грамотно составленном документе нуждается и сам экспедитор. Этот документ, как не раз уже указывалось, подтверждает факт приема груза экспедитором на счет «товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение». Эта информация важна для бухгалтеров для правильного занесения информации на необходимый счет. Также он важен для того чтобы подтвердить право применения нулевой ставки НДС, для стороны экспедитора. Клиентам же необходимо для применения вычетов по НДС по части расходов на экспедирование и перевозку по договору транспортной экспедиции.

Бланк экспедиторской расписки.jpg

Образец заполнения экспедиторской расписки.jpg

Оформление доставки: экспедиционная расписка и транспортная накладная

Договор является основным документом при оказании транспортно-экспедиторских услуг. Другими документами, подтверждающими заключение договора транспортной экспедиции, являются экспедиторская и складская расписки. При этом весь пакет экспедиторских документов — неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.

Транспортно-экспедиторские документы — документы, которые оформляют выполнение экспедитором операций по экспедированию, обработке грузов, складированию, организации перевозки, включая перегрузку товара, хранение и перетарку в пути, предоставление местных транспортных средств, проверку состояния упаковки и маркировки, оформление необходимых документов (транспортных, таможенных, страховых, складских) и т.д.

Поручение экспедитору. Предусматривает выдачу экспедитору задания на любые экспедиторские услуги в соответствии с типовым руководством ООН по стандартизации и унификации документов международной торговли и международных перевозок. Может служить юридической основой для заключения экспедиторского договора.

Клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору, оформленное согласно Порядку оформления и формы экспедиторских документов, утвержденному Министерством транспорта РФ. Поручение экспедитору представляется клиентом в письменном виде. Подачу клиентом экспедитору поручения можно рассматривать как оферту. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору и направляет его обратно клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании. Отметка о согласовании в поручении экспедитора является акцептом сделанной клиентом оферты. В случае если в оферте содержатся все существенные условия договора, при получении акцепта клиентом договор будет считаться заключенным.

Кроме подробного описания груза в бланке нужно указать вид транспорта, на котором предполагается перевозка груза, перечислить документы, прилагаемые к поручению экспедитора и необходимые для перевозки груза. Безусловно, в поручении клиент должен указать пункт назначения (доставки) груза, а также в случае необходимости сделать отметку об уведомлении клиента (грузоотправителя или иного лица) о прибытии груза.

До утверждения формы поручения экспедитору стороны договора самостоятельно разрабатывали документ для согласования условий перевозки и экспедиции. Чаще всего он назывался заявкой. Рассмотренная экспедитором заявка направлялась клиенту с вписанными в нее данными о конкретном транспортном средстве и водителе, который должен перевезти груз (марка, государственный регистрационный номер автомобиля, Ф.И.О. и паспортные данные водителя). В настоящее время форма поручения экспедитору не предполагает такого реквизита. Однако очевидно, что указание информации о водителе и транспортном средстве в некоторых случаях необходимо, поэтому стороны вправе договориться о подобном дополнении поручения экспедитору.

Заметим, что и теперь, когда есть утвержденные формы экспедиторских документов (Приказ Минтранса России от 11.02.2008 N 23), клиент и экспедитор все еще продолжают использовать заявки и не заполнять экспедиторские документы. В случае возникновения спора (а спор по инициативе клиента возникает, если у него есть претензии к экспедитору по сохранности груза) придется доказывать факт заключения договора. Если предприятие уверено в том, что имеющиеся у него документы (заявка, ТТН) подтвердят этот факт, можно с легкой совестью не составлять поручение экспедитору и не запрашивать у него экспедиторскую расписку. Однако есть примеры, когда заявок, направленных по факсу и электронной почте, недостаточно и заинтересованной стороне не удается доказать наличие договорных отношений

Экспедиторская расписка. В п. 4 ст. 4 Закона об экспедиции и п. 12 Правил ТЭД говорится, что такой документ выдается клиенту. Экспедиторская расписка подтверждает факт получения груза экспедитором от клиента либо указанного им грузоотправителя (п. 5 Правил ТЭД) и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил ТЭД).

Юридический смысл документа заключается в подтверждении экспедитором принятия под свою ответственность груза с безотзывным обязательством отправить груз получателю или хранить груз в распоряжении этого получателя. Является необоротным документом, служит свидетельством выполнения экспортером своих обязательств и является документом для снятия денег с аккредитива.

Выдавая экспедиторскую расписку, экспедитор подтверждает, что:

а) отправка, указанная в документе, принята экспедитором или его агентом (представителем) и он несет ответственность за выполнение обязательств по доставке груза;

б) тара и упаковка предъявленного к отправке груза находятся в надлежащем состоянии;

в) положения документа соответствуют инструкциям, полученным экспедитором;

г) условия перевозочных документов не противоречат обязательствам, взятым на себя экспедитором в соответствии с экспедиторской распиской.

