Командировка на личном автомобиле

Содержание

2018-06-0707.06.2018 15:53

В данном случае возмещение работнику стоимости проезда на личном транспорте (стоимости ГСМ) возможно посредством выплаты работнику компенсации за использование личного автомобиля.
Компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля (в частности возмещение расходов на бензин) включается в целях бухгалтерского учета в расходы по обычным видам деятельности (п.п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Ограничения по сумме, применяемые при признании затрат на выплату компенсации за использование автомобиля в налоговом учете, в бухгалтерском учете отсутствуют и расходы признаются в фактических размерах. Размер компенсации нормируется только для целей исчисления налога на прибыль.

Расходы на выплату компенсации за использование личных автомобилей в служебных поездках могут относиться к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. При этом сверхнормативные расходы на выплату компенсации для целей исчисления налога на прибыль не учитываются.
Также необходимо учитывать, что расходы могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль только при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения (требования ст. 252 НК РФ).
Подтверждением производственного (служебного) характера поездок могут являться путевые листы или разработанный организацией иной документ, содержащий маршрут, пройденный километраж, расход ГСМ и др. Документальным подтверждением расходов могут быть чеки за ГСМ и техническое обслуживание и иные платежные документы.

Командировки на личном автомобиле (Егоров В.)

Кроме того, необходимо иметь в наличии копию паспорта транспортного средства.
Таким образом, при соблюдении перечисленных условий затраты организации на выплату работнику компенсации за использование личного автомобиля в служебной поездке будут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, но только в пределах норм. При этом также надо учесть, что конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных целей.
Однако, принимая во внимание приведенную ранее позицию ФНС России, признание в целях налогообложения прибыли суммы рассматриваемого возмещения работнику в полном объеме может привести к спорам с налоговыми органами и отстаиванию данной позиции в судебном порядке.

При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа.
Ни ТК РФ, ни НК РФ не содержат ограничений в отношении видов средств транспорта, используемых работником для проезда до места назначения и обратно. Соответственно, компенсационные выплаты работнику за использование личного автомобиля для поездки в командировку относятся к числу компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиками трудовых обязанностей. При этом в организации должны иметься соответствующие оправдательные документы, подтверждающие использование автомобиля для служебных целей.
Поскольку НК РФ не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях и не предусматривает порядок их установления, то следует руководствоваться положениями ТК РФ. Как было отмечено ранее, согласно ст. 188 ТК РФ выплата и размер компенсации за использование личного имущества определяются соглашением сторон трудового договора.
Следовательно, компенсационные выплаты работнику в связи с использованием им личного автомобиля в служебных целях не облагаются НДФЛ в пределах сумм, установленных соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. При этом организация также должна иметь в наличии документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели, а также документы, подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации сумма возмещения работнику расходов на проезд к месту командирования и обратно, произведенных с разрешения или с ведома работодателя, не облагается НДФЛ в полном объеме в размере, предусмотренном внутренним документом организации и (или) соглашением сторон, и при наличии соответствующих документов, подтверждающих осуществленные работником расходы.

Страховые взносы
Сумма возмещения работнику расходов на проезд к месту командирования и обратно не облагается страховыми взносами и на основании ст. 422 НК РФ, в соответствии с которым суммы оплаченных плательщиком расходов на командировки работников, в частности фактически произведенных и документально подтвержденных целевых расходов на проезд до места назначения и обратно, не подлежат обложению страховыми взносами.
Таким образом, в данном случае сумма возмещения работнику расходов на проезд (бензин) к месту командирования и обратно, в размере, предусмотренном внутренним документом организации и (или) соглашением сторон, и при наличии соответствующих документов, подтверждающих осуществленные работником расходы в служебных целях, не облагается страховыми взносами.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Сотрудник поехал в командировку на личном автомобиле

Что предпринять? Заключите с сотрудником на время командировки договор аренды транспортного средства. Тогда на расходы при "упрощенке" вы сможете списать стоимость ГСМ и уплаченной аренды. С нее, правда, не забудьте удержать НДФЛ.

