Электронное и дистанционное обучение

Рассмотрим  основные различия между понятиями «дистанционное обучение» и «электронное обучение», анализируются преимущества электронного обучения, формулируются основные направления его использования в образовательной среде педагогического университета.

Использованы материалы статьи  МихеевойС.А., Е.П. Свит  "Опыт и перспективы использования электронного обучения в образовательной среде  Педагогического университета"

Для российской системы образования «Electronic Learning» (e-learning) — сравнительно новый термин. В подавляющем большинстве отечественных публикаций, посвященных вопросам электронного обучения, это понятие отождествляется с термином «дистанционное обучение». У этих понятий действительно много общего, но есть и существенные различия, на которые указывают известные зарубежные специалисты в области электронного обучения . Многие университеты мира, реализующие программы дистанционного обучения, не используют ИКТ, в то время как вузы, реализующие электронное обучение, не используют его для целей дистанционного образования. Таким образом, e-learning может быть использовано в дистанционном обучении, а дистанционное обучение может использовать e-learning, но может и не использовать. Так, например, согласно данным Министерства образования  США в 2002 году более 85% студентов использовали различные формы электронного обучения, но только 7.6% из них изучали некоторые курсы дистанционно, и лишь 2.2% студентов — полностью обучались в дистанционной форме .

Четкое понимание сущности и различий терминов «электронное обучение» и «дистанционное обучение» в академической среде, их адекватное использование является ключом к обеспечению надежной связи и взаимопонимания между потребителями и поставщиками образовательных услуг. Выявление отличительных характеристик является критическим фактором оценки альтернативных вариантов, выбора оптимальных решений, и содействия эффективной практики обучения .

Ключевой характеристикой дистанционного обучения является взаимодействие между преподавателем и обучащимися на расстоянии. При этом участники процесса обучения разделены не только в пространстве, но и во времени. Наряду с термином «дистанционное обучение» часто используется термин «дистанционное образование». По мнению авторов статьи, употребление данного термина применительно к формам получения образования в нашей стране, не вполне корректно. В статье 17 федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме, а вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность — в форме семейного образования и самообразования» .

Поэтому в случае, когда в дистанционном обучении используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), речь должна идти о дистанционных образовательных технологиях, которые в соответствии с законом могут использоваться во всех  формах получения образования, описанных в данном законе (очной, очно-заочной, заочной, семейного образования и самообразования).

Отличительной особенностью дистанционного обучения является его внимание к потребностям специальных категорий обучаемых, которых по ряду причин (состояние здоровья, географические барьеры и др.) не могут посещать образовательное учреждение.

Целевая аудитория  дистанционного обучения – это обучащихся старших классов, студенты, аспиранты, взрослые, получающие второе высшее образование и т.п.

Понятие электронного обучения появилось в 1980-х годах. В определении данного термина упор делается на средствах (инструментах) обучения, при этом обучаемый и преподаватель могут находиться как в образовательном учреждении, так и в разных местах, а сам процесс обучения может осуществляться как в синхронном (on-line), таки асинхронном (off-line) режимах. «Расстояние» не является определяющей характеристикой электронного обучения . Использование в процессе обучения мультимедиа презентаций и электронной почты не является электронным обучением. В этом случае в обучении просто используются современные ИКТ. Ключевой характеристикой электронного обучения является наличие виртуальной обучающей среды (платформы). Можно утверждать, что электронное обучение — это новая модель учебного процесса. Целевая аудитория электронного обучения не имеет ограничений по возрасту и уровню образования: обучаемыми могут быть дети и взрослые, имеющие разные интересы и потребности.

Разработчики технологии e-learning считают, что символ «e» означает не только electronic (электронный), но также — excellent (великолепный), enhanced (продвинутый), emotional (эмоциональный), extended (широкий), enthusiastic, energetic (полный энтузиазма, энергии). Изучение возможностей e-learning позволяет заключить, что во многом эти характеристики справедливы. Рабочая группа ЮНЕСКО по терминологии в данной области рекомендует не переводить термин e-Learning на национальные языки ЮНЕСКО, ибо это – новая философия, новая педагогика, новые технологии качественного образования .

В законе «Об образовании в РФ» электронное обучение определяется как организация образовательной деятельности с применением используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников .

Рассмотрим одну из структур электронного обучения. Система электронного обучения включает в себя три компоненты: человеческую, процессуальную и технологическую (по материалам статьи).

  • Человеческая компонента – это обучаемые, преподаватель и системный администратор. Функции преподавателя в электронном обучении отличаются от его традиционных функций трансляции знаний. Преподаватель  становится тьютором, помощником учащихся при выборе образовательной траектории и консультантом по изучаемому материалу.
  • Процессуальная компонента содержит четыре вида процессов: процессы обучения, процессы управления обучением, организационные процессы и процессы разработки и сопровождения ресурсов.
  • Технологическая компонента – это, прежде всего, программное обеспечение (ПО). В области e-learning используется три вида систем: 1) системы управления обучением (Learning Management Systems — LMS); 2) системы управления учебным контентом (Learning Conten tManagement Systems — LCMS); 3) авторские программные продукты (Authoring Packages).

