Как банк прокручивает деньги

Один мой знакомый любил говаривать: «Я люблю делить деньги. Кто сало делит — у того руки завсегда сальные остаются…».

Как же это сало с рук-то собрать ?

Слышал я в свое время байку про еврея-счетовода работающего в банке в давние времена. Под предлогом сохранения чистоты стола, как скатерть, счетовод стелил грубое сукно. При подсчете золотые монеты елозили по сукну оставляя на его фактуре следы мягкого золота, а монет в банк приносили немало. Через некоторое время счетовод сжигал сукно на металлическом подносе и сдувал пепел. Крупицы металлического золота оставались на подносе, со временем эти крупицы «складывались» в граммы…

Случилось в моей жизни так, что в руки попали 4 000 000 рублей как минимум на месяц, а то и больше. Стал я думать как бы их «по сукну-то потереть»…

С одной стороны я не мог себе позволить практически никакого риска, с другой стороны — не хотел нарушать никаких законов. С третьей стороны эти деньги могли потребоваться в любой момент. И вот, что я придумал…

Есть в нашей стране второй по надежности (после Сбербанка) банк — это ЗАО ВТБ24. Почему он надежный ? А потому, что единственным его акционером является банк ОАО ВТБ. А еще есть программа страхования вкладов, а выплаты вкладчикам в обанкротившиеся банки проводятся банком ЗАО ВТБ24. А кто сало делит… А еще Государство есть… В общем, вряд-ли А. Костин позволит своему дитенку обанкротиться.

У банка ВТБ24, как я уже писал в анонсе рубрики «Скользкие ступени», есть услуга интернет-банкинга. Вот с помощью этого интернет банкинга можно вклады открывать на особых условиях. Что же это за условия ?

А вот собственно:
Вклад целевой; срок вклада — 3 года (процент по вкладу на то время был 11,35% годовых);
Минимальная сумма вклада — 10 000 рублей;
Пополнения вклада — от 1000 рублей;
Снятие средств — не предусмотрено;
Выплата процентов — ежемесячно на текущий счет.

Самое то, что требовалось и без риска и законно… Вот только срок подкачал — три года это все-таки не мой случай. Расстроился я, стал договор вклада читать… Сам не знаю зачем. Вдруг, глаза мои выхватили строчку в параграфе «условия досрочного расторжения вклада»: «В случае досрочного закрытия вклада ранее уплаченные проценты банку не возвращаются…».

На всякий случай (а вдруг я читать не умею) я заявился в офис банка и задал вопрос девушке операционистке. Девушка похлопала ресницами, смутилась и отправила меня к заведующей отделением. Свой вопрос я постарался сформулировать максимально четко: «Верно ли я понимаю, что положив 4 000 000 рублей на целевой вклад сроком на три года я через 30 дней получу на текущий счет 37 833 рубля, а на следующий день я могу досрочно расторгнуть этот вклад и забрать назад ровно свои 4 000 000 рублей?»

Ответ заведующей меня улыбнул: — «Конечно верно, моя дочь всегда так делает, открывает вклад на три года с максимальной процентной ставкой, а закрывает тогда, когда ей удобно.» С тех пор я стал пользоваться этим удобным вкладом регулярно. Правда в последнее время процентная ставка по этому вкладу существенно снизилась и на март 2012 года для 10 000 рублей составляет всего 6,6 % годовых, а для 1 000 001 — 7,35% годовых. И если бы в этом году мне повезло подержать 4 000 000 рублей больше месяца я бы получил всего 24 500 — но это тоже деньги.

Если решитесь сходить моим путем, обязательно прочитайте актуальный договор вклада на текущий момент. Банк не очень-то рекламирует эту свою фишку. Говорят, раньше такой вклад можно было открыть и в офисе банка — теперь только через интернет-банкинг.

Возможно прокрутить деньги таким образом и в евро и в долларах, условия те же, но процентная ставка существенно ниже и минимальный вклад больше : 500 евро или 500 долларов. Зато пополнять этот тип вклада в соответствующей валюте можно суммами от 1 рубля, доллара, евро.

СИСТЕМА ЗАКОНОВ ДЕНЕГ И ПРИНЦИПОВ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МЕТОДОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ

А.Т. ЕВТУХ,

доктор экономических наук,

профессор кафедры финансов предприятий и кредита

Волынского государственного университета им. Л. Украинки

Деньги и проблемы их использования занимают и занимали важное место в жизни как отдельного человека, так и всего общества. Они пронизывают не только теорию и практику экономических процессов на макроуровне, но и являются той реальностью, с которой люди, предприятия и организации ежедневно сталкиваются в своей деятельности.

Анализ взаимосвязи «субъект общества — деньги» показывает, что, с одной стороны, человек распоряжается деньгами, стремится эффективно управлять ими, а с другой стороны — деньги управляют нами. Феномен денег, который состоит в их способности беспрекословно повиноваться нам и в то же время управлять нами, породил в обществе двоякое отношение к ним. Во-первых, мы относимся к деньгам как к средству достижения наших целей, а, во-вторых — они сами являются целью наших устремлений. Наша власть над деньгами является настолько сильной, насколько мы способны познать законы и принципы их действия. В связи с этим проблемам использования денег и законов их действия уделяется большое внимание со стороны ученых различных отраслей знаний: философии, социологии и экономики.

