Камеральная и выездная проверка

Подготовила: юрист Практики фирмы "Комплексная правовая безопасность бизнеса" Канаева А.С.

Налоговый кодекс РФ наделяет ФНС России полномочиями по проведению проверок налогоплательщиков с целью контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. При этом налоговые проверки могут проводиться как по месту нахождения налогового органа без выезда (камеральная проверка), так и по месту нахождения налогоплательщика (выездная).

Таблица: отличия камеральных и выездных проверок

Критерий

Камеральная (ст.88 НК РФ)

Выездная (ст.89 НК РФ)

Место проведения

По месту нахождения налогового органа (без выезда)

На территории (в помещении) нахождения налогоплательщика: по юридическому или фактическому адресу

Основание проведения

Подача налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и иных документов в инспекцию

Решение руководителя (его заместителя) налогового органа

Сроки проведения

В течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации (расчета)

У одного налогового органа (если отдельная самостоятельная проверка одного филиала/представительства) – не более 1 проверки в течение календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период

В отношении одного налогоплательщика (филиала/представительства при комплексной проверке) – не более 2 проверок в течение календарного года (исключение: решение руководителя налогового органа)

Срок течения

Не более 2 месяцев (может быть продлена до 4 месяцев, в исключительных случаях – до 6 месяцев)

Предмет проверки

Ошибки в налоговой декларации (расчете), противоречия или несоответствия сведений декларации и иных документов (или сведений налогового органа)

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов Период до 3 календарных лет до года, в котором проводится проверка

Полномочия представителей ФНС

Истребование пояснений (пояснительной записки) налогоплательщика (иные документы могут быть представлены только по усмотрению плательщика), а также документов, подтверждающих право на налоговые льготы

Ознакомление с налоговой отчетностью плательщика по месту его нахождения (доступ на территорию, в помещения, хранилища), истребование документов, относящихся к предмету проверки

Инвентаризация имущества

Осмотр помещений и территорий

Выемка документов и предметов – на основании постановления, утвержденного руководителем налогового органа

Привлекать эксперта (специалиста) для участия в проведении проверки

Результат проверки

Акт проверки (в случае выявления нарушений) – в течение 10 дней с окончания

Справка о проведении проверки (составляется в последний день проверки)

Акт налоговой проверки (в течение 2 месяцев со дня составления справки)

Принципы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок

Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной Приказом ФНС России от 30.05.2007 года № ММ-3-06/333. Указанная Концепция определяет единый подход к планированию выездных проверок, указывает лишь на общие критерии отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

Так, согласно Концепции, вся поступающая в налоговый орган информация о налогоплательщиках должна подвергаться постоянному тщательному всестороннему анализу.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

На основе полученных сведений проводится предпроверочный анализ финансово-экономических показателей их деятельности, который складывается их нескольких уровней:

— анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

— анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

— анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

— анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Для оценки целесообразности выездной проверки налоговый орган должен объективно оценить все выявленные критерии рисков деятельности плательщика в совокупности. Если налоговый инспектор усмотрел схему ухода от налогообложения в деятельности плательщика, он включает плательщика в план выездных проверок.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган также определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок в отношении контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

Самостоятельная оценка рисков

 Концепция устанавливает критерии, с помощью которых налогоплательщик может самостоятельно оценить вероятность попадания в план выездных проверок:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Практика ФНС: низкая налоговая нагрузка допустима для вновь созданных организаций в течение первых 3 лет деятельности. Даже если такие налогоплательщики попадают в список выездной проверки, санкции в случае нарушения им законодательства о налогах и сборах обычно не применяются.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (более 5 лет подряд).

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период (более 89%).

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) – более 84%.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Также в критерий включаются случаи ведения плательщиком договорной деятельности с посредниками (контрагентами), имеющими признаки «проблемных»: нет контакта с исполнительными органами этих лиц, признаки «фирм-однодневок», нет информации о них в СМИ и интернете, товары, работы или услуги у них приобретаются по завышенным ценам и т.д.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Представители налоговых органов поясняют, что на практике выездная налоговая проверка (или хотя бы предпроверочный анализ финансово-экономических показателей) проводится строго в обязательном порядке только в трех случаях: подача налогоплательщиком заявления о ликвидации, поступление жалобы от третьего лица о нарушении плательщиком налогового законодательства и «миграция» между налоговыми органами (даже единоразоавя).

