ККТ

Бухгалтерский учет приобретения ККТ

Кожедубова И.И., консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

Приобретая контрольно-кассовую технику, организация должна определиться с выбором модели. Каждая модель контрольно-кассовой техники предназначена для определенных сфер деятельности. Напомним, что организация должна применять только ту контрольно-кассовую технику, которая включена в Государственный реестр.

Правила формирования в бухгалтерском учете организации информации об основных средствах установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (далее — ПБУ 6/01). Кроме того, в целях бухгалтерского учета основных средств организации используют еще один документ — Приказ Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".

16 января 2006 г. Минюст зарегистрировал (регистрационный номер N 7361) Приказ Минфина Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 147н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (далее — Приказ Минфина РФ N 147н). Данным документом внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01. Так как Приказ Минфина РФ N 147н вступает в силу, начиная с бухгалтерской отчетности 2006 г., следовательно, применять его положения бухгалтеры должны уже с 1 января 2006 г.

Для принятия активов к бухгалтерскому учету в качестве ОС необходимо одновременное выполнение четырех условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01:

  1. объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное владение;
  2. объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  3. организацией не предполагается последующая перепродажа данного объекта;
  4. объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Изменения, внесенные в п. 4 ПБУ 6/01, оказывают значительное влияние на исчисление налога на имущество организаций. Напомним, что если "старый" бухгалтерский стандарт не относил имущество, учитываемое на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", в состав основных средств, то теперь указанное имущество учитывается в составе ОС и как следствие — учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Как видим, бухгалтерский учет к объектам ОС относит предметы, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев. Так как кассовые аппараты служат больше года, они учитываются в составе основных средств.

Обращаем внимание, п. 5 ПБУ 6/01 установлено, что активы, в отношении которых выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете в составе МПЗ. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации организация должна обеспечить надлежащий контроль над их движением.

Если организация использует эту возможность, то это в обязательном порядке отражается в учетной политике организации. Заметьте, что бухгалтерское законодательство допускает возможность использования организациями и иного лимита стоимости (менее 20000 рублей) для отнесения актива в состав МПЗ. Как правило, лимит стоимости определяется, исходя из технологических особенностей производства. Использование иного лимита стоимости, с указанием обоснованных причин его установления, также должно найти свое отражение в учетной политике организации.

Если организация принимает актив в качестве МПЗ, то при его списании в производство необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н. Заметим, что в этом случае наиболее целесообразным является списание по себестоимости каждой единицы.

Сроком полезного использования основного средства считается период времени, в течение которого актив способен приносить экономические выгоды (доход) организации.

Определение срока полезного использования объектов ОС согласно п. 20 ПБУ 6/01 производится, исходя:

  • из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • из нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

То есть бухгалтерское законодательство дает организациям определенную свободу в установлении срока полезного использования основных средств.

Для целей как налогового, так и бухгалтерского учета срок полезного использования может быть установлен в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, определение которой зависит от способа поступления ОС в организацию.

Основными способами поступления основных средств в организацию являются:

  • приобретение за плату;
  • получение от учредителей в счет вклада в уставный (складочный) капитал;
  • получение безвозмездно;
  • изготовление собственными силами;
  • строительство хозяйственным или подрядным способом;
  • принятие к учету неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • получение от учредителей в качестве вклада в имущество.

В соответствии с п. 7 ПБУ 6/01 объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Согласно п. 8 ПБУ 6/01:

"Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

таможенные пошлины и таможенные сборы;

невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения".

Таким образом, в стоимость контрольно-кассовой техники включается стоимость кассового аппарата, оплаченная поставщику, расходы по доставке и установке, расходы на ввод в эксплуатацию, стоимость голограмм "Сервисное обслуживание", "Государственный реестр", так как без указанных расходов использовать контрольно-кассовую технику невозможно.

Стоимость основных средств в бухгалтерском учете погашается посредством начисления амортизации.

Начисление амортизации в бухгалтерском учете в соответствии с п. 18 бухгалтерского стандарта ПБУ 6/01 можно производить одним из следующих способов:

  • линейным способом;
  • способом уменьшаемого остатка;
  • способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Обратите внимание!

Избираемый организацией способ начисления амортизации по основному средству в течение всего срока его использования не подлежит изменению.

Рассмотрим на примере, как определяется в бухгалтерском учете первоначальная стоимость основного средства при приобретении за плату.

Пример 1

27 марта торговая организация приобрела контрольно-кассовую технику стоимостью 118000 рублей (в том числе НДС 18000 рублей). За ввод в эксплуатацию ККТ на голограмму "Сервисное обслуживание" организация оплатила Центру технического обслуживания 1180 рублей (в том числе НДС 180 рублей). 29 марта организацией был представлен в налоговый орган перечень документов, необходимых для регистрации ККТ. А также был представлен кассовый аппарат, который был проверен представителем налогового ведомства, то есть введен цифровой пароль и опломбирован. Именно с этого дня организация вправе использовать ККТ. В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г.

