Кому предоставляется бухгалтерский баланс

Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.

Конституционный Суд РФ в определении от 16.10.2003 N 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяют сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Как отмечено в п. 10 Постановления Пленума, факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Однако налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом. Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением (п. 11 Постановления Пленума).

Таким образом, надлежащая степень осмотрительности и осторожности при выборе контрагента является одним из важнейших показателей добросовестности налогоплательщика. Как показывает правоприменительная практика и разъяснения уполномоченных органов, мерами, свидетельствующими о должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика, могут быть, например, получение у контрагента копий свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, учредительных документов, проверку факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (письма Минфина РФ от 21 июля 2010 г. N 03-03-06/1/477, от 10 апреля 2009 г. N 03-02-07/1-177).

В то же время законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые налогоплательщик должен истребовать у контрагента в целях минимизации налоговых и иных рисков. Применительно к конкретным ситуациям проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделок может подтверждаться различными документами. Так, например, в постановлении от 30 июня 2010 г. N КА-А40/6508-10 ФАС Московского округа посчитал, что о проявлении должной осмотрительности свидетельствует получение налогоплательщиком копий уставов, свидетельств о постановке на налоговый учет, лицензий, решений о создании и приказов о назначении руководителей организаций-контрагентов.

В силу ст. 421 ГК РФ каждый субъект предпринимательской деятельности вправе сам решать, заключать ему договор или нет, свободен он и в выборе контрагента по договору. Законодательство не обязывает организацию или предпринимателя истребовать у будущего контрагента при заключении с ним договора документы бухгалтерского и (или) налогового учета, равно как и не запрещает этого. Поэтому при решении вопроса о заключении договора с тем или иным контрагентом организация вправе запросить у него необходимые, по ее мнению, документы, содержащие сведения о контрагенте и подтверждающие его добросовестность как налогоплательщика.

В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках входят в состав бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность носит публичный характер, в отличие от регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности, содержание которых в силу прямого указания закона является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете). Согласно ст. 16 Закона о бухгалтерском учете публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. Вместе с тем обращаем внимание, что речь в данной норме идет именно о годовой отчетности, а не об отчетности на последнюю отчетную дату.

Таким образом, по нашему мнению, организация не вправе отказать своему контрагенту, обратившемуся с соответствующим запросом, в предоставлении годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о прибылях и убытках. Предоставлять ли бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату, контрагент вправе решать самостоятельно.

Отметим также, что в соответствии с п. 5.10 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 "О Федеральной службе государственной статистики" в обязанности Росстата входит обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Предоставление бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям производится на платной основе по договору (п. 3 постановления Правительства РФ от 21.04.1995 N 399 "О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности"). Таким образом, даже если контрагент откажется представить свою бухгалтерскую отчетность, налогоплательщик вправе обратиться с соответствующим запросом в органы статистики.

Иначе решается вопрос о предоставлении контрагенту документов налогового учета.

В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной. К таким сведениям относятся и данные налогового учета. Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Вместе с тем не признаются налоговой тайной сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Таким образом, Налоговым кодексом РФ ограничивается возможность распространения соответствующих сведений контролирующими органами. Сама же организация вправе самостоятельно определять, предоставлять ли (и в каком объеме) сведения о себе как о налогоплательщике другим лицам. Кроме того, организация может определить, что данные налогового учета являются ее коммерческой тайной (ст. 3, ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Режим коммерческой тайны может быть установлен в отношении любой экономической информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Для этого необходимо включить соответствующую информацию в перечень сведений, содержащих коммерческую тайну, определить порядок обращения с этой информацией, установить контроль за таким обращением и определить круг лиц, которые могут иметь доступ к информации (получать ее), нанести на документы гриф "Коммерческая тайна" и урегулировать отношения по использованию коммерческой тайны с работниками и контрагентами.

В последнем случае такое регулирование осуществляется на основании гражданско-правовых договоров. При этом с контрагентами могут быть заключены соглашения, запрещающие разглашение полученной информации.

Бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной

В этих соглашениях можно определить ответственность контрагентов за нарушение правил использования коммерческой тайны — обязанность компенсировать убытки, а также уплачивать штрафы. Последнее прямо не предусмотрено законом, но возможно в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

Таким образом, законодательство не обязывает налогоплательщиков истребовать документы бухгалтерского и налогового учета у своих контрагентов. Последние, в свою очередь, также не обязаны предоставлять истребуемые документы и сведения. В то же время в целях проявления должной осмотрительности при заключении гражданско-правовых договоров сторона по договору вправе самостоятельно определять способы выявления неблагонадежных контрагентов и на основании полученных сведений принимать решение о целесообразности заключения договоров с теми или иными лицами.