Среди наук, изучающих деньги, выделяется экономика, и прежде всего финансовая наука, предметом исследований которой являются непосредственно деньги, а именно — их суть, а также законы и методы эффективного их использования.

Ученые-экономисты пытались познать законы денег еще с древних времен, однако наиболее широкое описание они получили в период развития капитализма. В этой связи необходимо отметить работы известных ученых, и прежде всего Уильяма Петти, который одним из первых исследовал закономерности денежного обращения («Разное о деньгах», 1682 г.). В XVIII в. законы денег в своих трудах исследовали такие ученые, как Джейкоба

Вандерлинд («Деньги соответствуют всем вещам, или же о том, как сделать, чтобы у всех слоев общества было достаточно денег», 1734 г.), Давид Юм («О деньгах», «О проценте», «О торговом балансе», 1752 г.) и Франсуа Кене («Общие принципы экономической политики земледельческого государства и примечания к этим принципам», 1758 г.).

В XX в. на базе теоретических разработок этих ученых сложилась общеизвестная сегодня количественная теория денег, которая нашла математическое отражение в формулах И. Фишера, А. Пигу и М. Фридмана. Анализ данной теории дал основание многим ученым сделать вывод, что существующая взаимосвязь между количеством денег в обращении, суммой цен на товары и числом оборотов денежных единиц является объективно устойчивой и приобретает силу закона .

Однако исследования показывают, что трактование данного закона на протяжении всей его истории было неоднозначным. Так, к примеру, К. Маркс в своей известной работе «Капитал» в отличие от Д. Вандерлиндаи Д. Юма считал, что «не масса находящегося в данной стране денежного материала определяет цены товаров, а наоборот, «количество средств обращения определяется суммой цен обращающихся товаров и средней скоростью обращения денег» . Данная взаимосвязь, по мнению автора «Капитала», имеет всеобщую силу закона .

В работах современных ученых формулировка закона денежного обращения бывает разной. При этом необходимо отметить, что ученые западных стран термин «закон» в экономике, как и в других гуманитарных науках, используют очень редко, однако никто из них не отрицает тесной взаимосвязи между количеством денег, находящимся в обращении, и абсолютным уровнем цен, сохраняя при этом собственные точки зрения относительно ее особенностей .

БАШ::;

В работах ученых постсоциалистических стран формулировку закона денежного обращения можно встретить достаточно часто. Так, к примеру, в ряде российских и украинских учебных изданий закон денежного обращения звучит примерно так: «на протяжении данного периода времени для обращения необходима только определенная, объективно обусловленная масса покупательных и платежных средств» . Естественно, данная формулировка не может быть воспринята как закон или принцип представителями всех научных экономических школ, и прежде всего современной монетаристской школы .

Кроме закона обращения денег в экономической литературе встречается и понятие «Закон Гре-хэма», согласно которому «плохие» деньги вытесняют «хорошие». Суть этого закона, пишет профессор Н. Бункина, состоит в том, что из обращения исчезают деньги, рыночная стоимость которых по отношению к «плохим» деньгам и официальному курсу цовышается . Однако, как отмечает в своей работе «Частные деньги» Нобелевский лауреат Фридрих Ф. Хайек, «Закон Грехэма» не всегда работает, т. е. взаимосвязь «плохие» деньги вытесняют «хорошие» деньги» не может иметь силы закона в различных экономических ситуациях .

Таким образом, анализ показывает, что в экономической науке законы денег исследованы еще недостаточно и не только потому, что ранее описанные закономерные взаимосвязи не всегда действуют или имеют неоднозначное толкование, а главная проблема заключается в том, что финансовая наука не располагает системой знаний относительно законов денег и принципов их действий.

Почему так произошло? Причин здесь может быть несколько, выделим важнейшие из них.

Во-первых, исследование сути денег, законов и принципов их использования вследствие исторических обстоятельств разделилось в западной науке на два малосвязанных направления: экономическую теорию, изучающую макропроцессы, и теорию бизнеса — финансы микроуровня. Задачи экономической теории зачастую сводятся к выяснению того, сколько денег нужно экономике на макроуровне, как формировать предложение денег и оптимальную их структуру, какие факторы влияют на денежный спрос, как функционирует денежный рынок и др. В «чисто» финансовом направлении основное внимание сосредоточивается на исследованиях принципов, методов и механизмов (инструментов) использования денег, формировании различных страховых фондов, повышении стоимости капитала и др. При этом основными «аналитическими столпами» финансовой науки являются теории изменения денег во времени, опреде-

7 (115)- 2004

ление реальной стоимости активов и управления рисками .

Данное разделение исследований денег и денежного обращения на два направления не может способствовать обеспечению системного подхода к познанию сути денег, законов и принципов их использования1.

Во-вторых, принципиальным является и то, что методология всей экономической науки, как и отдельных ее отраслей, вызывает сегодня озабоченность некоторых ученых и является предметом дискуссий. Отдельные ученые высказывают сомнение по поводу ее эффективности и отмечают необоснованное увлечение математическими методами анализа зачастую без связи с существующими законами и принципами использования денег. Данный факт, по их мнению, превращает «economics» в математическую версию экономики .

