Как оценить работу бухгалтера

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

1.1. Администрация:

1.1.1. Заместитель директора по творческо-методической деятельности.

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности;

2) организация и проведение мероприятий уставной деятельности учреждения, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения;

3) реализация целевых программ, национальных проектов;

4) соблюдение сроков предоставления отчетности в вышестоящие органы и своевременное предоставление информации по запросам вышестоящих органов, учредителю.

5) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности.

6) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

1.1.2. Заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности.

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности;

2) бесперебойная работа хозяйственно-технических служб учреждения и координация деятельности подрядчиков по обслуживанию и эксплуатации здания и оборудования учреждения;

3) своевременное выполнение работ по текущему и капитальному ремонту в соответствии с утвержденным планом проведения указанных работ;

4) своевременное осуществление мероприятий по противопожарной безопасности, охране труда, гражданской обороне;

5) соблюдение сроков предоставления отчетности в вышестоящие органы и своевременное предоставление информации по запросам вышестоящих органов, учредителю.

6) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности.

7) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

1.1.3. Главный бухгалтер.

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности;

2) обеспечение качественного составления и соблюдение сроков предоставления бухгалтерской отчетности в вышестоящие органы, в налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики, учредителю;

3) качественное планирование средств, а также обеспечение эффективного и целевого использования средств;

4) своевременное устранение замечаний в актах и предписаниях контролирующих и надзорных органов.

5) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности.

6) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

1.2. Отдел экономики и бухучета.

1.2.1. Заместитель главного бухгалтера отдела экономики и бухучета.

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности;

2) обеспечение качественного составления и соблюдение сроков предоставления бухгалтерской отчетности в вышестоящие органы, в налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики, учредителю;

3) качественное планирование средств, а также обеспечение эффективного и целевого использования средств;

4) своевременное устранение замечаний в актах и предписаниях контролирующих и надзорных органов;

5) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности;

6) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

1.2.2. Экономист, бухгалтер отдела экономики и бухучета.

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности;

2) качественное планирование средств, а также обеспечение эффективного и целевого использования средств;

3) качественное составление и соблюдение сроков предоставления экономической и бухгалтерской отчетности в вышестоящие органы, в налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики, учредителю;

4) своевременное устранение замечаний в актах и предписаниях контролирующих и надзорных органов.

5) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности.

6) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

1.2.3. Старший кассир билетный, кассир билетный.

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности;

1) отсутствие недостач и излишков при инвентаризации денежных средств и билетов;

2) своевременное и качественное предоставление отчетности кассира;

3) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности.

4) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

1.3. Сектор кадровой и правовой деятельности.

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности;

2) соблюдение законодательства Российской Федерации;

3) обеспечение качественного составления и соблюдения сроков предоставления отчетности и информации в вышестоящие и контролирующие органы, учредителю;

4) своевременное возбуждение искового производства, либо составление заключения о невозможности взыскания задолженности, при условии получения полного пакета документов;

5) соблюдение сроков обжалования судебных актов (исковой давности);

6) своевременное устранение замечаний в актах и предписаниях контролирующих и надзорных органов.

7) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности.

8) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

1.4. Отдел информации и редакционно-издательской деятельности.

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности;

2) соблюдение сроков предоставления отчетности и своевременное предоставление информации по запросам;

3) обеспечение бесперебойного функционирования локальной сети, компьютерной техники, оргтехники, интернета в учреждении; 

4) подготовка и размещение информационных материалов на официальном сайте.

5) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности.

6) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

1.5. Отдел народного творчества:

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности (количество проведенных культурно-досуговых мероприятий, количество участников, посетителей в сравнении с плановым заданием);

2) соблюдение сроков предоставления отчетности и своевременное предоставление информации по запросам;

3) наличиесамодеятельных коллективов, результативных участников в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.

4) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности.

5) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

1.6. Отдел организации массовых мероприятий.

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности;

2) соблюдение сроков предоставления отчетности и своевременное предоставление информации по запросам;

3) количество проведенных культурно-досуговых мероприятий;

4) количество участников, посетителей по сравнению с плановым заданием;

5) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности.

6) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

1.7. Художественно-постановочный сектор отдела организации массовых мероприятий.