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Плательщик может избежать проведения в отношении него выездной проверки просто путем предоставления в налоговый орган пояснительных документов. Так, в случае получения уведомления налогового органа о несоответствии сведений в представленной декларации плательщик должен подать уточненную декларацию с пояснительной запиской. На практике, уточненная декларация не исключает возможность проверки, но проверка проводится камеральная, а не выездная.

На практике добровольное ведение предметной переписки с налоговым органом, телефонных или личных переговоров с должностными лицами ФНС чаще заканчиваются в положительном ключе, чем если бы это было молчаливое бездействие плательщика.

Выездная проверка: порядок проведения, полномочия инспектора, права и обязанности плательщика

 
План выездных проверок, скорее всего, относится к сведениям, составляющим налоговую тайну, хоть это прямо не указано в законе.

«Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок», — гласит официальный сайт ФНС России. Однако, списки плательщиков, в отношении которых назначены выездные налоговые проверки, никогда не разглашаются и не размещаются в открытом доступе.

За пять дней до проведения проверки налоговый орган уведомляет самого плательщика о проведении в отношении него проверки (Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, утв. Письмом ФНС от 8 октября 2010 г. № АС-37-2/12931).

Получив уведомление, налогоплательщик обязан ко дню и времени проведения выездной проверки обеспечить доступ представителей налогового органа на территорию и в помещения, где ведется его деятельность и хранится бухгалтерская документация. В случае, если плательщик не обеспечит доступ на территорию или иным образом будет препятствовать проведению проверки представители налогового органа вправе составить акт о противодействии проведению налоговой проверки (необеспечению права должностных лиц ознакомиться с подлинниками документов). Экземпляр такого акта вручается представителю организации под роспись (в случае отказа от подписания акта в нем делается соответствующая пометка).

Плательщик вправе требовать у представителей налогового органа предоставления ему служебных удостоверений и решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, в случае их непредоставления он вполне правомерно может запретить визитерам проходить на территорию и в помещения, где ведется его деятельность.

Обычно выездная комиссия состоит из 1-3 должностных лиц налогового органа.

По результатам проверки должностные лица составляют акт налоговой проверки, в котором отражаются все существенные сведения о проведенной проверке (ч.2 ст.100 НК РФ). В течение 5 дней с вынесения указанный акт вручается под расписку плательщику, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю, либо направляется по почте заказным письмом на адрес местонахождения организации или жительства физического лица. В последнем случае датой вручения акта будет шестой день с даты отправки письма.

В случае если плательщик не согласен с фактами, отраженными в акте налоговой проверки, он вправе в течение 15 дней с момента получения акта представить в налоговый орган по месту его нахождения письменные возражения (по акту в целом или по его отдельным положениям), с приложением по усмотрению плательщика подлинников или копий документов, подтверждающих его возражения.

После предоставления плательщиком возражений (или истечения срока для их представления), руководитель налогового органа обязан в 10-дневный срок рассмотреть акт налоговой проверки и возражения, а также иные материалы налогового контроля, и принять решение о привлечении плательщика к ответственности либо об отказе в привлечении лица к ответственности.

Лицо должно быть извещено о времени и месте рассмотрения материалов. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки (за исключением случаев, когда участие лица было признано руководителем (заместителем) налогового органа обязательным).

Виды налоговых проверок. Таблица сравнительного анализа

При рассмотрении материалы налоговой проверки оглашаются и исследуются в полном объеме.

Решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено. Если плательщик обжалует данное решение в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган, срок вступления в силу продлевается до принятия удовлетворительного решения вышестоящим органом. Порядок и последствия апелляционного обжалования установлены статьей 101.2 НК РФ.

Следует отметить, что с момента вынесения решения о привлечении к ответственности руководитель налогового органа вправе вынести решение о принятии обеспечительных мер в отношении имущества налогоплательщика, которое вступает в силу немедленно с момента его вынесения. Сюда включаются арест недвижимого имущества плательщика, транспортных средств, готовой продукции, сырья и материалов, арест расчетных счетов.