Этот документ целиком состоит из полей, предназначенных для описания груза, которые идентичны тем, что содержатся в бланке поручения экспедитору. В экспедиторской расписке есть только одно поле, которое отсутствует в поручении, оно называется "Условия". В нем указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора.

Согласно порядку заполнение бланка "Экспедиторская расписка" возлагается на экспедитора. Заполненный экспедитором бланк "Экспедиторская расписка" должен содержать достоверные и полные данные о грузе.

Третий и последний основной экспедиторский документ — складская расписка применяется, только если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение. В соответствии с п. 13 Правил ТЭД в случае, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку. Складская расписка выдается либо самому владельцу, либо лицу, действующему по надлежаще оформленной доверенности.

Складская расписка выступает в качестве унифицированного складского документа и является доказательством исполнения контракта купли-продажи, может служить залоговым документом на получение банковского кредита.

Бланк "Складская расписка" заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается клиенту).

Кроме вышеперечисленных экспедиторских документов применяются следующие:

Отгрузочное поручение – это документ, который выписывается грузополучателем либо грузоотправителем (зависит от условий транспортного экспедирования грузов), заполненный в обычном порядке на особом бланке транспортно-экспедиторской фирмы, в данном акте содержится список операций поручаемых экспедитору и детальные инструкции по их выполнению. Содержание отгрузочного поручения:

— наименование отправителя и его адрес (также отражается информация, является ли отправитель производителем или нет);

— дата заказа (обязательно указывается, каким образом заказ был оформлен);

— точная дата поставки груза;

— указывается вид упаковки либо указание как упаковать груз;

— порядок оформления актов для отгрузки (железнодорожной накладной, коносамента, авианакладной или автонакладной);

— в случае, когда в пользу грузоотправителя грузополучатель открывает аккредитив, тогда экспедитору к отгрузочному поручению дополнительно прилагается копия аккредитива со всеми необходимыми данными, необходимые для правильной отгрузки;

— указание условий поставки, с уточнением какие расходы несет приобретатель и продавец по доставке груза.

К отгрузочному поручению обычно прилагаются копии валютного разрешения, импортной лицензии или товарных счетов.

Экспедиторская инструкция – этот документ выдается экспедитору, в нем содержатся инструкции относительно мер, которые экспедитор должен выполнить при осуществлении транспортного экспедирования объектов указанных в документе.

Извещение экспедитором агента импортера– это акт, который оформляется экспедитором в стране-экспортере, который информирует экспедитора из страны-импортера об экспедировании грузов указанных в нем.

Извещение экспедитором экспортера – это документ, выдаваемый экспедитором, который извещает экспортера обо всех мерах, которые были приняты для выполнения полученных инструкций.

Счет экспедитора – это счет, выдаваемый экспедитором, в котором есть перечень оказанных услуг, их стоимость и выставляется требование об оплате указанных услуг – «транспортное экспедирование грузов».

Извещение об отправке – это документ выдаваемый грузоотправителем или же его агентом оператору смешанных перевозок, властям терминала, перевозчику или другому получателю. Документ содержит информацию о транспортируемых экспортных грузах, а также содержит все необходимые заявления об ответственности и расписки в соответствии с условиями договора транспортного экспедирования.

Международными транспортно-экспедиционными документами являются документы Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА).

Документы ФИАТА регулируют деловые отношения между экспедитором и грузовладельцем. Действие этих документов не распространяется на отношения экспедитора с перевозчиками. Отношения экспедитора с перевозчиками регулируются соответствующими транспортными документами, предусмотренными национальными и международными транспортными конвенциями, законами, уставами и правилами.

Первый экспедиторский документ ФИАТА начал применяться в 1955 г. К 2008 г. было разработано и принято восемь таких документов. Это:

— экспедиторская расписка,

— экспедиторский сертификат перевозки,

— оборотный мультимодальный транспортный коносамент,

— складская расписка,

— поручение экспедитору (см. Приложение 1),

— декларация отправителя о перевозке опасных грузов,

— необоротная мультимодальная транспортная накладная,

— интермодальное весовое свидетельство отправителя (см. Приложение 2).

Кроме восьми перечисленных экспедиторских документов, с 1986 г. экспедиторы применяют при оказании своих услуг нейтральную воздушную накладную.

Упомянутые выше девять документов условно можно разделить на три группы.