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности;

2) количество обслуженных культурно-досуговых мероприятий;

3) надлежащие организация процесса установки декораций, рекламных конструкций в соответствии с техническим заданием, костюмированное, световое и художественное  оформление мероприятий;

4) обеспечение работы по реставрации костюмов, одежды сцены, часто используемых  декоративных конструкций;

5) пошив костюмов по служебному заданию на мероприятия учреждения;

6) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности.

7) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

1.8. Сектор клубных формирований

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности;

2) соблюдение сроков предоставления отчетности и своевременное предоставление информации по запросам;

3) количество проведенных культурно-досуговых мероприятий;

4) результативность участия в международных, всероссийских, межрегиональных и областных конкурсах и фестивалях.

5) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности.

6) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

1.9. Отдел декоративно-прикладного творчества

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности (количество проведенных культурно-досуговых мероприятий, количество проведенных ярмарок-выставок, в том числе в муниципальных образованиях);

2) соблюдение сроков предоставления отчетности и своевременное предоставление информации по запросам;

3) результативность участия в международных, всероссийских, межрегиональных и областных конкурсах и фестивалях.

4) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности.

5) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

1.10.Хозяйственный отдел

Показатели эффективности деятельности:

1) выполнение государственного задания и контрольных показателей по предоставлению государственных услуг и по основным видам уставной деятельности;

2) соблюдение сроков предоставления отчетности и своевременное предоставление информации по запросам;

3) надлежащее состояние охраны труда, гражданской обороны, противопожарной безопасности в учреждении, обеспечение бесперебойного функционирования коммунальных систем здания;

4) своевременное обеспечение товарно-материальными ценностями учреждения и мероприятий в соответствии с утвержденным планом-графиком закупок.

5) выполнение учреждением плана по доходам по предпринимательской деятельности.

6) отсутствие подтвержденных жалоб потребителей оказываемых учреждением услуг (отсутствие обоснованных жалоб).

Анализ загруженности сотрудников мера необходимая и прибегают к ней, чаще всего, по трем причинам:

  1. кризис и снижение доходов;
  2. сложные экономические условия, которые дают неблагоприятный прогноз для будущего развития организации;
  3. активный рост компании и неконтролируемом расширении штата.

Когда речь заходит о переменах руководители обращают внимание, в первую очередь, на менее затратные инструменты анализа. Но пытаясь сэкономить финансы предприятия теряют драгоценное время. Но методики есть, поэтому стоит их упомянуть:

Метод хронометража вручную:

Подчиненные самостоятельно ведут записи, отмечая сколько времени потратили на выполнение тех или иных обязанностей.
Руководство назначает ответственных “надзирателей” из числа сотрудников, которые фиксируют этапы работы своих коллег.
Журнал отчетности. Персонал отмечается в специальной книге учета — во время прихода/ухода/перерывов.

Метод тестирования/интервью:

Сотрудники заполняют специально разработанные анкеты или отвечают на ряд вопросов устно. Главная задача понять — понимают ли подчиненные в чем их ценность, каков их уровень ответственности и знают ли они свои должностные инструкции.

Эти два, самых распространенных, метода имеют ряд минусов. И если цель — проанализировать реальную загруженность, от них стоит отказаться по нескольким причинам:

  1. Все ли скажут правду? Никто не даст руководителю 100% гарантии, что самостоятельно фиксируя выполненные действия за день — человек не приукрасит свои достижения или наоборот, не забудет вписать важный пункт. И наверняка никто не скажет честно, что отвлекался на общение в социальных сетях или просмотр роликов. По статистике 46% сотрудников ежедневно тратят рабочее время на мониторинг личной почты и новостей. Еще 33 на общение в мессенджерах.

    Как повысить эффективность работы бухгалтерской службы предприятия

    37% российских трудяг признались, что порядка 30 минут ресурсов компании — тратят на решение личных вопросов.

  2. Неэффективное использование времени.Отвлекаясь на то, чтобы сделать отметку о выполненной задаче — люди теряют время. Если назначить ответственных “надзирателей” из числа коллег — получается, что их работа ложится на плечи других. Интервью и тестирования отнимают время. А время = деньги.
  3. Ошибки анализа. Когда данные собраны и проанализированы — помните, человеческий фактор никто не отменял. Если анкеты/тесты/опросники будет анализировать кто-то из сотрудников компании могут сработать в минус личные отношения (дружба/неприязнь).

