Как подтвердить статус сельхозтоваропроизводителя

Содержание


Service Temporarily Unavailable

Об определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации информирует о том, что Федеральным законом от 05.04.2009 № 46-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» изменены критерии, в соответствии с которыми в целях Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» определяется статус сельскохозяйственного товаропроизводителядля организаций и индивидуальных предпринимателей.

       До вступления в силу указанных изменений  сельскохозяйственными товаропроизводителями признавались организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течении календарного года.

        В настоящее время сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной  продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.  

         Если   раньше одним из критериев определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя являлось понятие «общий доход», включающее в себя не только выручку от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, но и доходы, полученные в виде субсидий, направленных на достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства в результате осуществления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, поступления от продажи основных средств и иных активов, возмещение причиненных организации убытков, сумма дооценки активов и прочие доходы, то в настоящее время вместо этого критерия используется доход сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг). 

        Таким образом, конкретизировано определение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, и устранены существовавшие ограничения доступности государственной поддержки для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию.

Статус сельхозпроизводителя и реализация ос

Если организация производит сельскохозяйственную продукцию из собственного сырья, то при выполнении определенных условий она может претендовать на применение специального налогового режима (ЕСХН) или льготной ставки по налогу на прибыль (до 2012 г. включительно установлена в размере 0% — Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ). Что может помешать налоговой оптимизации?

Льготное налогообложение предусмотрено только для организаций, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ таковыми признаются, в частности, организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства) составляет не менее 70%.

Как видим, процентное соотношение дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и совокупного дохода организации от реализации товаров (работ, услуг) имеет здесь ключевое значение. Каким образом его рассчитать? И что следует понимать в данном случае под формулировкой "общий доход от реализации товаров (работ, услуг)" — налоговую или бухгалтерскую выручку? На страницах журнала мы уже поднимали этот вопрос (см. статью М.О. Денисовой "Как стать сельхозпроизводителем и сэкономить на налоге на прибыль?", N 5, 2008). Однако до сегодняшнего дня он по-прежнему остается без официального ответа. Напомним, в чем загвоздка. Пункт 2 ст. 346.2 НК РФ не содержит отдельных указаний в отношении того, по каким данным следует считать общий доход от реализации. Следовательно, вполне логично, что эта норма налогового законодательства по умолчанию отсылает нас к ст. 249 НК РФ, где указано, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Подробный перечень налоговых доходов от реализации можно найти в п. 2 ст. 315 НК РФ. Кроме обозначенных выше, к ним относится выручка от реализации:

  • имущества, в том числе ОС;
  • ценных бумаг;
  • покупных товаров;
  • товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.

Таким образом, можно предположить, что для подтверждения статуса сельхозпроизводителя следует суммировать все доходы (в том числе от реализации ОС, а эти суммы могут быть весьма внушительны), перечисленные в п. 2 ст. 315 НК РФ, и только потом определять, сколько процентов в объеме полученной выручки приходится на реализацию сельхозпродукции. Именно так и поступают налоговики, причем с подачи Минфина (Письмо от 27.11.2008 N 03-11-04/1/25). Однако нам есть, что сказать в ответ.

КФХ не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя

Статья 249 НК РФ дает определение исключительно для применения гл. 25 НК РФ. В свою очередь, алгоритм расчета интересующей нас пропорции для сельхозпроизводителя одинаков как при уплате налога на прибыль (для применения гл. 25 НК РФ), так и при уплате ЕСХН (для применения гл. 26.1 НК РФ). Кстати, для спецрежимников есть специальные указания:

  • вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ);
  • осуществлять подсчет доходов от реализации (в целях определения процента выручки от реализации сельхозпродукции) исходя из всех осуществляемых им видов деятельности (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

Неопределенность налицо. В связи с чем возникает соблазн взять ориентир на требования бухгалтерского законодательства, согласно которым (п. 7 ПБУ 9/99) поступления от продажи ОС отнесены к прочим доходам, а не к доходам от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров).

По мнению редакции, идти наперекор чиновникам в этой ситуации весьма рискованно, однако в арбитражной практике встречаются примеры, когда это оправданно.

Так, в Постановлениях ФАС МО от 17.07.2007 N КА-А41/5699-07, от 29.12.2008 N КА-А41/12530-08 указано, что при подсчете доли доходов от реализации продукции сельхозназначения в общий объем доходов от реализации включать доход от продажи ОС не следует. Кстати, судьи утверждают, что продажа ранее используемых в основной деятельности ОС не является самостоятельным видом деятельности.

К.О.Борисова

Эксперт журнала

"Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель»

Определение, кто такие сельхозтоваропроизводители дано в главе 26.1 НК РФ.
Однако это определение применяют и при общем режиме налогообложения.
Рассказать, какими критериями для налогообложения следует руководствоваться сельхоз- организациям, которые не переходили на ЕСХН.
Какими документами это подтвердить.
Дополнительно воспользоваться письмом Минфина России от 3 июня 2008 г. № 03-03-05/59.

Определение, кто такие сельхозпроизводители, дано в главе 26.1 Налогового Кодекса Российской Федерации. Так, статьей 346.2 НК РФ установлены критерии признания организации сельскохозяйственным товаропроизводителем для целей применения специального льготного налогового режима, предусмотренного положениями гл. 26.1 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ и в целях главы 26.1 НК РФ, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 процентов.

Предприятия – сельскохозяйственные производители, применяющие общий режим налогообложения, тоже имеют предусмотренные законодательством Российской Федерации льготные режимы по отдельным налогам. Так, например, сельскохозяйственные товаропроизводители вправе использовать льготный режим налогообложения по налогу на прибыль до 1 января 2015 г., при этом до 2008 года такие налогоплательщики полностью освобождены от уплаты налога на прибыль.

В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона № 110-ФЗ, чтобы организация могла воспользоваться льготным режимом налогообложения, у нее должен быть статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, и еще она должна вести деятельность, связанную с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции.

Вот почему так важно теперь рассмотреть, в каких нормативных актах дано определение «сельскохозяйственный товаропроизводитель» для организаций, которые не применяют специальный налоговый режим в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

На сегодняшний день, на наш взгляд, ключевое определение «сельскохозяйственного производителя» содержится в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее по тексту — Федеральный закон № 264-ФЗ). Закон вступил в действие, начиная с 1-го января 2007 года.

Так, пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 264-ФЗ определено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года.

Такое же процентное соотношение содержится еще в одном действующем нормативном акте.

Так, статьей 2 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 216-ФЗ) статья 2.1 Закона № 110-ФЗ дополнена новой частью 1 следующего содержания:

«С 1 января 2008 года по 31 декабря 2014 года под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации». И хотя на сегодняшний день Перечень видов продукции, относимый к сельскохозяйственной продукции, Правительством Российской Федерации не утвержден, Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 3 июня 2008 года № 03-03-05/59 отмечает, что при определении принадлежности налогоплательщика к сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2007 году следует руководствоваться Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства № 458.

Также пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:

  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Таким образом, на сегодняшний день, полное и исчерпывающее определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, на наш взгляд, содержится в Федеральном законе № 264-ФЗ.

Отметим, что совсем недавно Министерство финансов выпустило Письмо № 03-03-05/59 от 5-го июня 2008 года, в котором разъясняется, что начиная именно с 1 января 2007 года в целях налогообложения прибыли организаций для определения категории налогоплательщиков, именуемой «сельскохозяйственный производитель», следует использовать положения Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В Письме также отмечено, что до вступления в силу Закона № 264-ФЗ при отнесении налогоплательщика к сельскохозяйственному товаропроизводителю налогоплательщикам и налоговым органам следовало руководствоваться определением «сельскохозяйственный товаропроизводитель», установленным статьей 1 Закона № 193-ФЗ.

Налоговый Кодекс Российской Федерации не содержит положений о том, каким образом налогоплательщик подтверждает свой статус «сельскохозяйственного товаропроизводителя». Однако имеются отдельные разъяснения налоговых органов, например, в Письме УФНС по МО от 06.10.2006 N 19-42-И/1164@ говорится о том, что сельскохозяйственный товаропроизводитель должен подтверждать свой статус путем представления в налоговый орган расчета стоимости произведенной продукции с выделением сельскохозяйственной. При определении указанной доли ни в объеме произведенной сельскохозяйственной продукции, ни в общем объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары.

Сельхозтоваропроизводитель как пишется

При рассмотрении споров такой же позиции придерживаются и арбитражные суды. Так, в Постановлении ФАС ПО от 25.01.2007 № А65-14601/2006-СА2-8 судьи заняли сторону налоговых органов и сочли правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности, так как организация не подтвердила статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Поэтому в подтверждение своего статуса организация может составить экономически обоснованный отчет в произвольной форме, основанный на данных бухгалтерского учета, возможно, с приложением копий первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья, и подтверждающий, что в общем доходе доля от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года. Кроме того, еще нужно будет подтвердить, что предприятие осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Отметим, что учет произведенной сельхозпродукции ведется по Унифицированным формам первичной учетной документации, утвержденным Госкомстатом России и согласованным с Минфином России и Минэкономики России постановлением от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

По целевой государственной программе можно получить субсидию на развитие фермерского хозяйства в сумме от 1 до 4 миллионов рублей. Она действует до 2020 года, тысячи семейных ферм и начинающих предпринимателей уже получили гранты.

Заниматься производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции могут любые ИП и организации. Однако для аграрного сектора предусмотрены специальные условия и особые формы хозяйствования. Как стать фермером, какое предприятие создать, чтобы получить субсидии на развитие, налоговые льготы, дешевые кредиты? Чтобы сделать осознанный выбор, надо обратить внимание на такие моменты, как:

  • способы организации крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ);
  • налогообложение, социальные платежи во внебюджетные фонды;
  • выгодные программы господдержки сельхозтоваропроизводителей.

Особенности КФХ: какую форму лучше выбрать

Сразу нужно отметить, что правовой статус КФХ отличается двойственностью. С 1990 года они создавались в форме юридических лиц, а с 1994 — как ИП без образования юрлица. В 2003 году был принят закон № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где оно определяется как семейно-родственное объединение граждан по соглашению. Однако с 2012 года такое добровольное образование вправе создать юридическое лицо — КФХ-ЮЛ.

Таким образом, сейчас официально существуют три разновидности фермерских хозяйств. Для их организации обязательно выполнение следующих условий:

  • занятие производством агропродукции, а также ее переработкой, хранением, перевозкой и реализацией;
  • личное участие в деятельности хозяйства, независимо от наличия (отсутствия) родственных отношений.

Чем они отличаются друг от друга?

ИП, зарегистрированный главой КФХ, и действующий единолично.

В соответствии с законом КФХ может организовать один человек. В этом случае он мало чем отличается от других предпринимателей, но приобретает преимущества своего особого статуса. Регистрация ИП проводится как обычно. Одновременно с подачей общего пакета требуемых документов заполняется сразу два заявления: N Р21001 и N Р21002 — на КФХ. Предприниматель может работать в хозяйстве один, или привлекать наемных работников как работодатель.

КФХ, основанное на соглашении (без образования юрлица).

Такое хозяйство создается как договорное объединение лиц, связанных семейными отношениями или родством. Посторонних граждан может быть не больше 5 человек. Имущество находится в общей совместной или долевой собственности, это прописывается в соглашении. Там же указывается избранный глава КФХ, который должен иметь статус ИП. Он совершает все сделки от имени хозяйства, является его официальным представителем во всех органах. Чтобы все участники были зарегистрированы как члены фермерского хозяйства, в ФНС представляется соглашение.

Тот, кто добровольно покидает хозяйство, теряет право на землю и орудия производства. Он получает только денежную компенсацию, соразмерную его части в общем имуществе, и в течение 2-х лет после выхода несет субсидиарную ответственность по общим долгам в пределах своей доли. Фактически, эта форма отличается от единоличного хозяйства более сложными имущественными взаимоотношениями, и необходимостью уплачивать страховые взносы за каждого участника.

КФХ как организационно-правовая форма юридического лица (ст.86.1 ГК).

В данном случае образуется коммерческая организация на основе членства — корпоративное юридическое лицо. Наличие родственных связей не является обязательным, но должны соблюдаться все остальные условия:

  • компания осуществляет деятельность в сфере с/хозяйства;
  • участником организации может быть только член КФХ;
  • каждый из партнеров должен внести имущественный вклад;
  • все партнеры обязаны принимать личное участие в работе.

Собственником имущества является КФХ. Однако в отличие, например, от ООО, законом предусмотрена субсидиарная ответственность его членов по обязательствам хозяйства, причем не ограниченная размером. Есть еще одна особенность. Коммерческая организация может участвовать в любых сделках, стать банкротом или ликвидироваться. Но для земельного участка действует правило: он может быть продан с публичных торгов только тому, кто будет и дальше использовать его для сельскохозяйственного производства.

Эти ограничения делают «юридическое лицо» неполноценным. КФХ-ЮЛ больше похоже на простое товарищество, однако в последнем все участники обладают статусом ИП. Единственный плюс — не обязательны родственные отношения. На практике это условие соблюдается только для старых организаций, образованных до 1994 года. Сейчас же сначала требуется создать КФХ по соглашению, после чего оно приобретает право зарегистрироваться как юридическое лицо. Такой фермерский бизнес имеет больше ограничений, чем обычное предпринимательство.

Правая проблема. В законе отсутствуют нормы, позволяющие принудительно исключить члена КФХ из участников, как это допускается для других коммерческих организаций. Поэтому избавиться от партнера, не выполняющего свои обязанности, или причинившего убытки хозяйству, невозможно. Он может выйти из фермерского хозяйства только по собственному желанию (ст. 1, № 74-ФЗ). Это касается как добровольного объединения по соглашению, так и юрлица.

Налогообложение сельхозтоваропроизводителей и льготы

Любое предприятие, занятое в агрокомплексе, включая фермерское хозяйство, имеет право перейти на ЕСХН — единый сельхозналог. Он уплачивается в размере 6% (доходы минус расходы), и дополнительно выгоден тем, что в состав расходов можно включать убытки вследствие гибели урожая. Такие плательщики освобождаются от налогов на прибыль, с доходов физических лиц (НДФЛ), на имущество, НДС. Льготы не распространяются на доходы, облагаемые по ставке 30% и таможенные товары. Однако КФХ вправе применять любую другую систему налогообложения: общую (ОСНО) или упрощенку (УСН), если считают ее более подходящей.

Что касается взносов на пенсии и медицинские страховки (ПФР, ФФОМС), то никаких исключений не допускается. Глава платит за себя, как ИП, и за членов крестьянско-фермерского хозяйства, хотя они такого статуса не имеют. Единственное послабление — фиксированная сумма независимо от размеров дохода. Так что, если соглашение подписали 5 человек, то сумма возрастает в 5 раз. За наемных работников все налоги и социальные отчисления уплачиваются как обычно в зависимости от размера зарплаты. Когда один из членов КФХ регистрируется как ИП, например, для занятия другим видом деятельности, глава хозяйства все равно должен заплатить за него страховые взносы.

Государственные субсидии на возмещение части затрат на оплату семян, электроэнергии, техники может получить не только фермер, но и обычный предприниматель, работающий на общей системе.

Минфин разъяснил как определить статус сельхозпроизводителя

Однако главы КФХ не уплачивают с них налоги, а ИП — облагаются по общей ставке 13% в части всех полученных доходов, включая материальную выгоду (Письмо Минфина N 03-04-05/34876 от 26.08.2013).

Участие в программах господдержки КФХ

В рамках «Госпрограммы развития сельского хозяйства … на 2013-2020 годы» действует

11 подпрограмм. Они предусматривают самые разные формы поддержки: льготное кредитование, покрытие убытков, расходов на оформление земли, покупку техники, газификацию, восстановление систем орошения и так далее. Их реализацией занимается Министерство сельского хозяйства, Ассоциация КФХ (АККОР). Подробную информацию можно найти на официальных сайтах.

В каждой области утверждается свой план мероприятий, разрабатываются своя целевая программа, которую утверждает Минсельхоз. Условия участия в конкурсах на получение грантов и субсидий публикуются на сайтах местных администраций. Претенденты должны представить бизнес-план развития хозяйства, отбор производится непосредственно в регионе (рис.1). Для примера рассмотрим три из них.

Рисунок 1. Статус участников целевых программ в 2012-2014 годах.

1«Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014годов»

В 2013 году в ней участвовали 76 регионов, на нее было выделено 2 млрд. рублей, гранты получили почти 3 000 фермеров. На 2015 год выделялась сумма 3,2 млрд. рублей, деньги получили 3500 начинающих предпринимателей, средний размер на одно хозяйство — 1,14 млн. рублей.

Рисунок 2. Распределение грантов по видам деятельности начинающим фермерам в 2014 году.

2«Развитие семейных животноводческих ферм».

В этой подпрограмме принимают участие 70 субъектов федерации. На 1,5 млрд. рублей госбюджетных средств было построено и реконструировано 797 ферм. Конкурс на участие доходил до 30 заявок на место. В 2015 году было выделено 3,08 млрд. рублей, их получили 958 хозяйств. Средняя сумма гранта составила 4,35 млн. рублей на одну ферму.

Рисунок 3. Распределение субсидий на развитие семейных ферм в 2012-2014 годах.

3«Поддержка малых форм хозяйствования».

По этой программе года субсидии выделяются не только КФХ, но и другим представителям агрокомплекса: предпринимателям, сельскохозяйственным кооперативам.

Деньги можно получить:

  • на строительство (реконструкцию, модернизацию) производственных зданий, цехов;
  • оборудование лабораторий для проведения ветеринарной экспертизы, контроля качества сельхозпродукции;
  • оснащение, модернизацию помещений для убоя скота, переработки, хранения мяса, рыбы, молока, овощей;
  • приобретение специального транспорта: вагонов, фургонов, прицепов для перевозки товара, в том числе по лизингу.

За 2015 год такую поддержку получили 88 сельхозкооперативов из 25 регионов на общую сумму около 1 млрд. рублей. Из них: 34 заняты пеработкой мясопродукции, 33 — молока и молочных продуктов, 21 — овощей и ягод.

Недавно в требования для отбора участников внесли изменения:

  • к получению гранта начинающему фермеру допускаются предприниматели с опытом всего 6 месяцев (за 3 года);
  • срок использования субсидий продлен до 18 месяцев (было 12), для животноводческих ферм — 24 месяца (было 18);
  • начинающий фермер через 3 года после полного освоения выделенных средств может получить деньги на семейную ферму;
  • запрещается выделение субсидии на развитие животноводства, если глава КФХ ранее был учредителем коммерческой организации;
  • для получения гранта должна отсутствовать просрочка по уплате страховых взносов, а также пеней и штрафов.

Выводы

Организовать фермерское хозяйство как бизнес можно в форме КФХ, если составить хороший бизнес план и проявить настойчивость, подавая заявки на участие в федеральных и региональных целевых программах. Также ничто не мешает заниматься сельским хозяйством, создав ООО или ИП. Особенно если рассчитывать на деньги частных инвесторов — при отсутствии ограничений в плане личного участия, семейственности, субсидиарной ответственности. Фермерам государство по закону оказывает поддержку, содействует их созданию и развитию. Напомним, что во всех остальных случаях — предпринимательство осуществляется на свой страх и риск.

Виктор Степанов, 2016-07-01

Побережных Людмила

Вопросы и ответы по теме

Посмотреть все (1)

Рекомендуемые похожие материалы



Сохраните статью в социальные сети:

25.11.2016

Департамент правового обеспечения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации рассмотрел запрос о необходимости подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и в письме от 19 сентября 2016 года № 14/32 сообщил следующее.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее — сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г.

Как, и где, подтвердить статус сельхозпроизводителя?

№ 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон № 74-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство (далее — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, крестьянским (фермерским) хозяйствам, в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей, не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Количество показов: 450
Дата изменения: 25.11.2016 15:04:56

Возврат к списку