К первой группе можно отнести поручение экспедитору, интермодальное весовое свидетельство отправителя и декларацию отправителя о перевозке опасных грузов. Эти три документа передаются экспедиторами грузоотправителю, заполняются, подписываются последним и возвращаются экспедитору для исполнения. В этом случае грузоотправитель отвечает за правильность и точность содержания этих документов.

Ко второй группе относятся складская расписка, экспедиторская расписка и экспедиторский сертификат перевозки. Эти документы заполняются экспедитором в соответствии с поручением грузоотправителя. Выдав эти документы, экспедитор выступает в качестве агента грузовладельца и выполняет его поручение без права принятия самостоятельных решений. По перечисленным документам экспедитор не может выступать перевозчиком и не отвечает за перевозку.

И в третью группу входят оборотный мультимодальный транспортный коносамент, необоротная мультимодальная транспортная накладная и нейтральная воздушная накладная.

Новая транспортная накладная: как ее заполнить, если доставка производится покупателем

Выдавая грузоотправителю эти документы, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю в качестве перевозчика и отвечает перед грузоотправителем и за перевозку, и за доставку груза, а также за любую третью сторону, привлеченную им к перевозке товара. Эта ответственность имеет установленные пределы.

Экспедиторский сертификат перевозки груза (Forwarder’s Certificate of Transport — FCT) является товарораспорядительной ценной бумагой. Выдавая данный сертификат, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю привлеченным перевозчиком и на условиях этого перевозчика. На лицевой стороне FCT указано, что груз выдается не иначе как против предъявления FCT, должным образом индоссированного. Служит доказательством исполнения экспортером обязательств по поставке товаров и документом для получения денег за товар по аккредитиву и на инкассо.

Оборотный мультимодальный транспортный коносамент (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading — FBL) является транспортным документом экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика или оператора смешанной перевозки. Применяется при прямых и смешанных перевозках. Относится к числу товарораспорядительных (ценных) бумаг аналогично морскому коносаменту.

Выдав этот коносамент, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз до получателя. При этом он возлагает на себя ответственность за любую третью сторону, привлеченную им к осуществлению этой перевозки. Эта ответственность имеет ограничения, установленные правилами коносамента.

Оборотный мультимодальный транспортный коносамент получил признание у банковского сообщества. Внешнее подтверждение этого признания выражается в том, что на лицевой стороне коносамента стоит логотип международной торговой палаты. Для доставки груза в место назначения экспедитор использует услуги фактического перевозчика груза. Перед владельцем коносамента экспедитор остается договорным перевозчиком на всем пути движения груза от места его получения до места его выдачи. Если фактический перевозчик повредит или утратит груз, то ответственность перед владельцем коносамента несет экспедитор.

Необоротная мультимодальная транспортная накладная (Non-Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill — FWB) является дополнением к коносаменту ФИАТА. Она обладает всеми свойствами и преимуществами коносамента, но не является товарораспорядительной (ценной) бумагой. На практике при получении товара нет необходимости предъявлять накладную. Применяется при поставках товаров в кредит, с отсрочкой платежей и т.п. Необоротная мультимодальная транспортная накладная служит доказательством заключения договора перевозки груза.

Поручение экспедитору (FIATA Forwarding Instruction — FFI) представляет собой выдачу экспедитору задания на транспортно-экспедиционные услуги. Заполняется клиентом и отправляется экспедитору. На практике используется как оферта, а ее акцепт экспедитором заключает договор транспортной экспедиции. Риск неполного и неправильного его заполнения несет клиент. FFI содержит пункты, содержание которых не может быть обеспечено другими транспортными документами. Например, условия продажи товара, описание условий страхования (в том числе транспортного страхования), условия документарного аккредитива, страна происхождения товара, инструкции по обработке опасных грузов. Каждый элемент лицевой стороны FFI имеет словесное описание и свой номер.

Декларация грузоотправителя о перевозке опасных грузов (Shipper’s Declaration for the Transport of Dangerous Goods — FIATA SDT) применяется при организации перевозок опасных грузов автомобильным, морским транспортом и железнодорожным транспортом. Она должна быть заполнена и подписана отправителем с указанием класса опасности, правил обращения с грузом и условий его перевозки и представлена экспедитору.

Интермодальное весовое свидетельство отправителя (Shippers Intermodal Weight Certificate — FIATA SIC) заполняется грузоотправителем и передается экспедитору для указания точного веса груза в транспортных документах. Экспедитор может выдавать перевозчику весовое свидетельство в тех случаях, когда он организует сборные отправки и выступает в качестве грузоотправителя. При этом весовое свидетельство экспедитор заполняет на основе весовых свидетельств, полученных им от отправителей мелких партий грузов.

Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 2861 | Нарушение авторского права страницы