Когда отменили есн

Введение………………………………………………………………………………3

1.Единый социальный налог до 2010 года………..…………..…….……..….……5

2. Реформа ЕСН 2010-2011 г. и расходы компаний-работодателей……………..10

Заключение…………………………………………………………………….…….20

Список используемой литературы……………..……………………………….…22

Введение

Идея введения единого социального налога, т.е.

Отмена ЕСН с 2010 года и возврат к страховым взносам

объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды ус­тановить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и пере­дать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предло­жения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос ос­тался открытым.

До введения единого социального налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально не являясь налогами, поскольку не входили в установленную Законом "Об основах налоговой системы Российской Федерации" налоговую систему России, они по своему экономическому содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной их форм налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования тем самым скрытых форм оплаты труда.

После принятия части второй Налогового кодекса РФ и Фе­дерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении измене­ний в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взно­сов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).

Принципиальное значение имеет также и то обстоятельство, что с введением единого социального налога для всех налогоплательщиков — работодателей, был установлен единый порядок ис­числения налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно, облегчило исчисление налога не только чисто техни­чески, но и с позиций предотвращения ошибок в расчетах.

Единый социальный налог являлся одним из наиболее значимых как в формировании доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков.

Я посчитала данную тему наиболее интересной из предложенных тем для рассмотрения. С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), который был опубликован 28.07.2009 в «Российской газете» № 137. Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года будут увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования (об этом будет сказано ниже).

В своей контрольной работе я рассмотрю единый социальный налог до 2010 года и реформу 2010-2011 годов.

1. Единый социальный налог до 2010 года

Единый социальный налог (ЕСН ) — федеральныйналог в Российской Федерации, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации (далее- ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее- ТОМС)— и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налоговый кодекс Российской Федерации определял налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, суммы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы, ставки, налоговый и отчетный периоды, и т.д.

Налогоплательщики единого социального налога подразделялись на две категории. Первая категории – это работодатели. Они уплачивали налог за тех работников, труд которых использовали в процессе своей деятельности. К ним относились организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица, выступающие в качестве работодателей. Вторая категория – это индивидуальные предприниматели; адвокаты, вне связи с их деятельностью в качестве работодателей; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; главы крестьянских фермерских хозяйств. Здесь глава крестьянского (фермерского) хозяйства мог выступать как индивидуальный предприниматель, а крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо. При этом глава крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянское (фермерское) хозяйство могли выступать в качестве работодателя, следовательно, являться плательщиками налога, как со своего дохода, так и с выплат и вознаграждений, начисленных наемным работникам.

Если налогоплательщик одновременно относился к нескольким категориям, то он признавался отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Если организация или индивидуальный предприниматель были переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, но одновременно осуществляли и иные виды деятельности, то они уплачивали единый социальный налог (взнос) с выплат, производимых в пользу наемных работников по всем основаниям за выполнение работ по видам деятельности, не переведенным на уплату единого социального налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а индивидуальные предприниматели – от доходов, полученных от таких видов деятельности.

В 2001 году объектами налогообложения являлись безвозмездные выплаты, как в денежной, так и в натуральной форме, (премии, стипендии, стоимость наград или призов и т.п.), осуществляемые налогоплательщиками – работодателями в пользу физических лиц, не связанных с ним трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором, если только эти выплаты не были произведены за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (налога на прибыль), или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

В 2002 году порядок исчисления единого социального налога изменился, в связи с пенсионной реформой были внесены значительные изменения в главу 24 Налогового кодекса. В частности, введен налоговый вычет, который в обязательном порядке налогоплательщик уплачивал в пенсионный фонд, а так же уточнен состав налогоплательщиков, внесены поправки в объект налогообложения, уточнены некоторые важные моменты формирования налоговой базы по единому социальному налогу.

В связи с этим, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (вне зависимости от формы, в которой они производятся), не признавались объектом обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций (индивидуальных предпринимателей) такие выплаты не были отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (налогу на доходы физических лиц) в текущем отчетном (налоговом) периоде. По сравнению с порядком, действовавшем в этом отношении до 01 января 2002 года, данная норма позволяла легче идентифицировать, какие именно выплаты (вознаграждения) не подлежат обложению ЕСН.

К объектам налогообложения относились, в том числе, выплаты, осуществляемые физическим лицом в отношении наемных работников, труд которых используется в личном (домашнем) хозяйстве в качестве домашних работниц, личных секретарей, шоферов, сторожей, нянь и др.

Объектом налогообложения для главы крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства – работодателей являлись выплаты и вознаграждения, производимые в пользу наемных работников.

Объектом налогообложения для крестьянского (фермерского) хозяйства являлся доход главы крестьянского (фермерского) хозяйства, включая доход членов данного хозяйства.

Итак, с 1 января 2001 года взносы во внебюджетные фонды прекращают свое самостоятельное существование, но в рамках единого социального налога сохраняется их достаточная обособленность.

Как уже говорилось ранее, плательщиками единого социального налога в соответствии со ст. 235, 236 Налогового кодекса признавались организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Поэтому, если организация не производила указанных выплат, она не являлась плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана была представлять налоговые декларации по ЕСН.

Согласно п. 3 ст. 243 Налогового кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражал в расчёте, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами). Налоговая декларация по налогу представлялась не позднее 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом, представлял в территориальный орган ПФР (п. 7 ст. 243 Налогового Кодекса РФ).

Как правильно называется есн

ЕСН — единый социальный налог, отменен 01.01.2010

Единый социальный налог (ЕСН) следует называть историческим налогом. так как его отменили 01.01.2010 года.
ЕСН предназначался для того, чтобы граждане нашей страны могли реализовать свое законное право на социальное страхование (обеспечение), медицинскую помощь, а также государственное пенсионное страхование.
Когда в январе 2010 года ЕСН был отменен – общие ставки отчислений не изменились. А вот с января 2011 года ставки отчислений в обязательные фонды были увеличены.

В соответствии со ст. 235, 236 Налогового Кодекса РФ плательщиками были индивидуальные предприниматели и организации, которые выплачивали физическим лицам заработную плату по трудовым договорам или договорам гражданско — правового характера, предмет которых – оказание услуг, выполнение работ, и по авторским договорам.
Отчет о фактически уплаченном Едином социальном налоге предоставлялся ежеквартально, не позднее 20-го числа того месяца, который следовал за отчетным периодом.

Единый социальный налог

Годовая декларация предоставлялась в налоговую инспекцию по месту регистрации организации, индивидуального предпринимателя до 30 марта года, следующего за отчетным. До 1 июля необходимо было сдать копию декларации в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

От уплаты ЕСН освобождались:

  • компенсации и пособия, которые не облагались НДФЛ ,
  • компенсация, выплачиваемая работнику при увольнении за неиспользованный отпуск.
  • выплаты, которые были произведены по договорам добровольного страхования в случае трудового увечья, либо в случае наступления смерти застрахованного лица.

Ставка ЕСН составляла 26 %.
Деньги распределялись таким образом:

Рассчитывались проценты от заработной платы, до того, пока из нее не был вычтен подоходный налог.
Мнения бухгалтеров, предпринимателей о правильности отмены ЕСН расходятся.

Не зря говорят, сколько людей, столько и мнений!

Как правильно называется бывший налог ЕСН?

  • коррупция
  • финансы
  • авторское право
  • алименты
  • армия
  • выборы
  • гражданство
  • дети
  • договоры
  • документы
  • доступ к информации
  • жилье
  • ЖКХ
  • здоровье
  • избирательные права
  • имущество
  • лишение прав
  • налоги и кредит
  • наследство
  • недвижимость
  • образование
  • пенсии
  • полиция
  • права потребителей
  • правосудие
  • предпринимательство
  • прокуратура
  • свобода слова
  • свобода совести
  • семья
  • собрания, митинги
  • собственность
  • субсидии и льготы
  • транспорт
  • трудовые отношения
  • уголовное право
  • частная жизнь
  • штрафы
  • экология
  • Адыгея респ.
  • Алтай, респ.
  • Алтайский край
  • Амурская обл.
  • Архангельская обл.
  • Астраханская обл.
  • Башкортостан респ.
  • Белгородская обл.
  • Брянская обл.
  • Бурятия респ.
  • Владимирская обл.
  • Волгоградская обл.
  • Вологодская обл.
  • Воронежская обл.
  • Дагестан респ.
  • Еврейская авт. обл.
  • Забайкальский край
  • Ивановская обл.
  • Ингушетия респ.
  • Иркутская обл.
  • Кабардино-Балкарская респ.
  • Калининградская обл.
  • Калмыкия респ.
  • Калужская обл.
  • Камчатский край
  • Карачаево-Черкесская респ.
  • Карелия респ.
  • Кемеровская обл.
  • Кировская обл.
  • Коми респ.
  • Костромская обл.
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Крым
  • Курганская обл.
  • Курская обл.
  • Ленинградская обл.
  • Липецкая обл.
  • Магаданская обл.
  • Марий Эл респ.
  • Мордовия респ.
  • Москва
  • Московская обл.
  • Мурманская обл.
  • Ненецкий авт. окр.
  • Нижегородская обл.
  • Новгородская обл.
  • Новосибирская обл.
  • Омская обл.
  • Оренбургская обл.
  • Орловская обл.
  • Пензенская обл.
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Псковская обл.
  • Ростовская обл.
  • Рязанская обл.
  • Самарская обл.
  • Санкт-Петербург
  • Саратовская обл.
  • Саха (Якутия) респ.
  • Сахалинская обл.
  • Свердловская обл.
  • Северная Осетия — Алания респ.
  • Смоленская обл.
  • Ставропольский край
  • Тамбовская обл.
  • Татарстан, респ.
  • Тверская обл.
  • Томская обл.
  • Тульская обл.
  • Тыва респ.
  • Тюменская обл.
  • Удмуртская респ.
  • Ульяновская обл.
  • Хабаровский край
  • Хакасия респ.
  • Ханты-Мансийский авт. окр. — Югра
  • Челябинская обл.
  • Чеченская респ.
  • Чувашская респ.
  • Чукотский авт.

    Что такое ЕСН

    окр.

  • Ямало-Ненецкий авт. окр.
  • Ямало-Ненецкий авт. окр.

Друзья. По техническим причинам правозащитная социальная сеть «Так-так-так» теперь базируется по адресу taktaktak.ru (ранее – taktaktak.org). Просим вас обращать внимание на написание домена taktaktak.ru в адресной строке вашего браузера и поменять адрес в закладках.

taktaktak.org пока доступен, но при обращении на него возможны ошибки и недостоверная информация.

На taktaktak.ru ошибок нет, и все консультации ведутся в обычном режиме.

Эта ситуация стала возможной из-за мошеннических действий неизвестного (пока) злоумышленника, в результате чего мы временно потеряли контроль над доменом taktaktak.org.

После того как мы вернем себе контроль над доменом taktaktak.org. мы сразу же сообщим вам об этом — и здесь, и на наших страницах ВКонтакте. Facebook. Twitter.

С уважением к нашим внимательным пользователям,
администрация «Так-так-так».

По любым вопросам обращайтесь на info@taktaktak.ru

Как рассчитать единый социальный налог?

Единый социальный налог с 2010г. заменили взносами в ФСС и Пенсионный Фонд.

Бухгалтер часто в своей работе сталкивался с проблемой расчета ЕСН. Может показаться, что единый социальный налог – это практически тоже. что и налоги на доходы физического лица.

Бухгалтер, точно как и в НДФЛ, высчитывает суммы для каждого отдельно взятого сотрудника и исчисляет с них налог.

Конечно всегда можно обратится в компанию предоставляющую услуги бухгалтера. Только вот следует помнить, что при едином социальном налоге в расчет берутся суммы не реально выданные, а те, которые были начислены в пользу каждого работника.

А еще эти суммы берутся не помесячные, а итогом, нарастающим с начала года.

Таким образом, рассчитанные суммы становятся основой для последующего расчета ЕСН.

Итак, сумма ЕСН необходимая для оплаты в бюджет, определяется ежемесячно.

Налог следует скорректировать на те суммы, которые уже были перечислены в бюджет с выплат конкретному сотруднику, так как налоги базируются на нарастающих итогах.

Существует еще один важный нюанс: единый социальный налог может снижаться, в случае, если сотруднику выплаты были увеличены.

Не смотря на то, что ЕСН – единый налог, он распределяется аж по четырем разным бюджетам: Фонда социального страхования, Фонда федерального медицинского страхования и в бюджет Фонда территориального медицинского страхования и в сам федеральный фонд.

Бухгалтер должен правильно распределить суммы этого налога и направить их. Согласно Налоговому кодексу РФ существует соответствующее процентное распределение сумм ЕСН по бюджетам.

Так выплаты, которые не превышают 280 000 рублей, облагающиеся 26% налога, отдают 20% в федеральный бюджет, в социальное страхование – 2,9%, в территориальный ФОМС – 2%, а в федеральный – 1,1%.

Но это еще не все.

Еще рано передавать деньги в бюджеты. Сначала с полученными суммами придется изрядно поработать. Например, сумму для федерального бюджета следует уменьшить на взносы в пенсионный фонд, а сумму для фонда страхования уменьшить на суммы по больничным листам.

При этом, следует отметить, что уменьшается именно ежемесячная авансовая плата.

Эту плату по ЕСН налоговый кодекс разрешает уменьшить на необходимую сумму вкладов в пенсионный фонд, которые были начислены в течение этого периода.