Кроме того, подобные методы вряд ли покажут сколько времени уходит на совещания и планерки. Мало кто из руководителей считает встречи — пустой тратой ресурсов. Однако цифры говорят об обратном: специалисты подсчитали, что экономика США в год теряет 37 миллиардов долларов из-за непродуктивных совещаний. Т.е компании несут реальные финансовые потери. Еще один фактор, который упускает руководящий состав — не всегда виноваты сотрудники. Неэффективность команды из-за загруженности или наоборот, считают специалисты, головная боль руководителей. Когда нет четких и понятных механизмов оценки эффективности и понимания процессов, нет и четкого распределения труда. Эти задачи сейчас легко решают программы учета рабочего времени, которые способны не только оценить загруженность персонала, но и проанализировать структуру компании.

CrocoTime и анализ загруженности

Программа учета рабочего времени от “Инфомаксимум”, открывает ряд возможностей, позволяющих безошибочно оценить нагрузку персонала, выявить факторы мешающие эффективной работе и равномерно распределить обязанности:

  1. Агент CrocoTime устанавливается на каждый персональный компьютер, не перегружает систему и фиксирует все действия, которые в течении дня выполнял сотрудник на рабочем ПК.
  2. Фиксирует время включения/выключения ПК, реагирует и отмечает в отчетах время бездействия периферийных устройств ввода (клавиатура, мышь). Т.е руководителю будет понятно, сколько человек реально работал, сколько отвлекался.
  3. Для каждого сотрудника можно настроить список профильных программ и Интернет ресурсов, которые требуются для выполнения служебных обязанностей. В течении дня, в любую минуту, в один клик можно запросить статистику, в которой будет видно — сколько времени человек провел с пользой.
  4. Можно составить список приложений и сайтов, которые не нужны для выполнения служебных обязанностей (социальные сети, мессенджеры, новостные и развлекательные порталы). Они будут, также, видны в отчетах. Что позволит экономить ФОТ и платить только за отработанное время.
  5. Анализ отчетов поможет сравнить, кто из сотрудников тратит больше времени на выполнение одних и тех же функций. И определит, кто менее эффективен. Далее предметная работа с конкретным человеком (выяснение причин). Либо недостаток квалификации, либо с человеком просто пора прощаться. \
  6. Анализ отчетов по одному отделу — покажут, кто из сотрудников и на каком этапе дает сбой, кто перерабатывает (выполняя работу за себя и коллегу), а кто открыто прокрастинирует.

Помните, что время ценный ресурс. Не позволяйте подчиненным тратить его впустую. CrocoTime поможет исключить человеческий фактор в оценке загруженности и разумно распределить обязанности. Причем руководству не придется напрягаться, программа все сделает самостоятельно. Останется только принять важные решения на основе полученных данных.

Все статьи Оценка качества бухгалтерского учета в системе стимулирования работников бухгалтерии (Еремеева О.С.)

