Кассовый разрыв

В любой компании, особенно в той, которая испытывает дефицит ликвидности, может возникнуть кассовый разрыв, т.е. нехватка денежных средств на определенную дату. Такая ситуация может возникнуть, когда финансовая служба компании планирует движение денежных средств на какой-либо период и получается, что сумма платежей за период превышает сумму поступлений.

Кассовый разрыв в компании

Более благоприятный вариант – если кассовый разрыв выявляется на стадии планирования, тогда у руководства компании есть время, чтобы разработать меры по устранению разрывов. Какие же меры можно предпринять?

  1. Привлечение оплаты от покупателей. Можно попробовать провести переговоры с одним крупным или несколькими покупателями вашей продукции, чтобы они внесли предоплату в счет будущих отгрузок. Как стимул, можно предложить им дополнительную скидку. Также можно провести работу по инкассированию уже существующей дебиторской задолженности. Провести переговоры с покупателями о возврате существующих долгов.
  2. Отсрочка оплаты счетов поставщикам. Из всего объема кредиторской задолженности можно отобрать те, которые можно задержать без особых последствий. С ключевыми поставщиками можно провести переговоры о предоставлении разовой отсрочки платежа.
  3. Привлечение займов других организаций и физических лиц.

    Далее важно проанализировать причину возникновения кассового разрыва. Такой причиной могут быть, например, крупный платеж по кредиту или, скажем, налог. Понятное дело, что неуплата налогов – это чревато различными штрафами, равно как и неуплата кредитов или процентов по нему. В случае непогашения кредита, у компании возникнет просрочка, что негативным образом отразится на ее кредитной истории и дальнейшая работа с банком будет сильно усложнена: это различные штрафы и неустойки, повышение процентной ставки по всем действующим кредитам данного банка, проблемы кредитования в других банках и т.п. Но, если дату оплаты налогов перенести нельзя, то платеж по кредиту перенести вполне возможно. Здесь на помощь приходит следующий вариант устранения кассового разрыва.

  4. Пролонгация кредита. Пролонгация кредита – это изменение графика его погашения, т.е. мы берем платеж, который мы не в состоянии закрыть, и переносим его на более поздний срок. Как же правильно провести пролонгацию? Рассмотрим важные моменты.

    а). Важно заранее понять, что нам нужна именно пролонгация, т.е. необходимо заблаговременно ее спланировать. К примеру, если срок погашения наступает завтра, а финансовая служба компании только сегодня поняла, что денежных средств недостаточно, то за один день провести пролонгацию будет крайне затруднительно, если не сказать нереально. Минимальный срок, за который нужно начинать проводить переговоры с банком, подавать на рассмотрение кредитного комитета заявку на продление кредита – одна неделя, но чем раньше, тем лучше.

    б). Необходимо понять на какой срок нам нужна пролонгация. Финансовой службе компании нужно проанализировать движение денег и увидеть, когда компания сможет вернуть кредит. Здесь важно знать, какого вида будет пролонгация: в рамках срока, на который был выдан кредит или вне его. Например: компании был выдан кредит на 1 год. Одно дело, если перенести срок оплаты какого-либо платежа в пределах этого года, т.е. не пересекать дату окончательного погашения кредита. Другое дело, если эта граница пересекается. В этом случае, кредит переходит из разряда краткосрочных в разряд долгосрочных. Пролонгации первого типа более распространены, тогда как банки очень неохотно идут на пролонгацию второго типа.

    в). Проанализировать возможные потери от пролонгации. Очень часто банки берут комиссию за пролонгацию, которая зависит от суммы и срока, на который переносится платеж по кредиту. Также условиями кредитного договора может быть предусмотрено повышение процентной ставки и ограничение по количеству пролонгаций. Эти возможные расходы нужно принимать во внимание.

    Окончательно приняв решение, взвесив все «за» и «против», можно связываться с кредитным инспектором банка и проводить переговоры о возможности пролонгации. От вас потребуется заявка на пролонгацию и, возможно, документы, подтверждающие наличие и сохранность залога. После этого решение о пролонгации выносится на кредитный комитет. При положительном решении кредит будет пролонгирован. Банки часто идут навстречу своим клиентам, так как просрочка невыгодна как компании-заемщику, так и банку-кредитору. Бывают случаи, что пролонгировать кредит в данном конкретном банке очень невыгодно или вообще невозможно. Тогда проще предпринять следующую меру.

  5. Перекредитование – это замена одного кредита другим. Существует как альтернатива пролонгации кредита. Главное, что нужно понимать, разрабатывая схемы перекредитации, – нельзя погашать кредиты и проценты по ним за счет других кредитных ресурсов. Другими словами, нельзя просто взять новый кредит и закрыть им существующий. Более того, большинство банков не выдаст кредит даже на погашение существующей кредиторской задолженности перед поставщиками. Кредиты выдаются, в основном, только на финансирование будущих затрат и погашаться они должны за счет выручки от продажи продукции. Рассмотрим несколько вариантов, как один кредит можно заменить другим.