Сегодня в мире существует около 400 различных обучающих платформ. Наибольшее распространение получили системы Blackboard и Moodle. Из TOP-200 лучших университетов мира по версии The World University Rankings за 2011 году в настоящее время более 70% используют системы и решения компании Blackboard . Среди них: Гарвардский, Стэндфордский и Оксфордский университеты. Некоторые российские вузы тоже используют данную платформу. В их числе: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ),  Дальневосточный федеральный университете (ДВФУ), Ленинградский Государственный Университет им. Пушкина. Недостатками этого продукта применительно к российским условиям является её высокая стоимость и отсутствие русскоязычной версии.

Сегодня существуют несколько десятков платформ электронного обучения, построенных по принципу открытых источников. Девять наиболее популярных открытых платформ (Atutor, Dokeos, dotLRN, ILIAS, LON-CAPA, Moodle,  OpenUSS, Sakai, Spaghetti Lеarning) были проанализированы американскими исследователи по 34 параметрам, сгруппированным в восемь блоков:

  1. инструменты управления учебным курсом
  2. возможности администрирования
  3. технические аспекты
  4. возможности адаптации
  5. удобство использования платформы
  6. управление данными пользователя
  7. объекты обучения
  8. средства общения .

Учёные пришли к выводу, что по большинству критериев лучшей среди открытых платформ является система Moodle (Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Система Moodle изначально была ориентирована на университетское образование. Сегодня эта платформа используется в 214 странах и более чем на 78 языках. В России на начало 2013 года зарегистрировано более тысячи установок Moodle на компьютеры учебных заведений и преподавателей, при этом количество пользователей достигает пятисот тысяч человек .

При безусловной важности качества технологий эффективность обучения, в первую очередь, определяется качеством подготовки человеческой компоненты. Для широкого внедрения электронного обучения в образовательную среду университета необходимо разработать систему поэтапной подготовки преподавателей и студентов. Система подготовки преподавателей должна предусматривать не  только повышение уровня их информационно-коммуникационной компетентности, но и специальную методическую подготовку, направленную на формирование навыков разработки учебных и контрольно-измерительных материалов для электронной обучающей среды. Для работы в виртуальной образовательной среде недостаточно просто перевести печатный материал (пособия, учебники, лекции) в электронную форму. Высокий дидактический потенциал электронных технологий может быть реализован только при использовании учебного контента, имеющего грамотное психолого-педагогическое обоснование.

Успешность внедрения электронного обучения, кроме вышеизложенного, во многом определяется мотивацией студентов и профессорско-преподавательского состава. Как правило, студенты сегодня психологически и практически  больше, чем преподаватели готовы к использованию электронного обучения. У большинства студентов уже сформированы навыки работы в сети. Почти каждая учебная группа имеет свою страницу в социальных сетях, в которой происходит обмен информацией, учебными материалами и пр.

Преподаватели, как правило,  более консервативны. Активное вовлечение профессорско-преподавательского состава университета в электронное обучение возможно только при условии разработки и внедрения хорошо продуманной системы мотивации преподавателей. Поскольку разработка электронного контента и работа в виртуальной среде, особенно на первом этапе, потребует значительных временных затрат, необходимо решить вопрос учёта этой деятельности в учебной нагрузке. Немаловажным фактором является также материальная заинтересованность преподавателей через действующую систему распределения стимулирующих надбавок к заработной плате. Использование преподавателем e-learningв учебном процессе необходимо учитывать при конкурсном отборе преподавателей наряду с количеством публикаций и другими профессиональными достижениями. Решение перечисленных вопросов находится в компетенции высшего руководства вуза, поэтому важным фактором успешности внедрения электронного обучения в образовательную среду университета является заинтересованность и поддержка ректората.

У электронного обучения есть свои плюсы и минусы. В качестве основных преимуществ электронного обучения большинство исследователей называют:

  • доступность  учебных материалов во времени и в пространстве;
  • автоматизация  проверки заданий (тестов) и хранение результатов;
  • возможность оперативного обновления теоретического материала, фактической и статистической информации;
  • наглядность учебных материалов на основе использования различных средства мультимедиа (анимации, аудио и видео), позволяющая задействовать большинство механизмов восприятия человеком новой информации;
  • упор на самостоятельную работу студента, способствующую формированию навыков самоорганизации и рационального планирования учебного времени;
  • развитие навыков владения современными инфокоммуникационными технологиями;
  • формирование и развитие навыков целеполагания, инициативности и ответственности;
  • индивидуальный подход, возможность адаптации учебных курсов для студентов с разным уровнем подготовки.