Качество системы бухгалтерского учета (СБУ) — категория, значимая как для внутренних, так и для внешних пользователей учетных и отчетных данных. В системе внутреннего контроля организаций оценка СБУ проводится в целях понимания состояния бухгалтерского учета высшим руководством, оценки налоговых рисков, рисков получения модифицированного аудиторского заключения со стороны внешних аудиторов. Такая оценка важна для понимания степени достоверности информации, представленной в бухгалтерском учете и отчетности организации.
Одним из способов повышения качества СБУ является стимулирование работников бухгалтерии за профессиональную и добросовестную работу. В связи с этим вопросы материального стимулирования работников бухгалтерии являются, безусловно, актуальными.
Качество бухгалтерской информации определяется тем, насколько могут быть удовлетворены информационные потребности заинтересованных пользователей с точки зрения возможности принятия обоснованных экономических решений .
Как справедливо отмечается рядом авторов (см., напр., ), "в большинстве случаев исполнители являются важным звеном и наименее контролируемым в процессе формирования бухгалтерской отчетности. Для того чтобы сформировать качественную бухгалтерскую отчетность, исполнители должны быть должным образом обучены, организованы, т.е. вовремя совершать все технологические (подготовительные и заключительные) операции, мотивированы для производства достоверной качественной отчетности".
У руководства компаний часто возникает вопрос о критериях мотивации, исчисления и назначения премии. Деятельность бухгалтера напрямую не связана с прибыльностью, эффективностью работы предприятия в целом. Бухгалтер одинаково полно и достоверно должен вести учет как при прибыльном, так и при убыточном бизнесе. Поэтому премия как процент от прибыли не подходит для стимулирования бухгалтера. Естественно, что плата, в т.ч. дополнительная в виде премии, должна даваться за труд, причем труд качественный и эффективный. Согласно ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника должна зависеть от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Таким образом, будет логичным поставить размер премии бухгалтера в зависимость от степени качества системы бухгалтерского учета. На практике возникают проблемы в определении четких и измеримых критериев качества учета, в установлении лиц, проводящих контроль качества.
Показатели качества учета и отчетности могут быть сформированы на основании данных внешних проверяющих — аудиторов, налоговых органов (в части налогового учета), внебюджетных фондов (в части страховых взносов). Однако такие проверки могут быть нерегулярными, а описание ошибок — носить общий характер.
На наш взгляд, решение вопроса регулярного контроля качества бухгалтерского учета следует искать в системе внутреннего контроля организации. Это может быть система внутреннего аудита, внутреннего ревизора. Внутренний аудитор независим от работников бухгалтерии, подчиняется напрямую высшему руководству. В группе компаний, управляемых одним исполнительным органом (управляющей компанией), эффективно организовать службу внутреннего аудита в штате управляющей компании с функциями проверки всех управляемых обществ. Независимая служба внутреннего аудита способна объективно оценить достижения и промахи исполнителей в системе бухгалтерского учета. "Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам, независимым от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п." .
Вопросы стимулирования работников бухгалтерии путем их премирования раскрыты в работах А.А. Казариной , Д. Козлова , С. Шнайдера и других авторов. Однако для практического применения положений о премировании бухгалтеров требуется конкретизация критериев, возможность оценки которых появляется при внутреннем аудите.
Предлагается следующий механизм организации системы премирования работников бухгалтерии.
Во-первых, необходимо разделить заработную плату работников бухгалтерии на постоянную (оклад) и переменную части.
Во-вторых, определить, что переменная часть заработной платы включает в себя:
— премию за месяц;
— премию за квартал.
В-третьих, определить порядок и критерии исчисления премий за месяц и за квартал.
Предлагаем следующие порядок и критерии исчисления премии за месяц.
Премия за месяц может рассчитываться исходя из показателей качества СБУ за предыдущий месяц. Качество системы бухгалтерского учета устанавливается по результатам внутреннего аудита. Критерии качества СБУ устанавливаются распоряжением руководителя и доводятся до сведения главного бухгалтера и работников бухгалтерии. Положением о премировании закрепляется градация размеров премий в зависимости от качества СБУ. Размер премии главного бухгалтера определяет руководитель организации.

Как оценить работу бухгалтера?

Размер премий бухгалтеров определяет главный бухгалтер по согласованию с руководителем организации.
Для ежемесячного премирования можно установить критерии качества СБУ по пяти направлениям проверки:
1) проверка соблюдения внутреннего графика документооборота;
2) проверка соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности руководству, внешним пользователям (при условии составления промежуточной отчетности);
3) проверка правильности формирования показателей бухгалтерского баланса (при условии составления промежуточной отчетности) в сопоставлении с оборотно-сальдовой ведомостью, регистрами по счетам бухгалтерского учета;
4) проверка правильности формирования показателей отчета о финансовых результатах (при условии составления промежуточной отчетности) в сопоставлении с оборотно-сальдовой ведомостью, регистрами по счетам бухгалтерского учета;
5) проверка правильности учета одного или нескольких разделов бухгалтерского учета (целевая проверка).
Если при проведении проверки по каждому направлению существенных ошибок не выявлено, то качество СБУ считается удовлетворительным, что позволяет начислить премию по тому или иному направлению проверки. Целесообразно до начала проверки установить и согласовать как с внутренним аудитором, так и с работниками бухгалтерии вопрос о том, какие ошибки будут считаться существенными.
Безусловно, при установлении конкретных размеров премий должны учитываться финансовые возможности организации. Например, если максимальная величина премии за месяц установлена в размере 30% от оклада, то на долю каждого направления проверки будет приходиться 6% премиального фонда. Соответственно, градация размера премий в зависимости от качества СБУ будет следующей:
— отсутствие ошибок по пяти направлениям проверки — максимальный размер премии 30%;
— отсутствие ошибок по четырем направлениям проверки — размер премии 24%;
— отсутствие ошибок по трем направлениям проверки — размер премии 18%;
— отсутствие ошибок по двум направлениям проверки — размер премии 12%;
— отсутствие ошибок по одному направлению проверки — размер премии 6%;
— наличие ошибок по всем пяти направлениям проверки — премия не начисляется.
В срок до 5-го числа 2-го месяца, следующего за проверяемым месяцем, специалист отдела внутреннего аудита составляет отчет о проверке по итогам месяца и представляет его руководителю организации. На основании этого отчета руководитель организации (или другое уполномоченное им лицо) определяет соответствие СБУ критериям качества и соответствующий размер премии главного бухгалтера. Главный бухгалтер определяет степень влияния работы каждого бухгалтера на качество СБУ и в соответствии с качеством работы конкретного бухгалтера устанавливает размер его премии.
Для исчисления ежеквартальной премии предлагаются следующий порядок и критерии для определения ее размера. Премия за квартал рассчитывается исходя из показателей качества СБУ за предыдущий квартал. При этом по аналогии с ежемесячным премированием качество СБУ устанавливается по результатам внутреннего аудита. Однако направления проверки по итогам квартала могут быть расширены. Критерии качества СБУ устанавливаются распоряжением руководителя и доводятся до сведения главного бухгалтера и работников бухгалтерии. Положением о премировании закрепляется градация размеров премии в зависимости от качества СБУ. Размер премии главного бухгалтера определяет руководитель организации. Размер премии бухгалтеров определяет главный бухгалтер по согласованию с руководителем организации.
Для квартального премирования предлагается установить критерии качества СБУ по трем направлениям проверки:
1) проверка достоверности налоговых деклараций (налог на добавленную стоимость — НДС, налог на прибыль, другие налоги, взносы);
2) проверка документального оформления хозяйственных операций;
3) проверка отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете (целевая проверка). Целевой раздел проверки определяется руководителем организации или службы внутреннего аудита.
По всем указанным направлениям проверки устанавливается соблюдение (несоблюдение) следующих критериев качества СБУ.
По первому направлению проверки:
— своевременность представления документов на проверку внутреннему аудитору;
— своевременность представления отчетности налоговым органам, фондам;
— правильность заполнения форм отчетности, строк декларации, расчетов;
— наличие, правильность составления и хранения налоговых регистров (книги продаж, книги покупок, журнала регистрации счетов-фактур, налоговых регистров по налогу на прибыль и прочих);
— соответствие регистров учета декларациям;
— соответствие данных налоговой декларации (регистров учета) операциям по счетам бухгалтерского учета;
— правильность исчисления сумм налогов, взносов в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законодательством;
— правильность классификации, принятия к учету доходов и расходов в целях налогообложения прибыли в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
По второму направлению проверки:
— наличие первичных документов к книге покупок;
— правильность оформления первичных документов к книге покупок;
— наличие первичных документов к книге продаж;
— правильность оформления первичных документов к книге продаж;
— полнота документального подтверждения доходов и расходов (наличие, правильность оформления первичных документов).
По третьему направлению проверки:
— своевременность представления документов на проверку внутреннему аудитору;
— правильность учета одного из разделов бухгалтерского учета (правильность учета подразумевает методические верные проводки на счетах синтетического и аналитического учета, правильность документального оформления операций, правильность арифметических расчетов).
Если при проведении проверки по каждому направлению существенных ошибок не выявлено, то качество СБУ считается удовлетворительным, что позволяет начислить премию по тому или иному направлению проверки.
Например, если максимальная величина премии за квартал установлена в размере 30% от оклада, то на долю каждого направления проверки приходится 10% премиального фонда. Соответственно, градация размеров премий в зависимости от качества СБУ будет следующей:
— отсутствие ошибок по трем направлениям проверки — максимальный размер премии 30%;
— отсутствие ошибок по двум направлениям проверки — размер премии 20%;
— отсутствие ошибок по одному направлению проверки — размер премии 10%;
— наличие ошибок по всем трем направлениям проверки — премия не начисляется.
В срок до последнего числа 2-го месяца, следующего за проверяемым кварталом, специалист отдела внутреннего аудита составляет отчет о проверке по итогам квартала. Бухгалтерия организации имеет право исправить ошибки в срок до 20-го числа 3-го месяца, следующего за проверяемым кварталом. При первоначальном наличии ошибок, но их устранении в установленные сроки премия устанавливается в меньшем размере (например, 8%).
В срок до последнего числа месяца, следующего за проверяемым кварталом, специалист отдела внутреннего аудита проверяет внесенные исправления. На основании отчета внутреннего аудита руководитель организации (или другое уполномоченное им лицо) определяет соответствие СБУ критериям качества и соответствующий размер премии главного бухгалтера. Главный бухгалтер определяет степень влияния работы каждого бухгалтера на качество СБУ и в соответствии с качеством работы этого бухгалтера устанавливает размер его премии.
Внутренний аудит проводится на выборочной основе согласно утвержденному плану аудита. Качество СБУ организации считается высоким, если фактическое ведение учета соответствует действующему бухгалтерскому и налоговому законодательству, учетной политике организации, ее внутренним распорядительным документам.
Объем и порядок формирования выборки определяются аудитором самостоятельно. При этом объем выборки будет зависеть от объема генеральной совокупности, от времени, отведенного на аудит, количества сотрудников аудиторской службы. При формировании выборки аудитор должен учитывать, что необходимо собрать аудиторские доказательства относительно:
— правильности формирования бухгалтерского баланса;
— правильности формирования отчета о финансовых результатах;
— правильности формирования прочих форм отчетности;
— правильности исчисления НДС (в выборку должны быть включены операции по книге продаж, книге покупок);
— правильности исчисления налога на прибыль (в выборку должны быть включены операции по доходам, по расходам);
— правильности исчисления других налогов;
— правильности исчисления обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды.
Направления выборки могут меняться в зависимости от изменения разделов учета, подлежащих проверке.
Аудит качества СБУ нацелен на проверку:
— правильности составления бухгалтерских проводок;
— правильности проведения арифметических расчетов;
— правильности оформления первичных документов, регистров учета, форм бухгалтерской и налоговой отчетности;
— соблюдения законодательства Российской Федерации в части, влияющей на достоверность бухгалтерской и налоговой отчетности.
При аудите качества СБУ уместно применение всех приемов проведения аудиторских процедур, предусмотренных федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Список литературы

