Как оплачивается домашнее обучение учителю

Содержание

Здравствуйте!
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 26 октября 2004 года N АФ-947/96

Приложение. Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений

4. Порядок исчисления заработной платы
А. Учителя, преподаватели (за исключением преподавателей образовательных учреждений, предусмотренных разделом 3 настоящих Рекомендаций)
4.1. Месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений по основаниям, указанным в разделе 6, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.
Пример 1. Учитель математики ведет преподавательскую работу в V-IХ классах в объеме 23 часов в неделю.
Месячный заработок этого учителя рассчитывается путем умножения установленного ему размера ставки заработной платы на 23 часа (недельный объем учебной нагрузки) и деления полученного результата на 18 (норму часов педагогической работы в неделю, за которую в этих классах выплачивается ставка заработной платы).
В таком же порядке исчисляется месячная заработная плата:
— учителей и преподавателей за работу в другом образовательном учреждении (одном или нескольких), осуществляемую на условиях совместительства;
— учителей, для которых данное учреждение является местом основной работы, при возложении на них обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
6. Повышение ставок заработной платы и должностных окладов
6.1. Педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) в следующих размерах и случаях:
6.1.11. На 20% — учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

О заработной плате учителей, обучающих детей на дому в соответствии с медицинским заключением

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПИСЬМО
от 22 февраля 2006 года N 11-06-инфо

О заработной плате учителей, обучающих детей на дому в соответствии с медицинским заключением

С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, более известном как закон о монетизации льгот, тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных учреждений — органами местного самоуправления.
На федеральном уровне предусмотрено регулирование вопросов оплаты труда только для работников федеральных государственных учреждений.
В то же время в целях сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда работников образовательных учреждений, а также недопущения снижения размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты) работников образовательных учреждений, предусмотренных по состоянию на 31 декабря 2004 года (как это определено статьей 153 указанного выше Федерального закона), Министерством образования и науки Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ были подготовлены Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений (приложение к письму от 26.10.2004 N 947/96) (далее — Рекомендации), в которых были закреплены условия оплаты труда педагогических и других работников образовательных учреждений, в том числе осуществляющих по медицинским показаниям обучение детей на дому.
Так, в пункте 4.1 указанных Рекомендаций определено, что месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений по основаниям, указанным в разделе VI Рекомендаций, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.
В этом же пункте Рекомендаций предусмотрено, что в таком же порядке исчисляется месячная заработная плата учителей, для которых данное учреждение является местом основной работы, при возложении на них обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением.
В пункте 6.1.11 Рекомендаций определено, что за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, предусмотрено повышение ставок заработной платы на 20%.
За время работы учителей в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, не совпадающих с их ежегодным отпуском, оплата труда производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Принимая во внимание то, что часы индивидуального обучения детей на дому по медицинским показаниям включаются в учебную нагрузку учителей на общих основаниях, а также то, что каникулы предусмотрены не только для обучающихся непосредственно в условиях школы, но и для обучающихся на дому, в каникулярное время за учителями, ведущими это обучение, должна сохраняться заработная плата, установленная при тарификации на начало каникул.
При этом следует иметь в виду, что справки медицинских учреждений, ограничивающие, например, обучение детей на дому только по 31 мая, не являются основанием для прекращения выплаты заработной платы учителям с учетом учебной нагрузки, установленной для обучения ребенка на дому, поскольку эта работа и оплата за нее относятся к существенным условиям трудового договора.

С Уважением!

Угроза оттока большого количества педагогическго состава из дошкольных учреждений, заставило власти пересмотреть уровень заработных платы этих специалистов. Стимулирующие выплаты, которые должны были использовать для удержания этой волны, похоже завис в вздухе и в году воспитатели продолжают надеяться на улучшение качества жизни. В году уровень заработной платы воспитателя варьируется от политики субъекта Федерации и находится в пределах тыс. Очевидно, что уровень зарплат в регионах остается недостаточным, а дополнительное финансирование имеет вид стимулирующих выплат. Стимулирующие выплаты воспитателям регулируются Трудовым кодексом, а именно ст.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: «Организация и планирование работы воспитателя в современном детском саду»

Как оплачивается замещение временно отсутствующих воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ

Угроза оттока большого количества педагогическго состава из дошкольных учреждений, заставило власти пересмотреть уровень заработных платы этих специалистов. Стимулирующие выплаты, которые должны были использовать для удержания этой волны, похоже завис в вздухе и в году воспитатели продолжают надеяться на улучшение качества жизни. В году уровень заработной платы воспитателя варьируется от политики субъекта Федерации и находится в пределах тыс.

Очевидно, что уровень зарплат в регионах остается недостаточным, а дополнительное финансирование имеет вид стимулирующих выплат.

Стимулирующие выплаты воспитателям регулируются Трудовым кодексом, а именно ст. Те сотрудники, которые повысят свою инициативу и творческую активность, улучшат качество проводимых с детьми занятий, будут вознаграждены финансово. Такие премии должны мотивировать работников к инновационной деятельности, применению современных образовательных технологий.

Соответствующая поддержка не носит гарантированного характера. В одних дошкольных учреждениях стимулирующие выплаты предусмотрены ежеквартально, в других — ежемесячно. Все виды доплат указываются в трудовом договоре приказе , который утверждается заведующим ДОУ. Трудовой кодекс предусматривает осуществление трех видов подобной финансовой поддержки: премии, вознаграждения, доплаты и надбавки. Премии могут быть составляющей механизма распределения зарплаты. Размер таких выплат определяется как процент от оклада.

Существуют также единовременное поощрительное премирование. Таким способом отмечают определенные достижения работников в трудовой деятельности. Вознаграждения могут иметь вид тринадцатой зарплаты или поощрения за выслугу лет.

Выслугу лет поощряют ежемесячной надбавкой либо ежегодным вознаграждением. Надбавками стимулируют труд лиц, имеющих звания, ученые степени, категории, ранги. Доплатами отмечают различные достижения, например, проявление сотрудником высоких показателей в работе. Оно же определяет порядок начисления этих средств, их расчет. Чтобы рассчитать необходимую сумму, нужно иметь точные данные, объективно отражающие превосходство во вложенном труде и профессионализме конкретного преподавателя.

Сведения такого характера воспитатель собственноручно заносит в оценочный лист другое название — карта самооценки , позволяющий определить объем стимулирующих выплат в перспективе. Размер стимулирующих выплат отображает эффективность работы. Поэтому стаж включают в критерии оценивания довольно редко. Лист оценки качества деятельности старшего преподавателя содержит примерно 10 пунктов.