Бухгалтерский учет кассового аппарата в 2018 году

N 1, ККТ входят в четвертую амортизационную группу и срок полезного использования ККТ составляет от пяти до семи лет включительно. Установленный организацией предполагаемый срок использования ККТ составляет 61 месяц.

В бухгалтерском учете организации 27 марта произведены следующие бухгалтерские записи:

—————-T——-T—————————————-¬
¦Корреспонденция¦Сумма, ¦Содержание операции ¦
¦счетов ¦рублей ¦ ¦
¦Дебет ¦Кредит ¦ ¦ ¦
+——+———+——-+—————————————-+
¦ 08 ¦ 60 ¦100000 ¦Отражено приобретение ККТ ¦
+——+———+——-+—————————————-+
¦ 19 ¦ 60 ¦18000 ¦Отражен НДС ¦
+——+———+——-+—————————————-+
¦ 08 ¦ 60 ¦ 1000 ¦Отражены расходы по вводу ККТ ¦
¦ ¦ ¦ ¦в эксплуатацию ¦
+——+———+——-+—————————————-+
¦ 19 ¦ 60 ¦ 180 ¦Отражен НДС ¦
+——+———+——-+—————————————-+
¦ 60 ¦ 51 ¦118000 ¦Произведена оплата за ККТ ¦
+——+———+——-+—————————————-+
¦ 60 ¦ 51 ¦ 1180 ¦Оплачены услуги ЦТО по вводу ККТ ¦
¦ ¦ ¦ ¦в эксплуатацию ¦
+——+———+——-+—————————————-+
¦29 марта ¦
+——T———T——-T—————————————-+
¦ 01 ¦ 08 ¦101000 ¦Принято к учету в составе основных ¦
¦ ¦ ¦ ¦средств ККТ ¦
+——+———+——-+—————————————-+
¦Ежемесячно в течение срока полезного использования ККТ ¦
+——T———T——-T—————————————-+
¦ 44 ¦ 02 ¦1655,73¦Амортизация ККТ учтена в коммерческих ¦
¦ ¦ ¦ ¦расходах (101000 / 61) ¦
L——+———+——-+——————————————

С 1 января 2006 г. налогоплательщик НДС вправе получить вычет по сумме налога, предъявленного ему к оплате ККТ, после принятия данного объекта на учет в составе основного средства, без наличия факта оплаты (п. 1 ст. 172 НК РФ). В связи с этим в бухгалтерском учете после 1 января 2006 г. проводка, касающаяся вычета по сумме НДС, отражается в учете после принятия ОС на учет (то есть после отражения на счете 01 "Основные средства").

Замена старых ККТ на онлайн-кассы

C этого года практически все предприятия и организации сферы ритейл должны начать использование касс с выходом в интернет, подключение к новому оборудованию будет постепенным.

Закон затрагивает даже те предприятия, которые ранее не использовали ККТ, это предприятия на ЕНВД и ПСН. Не стоит тянуть с переходом предприятия на новое оборудование, первый вопрос, который налоговая служба задаст при любой проверке – соответствует ли касса фз-54?

Главное новшество закона — максимальная прозрачность. Предпринимателям придется смириться с тем, что информация о каждой покупке будет автоматически передаваться в налоговую и отчитываться необходимо не только о полученной выручке, но и о типе товара, который был реализован.

Контрольно-кассовая техника, ККТ

Ответственным, за передачу информации в контролирующие органы, выступает оператор фискальных данных.

Особенности онлайн касс

Онлайн касса, в отличие от старого кассового аппарата:

  • имеет выход в интернет;
  • печатает qr-коды;
  • формирует электронные копии чеков и отправляет их покупателям (по желанию) и в ФНС;
  • использует фискальный накопитель вместо ЭКЛЗ для хранения данных.

Совсем не обязательно покупать новую онлайн-ККТ, некоторые кассовые аппараты можно доработать, чтобы они соответствовали требованиям 54ФЗ.

Как происходит процесс покупки с онлайн ККТ?

Процесс регистрации покупки выглядит следующим образом:

Кассир сканирует штрих код, а касса формирует чек. Информация о совершении покупки сохраняется на фискальный накопитель, который передает ее оператору фискальных данных. ОФД сигнализирует о получении данных и отправляет чек в ФНС. По желанию покупателя кассир пришлет электронную копию чека на почту или телефон.

С появлением онлайн касс бумажные чеки не уйдут в прошлое. Просто у покупателей появится альтернатива, они смогут получать чеки на смартфон или электронную почту. На чеке указывается информация о месте и времени покупки, сумма и наименование товара, данные кассира, принимавшего покупку.

