Категория опасности предприятия

Содержание

Приветствую, друзья! Вот и изменения подоспели в части проверок государственного пожарного надзора в зависимости от критериев и категорий пожарной безопасности. Изменения важные, поэтому смотрим внимательно. Вероятно это и есть работа «регуляторной гильотины», которая направлена на снижение проверок контрольно-надзорными органами. Вот, например, ввели новую категорию — чрезвычайно высокого риска, — по ней будут проверять 1 раз в год. По остальным категориям тоже сократили периодичность. В общем сказка! Кто попадает под новую категорию, как изменится частота проверок по пожарной безопасности, смотрим далее. И, да, поделитесь пожалуйста в комментариях, как вам новые критерии пожарной безопасности.

Отправной точкой в сегодняшнем обсуждении является постановление Правительства РФ от 09.10.2019 г. № 1303, которым вносятся изменения в некоторые акты. Документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации и вступил в силу 19 октября 2019 года, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с 1 января 2021 года. О том, что это за положения, сообщу ниже.

Больше всего изменений внесено в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 г. № 290. Актуальную редакцию документа можно будет скачать в конце заметки.

С введением изменений, частота плановых проверок увеличится, появятся новые критерии отнесения объектов к различным категориям риска, а также правила повышения и понижения категории риска.

Периодичность проведения плановых проверок по пожарной безопасности

Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;
  • для категории высокого риска — один раз в 2 года (вместо одного раза в 3 года);
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года (вместо одного раза в 4 года);
  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет (вместо одного раза в 7 лет);
  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет (вместо одного раза в 10 лет).

Объекты защиты, отнесённые к категории низкого риска, под плановые проверки не попадают.

Специально для дачников:

Федеральный государственный пожарный надзор в отношении территорий садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, земельных участков осуществляется в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований.

Также уточнено, что основанием для проведения плановой проверки по пожарной безопасности является истечение в году проведения проверки установленной периодичности с даты:

  • ввода объекта защиты в эксплуатацию;
  • окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.

Новые критерии отнесения объектов к категориям риска

Кому и какая категория риска светит с 19 октября по новым критериям:

Категория чрезвычайного риска (проверка 1 раз в год)

— Объекты, предназначенные для проживания детей, престарелых, инвалидов и иных категорий лиц с ограниченными возможностями, с одновременным пребыванием более 10 человек, за исключением многоквартирных жилых домов;

— Объекты дошкольных учреждений с одновременным пребыванием более 10 детей;

— Объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей с круглосуточным пребыванием детей;

— Объекты специального назначения, на которых осуществляет свою деятельность федеральный орган исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации;

Категория высокого риска (проверка 1 раз в 2 года)

— Объекты начального общего, основного общего и среднего общего образования;

— Объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания людей в ночное время, на которых осуществляется предоставление социальных и медицинских услуг, за исключением объектов, отнесённых к категории чрезвычайно высокого риска;

— Объекты, предназначенные для временного пребывания более 5000 человек одновременно, за исключением объектов транспортной инфраструктуры;

— Объекты обороны и иные объекты специального назначения (включая объекты военной инфраструктуры и объекты безопасности) с основным предназначением по оказанию стационарной медицинской помощи и санаторно-курортному лечению, на которых осуществляют свою деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации;

Категория значительного риска (проверка 1 раз в 3 года)

— Объекты, предназначенные для временного пребывания людей, на которых осуществляется предоставление социальных и медицинских услуг, за исключением объектов, отнесённых к категории высокого риска;

— Объекты, включенные в перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

— Объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания более 1000 человек одновременно, за исключением многоквартирных жилых домов и объектов, отнесённых к категории чрезвычайно высокого и высокого риска;

— Объекты высотой более 50 метров, за исключением многоквартирных жилых домов и объектов, отнесённых к категории чрезвычайно высокого и высокого риска;

— Объекты профессионального образования, а также общежития образовательных организаций;

— Объекты, отнесённые к категориям повышенной взрывопожароопасности и взрывопожароопасности;

— Объекты, предназначенные для хранения материальных ценностей государственного резерва, здания книгохранилищ и архивов федерального значения, таможенные терминалы;

— Объекты обороны и иные объекты специального назначения (включая объекты военной инфраструктуры и объекты безопасности), на которых осуществляют свою деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки;