1. Казарина А.А. Положение о премировании: поощряем сотрудников правильно // Упрощенка. 2012. N 11.
2. Козлов Д. Как мотивировать сотрудников финансовой службы // Консультант. 2012. N 13.
3. Полисюк Г.Б., Сухачева Г.И. Содержание категории "качество бухгалтерской отчетности" // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 47.
4. Полисюк Г.Б., Чистопашина С.С. Место и роль внутреннего аудита в системе внутрифирменного контроля // Все для бухгалтера. 2010. N 7.
5. Шнайдер С. Как разработать положение о премировании // Кадровик.ру. 2011. N 11.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Приветствую вас, читатель. В результате любых действий всегда появляется какой-то результат. Что же будет в результате ведения бухгалтерского учета? Этот вопрос мы рассмотрим в статье. Начнем мы как всегда с того, что уже знаем. А знаем мы следующее:

  • деятельность предприятия выражается цифрами
  • «бухгалтерский учет» работает с информацией о деятельности предприятия, оперирует цифрами
  • однотипная информация группируется/собирается в участки, называемые «бухгалтерские участки учета»
  • «бухгалтерские участки учета» представлены названием и цифровым кодом. Другими словами, за каждым «участком бухучета» закреплен бухгалтерский счет (цифровой код и название)
  • совокупность «бухгалтерских счетов» называется «планом счетов»
  • изменение информации на «бухгалтерском счете» осуществляется «проводкой»
  • В одной «проводке» участвует как минимум два бухгалтерских счета. (корреспонденция счетов)
  • «проводка» формируется при оформлении «первичного документа», призванного зафиксировать событие (хозяйственную операцию) предприятия

Итак, предприятие работает, хозяйственные операции (события) регистрируются первичными документами. Первичные документы формируют проводку, в которой участвуют как минимум 2 бухгалтерских счета.