Сотрудники достаточно часто используют личные автомобили в служебных целях, за что получают от работодателя компенсацию. Например, на своем авто работник может поехать в командировку. Это бывает удобнее, чем другие виды транспорта. Однако для того, чтобы выплаты по такой поездке работодателю можно было учесть при налогообложении, бухгалтеру необходимо предварительно продумать, каким образом такая поездка будет оформлена.

Если у вас "упрощенка" с объектом "доходы". Расходы при налогообложении вы не учитываете. Поэтому наши разъяснения могут вам пригодиться, если вы решите сменить объект налогообложения.

Почему невыгодно платить компенсацию

По общему правилу организация обязана возместить сотруднику, который выехал в командировку на личном автомобиле, все затраты, связанные с поездкой (ст. ст. 168 и 188 ТК РФ). И может показаться, что проще выплатить сотруднику компенсацию за использование личного автомобиля. Однако учесть в расходах удастся только четко установленную сумму в пределах нормы (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). А норма эта невелика: от 1200 до 1500 руб. в месяц в зависимости от объема двигателя автомобиля (Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 92). Причем данная норма включает в себя как износ, технический ремонт автомобиля, так и стоимость ГСМ (п. 3 Письма Минфина России от 21.07.1992 N 57).

Получается, что независимо от того, сколько фирма реально заплатит работнику за то, что он эксплуатирует свой автомобиль, а также за ГСМ, учесть в расходах получится не больше нормы.

В чем преимущество договора аренды

Если же с сотрудником заключить договор аренды на время командировки, то в затраты при "упрощенке" включается вся арендная плата (пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Что касается расходов на покупку горюче-смазочных материалов и затрат, которые связаны с эксплуатацией и обслуживанием автомобиля во время командировки (например, стоимость парковки, ремонта в пути), то их можно учесть в качестве либо материальных затрат, либо затрат на содержание служебного транспорта. Такая возможность предоставлена "упрощенцам" пп. 5 п. 1 и пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

И в том, и в другом случае расходы должны быть оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). То есть после расчета с сотрудником выплаты можно сразу включить в налоговую базу. Обратите внимание: чтобы затраты на бензин и ремонт организация могла учесть при УСН, в договоре аренды нужно сразу указать, что затраты на содержание автомобиля несет именно арендатор. Образец формулировки договора мы привели на рис. 1 на с. 54.

Извлечение из договора аренды транспортного средства

—————————————————————————¬
¦ … ¦
¦ 2.3. Арендатор несет расходы на содержание автомобиля, капитальный¦
¦и технический ремонт, а также расходы, связанные с его эксплуатацией,¦
¦включая покупку горюче-смазочных материалов. ¦
¦ … ¦
L—————————————————————————

Рисунок 1

Читайте также. Дополнительная информация о порядке списания транспортных расходов — в статье "На что нужно обратить внимание, списывая расходы на транспорт" // Упрощенка, 2011, N 7, с. 62.

На заметку. Что необходимо предусмотреть в договоре аренды транспортного средства

Подписывая договор аренды машины, опишите в нем подробно предмет договора: марку автомобиля, год выпуска и цвет, номера кузова и двигателя, государственный регистрационный номер. Только в этом случае договор аренды считается заключенным. Об этом сказано в п. 3 ст. 607 ГК РФ. Кроме того, для эксплуатации автомобиля организации-арендатору понадобятся свидетельство о регистрации авто, техпаспорт, талон техосмотра и страховой полис. Если сотрудник будет сам находиться за рулем своего автомобиля, то он может передать организации-арендатору только копии этих документов.

Какие документы подтвердят и обоснуют расходы

Итак, чтобы признать расходы при "упрощенке", их нужно обосновать и подтвердить документально (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК РФ). Мы рассматриваем ситуацию, когда одновременно происходят две операции — командировка и аренда автомобиля. Соответственно, документы нужно оформить в подтверждение каждой.

