Компетенции менеджера по инновациям

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДИРЕКТОРА ПО РАЗВИТИЮ

Скачано: 796

Утверждаю

(наименование организации,

предприятия и т.п., его точная (фамилия, инициалы)

организационно-правовая форма) _________________________

(директор или иное

должностное лицо,

уполномоченное утверждать

должностную инструкцию)

» » _____________ 20__г.

м.п.

Должностная инструкция

директора по развитию

(наименование организации, предприятия с указанием

организационно-правовой формы)

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на

основании трудового договора с _________________________________________

(наименование должности лица, на

_____________________________________________________ и в соответствии с

которого составлена настоящая должностная инструкция)

положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных

актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Директор по развитию относится к категории руководителей,

принимается на работу и увольняется с нее приказом директора

(руководителя) предприятия, которому он непосредственно подчиняется в

своей работе.

1.2. На должность директора по развитию назначается лицо, имеющее

высшее профессиональное образование (экономическое,

инженерно-экономическое, юридическое), диплом об окончании программы МВА

(Master of Business Administration — Мастер Делового Администрирования):

Chicago Graduate School of Business Executive MBA (Чикагская Аспирантура

для руководителей, Университет Чикаго, США) или бизнес-школа Fuqua

(Университет Дьюка, США) или Stern School of Business New York

University London School of Economics и HEC France (альянс трех

бизнес-школ: Школа бизнеса, Университет Нью-Йорк, Школа экономики

Лондон, Школа бизнеса НЕС Франция), либо других, в том числе российских

программ МВА и стаж работы на руководящих должностях не менее __________

лет (в том числе в должности директора по развитию или менеджера по

стратегическому планированию не менее ____ года).

1.3. В своей работе директор по развитию руководствуется:

— действующим законодательством;

— методическими материалами и рекомендациями относительно сферы и

направления деятельности предприятия;

— уставом предприятия;

— правилами внутреннего трудового распорядка;

— приказами, распоряжениями и другими указаниями руководителя

предприятия;

— настоящей должностной инструкцией.

1.4. Директор по развитию должен знать:

— законодательные и нормативные акты, определяющие направления

развития соответствующей отрасли производства страны,

производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности

предприятия;

— налоговое, гражданское, банковское, административное

законодательство, законодательство о рекламе, бухгалтерском учете,

рынке ценных бумаг;

— теорию и практику менеджмента, макро- и микроэкономики,

маркетинга, делового администрирования, биржевого, страхового,

банковского и финансового дела;

— принципы планирования развития предприятия;

— организацию производства, труда и управления;

— основные инструменты финансового оздоровления предприятия;

— рыночные методы хозяйствования и финансового менеджмента,

экономического моделирования, основы администрирования;

— современные системы управления предприятием;

— основы технологии производства;

— перспективы инновационной и инвестиционной деятельности;

— методы обработки информации с использованием современных

технических средств коммуникации и связи, компьютера;

— профиль, специализацию, особенности структуры предприятия;

— перспективы технического и финансово-экономического положения и

развития предприятия;

— производственные мощности предприятия;

— основы технологии производства продукции предприятия;

— порядок разработки и утверждения планов

производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности

предприятия;

— информационные технологии;

— основы социологии, психологии;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности,

производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.5. Директору по развитию подчиняются следующие отделы, структурные

подразделения и специалисты предприятия ________________________________

1.6. Во время отсутствия директора по развитию его обязанности

выполняет назначаемый в установленном порядке его заместитель, несущий

полную ответственность за надлежащее исполнение этих обязанностей.

2. Функции ДИРЕКТОРА ПО РАЗВИТИЮ

2.1. На директора по развитию возлагаются следующие функции:

— исследование всех производственных, коммерческих процессов на

предприятии, оценка общего потенциала предприятия;

— выявление негативных и позитивных тенденций в процессах на

предприятии, разработка мероприятий по нейтрализации первых и

стимулированию вторых;

— обоснование цели общего развития предприятия;

— определение общей концепции политики развития предприятия;

— разработка эффективной стратегии развития и основные разделы плана

развития предприятия;

— принятие и воплощение стратегических решений и планов по развитию

или реструктуризации предприятия.

