Коэффициент выравнивания при расчете нормативных затрат


Рассчитываем нормативные затраты

В целях определения объема затрат на оказание государственных услуг, необходимых для расчета объема  финансового обеспечения выполнения государственного задания, Министерством финансов РФ совместно с Министерством экономического развития РФ разработан Приказ №137н/527 от 29 октября 2010г. «О методических рекомендациях по  расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений» (далее — Приказ № 137/527).

      Порядок определения нормативных затрат утверждается для одной либо нескольких однотипных государственных услуг,  входящих в ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями, в  качестве основных видов деятельности. Данный порядок определения нормативных затрат может быть одинаков если учреждения оказывают одни и те же услуги. Затраты могут определяться как на каждое учреждение по отдельности, так и в среднем на группу учреждений, или с учетом корректирующих коэффициентов. Корректирующие коэффициенты учитывают такие особенности как, место расположения учреждения, его оснащенность и прочие.

      Нормативные затраты на оказание государственных услуг  — это расчетные показатели финансового обеспечения, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственных услуг за счет  средств бюджета исчисленные в расчете  на  единицу оказания услуги.

      Нормативные затраты на оказание государственным учреждением услуг физическим и (или) юридическим лицам могут определяться органом исполнительной власти в отношении каждого из подведомственных ему государственных учреждений исходя из фактического размера бюджетных ассигнований, выделенного на финансирование государственных  услуг за текущий период с учетом прогнозируемого индекса роста цен и тарифов.

      Согласно Приказу № 137/527 нормативные затраты на оказание одной государственной услуги в соответствующем финансовом году определяются по следующей формуле:

 Ni = SUMjGj , где

 Gj – нормативные затраты, определенные для j-той группы затрат на единицу государственной услуги  на соответствующий финансовый год.

      При определении нормативных затрат на оказание государственной услуги учитываются:

  • нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (прямые);
  • нормативные затраты на общехозяйственные нужды (косвенные);   
  • нормативные затраты на содержание имущества. 

      К нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги, относят следующие:

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;
  • приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;
  • иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

      Нормативные затраты на общехозяйственные нужды включают в себя такие группы как:

  • затраты на коммунальные услуги;
  • затраты на содержание объектов недвижимого имущества;
  • затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;
  • затраты на приобретение услуг связи;
  • затраты на приобретение транспортных услуг;
  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги);
  • затраты на общехозяйственные нужды.

      В случае, если учреждение оказывает несколько государственных услуг, распределение затрат на общехозяйственные нужды по отдельным государственным услугам рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:

  • пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги;
  • пропорционально объему оказываемых государственных услуг в случае, если государственные услуги, оказываемые учреждением имеют одинаковую единицу измерения объема услуг (чел., тыс. чел, посещений и т.д.);
  • пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги (при возможности распределения общего объема площадей учреждения между  оказываемыми государственными услугами);
  • путем отнесения всего объема затрат на общехозяйственные нужды на одну государственную услугу (или часть оказываемых учреждением государственных услуг), выделенную в качестве основной услуги для учреждения;
  • пропорционально иному выбранному показателю.

      Для определения нормативных затрат могут использоваться следующие методы:

  • нормативный;
  • структурный;
  • экспертный.

      При применении структурного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются пропорционально выбранному основанию (например, затратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, участвующего непосредственно в оказании государственной услуги; численности персонала, непосредственного участвующего в оказании государственной услуги; площади помещения, используемого для оказания государственной услуги и др.).

      При применении экспертного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются на основании экспертной оценки (например, оценки доли группы затрат (например, трудозатраты) в общем объеме затрат; необходимых для оказания государственной услуги и др.).

      Выбор метода (-ов) определения нормативных затрат для каждой группы затрат осуществляется в зависимости от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания государственной услуги.

Отчет об исполнении государственного задания

Госзадание должно содержать показатели, которые характеризуют качество и объем оказываемых госуслуг, порядок контроля за его исполнением и требования к отчетности об его исполнении (ст. 69.2 Бюджетного кодекса).

Таким образом, в его составе главным распорядителем (для казенных) либо учредителем (для бюджетных и автономных учреждений) утверждаются:

  • требования к отчетности;
  • форма отчета о выполнении государственного задания;
  • сроки ее представления.

Ранее мы писали о том, как формируется государственное задание. В этой статье разберемся, как отчитаться о его исполнении.

Отчет об исполнении государственного задания 2018 года должен содержать:

  • титульный лист: общая информация об организации, форме отчетности и так далее;
  • часть 1: наименование услуги, категории потребителей, фактические показатели объемов и качества (в случае предоставления);
  • часть 2: наименование работ, категории потребителей, фактические показатели объемов и качества (в случае предоставления).