При направлении сотрудника в командировку на личном автомобиле понадобятся приказ руководителя, подтверждающий даты начала и окончания командировки, договор аренды автомобиля, акт приема-передачи автомобиля, авансовый отчет работника. Затраты на приобретение ГСМ, на парковку и ремонт автомобиля удостоверят кассовые и (или) товарные чеки, талоны на бензин, квитанции, выданные на автостоянках, счета автомастерских.

Кроме того, потребуется документ, из которого бы следовало, что на автомобиле сотрудник уехал по рабочим делам, а не по личным. Таким документом является путевой лист. Налоговики в Письме от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@ также настаивают на оформлении путевых листов. Можно использовать путевые листы по утвержденной форме, а можно разработать собственные. Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты для путевых листов и порядок их заполнения.

Памятка. Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

Читайте также. О том, как самостоятельно оформить путевой лист, читайте в статье "Грамотно составленный путевой лист подтвердит расходы на ГСМ" // Упрощенка, 2012, N 7, с. 67.

Как рассчитать зарплатные налоги

Арендная плата, перечисленная работнику за использование автомобиля в служебных целях, будет не чем иным, как его доходом. А значит, при его выплате нужно удержать и уплатить в бюджет НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ). Причем это необходимо сделать не позднее дня, следующего за днем фактического получения работником арендной платы. Обратите внимание: сумма перечисленного в бюджет НДФЛ в Книге учета доходов и расходов будет учитываться в составе расходов на аренду (пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Что касается уплаты страховых взносов, то арендная плата не будет облагаться этими взносами, если заключен договор аренды транспортного средства без экипажа. Дело в том, что на вознаграждения по гражданско-правовым договорам, связанным с передачей имущества в пользование, страховые взносы не начисляются (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). То есть непосредственно плата за аренду страховыми взносами не облагается. При аренде автомобиля с экипажем ситуация будет несколько иной.

Командировка на личном транспорте

Сама сумма арендной платы, перечисленная работнику, по-прежнему не облагается взносами. А вот управление автомобилем — это уже услуга, которую предоставляет работник. И страховые взносы со стоимости этой услуги придется уплатить. Ведь плата за вождение автомобиля является вознаграждением по гражданско-правовому договору. А такие выплаты облагаются страховыми взносами (п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).

Поэтому в договоре аренды автомобиля с экипажем нужно сумму вознаграждения разделить на две части: непосредственно арендную плату и плату за оказание услуг по управлению автомобилем. Это позволит сократить сумму страховых взносов во внебюджетные фонды. Формулировка, которой можно воспользоваться, на рис. 2.

Извлечение из договора аренды транспортного средства с экипажем

—————————————————————————¬
¦ … ¦
¦ 3.2. Арендодатель предоставляет Арендатору автомобиль во временное¦
¦владение и пользование и оказывает Арендатору услуги по управлению¦
¦автомобилем. ¦
¦ За пользование автомобилем взимается арендная плата в размере¦
¦_____ руб. в месяц и плата за оказание услуг по управлению автомобилем¦
¦в размере _______ руб. в месяц. ¦
¦ … ¦
L—————————————————————————

Рисунок 2

Важное обстоятельство. Стороны договора самостоятельно устанавливают размер арендной платы. Как правило, ее размер определяют исходя из стоимости транспортного средства и срока полезного использования автомобиля, имеющего аналогичные характеристики.

Если в договоре аренды с экипажем прописать условие, что арендатор страхуется на случай травматизма, то соответствующие взносы на травматизм со стоимости услуг по вождению нужно начислить (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и п. 3 Правил начисления взносов на травматизм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184). Если такое условие не прописывать, то и платить ничего не придется. А вот плата за аренду страховыми взносами на случай травматизма не облагается.