Читать подробнееhttp://www.yurliga-business.ru/we-are-wrighting/analitic/viezdniyenalogovyeproverki

Сравнительная характеристика камеральной и выездной налоговых проверок

Налоговые проверки
Камеральная Выездная
Проводится по месту нахождения налогового органа Как правило, проводится по месту нахождения налогоплательщика
Осуществляется ежеквартально Не более одного раза в год
Срок проведения – не более 5 дней Срок проведения – не более 20 дней, за исключением случаев, определенных Законодательством РА
Не требуется разрешения руководителя налогового органа   Осуществляется по решению руководителя налогового органа
Осуществляется на основании данных, представленных в налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности, представленной налогоплательщиком в налоговый орган Осуществляется сравнением налоговых обязательств, рассчитанных налоговым органом исходя из данных первичной бухгалтерской документации, и суммы налогов, рассчитанных налогоплательщиком самостоятельно

При сплошном (комплексном) способе проверяются все регистры бухгалтерского учета и другие, необходимые для налоговой проверки документы.

При выборочном (тематическом) способе проверяется лишь часть первичных документов за тот или иной период времени. В случае обнаружения злоупотребления или нарушения налогового законодательства проверяющие переходят от выборочного способа к комплексной проверке с возможным изъятием необходимых документов.

Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия может быть установлена:

1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;

2) путем встречных проверок, когда учетные данные предприятия

сверяются с соответствующими данными предприятия-контрагента.

По результатам документальной проверки должностным лицом, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

1) дата, время и место составления акта;

2) наименование органа государственного контроля (надзора);

3) дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

4) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

6) дата, время и место проведения проверки;

7) сведения о результатах документальной проверки, в том числе о выявленных нарушениях по каждому виду налога с приложением требуемых расчетов и документов, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, их подписи или отказ от подписи;

9) подпись должностного лица (лиц), осуществившего проверку.

В заключении акта даются предложения по устранению выявленных недостатков и определяются сроки по уплате до начисленных налоговых платежей.

Первый экземпляр акта, подписанный сторонами, остается в налоговой инспекции, второй экземпляр передается предприятию. При отказе налогоплательщика от подписи проверяющий инспектор в конце акта делает отметку об этом отказе. Мотив отказа подписания акта предоставляется в налоговую инспекцию в течение 1 месяца со дня окончания проверки.

Руководитель налоговой инспекции должен в 10-дневный срок по получении акта принять соответствующее решение, которое является самостоятельным юридическим документом о применении санкций. Форма решения об утверждении актов произвольная: постановление, решение, письмо, инкассовое поручение.

О принятом решении налогоплательщик уведомляется в письменном виде не менее чем за три дня до наступления срока уплаты до начисленной суммы.

Материал по документальной проверке предприятия, зарегистрированный в журнале налогового органа, подлежит хранению в течение 5 лет.

4.3. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Нарушения законодательства о налогах и сборах могут служить основаниями для привлечения физического либо юридического лица к различным видам правовой ответственности. Законодательство предусматривает финансовую, в том числе налоговую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) за совершенные ими налоговые правонарушения. Финансовая ответственность выражается в разных формах денежных взысканий, среди которых важное место занимают финансовые санкции.

Финансовые санкции это меры экономического воздействия, применяемые уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим лицам за нарушение договорных обязательств, кредитной, расчетной, бюджетной, финансовой дисциплины и за ряд других нарушений.

Камеральные и выездные проверки

Кроме того, финансовые санкции применяются при несоблюдении порядка ведения кассовых операций предприятиями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, правил применения контрольно-кассовых машин и в других случаях.

Налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, которая наступает в результате совершения налогового правонарушения, а налоговая санкция является мерой ответственности за совершение указанного деяния. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах, зависящих от вида нарушения законодательства о налогах и сборах.

Административная ответственность. Под административной ответственностью следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к нарушителям законодательства о налогах и сборах мер административного воздействия. Следовательно, объективную сторону состава административного правонарушения составляют действия, которые привели к нарушению указанного законодательства: нарушения организационного порядка; нарушение срока и неправильная уплата налога; налоговые нарушения со стороны банков; прочие налоговые нарушения.

. Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в Законе РА «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия», а также в других законодательных и нормативных актах.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется за наиболее опасные преступления, а именно за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах.

Определение штрафных санкций по видам нарушений налогового законодательства подытожено в табл. 4.2.

Таблица 4.2 ПРИМЕНЕНИЕ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ



Организация камеральных налоговых проверок

При всем многообразии форм налоговые проверки являются основной формой налогового контроля. В соответствии со ст. 87 НК определены два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.

Камеральная и выездная налоговые проверки различаются между собой прежде всего местом их проведения. Так, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, а выездная налоговая проверка — по месту нахождения налогоплательщика (при отсутствии у налогоплательщика помещения возможно ее проведение по месту нахождения налогового органа). Имеются различия и в порядке проведения, сроках, оформлении результатов этих проверок, и др.

До 2007 г. в Налоговом кодексе РФ было определено такое понятие, как «встречная проверка», т.е. проверка документов контрагентов налогоплательщика на соответствие содержащихся в них данных данным, отраженных в учетных документах самого налогоплательщика. В настоящее время оно упразднено. Однако право истребования документов (информации) о налогоплательщике у его контрагентов, или иных лиц, располагающих такими документами (информацией) у налоговых органов осталось (ст. 93 НК).

Целью камеральной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, а также сбор и подготовка необходимой информации для обеспечения эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

С 2007 г. Кодексом значительно ограничены права налоговых органов по истребованию документов у налогоплательщиков при проведении камеральной налоговой проверки.

Документы теперь могут быть истребованы только в следующих случаях:

  • если представление документов вместе с декларацией предусмотрено Налоговым кодексом РФ;
  • при использовании налоговых льгот (истребуются документы, подтверждающие права налогоплательщика на эти льготы);
  • при подаче декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (истребуются документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение налоговых вычетов);
  • при подаче декларации по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (истребуются документы, связанные с исчислением и уплатой таких налогов).

В остальных случаях у налогоплательщика отсутствует обязанность представлять какие-либо документы при камеральной налоговой проверке, даже если их истребует налоговый орган. Однако, если налоговый орган в процессе камеральной проверки выявляет ошибки или несоответствия данных налоговой декларации с данными, содержащимися в другой отчетности налогоплательщика или иных документов, имеющихся у налогового органа, он вправе потребовать от налогоплательщика представить необходимые пояснения в течение пяти дней или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В этом случае налогоплательщик обязан представить в налоговый орган письменные пояснения относительно выявленных ошибок и противоречий. Что касается документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию — то их представление в налоговый орган вместе с пояснениями является правом, а не обязанностью налогоплательщика (за исключением представленных выше случаев).

Все полученные от налогоплательщиков декларации и бухгалтерская отчетность регистрируются в программном комплексе налоговых органов. По истечении 10 рабочих дней после установленного законодательством срока представления налоговой (бухгалтерской) отчетности налоговый орган начинает сверку списка налогоплательщиков, обязанных представить в этот срок соответствующую отчетность с данными о фактическом представлении отчетности.

По результатам сверки определяются налогоплательщики, которые несвоевременно представили отчетность, а также налогоплательщики, которые ее вообще не представили.

Налогоплательщики, несвоевременно представившие отчетность, привлекаются к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 НК, а их должностные лица — к административной ответственности (ст. 15.5 КоАП).

По налогоплательщикам, вообще не представившим отчетность в течение 10 дней по истечении установленного НК срока, принимается решение о приостановлении операций по счетам в банке.

Чем отличаются камеральные налоговые проверки от выездных

Данное решение направляется в банк, а его копия — налогоплательщику. В случае, если в последующем налогоплательщик представит налоговую декларацию, тогда налоговый орган своим решением отменяет приостановление операций по счетам налогоплательщика не позднее одного операционного дня, следующего за датой представления этой декларации.

В отношении налогоплательщиков, которые, несмотря на принятые налоговым органом меры, так и не представляют налоговые декларации, проводятся дополнительные мероприятия. Проводится анализ информации, полученной из внешних источников, исследуется отчетность за предыдущие периоды, запрашиваются у банков выписки по операциям на счетах налогоплательщика. По результатам этой аналитической работы определяется круг налогоплательщиков, в деятельности которых предполагаются нарушения налогового законодательства. По таким налогоплательщикам составляется заключение о целесообразности включения их в план проведения выездных налоговых проверок.

Что касается поступивших налоговых деклараций, то они могут быть подвергнуты камеральной проверки.

Основными этапами камеральной налоговой проверки являются:

  1. проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности;
  2. визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения, наличие подписей и т.д.);
  3. арифметический контроль данных налоговой отчетности;
  4. проверка обоснованности применения налоговых ставок, льгот;
  5. проверка правильности исчисления налоговой базы.

При проведении камеральной налоговой проверке, помимо пояснений и документов, приложенных налогоплательщиком к декларации, налоговый орган может также использовать:

  1. данные, полученные из внешних источников (Федеральной таможенной службы, Федеральной регистрационной службы, правоохранительных органов и т.д.);
  2. документы, истребованные у контрагентов налогоплательщика;
  3. сведения, полученные от банка о наличии и движении денежных средств на счетах налогоплательщика;
  4. сведения, содержащиеся в базах данных налогового органа в отношении налогоплательщиков, зарегистрированных по недействительным паспортам и на «подставных лиц».

Камеральная проверка обоснованности применения льгот и правильности исчисления налоговой базы проводится не по всем налогоплательщикам. Для такой проверки производится отбор налогоплательщиков. ФНС России устанавливает критерии отбора налогоплательщиков, по которым следует проводить камеральную проверку.

Такими критериями, в частности, являются:

  1. представление деклараций по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета значительных сумм налога;
  2. представление деклараций, в которых по сравнению с предыдущими периодами существенно увеличена сумма налоговых льгот;
  3. наличие результатов анализа отчетности, указывающих на возможность совершения налогоплательщиком налогового правонарушения;
  4. наличие информации о поступлении значительных денежных сумм на счета налогоплательщиков, представляющих «нулевую» отчетность;
  5. несоответствие данных налоговой отчетности данным, полученным из внешних источников.

При отборе налогоплательщиков для проведения камеральной проверки предпочтение отдается проверке налоговых деклараций налогоплательщиков с наибольшими суммами предполагаемых доначислений.

Акт камеральной налоговой проверки соответствует по форме и содержанию акту выездной проверки.

Каждый индивидуальный предприниматель, осуществляющий коммерческую деятельность на территории России, должен быть готов к проверкам, которые проводит ФНС. Налоговики могут проводить не только «камералки», но и плановые и внеплановые выездные проверки. Цель таких мероприятий – изучение документации, выявление фактов занижения налоговых обязательств перед бюджетом.

Отличие камеральной проверки от выездной

Камеральная проверка проводится в налоговой инспекции. Сотрудники ФНС изучают предоставленную индивидуальным предпринимателем отчетность на предмет ошибок и неточного расчета налоговых обязательств. Если в ходе такой проверки будут выявлены нарушения или у инспекторов возникнет какое-либо подозрение, то у ИП могут затребовать дополнительные документы.

Выездная проверка проводится по месту расположения офиса индивидуального предпринимателя. Если он не может физически предоставить место для ревизоров, то ему придется принести все документы в ФНС. Главные отличия налоговой проверки от камеральной:

  • выездная проверка проводится за последние три года работы, в присутствии ИП, а «камералка» охватывает временной промежуток до года и не требует участия предпринимателя;
  • при «камералке» изучается только отчетность, а при выездной проверке – еще и первичные документы и учетные регистры;
  • выездная проверка часто проводится после камеральной, во время которой были выявлены нарушения;
  • срок проведения плановой налоговой проверки ИП не может превышать двух месяцев, но при наличии оснований может быть продлен, тогда как период проведения «камералки» напрямую связан со сроками предоставления того или иного вида отчета.

Как узнать о начале проверки?

В соответствии со статьей 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения, вынесенного начальником территориального органа ФНС или его заместителем (п. 2, 8 ст.

Камеральные и выездные налоговые проверки: сравнение

89 НК РФ). Несмотря на то что налоговики не обязаны предупреждать субъектов предпринимательской деятельности о своих намерениях, они зачастую уведомляют их о предстоящем визите по телефону либо с помощью почтового извещения.

Сколько длится выездная проверка?

Выездная налоговая проверка не может проводиться более двух месяцев. При наличии оснований этот срок может быть продлен до четырех месяцев (п. 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ3-06/892@). В сложных ситуацияхНК РФ позволяет налоговикам проверять ИП в течение шести месяцев (п. 6 ст. 89).

Что проверяют налоговики?

Если в офис индивидуального предпринимателя нагрянули налоговики с выездной проверкой, то ему необходимо предоставить им следующую документацию (абз. 2 п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ):

  • банковские выписки;
  • первичные документы;
  • книги учета;
  • зарплатные ведомости;
  • документы, посредством которых осуществляется учет наличных средств, и т. д.

По итогам выездной проверки ревизоры ФНС составляют акт, который передается на подпись индивидуальному предпринимателю. Если он не согласен с выводами налоговиков, то имеет право в течение месяца подать письменное возражение на основании статьи 100 НК РФ.

Сервис проверит контрагента на наличие признаков фирмы-однодневки по критериям от ФНС, проанализирует данные из государственных реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Росстата, картотеки арбитражных дел, базы ФССП, сервисов налоговой службы. Индикатор «Светофор» обозначит риски работы с компанией.