Технологии электронного обучения являются личностно-ориентированными и направлены на развитие индивидуальных способностей обучающихся. Некоторые авторы называют в качестве преимуществ также сокращение затрат на обучение и повышение качества обучения. Однако данные утверждения представляются спорными и противоречащими друг другу. Повышение качества образования при использовании электронного обучения действительно возможно, но не гарантировано, и может быть достигнуто при выполнении целого ряда условий, одним из которых увеличение расходов: 1) затраты на разработку и внедрение учебных материалов; 2) затраты на подготовку преподавателей (тьюторов);  3) административные затраты и др.

В качестве недостатков (минусов) электронного обучения чаще всего приводятся :высокая зависимость от технической инфраструктуры; отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов в сфере e-learning;отсутствие хороших каналов передачи данных. Однако перечисленные выше аргументы не являются недостатками модели электронного обучения, их можно отнести к возможным трудностям, возникающим в процессе её реализации в конкретных условиях (страна, вуз и пр.). Некоторые авторы относят к проблемам внедрения электронного обучения правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности. Основной недостаток e-learning – это проблема идентификации личности обучаемого при выполнении контрольных заданий. Для её решения необходима система нетривиальных проблемных заданий, не имеющих коротких однозначных ответов и требующих от студентов проявления своих индивидуальных способностей. Создание конкурентоспособного электронного контента возможно только при условии обеспечения активной совместной деятельности ученых, преподавателей и программистов.

Опрос участников и анализ причин сложившейся ситуации показывает, что педагоги сталкиваются со следующими основными проблемами.

1) Высокая нагрузка в школе и, как следствие, недостаточность свободного времени. По нашим расчётам в процессе онлайновых фаз педагога необходимо было работать с материалами и заданиями порядка четырёх-шести часов в неделю. Учитывая степень загруженности педагогов, необходимость подготовки к урокам, другие виды деятельности (классное руководство и т.п.), можно сделать достаточно простой и очевидный вывод: возможность участия педагогов в подобных программах может быть обеспечена только в условиях снижения учебной нагрузки. Это означает, что администрация образовательных учреждений должна быть заинтересована в повышении квалификации педагогических работников и обеспечении благоприятных условий для их обучения.

2) Продолжительность. Длительность  и интенсивность обучения, невозможность выбора индивидуальной траектории могут  негативно повлиять на его реализацию обучения.

Анализ собственного опыта, а также многочисленных публикаций российских и зарубежных исследователей, позволяет нам сделать вывод о том, что возможности использования электронного обучения для подготовки и повышения квалификации педагогических работников имеют большие перспективы. Для реализации основных преимуществ e-learning в этой области необходимо разработать гибкие программы обучения, учитывающие цели, потребности и предпочтения, а также индивидуальные особенности работников системы образования (учителя, воспитатели, методисты, директора школ). Более того, в системе электронного обучения можно реализовывать даже индивидуальные программы обучения (например, подготовка учителя экономики для конкретной школы и т.д.).

  1. Гильмутдинов А.Х. Электронное образование на платформе Moodle / Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В. – Казань, изд-во КГУ, 2008.- 169с.
  2. Михеева С.А. E-learning: состояние, проблемы, перспективы развития /Болонский процесс в экономическом образовании: проблемы и перспективы: Материалы научно-практ. конференции / под общей ред. Х. Камински, А.Я. Линькова.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2006. — с.184-191.
  3. Обзор Мирового и российского рынка электронного обучения, 2012. Режим доступа: http://seemedia.ru/wp-content/uploads/E-learning.pdf (дата обращения 25.02.2014).
  4. Официальный сайт электронной образовательной среды Moodle. Режим доступа: https://moodle.org (дата обращения 21.03.2014).
  5. Сатунина, А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы. Материалы конференции // Вопросы современной науки и практики. №1. 2006. С.89-90.
  6. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Текст с изменениями и дополнениями на 2014 год – М.: Эксмо, 2014. – 144с.
  7. Anohina, A. Analysis of the terminology used in the field of virtual learning / Educational Technology & Society, 8(3), 2005. P.91-102.
  8. Graf S.An evaluation of Open Source E-Learning Platforms Stressing Adaptation Issues / S. Graf, B. List // Proceedings of the Fifth IEEE International Conference on Advanced LearningTechnologies. 2005. P.163–165.
  9. Guri-Rosenblit, S. “Distance education” and “e-learning’: Not the same thing // Higher Education. Vol. 49. 2005. P. 467–493.
  10. Moore et al.

    Электронное обучение как средство реализации образовательной программы

    E-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? / Joi L. Moore, Camille Dickson-Deane, Krista Galyen / Internet and Higher Education 14 (2011). P. 129–135

«Дистанционное обучение» и «электронное обучение»

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Бесплатная юридическая консультация

+7 (499) 653 61 48 Москва

+7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург

Статья 16 Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Статья на тему "Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии"

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.