Однако будет уместно отметить, что финансовая наука как наука специальная и имеющая практическую направленность сама выбирает такие методы, которые в наибольшей степени способствуют решению стоящих перед ней задач. И то, что деньги позволили математизировать не только финансовую науку, но и всю экономику, говорит о том, что в этом также заключается их преимущество, так как известно, что без измерений нет сравнений, нет полноценной науки. Поэтому способность денег измерять экономические процессы сделала экономические знания наукой, позволяющей субъектам рынка конкретно решать практические задачи.

В то же время мы не можем оставить без внимания тот факт, что финансовая наука как часть экономической науки относится к гуманитарной области знаний и должна исходить из природы человека, и его ментальности, и образования. Однако экономическая наука начала терять свою гуманитарную составляющую, и, как следствие, количественные методы исследований теряют связь с объективно действующими общественными закономерностями. Данный факт является одним из существенных недостатков методологии современной финансовой науки. Любая наука, и в том числе экономическая, должна устанавливать законы, которые касаются предмета ее исследований и взаимосвязи закономерностей их количественной оценкой. Диалектическое единство качественных и количественных составляющих предмета исследований определяет содержание и уровень развития методологии любой науки.

1 Что касается финансовой научной мысли в странах постсоциализма, то она вследствие исторических обстоятельств находится на стадии своего становления (прим. авт.).

Постараемся в данной статье заложить основы решения проблемы финансовой науки. Попробуем показать и, по мере возможного, обосновать основные составляющие системы законов денег и принципов их использования. Сделаем попытку подойти к решению большой и важной проблемы — обеспечению единства принципов использования денег и финансовых нормативов.

Наши исследования показывают, что среди законов денег основополагающим можно считать закон объективизации субъективных экономических отношений. Его суть определяется способностью денег объективизировать отношения субъектов хозяйствования в процессе товарно-обменных операций, которую описал еще в начале XX в. известный немецкий ученый Г. Зиммель . Оборот денег, с одной стороны, интенсифицирует обмен, а с другой — абстрагирует отношения между его участниками. Процесс объективизации субъективных отношений с помощью денег в обществе осуществляется последовательно. Сначала появляется желание субъекта рынка владеть объектом, который для него имеет субъективные ценности. Далее он оценивает его на основе общественной (объективной) стоимости товара. Последующим шагом потенциального покупателя является сопоставление стоимости товара с денежными средствами, которыми он располагает. При совпадении субъективных факторов с объективной стоимостью ценности осуществляется покупка товара. В процессе этого личные отношения субъекта рынка к определенной ценности товара с помощью денег превращаются в абстрактные, объективные отношения, которые измеряются денежным эквивалентом — общественной или рыночной стоимостью товара. Таким образом, движение денег сопровождается объективизацией товарно-обменных связей, что делает их уникальным средством отражения устойчивых связей в экономике.

Будучи независимой информационной субстанцией, деньги не только несут информацию о закономерностях экономических процессов в обществе, но и сами создают собственные законы.

Одним из таких законов денег, который вытекает из закона объективизации, является закон эквивалентности. Обоснуем существование данного закона.

Как известно, в рыночной среде, как и в природе, нормальный обмен может осуществляться по принципу эквивалентности, поэтому основным условием, или нормой, которая обеспечивает стабильный обмен на протяжении продолжительного времени, является эквивалентность, т.е., какой стоимости товар, услуги или работу создал человек, общество, нация, столько и должны они по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лучить денег. При этом сумма денег, которую получают субъекты рынка, нормируется на основе спроса и социальных потребностей общества. Это основополагающее правило можно определить и так: каждый субъект рынка нуждается и получает такую сумму денег, какую он может и стремится, в конечном итоге, превратить в товары, услуги или работу, которые конкурентны на рынке и имеют социальную ценность. С другой стороны, мы можем утверждать, что реальный спрос на макроуровне определяется размером изготовленного конкурентного национального продукта, а денежная масса объективно распределяется между субъектами рынка на основании их способности и стремления изготовлять нужные товары и услуги. Эта способность и стремление людей создавать конкурентные товары, что отображается определенными денежными потоками, является показателем богатства народов, о котором писал в свое время Адам Смит. Поэтому в рыночной среде естественным (законным) путем к богатству является желание человека и его четкие и твердые намерения получать деньги на основании эквивалентного обмена, что должно осуществляться в условиях определенных свобод и совмещаться с усовершенствованием им своих профессиональных способностей на основе любви к делу и стремления овладеть знаниями и методами их применения.

В конечном итоге закон эквивалентности устанавливает устойчивую взаимосвязь между способностями и стремлением человека или предприятия изготовлять товары и услуги и получать за это эквивалентную сумму денег.

Норма эквивалентности и тезис, который вытекает из нее — «каждому по способностям и стремлению», имеют силу и на мировом уровне. На мировом рынке деньги перераспределяются в пользу тех стран, народы которых способны производить конкурентные товары и услуги, что обусловливает их способность эффективно использовать ресурсы. Таким образом, деньги демонстрируют нам, как закон природы реализуется и работает в социальной сфере.

Закон эквивалентности имеет всеобщее значение и является основой количественной теории денег. По сравнению с ней он отражает более глубокие процессы в экономике, так как взаимосвязь «количество денег — цена товара» является производным связи «количество денег — способность и стремление человека». В этой связи уместно мнение Д. Юма, который писал, что «относительно денег оно (правительство —А. Е.) может спокойно, без страха и зависти, положиться на обычный ход человеческих дел, или, если оно обращает какое-нибудь внимание на этот предмет, то должно де-

лать лишь настолько, насколько оно влияет на население и его трудолюбие» .

Закон эквивалентности дает возможность увидеть суть проблемы и поставить вопросы: как содействовать развитию способностей и стремлению человека производить товары и услуги при одновременном обеспечении широкой платежеспособной потребности на них? Какой инструмент или механизм обеспечит разрешение данной проблемы?

К такому механизму относится современный денежно-кредитный механизм, который заботливо оберегают и настойчиво развивают в развитых странах, где современная кредитная система обеспечивает богатство наций и дает возможность создавать нормальные постоянные денежные потоки гражданам. Об этом свидетельствует тот факт, что только банковские кредиты в этих странах составляют от 90 до 100% созданного в них ВВП.

Феномен кредита заключается, с одной стороны, Ь том, что он создает «чисто» экономический фактор роста, а с другой стороны — психологический, который формирует людей, их сознание и поведение.

Экономический фактор роста состоит в том, что кредитные операции одновременно способствуют повышению спроса и предложения на рынке, что в наибольшей степени обеспечивает движение денег и других ресурсов. Кредит способствует капитализации (эффективному использованию) ценностей, которыми располагает общество. При этом важно отметить, что, несмотря на возникновение в экономике денежно-кредитного мультипликатора, инфляционный эффект практически отсутствует . Ярким примером этого является эффективность работы механизма ипотечного кредитования в цивилизованных странах2.

Психологический фактор роста заключается в том, что для человека кредит является своеобразным стимулом развития его способностей и стремлений к эффективному использованию ресурсов, росту денежных потоков. Кредитные долги подстегивают энергию и деловую хватку людей, заставляют их активно мыслить и высокоэффективно действовать. Кредит помимо того, что заставляет людей высокоэффективно трудиться, повышать свою квалификацию и дорожить работой, является также и стимулом здорового образа жизни, стремления к политической и экономической стабильности в государстве.

Таким образом, закон эквивалентности может наиболее эффективно работать при условии суще-

2 Более побробно данный вопрос см. в монографии А. Евтуха «Ипотека — механизм эффективного использования ресурсов» -Луцк: Волын. типография, 2001. — 316 с.

ствования взаимокредитного общества. Взаимокредитование является одним из основных принципов, обеспечивающих полноту реализации закона эквивалентности.

Следующим законом денег, который основывается на законе объективизации и тесно связан с законом эквивалентности, является закон корти-кализации3.

Абстрактный характер денег, позволяющий отображать различные хозяйственные операции с помощью количественных показателей, дает возможность их оценивать и эффективно управлять ими.

Как информационные сигналы головного мозга являются основой управления живым организмом (кортэкс), так и информационная суть денег позволяет управлять хозяйственной деятельностью субъекта рынка. Деньги являются носителями той информации, которая позволяет нормировать экономические отношения в обществе4.

Принцип нормирования вытекает из закона кортикализации и является основой эффективного управления экономическими процессами как на макро-, так и на микроуровне. Он тесно связан с принципом взаимокредитования, так как кредитный механизм не может эффективно функционировать без всеохватывающего нормирования и стандартизации экономических отношений.

Современное мышление, новые формы денег и широкое применение различных финансовых инструментов привели общество к тому, что практически все его члены (физические и юридические лица) выступают сегодня одновременно кредиторами и заемщиками. Если раньше считалось, что нормой жизни человека является сбережение части своих доходов и вкладывание их в рост, то сегодня практически все доходы являются кредитными ресурсами различных финансовых учреждений, и прежде всего банков. В то же время в развитых странах бюджет не только государства и предприятия, но практически и всех граждан включает существенную долю заемных средств. Все это повышает значение нормирования и его роль в современном обществе.

Рассмотрим некоторые нормы и вытекающие из них нормативы при регулировании кредитных отношений. Так, к примеру, норматив расходов на оплату кредитов определяется способностью субъекта рынка создавать необходимые денежные потоки, т.е. быть кредитоспособным. Кредитоспо-

3 Кортикализация (от лат. СоПех-кора) — сосредоточивание функций регулирования жизнеспособности организма в коре головного мозга.

4Взгляд автора относительно сущности экономического нормирования на современном этапе развития общества см. в статье Евтуха А.Т. «Совершенствование нормированя как вид организационной инновации»// «Проблемы науки» 2003, № 9.

собность — это денежная норма или принцип жизни в кредитном обществе, качественная характеристика его членов. Принцип кредитоспособности или доверия ответственности имеет большое значение в организации жизнедеятельности общества. Бездействия данного принципа экономическая организация общества невозможна, так как «доверие ответственности» составляет фундамент не только монетаристской, но и всей экономики современной цивилизации.

Данный принцип позволяет пользоваться кредитом и создавать основу для всей финансовой системы, так как функционирование современных денег в обществе основывается на доверии его граждан .

Способность денег превращать качественные характеристики в количественные показатели позволяет определять различные нормативы платежеспособности членов общества. Важнейшим среди этих нормативов является коэффициент покрытий затрат по обслуживанию долга (коэффициент доступности кредита). Данный норматив в мировой финансовой практике приобрел широкое распространение и был закреплен соответствующими документами (стандартами). Так, к примеру, показатель затрат на обслуживание долга в развитых странах составляет от 25 до 30%, а для юридических лиц является нормой, когда кредитные средства в структуре пассивов заемщика составляют 50-60%.