Кому и когда необходимо перейти на новые кассы?

Новая контрольно-кассовая техника ФЗ 54 должна использоваться: предпринимателями, которые ранее использовали кассовые аппараты; распространителями акцизных товаров; владельцами интернет-магазинов, предпринимателями, оказывающими услуги населению, не зависимо от типа налогообложения; владельцами торговых автоматов и платежных терминалов.

С февраля на онлайн ККТ должны были перейти владельцы новых касс (т.е. тех, которые еще не зарегистрированы). Сегодня предприниматели не смогут зарегистрировать ККТ старого образца.

С 31.03.17 каждый магазин, распространяющий спиртное, обязан использовать онлайнкассы с транспортным модулем и специальным сканером. Без выполнения этих требований какИП, так и ООО не имеют права работать.

С 01.07.17 наличие ККТ станет обязательным для всех предприятий ритейл сферы, использующих кассовые аппараты, т.е. работать на кассах с ЭКЛЗ нельзя. Исключения составляют отдаленные сельские поселения, не имеющие стабильного интернета.

С 01.07.18 перейдут на новое оборудование ПСН и ЕНВД.

Где приобрести онлайн кассу 54 ФЗ?

В нашем магазине вы найдете комплекты доработки ККТ и разные онлайн кассы, каждая из которых соответствуют требованиям нового законодательства. Вы можете приобрести ККТ с различными функциональными возможностями, в зависимости от нужд вашего предприятия.

Где купить

Контрольно-кассовая машина

Что такое ККТ

   ККМ (или ККТ) – этот контрольно кассовая машина (или техника), предназначенная для документальной фиксации денежного оборота в предприятиях торговли и сферы услуг. Данный тип оборудования классифицируется согласно особенностям конструкции:

  • Активная системная ККМ – машина, работающая в составе компьютерной системы и имеющая возможность управлять ею.

    Бухгалтерский учет приобретения ККТ

    По факту обладает всеми возможностями ПК по операциям с информацией.

  • Пассивная системная ККМ – этот тип техники также является частью компьютерной системы, но не имеет возможности управления ею.
  • Автономная ККМ – техника способная работать без физического подключения в электросети. Её функционал можно расширить только благодаря подключению дополнительных устройств для ввода и вывода информации.
  • Фискальный регистратор – оборудование, способное работать только в качестве составляющей части компьютерной системы, и получающее информацию через канал связи.
  • ЧПМ (чекопечатающая машина) – девайс для печати чеков, без фискальной памяти, применяется только в случае работы по ЕНВД.
  • АСПД (автоматическая система печати документации) – аналог ЧПМ способный работать только в составе компьютерной системы.

      Внесение изменений в закон 54-ФЗ поменяли правила использования ККМ в торговых предприятиях. С 01.02.2017 налоговая служба РФ перестала начала регистрировать только онлайн кассы. Старые версии контрольно-кассового оборудования требуется поменять на технику, соответствующую требуемым техническим требованиям.
      Онлайн кассы позволяют передавать информацию об электронном чеке, сопровожденную уникальным электронным идентификатором, в базу данных ОФД, а из нее в органы налоговой инспекции. Покупатель может затребовать у продавца прислать электронную версию чека в форме СМС или электронного письма. Для работы с онлайн кассами в компьютерной системе должно быть установлено специальное ПО.

Алгоритм работы онлайн кассы:

  • Расчет покупателем за товар или услугу с помощью наличных средств или посредством банковской карточки.
  • Данные о покупке вводятся в ККМ.
  • Создается электронная и печатная версия кассового чека.
  • Цифровые данные передаются на фискальный накопитель.
  • В фискальном накопителе происходит шифровка чека и его дальнейшая передача в ОФД.
  • Оператор фискальных данных проверяет информацию в чеке, и шлет в ККМ информацию о том, что факт покупки принят в систему.
  • Данные поступившие в ОФД остаются там для хранения или дальнейшей передачи в налоговые органы.

Проблемы при внедрении онлайн касс

    Глобальное обязательное введение нового оборудования привело к возникновению сложностей, при практической реализации. В первую очередь отмечается груз дополнительных затрат, которые слишком велики для представителей малого и микро бизнеса. В расходную статью входит: замена оборудования, покупка фискального накопителя, оплата услуг специалиста по установке и настройке оборудования. Причем приобретать фискальный накопитель придется каждый раз по мере окончания срока службы – один раз в 15 или 36 месяцев.
      Следующая сложность – это необходимость торговым организациям, в случае торговли акцизным товаром, нанимать новую штатную единицу для работы с ведением учета. Также возникает необходимость повышения квалификации кассиров для работы с новым типом оборудования.
      Специалисты прогнозируют снижение скорости обслуживания покупателей в виду того, что по новым законодательным нормам продавец должен поинтересоваться у покупателя – требуется ли ему высылать электронную версию кассового чека. Это дополнительная операция, которая увеличивает время на обслуживание клиента, и уменьшает пропускную способность кассы.
      Если Вам необходимо настроить работу современного кассового оборудования, то обратитесь к команде «АйТи Аспект». Для Вас нами подготовлено множество уникальных программных решений, способных повысить эффективность Вашего бизнеса.