3. Должностные обязанности ДИРЕКТОРА ПО РАЗВИТИЮ

3.1. Для выполнения возложенных на него функций директор по развитию

обязан:

— проводить всестороннее наблюдение, исследование и анализ

производственных и коммерческих процессов на предприятии;

— основываясь на данных наблюдения, исследования и анализа

производственных и коммерческих процессов на предприятии

осуществлять подготовку конкретных программ развития и

реструктуризации предприятия, анализ возможностей финансового

обеспечения программ;

— определять приоритеты бюджетирования и проводить мониторинг

расходов для обеспечения гарантий финансовой стабильности

реализуемых программ;

— составлять расчеты эффективности от реализации проектов развития

предприятия;

— выдвигать обоснованные предложения по освоению новых направлений

бизнеса, освоению новых рынков;

— осуществлять разработку проектов технической и административной

модернизации предприятия;

— рассматривать перспективы изменения статуса отдельных структурных

подразделений (изменение порядка взаимоотношений с другими отделами,

возможность расширения или ограничения прав руководителей

соответствующих подразделений);

— организовывать презентацию проектов и графиков их реализации

руководству, защищать и обосновывать их, отвечать на вопросы

руководства по проектам;

— после утверждения проектов организовывать подготовку

соответствующей документации, получение соответствующих лицензий и

разрешений;

— доводить утвержденные графики проведения работ по реализации

проектов до сведения руководящего персонала предприятия;

— назначать работников, ответственных за реализацию проектов,

разрабатывать для них общие рекомендации и указания, осуществлять

непосредственное руководство и координацию деятельности назначенных

работников;

— осуществлять организацию взаимодействия всех структур предприятия

по реализации проектов развития предприятия;

— осуществлять координацию работы по реализации проектов на всех

этапах, контроль соответствия принимаемых решений и совершаемых

действий основной концепции развития предприятия;

— анализировать экономические, финансовые показатели на каждом этапе

реализации проектов развития предприятия;

— разрабатывать методики по оперативному реагированию на кризисные и

нестандартные ситуации, которые могут привести к срыву плана

развития предприятия, иным неблагоприятным для предприятия

последствиям.

4. Права

4.1. Директор по развитию имеет право:

— представлять интересы предприятия в пределах своей компетенции по

вопросам развития предприятия во взаимоотношениях с другими

организациями, предприятиями, учреждениями, а также органами

государственной власти и управления;

— запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия

и специалистов любую необходимую информацию и документы обо всех

показателях работы предприятия, в том числе иметь доступ к

коммерческой информации предприятия;

— знакомиться с проектами решений руководства предприятия,

касающимися его деятельности;

— вносить на рассмотрение руководства предложения по

совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей

инструкцией обязанностями;

— подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции:

издавать за своей подписью распоряжения по предприятию по вопросам

реализации планов развития предприятия;

— вести переписку с организациями по вопросам, входящим в его

компетенцию;

— осуществлять взаимодействие с руководителями структурных служб и

отделов предприятия;

— контролировать деятельность подчиненных ему структурных

подразделений предприятия;

— вносить на рассмотрение директора предприятия представления о

назначении, перемещении, увольнении работников, предложения об их

поощрении или наложении на них взысканий, в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

— требовать от руководства предприятия создания условий для своей

деятельности и оказания содействия в исполнении своих должностных

обязанностей и прав;

— на все предусмотренные действующим законодательством социальные

гарантии.

5. Ответственность ДИРЕКТОРА ПО РАЗВИТИЮ

5.1. Директор по развитию несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных

обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в

пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности

правонарушения — в пределах, определенных действующим административным,

уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных

трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской

Федерации.

5.4. ______________________________________________________________.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ____________________

(наименование,

К.А. Хомкин, к.т.н., зам. декана ФИТБ АНХ, доцент кафедры управления проектами

Источник: ФИТБ АНХ при Правительстве РФ

Традиционно сфера управления инновационной деятельностью носит междисциплинарный характер. Специалист, которому поручено управлять инновационным проектом, должен быть компетентным сразу в нескольких областях знания. Безусловно, он должен быть в первую очередь квалифицированным управленцем, способным принимать правильные решения в условиях серьезных рисков и полной неопределенности. Однако сфера управления инновационными проектами часто требует от руководителя владеть достаточно специализированными профессиональными навыками.

Так, например, решая вопросы управления финансами проекта, непосредственно руководителю необходимо понимание сущности процессов венчурного и бизнес-ангельского финансирования. Помимо этого, необходимыми являются также эффективные навыки отбора проектов для инвестирования; понимание принципов оценки стоимости инновационного проекта. Совершенно не лишним будет умение использовать возможности поддержки инновационных проектов в рамках государственно-частного партнерства.

При управлении инновационными проектами в компании важно владеть такими компетенциями, как навыки анализа бизнеса и нахождения новых технологических возможностей для его развития; навыки формирования эффективных портфелей предложений при создании программ развития компаний; умение производить оценки устойчивости и адаптационного потенциала компаний на основе характера распределения ресурсов; навыки анализа и управления интеллектуальными ресурсами компании, оценки коммерциализуемости результатов НИОКР и их потенциальной ценности для бизнеса.

Безусловно, управленец, владеющий перечисленными выше умениями и навыками, будет востребован и успешен и в рутинном бизнесе, однако вступая на тропу инновационного развития без этих компетенций достаточно сложно добиться успеха.

Современные образовательные продукты в обязательном порядке должны ориентироваться именно на компетентностный подход. Построение образовательной программы от образовательных результатов, т.е. от перечня конкретных умений и профессиональных навыков, которыми должен обладать человек, успешно прошедший подготовку, в определенной степени гарантирует результат обучения. В области управления инновационными проектами примером такой программы является программа МВА «Инновационный и проектный менеджмент», реализуемая факультетом инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Программа исторически была сориентирована на подготовку квалифицированных специалистов именно по управлению проектами в сфере инновационной деятельности. При непосредственном участии преподавателей и сотрудников факультета был в свое время подготовлен профессиональный стандарт «Менеджеры инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах». Участие в работе над созданием Квалификационных требований (профессиональных стандартов) к профессии менеджера инновационной деятельности по заказу Минпромнауки и Минтруда России было без преувеличения этапным событием для Факультета. Работа проводилась по международным методикам под руководством Минтруда России на основе анализа фактической профессиональной деятельности малых инновационных фирм, инфраструктуры поддержки предпринимательства в научно-технической сфере, служб коммерциализации в НИИ и вузах.

В 2007-2008 годах Академия народного хозяйства была участником приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого было разработано много уникальных учебно-методических материалов. Факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ был в числе бизнес-школ, участвовавших в реализации этого проекта. Непосредственно для факультета результатом этого проекта стала подготовка более 40 новых учебно-методических комплексов, ориентированных именно на формирование специализированных управленческих компетенций менеджера инновационного проекта. Большая часть новых комплексов попала в программы факультета. Это и программа МВА «Инновационный и проектный менеджмент», и программа второго высшего образования (магистерская программа) «Технологический менеджмент», а также два десятка программ уровня профессиональной переподготовки и повышения квалификации, также реализуемые факультетом. Нужно отметить, что все без исключениия программы имеют ярко выраженную инновационно-технологическую направленность, покрывая значительный спектр вопросов управления проектами от стадии отбора идеи до стадии завершения бизнеса.

Подводя итоги нужно отметить, что, выбирая программу дополнительного профессионального образования, необходимо ориентироваться в первую очередь на свои ожидания и соответствие этим ожиданиям тех образовательных результатов, которые заявлены в программе. По мнению выпускников ФИТБ АНХ, их ожидания в основном были оправданы, что подтверждается как серьезным ростом заработной платы большинства выпускников, так и заметным ростом масштабов проектов, которыми они управляют.