Если же по итогам квартала получается, что сумма, на которую ежемесячные платежи ЕСН были уменьшены, меньше взносов, которые были реально оплачены, то получается недоимка, на которую будут наложены пени.

Значит, необходимо следить за совпадением начисленных и реально оплаченных сумм, чтобы не возникло неприятных финансовых последствий.

Комментариев пока нет!

Правительство задумалось о возвращении единого социального налога

Единый социальный налог

Единый социальный налог (ЕСН) — это прямой федеральный налог, установленный главой 24 НК. Он введен с 1 января 2001 г. и действует до 1 января 2010 г. ЕСН заменил собой применяемые ранее отдельные отчисления в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования. При этом данная новация не отменила целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступают в указанные выше фонды. Основное предназначение ЕСН — обеспечение аккумуляции финансовых ресурсов для реализации прав граждан РФ на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

С введением ЕСН функции администрирования нового налога были переданы налоговым органам.

Для всех налогоплательщиков был установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что значительно облегчило техническое исчисление налога, упростило налоговый контроль за его исчислением и уплатой.

Основные элементы ЕСН представлены на рисунке.

Определение плательщиков ЕСН имеет важное значение, так как ставки данного налога зависят от того, к какой категории они относятся.

Первую категорию образуют работодатели, производящие выплаты наемным работникам (далее будем именовать их налогоплательщиками-работодателями):

  1. организации;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, но производящие выплаты другим физическим лицам.

Вторую категорию образуют лица, получающие собственные доходы (в дальнейшем будем именовать их налогоплательщиками- предпринимателями):

  1. индивидуальные предприниматели;
  2. адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

На практике нередки случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться к обеим категориям. В этом случае он является налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

При исчислении ЕСН объект налогообложения зависит от того, к какой категории принадлежат налогоплательщики.

Для налогоплательщиков-работодателей объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (кроме вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по авторским договорам.

Для налогоплательщиков-предпринимателей объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Все перечисленные выше выплаты не признаются объектом налогообложения, если:

  • у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • у налогоплательщиков-предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по НДФЛ в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Налоговая база определяется исходя из стоимостной оценки установленного НК объекта налогообложения.

Для налогоплательщиков-работодателей она определяется как сумма выплат, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты, начисленные работодателями в пользу работников независимо от их формы выплат, за исключением выплат, не признаваемых объектом налогообложения, и не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238 НК.

В отличие от ранее существовавшего порядка отчислений во внебюджетные фонды налогоплательщики-работодатели при исчислении ЕСН должны теперь определять налоговую базу отдельно по каждому работнику в течение всего налогового периода с его начала и по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей.

Налоговая база налогоплательщиков-предпринимателей определяется как сумма доходов, являющихся объектом обложения, которые получены за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или другой профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль в главе 25 НК.

Существует ряд выплат, которые не подлежат налогообложению ЕСН в соответствии со ст. 238 НК. В частности, к ним относятся государственные пособия, некоторые компенсационные выплаты, суммы единовременной материальной помощи и др. Полный перечень таких выплат с небольшими изменениями продублирован в Федеральном законе о страховых взносах на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые будут применяться вместо ЕСН с 1 января 2010 г. (см. главу 12 учебника).

По ЕСН установлены налоговые льготы. Так, от уплаты налога освобождаются доходы, суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающие в течение налогового периода 100 тыс. руб. в пользу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, а также выплаты любым физическим лицам в тех же пределах, производимые общественными организациями инвалидов и организациями, использующими труд инвалидов (ст. 239 НК).

Налоговый период в соответствии со ст. 240 НК — календарный год. Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев.

Налоговые ставки по ЕСН в соответствии со ст. 241 НК дифференцированы по категориям налогоплательщиков (налогоплательщики-работодатели; сельскохозяйственные товаропроизводители; налогоплательщики, осуществляющие деятельность в области информационных технологий; ИП; адвокаты; нотариусы). Следует отметить, что для всех категорий налогоплательщиков ставки носят регрессивный характер, т.е. с увеличением налоговой базы размер ставки уменьшается. Наиболее распространенная шкала ставок ЕСН для налогоплательщиков-работодателей представлена в таблице.

Порядок исчисления ЕСН регулируется в ст. 243—245 НК. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд. При этом она определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики-работодатели уменьшают:

  • сумму налога, подлежащую оплате в фонд социального страхования, на сумму самостоятельно произведенных расходов, на предусмотренные законодательством РФ цели государственного социального страхования;
  • сумму налога, (авансового платежа), подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за этот же период страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных из законодательно установленных тарифов страховых взносов.

Налогоплательщики, получающие собственные доходы, не исчисляют и не уплачивают налог в части сумм, зачисляемых в Фонд социального страхования РФ, соответственно и не производят такое уменьшение сумм налога.

Порядок и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками-работодателями определяется следующим образом (ст. 243 НК).

1 В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу и уплачивают их не позднее 15-го числа следующего месяца.

2 По итогам отчетного периода (три, шесть и девять месяцев) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщики исчисляют и уплачивают разницу между суммами исчисленного и уплаченного ЕСН (авансовых платежей), представляют расчет в налоговый орган.

3 По итогам налогового периода (года) налогоплательщики представляют налоговую декларацию не позднее 30 марта года, следующего за истекшим.

Отмена ЕСН: некоторые подводные камни

Воинов Владимир, ведущий юрист "Пепеляев Групп".

Автор статьи дает свою оценку реформе финансирования социального обеспечения в РФ, рассказывая о тех дополнительных рисках, которые она может повлечь для налогоплательщиков.

С 1 января 2010 г. началась очередная реформа системы финансирования социального обеспечения в РФ, предусматривающая замену единого социального налога уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом законодатель, не включив указанные обязательные платежи в систему законодательства о налогах и сборах, попытался создать "законодательство Российской Федерации о страховых взносах". Однако такие действия никак нельзя признать удачными: даже самый беглый взгляд на Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее — Закон о страховых взносах) позволяет увидеть в нем значительное число норм, воспроизводящих те или иные положения налогового законодательства. Кроме того, сам элементный состав страховых взносов (в том числе объект, база, порядок исчисления и уплаты) также говорит об их налоговом происхождении.

В то же время в Закон о страховых взносах не вошел целый ряд норм, предусматривающих гарантии прав для плательщиков. Так, в нем отсутствуют правила, определяющие его действие во времени. Тем самым открываются возможности изменять законодательство о страховых взносах "задним числом". В нем нет нормы, схожей со ст. 3 НК РФ, где закреплены основные начала законодательства о налогах и сборах. Соответственно, плательщикам страховых взносов будет трудно доказать, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов нового законодательства должны толковаться в их пользу.

Также необходимо обратить внимание на то, что рассматриваемый Закон не распространяется на взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они по-прежнему уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.

Что такое ЕСН в зарплате и как он считается

Поэтому от плательщиков требуется особое внимание в ситуации, когда выплаты не будут облагаться по Закону о страховых взносах, но окажется необходимым исчислить с них взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Несомненно, что важнейшим вопросом для плательщиков страховых взносов является объект обложения. Из содержания ст. 7 Закона о страховых взносах видно, что его определение весьма похоже на дефиницию объекта обложения ЕСН из п. 1 ст. 236 НК РФ. Но именно здесь появляются важные отличия, и дело даже не в том, что в первом случае не делается никаких различий между выплатами, учтенными организациями при исчислении налога на прибыль, и теми, которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по данному налогу. Гораздо важнее представляется формулировка второго предложения ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах, где дополнительно установлено, что объектом обложения для организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом, следуя буквальному тексту этой нормы, основания такой выплаты не имеют значения для ее признания объектом обложения страховыми взносами. Можно предположить, что подобная "новелла" вызовет существенные затруднения при применении.

Этот пример показывает, что новое законодательство способно породить на практике целый ряд вопросов, требующих разъяснений со стороны правоприменительных органов, тем более что сам Закон о страховых взносах (точно так же, как и НК РФ) предусматривает, что следование разъяснениям уполномоченных органов освобождает от пени и санкций. Однако и здесь плательщикам взносов следует быть достаточно аккуратными.

Действительно, в настоящее время полномочиями по изданию разъяснений в целях единообразного применения Закона о страховых взносах наделено Минздравсоцразвития РФ. Одновременно плательщики страховых взносов вправе получать от того же Министерства письменные ответы на возникающие в связи с этим вопросы. Такое различие в терминологии порождает неопределенность: следует ли рассматривать и эти ответы в качестве письменных разъяснений, освобождающих плательщиков страховых взносов от начисления пени и применения санкций?

Более того, в Законе о страховых взносах отсутствует указание на обязательность разъяснений Минздравсоцразвития для органов контроля над уплатой страховых взносов (таковыми являются органы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования). Ситуация осложняется еще и тем, что последние сами наделены полномочиями давать плательщику разъяснения о порядке исчисления и уплаты страховых взносов, его правах и обязанностях. В результате нельзя исключить, что Минздравсоцразвития РФ и органы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования будут по-разному трактовать одни и те же нормы законодательства о страховых взносах, а это обернется дополнительными рисками для плательщиков.