Поделитесь налоговой тайной

Все статьи Документы бухучета и финансовой отчетности запрашивает акционер (Герасимова Н.В.)

Вправе ли акционер потребовать от АО предоставления документов бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности? Каким образом должно быть составлено акционером данное требование? Меняет ли ситуацию тот факт, что акционер — физическое лицо является руководителем конкурирующей фирмы?

Кто наделен правом доступа к документам АО?

Информация об акционерном обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и иных правовых актов РФ.

Особенности предоставления обществом информации акционерам регламентированы ст. 91 указанного Закона. В силу п. 1 этой статьи общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, перечисленным в п. 1 ст. 89 Федерального закона N 208-ФЗ. В этом перечне среди прочего названы документы бухгалтерского учета и документы бухгалтерской (финансовой) отчетности. В то же время следует учитывать: к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.

Таким образом, доступ к бухгалтерской (финансовой) отчетности общества имеют все акционеры общества. А вот в отношении документов бухгалтерского учета действует ограничение: доступ имеет акционер, владеющий как минимум 25% голосующих акций общества, либо документы предоставляются по запросу акционеров, в совокупности владеющих соответствующим процентом голосующих акций. Обратите внимание: 25%-ный барьер считается в совокупности, а не каждый акционер в отдельности должен его преодолеть.

Ключевой момент. При решении вопроса о праве доступа акционеров к документам бухгалтерского учета принимается во внимание совокупный процент голосующих акций, принадлежащих лицам, обратившимся с требованием о предоставлении документов акционерного общества (см. также Постановление АС ДВО от 21.08.2015 N Ф03-3510/2015). Следует иметь в виду, что ограничение на предоставление акционерам документов бухгалтерского учета не распространяется на предоставление документов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Президиум ВАС добавил: если с требованием о предоставлении документов бухгалтерского учета обратится акционер, имеющий менее 25% голосующих акций общества, его требования не подлежат удовлетворению даже в том случае, если ранее этот акционер обращался с соответствующим требованием в общество совместно с иными акционерами и их совокупная доля акций превышала необходимое значение (п. 17 Информационного письма от 18.01.2011 N 144).

На основании п. 2 ст. 91 Федерального закона N 208-ФЗ документы, доступ к которым имеется у акционеров, предоставляются обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества.

Является ли бухгалтерский баланс коммерческой тайной?

Кроме того, общество обязано по требованию акционеров предоставить им копии документов, в отношении которых у них имеется право доступа. Плата, взимаемая обществом за предоставление таких копий, не может превышать затраты на их изготовление. Обратите внимание: акционерное общество не вправе требовать от акционера предварительной оплаты расходов на изготовление копий документов.

 

Как должно выглядеть требование о предоставлении документов?

О том, каким образом должно быть оформлено акционером требование о предоставлении ему соответствующих документов, непосредственно в Федеральном законе N 208-ФЗ не сказано, но здесь отмечено, что дополнительные требования к порядку предоставления документов, а также к порядку предоставления копий таких документов устанавливаются нормативными актами Банка России. Эти дополнительные требования закреплены Указанием Банка России от 22.09.2014 N 3388-У. Среди прочего в них обозначено, что должно содержать требование правомочного лица о предоставлении документов (п. 3):

— сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) физического лица или полное фирменное наименование и ОГРН (иной идентификационный номер в случае направления требования иностранным юридическим лицом) акционера — юридического лица либо сведения, идентифицирующие иных правомочных лиц;

— почтовый адрес для связи с правомочным лицом, от имени которого направлено требование;

— конкретизированный по видам и периоду создания перечень документов акционерного общества, подлежащих предоставлению;

— форму предоставления документов акционерного общества (как она определяется правомочным лицом);

— в случае выбора в качестве формы предоставления документов акционерного общества получение копий документов — конкретный способ их получения (лично на руки в помещении исполнительного органа общества, почтой, курьерской службой, электронной почтой или иным способом, предусмотренным уставом акционерного общества или иными его внутренними документами);

— в случае выбора в качестве формы предоставления документов акционерного общества получение копий документов — указание на необходимость их заверения (если акционеру требуются заверенные копии);

— в случае выбора в качестве формы предоставления документов акционерного общества ознакомление с такими документами — указание на возможность самостоятельного копирования документов общества (если правомочное лицо намерено осуществлять такое копирование);

— дату подписания требования и подпись правомочного лица.

Помимо этого, в требовании могут содержаться дополнительные сведения, конкретизирующие документы акционерного общества, подлежащие предоставлению, а также форму их предоставления.

Общество может столкнуться с тем, что акционером указаны в требовании не все обязательные сведения (вышеперечисленные).

Тогда АО следует направить правомочному лицу, подписавшему требование, письмо с указанием недостающей информации в целях ее получения (на это отводится все те же семь рабочих дней). При этом срок предоставления обществом запрошенных документов начинает течь с момента получения полных сведений от акционера.

 

Когда требование считается полученным?

Семидневный отсчет ведется от даты предъявления требования. В свою очередь, ее установление зависит от способа направления акционером требования.

Способ предъявления требования

Дата предъявления требования

Направление почтовой связью простого письма или иного простого почтового отправления

Дата получения почтового отправления адресатом

Направление почтовой связью заказного письма или иного регистрируемого почтового отправления

Дата вручения почтового отправления адресату под расписку

Отправление через курьерскую службу

Дата вручения требования курьером

Вручение под подпись

Дата вручения

Направление электрической связью, электронной почтой или иным способом, предусмотренным уставом или иным внутренним документом акционерного общества

Дата, определенная в порядке, установленном уставом акционерного общества или его внутренним документом

Акционер — руководитель конкурента

Акционер — руководитель конкурирующей фирмы по общему правилу не может быть ограничен в доступе к документам АО, причем даже в том случае, если в них содержится информация, составляющая коммерческую тайну. Но следует учитывать: документы акционерного общества, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, предоставляются правомочному лицу в случае получения от него расписки, подтверждающей, что такое лицо предупреждено о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять (п. 21 Указания Банка России N 3388-У). Судьи АС ДВО в Постановлении от 21.08.2015 N Ф03-3510/2015 подчеркнули: возможность разглашения участниками информации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицам не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении им документов общества, поскольку такое право участников является неограниченным. В то же время в Постановлении АС МО от 28.05.2015 N Ф05-4237/2015 обозначено: суд может отказать в удовлетворении требования участника, если будет доказано наличие в его действиях злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ). Так, о злоупотреблении участником правом на информацию может свидетельствовать то, что участник, обратившийся с требованием о предоставлении информации, является фактическим конкурентом хозяйственного общества (либо его аффилированным лицом), а запрашиваемая информация носит характер конфиденциальной, относится к конкурентной сфере и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества.

Кроме того, участнику хозяйственного общества может быть отказано в удовлетворении требования о предоставлении информации, если будет доказано, что его право на информацию обществом не нарушено. Об этом могут свидетельствовать, в частности, следующие обстоятельства:

— неоднократное заявление требований о предоставлении одних и тех же документов и (или) их копий при условии, что первое из таких требований было надлежащим образом удовлетворено обществом;

— заявление участником требования о предоставлении информации и документов, относящихся к прошлым периодам деятельности хозяйственного общества и явно не представляющих ценности с точки зрения их анализа (экономического, юридического (в том числе по причине истечения сроков исковой давности) и т.д.).

 

Может ли в отношении документов бухучета и отчетности быть введен режим коммерческой тайны?

Начнем с того, что ч. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлен однозначный запрет на установление режима коммерческой тайны в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности. Таким образом, ограничение доступа к бухгалтерской (финансовой) отчетности АО по причине наличия в ней информации, составляющей коммерческую тайну, в принципе невозможно.

Определение. Коммерческая тайна — это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Про документы бухгалтерского учета в Федеральном законе N 402-ФЗ такого не сказано. Более того, в старом Законе о бухучете, который применялся до 01.01.2013 (Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ), было указано, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, отраженной в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Считаем, что документы бухгалтерского учета вполне могут содержать информацию, представляющую коммерческую тайну. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений указанного Закона. При этом следует учитывать, что определенные сведения (например, о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам) не могут составлять коммерческую тайну (об этом — ст. 5 Федерального закона N 98-ФЗ).

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя среди прочего:

— определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

— ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

— учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и лиц, которым такая информация была предоставлена либо передана.

 

* * *

Документы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества являются документами, доступ к которым имеется у акционеров (это касается и акционера — физического лица, являющегося руководителем конкурирующей компании). Единственное ограничение — требование о предоставлении документов бухучета удовлетворяется только в том случае, если запрос поступил от акционера, владеющего как минимум 25% голосующих акций общества, либо от акционеров, в совокупности владеющих таким количеством акций. Доступ к соответствующим документам предоставляется при условии, что требование, предъявленное АО, составлено соответствующим образом — содержит все обязательные сведения.

Следует добавить, что к соблюдению процедуры предоставления акционерам запрошенных документов акционерное общество должно подходить со всей серьезностью, ведь ее нарушение — административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалифицированы на срок до одного года. Юридическим лицам же грозит штраф в размере от 500 000 до 700 000 руб.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: