Как продавать лотерейные билеты

6 сентября 2013

Радость от крупных выигрышей получают не только победители лотерей, но распространители лотерейных билетов. Хозяева торговых точек, безусловно, довольны тем, что с каждой аккумуляцией джекпота желающих приобрести недорогую лотерейку, в надежде на огромную прибыль, находится впечатляющее количество.

Соответственно, бизнес идет лучше, и выручка магазинов растет в разы!

Самая большая удача посетила игрока лотереи Америки Мегамиллионс в марте 2012 года.

Создать лотерейный бизнес: ТОП-8 важных фишек

Тогда везучему участнику посчастливилось выиграть в лотерею 656 миллионов долларов.

В надежде получить главный приз Powerball в розыгрыше, прошедшем 7-го августа 2013, года покупатели лотерейных билетов буквально штурмовали заправочные станции, газетные киоски, магазины и супермаркеты. Игроки, как правило, люди суеверные, и они готовы приобретать билеты Powerball оптом, лишь бы изменить свою жизнь путем судьбоностного выигрыша.

Двойная польза

В свою очередь, розничные точки продаж получают хорошую прибыль в виде комиссионного вознаграждения, и рекламу своего заведения, благодаря атаке журналистов в случае продажи счастливого билета на крупную сумму.

Когда в штате Пенсильвания прошел слух о покупке выигрышного лотерейного билета, жители штата съехались со всех уголков и создали огромную очередь возле автомата, проверяющего билеты на выигрыш.

В 2012 году в продуктовом магазине города Сидар-Рапидс был продан выигрышный лотерейный билет Powerball на сумму 241 000 000 долларов. Управляющий магазина тогда отдал распоряжение вывесить рекламный баннер с информацией о победителе, с целью оповестить клиентов об удачливости этой торговой точки! Хозяин магазина продуктов рассказывал, что его некоторые покупатели приходят специально, когда сумма джекпота возрастает до неприличных размеров. Именно такие игроки и создают ажиотаж вокруг крупной лотереи Соединенных Штатов.

Лотерейная выгода для всех

Получается, что игра в лотерею выгодна сразу обеим сторонам, и продавцам, и покупателям. Покупатели выигрывают, а продавцы получают и комиссию, и рекламу!

Крупная удача, как мы понимаем, дело случая, чаще участникам удается выиграть в лотерею награды второй и третьей призовой категории. Организаторы лотереи Поверболл в январе 2012 года подняли цены на билеты с одного до двух долларов с целью ускоренного роста джекпота.

Постоянные участники любых лотерей, и зарубежных, и отечественных — люди настойчивые, для достижения заветной мечты они готовы испробовать любую теорию и стратегию, чтобы выиграть огромные суммы.

Понятие «лотерея», согласно  п. 1 Временного положения о лотереях в Российской Федерации, это игра, в ходе которой ее организатор проводит розыгрыш призового фонда между участниками — собственниками билетов.

То есть, лотерейный билет — это тот же товар, продаваемый покупателю по договору купли-продажи, но освобожденный от НДС, согласно Налоговому Кодексу РФ (мы не имеем в виду налог на выигрыш в лотерею). Одновременно с этим, билет является документом, устанавливающим право владельца на участие в лотерее.

Кто привлекается для продажи лотерей

Организаторы редко занимаются организацией продажи лотерей самостоятельно, для этого привлекаются посредники. В России билеты продаются в Сбербанке, на Почте и в специализированных киосках. Кроме продажи билетов, никакого отношения непосредственно к лотерее посредники не имеют.

Service Temporarily Unavailable

Деятельность их осуществляется исключительно с целью получения вознаграждения – комиссии от реализации. Комиссионное вознаграждение подлежит обязательному налогообложению, а именно НДС, в общеустановленном порядке.

Правовые аспекты лотереи в России

Играя в российские лотереи, мы даже не подозреваем, кто и как их организовывает и насколько это выгодно или трудно. А на самом деле, с момента появления идеи о создании лотереи до момента выпуска билетов, организаторы проходят сложный путь по документально-правовому оформлению своей деятельности. О чем именно идет речь, вы сейчас узнаете.

Организация в России

Организаторам необходимо получить специальные разрешительные документы в государственных органах, чтобы данный вид игры законно существовал на территории Российской Федерации. Это налоговая служба, куда пойдут отчисления налогов с лотереи. Это и уполномоченный орган местной власти, дающий специальное разрешение на проведение лотереи на его территории, по заявлению организаторов.

Срок рассмотрения заявления на разрешение – 2 месяца, по истечении которых организаторам дают разрешение, либо отказ в проведении. Срок действия разрешения на проведение лотереи – 5 лет.

Необходимый пакет документов

Конечно, стоит понимать, что одного заявления с просьбой разрешить проведение недостаточно, нужно собрать внушительный пакет документов, характеризующих вашу лотерею.

В него входят: правила, макет билета, бухгалтерские документы (баланс, ТЭО, справка из налоговой), учредительные документы, информация по билетам (учет проданных и нереализованных билетов, порядок их утилизации, определение выигрышного билета), перечень лотерейного оборудования, указание процента распределения доходов.

Полностью весь систематизированный перечень таких документов, можно просмотреть на сайте уполномоченного органа, выдающего разрешение.

Бухгалтерский учет и налогообложение операций по реализации лотерейных билетов

Порядок проведения лотерей в Российской Федерации регулируется гражданским законодательством. Так, в соответствии с п.1 ст.1063 ГК РФ отношения между организаторами лотерей и участниками игр основаны на договоре, который оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа.

Чаще всего организаторы лотерей не занимаются реализацией лотерейных билетов самостоятельно, а привлекают для этого сторонние организации (физических лиц) — посредников.

Как правило, отношения между организаторами лотерей и распространителями лотерейных билетов строятся на основе договора комиссии.

В соответствии с п.1 ст.990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В свою очередь организация — комиссионер, заключившая договор комиссии на реализацию лотерейных билетов с организатором лотереи (комитентом), вправе, если иное не предусмотрено договором комиссии, передать свои обязанности по распространению лотерейных билетов другим юридическим или физическим лицам, заключив с ними договор субкомиссии.

Возможность заключения договора субкомиссии предусмотрена ст.994 ГК РФ, согласно п.1 которой комиссионер вправе в целях исполнения этого договора заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. При этом по договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента.

Основным документом, определяющим условия учреждения, регистрации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, является Временное положение о лотереях в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 19.09.1995 N 955 "Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с этим Положением в каждой лотерее подлежат регистрации: авторское право на лотерею, право проведения лотереи и организатор лотереи.

Поскольку организации, занимающиеся лишь реализацией (распространением) лотерейных билетов, не являются авторами лотереи, а также не принимают участие в ее организации и проведении, их деятельность не подлежит государственной регистрации. На осуществление деятельности, связанной с реализацией лотерейных билетов, не требуется также получение соответствующего разрешения (лицензии), т.к. согласно ст.17 Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит только организация и проведение лотерей.

В Москве распространение лотерейных билетов осуществляется в соответствии с Порядком реализации лотерейной продукции на территории г. Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 21.03.2000 N 192 (далее — Порядок реализации лотерейной продукции на территории г. Москвы).

Согласно указанному Порядку реализация лотерейной продукции на территории г. Москвы осуществляется в магазинах, кафе, ресторанах, специализированных киосках, банках и их филиалах, отделениях почтовой связи, автовокзалах, аэропортах, на железнодорожных вокзалах, автозаправочных станциях и других объектах инфраструктуры города, а также с помощью средств разносной торговли.

Разрешение на размещение некапитальных (нестандартных) объектов торговли лотерейной продукцией выдается префектурами административных округов в установленном порядке. Продажа лотерейной продукции с лотков и рук разрешается только в специально отведенных для этого местах. Места для разносной торговли утверждаются районными Управами с учетом обеспечения безопасного передвижения граждан и автотранспорта.

Выдача разрешений на право торговли лотерейной продукцией, определение количества пунктов продажи на территории метрополитена, в 25-метровой зоне от входов в метро, а также на вокзалах и на привокзальных территориях осуществляются руководителями соответствующих организаций. Контроль за соблюдением порядка реализации лотерейной продукции на территории г. Москвы осуществляется правоохранительными органами города.

Поскольку реализация лотерейных билетов участникам лотереи производится за наличные деньги в месте нахождения распространителя, речь пойдет о договоре комиссии с участием комиссионера в расчетах.

Исходя из этого опишем схему проводок, оформляемых организациями — распространителями лотерейных билетов при реализации билетов участникам лотереи как напрямую, так и через другие организации (физических лиц).

Согласно п.1 ст.996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего.

Таким образом, лотерейные билеты, передаваемые организатором лотереи распространителю, не переходят в собственность распространителя и, соответственно, должны учитываться у него за балансом. В соответствии с Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) товары, принятые на комиссию, учитываются у комиссионера на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию".

Реализация билетов распространителями осуществляется по номинальной стоимости, т.е. по стоимости, определенной организаторами лотереи и указанной на лотерейных билетах, что, в частности, подтверждается п.2 Порядка реализации лотерейной продукции на территории г. Москвы. Следовательно, запись дебет счета 004, отражающая получение лотерейных билетов от организатора лотереи, оформляется предприятием — распространителем на сумму номинальной стоимости полученных билетов.

Рассмотрим вариант, при котором предприятие — распространитель реализует лотерейные билеты участникам лотереи самостоятельно — без посредников.

Реализация лотерейных билетов участникам лотереи оформляется в учете предприятия — распространителя проводками:

дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (счет аналитического учета предприятия — организатора лотереи) — на сумму стоимости реализованных билетов;

дебет счета 50 "Касса" (51 "Расчетный счет") кредит счета 62 (76) — на сумму денежных средств, полученную от реализации билетов.

Одновременно с указанными проводками оформляется запись:

кредит счета 004 — на сумму реализованных билетов.

Вознаграждение распространителю билетов устанавливается, как правило, в процентах от номинальной стоимости реализованных билетов. Начисление комиссионного вознаграждения отразится в учете предприятия — распространителя проводкой:

дебет счета 76 кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" — на сумму стоимости оказанной посреднической услуги (комиссионного вознаграждения).

На сумму затрат предприятия — распространителя, связанных с реализацией билетов, оформляется проводка:

дебет счета 46 кредит счета 44 "Издержки обращения".

Полученные от участников лотереи денежные средства (за минусом причитающегося комиссионеру — распространителю билетов комиссионного вознаграждения) перечисляются комитенту — организатору лотереи:

дебет счета 76 кредит счета 51 — на сумму выручки от реализации лотерейных билетов (за минусом комиссионного вознаграждения).

В соответствии с действующим до конца 2000 г.

Бизнес форум : Киоск По Продаже Лотерейных Билетов — Бизнес форум

пп."з" п.1 ст.5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" продажа лотерейных билетов освобождается от налога на добавленную стоимость. По мнению Минфина России, изложенному в Письмах от 31.07.1996 N 04-03-07 и от 26.12.1997 N 04-03-05, при реализации лотерейных билетов на условиях договора комиссии комиссионное вознаграждение за реализацию лотерейных билетов, освобожденных согласно действующему налоговому законодательству от налога на добавленную стоимость, этим налогом также не облагается.

Однако, по нашему мнению, в упомянутой выше норме Закона речь идет об освобождении от НДС именно оборотов по реализации лотерейных билетов. А поскольку комиссионное вознаграждение представляет собой оборот по реализации посреднических услуг, то оно должно облагаться налогом в общеустановленном порядке. Этой точки зрения придерживаются и сотрудники налоговых органов.

Следует отметить, что согласно пп.9 п.2 ст.149 НК РФ с 1 января 2001 г. от налога на добавленную стоимость освобождается реализация на территории Российской Федерации лотерейных билетов лотерей, проводимых исключительно по решению Правительства РФ и (или) законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

По вопросу обложения лотерейных билетов, реализуемых за наличный расчет, налогом с продаж следует руководствоваться Письмом МНС России от 31.12.1998 N ВГ-6-01/930@ "По отдельным вопросам исчисления и уплаты налога с продаж" (в ред. Письма МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-03/161@). Согласно указанному Письму лотерейный билет является свидетельством заключения договора между учредителями и участниками лотереи. В связи с этим продажа лотерейных билетов не может рассматриваться как реализация товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежит обложению налогом с продаж.

Что касается налогообложения суммы комиссионного вознаграждения, являющегося результатом посреднической деятельности организаций, осуществляющих продажу (распространение) лотерейных билетов по договорам комиссии, то такое вознаграждение облагается налогом с продаж только в случае оплаты комитентом оказанных комиссионером услуг наличными.

Согласно п.33.4 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" организации, предоставляющие посреднические услуги (по договору комиссии, поручения, агентскому договору), уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог от выручки, полученной от реализации посреднических услуг. При возмещении комитентом, доверителем, принципалом расходов по оплате работ, услуг, связанных с исполнением договора, возмещаемые суммы не включаются у организации в налогооблагаемую базу, если из первичных документов на указанные работы, услуги следует, что получателем работ, услуг является комитент, доверитель, принципал, а плательщиком — организация (комиссионер, поверенный, агент).

Рассмотрим схему проводок в ситуации, при которой предприятие — распространитель лотерейных билетов реализует их через посредников по договору субкомиссии.

В этом случае распространитель должен будет организовать учет поступающих от организатора лотереи билетов на забалансовом счете 004 в разрезе двух субсчетов, например:

субсчет 1 "Лотерейные билеты, полученные от организатора лотереи";

субсчет 2 "Лотерейные билеты, переданные субкомиссионеру".

Тогда при получении билетов от организатора лотереи в учете предприятия — распространителя будет сделана запись:

дебет счета 004, субсчет 1 "Лотерейные билеты, полученные от организатора лотереи" — на сумму номинальной стоимости полученных лотерейных билетов;

при передаче билетов субкомиссионеру:

кредит счета 004, субсчет 1 "Лотерейные билеты, полученные от организатора лотереи" и дебет счета 004, субсчет 2 "Лотерейные билеты, переданные субкомиссионеру" — на сумму номинальной стоимости лотерейных билетов, переданных субкомиссионеру.

При получении от субкомиссионера денежных средств за реализованные лотерейные билеты предприятие — распространитель оформляет следующую серию проводок:

дебет счета 50 (51) кредит счета 76 (счет аналитического учета предприятия — субкомиссионера) — на сумму выручки от реализации билетов, полученную от субкомиссионера (за минусом его комиссионного вознаграждения);

дебет счета 76 (счет аналитического учета субкомиссионера) кредит счета 76 (счет аналитического учета предприятия — организатора лотереи) — на сумму стоимости реализованных билетов.

Одновременно стоимость реализованных субкомиссионером лотерейных билетов списывается с забалансового счета 004:

кредит счета 004, субсчет 2 "Лотерейные билеты, переданные субкомиссионеру".

Начисление комиссионного вознаграждения, причитающегося предприятию — распространителю от организатора лотереи и субкомиссионеру от предприятия — распространителя, отражается в учете последнего проводками:

дебет счета 76 (счет аналитического учета предприятия — организатора лотереи) кредит счета 46 — на сумму выручки предприятия — распространителя от реализации посреднической услуги;

дебет счета 46 кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" — на сумму НДС с комиссионного вознаграждения;

дебет счета 44 кредит счета 76 (счет аналитического учета субкомиссионера) — на сумму начисленного комиссионного вознаграждения субкомиссионеру (без НДС);

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 76 (счет аналитического учета субкомиссионера) — на сумму НДС с комиссионного вознаграждения.

Перечисление выручки от реализации лотерейных билетов организатору лотереи оформляется проводкой:

дебет счета 76 (счет аналитического учета организатора лотереи) кредит счета 51 — на сумму перечисленных денежных средств (за минусом комиссионного вознаграждения).