Форма отчетности о выполнении государственного задания

Типовая форма для организаций федерального уровня утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Зачем нужна отчетность

Основное условие для получения субсидии — предоставление отчета и осуществление мер контроля за использованием средств. Соглашение о предоставлении субсидий бюджетному или автономному учреждению на очередной финансовый период предоставляется только после сдачи и утверждения отчета.

Если в отчетном периоде не достигнуты показатели, которые характеризуют выполнение государственного задания, бюджетные и автономные учреждения обязаны вернуть остатки выделенных им средств в те бюджеты, из которых они получены. Сроки возврата, как правило, устанавливаются в мерах по реализации соответствующих бюджетов на очередной год и плановый период (то есть исходя из принятого на следующий год закона о бюджете). Минфин посвятил ряд разъяснений вопросам возврата средств субсидий по итогам отчетного года:

  • 5 февраля 2016 г. № 02-01-09/5870 (федеральные организации, возврат субсидии в объеме невыполненных показателей);
  • 1 апреля 2016 г. № 02-06-07/19436 (бюджетные и автономные организации всех уровней бюджетной системы, порядок возврата, проводки);
  • 12 апреля 2016 г. № 02-01-09/20629.

Важный момент — отражение в учете бюджетного и автономного учреждения увеличения задолженности по возврату субсидий.

§ 3. Расчет нормативных затрат

Не ошибиться поможет эта таблица бухгалтерских проводок.

Когда сдавать отчетность

Периодичность представления отчета также устанавливается в госзадании. По общему правилу — один раз в год до принятия закона о бюджете (обычно это происходит в декабре). Но окончательный срок устанавливает учредитель. В общем случаеотчет по государственному заданию 2018 года нужно сдать до начала следующего, то есть 2019 года, если иное не предусмотрено учредителем.

Помните, что он также может ввести и полугодовые, и квартальные формы отчетности, как в целом по госзаданию, так и по отдельным его показателям.

При этом сведения о том, с каким результатом учреждение исполнило государственное (муниципальное) задание, включены в состав пояснительной записки к формам годовой и квартальной бухгалтерской отчетности (приказ Минфина №33н).

Нормативные затраты

Формирование государственных (муниципальных) заданий. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

С вступлением в силу Федерального закона государственные (муниципальные) задания, ранее введенные бюджетным законодательством, обрели новый смысл. Задание определяет деятельность учреждения по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ), а также является основанием для финансового обеспечения учреждения.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрена разработка заданий на срок до одного года или до трех лет в соответствии с тем сроком, на который утвержден бюджет субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Задание формируется учредителем для каждого подведомственного бюджетного (автономного) и по решению органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств для казенного учреждения (пункт 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем услуг.

Важно отметить, что показатели задания используются при составлении бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание услуг, составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий бюджетным и автономным учреждениям (часть 2 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Данные изменения коренным образом изменяют подход к формированию соответствующего бюджета, а также создают условия для учета показателей реально оказываемых услуг (выполняемых работ) при его формировании, что будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов.

При составлении задания целесообразно включать в него следующие показатели:

— наименование услуг (работ) из утвержденного ведомственного перечня услуг (отдельно по каждой услуге (работе));

— потребителей (категории потребителей) услуги;

— объем услуг (работ), выполнение которых учредитель поручает учреждению на ближайший финансовый год (финансовый год и плановый период);

— требования к порядку оказания услуги (выполнения работы);

— показатели качества услуги (работы), в случае, если учредитель готов их установить.

В случае наличия стандарта оказания услуги, в задании должна быть дана ссылка на соответствующий стандарт (например, Федеральный государственный образовательный стандарт и т.п.).

Таким образом, стандарт является обязательным требованием выполнения задания (невыполнение стандарта является невыполнением задания), тогда как показатели, описывающие качество услуги могут использоваться для определения дополнительных характеристик оказания услуги или результата оказания услуги (например, доля выпускников школы поступивших в высшие учебные заведения является показателем качества оказания услуги по реализации образовательной программы общего образования в данной школе) .

Рекомендованная форма задания приводится в Приложении 3 к настоящим комплексным рекомендациям.

Важно отметить, что при составлении задания учредитель включает в него, в том числе, и услуги, оказываемые за плату, если федеральным законом предусмотрена возможность их оказания на платной основе в рамках задания. При этом в задании обязательно должна содержаться ссылка на соответствующее основание для взимания платы — федеральный закон, и обозначен порядок определения и взимания платы за услугу.