Эти позиции влияют на суммы стимулирующих выплат, а назначает их администрация. Чаще всего используются такие пункты:. Эта схема наличие подобного листа применима и к младшим воспитателям, но только их деятельность оценивается пунктами другого характера.

Например, это могут быть позиции о бережном отношении к имеющимся материалам, оборудованию сохранность посуды, спецодежды , высоком уровне исполнительной дисциплины. За каждый показатель начисляются баллы, имеющие определенный денежный эквивалент.

Стоимость балла отличается в разных учреждениях, ее определяет выделенная сумма на данный детсад. Под качеством непосредственно образовательного процесса подразумевается внедрение инновационных педагогических методов, наличие и разработка программ сопровождения для воспитанников с особыми потребностями.

Имеют значение организованное взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями, своевременность и качество оформления документации. В понятие помощи педагогическому коллективу входит наставничество начинающих воспитателей; уровень организации праздников, конкурсов в заведении; содействие в проведении подготовки к участию в соревнований и конкурсов на муниципальном уровне.

Документальное подтверждение активности сотрудника может включать предоставление скриншотов опубликованных на сайте статей. Выкладывать материалы следует на страницах в соцсетях и на портале непосредственно детсада. Система стимулирования включает поощрительные выплаты всем категориям работников дошкольного учреждении.

Установление денежного поощрения безотносительно к результативности труда не предусмотрено. Существующая практика во многом несовершенна. Например, такой показатель как заболеваемость мало связан с проявляемым усердием. Заражение распространенными инфекциями неизбежно случается в больших коллективах даже при полном соблюдении санитарно-эпидемиологического режима.

Конечно, как таковой этот критерий не входит в шкалу оценивания. Но зачастую от этого параметра зависит основной пункт соответствующего листа — посещаемость детей. Заинтересованность человека в работе может быть очень высока, но вспышка респираторной эпидемии нарушает его законное право на получение определенной надбавки. Это портит статистику качества работы, баллы не насчитываются.

Многие воспитатели недовольны тем, что конечное оценивание проводит руководство, а не педколлектив. Как следствие, страдает объективность результатов. Такая ситуация с системой дошкольного образования оставляет на обычные занятия с детьми очень мало времени. По сути, работа воспитателя сводится к погоне за баллами. Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

Меня зовут Белова Ольга Борисовна. Осуществляю деятельность в сфере юриспруденции с года. Специализируюсь преимущественно на гражданском праве. Училась в Северный Арктический федеральный университет имени М. Факультет: Юриспруденция Юрист. Таким образом, уже со второго квартала года, средняя зарплата воспитателей составит около 18, 5 тысяч рублей.

Всего по расчетам министерства образования на увеличение заработных плат педагогических работников дошкольных образовательных учреждений будет потрачено с бюджетов регионов около 30 миллиардов рублей.

Заработную плату за один день работы приходится рассчитывать для оплаты очередного отпуска, декретного отпуска, пособия по больничному листу или при не полностью отработанном времени в месяце. Для каждого вида расчета берется определенная сумма. Исходя из нее, производится определение среднедневной зарплаты. Инструкция 1 Для расчета пособия по оплате больничного листа и суммы декретного отпуска необходимо рассчитывать среднюю заработную плату за один день работы исходя из заработка за 24 месяца.

Внимание В общую сумму денежных средств не включают выплаты по социальным пособиям за данный период расчетного времени. Берут только суммы, с которых был удержан и перечислен подоходный налог. Денежные премии и вознаграждения в общей расчетной сумме учитываются. При этом в Подмосковье зарплата помощника воспитателя в некоторых районах составляла 14 тысяч рублей. Зарплаты воспитателя школ и ДОУ По состоянию на апрель , в России зарплата воспитателя в дошкольных заведениях, в целом незначительно ниже средних денежных выплат по региону, и имеет тенденцию к увеличению до Однако, фактически данная сумма недостаточна для полной реформы.

В связи с недостаточностью бюджета, штат детских садов урезают, сокращая преподавателей и персонал. При этом нормативная нагрузка остается прежней, и должность воспитателя продолжает оставаться непривлекательной для молодежи. Получится сумма средней заработной платы за один день работы, исходя из которой, рассчитываются выплаты по социальным пособиям.

Суммы, полученные по социальным пособиям с которых не высчитывался и не перечислялся подоходный налог, в сумму расчета не принимаются. Важно Нижегородская обл. Новгородская обл. Новосибирская обл. Омская обл. Оренбургская обл. Орловская обл. Пензенская обл. Пермский крайПриморский крайПсковская обл. Ростовская обл. Рязанская обл. Самарская обл.

Санкт-ПетербургСаратовская обл. Саха Якутия респ. Сахалинская обл. Свердловская обл. СевастопольСеверная Осетия — Алания респ. Смоленская обл. Ставропольский крайТамбовская обл. Татарстан, респ. Тверская обл. Томская обл. Тульская обл. Тыва респ. Тюменская обл. Удмуртская респ. Ульяновская обл. Хабаровский крайХакасия респ.

Ханты-Мансийский авт.

Как считается воспитателям подработка

The Village продолжает выяснять, как строится бюджет людей разных профессий. По словам Марии, даже с учетом всех стимулирующих выплат и дополнительных занятий воспитатель получает в районе 20 тысяч рублей. Ее московская коллега анонимно рассказала The Village, какие игрушки запрещены в детских садах, из чего состоит доход воспитателя и куда уходят деньги. Мне 30 лет, работаю воспитателем пять лет.

Главбух форум бухгалтеров, бухгалтерский форум Главбух по налогам, учету, 1С. Оплата переработки воспитателей ДОУ. Дамы и Господа.

Общероссийским Профсоюзом образования подготовлены Разъяснения о порядке замещения временно отсутствующих работников далее — Разъяснения , в которых в том числе разъясняются особенности замещения временно отсутствующих воспитателей дошкольных групп и музыкальных руководителей ДОУ, а также вопросы оплаты труда лиц, их замещающих. Согласно СанПин 2. Таким образом, продолжительность работы группы за неделю, при пятидневке будет составлять соответственно 25, , 52, и часов в неделю. В то же время в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря г.

Работа в 2 смены — зарплата?