    а) Самый идеальный вариант, если в наличии имеются некредитные деньги, т.е. выручка и проч. Тогда можно этими деньгами досрочно погасить платеж по кредиту, из-за которого случится кассовый разрыв, и взять новый кредит на платежи поставщикам. При нехватке залоговой базы под новый кредит можно рассмотреть вариант использования того же залога, что и под погашаемым кредитом. Например, если обеспечением является недвижимость, то банк без проблем пойдет на то, чтобы эта недвижимость стала залоговой базой сразу по обоим кредитам. Единственный минус данной схемы в том, что нужно ее подготовить заранее, так как на оформление нового кредита может уйти некоторое время. Плюсом является то, что новый кредит будет целевой, например, на закупку сырья и материалов, а значит, процентная ставка по нему будет минимальной. Сама структура и объем кредитного портфеля не изменится, так как мы погашаем один кредит или платеж по кредиту и на ту же сумму берем другой.

    б) Более сложный вариант, когда собственных денежных средств недостаточно для досрочного погашения кредита. В этом случае можно взять новый нецелевой кредит на пополнение оборотных средств. Банки не контролируют целевое использование таких кредитов. В качестве отчета об использовании кредита кредитному инспектору будет достаточно реестра платежей из средств данного кредита с приложением платежных поручений. Всю сумму кредита можно по предварительной договоренности перечислить какому-либо поставщику по действующему договору поставки. После этого написать ему письмо с просьбой вернуть эти денежные средства. Желательно на другой расчетный счет. С момента как эти деньги вернулись обратно, их условно можно считать своими собственными и досрочно погасить ими кредит. Естественно, такую схему можно использовать только по согласованию с руководством банка. Часто они разрешают такую схему, чтобы избежать просрочки, которая никому не выгодна.

    в) Третья схема перекредитации также применяется, когда у компании нет собственных средств. Более прозрачная и вполне законная схема, которую совершенно не обязательно согласовывать с банком. Берется целевой кредит, например, на приобретение сырья и материалов и перечисляется в полном объеме по предварительной договоренности крупному поставщику. Крупный поставщик – это тот, объемы поставок которого соизмеримы с суммой кредита. Далее большая часть предоплаты возвращается нам в виде займа. Денежные средства из займа можно без проблем направлять на погашение кредитов.

Например, у нас кассовый разрыв в 10 млн. руб., который возник из-за большого платежа по кредиту на те же 10 млн. Необходимо их перекредитовать. Берем кредит на сумму 14 млн. руб. Далее находим поставщика, ежемесячные объемы поставок которого хотя бы от трех-четырех миллионов рублей, и перечисляем ему всю сумму кредита в виде предоплаты. Такая большая сумма поставщику не нужна, так как выберет он ее только в течение трех-четырех месяцев, поэтому он может вернуть нам 10 млн. руб. в виде займа. Этими деньгами мы погашаем кредит. Получается, что кредит банка превратился в займ от поставщика. Если по каким-то причинам поставщик не выберет всю предоплату или мы перестаем с ним работать, то остатки предоплаты возвращаются обратно в компанию, а она этими деньгами погашает займ (или его часть).

Последней схемой полезно пользоваться для перекредитации более дорогих кредитов. Например, есть такие области производства, где государство субсидирует часть процентной ставки по целевым кредитам. Фактически обслуживание таких субсидируемых кредитов может обходиться в 4-5% вместо 15-16%, как по обычным кредитам. Если по каким-то причинам в компании есть несубсидируемые кредиты, то их можно сделать субсидируемыми, используя эту схему.

Если в схеме перекредитации а) мы сначала погашаем кредит, а потом берем новый, то в схемах б) и в) сначала берется новый кредит, а затем гасится действующий. Здесь может возникнуть проблема с залогом, так обеспечения компании должно хватить на оба кредита на тот период, когда новый кредит взяли, а старый еще не погасили.

Все вышеперечисленные способы ликвидации кассовых разрывов могут использоваться как по отдельности, так и вместе. Все зависит от их величины. Также важно обращать внимание на стоимость устранения разрыва. Так, задержка оплаты поставщику обойдется относительно бесплатно, тогда как пролонгация кредита, равно как и перекредитация чревата различными комиссиями банка.

Версия для печати

Кассовый разрыв

Кассовый разрыв

В процессе жизнедеятельности предприятия присутствует постоянное движение денежных средств, которое состоит из их поступлений и расходов. Идеально, когда денег всегда хватает на покупку материалов, оплату заработной платы и т.д., но как показывает практика, так бывает не всегда.

Кассовый разрыв: что это такое и как его устранить

Временный недостаток в денежных средствах, которые необходимы для финансирования текущих расходов согласно бюджету или потребностям производства называется кассовый разрыв.

Кассовый разрыв на предприятии появляется в результате неэффективного управления денежными потоками предприятия и как результат:

  • для покрытия временной недостаточности средств компании необходимо обращаться за кредитами в банки, а это уже процентные расходы, которые снижают величину дохода;

  • приходится продавать продукцию со скидкой, чтобы получить деньги для пополнения оборота;

  • возможно, даже придется срочно продавать активы.

То есть осуществлять действия, которые явно ухудшают процесс развития предприятия, способствуют росту расходов, снижают его рентабельность.

Чтобы достичь высоких темпов развития своего бизнеса необходимо обеспечить сбалансированность бюджетов, что включает равномерность поступлений и расходов на все плановые периоды.

Для этого составляются бюджеты:

  • движения денежных средств;

  • доходов и расходов.

От правильности их составления зависит возможность предприятия осуществлять покупки необходимых для ведения бизнеса основных средств, материалов, платить заработную плату работникам. На каждые статьи расходов, которые необходимо осуществить, нужно распланировать поступление денег, чтобы не приходилось брать кредиты.

Формула кассового разрыва

Чтобы снизить вероятность наступления кассового разрыва или сократить его срок, необходимо знать, как его вычислить.

Кассовый разрыв формула (упрощенная)

Остаток средств на начало дня + Поступления от дебиторов – Платежи поставщикам

Если в результате математических расчетов получается отрицательное число, значит денег для осуществления проплат не хватает – это и есть кассовый разрыв. Его можно ликвидировать за счет заемных средств или же эффективно организовать денежный оборот в компании.

Способы избежать кассового разрыва

Для снижения вероятности нехватки средств для ведения бизнеса необходимо принять следующие меры:

  • организовать бесперебойную работу с дебиторами, чтобы знать в какой момент и в каких объемах от них будут поступать средства;

  • на основании полученной информации составить адекватный платежный календарь и бюджет движения денежных средств.

Все это в совокупности позволит компании поднять свой уровень доходности и ускорить темпы роста.

Для оптимального составления плана движения денежных потоков необходимо обрабатывать большие массивы информации. Если делать это вручную, могут возникнуть ошибки, которые сведут на нет все качество работы.

Поэтому финансистам рекомендуется воспользоваться программным обеспечением «WA: Финансист». Модуль «Управление денежными средствами» позволит быстро, оптимально и эффективно работать с любым количеством информации, составлять платежные планы разных уровней и объемов, вести работу с дебиторами, контролировать лимиты дебиторской задолженности и сроки ее погашения.

Все это повысит на новый уровень качество финансового планирования, позволит избежать кассовых разрывов, а значит и повысить доходность компании.

Вернуться к списку статей

Кассовый разрыв (англ. cash deficiency, cash gap) — временное отсутствие денежных средств, необходимых для финансирования наступивших очередных расходов по бюджету. Понятие «кассовый разрыв» не следует путать с понятием «бюджетный дефицит».

Кассовый разрыв возникает в связи с тем, что сроки поступления денежных средств в бюджет отстают от сроков их расходования. Иными словами, наступает необходимость потратить денежные средства, предусмотренные по бюджету, а поступлений, предусмотренных бюджетом, нет.

Кассовый разрыв может возникнуть у любой организации, предприятия, государства, при исполнении ими своего бюджета.

Основными причинами возникновения кассовых разрывов при исполнении государственного (федерального, республиканского, областного, краевого и т.д.) или местного бюджета является неравномерность проведения значительной части бюджетных расходов в силу ряда объективных обстоятельств. Это может быть обусловлено сезонным характером осуществления мероприятий, например, по финансированию досрочного завоза грузов для государственных нужд, или выплатой отпускных, оплатой работникам бюджетных учреждений проезда в отпуск, проведением капитальных расходов, расходов в области сельского хозяйства и т. д. Кассовый разрыв, возникающий при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (регионального бюджета), может покрываться за счет бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета. Если кассовый разрыв образуется при исполнении местных бюджетов, он может быть покрыт за счет кредитов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ.

Примером покрытия кассового разрыва могут быть выдачи бюджетных кредитов на покрытие временного недостатка средств местных бюджетов, предназначенных для выдачи заработной платы учителям за время летнего отпуска или для приобретения оборудования для школ, медицинских учреждений и другие расходы. Выдаваемые для погашения кассового разрыва бюджетные кредиты выдаются на короткий срок в пределах текущего бюджетного года и в размерах, не превышающих фактическую потребность в средствах, и с условием погашения в установленный срок.

Как ликвидировать кассовый разрыв

Для покрытия кассового разрыва могут применяться также кредиты и займы и другие средства краткосрочного кредитования.

См. также

Примечания

Кассовый разрыв. Методы устранения