— Объекты, на которых осуществляется организация и постановка театральных, оперных и балетных представлений, концертов и иных сценических выступлений, показ кинофильмов, функционирование танцплощадок и дискотек в закрытых помещениях, за исключением объектов, отнесённых к категории чрезвычайно высокого и высокого риска;

— Многоквартирные жилые дома высотой более 75 метров;

— Объекты метрополитенов;

— Аэропорты федерального значения, железнодорожные вокзалы расчётной вместимостью более 700 человек, морские и речные пассажирские порты;

— Автомобильные и железнодорожные тоннели, пожарная безопасность которых обеспечивается техническими средствами противопожарной защиты;

— Учреждения уголовно-исполнительной системы и следственные изоляторы;

Категория среднего риска (проверка 1 раз в 5 лет)

— Многоквартирные жилые дома, а также объекты иного функционального назначения высотой 28 метров и более, за исключением объектов, отнесённых к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;

— Объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания более 200 человек одновременно, за исключением многоквартирных жилых домов, а также объектов, отнесённых к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;

— Объекты, отнесённые к категории пожароопасности;

См. Как определить категорию пожароопасности.

— Наружные установки, относящиеся к категориям повышенной взрывопожароопасности;

— Аэропорты, за исключением аэропортов, отнесённых к категории значительного риска, железнодорожные вокзалы расчётной вместимостью до 700 человек, морские и речные порты, автовокзалы;

— Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства Российской Федерации за рубежом;

Категория умеренного риска (проверка 1 раз в 6 лет)

— Объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания более 50 человек одновременно, за исключением многоквартирных жилых домов и объектов, отнесённых к категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного и среднего риска;

— Объекты, отнесённые к категории умеренной и пониженной пожароопасности;

— Наружные установки, за исключением наружных установок, отнесённых к категории значительного риска;

К категории низкого риска относятся иные объекты, не отнесённые к категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного риска.

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 09.10.2019 г. № 1303, МЧС должно будет до 1 декабря 2020 года разработать и представить в Правительство новые критерии отнесения объектов к определённой категории риска.

Как будет понижаться и повышаться категория риска

Понижать и повышать категорию риска можно будет не более чем на одну ступень.

Понижение категории риска происходит при соблюдении одного из следующих условий:

  1. Создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
  2. Наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
  3. Проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
  4. Отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности;
  5. Регистрация декларации пожарной безопасности для объекта защиты с количеством этажей не более 2, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением объектов дошкольных учреждений с одновременным пребыванием более 10 детей, объектов, предназначенных для проживания детей, престарелых и инвалидов, с одновременным пребыванием более 10 человек, многоквартирных жилых домов, объектов начального общего, основного общего и среднего общего образования, объектов профессионального образования, общежитий образовательных организаций).

Повышение категории риска происходит при наличии одного из следующих условий:

  1. Проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
  2. Наличие сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;
  3. Наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет.

При наличии критериев, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.

В заключение посмотрим отдельные положения, которые вступят в силу с 1 января 2021 года. Речь идёт о признании утратившими силу следующих частей нормативных правовых актов:

  • приложение к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
  • подпункт «в» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • подпункт «о» пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2018 г. № 601 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290»;
  • пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Самое главное из постановления Правительства РФ от 09.10.2019 г. № 1303 вроде бы вынесено, остальное смотрите самостоятельно. Скачать постановления № 1303 и 290 (в новой редакции) в формате MS Word можно ниже.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Постановление Правительства РФ от 09.10.2019 г. № 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре»)

Также читайте заметку Два способа узнать категорию риска по пожарной безопасности и ГОЧС! Обновлено.

Дополнительные материалы вы всегда можете найти с помощью Всеищущего поиска.

Л.В. Мисун, И.Н. Мисун, В.М. Грищук
Инженерная экология в АПК
пособие / под ред. проф. Л.В. Мисуна. – Мн.: БГАТУ, 2007. – 302с.

Предыдущая

5.3. Категории опасности предприятий в зависимости от массы и видового состава выбрасываемых ЗВ

Лимиты (объемы) выбросов ЗВ устанавливаются по областям и городу Минску Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства экономики и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Облисполкомы (райисполкомы) разрабатывают и утверждают лимиты допустимых выбросов по каждому объекту-природопользователю (предприятию, учреждению, колхозу, совхозу и т. д.), исходя из:

— экологической обстановки в регионе;

— экономических возможностей предприятий;

— с учетом поэтапного достижения нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ).

На предприятии:

— лимиты разбиваются по месяцам;

— согласовываются с районными властями, после чего утверждаются;

— копии приказов в 15-дневный срок после утверждения направляются в государственные налоговые инспекции и в районные инспекции Минприроды.

За сверхустановленные выбросы ЗВ взимается налог в 15-кратном размере.

В зависимости от массы и состава выбрасываемых веществ в атмосферу предприятия подразделяют по категориям опасности. Это необходимо для:

— включения объекта в государственную систему учета выбросов ЗВ в атмосферу (форма статотчетности предприятия «2-ТП-воздух»);

— разработки проекта плана по охране атмосферного воздуха;

— подготовки ведомственного проекта по установлению нормативов ПДВ.

Предприятие считается не оказывающим вредного воздействия на атмосферный воздух, если ни один его источник выбросов не попадает в категорию опасных. Источник не опасен для ОС, если:

, (5.21)

где Mmax – максимальная величина выброса вредного вещества в атмосферу, мг/с;

ПДКм.р. – предельная максимально-разовая концентрация вещества, мг/м3;

Ф – величина, характеризующая условный расход воздуха, необходимый для разбавления вредного вещества, поступающего в атмосферу, до ПДК м.р., м3/с.

При высоте источника выбросов по предприятию (Н):

Н < 10 м, Ф = 0,1 м3/с; при Н > 10 м, Ф = 0,01Н .

Если источник выбросов вредных веществ опасен для ОС, то
рекомендуется:

— проанализировать соответствие применяемого оборудования экологическим стандартам;

— усовершенствовать технологический процесс (процессы) на предприятии;

— разработать план мероприятий по обеспечению экологической безопасности на предприятии, включающий технологические, объемно-планировочные и санитарно-гигиенические решения.

Категория экологической опасности предприятия (КОП) :

КОП = , (5.22)

где n – количество загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу;

Mi – масса выброса i-гo вещества, т/год.

ПДКi – среднесуточная предельно-допустимая концентрация i-гo вещества, мг/м3;

аi – безразмерная константа, позволяющая соотнести степень вредности
i-гo вещества с вредностью сернистого газа (таблица 5.5).

Таблица 5.5 – Значения ai веществ различных классов опасности

Константа

Класс опасности веществ

1,7

1,3

1,0

0,9

Значение КОП рассчитывают при условии

. (5.23)

Для расчета КОП могут использоваться:

— значения ПДКм.р или ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ (ОБУВ), при отсутствии ПДКс.с.;

— уменьшенные в 10 раз значения ПДКР.3.;

— при отсутствии информации о ПДК или ОБУВ значение КОП приравнивают к массе выбросов данных веществ. По величине КОП все предприятия делятся на четыре категории опасности (таблица 5.6).

Таблица 5.6 – Категории опасности предприятий в зависимости от массы и видового состава выбрасываемых в атмосферу ЗВ

Категории опасности предприятия

Значения КОП

КОП > 106

104 < КОП ≤ 106

103 < КОП ≤ 104

КОП < 103

В зависимости от КОП введена следующая периодичность контроля и отчетности предприятия-природопользователя (таблица 5.7).

Таблица 5.7 – Периодичность отчетности и контроля предприятия-природопользователя

Вид работы

КОП

1. Инвентаризация (один раз в пять лет) источников выбросов ЗВ в атмосферу

+

+

+

+

2. Составление (ежегодно) формы статистической отчетности «2 – ТП – воздух»

+

+

+

3. Разработка плана атмосфероохранной деятельности предприятия:

— ежегодно

— один раз в пять лет

+

+

+

+

4. Разработка проектов норм предельно-допустимых выбросов (ПДВ) предприятия:

— но полной схеме

— но сокращенной схеме

— не разрабатывают

+

+

+

+

5. Периодичность контроля атмосфероохранной деятельности предприятия:

— ежегодно

— один раз в три года

— выборочно один раз в пять лет

+

+

+

+

Предыдущая

Версия портала для слабовидящих включает в себя: возможность изменения размеров шрифта, выбора цветовой схемы, а также содержит функцию «включить / выключить» изображения.

Посетитель портала может настраивать данные параметры после перехода к версии для слабовидящих.

Используя настройку «Размер шрифта», можно выбрать один из трех предлагаемых размеров шрифта.
При помощи настройки «Цветовая схема» пользователь может установить наиболее удобную для него цветовую схему портала (бело-черная, черно-белая и фиолетово-желтая).

Нажав кнопку «Выкл.» / «Вкл.» можно включить или выключить показ изображений, размещенных на портале. При выключении функции «Изображения», на месте изображений появится альтернативный тест.

Все настройки пользователя автоматически сохраняются в cookie браузера и используются для отображения страниц при каждом визите на сайт, при условии, что посетитель портала не выходил из текущей версии.

По умолчанию выбираются следующие параметры: размер шрифта – 22px, бело-черная цветовая схема и включенные изображения.

Для того чтобы вернуться к обычной версии, необходимо нажать на иконку.

Увеличить размер текста можно воспользовавшись другими способами:

Включение Экранной лупы Windows:

1. Через меню Пуск:

Пуск → Все программы → Стандартные → Специальные возможности → Экранная лупа.

2. Через Панель управления:

Панель управления → Специальные возможности → Центр специальных возможностей → Включить экранную лупу.

3. С помощью сочетания клавиш «Windows и ”+”».

Использование сочетания клавиш:

2. В браузере Safari используйте сочетание клавиш Cmd + «+» (увеличить), Cmd + «-» (уменьшить).

Настройка высокой контрастности на компьютере возможна двумя способами:

1. Через Панель управления:

Пуск → Все программы → Стандартные → Центр специальных возможностей → и выбираете из всех имеющихся возможностей «Настройка высокой контрастности».

2. Использование «горячих клавиш»:

Shift (слева) + Alt (слева) + Print Screen, одновременно.

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 Vсг = V г0 ⋅ (α − 1) ⋅ V 0 − VH 2 O , 0 (5.12) где Vсг = V г0 ,V 0 ,VH 2 O – соответственно, объем воздуха, дымовых газов 0 и водяных паров при стехиометрическом сжигании одного килограмма (1 нм3) топлива; нм3 /кг (нм3/ нм3). Для газообразного топлива расчет этих объемов выполняется по формулам: V 0 = 0,0476 ⋅ VH 2 O = 0,01 ⋅ + 0,0161 ⋅ V 0 0 Vг0 = VRO + VN 2 + VH 2 O = 1,866 ⋅ (C t + 0,375S ор + k ) / 100 + 0,79V 0 + 0,8 N 2 / 100 + VH 2 O t 2 где — CO2, СО, H2S, Cm Hn, N2, O2 – соответственно, содержание оксида углерода, водорода, сероводорода, углеводородов, азота, и кислорода в исходном топливе, %; m и n – число атомов углерода и водорода, соответственно; d ггл – влагосодержание газообразного топлива, отнесенное к 1нм3 сухого газа, г/ нм3. Химический состав газообразного топлива приведен в таблице 5.1. Таблица 5.1 Химический состав газообразного топлива в %. Вещества % С Н4 90,91 С2 Н6 3,54 С3 Н8 0,66 С4 Н10 0,1 С5 Н12 следы С6 Н14 отс. СО 0,02 N2 4,76 H2 S+RSH 0,0082 5.3 Контрольные вопросы 1. Какие основные загрязняющие вещества образуются при сжигании топлива? 2. По каким формулам рассчитывается количество загрязняющих веществ, образующихся при сжигании топлива? 3. Приведите формулу расчета выбросов бенз/а/пирена от котельной. 4. Какой химический состав имеет газообразное топливо? 21 6 Расчет загрязнений атмосферы выбросами от промышленных предприятий Цель работы: Овладение методикой комплексной оценки качества атмосферы промышленного предприятия. 6.1 Общие положения В настоящее время известно немало различных подходов и показателей, применяемых для оценки загрязненности атмосферного воздуха. Для оценки степени загрязнения атмосферы, средние и максимальные концентрации веществ относят к величине средней (максимальной) концентрации вещества–токсиканта или к санитарно– гигиеническому нормативу, например, к предельно допустимой концентрации (ПДК). Для оценки степени воздействия крупных и мелких предприятий на атмосферу города используют категорию опасности предприятия (КОП), которая оценивает объем воздуха, необходимый для разбавления выбросов (Мi) i-го вещества над территорией предприятия до уровня ПДКi. Категория опасности предприятия (КОП) используется для характеристики изменений качества атмосферы через выбросы, осуществляемые стационарными источниками, с учетом их токсичности. 6.2 Ход работы КОП определяется через массовые характеристики выбросов в атмосферу: m M αi m  i КОП = ∑ КОВi = ∑  ПДК   , (6.1) i =1 i =1 i где m–количество загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием; КОВi – категория опасности i-го вещества, м3/с; M i –масса выбросов i-ой примеси в атмосферу, г/с; ПДК i –среднесуточная ПДК i-го вещества в атмосфере населенного пункта, мг/м3; α i –безразмерная константа, позволяющая соотнести степень вредности i-го вещества с вредностью диоксида серы (таблица 6.1). Mi Значения КОП рассчитывают при условии, когда > 1 . При ПДК i Mi < 1 значения КОП не рассчитываются и приравниваются к нулю. ПДК i 22 Для расчета КОП при отсутствии ПДК сс используют значения ПДК мр , ОБУВ или уменьшенные в 10 раз значения предельно допустимых концентраций рабочей зоны. Для веществ, по которым отсутствует информация о ПДК или ОБУВ, значения КОП приравнивают к массе выбросов данных веществ. Таблица 6.1 — Значения коэффициента αi для разного класса опасности загрязняющих веществ Класс опасности вещества 1 2 3 4 αi 1,7 1,3 1,0 0,9 Предприятия по величине категории опасности делят на четыре категории. Граничные условия для деления предприятий на категории опасности приведены в таблице 6.2. Таблица 6.2 — Граничные условия для деления предприятий по категории опасности Категория опасности предприятия Значения КОП I ≥ 31,7⋅106 II ≥ 31,7⋅104 III ≥ 31,7⋅103 IV < 31,7⋅103 Результаты расчета оформляются в виде таблицы 6.3 Таблица 6.3 Расчет категории опасности предприятия Кла П Масса К Зн Загрязн сс ДКсс загрязняющег оэффиц ачения яющее опасност о вещества, т иент α i КОВ, веществ и м3/с о 1. 6.3 Контрольные вопросы 1. Какие существуют подходы для оценки загрязненности атмосферного воздуха? 2. Физический смысл категории опасности предприятия. 3. Как определяется категория опасности предприятия? 23 4. Какие существуют граничные условия для деления предприятий по категории опасности? 24 7 Определение границы санитарно-защитной зоны и предлагаемые нормативы ПДВ Цель работы: инвентаризация выбросов предприятия. 7.1 Общие положения Инвентаризация выбросов (ГОСТ 17.2.1.04 –77) представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Основной целью инвентаризации выбросов загрязняющих веществ является получение исходных данных для: — оценки степени влияния выбросов загрязняющих веществ предприятия на окружающую среду (атмосферный воздух); — установлению предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы; — организация контроля соблюдения установленных норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; — оценки состояния пылегазоочистного оборудования предприятия; — оценка экологических характеристик, используемых на предприятии технологий; — оценка эффективности использования сырьевых ресурсов и утилизации отходов на предприятии; — планирования воздухо-охранных работ на предприятии. 7.2 Ход работы Используя данные предыдущих работ провести инвентаризацию выбросов на предприятии. Заполнить таблицы 7.1 и 7.2. Таблица 7.1 Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых на предприятии в атмосферу Код Предельно допустимая Класс Выброс Наименова веще концентрация, мг/м3 опасности вещества, т/год ние ства ПДКм.р. ПДКс.с. ОБУВ 200_ г 200_г вещества 25 Таблица 7.2 Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на существующие положение и на срок достижения ПДВ Производ Номер Нормативы выбросов загрязняющих веществ ство, цех, источн Существую на 200_ на 200_ на 200_ на 200_ Год участок ика щие дост положение иже на 200_ г. ния г/с т/год г/с т/год г/с т/год г/с т/год г/с т/год ПДВ Диоксид азота организованные источники неорганизованные источники Для объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, должна быть организована санитарно-защитная зона (СЗЗ), ширина которой определяется классом размещаемого производства. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны должна быть подтверждена расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов. В зависимости от характера и количества выбросов установлено пять классов предприятий с шириной санитарно-защитной зоны от 1000 до 50 м. Размер СЗЗ устанавливается: а) для предприятий с технологическими процессами — источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными и неприятнопахнущими веществами — непосредственно от источника загрязнения атмосферы, а также от мест загрузки сырья или открытых складов; б) для тепловых электростанций, производственных и отопительных котельных — от дымовых труб. В соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры санитарно- защитной зоны (таблица 7.1) Таблица 7.1 Размеры санитарно-защитной зоны Класс предприятия Расстояние, м I 1000 II 500 III 300 IV 100 V 50 Санитарно-защитная зона для предприятий и объектов может быть 26 увеличена по следующим причинам: использование неэффективных методов очистки выбросов в атмосферу; отсутствие эффективных способов очистки выбросов; необходимость размещения жилой зоны с подветренной стороны по отношению к предприятию, в зоне возможного загрязнения атмосферы; в зависимости от розы ветров и других неблагоприятных метеорологических условий (частые штили, туманы и др.); строительство новых, еще недостаточно изученных в санитарном отношении производств. Размеры санитарно-защитных зон отдельных групп или комплексов крупных предприятий I и II классов химической, нефтеперерабатывающей промышленности и ТЭЦ с выбросами, могущими создать высокие концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе и оказать особо неблагоприятное влияние на состояние здоровья и санитарно-гигиенические условия жизни населения, устанавливаются в каждом конкретном случае. 7.3 Контрольные вопросы 1. Что такое инвентаризация выбросов? 2. Какова основная цель инвентаризации выбросов загрязняющих веществ? 3. Что такое организованный и неорганизованный источники выбросов? 4. Что такое санитарно-защитная зона? 5. Какие устанавливаются размеры санитарно-защитной зоны? 27 Список использованных источников 1. Аннотированный справочник методик выполнения измерений концентраций загрязняющих веществ в выбросах промышленных предприятий. – СПб: НИИ «Атмосфера», 2002. – 94 с. 2. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом). – М.: 1998. –105 с. 3. Мониторинг загрязнения атмосферы в городах. – СПб: Гидрометеоиздат, 1998. – 216 с. 4. Рекомендации по делению промышленных предприятий по категории опасности вещества. Руководство по контролю загрязнения атмосферы (РД 52.04. 186-89). М.: 1991. – 683 с. 5. Рекомендации по определению допустимых вкладов в загрязнение атмосферы выбросами загрязняющих веществ предприятиями с использованием сводных расчетов загрязнения воздушного бассейна города (региона) выбросами промышленности и автотранспорта. – СПб: НПК «Атмосфера», 2000. –100 с. 6. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия. Новосибирск, 1991. 7. Цыцура А.А. и др. Комплексная оценка качества атмосферы промышленных городов Оренбургской области. Оренбург: Изд-во ОГУ, 1999.-168с. 28 Приложение А (справочное) Таблица А.1 Удельные выделения загрязняющих веществ при ручной электродуговой сварке и наплавке штучными электродами Технологическая Количество выделяющихся загрязняющих веществ, г/кг расходуемых сварочных или наплавочных материалов операция, сварочный или наплавочный Свароч твердая составляющая сварочного аэрозоля газообразная составляющая сварочного аэрозоля материал и его марка ная аэрозол марганец и железа оксид пыль неорга- прочие фтористый водород азота диоксид углерода ь его сое- ническая, фториды (в оксид динения содержащая пересчете на SiOj (20-70 F) %) 1 2 3 4 5 6 8 9 10 Ручная дуговая 16,31 0,92 10,69 1,40 3,3 0,75 1,50 13,3 сварка сталей штучными элек- тродами. Электроды УОНИ 13/45 УОНИ 13/55 16,99 1,09 13,5 1,00 тоже 0,93 2,70 13,3 УОНИ 13/65 7,5 1,41 4,49 0,80 0,80 1,17 — — УОНИ 13/80 11,2 0,78 8,32 1,05 1,05 1,14 — — УОНИ 13/85 13,0 0,60 9,80 1,30 1,30 1,10 — — АНО-1 9,6 0,43 9,17 — — 2,13 — — МР-3 11,5 1,73 9,77 — — — — — МР-4 11,0 1,1 9,9 — — — 0,4 — 29 Приложение Б (справочное) Таблица Б.1 Удельные выделения древесной пыли для процессов обработки древесины на единицу оборудования Операция технологического процесса Модель, марка станка Удельные количества выделяемой древесной пыли, г/с (gei) Пиление Станки круглопильные УП 1,75 Ц6-2 2,97 У6 2,80 Ц2К-12 3,30 ЦКБЧ, ЦМЭ-2 4,39 Строгание Станки фуговальные СФА-б 13,20 СР-3, СР-8 6,70 СФАЧ-1 7,2 СФ-З, СФ-4 2,27 30 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4