Каждый счет собирает в себе однотипную информацию из хозяйственной операции. В результате этой последовательности действий на бухгалтерских счетах накапливается информация, выраженная в цифрах. Вот это и есть конечный результат. Но как его посмотреть?

Давайте уже на этом уровне знаний решим простую задачку и узнаем, как смотрят результат бухгалтера, хорошо? Задачку мы решим для ООО «Хозяин своего дома»

В нашем домашнем ведомстве имеется запасов в виде сырья для приготовления еды на сумму 5000р. В кошельке есть наличности 15000р., а на банковской карте – 17800р. Поставщику за коммунальные услуги мы должны 2800р. К тому же у нас есть кредит общей задолженностью 35000р.

Решением задачи будет — обозначить «бухгалтерские участки» с указанием своего цифрового кода и названия. В данный участок просто впишите сумму из задачи. Для расстановки кодов бухгалтерских счетов используйте в помощь «план счетов бухгалтерского учета» (скачать).

У нас получилось схематичное представление «участков бухгалтерского учета». Разумеется в работе бухгалтера смотреть состояние бухгалтерских счетов нужно будет через специальные отчеты. Их называют оборотно-сальдовыми ведомостями. Существуют 4-5 основных видов этих отчетов, позволяющих всяко-разно смотреть информацию на бухгалтерских счетах. Но об этом позже.

Сейчас мы немного заглянем в самый главный отчет из этих оборотно-сальдовых ведомостей, так, чтобы просто иметь представление.

ТОП-9 навыков бухгалтера, с которыми он будет нарасхват

А самый главный он, потому как показывает состяние всех бухгалтерских счетов фирмы и служит основанием получить окончательный отчет в бухучете — «Баланс».

Бухгалтерия оборотно сальдовая ведомость

Фрагмент общей Оборотно-Сальдовой Ведомости (ОСВ)

Рассматривая фрагмент Оборотно-сальдовой ведомости мы видим незнакомые нам слова, типа «Сальдо», «Оборот», «Дебет», «Кредит». К тому же может быть сразу непонятно, как остаток может быть в двух колонках, если мы под остатком понимаем одно число. Почему одни цифры стоят в колонке «Дебет», другие в «Кредит». Ответы на эти вопросы мы оставим до следующих статей, а пока…

Итак, в сухом остатке: наша фирма работает, бухгалтер регистрирует хозяйственные операции. Для этого он оформляет первичные документы. Первичные документы делают проводки, в которых используются бухгалтерские счета. Каждый бухгалтерский счет накапливает в себе однотипную информацию. Результаты по бухгалтерским счетам можно просматривать стандартными отчетами, представленными оборотно-сальдовыми ведомостями. Отчет «ОСВ в целом» показывает все счета на которых имеется информация у нашей фирмы. Результаты в отчетах выражаются в суммах.

Еще короче: Работа с первичными документами приводит к изменению информации на бухгалтерских счетах за счет проводок. Результат работы первичных документов (информацию о состоянии бухгалтерских счетов) можно смотреть отчетами «оборотно-сальдовые ведомости».

Заканчивая эту статью, хочу отметить, что Оборотно-Сальдовыми Ведомостями (ОСВ) все не заканчивается. ОСВ служат для каждодневной работы бухгалтера, для анализа работы, контроля результатов, поиска ошибок. Правда, еще нужно научиться правильно читать результаты этих отчетов. Ну, у нас все впереди еще. А заканчивается ведение бухгалтерского учета совсем другими отчетами, о которых мы кратко поговорим в следующей

№ п/п Наименование критерия Показатель Оценка (баллы) Периодичность
Соблюдение сроков и порядка представления бюджетной, налоговой и другой финансовой отчетности в соответствующие органы Своевременное и надлежащее выполнение критерия ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)
Осуществление надлежащего контроля за расходованием материальных ценностей, денежных средств, расчетов, бланков строгой отчетности Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)
Своевременное и качественное ведение регистров бухгалтерского учета Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)
Надлежащее соблюдение сроков и порядка представления плана финансово-хозяйственной деятельности и сведений об операциях с целевыми субсидиями Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)
Отсутствие обоснованных замечаний по результатам проверок и ревизий Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)
Отсутствие письменных обоснованных жалоб работников Учреждения на работу бухгалтерии Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)
Надлежащее осуществление экономического анализа финансовой деятельности по данным бухгалтерского учета, экономических отчетов Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)
  Своевременное и надлежащее проведение инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей , расчетов, бланков строгой отчетности Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)

Показатели и критерии оценки

эффективности деятельности для главного бухгалтера

№ п/п Наименование критерия Показатель Оценка (баллы) Периодичность
Осуществление надлежащего контроля за соблюдением сроков сдачи, финансовой и налоговой отчетности Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)
Контроль правильности оформления первичных учетных документов в порядке, предусмотренном Инструкцией по применению Планов счетов Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)
Контроль за своевременным составлением анализа финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)
Своевременное проведение инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей , расчетов, бланков строгой отчетности Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)
Контроль за своевременным проведением начислений и перечислений платежей Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)
Контроль за экономным использованием материальных, финансовых ресурсов Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)
Отсутствие письменных обоснованных жалоб работников Учреждения и контрагентов на работу бухгалтерии Своевременное и надлежащее выполнение критерия   ежемесячно   (при отсутствии не снятого дисциплинарного взыскания)

Показатели и критерии

Оценки эффективности деятельности

Для работников административно-управленческого



Оценка эффективности системы бухгалтерского учета на предприятии

Правило (стандарт) "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Протокол N 6 от 25.12.1996) требует, чтобы в аудиторском заключении была дана оценка системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта.

Ключевые показатели эффективности для бухгалтерии

В связи с этим аудитор обязан:

проверить ее соответствие действующим нормативным документам;

определить, в какой мере реальное состояние дел отражено во внутренней документации экономического субъекта, касающейся организации, постановки и ведения бухгалтерского учета;

отметить в отчете руководству проверяемого экономического субъекта выявленные серьезные недостатки в системе бухгалтерского учета и дать рекомендации по их устранению.

При этом п.2.6 Стандарта рекомендует аудиторским фирмам самостоятельно разработать методику и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета. Однако они не располагают ни соответствующими специалистами, ни средствами для проведения научно — исследовательских работ по данной теме. Кроме того, отсутствует адекватное понимание эффективности организации и функционирования системы бухгалтерского учета у аудиторов, руководителей и главных бухгалтеров предприятий.

Во многом это объясняется, на наш взгляд, отсутствием единого нормативного документа по организации эффективной системы бухгалтерского учета, неполнотой и непоследовательностью освещения этих вопросов даже в одном нормативном документе.

Нами проанализированы четыре важнейших нормативно — законодательных документа по бухгалтерскому учету (Закон РФ "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н; Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/94, утвержденное Приказом Минфина России от 28.07.1994 N 100, и упоминавшийся выше Стандарт аудиторской деятельности), и ни в одном из них бухгалтерский учет не рассматривается как система, имеющая определенную структуру, включающая, в том числе, подсистемы (методическую, информационную, организационную, кадровую, техническую — каждую, соответственно, со своей структурой), обеспечивающие ее функционирование.

По нашему мнению, необходимо разработать базовый унифицированный методический документ прикладного характера, в котором наглядно, со схемами и соответствующим комментарием были бы представлены в информационной и методической взаимосвязи все аспекты организации системы бухгалтерского учета и ее структура с акцентом на эффективность его организации и возможность использования данного документа в качестве практического пособия для руководителей и главных бухгалтеров предприятий, а также аудиторов. Подобного рода документ мог бы быть включен в систему стандартов бухгалтерского учета.

Один из его разделов должен быть посвящен эффективности организации и функционирования бухгалтерской службы. На наш взгляд, он должен включать:

  1. нормативно — законодательные документы по организации системы бухгалтерского учета;
  2. общие положения;
  3. основные понятия;
  4. схему стандартного методического подхода к построению модели эффективной организации и функционирования бухгалтерской службы;
  5. комментарии к схеме;
  6. практические рекомендации по адаптации стандартной модели к условиям предприятия;
  7. практические рекомендации по организации внутреннего контроля за эффективностью функционирования бухгалтерской службы;
  8. практические рекомендации по оценке эффективности организации и функционирования бухгалтерской службы;
  9. Приложение: образцы форм и документов.

Г.И.Козлова

ЗАО "МКД"

г. Санкт — Петербург