Утверждены
решением Государственной
межведомственной экспертной комиссии
по контрольно-кассовым машинам
Протокол N 5/21-95
от 23 июня 1995 года

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ЭЛЕКТРОННЫХ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

(в ред. Протоколов заседаний ГМЭК
от 27.12.1995 N 9/25-95, от 29.08.1996 N 5/30-96,
от 02.07.1998 N 5/43-1998, от 08.08.2000 N 3/57-2000,
от 27.11.2001 N 6/65-2001)

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ФИСКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ККМ (ФП) — комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ, обеспечивающий некорректируемую, ежесменную ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о денежных расчетах с населением, проведенных на ККМ, необходимой для правильного исчисления налогов.

Примечание:

— ежесуточная (ежесменная) регистрация, далее — сменная, означает безусловную запись итоговой информации о денежных расчетах с населением в ФП при проведении операции закрытия смены, причем продолжительность смены не должна превышать 24 часа.

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 содержит иное определение термина "энергонезависимое долговременное хранение информации".

ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМОЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ — долговременное хранение информации без использования внешних и внутренних источников питания.

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 содержит иное определение термина "накопитель фискальной памяти".

НАКОПИТЕЛЬ ФП — одна или несколько специально выделенных микросхем памяти для хранения фискальных данных.

ФИСКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ — информация, подлежащая регистрации в фискальной памяти.

ФИСКАЛИЗАЦИЯ — включение фискального режима ККМ.

ИТОГ — сумма, подлежащая регистрации по завершении оформления документа.

ЧАСТНЫЙ ИТОГ — сумма, формируемая ККМ в процессе оформления документа.

ИТОГ СМЕННЫХ ПРОДАЖ — сумма итогов документов, оформленных ККМ при регистрации продаж (оказании услуг) в течение смены.

ИТОГ СМЕННЫХ ПОКУПОК — сумма итогов документов, оформленных ККМ при регистрации покупок валюты, оплаты переводов, выплаты пенсий, покупок нефтепродуктов АЗС в течение смены.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

СМЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ РЕГИСТРЫ — область оперативного запоминающего (ОЗУ) ККМ, в которой регистрируется проведение денежных сумм через ККМ в течение смены.

ОБЩИЕ ДЕНЕЖНЫЕ РЕГИСТРЫ — область ОЗУ ККМ, в которой регистрируется проведение денежных сумм через ККМ в течение всего срока работы либо с момента последнего общего гашения.

ОПЕРАЦИОННЫЕ РЕГИСТРЫ — область ОЗУ ККМ, в которой регистрируется количество проведенных операций.

ЗАКРЫТИЕ СМЕНЫ — обнуление сменных денежных регистров фискальных данных.

ОБЩЕЕ ГАШЕНИЕ — обнуление общих денежных и операционных регистров (кроме регистра количества гашений). Если в ККМ предусмотрено программирование режима работы с накоплением итогов без общего гашения, его включение производится согласно ЭД ККМ при ее установке.

Примечания:

1) значения итога и частного итога не могут быть отрицательными.

Service Temporarily Unavailable

Для чеков возврата и аннулирования знак "-" заложен в типе чека. Информация, содержащаяся в этих чеках не является фискальными данными;
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 27.12.1995 N 9/25-95)

2) в процессе формирования частного итога операции сторнирования, коррекции, скидки уменьшают частный итог на соответствующее значение.

2. ИНФОРМАЦИЯ, РЕГИСТРИРУЕМАЯ В ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
(ФИСКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ)

Таблица 1

+—————————————————————-+ | Вид записи | Реквизит |Разрядность|Количество| | | | реквизита | записей | | | |(десятичных| | | | | разрядов) | | |—————————————————————-| | Номер |Заводской номер ККМ | 7 min | 1 | |—————————————————————-| | Фискализация |Регистрационный номер| | | | ККМ |ККМ | 8 min | | | |Идентификационный номер| | | | |налогоплательщика (ИНН) | | 1 | | |организации-продавца | | 1 | | |(предприятия продавца) | 12 min | 1 | | |Дата фискализации | 6 min | | | |Пароль для проведения| | | | |перерегистрации и| | | | |получения фискального| | | | |отчета | 5 min | | |(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998) | |—————————————————————-| |Перерегистрация |Регистрационный номер| | | | ККМ |ККМ | 8 min | | | |Идентификационный номер| | | | |налогоплательщика (ИНН) | | | | |организации-продавца | | | | |(предприятия продавца) | 12 min | | | |Дата перерегистрации | 6 min | | | |Номер записи в ФП | | | | |последнего закрытия | | | | |смены перед проведением | | | | |перерегистрации | 4 | 4 min | | |Пароль для проведения| | | | |перерегистрации и| | | | |получения фискального| | | | |отчета | 5 min | | |(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998) | |—————————————————————-| | Закрытие смены |Дата отчета |6 min | | | |Номер закрытия смены |4 | | | |Итог сменных продаж |9 (10 *) | 2000 min | | | |min | | | |** Итог сменных |9 (10 *) | | | |покупок |min | | | |*** Итог сменных |9 min | | | |возвратов продаж | | | | |*** Итог сменных |9 min | | | |возвратов покупок | | | |(в ред. Протоколов заседаний ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998,| |от 08.08.2000 N 3/57-2000) | | | |—————————————————————-| | Активизация |Регистрационный | 10 | 20 min | | ЭКЛЗ |номер ЭКЛЗ | | | | |Дата активизации | 6 | | | |Номер последней | 4 | | | |закрытой смены перед | | | | |проведением активизации | | | |(введено Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001) | |—————————————————————-| | Служебная |Контрольные суммы| | | информация |записей | | | (обязательная) |Место положения запятой| Определяется | | |в регистрируемых в ФП| изготовителем | | |значениях итогов | | | |Служебные индексы,| | | |признаки, флаги | | +—————————————————————-+

Примечания:

1) значения, отмеченные знаком *, относятся только к ККМ, предназначенным для работы в пунктах обмена валюты;

2) реквизиты, отмеченные знаком "**", относятся к ККМ для пунктов обмена валюты, ФУПС и торговли нефтепродуктами;
(примечание 2 в ред.

Протокола заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

3) разрядность регистров итога сменных продаж, итога сменных покупок, итога возврата сменных продаж, итога возврата сменных покупок должна быть не меньше разрядности соответствующих денежных регистров ККМ;
(примечание 3 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

4) реквизиты, отмеченные знаком "***", относятся к ККМ для торговли нефтепродуктами. Итог сменных коррекций учитывается в итоге сменных возвратов продаж.
(примечание 4 введено Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

2.2. Физическое хранение указанных данных должно осуществляться в накопителе ФП. Хранение в этом накопителе данных, не указанных в табл. 1, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

3. РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

ККМ должна обеспечивать работу в НЕФИСКАЛЬНОМ и ФИСКАЛЬНОМ режимах.

3.1. НЕФИСКАЛЬНЫЙ режим — режим функционирования ККМ до проведения фискализации. В НЕФИСКАЛЬНОМ режиме остаются незадействованными функции регистрации сменных отчетов в ФП и получения фискального отчета.

НЕФИСКАЛЬНЫЙ режим должен поддерживать все остальные функции ККМ, включая накопление данных по продажам и формирование документов в соответствии с эксплуатационной документацией (ЭД) на конкретную модель ККМ.

Использование ККМ для проведения денежных расчетов с населением в НЕФИСКАЛЬНОМ режиме НЕДОПУСТИМО.

Нефискальный режим не должен поддерживать функции информационного обмена ККМ с ЭКЛЗ.
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001)

3.2. ФИСКАЛЬНЫЙ режим — режим функционирования ККМ, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в ФП.

ФИСКАЛЬНЫЙ режим должен обеспечивать работу ККМ в полном соответствии с эксплуатационной документацией.

Все документы (кроме не содержащих фискальные данные), оформляемые ККМ в фискальном режиме, должны иметь четкий отличительный признак, указанный в ЭД на конкретную модель ККМ и выводимый на печать только по завершению формирования фискальных данных.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 27.12.1995 N 9/25-95)

3.3. Включение ФИСКАЛЬНОГО режима должно происходить по завершении фискализации ККМ. Фискализация ККМ проводится после ввода пароля доступа к ФП.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

Первичный пароль доступа к ФП и порядок проведения фискализации и перерегистрации должны быть указаны в ЭД на конкретную модель KКM.

После проведения фискализации фискальный режим отключен быть не может.

3.4. В процессе фискализации вводятся следующие реквизиты:
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

* — заводской номер ККМ;

— регистрационный номер ККМ;

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации-продавца (предприятия-продавца);

(в ред.

Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

— дату проведения фискализации;

— новый пароль доступа к ФП.

Примечание:
* — если заводской номер ККМ введен в ФП на предприятии-изготовителе, то при фискализации он не вводится.

Процесс фискализации должен включать активизацию ЭКЛЗ — см. Технические требования к контрольно-кассовым машинам в части электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001)

3.5. В процессе перерегистрации вводятся следующие реквизиты:
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

— установленный ранее пароль доступа к ФП;

— регистрационный номер ККМ;

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации-продавца (предприятия-продавца);
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

— дату проведения перерегистрации;

— новый пароль доступа к ФП.

Процесс перерегистрации должен включать активизацию ЭКЛЗ — см. Технические требования к контрольно-кассовым машинам в части электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001)

3.6. При проведении фискализации или перерегистрации все вводимые реквизиты (кроме пароля доступа к ФП) должны выводиться на печать в чеке или подкладном (вкладном) документе.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

3.7. Данные сменного отчета должны регистрироваться в ФП при проведении операции закрытия смены (при формировании ККМ сменного отчета с гашением).

При этом гашение денежных сменных регистров должно происходить только после печати сменного отчета и успешной регистрации данных в ФП.

Операции проведения общего гашения, перерегистрации, снятия фискального отчета и коррекции даты могут проводиться на ККМ только по завершении операции закрытия смены. До этого момента проведение вышеупомянутых операций должно блокироваться.

3.8. ККМ должна контролировать продолжительность смены, которая должна быть ограничена календарными сутками либо составлять не более 24-х часов.

Моментом начала отсчета продолжительности смены считается окончание оформления первого платежного документа за смену.

В случае превышения указанной выше продолжительности смены ККМ должна блокировать возможность оформления платежных документов до проведения сменного отчета с гашением.

3.9. При исправлении текущей даты ККМ должна контролировать корректность вводимой даты, которая не может быть более ранней, чем дата последней записи в ФП, включая и дату проведения операции фискализации или перерегистрации.

При попытке ввода значения более ранней даты ККМ должна блокировать проведение всех операций до ввода правильной даты.

При вводе значения даты, отличающейся более чем на 1 день в большую сторону, в ККМ должны быть предприняты специальные меры по предупреждению случайной ошибки ввода, например, повторный запрос даты и установка ее только после 2-кратного совпадения.

Примечание:

— дата с номером года "00" и далее считается более поздней, чем дата с номером года "99".

4. ПОРЯДОК ДОСТУПА К ФИСКАЛЬНЫМ ДАННЫМ

4.1. Получение фискального отчета и проведение перерегистрации возможно исключительно по паролю доступа к ФП.

4.2. Пароль доступа к ФП вводится и регистрируется в ФП в процессе фискализации или перерегистрации.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

4.3. При обращении к фискальным данным следует войти в соответствующий режим с помощью ключа и/или пароля доступа к режиму. Последующие действия в этом режиме должны быть указаны в ЭД к конкретной модели ККМ.
(п. 4.3 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

5. УСЛОВИЯ БЛОКИРОВКИ ККМ С ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ

5.1. ККМ должна блокировать выполнение функций в следующих случаях:

— при попытке ввода неправильного пароля доступа к ФП.

При этом блокируется выполнение всех операций и выход из режима ввода пароля. Блокировка должна действовать до момента ввода правильного пароля;

— при попытке проведения операций общего гашения, перерегистрации, снятия фискального отчета и коррекции даты в случае, приведенном в п. 3.7. Блокировка выполнения этих функций ККМ должна сниматься после проведения операции закрытия смены;

— при попытке изменения положения десятичной точки без проведения операции общего гашения ККМ. Блокировка этой функции ККМ должна сниматься после проведения операции общего гашения ККМ;

— при непроведении операции закрытия смены в случае, приведенном в п. 3.8. Блокировка регистрирующих функций ККМ должна сниматься после проведения операции закрытия смены;

— при коррекции даты в случаях, приведенных в п. 3.9. Блокировка регистрирующих функций ККМ должна сниматься после ввода правильной даты;

— при обнаружении переполнения, неисправности или отключения ФП. Блокировка регистрирующих функций ККМ должна сниматься после устранения причин, вызвавших блокировку. При этом может быть разрешено получение сменного и накопительного отчетов без гашения, а при переполнении ФП

— получение фискального отчета.

5.2. ККМ должна обеспечивать вывод сообщения о количестве свободных полей в ФП для записи сменных отчетов.

При количестве свободных полей менее 30 вывод сообщения строго обязателен и должен осуществляться автоматически на документе, оформляемом ККМ при операциях закрытия смены или начала смены.

6. ПОЛУЧЕНИЕ ФИСКАЛЬНОГО ОТЧЕТА

Образец фискального отчета и последовательность действий для его получения должны быть указаны в ЭД на конкретную модель ККМ.

6.1. ККМ должна обеспечивать получение фискального отчета как полного, так и сокращенного, с заданием периода как датами, так и номерами закрытия смен, при этом начало и конец периода должны задаваться однотипно.
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

Для получения фискального отчета следует:
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

— ввести установленный ранее пароль доступа к ФП;

— ввести начальную дату (или начальный номер закрытия смены) периода, за который получается фискальный отчет;

— ввести конечную дату (или конечный номер закрытия смены) периода, за который получается фискальный отчет;

— ввести признак типа фискального отчета (полный или сокращенный).

В общем случае может задаваться заведомо больший период, чем фактически зарегистрированный в ФП.

6.2. Фискальный отчет должен содержать следующие реквизиты:

— наименование предприятия в соответствии с ТТ для конкретной группы ККМ;

— признак фискального отчета;

— сквозной порядковый номер документа;

— дату получения отчета;

— время получения отчета в соответствии с ТТ для конкретной группы ККМ;

— период, за который формируется отчет;

— заводской номер ККМ;

— реквизиты (кроме пароля) фискализации ККМ;

— реквизиты (кроме пароля) всех проведенных перерегистраций ККМ;

— реквизиты всех проведенных активизаций ЭКЛЗ в составе ККМ;
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001)

* — все итоги сменных продаж за период с указанием даты регистрации конкретного итога и номера закрытия смены;

* — все итоги сменных покупок за период с указанием даты регистрации конкретного итога и номера закрытия смены;

** — суммарный итог продаж за период;

** — суммарный итог покупок за период;

* — все итоги сменных возвратов продаж за период с указанием даты регистрации конкретного итога и номера закрытия смены;
(реквизит введен Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

* — все итоги сменных возвратов покупок за период с указанием даты регистрации конкретного итога и номера закрытия смены;
(реквизит введен Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

** — суммарный итог возвратов продаж за период;
(реквизит введен Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

** — суммарный итог возвратов покупок за период. (реквизит введен Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

Примечания.

1) * — реквизиты выводятся только при получении полного фискального отчета.

2) ** — если в период, за который снимается фискальный отчет, менялось положение десятичной точки, реквизиты должны быть пересчитаны и распечатаны в формате, из установленных в ККМ, содержащем максимальное количество знаков после десятичной точки.

7. СОХРАННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Информация, зарегистрированная в накопителе ФП, должна сохраняться в течение не менее 6 лет с момента перевода ККМ в фискальный режим.

8. КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ФП

8.1. ФП должна быть размещена под общим опломбированным кожухом ККМ, а в случае блочной конструкции ККМ — под опломбированным кожухом процессорного блока либо блока печатающего устройства платежных документов, накрывающим энергонезависимое оперативное запоминающее устройство, в котором формируются фискальные данные, процессор и память программ управления ФП и печатающим устройством платежных документов. Другие варианты размещения ФП не допускаются. Средства визуального контроля (СВК) и маркировка ККМ должны устанавливаться на кожух, накрывающий блок с ФП.
(п. 8.1 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

8.2. ФП или, по крайней мере, накопитель ФП должны быть выполнены в виде отдельного модуля (платы).

Конструкция этого модуля должна обеспечивать невозможность доступа к хранящейся в ФП информации и замены накопителя ФП.

8.3. Конструкция фискальной памяти (накопителя ФП) должна предусматривать защиту от механических электромагнитных и других видов воздействий, как при работе ККМ, так и при техническом обслуживании и ремонте с применением штатных приборов, оборудования и расходных материалов.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

9.1. В ККМ должен быть предусмотрен режим проверки сохранности фискальных данных в накопителе ФП. При этом недопустим метод сравнения фискальных данных накопителя с копиями, находящимися вне накопителя ФП. Порядок проведения режима должен быть указан в ЭД на конкретную модель ККМ.
(п. 9.1 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

9.2. Изготовитель ККМ должен предусмотреть, при аварии ККМ, возможность прочтения содержимого ФП на других технических средствах в условиях ремонтного предприятия.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

Порядок прочтения содержимого ФП для этого случая должен быть указан в ремонтной документации на конкретную модель KКM.

10. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Программное обеспечение ККМ с ФП должно, наряду с полной реализацией функций в соответствии с ТТ для конкретной группы ККМ, исключать возможность без нарушения пломбировки ККМ изменения пользователем той своей части, которая управляет чтением и регистрацией информации в ФП, формированием фискальных данных в энергонезависимом запоминающем устройстве и выводом на документы отличительного признака фискального режима.

В случае мультипроцессорного построения ККМ выделенное в предыдущем абзаце требование относится к программному обеспечению только одного, выделенного для управления ФП, процессора, через который (и только через него) должен осуществляться программный и физический доступ других процессоров к фискальным функциям.

Учёт фискального накопителя

В настоящее время электронные контрольно-кассовые машины представляют собой большой класс оборудования одного назначения, но с разными функциональными возможностями и условиями применения.

За основу их классификации принимается «Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ», утвержденный Государственной межведомственной экспертной комиссией (ГМЭК).

Согласно классификатору, контрольно-кассовые машины по области применения делятся на четыре подкласса:

-для торговых предприятий;

-для сферы услуг;

-для торговли нефтепродуктами;

-для гостиниц и ресторанов.

Имея одинаковое принципиальное устройство, контрольно-кассовые машины, входящие в различные подклассы, отличаются некоторыми конструктивными особенностями, обеспечивающими специфику работы организаций и предприятий определенной сферы деятельности.

По конструктивным особенностям контрольно-кассовые машины классифицируются на:

— автономные;

— пассивные системные;

— активные системные;

— фискальные регистраторы.

1. Автономная контрольно-кассовая машина — контрольно-кассовая машина, расширение функциональных возможностей которой может достигаться только за счет подключения дополнительных устройств ввода-вывода, управляемых ККМ по размещенным в ней программам и т.д.

2. Пассивная системная контрольно-кассовая машина — контрольно-кассовая машина, имеющая возможность работать в компьютерно — кассовой системе, но не имеющая возможности управлять работой этой системы. Пассивная системная ККМ может использоваться как автономная ККМ.

ККМ "ШТРИХ-LIGHT-ФР-К"

3. Активная системная контрольно-кассовая машина — контрольно-кассовая машина (ККМ), имеющая возможность работать в компьютерно-кассовой системе, управляя при этом работой системы. К активной системой ККМ относится также POS-терминал — ККМ с фискальной памятью, обладающая возможностями персонального компьютера по вводу-выводу, хранению, обработке и отображению информации. POS-системы — это программно-аппаратные комплексы, включающие в себя фискальный регистратор, компьютер, монитор, клавиатуру, табло для покупателей, считыватели магнитных карт. Активная системная ККМ может использоваться как пассивная системная или автономная ККМ.

Фискальный регистратор АТОЛ FPrint-22ПТК

4. Фискальный регистратор (ФР) — это контрольно-кассовая машина, способная работать только в составе компьютерно-кассовой системы, получая данные через канал связи.

По источнику питания контрольно-кассовые машины классифицируются на:

— ККМ со встроенным элементом питания

(батареей либо аккумулятором);

Фискальный регистратор IКС–Е810Т

— с электропитанием от сети переменного тока;

— с подключением к внешнему элементу питания;

— с комбинированным электропитанием.

Требования, предъявляемые к контрольно-кассовым машинам.

Современные методы продажи товаров, рационализация торгово-технологического процесса, повышение уровня управления торговлей являются факторами, которые и определяют эксплуатационные требования к современным ККМ. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 утверждено Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями.

Требования к применению. Во всех организациях и предприятиях могут применяться только исправные ККМ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. Перед приобретением ККМ необходимо убедиться в том, что они: допущены к использованию в соответствии с классификатором; имеют в случаях, установленных Государственной комиссией по ККМ, прикладные программы; оснащены средствами визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»; находятся на учете в центре технического обслуживания (ЦТО), который ежегодно (в январе—феврале) обязан проводить проверку исправности;зарегистрированы в налоговых органах. По истечении срока применения, в связи с исключением из реестра, ККМ должна быть снята с регистрации в налоговых органах и с этого момента пользоваться ею запрещается.

Требования к реквизитам чека. Раньше требования к реквизитам чека ограничивались лишь отражением в нем номера ККМ, даты приема наличных денег и полученных сумм. Теперь вместо кассового чека покупателю (клиенту) разрешается выдавать вкладной (подкладной) документ, проведенный через ККМ и отражающий, как и чек, следующие реквизиты: наименование организации; идентификационный номер организации-налогоплательщика; заводской номер ККМ; порядковый номер чека; дату и время покупки; стоимость покупки или услуги; признак наличия фискальной памяти.

Требования к документации. Внесены изменения в порядок ведения книги кассира-операциониста для ККМ и в сроки хранения документов, подтверждающих денежные расчеты с покупателями. Если ранее допускалось ведение общей книги кассира-операциониста на все ККМ в торговом зале, то сейчас на всех ККМ в обязательном порядке применяется контрольная лента и по каждой ККМ отдельно ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольная лента, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность за обеспечение их хранения несет руководитель организации.

Эксплуатационные требования. Для того чтобы ККМ была допущена к работе, она должна отвечать следующим требованиям: соответствие конструктивного исполнения машины типу предприятия, методу продажи, уровню цен на товары; простота конструкции, обеспечивающая удобство эксплуатации и ремонта; безупречная точность расчетов; высокая производительность; отражение вида операций и результатов расчетов; четкость показаний индикаторного механизма; надежность в работе; способность документального оформления операций; регистрация и учет данных для изучения покупательского спроса и получения коммерческой информации; компактность конструкции и незначительная масса; максимально низкая себестоимость и цена; эргономичность клавиатуры; совместимость с компьютерными системами; наличие интерфейса.

Эстетические требования. Эти требования включают: актуальный дизайн; высокое качество отделочных материалов; соответствие пропорций и отделки функциональному назначению; гармоничное сочетание цветового решения с интерьером торгового зала.