Задание формируется на этапе составления бюджета с учетом существующих бюджетных ограничений. Вместе с тем показатели государственного задания должны служить основанием для формирования бюджета. Утверждение заданий может осуществляться только после утверждения Закона (решения) о бюджете субъекта Российской федерации (муниципального образования) и формирования сводной бюджетной росписи. Утвержденное задание должно незамедлительно доводиться до учреждения для исполнения. Показатели задания должны своевременно доводиться до учреждения для обеспечения возможности формирования им плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период).

Справка: С 1 января 2012 года Федеральным законом предусмотрено составление и утверждение для каждого учреждения плана финансово-хозяйственной деятельности (часть 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). План финансово-хозяйственной деятельности является важнейшим документом деятельности учреждения. Он формируется учреждением и утверждается в порядке, определенном учредителем в соответствии с требованиями, установленными Минфином России в приказе от 28 июля 2010 г.

Нормативные затраты. Методологическая поддержка

№ 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». В 2011 году бюджетные учреждение, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется путем предоставления субсидии в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вправе в качестве планового документа использовать документ, аналогичный Плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный учредителем в соответствии с требованиями вышеуказанного приказа Минфина России (письмо Минфина России от 28 апреля 2011г. № 02-03-10/1603).

Дополнительно к заданию учредителю рекомендуется составлять и подписывать с учреждением соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания (далее – соглашение), в котором могут быть определены права и обязанности сторон, а также правила и условия получения субсидии и выполнения соответствующего задания. Необходимо подчеркнуть, что задание и соглашение являются основными документами, регламентирующими взаимоотношения между учредителем и учреждением в процессе выполнения учреждением задания на оказание услуг (выполнение работ). В связи с этим определение порядка формирования указанных документов, а также разработка и утверждение самих документов должно стать ключевым этапом в реализации Федерального закона.

Данные об объемах услуг (работ) и порядке оказания услуг (выполнения работ) станут ключевыми при определении объема субсидии на выполнение задания. Изменение в течение финансового года субсидии на выполнение задания будет невозможно без соответствующего изменения показателей объема задания или корректировки нормативных затрат на оказание услуг в составе задания.

Перед непосредственным доведением задания рекомендуется осуществить предварительный расчет объема финансового обеспечения на его реализацию. Результаты расчетов должны быть сопоставлены с планируемыми объемами финансового обеспечения деятельности учреждения по смете расходов в текущем (прошедшем) финансовом году. При выявлении серьезных расхождений между планируемым объемом финансового обеспечения задания для учреждения, и условной сметой, рассчитанной с использованием старой методики, необходимо использовать корректирующие коэффициенты, либо вносить изменение в методику расчета норматива для сближения результатов расчетов. Однако при использовании корректирующих коэффициентов, информацию об этом целесообразно довести до учреждения для совместной выработки мер по приведению фактического объема расходов учреждения к нормативному.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 452 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Кто устанавливает и выполняет

С недавнего времени госзадание стало ключевым документом, который определяет качество обеспечения госуслугами. В бюджетной системе оно наиболее распространено в бюджетных и автономных организациях, но в некоторых случаях составляется и казенными.

Задание бюджетного учреждения на очередной финансовый год (плановый период) утверждается и доводится до него учредителем. Расчет нормативных затрат на выполнение государственного задания бюджетной организацией согласовывается и определяется учредителем. При этом порядок и нормативы затрат устанавливаются на тот период, на который принимается закон о бюджете.

Порядок формирования государственного задания для казенных учреждений аналогичен порядку, установленному для бюджетных и автономных организаций, однако важно помнить, что есть особенности, так как казенные учреждения, помимо выполнения госзадания, также выполняют другие функции. Их эффективность оценивается по иным критериям.

Госзадание для учреждений субъекта и муниципальных учреждений устанавливается высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Учредители бюджетных учреждений разрабатывают для подведомственных организаций:

  • порядок формирования;
  • ведомственные перечни госуслуг и работ;
  • требования к определению нормативов затрат.

С 2018 года госзадания формируются на основании общероссийских базовых и федеральных перечней госслуг, которые оказываются физическим лицам (Постановление Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101). Учредителям следует привести действующий порядок в соответствие с изменениями в законодательстве и формировать госзадания на 2018 год для подведомственных учреждений по новым правилам.

Структура разделов, порядок формирования

БК РФ определяет государственное задание на оказание государственных услуг как документ, который устанавливает требования к госуслугам. Форма состоит из нескольких частей: отдельного раздела по каждой госуслуге и общих разделов.

В государственное задание на 2018 год, помимо основных сведений, необходимо включить:

  • критерии предоставления госуслуги (потребители, перечень услуг с кодировкой, показатели качества и объемов, допустимые отклонения и т. д.);
  • порядок контроля выполнения (основания досрочного прекращения, формы и сроки контроля, требования к отчетности о выполнении и прочие условия контроля).

Условия финансового обеспечения

Госзадание финансируется учредителем в пределах ассигнований, которые выделяются на эти цели. При этом основанием для определения объема являются нормативные затраты.

Если у бюджетной организации имеется обособленное подразделение, субсидия на оказание госуслуг перечисляется на основании правового акта, согласованного с учредителем (п. 40 положения о формировании государственного задания).

Финансирование осуществляется в форме субсидии.

Расчет корректирующего коэффициента в сфере оказания образовательных услуг

Она перечисляется на основании соглашения, которое заключается между организацией и учредителем. В соглашении указываются:

  • сроки предоставления субсидии;
  • суммы перечислений;
  • периодичность платежей (месяц, квартал, полугодие, прочие условия).

Государственное задание, пример

Для федеральных госучреждений Постановлением Правительства № 640 утверждена специальная форма госзадания. Код данной формы в общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД) — 0506001. Обратите внимание, что при этом каждый учредитель может предъявлять свои особые требования к оформлению и содержанию.

Госзадание отражает показатели, которые характеризуют качество и(или) содержание государственных (муниципальных) услуг, а также определяет порядок контроля и требования к отчетности исполнения ГЗ (ст. 69.2 БК РФ). Государственное (муниципальное) задание формируется учредителем на этапе составления проектов бюджета. Его могут сформировать на год, а могут и с учетом планового периода.

Требования к содержанию

Государственное (муниципальное) задание должно содержать сведения, указанные в разделах:

  1. Общие:
    • сведения об учредителе и исполнителе ГЗ;
    • период ГЗ.
    • Единичные, по каждой госуслуге:
      • наименование;
      • количество пользователей (потребителей), в том числе допустимые отклонения;
      • показатели качества и допустимые отклонения;
      • критерии объема, включая допустимые отклонения;
      • нормативная стоимость с указанием ссылки на нормативно-правовой акт (НПА), который устанавливает порядок определения стоимости;
      • требования к порядку предоставления госуслуги (НПА, определяющий порядок оказания услуги, обязанность информирования потенциальных потребителей).
      • Прочее:
        • сведения о досрочном прекращении ГЗ;
        • иная информация, которая необходима для контроля выполнения ГЗ;
        • требования к отчетности.

        Как формируется госзадание

        Порядок формирования государственного (муниципального) задания учреждения определяется учредителем для бюджетных, автономных и, в некоторых случаях, казенных учреждений.

        Каждый учредитель определяет, какие госуслуги будут предоставляться и, следовательно, финансироваться.

        Организация и порядок расчета нормативных затрат

        Реестр соответствующих госуслуг определяется исходя из ведомственного перечня госуслуг. Эти перечни основываются на базовых (отраслевых) перечнях госуслуг. Для каждой отдельной госуслуги устанавливается индивидуальный код.

        В 2018 году действующий порядок формирования госзадания скорректирован Постановлением Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101. С нового года государственные задания будут формироваться в соответствии с общероссийскими базовыми и федеральными перечнями государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Требования к оформлению и содержанию определяет учредитель организации, но существуют условия, закрепленные в законодательных актах.

        Финансирование задания

        Определение объема финансирования госзадания рассчитывается путем перемножения количества пользователей госуслуги и ее нормативной стоимости. В случае, если организация предоставляет несколько госуслуг, по каждой в отдельности приводится расчет.

        Государственное (муниципальное) задание — пример финансового контроля расходования бюджетных средств. Если организация не выполняет ГЗ сверх допустимых отклонений, то она обязана вернуть средства учредителю, что определено в законодательных актах и позиции Минфина в письмах. В связи с этим любые изменения ГЗ должны оформляться документально.

        Отчетность

        Отчет о выполнении госзадания составляется организацией по окончании срока предоставления услуги. Как правило, срок предоставления госуслуги равен периоду финансового обеспечения и равен году. Отчет о выполнении ГЗ формируется с учетом всех изменений, вносимых в госзадания. Важно отобразить сведения по последним уточненным данным и раскрыть все показатели, определенные в ГЗ.

        Пример формы госзадания

        Для федеральных госучреждений утверждена форма ОКУД 0506001 (ПП РФ № 640 от 26.06.2015).