Как мы думаем

Как мы думаем, так и живем

«Горе от ума» — так называлась знаменитая пьеса А. С. Грибоедова. Еще говорят: «рыба с головы гниет». И в самом деле, ум — главноуправляющий поведением человека; в качестве такового он несет основную долю ответственности за это поведение. И радость от ума, и горе от ума. Наша жизнь зависит от качества и направления наших мыслей. Как мы думаем, так и живем. Лучше думаем — лучше живем.

Что значит лучше думать?

1. Лучше думать — это значит соблюдать баланс между логикой и интуицией.

По возможности мыслить логически, не скачками и озарениями, а анализом и рассуждением.

С другой стороны, развивать интуицию, богатство воображения, полет фантазии.

2. Лучше думать — это значит научиться управлять своими мыслями.

3. Лучше думать — это значит настраивать себя на хорошее и лучшее, быть оптимистом.

4. Лучше думать — это значит ничего не принимать на веру и не отвергать с порога, в меру сомневаться и в меру верить-доверять.

Д. Карнеги был во многом прав, когда писал:

«Все на свете ищут счастья — и существует один верный способ найти его. Для этого вы должны научиться управлять своими мыслями. Счастье не зависит от внешних условий. Оно зависит от условий внутреннего порядка.

Вы счастливы или несчастны не благодаря тому, что вы имеете, и не в связи с тем, кем являетесь, где находитесь или что делаете; ваше состояние определяется тем, что обо всем этом думаете (курсив мой — Л.Б.). Например, два человека могут находиться в одном и том же месте и заниматься одним и тем же; оба могут иметь примерно одинаковое количество денег и одинаковое положение — и все же один может быть несчастен, а другой — счастлив. Почему? Вследствие различия в их умонастроениях. Я встречал не меньше счастливых лиц среди китайских кули, в поте лица работавших при изнурительной жаре в Китае за семь центов в день, чем встречаю на Парк-авеню в Нью-Йорке.

По утверждению Шекспира, ничто не является хорошим или плохим, — все зависит от того, как мы смотрим на вещи.

Эйб Линкольн однажды заметил, что «большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми». Он был прав. Не так давно я видел наглядную иллюстрацию, подтверждающую справедливость этой истины. Я поднимался по лестнице на станции метро «Лонг-Айленд» в Нью-Йорке. Прямо передо мной с огромным трудом преодолевали ступени примерно тридцать—сорок мальчиков-калек, опиравшихся на палки и костыли. Одного мальчугана несли на носилках. Меня удивило, что они веселы и смеются, и я сказал об этом сопровождавшему их человеку. «О да, — ответил тот, — когда ребенок сознает, что останется калекой на всю жизнь, он вначале бывает потрясен, а затем, когда это состояние у него проходит, он обычно покоряется своей судьбе и становится счастливее здоровых детей».

У меня было желание снять перед этими ребятами шляпу. Они преподали урок, который, надеюсь, никогда не забуду.

Бывший игрок бейсбольной команды «Сент-Луис кардиналс», ныне один из наиболее преуспевающих страховых агентов в Америке Франклин Бетджер сказал мне, что много лет назад он понял, что человека с улыбкой на лице всегда принимают радушно. Поэтому перед тем, как войти к кому-то в кабинет, он всегда на мгновение останавливается и думает о тех многих вещах, за которые должен быть благодарен судьбе, и на лице его появляется широкая, неподдельная улыбка; и когда он входит в комнату, лицо его еще сохраняет следы этой улыбки.

По его мнению, этот простой прием играет серьезную роль в его необычайных успехах на поприще страхования.»

Осознав эту роль ума в нашей жизни, мы должны сделать для себя естественный вывод: чтобы не было горя от ума, его надо развивать и совершенствовать.

* * *

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Психолог Рассел Гелберт из Университета Невады в Лас-Вегасе исследует сознание людей и что с ним происходит во время мыслительного процесса. Он провел эксперимент с участием студентов и определил, что наш мозг функционирует при принятии решений намного сложнее, чем мы предполагаем.

16 студентов попросили прочитать небольшой рассказ. Выборочно зафиксировав мысли людей во время чтения, ученые определили, что только четвертая часть мыслей содержала слова и 3% были похожи на внутренний рассказ.

Этот метод называется описанием выборочного опыта. К испытуемым прикрепляют прибор, который в любой момент может подать звуковой сигнал, и человек должен сосредоточиться на том, что в этот момент происходит с его мыслями. По окончании дня они рассказывают психологу, в какой форме они думали: словами, образами, эмоциями или физическими ощущениями.

В 2013 году Рассел Гелберт опубликовал результаты исследования, которые показали, насколько индивидуально происходит внутренний диалог у каждого человека. Психолог смог определить 5 категорий мыслей: внутренний разговор, внутреннее видение (через предметы и образы), чувства (радость, гнев, сенсорные чувства от прикосновений), несимволизированные мысли.

Каждая из этих категорий выступает в разных проявлениях. Например, голос человека, с которым мы разговариваем внутри себя, принадлежит второй стороне нашей личности.

Польский психолог Мальгожата Пучальска-Василь в 2015 году в ходе своего эксперимента отметила, что у нас есть 4 самых распространенных внутренних голоса. Они проявляются в роли верного друга, отца или матери, соперника и беззащитного ребенка и возникают в зависимости от ситуации.

Также ученые отмечают, что внутренний диалог играет важную роль в регуляции поведения, решении проблем, критическом мышлении и планах на будущее.

Читайте также: Исследование: Миллениалы — самое одинокое поколение