В.А.Барковец

Эксперт журнала "Упрощенка"

Как правило, эти нюансы освещаются в нормативном акте, заблаговременно составленном руководством фирмы. В нем определяют правила возмещения трат, а также указывают перечень документов, обязательных к предъявлению в бухгалтерию для отчета. После того, как все вопросы, касающиеся командировки обсуждены, а подчиненный и руководство пришли к единому мнению, оформляется стандартный пакет бумаг для командировочного. Приказ Допустимо использование унифицированной формы приказа № Т-9. Бланк формы Т-9 Директор может сам разработать и утвердить вариант приказа о командировании служащего. В приказе на командировку на личном автомобиле в 2017 году следует указать: название фирмы, наименование бланка и число, когда он был составлен, Ф.И.О.

Оформление командировки на личном транспорте

НК РФ);

  • взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
  • взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (п. 2 ч. 1 ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация. Служебный автомобиль: налог на прибыль Расходы на проезд в командировку уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). О том, как учесть при расчете налога на прибыль расходы на проезд, если сотрудник организации направлен в командировку для покупки основного средства, подробнее см.
Как определить первоначальную стоимость основного средства в налоговом учете.

Компенсация расходов в командировке на такси и на личном транспорте

ВажноДля путевых листов предусмотрены следующие унифицированные формы:

  • № 3 для легкового автомобиля;
  • № 3 спец для спецтранспорта;
  • № 4-С или № 4-П для грузового автомобиля;
  • № 6 спец для автобуса (кроме маршрутного).

Перечисленные формы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Выдачу путевых листов водителям и их поступление в бухгалтерию отразите в журнале учета движения путевых листов (либо по самостоятельно разработанной форме, либо по форме № 8, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78). Бухучет В бухучете поступление и списание израсходованных горюче-смазочных материалов отразите на субсчете 10-3 «Топливо» (Инструкция к плану счетов).

Командировка на личном транспорте Сотруднику, отправляясь в командировку на личном автомобиле, нужно согласовать с работодателем время и маршрут поездки. Информация может быть указана в путевом листе. Его форма и порядок заполнения установлены Приказом Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 г. Обязательные реквизиты бланка указаны в разделе 2 Приказа.

Он должен содержать:

  • наименование автомобиля;
  • информацию о времени действия путевого листа;
  • информация о собственнике машины;
  • сведения о водителе.

В качестве подтверждающих документов нужны свидетельство о регистрации машины и действующая страховка. В бюджетной организации Компенсация за использование личного автомобиля сотрудника бюджетной организации проводится в общем порядке. Командировка оформляется приказом руководителя организации.

Использование личного автомобиля в командировке — компенсация

Такие затраты можно учесть при налогообложении прибыли (подп. 2 п.

Командировка на личном автомобиле в 2017-2018 годах (особенности)

1. ст. 253, подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Основанием для возмещения расходов будут путевые листы, чеки АЗС и т. п. То есть такие же документы, какими подтверждают свои расходы сотрудники, направленные в командировку на служебном автомобиле.

Внимание

Однако налоговая инспекция вряд ли согласится с такой трактовкой законодательства. При проверке инспектор будет руководствоваться письмами Минфина России от 15 сентября 2005 г. № 03-03-04/2/63 и МНС России от 2 июня 2004 г. № 04-2-06/419. Поэтому, скорее всего, он признает неправомерным одновременное уменьшение налоговой базы и на сумму компенсации за использование личного автомобиля, и на сумму возмещения расходов на проезд.

В таких условиях окончательное решение о расчетах с сотрудником организация должна принять самостоятельно.

Вкомандировку на личном авто? легко!

Если в кассовом чеке АЗС налог отдельной строкой не выделен, топливо учитывается в полной стоимости расходов. Хуже, если НДС в чеке выделен отдельной суммой или просто указана процентная ставка. Этот налог организация не сможет ни принять к вычету, ни уменьшить на эту сумму облагаемую базу по налогу на прибыль.

Инфо

Обратите внимание: несмотря на то что расходы на приобретение топлива во время командировки относятся к расходам на проезд, на них не распространяется положение п.1 ст.172 НК РФ о возможности применения налоговых вычетов на основании «иных документов». Для принятия к вычету НДС по приобретенному топливу счет-фактура необходим, поскольку кассовый чек АЗС не является бланком строгой отчетности. Топливные карты приобретаются, как правило, в безналичном порядке.

Причем покупает их не сотрудник, а организация.

Учет топлива при служебных командировках

Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете действует правило: в первоначальную стоимость приобретенных объектов основных средств и материалов включаются затраты по приобретению этих материальных ценностей, в том числе и расходы на их доставку (п.2 ст.254, п.1 ст.257 НК РФ). Если командировка была предпринята с целью приобретения основных средств или материалов, то командировочные расходы (в том числе и расходы на израсходованное во время командировки топливо) нельзя списать на затраты текущего периода по нормам пп.12 п.1 ст.264 НК РФ. Их нужно включить в первоначальную стоимость приобретенных материальных ценностей.


Как видим, существует много вариантов учета топлива, затраченного во время командировки.
Обратите внимание: в случае загранкомандировки суммы иностранной валюты, указанные в первичных документах, представленных сотрудниками, должны быть переведены в рубли по курсу Банка России не на день приобретения топлива, указанный в чеке АЗС, а на день утверждения авансового отчета (пп.5 п.7 ст.272 НК РФ). Организации, применяющие кассовый метод, пересчитывают расходы в иностранной валюте на дату утверждения авансового отчета, если командированный сотрудник отчитался по суммам, выданным ему перед командировкой. В случае возникновения задолженности организации перед сотрудником она сможет признать стоимость топлива в составе расходов только на дату погашения этой задолженности. Следовательно, пересчет расходов в иностранной валюте происходит по курсу Банка России на дату погашения задолженности организации перед сотрудником по приобретенному топливу (п.3 ст.273 НК РФ).

Списание гсм в командировке на личном транспорте

Иная картина складывается, если руководитель транспортной организации едет в командировку, например, с целью заключения договора на служебном автомобиле. Эта поездка отвечает всем признакам служебной командировки. Затраты на топливо, израсходованное во время командировки, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как командировочные расходы (пп.12 п.1 ст.264 НК РФ).


В торговых организациях существует своя специфика. Стоимость потребленного топлива относится к транспортным расходам. А в торговых организациях транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров признаются прямыми (ст.320 НК РФ). Это означает, что транспортные расходы (в состав которых включена и стоимость ГСМ) распределяются на остатки товаров на складе и на стоимость реализованных товаров.
Подробнее о налоговом учете расходов на ГСМ см.:

  • Как отразить в налоговом учете приобретение ГСМ за наличный расчет (ОСНО);
  • Как отразить в учете приобретение ГСМ по топливным картам;
  • Как отразить в учете приобретение ГСМ по талонам.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение ГСМ во время командировки на служебном автомобиле. Организация применяет общую систему налогообложения Менеджер ООО «Альфа» А.С. Кондратьев на служебном автомобиле «Шкода-Рапид» выехал в командировку в г. Владимир. 18 мая сотрудник получил из кассы аванс на командировочные расходы в сумме 3000 руб. 21 мая Кондратьев вернулся из командировки и представил в бухгалтерию утвержденный авансовый отчет.

Довольно часто сотрудники организации отправляются в командировки на своих автомобилях. Это не является нарушением, однако работодатели должны учесть некоторые нюансы возмещения расходов.

Компенсация ли это?

В Решении ВАС РФ от 14.09.2009 N ВАС-10278/09 указано, что законодательство о налогах и сборах допускает возможность оформления отношений между работодателем и работником при использовании последним личного автомобиля в служебных целях как на основе приказа руководителя путем выплаты компенсации, так и посредством заключения между организацией и работником договора аренды транспортного средства в соответствии со ст. ст. 642 — 646 ГК РФ, предусматривающего отнесение на арендатора, если иное не установлено договором, расходов на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, а также расходов, возникающих в связи с его эксплуатацией.
Очевидно, что проще установить сумму компенсации за использование личного транспорта в служебных целях в соглашении сторон трудового договора.
В таком соглашении в одном ОАО было оговорено, что работники для выполнения трудовых обязанностей, в том числе и для однодневных командировок, используют личные автомобили.
Однако ПФР посчитал, что к выплатам, произведенным работникам в качестве компенсации расходов за использование личного автомобиля, при отсутствии документов, подтверждающих производственный характер, не применим пп.

Оформление командировки на личном транспорте

"и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах…" и данные выплаты подлежат обложению страховыми взносами.
ОАО же посчитало, что законодательство не обязывает общество иметь документ, в котором бы приводился расчет компенсации за использование автомобиля, указанной в соглашении с работником.
Суд установил, что согласно ст. 164 ТК РФ компенсациями являются денежные выплаты, определенные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. ПФР не представил доказательств, подтверждающих, что названные выплаты являлись оплатой труда работников в рамках трудовых отношений (с учетом понятия трудовых отношений, изложенного в ст. 15 ТК РФ), носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
Суд сделал вывод, что денежные средства, выплаченные работникам в качестве компенсации расходов за использование личного автомобиля, представляют собой возмещение расходов работников, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции, в том числе и вне места постоянной работы, в связи с чем с данных сумм не уплачиваются страховые взносы в силу пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ (Решение АС Челябинской области от 21.10.2013 N А76-12653/2013).
А вот другому работодателю не повезло. Он положением о порядке компенсационных выплат работникам, постоянная работа которых носит разъездной характер, установил, что при выезде сотрудника для работы в населенном пункте, находящемся на расстоянии не менее 20 км, каждая командировка оплачивается следующим образом: на общественном транспорте — 300 руб., на личном автомобиле — 500 руб. в сутки.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.06.2014 N А60-50214/2013 решил, что спорные выплаты входят в действующую в обществе систему оплаты труда, связаны с разъездным характером работы и являются по своей сути вознаграждением за выполнение трудовой функции в таких условиях работы, в связи с чем являются объектом обложения страховыми взносами.

Без путевого листа — ни метра!

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов легковыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Министерством транспорта России издан Приказ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов". Пунктом 2 указанного документа предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, применяют обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
Целью составления путевого листа является в том числе подтверждение обоснованности расхода ГСМ. Подобные реквизиты обязательны и отражают содержание хозяйственной операции.
Если организация в процессе своей хозяйственной деятельности осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, она обязана выполнять требования вышеназванных актов законодательства, регламентирующих деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспортных средств. Назначение таких перевозок правового значения не имеет.
Таким образом, для признания расходов на приобретение ГСМ в целях производственной деятельности требуется наличие надлежаще оформленных путевых листов, подтверждающих фактический расход топлива и свидетельствующих о необходимости использования транспортного средства. Одно лишь наличие кассовых чеков не подтверждает использования ГСМ для определенного автомобиля именно в производственных целях.
Неисправность одометров на арендуемых транспортных средствах не освобождает юридическое лицо от исполнения обязанности оформлять путевые листы в соответствии с требованиями законодательства.
Указанные обстоятельства не дают права судить о факте использования конкретных арендованных автомобилей сотрудниками в служебных целях, поскольку представленные первичные документы не позволяют рассчитать и проконтролировать факт расхода обществом ГСМ в производственных целях.
Арбитражный суд Иркутской области в Решении от 09.12.2014 N А19-11781/2014 сделал вывод, что при таких обстоятельствах спорные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд Постановлением от 12.02.2015 N А13-10326/2013 также не признал документально подтвержденными расходы на бензин при следовании сотрудника организации на личном автомобиле, несмотря на то что имелись приказы о командировках исполнителя, экспертные заключения и чеки АЗС.
Ни из приказов, ни из чеков АЗС не следует, что представитель направлялся в командировку на автомобиле "Ниссан-X-TRAIL", поэтому экспертные заключения о сумме расходов на бензин при следовании указанным транспортным средством и не были приняты во внимание в качестве относимых к настоящему делу доказательств. Поскольку не было документально подтверждено (авансовыми отчетами, путевыми листами) использование конкретного автомобиля для целей проезда к месту командировки и обратно, не доказан объем требуемого топлива с учетом марки транспортного средства и марки бензина, норм расхода топлива автомобиля и расстояния между городами (пробегом автомобиля), основания для признания этих расходов документально подтвержденными отсутствуют.
Еще в одном случае ИФНС установила, что списание ГСМ производилось на основании чеков АЗС и приказов на командировки.

Путевые листы и акты на списание топлива не оформлялись. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.01.2015 N А12-14398/2014 решил, что без недостающих документов в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, стоимость топлива включить нельзя.

Расчеты могут быть разными

Организации при определении размера компенсации за использованное топливо применяют различные способы расчета.
Так, стоимость дизельного топлива для поездки представителя на своем личном автомобиле "Рено-Дастер" была исчислена по формуле: QH = 0,01 x HS x S x (1 + 0,01 x D), где HS — нормативный расход топлива для автомобиля "Рено-Дастер", равный 6 л/100 км, S — расстояние между городами 710 км (туда — обратно), D — поправочный коэффициент, применяемый при эксплуатации легкового автомобиля в зимний период, равный 12%.
Таким образом, расход топлива составил 0,01 x 6 x 710 x (1 + 0,01 x 12) = 47,71 л, а его стоимость 1648,38 руб. (47,71 л x 34,55 руб/л).
В подтверждение данных расходов представлен чек на топливо дизельное всего лишь на сумму 1004,71 руб. Тем не менее АС Республики Башкортостан Решением от 28.01.2015 N А07-14662/2014 признал расход на сумму 1648,38 руб. документально подтвержденным и экономически обоснованным.
Другая организация сделала расчет расхода ГСМ по показаниям бортового компьютера автомобиля и зафиксировала его в акте.
Протяженность маршрута составила 362 км; расход топлива составил 9,7 л/100 км.
Стоимость топлива была определена по чеку с АЗС. АС Саратовской области в Решении от 02.10.2014 N А57-4989/2014 такой расчет признал обоснованным.
А вот еще один работодатель не представил документов, подтверждающих использование автотранспорта именно для поездок в командировку, включая оформленные в установленном порядке путевые листы с указанием маршрута, пройденного по показаниям спидометра километража, и фактического расхода бензина в пути, документы на оплату горюче-смазочных материалов.
Представив расчет топлива транспортных средств HONDA HRV и TOYOTA HARRIER, организация не доказала использования именно данных автомобилей. Ссылки на нормативный акт, на основании которого произведен расчет транспортных расходов, также не приведены. Доказательств соответствия произведенного расчета в том числе Методическим рекомендациям "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденным Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, не представлено. На этом основании Пятый арбитражный апелляционный суд Постановлением от 28.11.2014 N А51-20032/2012 не признал расходы на ГСМ документально подтвержденными.

Красиво жить не запретишь

Довольно часто после проигрыша спора в суде ИФНС заявляет, что представитель выигравшей спор стороны мог бы в суд ездить не на личном автомобиле, а на рейсовом автобусе, тем более что такая возможность у него была.
АС ВСО в Постановлении от 16.10.2014 N А19-8037/2013 решил в этом вопросе руководствоваться пп. "в" п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений", по которому работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда: в том числе железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда.
Поскольку в данном случае представитель организации не превысил этот лимит, ему следует возместить транспортные расходы в полном размере.
В другом случае ИФНС не понравилось, что представитель спорящей стороны приезжал в суд на автомобиле Toyota Land Cruiser (120) Prado 4.0, который по нормам, установленным Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, расходует 15,8 л на 100 км.
На это Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.08.2014 N А17-8053/2012 указал, что выбор передвижения с помощью личного автомобильного транспорта, а не автобуса общего пользования не может рассматриваться в качестве неэкономного способа передвижения, так как стоимость затрат ГСМ компенсируется меньшими временными затратами в пути следования. Более того, действующее законодательство не ограничивает лиц, участвующих в деле, в выборе способа проезда к месту судебного заседания.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: