Классификация социальных программ

Программа — это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели.

Социальные программы — один из видов программ, классификация которых дана в таблице 8. Каждый признак отражает ту или иную сторону программы — содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматривать как разновидность проектов.

В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая «вписывается» в существующую оргструктуру управления или для ее реализации создается специальная структура или происходит то и другое. Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая структура, то она «зависает», т.е. ее выполнение проблематично. Это — одна из распространенных «программных болезней».

Как итоговый документ, социальные программы имеют различные формы с соответствующими реквизитами, название и количество которых зависит от ряда факторов, в том числе и опыта программно-целевого управления. Покажем структуру «Программы социальной защиты малообеспеченных слоев населения и льготных категорий граждан Приморского края на 1994 год»:

Социально-экономическая ситуация в Приморском крае.

  • Цель программы.
  • Направления программы.
  • Социальный портрет Приморского края.
  • Раздел I. Мероприятия по обеспечению льгот, установленных для отдельных категорий граждан в соответствии с указами Президента и постановлениями Правительства России (с указанием ответственных за исполнение и источника финансирования).
  • Раздел II. Мероприятия по социальной поддержке малообеспеченных граждан и семей с детьми (с указанием ответственных за исполнение и источника финансирования).
  • Раздел III. Развитие сети и материальной базы социальных учреждений Края.
  • 3.1. Развитие материальной базы социального обслуживания малообеспеченных категорий граждан Края.
  • 3.2. Создание и развитие сети учреждений и служб социальной помощи семье и детям.
  • 3.3. Развитие сети и материальной базы домов-интернатов и домов ночного пребывания.
  • 3.4. Специализированные предприятия торговли и общественного питания, перемещение их в систему органов социальной защиты населения и на баланс территориальных фондов социальной поддержки населения.

При разработке данной программы выполнены необходимые финансовые расчеты на год и по кварталам и в виде таблицы приложены к ее обоснованию.

В качестве примера можно также показать содержание федеральной целевой программы «Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1996 г. № 1353):

Введение (в соответствии с чем она разработана, что собой представляет; главные цели; чем определен состав мероприятий программы).

  1. Содержание (дана ее характеристика).
  2. Необходимость разработки программы (аргументация).
  3. Цели и задачи программы (основная цель, направления деятельности).
  4. Обоснование программных мероприятий (что для этого было сделано, указан оптимальный срок реализации программы — 14 лет).
  5. Сроки и этапы реализации программы: первый (1997— 2000 гг.); второй (2001—2005 гг.) и третий (2006—2010 гг.). Указано, что мероприятия, предусмотренные программой, с указанием сроков их осуществления представлены в приложении.
  6. Система программных мероприятий по топливно-энергетическому комплексу; химической и нефтехимической промышленности; машиностроению и металлообработке; строительной индустрии и деревообрабатывающей промышленности; промышленным отходам; агропромышленному комплексу;
  7. лесному хозяйству и особо охраняемым природным территориям; водному хозяйству; транспорту; мониторингу окружающей среды; охране здоровья населения; городскому (районному) хозяйству; экологическому образованию и воспитанию.
  8. Эколого-экономическая эффективность программы (указано, чем определяется экологическая, социальная и экономическая эффективность; срок окупаемости программы — 7 лет 3 месяца).
  9. Ресурсное обеспечение программы (общий объем и источники финансирования).
  10. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения (краткое описание механизма; создание и развитие системы мониторинга).

На практике используются и так называемые «дополнительные формы» программ, в основном для контроля фактического обеспечения финансовыми средствами.

Ресурсное обеспечение
Для выполнения программы необходимы технические средства — компьютер, копировальный аппарат, видеоаппаратура для психолога, оборудование для отделения реабилитации детей-инвалидов.

Ожидаемые результаты
Уменьшение числа социально дезадаптированных детей, подростков, молодых женщин; улучшение состояния здоровья детей-инвалидов; ослабление негативных тенденций в социальном положении городской семьи.

Социальные программы можно условно разделить на 3 основных направления:

программы социального благосостояния и обеспечения (т.н. программы поддержки доходов населения);

социально-демографические программы;

программы в области социального здравоохранения;

кроме того, во мн. странах, прежде всего развивающихся, существуют спец. программы борьбы с бедностью, которые по-разному комбинируют 3 указанных направления.

В большинстве развитых стран в зависимости от контингента, на который направлены меры, имеются следующие основные виды социальных программ:

программы помощи инвалидам, престарелым и лицам, требующим ухода, основанные на механизме социального страхования. Все типы бенефициариев (льготополучателей) получают по ним 30- 60% базовой заработной платы;

программы медицинского ухода (помощи) — один из наиболее комплексных и дискуссионных видов программ социальной защиты и благосостояния;

программы для безработных, пособия по которым обычно предусматриваются на уровне 50-75% от базовой заработной платы;

программы семейных пособий и льгот, охватывающие лишь семьи с установленным (специфическим для каждой страны) минимумом детей;

программы компенсаций пострадавшим и получившим увечье на производстве, по которым получают 50-75% от уровня действующей заработной платы, т. е. размер пособия автоматически индексируется с ростом заработной платы занятых;

программы социального обеспечения старости, дополняющие или покрывающие существующую систему пенсионного страхования.

В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды:

доходов и цен;

занятости и социально-трудовых отношений;

охраны здоровья населения и развития здравоохранения;

социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);

образования;

семьи, материнства и детства;

дети России и др.

Здесь видно, что все вышеперечисленные социальные программы являются ни чем иным, как средством выполнения задач социальной политики, указанных в первом параграфе этой работы.