Вход Регистрация. Все форумы Дошкольное образование Работа в 2 смены — зарплата? Сколько и как считается??? Наталья Скорлупина Оксанюк Пользователь. Работаю месяц Работала 2 недели в 2 смены вообще работать не кому Получила платёжку и получилось 12

Уважаемые коллеги! В нашем ДОУ работает 10 групп, соответственно 20 воспитателей. В одной из групп заболел воспитатель. Администрация «выезжает» за счёт сотрудников, а остальных это не касается. Как поставлен вопрос о замещении в Вашем ДОУ?

Я начала работать в детском саду в м. Детсад находился в четырех минутах ходьбы от моего дома, а мне надо было устроить туда трехлетнего сына.

Регистрация Вход. Ответы Mail. Быстрый поиск работы в Москве. Что посоветуете?

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: В Петербурге помощник воспитателя рассказала о крошечных зарплатах

Сколько и как считается? Оклад воспитателя р.,в целом получается начинающий педагог получает на руки тыс., со второй. если тариф, то хорошо. если.

Опубликовано8 сентября 2018 в 12:19

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаем различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

Организацию индивидуального обучения на дому регламентирует Закон РФ «Об образовании» (согласно п.2 ст.51 для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому). В субъектах Российской Федерации могут приниматься нормативные акты по данному вопросу. Так, в Москве это постановление правительства г. Москвы от 25 сентября 2007 года № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования» и приложение к нему – Положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы.

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению с общеобразовательной школой) ; во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в учреждении, часть – дома) ; в-третьих, гибкость моделирования учебного плана.

Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.

Организация индивидуального обучения на дому

Индивидуальное обучение на дому может быть организовано во всех видах общеобразовательных учреждений, причем сама организация обучения на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик.

Однако ученик, проживающий в микрорайоне другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучение на дому (на период болезни), по заявлению родителей может быть переведен в школу по месту жительства независимо от наполняемости класса.

В любом случае основанием для организации индивидуального обучения на дому являются письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения, а также медицинская справка (заключение) лечебного учреждения. На их основе издается приказ директора школы об индивидуальном обучении на дому.

При назначении учителей, которые будут заниматься с детьми, преимущество отдается педагогам, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном учреждении.

Аттестация и перевод обучающихся по индивидуальным планам на дому осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому

Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется бесплатно в объеме:

1 – 4-е классы 5 – 7-е классы 8 – 9-е классы 10 – 11-е классы

8 часов в неделю 10 часов в неделю 11 часов в неделю 12 часов в неделю

Если период обучения на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения из медицинской справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата включается в тарификацию.

В случае болезни учителя администрация школы с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником, находящимся на индивидуальном обучении на дому, другим учителем.

В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями).

Во время нетрудоспособности учителя сроки проведения уроков переносятся на другое время по согласованию с родителями (законными представителями). В этом случае заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное ответственное за данное направление лицо (куратор, классный руководитель или координатор) готовит распоряжение, в котором указывает, что в связи с болезнью учителя, работающего с учеником на дому, уроки переносятся на другое время. Перенос занятий необходимо согласовать с родителями (законными представителями) и получить их письменное согласие (в свободной форме).

В случае, когда проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока, администрация школы представляет в бухгалтерию приказ о снятии учебной нагрузки.

Права и обязанности участников образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому

Участникам образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому, являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники (учителя, администрация).

Права и обязанности обучающихся в форме индивидуального обучения на дому

Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому имеет право:

получать полное общее образование в соответствии с государственным стандартом;

вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, свободу информации, а также – моральное и материальное поощрение за успехи в обучении.

Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому обязан:

соблюдать требования образовательного учреждения, прописанные в локальных актах школы;

добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;

соблюдать расписание занятий;

находиться дома в часы, отведенные для занятий согласно индивидуальному расписанию;

вести дневник, тетради (если нет соответствующих медицинских ограничений).

Права и обязанности родителей (законных представителей)

Родители (законные представители) детей имеют право:

защищать законные права ребенка;

вносить предложения по организации образовательного процесса и содержанию образовательных программ, аргументировав их необходимость, но с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и творческих интересов ребенка;

обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения.

Родители (законные представители) детей обязаны:

выполнять требования образовательного учреждения, прописанные в локальных актах школы;

поддерживать и стимулировать интерес ребенка к процессу образования;

своевременно информировать учителя о рекомендациях врача, особенностях режима дня ребенка, а образовательное учреждение – об отмене или возобновлении занятий (по уважительным причинам) ;

создавать для ребенка и учителя оптимальные рабочие условия для проведения занятий дома;

контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.

Права и обязанности педагогических работников

Педагогический работник образовательного учреждения имеет права, предусмотренные Законом РФ «Об образовании».

Учитель, осуществляющий педагогическую деятельность в форме индивидуального обучения на дому, обязан:

знать специфику заболевания, особенности режима дня и организации домашних занятий;

выполнять государственные программы с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и интересов детей;

развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;

контролировать учебную нагрузку, а также ведение учеником дневника (расписание, аттестация, запись домашних заданий) и расписываться в нем, не допускать утомления ребенка, составлять индивидуальные планы проведения уроков;

своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, предоставлять родителям (законным представителям) его на подпись после каждого проведенного урока.

Классный руководитель обязан:

согласовывать расписание занятий с родителями (законными представителями) и учителями – контролировать ведение дневника;

поддерживать связь с обучающимся и его родителями (законными представителями), собирать информацию об индивидуальных особенностях учащихся, состоянии здоровья и впечатлениях о процессе обучения;

своевременно информировать администрацию школы о всех нарушениях в образовательном процессе.

Администрация школы обязана:

готовить нормативные документы по организации образовательного процесса;

контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже одного раза в четверть;

контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала учета;

обеспечивать процесс обучения на дому квалифицированными кадрами;

своевременно информировать родителей (законных представителей) о всех изменениях в образовательном процессе.

Порядок управления образовательным процессом

Общее руководство образовательным процессом в форме индивидуального обучения на дому осуществляется администрацией школы.

В компетенцию администрации образовательного учреждения входят следующие управленческие действия:

принятие решения об организации образовательного процесса;

разработка и утверждение локального акта школы – Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому;

контроль за организацией и осуществлением образовательного процесса;

контроль за распределением и использованием денежных средств.

Примерное содержание папки «Индивидуальное обучение на дому»

В папку рекомендуется включить следующие документы:

Положение о формах получения образования в образовательных учреждениях города, региона (например, для Москвы это приложение к постановлению правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. № 827 – ПП) ;

Положение об организации индивидуального обучения на дому;

приказы (копии) «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» на каждого учащегося;

справки (копии) из медицинского учреждения о рекомендации обучения;

расписание уроков индивидуального обучения (на каждого ученика), письменного согласованное с родителями;

список учителей, работающих в форме индивидуального обучения;

учебно-методические комплекты индивидуального обучения на дому (программы, учебники, учебные пособия, тематические и поурочные планирования, тексты проверочных и контрольных работ) ;

план внутришкольного контроля индивидуального обучения;

справки по внутришкольному контролю индивидуального обучения на дому;

заявления родителей (законных представителей) ;

рекомендации психолога, логопеда по работе с детьми, обучающимися на дому.

Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий

На каждого учащегося оформляется журнал индивидуальных занятий, куда заносятся даты занятий в соответствии с расписанием, согласованным с родителями (законными представителями) обучающегося и утвержденными руководителем образовательного учреждения, содержание пройденного материала, количество часов. Отметки текущей аттестации выставляются в журнал индивидуальных занятий. После проведения учителем урока родитель (законный представитель) ставит свою подпись в журнале (можно в графе «Домашнее задание»). На основании этих записей производится оплата труда педагогических работников.

В классном журнале на левой развернутой странице листа в отметочной строке напротив фамилии учащегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме обучения на дому, делается запись: «образование на дому, приказ от _______ № _______». Четвертные, триместровые, полугодовые, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому, подписанного родителями (законными представителями), в классный журнал соответствующего класса. Таким же образом в классный журнал соответствующего класса вносятся сведения о переводе из класса в класс, о выпуске из образовательного учреждения. В журнал класса, в котором есть обучающиеся на дому, вкладывается копия приказа.

В случает частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной утраты документа) и выносится решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам: дневник, тетрадь учащегося.

Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве учреждения 5 лет.

Тяпухин С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Порядок оплаты труда в случае замещения учителей, воспитателей, преподавателей, других педагогических работников, временно отсутствующих в связи с болезнью, получением дополнительного профессионального образования и по другим причинам, часто вызывает вопросы у бухгалтеров.

В данном материале на основе рекомендаций специалистов Общероссийского Профсоюза образования, размещенных на сайте http://www.eseur.ru, расскажем о ключевых моментах, связанных с правилами начисления заработной платы таким работникам.

Общие положения о замещении

Порядок оплаты труда в случае замещения отсутствующих работников регламентируется несколькими статьями Трудового кодекса с учетом положений Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601.

Так, в образовательных учреждениях замещение временно отсутствующих педагогов может осуществляться другими педагогическими работниками, а также иными категориями работников с их письменного согласия. Перечислим основные законодательные нормы.

1. При исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа по другой должности (ст. 60.2 ТК РФ). В этом случае работнику устанавливается дополнительная оплата труда, размер которой определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

2. В отдельных случаях замещение временно отсутствующих педагогов может осуществляться с учетом положений ст. 99 «Сверхурочная работа» ТК РФ.

3. Кроме того, для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника может быть заключен срочный трудовой договор, в том числе для выполнения работы по совместительству (внутреннему или внешнему) (ст. 59 ТК РФ).

4. Другой вариант: по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, сотрудник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя для замещения временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с законодательством сохраняется место работы, – до выхода этого сотрудника на работу (ст. 72.2 ТК РФ). Если по окончании срока перевода прежняя работа ему не предоставлена, а он не потребовал ее предоставить и продолжает трудиться, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу, перевод считается постоянным, а трудовой договор – заключенным на неопределенный срок.

Действовавшее ранее в ТК РФ положение, в соответствии с которым работодатель мог без согласия сотрудника на период до одного месяца «по производственной необходимости» привлекать другого сотрудника для замещения отсутствующего, в настоящее время распространяется только на случаи, вызванные чрезвычайными обстоятельствами, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ.

5. С учетом особенностей труда педагогов, для которых положениями Приказа № 1601 установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю или в год, размер дополнительной оплаты труда следует определять исходя из размера ставки заработной платы замещающего работника с учетом фактического объема дополнительной педагогической, учебной (преподавательской) работы.

А теперь рассмотрим порядок оплаты труда в случае замещения отсутствующих педагогов по местам работы.

Замещение временно отсутствующих учителей школ

Замещение временно отсутствующего учителя учителем

Уроки временно отсутствующих учителей, как правило, проводят учителя той же специальности. За дополнительно проведенное с их письменного согласия количество часов занятий по тому же учебному предмету им следует рассчитывать зарплату на условиях почасовой оплаты труда, размер которой определяется с учетом квалификации замещающего работника.

В том случае, если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, со дня его начала следует уточнить недельный объем учебной нагрузки путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору и провести перерасчет месячной оплаты труда учителя с учетом увеличенного объема учебной нагрузки, указав в дополнительном соглашении к трудовому договору, что дополнительный объем учебной нагрузки замещающему учителю устанавливается на период замены временно отсутствующего учителя.

Если заранее известно, что должность учителя будет замещаться более двух месяцев (например, на период нахождения в декрете, если должность вакантна и планируется принять другого учителя), допсоглашение к трудовому договору целесообразно оформить с первого дня замены без использования почасовой оплаты, то есть оплачивать труд замещающего учителя исходя из установленного ему размера ставки заработной платы пропорционально объему учебной нагрузки, определенному с учетом часов замещения.

На период временного отсутствия учителя может быть принят другой учитель, который преподает тот же предмет. С ним следует заключить срочный трудовой договор.

В исключительных случаях, когда учителя временно заменить таким же учителем невозможно, вместо отсутствующего учителя может преподавать учитель по другому предмету, который может вперед пройти с учениками свою программу, чтобы затем в счет учебных часов по предмету замещавшего педагога отсутствовавший учитель мог восполнить пропущенные учебные занятия.

Обычно труд учителей при таком замещении оплачивается следующим образом:

Такой порядок замещения временно отсутствующего учителя позволяет восполнять пропущенную учебную программу, не допуская перегрузки обучающихся.

Замещение временно отсутствующего учителя другим работником

Директоры, их заместители, педагогические работники, занимающие штатные должности (педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-библиотекари, методисты и др.), библиотекари, лаборанты, другие работники из числа специалистов, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала могут вести преподавательскую работу по соответствующему предмету наряду со своей основной работой. Такая работа не является для них совместительством и не требует заключения отдельного трудового договора (пп. «ж» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»).

Замещение временно отсутствующих учителей в этом случае оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенному по основной должности, в котором указываются срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты труда (п. 5.3, 5.4 приложения 2 к Приказу № 1601). За учебную (преподавательскую) работу, выполняемую по замещению отсутствующего учителя, производится почасовая оплата пропорционально фактически выполненному объему учебной нагрузки. (Как определяется размер почасовой оплаты, см. ниже.)

Замещение временно отсутствующих учителей у того же работодателя (особенно на длительное время) может осуществляться путем временного перевода, к примеру, педагога-психолога, социального педагога, педагога-библиотекаря или другого работника с его согласия на должность учителя на период до выхода отсутствовавшего на работу, как это предусмотрено ст. 72.2 ТК РФ.

Если с временно отсутствовавшим учителем трудовые отношения по каким-либо причинам прекращаются, а замещавшему сотруднику прежняя работа не предоставлена и он не настаивает на ее предоставлении, продолжая работать учителем, условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу, перевод считается постоянным, а трудовой договор – заключенным на неопределенный срок.

Замещение временно отсутствующих преподавателей техникумов и колледжей

Преподавателям учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, оплата труда устанавливается в виде среднемесячной заработной платы, определенной исходя из фактического годового объема учебной нагрузки (п. 2.8.2 приложения 1 к Приказу № 1601). Поэтому количество часов преподавательской работы, данное сверх установленного годового объема учебной нагрузки (в том числе количество часов, отработанных при замещении временно отсутствовавших преподавателей), должно оплачиваться по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации.

Если годовой объем учебной нагрузки преподавателя уменьшался (на 1/10-ю часть – за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней – за неполный месяц) по причине нахождения в отпуске, на учебных сборах, в связи с временной нетрудоспособностью, командировкой, получением дополнительного образования и т. п., то дополнительная оплата труда по часовым ставкам за замещение временно отсутствовавших преподавателей полагается после выполнения преподавателем годовой учебной нагрузки, уменьшенной по указанным причинам.

Если замещение будет продолжаться непрерывно свыше двух месяцев (например, на период нахождения замещаемого преподавателя в отпуске по уходу за ребенком), то со дня его начала следует уточнить годовой объем учебной нагрузки в порядке, предусмотренном для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года (напомним, что согласно п. 4.3 приложения 2 к Приказу № 1601 в таком случае учебная нагрузка определяется за количество оставшихся до конца учебного года полных месяцев), а также произвести перерасчет средней месячной оплаты труда преподавателей.

Замещение временно отсутствующих педагогов дополнительного образования

Замещение временно отсутствующих педагогов дополнительного образования, в том числе тренеров-преподавателей, при наличии соответствующих специалистов может осуществляться с оплатой их труда на условиях почасовой оплаты, размер которой определяется с учетом квалификации замещающего работника (порядок оплаты их труда описан в разделе «Замещение временно отсутствующих учителей школ» статьи).

Временное отсутствие тренеров-преподавателей и иных педагогов может быть вызвано направлением их в служебную командировку с частью обучающихся с целью участия в соревновании, конкурсе или другом мероприятии.

За педагогами на этот период сохраняется средний заработок, им возмещаются связанные с командировкой расходы, кроме того, они освобождаются от выполнения работы по трудовому договору по месту нахождения образовательного учреждения (ст. 166, 167 ТК РФ).

Из этого следует, что работодатель не вправе требовать от педагогов дополнительного образования отрабатывать пропущенные часы занятий, в том числе в отношении обучающихся, не участвовавших в соревнованиях (других мероприятиях), поскольку в данном случае такая работа для них будет являться дополнительной и, соответственно, требующей обязательного письменного согласия и дополнительной оплаты.

Значит, если часы занятий в указанных случаях никем не замещались, а также были пропущены педагогическими работниками по причине их временной нетрудоспособности, направления для повышения квалификации с отрывом от производства, нахождения в ежегодном отпуске, но при этом необходимо восполнить пропущенную программу за счет выделения дополнительного времени, то за их проведение (с письменного согласия работников) сверх количества часов, установленных при тарификации, должна устанавливаться соответствующая дополнительная оплата.

Замещение временно отсутствующих воспитателей дошкольных групп

В дошкольных образовательных организациях режим пребывания в течение дня (в течение недели) детей в группах, как правило, значительно превышает норму часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы воспитателя, из чего следует, что на каждую группу воспитанников может приходиться более одной должности воспитателя. Это предполагает работу воспитателей по сменам.

К сведению: норма часов установлена п. 2.5 – 2.7 приложения 1 к Приказу № 1601 и составляет в зависимости от особенностей здоровья воспитанников 25, 30 или 36 часов в неделю.

Работа сверх установленной нормы часов рабочего времени

С письменного согласия воспитателей их педагогическая работа может осуществляться сверх установленной нормы часов такой работы за ставку заработной платы или ниже установленной нормы часов как на постоянной основе, так и в связи с замещением временно отсутствующего воспитателя.

Труд воспитателей сверх установленной за ставку заработной платы нормы часов педагогической работы в неделю, выполняемой на постоянной основе, оплачивается из размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному в неделю объему педагогической работы (п. 4 примечания к приложению 1 к Приказу № 1601).

Труд воспитателей, замещающих других временно отсутствующих воспитателей, то есть выполняющих эту работу в большем количестве часов по сравнению с количеством часов педагогической работы, выполняемым на постоянной основе, оплачивается также из размеров установленных им ставок заработной платы пропорционально количеству часов педагогической работы, выполненному за отсутствующего воспитателя.

Сверхурочная работа

Иной порядок оплаты труда применяется к случаям, когда работа воспитателей за пределами рабочего времени осуществляется в тот же день по инициативе работодателя в связи с неявкой сменяющего работника или родителя. Такая работа в данном случае считается сверхурочной и оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере (п. 3 ч. 2 ст. 99, ст. 149, 152 ТК РФ).

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого сотрудника. По желанию последнего сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Следует также учесть, что работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником, поскольку продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Это обеспечивается за счет привлечения:

  • другого воспитателя после перерыва в работе по занимаемой им должности с оплатой труда пропорционально отработанному им количеству часов из размера ставки заработной платы, предусмотренного системой оплаты труда для воспитателей;

  • другого педагогического или иного работника для выполнения им такой работы наряду с основной работой в порядке совмещения.

Замещение временно отсутствующих музыкальных руководителей дошкольных групп

В дошкольных образовательных организациях работа, связанная с музыкальным воспитанием, осуществляется музыкальными руководителями, которые за ставку заработной платы должны отработать 24 часа в неделю.

Если учреждение применяет нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, то в соответствии с ними на каждую группу детей должно выделяться по 0,25 единицы должности музыкального руководителя, исходя из чего одна должность музыкального руководителя устанавливается на каждые четыре группы.

Если количество дошкольных групп превышает четыре, то при отсутствии другого музыкального руководителя работа сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы с письменного согласия имеющегося музыкального руководителя может выполняться:

  • на постоянной основе;

  • на условиях замещения временно отсутствующего работника по различным причинам (в том числе в случаях, когда должность вакантна).

Труд музыкального руководителя, выполняющего работу сверх установленной ему нормы часов на постоянной основе, оплачивается из размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному в неделю объему педагогической работы (п. 4 примечания к приложению 1 к Приказу № 1601).

При замещении другого временно отсутствующего музыкального руководителя, то есть для выполнения такой же педагогической работы сверх установленного сотруднику фактического объема педагогической работы, труд также оплачивается из установленного ему размера ставки заработной платы пропорционально фактически выполненному за временно отсутствующего работника объему педагогической работы.

Замещение временно отсутствующих руководителей образовательных организаций

Правовое положение руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций имеет свои особенности. В связи с этим порядок оформления замещения на период их отсутствия (например, во время отпуска, болезни, командировки) также имеет свою специфику.

Особенностью правового статуса руководителя образовательной организации является то, что на него распространяются:

1) действие гражданского законодательства (как на орган юридического лица);

2) действие норм трудового права (как на работника, вступившего с юридическим лицом в трудовые отношения на условиях трудового договора).

В соответствии с ч. 27 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ в отношении руководителей государственных и муниципальных учреждений правом выступать в качестве работодателя и заключать с ними трудовые договоры обладают органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя.

При решении вопросов, связанных с замещением временно отсутствующих руководителей образовательных учреждений, необходимо учитывать следующие особенности:

  • должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству (ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

  • не допускается совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования (ч. 12 ст. 51 Закона об образовании);

  • для замещения временно отсутствующего руководителя не может быть применено положение ч. 4 ст. 72.2 ТК РФ, поскольку учредитель, который обладает правом выступать в качестве работодателя указанного лица и заключать с ним трудовые договоры, не имеет полномочий по заключению трудовых договоров (дополнительных соглашений к ним) с другими работниками этих образовательных организаций, в том числе с заместителями руководителей, а также осуществлять их временный перевод для исполнения обязанностей руководителей образовательных организаций;

  • руководитель на период своего отсутствия не вправе применять положение ч. 4 ст. 72.2 ТК РФ о временном переводе работников на занимаемую им должность для исполнения своих обязанностей.

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором

Из сказанного выше следует, что руководитель государственной или муниципальной образовательной организации вправе руководствоваться только положениями ст. 60.2 ТК РФ, устанавливающей, что на период своего временного отсутствия он может возложить исполнение своих обязанностей на одного из работников организации, в первую очередь на заместителя руководителя.

В этом случае руководитель организации заключает с работником, которому поручается замещение своих обязанностей, дополнительное соглашение к трудовому договору по основной работе и издает соответствующий приказ.

Таким соглашением замещающему работнику может быть:

  • поручено выполнение всех обязанностей руководителя;

  • установлено ограничение (например, исключающее возможность изменять структуру и штатное расписание организации, условия оплаты труда работников, осуществлять прием на работу).

При временном выполнении работником, в том числе заместителем руководителя, обязанностей руководителя без освобождения от основной работы ему производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания и объема дополнительной работы.

Заключение срочного трудового договора

В зависимости от продолжительности временного отсутствия руководителя учредитель вправе на этот период заключить с другим работником срочный трудовой договор о работе в должности руководителя.

Не следует путать с временным исполнением обязанностей руководителя по срочному трудовому договору заключение с работником трудового договора на определенный срок по вакантной должности, то есть по должности, которая никем не занята, в том числе когда заключение срочного трудового договора предусмотрено учредительными документами организации или установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.).

При назначении на период временного отсутствия руководителя учреждения другого работника последнему с учетом уровня его квалификации необходимо установить такой же должностной оклад, как и предусмотренный для руководителя.

Замещение временно отсутствующих педагогов профессорско-преподавательского состава

Замещение временно отсутствующих преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, осуществляется с учетом положений ст. 332 ТК РФ.

Замещение временно отсутствующих преподавателей в период их болезни, командировки, стажировки, длительного отпуска и пр. может осуществляться другими преподавателями с их письменного согласия без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором. Их труд должен оплачиваться в соответствии со ст. 60.2 и 151 ТК РФ путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору замещающего работника, в котором указывается размер доплаты с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Замещение временно отсутствующего преподавателя, отнесенного к профессорско-преподавательскому составу, за которым на соновании законодательства сохраняется место работы (должность) (к примеру, в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком), может также осуществляться путем заключения с другим преподавателем без избрания по конкурсу:

  • срочного трудового договора до выхода замещаемого лица на работу;

  • другого трудового договора на условиях совместительства (внешнего или внутреннего) для выполнения работы в свободное от основной работы время.

Во втором случае должны соблюдаться следующие нормы ст. 284 ТК РФ:

1) продолжительность рабочего времени при совместительстве не должна превышать четырех часов в день;

2) в дни, когда по основному месту работы сотрудник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может трудиться по совместительству полный рабочий день;

3) в течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при совместительстве не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Следует отметить, что в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования, под другим учетным периодом нормы рабочего времени могут пониматься семестр, полугодие, учебный год.

Оплата труда отдельных педагогов на условиях почасовой оплаты труда

При замещении временно отсутствующих работников необходимо иметь в виду, что в отдельных случаях труд учителей, преподавателей и некоторых других педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической или учебной (преподавательской) работы, может оплачиваться не на основе ставок заработной платы, а на условиях почасовой оплаты труда, которая применяется:

1) при оплате часов, отработанных в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, продолжавшегося не свыше двух месяцев;

2) при оплате часов педагогической работы, отработанных учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;

3) при оплате педагогической работы специалистов организаций (в том числе из числа работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, а также работников методических и учебно-методических кабинетов, центров, иных организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;

4) при оплате педагогической (преподавательской) работы в объеме 300 часов в год в другой общеобразовательной организации (в одной или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству на основе тарификации.

При замещении должности учителя, педагога дополнительного образования, преподавателя (за исключением преподавателей учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования) размер платы за один час учебной (преподавательской) работы определяется по формуле:

Оплата одного часа учебной работы

=

Месячная ставка зарплаты, предусмотренная за установленную норму часов педагогической работы в неделю по замещаемой должности с учетом квалификации замещающего работника

Среднемесячное количество рабочих часов по замещаемой должности

Среднемесячное количество рабочих часов по замещаемой должности определяется следующим образом:

Среднемесячное количество рабочих часов

=

Норма часов педагогической работы в неделю, установленная за ставку зарплаты педагога

х

Количество рабочих дней в году по пяти– дневной рабочей неделе

5 (количество рабочих дней в неделе)

12 (количество месяцев в году)

Часовая ставка при оплате труда преподавателей учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, определяется по формуле:

Часовая ставка

=

Месячная ставка зарплаты,
установленная по замещаемой должности

72 (средняя месячная норма
учебной нагрузки, в часах)

При этом часы учебной нагрузки, отработанные преподавателем сверх установленного ему на начало учебного года фактического годового объема учебной нагрузки (уменьшенного по основаниям, предусмотренным п. 4.4 приложения 2 к Приказу № 1601), оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки. Оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Учебная нагрузка, выполненная преподавателем при замещении временно отсутствующих преподавателей, продолжавшемся не свыше двух месяцев, оплачивается дополнительно по часовым ставкам, но также только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Инструкция № 102 — Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Положение № 732 — Положение об индивидуальной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденое приказом Минобразования от 20.12.2002 г. № 732.

Приказ № 304 — приказ Минобразования «Об утверждении форм отчетности по вопросам общего среднего образования и инструкций по их заполнению» от 09.04.2008 г. № 304.

Перечень № 41 — Перечень типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Главного архивного управления при КМУ от 20.07.98 г. № 41.

Сразу подчеркнем: при возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому оплата за проведение занятий не может осуществляться исходя из почасового расчета, поскольку это противоречит требованиям Инструкции № 102.

Прежде чем рассмотреть этот вопрос подробнее, расскажем о порядке организации индивидуального обучения на дому.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЕ

Согласно ст. 13 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учебных заведениях осуществляется по групповой и индивидуальной формам обучения, положения о которых утверждает Минобразования.

Так, вопросы организации индивидуального обучения на дому урегулированы Положением № 732, в п. 1.7 которого указан перечень учащихся, имеющих право на индивидуальное обучение, а в п.1.6 разд. 2 — документы, необходимые для организации индивидуального обучения. Приведем эти данные в таблице:

Категории учеников

Документы, которые необходимы для организации
индивидуального обучения

общие (п. 1.6 Положения № 732)

дополнительные
(разд. 2 Положения № 732)

1) которые по состоянию здоровья не могут посещать учебное заведение (абз. 2 п. 1.7 Положения № 732)

1) заявление родителей или лиц, их заменяющих;
2) приказ директора учебного заведения;
3) согласование местного органа управления образования

Справка, заверенная печатью врачебно-консультативной комиссии и печатью лечебного заведения (далее — справка ВКК)

2) которым необходимо пройти лечение в лечебном заведении больше одного месяца (абз. 3 п. 1.7 Положения № 732)

3) которые имеют высокий учебный потенциал и могут ускоренно закончить школу (абз. 4 п. 1.7 Положения № 732)

Решение совета учебного заведения согласно индивидуальному учебному плану, утвержденному директором учебного заведения в начале учебного года (на один год)

4) которые проживают в селах и поселках (когда количество учеников в классе составляет менее 5) (абз. 5 п. 1.7 Положения № 732)

5) которые не успевают в течение 2 лет обучения в школе I степени (абз. 6 п. 1.7 Положения № 732)

Решение психолого-медико-педагогической консультации (далее — решение ПМПК)

6) которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного (психического) развития (если родители или лица, их заменяющие, отказываются направлять ребенка в соответствующую специальную общеобразовательную школу (школу-интернат)) (абз. 7 п. 1.7 Положения № 732)

Далее подробнее остановимся на порядке оформления документов для организации индивидуального обучения на дому лиц, указанных в абз. 2, 6 и 7 п. 1.7 Положения № 732.

Порядок оформления документов для организации обучения детей на дому

Устанавливается следующий порядок оформления документов для организации обучения детей на дому:

1. Согласно абз. 2 п. 1.6 Положения № 732 один из документов, являющихся основанием для организации индивидуального обучения, является заявление родителей или лиц, их заменяющих.

В связи с этим родители (лица, их заменяющие) должны предоставить заявление на имя директора учебного заведения с просьбой организовать для их ребенка, который по состоянию здоровья не может посещать учебное заведение, обучение по индивидуальной форме.

В заявлении обязательно указываются сроки организации обучения и дата подачи заявления. При этом начало занятий — не ранее чем через 2 — 3 дня с момента подачи заявления. Образец заявления приведен в приложении 1 к этой статье.

К заявлению обязательно прилагается справка ВКК или решение ПМПК.

2. Как предусматривает абз. 4 п. 1.6 Положения № 732, для организации индивидуального обучения учебному заведению необходимо получить согласование местного органа управления образования. Поэтому на основании заявлений родителей (лиц, их заменяющих) администрация учебного заведения обращается с ходатайством в местный орган управления образования. Пример составления ходатайства приведен в приложении 2 к этой статье.

3. Начальник управления образования на основании предоставленных учебным заведением материалов издает соответствующий приказ, пример составления которого (относительно заведений, обслуживающихся централизованной бухгалтерией) приведен в приложении 3 к этой статье.

4. На основании приказа управления образования директор учебного заведения издает приказ об:

— организации обучения учеников по индивидуальной форме, пример составления которого приведен в приложении 4 к этой статье. На учащихся, в отношении которых предоставлены документы после начала учебного года, приказ издается отдельно, с указанием конкретных сроков;

— утверждении персонального состава и распределении учебной нагрузки педагогических работников, которые будут осуществлять обучение учеников по индивидуальной форме. Пример составления приказа приведен в приложении 5 к этой статье.

Каждого ученика, обучающегося по индивидуальной форме обучения, заносят в списки учеников класса, к которому он прикреплен.

Подчеркнем, что при заполнении Отчета дневного общеобразовательного учебного заведения, утвержденного приказом № 304 (форма № ЗНЗ-1), ученики, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного (психического) развития, не входят в общее количество детей (графа 2 разд. I Отчета), а вписываются отдельно в графы 7 и 8 разд. I Отчета. В графу 6 разд. I Отчета вписываются все остальные учащиеся, которые обучаются индивидуально и включены в графу 2 разд. I Отчета.

Количество часов для организации индивидуального обучения

Согласно п. 4.2 Положения № 732 количество часов для организации индивидуального обучения в соответствии с количеством предметов инвариантной части учебного плана определяется приказом директора и утверждается соответствующим органом управления образования в таком объеме:

Классы

Количество часов на каждого ученика в неделю

Количество часов для организации индивидуального обучения учеников, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития*

1 — 4

5 — 9

10 — 12

* Согласно разъяснениям Минобразования, приведенным в письме от 11.01.2005 г. № 1/9-3, указанные нормы распространяются на следующие категории учащихся:
— имеющих статус ребенка-инвалида. Речь идет о детях-инвалидах с возрастным интеллектом, задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью, которые могут обучаться по программе общеобразовательной (с возрастным интеллектом, с задержкой психического развития) или специальной (с легкой умственной отсталостью) школ;
— нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития по рекомендации ПМПК и состоящих на диспансерном учете в детских медицинских учреждениях по рекомендации ПМПК. К этим категориям относятся учащиеся с возрастным интеллектом, задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью, имеющие соматические, хирургические, кожные, психоневрологические заболевания, указанные в Перечне заболеваний, по причине которых дети нуждаются в индивидуальном обучении на дому.

Согласно п. 2.7 Положения № 732 индивидуальное обучение осуществляется педагогическими работниками, которые имеют соответствующее педагогическое образование. Их состав утверждается приказом директора учебного заведения.

Расписание учебных занятий согласовывается (в письменном виде) с родителями (лицами, их заменяющими) учеников и утверждается приказом директора учебного заведения.

Обучение проводится по индивидуальному учебному плану, утвержденному приказом директора учебного заведения. Индивидуальные учебные планы составляются на основе типовых учебных планов, утвержденных Минобразования, в соответствии с количеством предметов инвариантной части учебного плана. Если ученик освобожден по состоянию здоровья от изучения отдельных предметов (согласно соответствующей справке и приказу по заведению образования), то в индивидуальном учебном плане рядом с этим предметом делается запись: «Освобожден. Приказ от __ № __».

Учителя, которые осуществляют индивидуальное обучение, на основании существующих программ и с учетом часов индивидуального учебного плана разрабатывают индивидуальные программы, составляют календарные планы и подают на согласование заместителю директора по учебной (учебно-воспитательной) работе.

Согласно п. 2.9 Положения № 732 выполнение индивидуального учебного плана и программ, а также достижения учеников в учебе фиксируются в отдельных журналах установленного образца.

Так, на каждого учащегося оформляется Журнал индивидуального обучения на дому, куда заносятся даты занятий в соответствии с расписанием, содержание пройденного материала, количество часов. После проведения учителем урока родители (лица, их заменяющие) ставят свою подпись в Журнале (или в графе «Домашнее задание»).

В классном журнале напротив фамилии учащегося на дому делается запись: «Обучение на дому. Приказ от _______ № _______». Четвертные, триместровые, полугодовые, годовые, итоговые оценки переносятся из Журнала индивидуального обучения на дому, подписанного родителями (лицами, их заменяющими), в классный журнал соответствующего класса. Таким же образом в классный журнал соответствующего класса вносятся сведения о переводе из класса в класс, о выпуске из образовательного учреждения. В журнал класса, в котором есть обучающиеся на дому дети, вкладывается копия приказа.

В случае частичной порчи (полной утраты)Журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной утраты документа) и выносится решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного Журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам: дневник, тетрадь учащегося.

Напомним, что классные журналы, журналы индивидуального обучения на дому должны храниться в архиве учреждения 5 лет, как это предусмотрено позицией 623 Перечня № 41. Исчисление сроков хранения документов проводится с 1 января года, следующего за годом завершения их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, завершенных делопроизводством в 2011 году, начинается с 1 января 2012 года (п. 2.9 Перечня № 41).

ОПЛАТА ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Согласно п. 4 Инструкции № 102 ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников устанавливаются руководителями заведений и учреждений образования в ходе проведения тарификации. Тарификационные списки утверждаются по согласованию с профсоюзным комитетом не позднее 5 сентября и подаются в вышестоящий орган управления образования.

За часы индивидуального обучения оплата труда учителям также осуществляется по тарификации на общих основаниях. Другими словами, оплата должна производиться путем умножения ставки заработной платы на их фактическую нагрузку в неделю и деления этого произведения на установленную норму часов в неделю (18 ч). Часы, предусмотренные на индивидуальное обучение школьников, вносятся в тарификационный список.

Применять почасовую оплату труда за часы индивидуальных занятий нельзя. В соответствии с п. 73 Инструкции № 102 почасовая оплата педагогических работников учебного заведения допускается только при оплате труда за часы замены временно отсутствующих по болезни или другим причинам учителей.

Каникулы. Согласно п. 25 Типовых правил № 455 в этот период руководитель заведения образования привлекает педагогических работников к педагогической и организационной работе в пределах времени, которое не превышает их учебной нагрузки до начала каникул. Организация работы работников учебных заведений осуществляется согласно плану работы в каникулярный период.

Согласно п. 71 Инструкции № 102 за время работы в период каникул оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, которая предшествовала началу каникул.

Следовательно, тот факт, что в каникулярное время занятия не проводятся, не является основанием для невыплат заработной платы.

Болезнь ребенка. В случае болезни ученика, при которой проведение занятий на дому осуществлять невозможно (например, госпитализация), родителями предоставляется директору школы справка лечебного учреждения. Директором учебного заведения издается приказ о перенесении сроков обучения на другое время (например, на каникулярный период). Сроки перенесения обучения согласовываются с родителями в письменном виде.

Болезнь учителя. В случае болезни учителя администрация школы, с учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с больным учеником другим учителем. В это время заболевшему учителю выплачивается пособие по временной потере трудоспособности.

Часы работы учителя отражаются в Табеле учета использования рабочего времени типовой формы № П-5, утвержденной приказом № 489, буквенным обозначением «Р». При этом, поскольку оплата работы педагогических работников осуществляется согласно объему педагогической нагрузки, в Табеле должны проставляться часы педагогической работы согласно расписанию занятий (с учетом часов индивидуального обучения).