Огромное влияние на нормирование экономических отношений в обществе с помощью денег оказывает современная банковская система. Начиная с конца XX в. банки начали активно заниматься нормированием своих отношений с клиентами. Они разработали специальные нормативы, закрепили их в стандарты и на их основе приступили к широкому нормированию экономических отношений в обществе.

Использование финансовых стандартов в процессе андеррайтинга заемщиков дает возможность банкам иметь необходимую информацию о гражданах, предприятиях и учреждениях не только своих стран, но и стран, с которыми они работают.

Кроме оценки финансового состояния заемщиков с помощью различных нормативов, банки разрабатывают нормативы оценки проектов бизнеса, рынков и перспектив их развития. Современные банки с помощью нормативов оценивают не только финансовое состояние заемщиков, их бизнес, но и морально-деловые качества физических лиц. Сегодня одним из основных и наиболее распространенных критериев оценки гражданина цивилизованной страны является наличие у него качественной (нормальной) кредитной истории. Все

это подтверждает действие закона кортикализации денег и его эффективное осуществление на основе принципа нормирования.

Из сказанного выше видно, что принцип нормирования, в свою очередь, состоит из нормирования заемщиков и кредиторов. Денежному нормированию подвержены и бюджеты всех уровней — от государства до семьи. Нормируется также труд, основной и оборотный капиталы на предприятиях.

Следующим законом денег в данной системе является закон движения, который гласит, что деньги выполняют свою функцию, т. е. неформально являются деньгами при условии, что они находятся в движении (обмене). Данная взаимосвязь понятна с позиций макроуровня. На микроуровне неиспользование денежных средств приводит к потере их стоимости, что обусловливает применение известного принципа в финансовой науке — принципа изменения стоимости денег во времени. С данным принципом тесно связаны нормы доходности и надежности, которые, в свою очередь, основываются на принципах оценки настоящей стоимости и управления рисками. При этом принципы закона движения денег тесно переплетаются с принципами законов кортикализации и эквивалентности. Наиболее четко эта связь просматривается при оценке кредитоспособности, которая тесно переплетается с нормами экономической жизни: давать деньги в долг и брать взаймы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на основе взаимосвязи законов денег (объективизации, эквивалентности, кортикализации и движения) создается целая система принципов их использования. С другой стороны, эти принципы формируются на основе закона денег о рационализации поведения субъектов рынков.

Как известно, деньги влияют на поведение людей, на работу предприятий и организаций, они несут информацию, которая служит основой для правильного выбора жизненных ценностей и рационального использования ресурсов. Действие закона рационализации тесно связано с действием других законов денег, и прежде всего с законом кортикализации.

Так в общих чертах выглядит системный подход к исследованию законов денег. Рамки статьи не дают возможности показать все составляющие системы «закон — принцип, норма и норматив», проследить все цепочки их взаимосвязи. Несомненно, данная проблема нуждается в детальном и в более глубоком исследовании. Результаты данного исследования должны помочь осмыслить систему законов денег и принципов их действия, что будет важнейшим условием для познания и управ-

ления экономическими процессами, а присутствие

этих результатов в финансовой науке не только расширит ее методологическую базу, но и позволит

сформировать качественно новую ее основу.

ЛИТЕРАТУРА }

1. Галъчинсъкий А. Теор1я грошей. — К.: Основи, 1996.

2. Маркс К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс избранные сочинения. Т. 7 — М.: Издательство политич. литература, 1987.

4. Гроып та кредит /За ред. М. Савлука — К.: КНЕУ, 2002.

5. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. Е. Жукова -М.: Юнити, 2000.

6. Baily M.N., Friedman Ph. Macroeconomics, Financial Markets and the International Sector — Chicago a. o.: IRWIN, 1995.

7. Бункина M. Деньги, банки, валюта. — M.: Независимый институт российского предпринимательства, 1993.

8. Хайек А.Ф. Частные деньги — М.: Институт национальной модели экономики, 1996.

9. Боди Зви, Мертон, Роберт Финансы. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.

10. Hausman Daniel M. Essays on philosophy and economic. — Cambridge, 1992.

11. Simmel G. The Philosophy of Money /Ed. by D. Frissy. Second enlurgen edition. L., N. Y., 1995.

12. Юм Д. О торговом балансе //Юм Д. Малые произведения — М.: Канон, 1996.

13. Шумпетер Й. Сущность и роль кредита // Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.

14. Московичи С. Машина, творящая богов /Пер. с фр. — М.: Центр психологии, 1998.

Ф.СП-1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X X X X X X

Куда

АБОНЕМЕНТ

(И11Д1КС ИЗДАНИЯ)

TT ^ \ у ЛЧУГПЛ.Ч

Дайджест-Финансы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ШЛНМКНОНЛППЕ ИЗДАНИЯ)

Количество /

комплектов /

На 2004 год по месяцам:

Кому

(ФАМИЛИЯ, ИНИЦИАЛЫ)

ЛИТЕР

пв МЕСТО

достл ВОЧII ЛЯ КАРТОЧ кл

2.3. План накопления на будущее детей

Любой родитель скажет вам, что очень непросто найти возможность откладывать периодически какую-то сумму на образование детей в то время, когда они маленькие. Одежда, игрушки, расходы на врачей, детский сад. Непредвиденные расходы: «Папа, я хочу большой автомобиль с аккумулятором, фарами и сиреной за $500!» В это время мысли о том, чтобы позаботиться об образовании ребенка, которое ему нужно будет получать через 15 лет, приходят в последнюю очередь.

Но вот вы отвлеклись от повседневных забот и поняли, что необходимо откладывать хоть что-нибудь на будущее ребенка. Поняли правильно и вовремя, потому что ваш ребенок через 15 лет вряд ли вспомнит автомобиль с сиреной за $500, или потешного плюшевого мишку, или пистолет, стреляющий пластмассовыми шариками. И даже о кукле Барби ваша дочь не вспомнит в свои 18 лет.

Главный вопрос: сколько откладывать? $100 в месяц. Много? Ладно, начнем с $50 в месяц. Решено.

А куда их откладывать? Под подушку? В стеклянную банку? Можно было бы и так. Но 15 лет держать деньги под подушкой?! Вряд ли это удастся. Жизнь заставит время от времени тратить какие-то суммы на повседневные расходы. Так где же их накапливать?

Не стоит изобретать велосипед. Десятки лет опыта развитых стран показали, что существует три основных пути инвестирования средств, которые вы планируете накапливать на образование детей:

– открытие накопительных программ в страховых компаниях;

– вложение в акции или облигации самостоятельно или через паевые фонды;

– депозит в банке.

Более подробно об основных путях инвестирования (в том числе и об упомянутых здесь) я рассказал в следующей части этой книги. Но мне сложно говорить о планировании будущего детей, не упоминая те или иные инструменты.

Выбрали свой путь? Все еще затрудняетесь? Тогда давайте рассмотрим два из них – второй и третий. Подробную информации о накопительных программах в страховых компаниях вы можете найти в главе «Страховые компании» в третьей части книги.

Депозит в банке. Самый простой и доступный всем способ. Мне нечего о нем сказать, все очень просто: откройте депозитный счет в банке и положите на него деньги. Далее регулярно пополняйте этот счет (как вы решили для себя – по $50 в месяц).

На что следует обратить внимание при размещении депозита в банке?

1. Надежность банка. Это самое основное условие инвестирования средств, если вы размещаете их на длительный срок – от пяти до 20 лет. Не гонитесь за большими процентами, сохранность ваших денег (точнее, вашего ребенка) намного важнее, чем доходность по ним.

2. Капитализация процентов. Обратите внимание на то, как часто банк капитализирует проценты, то есть зачисляет начисленные проценты на ваш счет – ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Чем чаще это происходит, тем лучше. Помните, что время увеличивает ваш капитал.

3. Возможность пополнения счета. Вы же собираетесь добавлять на свой счет (извините, на счет вашего ребенка) $50 ежемесячно, так? Тогда убедитесь в том, что банк разрешит вам это делать.

Инвестирование в акции через паевой фонд. Я не буду здесь рассказывать об инвестировании в акции самостоятельно, потому что это займет очень много времени, так как затрагивает большую тему методологии анализа финансового состояния компании. Поговорим об инвестировании через паевой фонд. Что это такое? Вы отдаете свои деньги в управление профессиональным трейдерам. Паевой фонд (или управляющая компания) размещает деньги своих клиентов на фондовом рынке. Ваш капитал растет в зависимости от того, как сработает фонд.

Та стратегия, о которой я здесь упоминаю, достаточно агрессивна и не каждому подойдет. Она рекомендуется лишь тем, у кого крепкие нервы, кто может без волнений пережить любые колебания на фондовом рынке. Особенно после того, что мы с вами испытали в 2008 году. Помните, многие инвесторы тогда потеряли 70–80 % капитала, а некоторые вложились в ПИФы, упавшие «до дна». Это только одна из многочисленных стратегий инвестирования. Я привожу ее здесь, чтобы показать вам, как важно планировать свое будущее и будущее своих детей. Прежде чем рассказать о выборе стратегии инвестирования в тот или иной фонд, замечу, что доходность от инвестирования в акции наиболее привлекательна по сравнению с другими инструментами финансового рынка (облигации, банковские депозиты) и составила в среднем за 100 лет 9,8 %!

Учитывая развитие высоких технологий и Интернета, инвестирование в акции стало доступно каждому человеку независимо от того, в какой части света он находится. Надо только открыть счет у электронного брокера и давать ему поручения на покупку и продажу акций или на размещение средств в паевом фонде.

Какой же паевой фонд выбрать? Если вы откроете страницу с перечнем всех фондов, то, скорее всего, тут же закроете ее: лишь чтение названий всех фондов займет немало времени, не говоря уже об их детальном изучении. Вам поможет следующий алгоритм.

Выбор фонда зависит во многом от того, на какой срок вы собираетесь инвестировать деньги. Начнем с самого длительного срока. Предположим, вы оказались очень прозорливы и начали накапливать деньги на образование ребенка, когда ему было не больше четырех лет. Это значит, что ваш горизонт инвестирования – 15 лет! Немалый срок. Именно потому, что срок инвестирования длинный, а также учитывая трудности с выделением каких-то средств из бюджета семьи на образование ребенка, вы вкладываете 80 % средств в агрессивный фонд с высокой подвижностью. Его цена значительно поднимается и падает. Для чего следует это делать? Ведь цена таких фондов сильно колеблется в обе стороны, зачем вам рисковать? Да, цена колеблется, но сейчас, инвестируя деньги на 15 лет, вы можете взять на себя этот риск.

Любые падения рынка (а они обязательно произойдут за такой период времени) откорректируются, и стоимость вашего портфеля снова вырастет. Зато у вас есть возможность получить очень хорошую доходность от инвестирования в такие фонды. Но не стоит вкладывать все 80 % в один фонд. Распределите их по трем фондам, диверсифицируйте свои риски. С горизонтом инвестирования 15 лет вы рискуете значительно меньше, чем те, кто инвестирует деньги на срок до десяти лет. Но помимо риска изменения цены существует и другой риск – того, что ухудшится управление фондом, будут допущены ошибки при инвестировании менеджерами фонда. Инвестируя в три фонда, вы снижаете эти риски.

Осталось еще 20 % средств. Куда их инвестировать? В паевой фонд со средней подвижностью. Вот и все. Ваши деньги на будущее ребенка размещены. Теперь вам остается лишь следить за тем, как изменяется (растет) стоимость ваших инвестиций. Иногда она будет падать. Но всегда помните о том, что вы инвестировали средства на 15 лет на образование ваших детей! После любого падения бывает подъем.

Что же делать тем, кто пропустил этот самый выгодный период для накопления средств (первые четыре года жизни ребенка)? Если ребенку уже пять, это значит, что он скоро пойдет в школу, а на учебу в университете ничего не отложено. А может быть, уже восемь лет? В этом случае делать нужно то же самое: немедленно начинать откладывать. Но тогда стратегия инвестирования будет немного отличаться от изложенной выше, так как горизонт инвестирования придвигается до десяти лет.

Вашему ребенку уже от пяти до восьми лет. Если вы начали откладывать деньги на его образование до того, как ему исполнилось шесть лет, и выбрали агрессивный стиль инвестирования, у вас нет причин его менять. Стратегия инвестирования «от нуля до четырех» работает хорошо и в следующие несколько лет. Но если вы начинаете откладывать только сейчас, когда ребенку пять-шесть лет, у вас уже меньше времени, чтобы быть полностью уверенными, что вы переживете падения рынка. Именно поэтому можно инвестировать 75 % средств в фонды с высокой подвижностью и 25 % – в фонды со средней подвижностью. Тем же, кто уже начал откладывать средства ранее, следует направлять новые деньги в фонды со средней подвижностью. Так как менеджеры фондов со средней подвижностью в большинстве своем используют стратегию низкой стоимости (о которой подробнее речь будет идти в следующей книге), то есть покупку недооцененных акций, эти фонды, как правило, получают постоянную доходность при любых движениях рынка, и эта доходность выше средней.

А вот и отрезвляющие годы – вашему ребенку от девяти до тринадцати лет. Первая любовь, первые молодежные дискотеки говорят о том, что ваш ребенок растет. И не просто растет, а быстро. Если вы ничего не накопили до сих пор, то вам пора начинать волноваться. Особенно когда вы слышите жалобы ваших знакомых на то, что они уже отложили $5000 на образование ребенка, но не уверены, что этих денег хватит на все расходы по обучению. Расслабьтесь. У вас еще есть время, чтобы собрать капитал, с помощью которого вы оплатите все счета ваших детей на обучение.

Если инвестировать аккуратно и регулярно, $200 в месяц вырастут почти до $30 000 через восемь лет! Но теперь пришло время осторожно оценивать ваши инвестиции и вашу стратегию. Начинаете ли вы откладывать только сейчас или уже откладываете в течение какого-то периода, данный момент является точкой оценки ваших рисков. Если впереди пять-девять лет до поступления ваших детей в университет, у вас еще есть возможность почувствовать и воспользоваться чудом капитализации. Вместе с тем время поступления уже не так далеко, чтобы вы могли инвестировать со значительным риском. Потому сейчас целесообразно оставить в фондах с высокой подвижностью всего 25 % средств, 50 % нужно переместить в фонды со средней подвижностью, упомянутые в стратегии «пять-восемь лет». Наконец, ради безопасности ваших средств, которая достигается максимальной диверсификацией, переведите 25 % в фонды с низкой подвижностью. Все низкоподвижные фонды используют стратегию низкой стоимости, полностью игнорируя стратегию роста. Иными словами, они не покупают акции компаний, прогнозирующих высокий рост прибылей. В большинстве этих фондов работают менеджеры, показывающие стабильно хорошие результаты.

Вашему ребенку 14–16 лет. Вы считаете, что уже поздно инвестировать? Вы не правы!

Всего через несколько лет он поступит в университет. И сейчас ваша главная задача – защитить накопленный за долгие годы капитал. Вам необходима уверенность в том, что капитал в безопасности и вы можете не волноваться о его сохранности, тем более что у вас много других причин для волнения: первые экзамены, тесты и т. д. Но вам хотелось бы получить максимально возможную доходность по инвестициям. Поэтому вы оставляете 25 % портфеля в фондах со средней подвижностью и 25 % – в фондах с низкой подвижностью. А остальные 50 %? Пришло время переместить их в бескупонные облигации со 100-процентной гарантией определенной доходности.

Бескупонные облигации – это ценные бумаги, которые вы покупаете с дисконтом, через определенный срок вам будет выплачена ее полная стоимость (например, вы покупаете за $90 облигацию, которая будет погашаться через десять лет по стоимости $100). И снова повторю: подробнее обо всех инструментах – в следующей книге.

Лучшее время для покупки этих облигаций – когда ваш ребенок учится в старших классах. Вы помещаете деньги в облигации на три-четыре года с гарантией того, что к моменту поступления у вас будут средства на оплату первых двух лет обучения. В случае покупки облигаций ваши средства будут в безопасности, а доходность по ним – выше, чем на денежном рынке (банковские проценты). В то же время остальная часть вашего портфеля может находиться от четырех до шести лет в паевых фондах (до того момента, когда вам нужно будет оплачивать следующие годы обучения), и тогда вы получите по этим средствам хорошую доходность.

Когда вашему ребенку 17–22 года, необходимость делать накопления на его образование не пропадает. Впереди еще как минимум четыре года, и вам нужна стратегия, которая позволит получить максимальный доход по этим средствам с минимальным риском. И хотя большинство аналитиков советуют переводить в этот момент все бумаги в деньги, бескупонные облигации все же более привлекательный вариант, так как они позволяют получить хорошую доходность и сохранить сбережения. Таким образом, вам следует перевести почти весь свой портфель в бескупонные облигации, срок погашения которых будет приходиться на последние два года обучения вашего ребенка в университете. Но так как у вас еще есть несколько лет, прежде чем ваш ребенок окончит университет, предлагаю оставить 20 % средств в фондах с низкой подвижностью, чтобы не упустить последнюю возможность получения хорошей доходности. Эти дополнительные деньги могут быть весьма кстати, так как стоимость обучения постоянно растет и может оказаться выше, чем вы предполагали.

Жизнь не так проста, как многие финансовые консультанты и аналитики ее показывают. Было бы замечательно начиная с рождения ребенка откладывать ежемесячно по $200 на его обучение и таким образом создать солидный капитал. Но так не всегда получается. Чаще всего накопления, даже если родители их делают, идут волнами: есть возможность – откладываем, а на нет и суда нет. Когда приоритет имеют расходы на музыкальные уроки или репетитора, родители не всегда могут отложить деньги на обучение в университете. Но когда вас повышают по службе и прибавляют вам жалованье, фонд на образование ребенка пополняется. Поэтому вместо того, чтобы заставлять вас делать ежемесячные отчисления в фонд образования ребенка, давайте лучше рассчитаем, сколько средств вы можете сегодня позволить себе откладывать на эту цель из своего бюджета и сколько накопите к моменту начала обучения ребенка.

Вашему ребенку три года, и ему осталось 15 лет до поступления в университет.

Ваши общие ежемесячные доходы составляют $10 000.

Ежемесячные текущие расходы – $7000.

Оставшиеся $3000 вы кладете на счет в банке.

(Примечание. Такая схема не подходит для большинства семей. Я использую ее только в качестве примера. Схема расчетов одинакова для всех и зависит лишь от того, сколько времени осталось до начала обучения и какую сумму вы можете откладывать ежемесячно (ежегодно) на эту цель.)

Из $3000 (а это $36 000 в год) вы готовы ежегодно в течение 15 лет инвестировать $12 000 ($1000 в месяц) в паевой фонд для накопления на образование ребенка.

Итак, что же вы накопите к его 18-летию?

Если размещать средства согласно стратегиям, изложенным выше, то ежегодная доходность на вложенные средства будет различной в разные годы. Но, управляя таким образом своими деньгами, вы можете рассчитывать на среднегодовую доходность в размере 11 %. Это исторический средний показатель за последние 50 лет (конечно, это статистика не российского рынка – он пока очень молод, – а развитого фондового рынка США).

Всего за 15 лет вы инвестируете в будущее ребенка $180 000.

К 18-летию ребенка на его счете накопится $470 000. Это неплохие деньги для получения хорошего, престижного образования. Обратите внимание, какое значение играет время при накоплении средств. За первые десять лет на счете ребенка накапливается $230 500. И точно такая же сумма – за оставшиеся пять лет!

Взгляните на табл. 15. В ней указано, какую сумму можно накопить в зависимости от того, сколько инвестируется ежегодно в паевой фонд и на какой срок. Обратите внимание на то, как время инвестирования влияет на сумму. Если вы ежегодно инвестируете $10 000, то за 15 лет накопится $391 900, а за оставшиеся три года (до 18 лет) – $177 490. Почти половина того, что вы получили за 15 лет!

Табл. 15. Сумма накопленных средств при инвестировании в паевые фонды в зависимости от срока и размера ежегодных взносов (при доходности 11 % в год), $

Вы сомневаетесь в том, что инвестирование на фондовом рынке является низкорисковым вложением? Что же, если вы консервативны во всем, что касается денег, и не хотите волноваться, когда рынок опускается на 15–20 %, то для вас я могу предложить другой способ накопления денег на образование детей. Со стабильной гарантированной доходностью (конечно, ниже 11 % – за спокойствие нужно платить) и очень высокой надежностью хранения ваших средств. Это консервативное вложение средств с приемлемой доходностью (выше чем банковские депозиты) и с дополнительной услугой страхования жизни и потери трудоспособности. Это сложный и очень интересный финансовый продукт, о котором речь пойдет ниже.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >