Консолидированная группа налогоплательщиков

Взаимозависимые лица. Консолидированная группа налогоплательщиков

Статья 20. Взаимозависимые лица

КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ГРУППА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Статья 25.1. Общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков

Консолидированной группой налогоплательщиков (далее — группа) признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций без создания юридического лица на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков для исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

2. Участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соответствует критериям и условиям, предусмотренным настоящим Кодексом для участников консолидированной группы налогоплательщиков.

3. Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций.

4. Документом, подтверждающим полномочия ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, является договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, заключенный в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством Российской Федерации.

Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль организаций (п. 7 ст. 25.2. НК РФ).

Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

"Формирование КГН у детей ясельной группы"
kretova-1965 Дата: Среда, 09.08.2017, 06:07 | Сообщение # 1

Рядовой

Группа: Пользователи

Сообщений: 51

Репутация: 0

Статус: Offline

Каждая семья стремится вырастить детей крепкими и здоровыми. Обеспечивая уход за маленькими детьми, родители постепенно начинают воспитывать у них необходимые культурно-гигиенические навыки.Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, причёски, одежды и обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Воспитание КГН имеет значение не только для успешной социализации детей, но и для их здоровья.Основой полноценного физического развития ребёнка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни.В приобщении детей к здоровому образу жизни способствует освоение дошкольниками основ культуры гигиены. Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель не всегда может определить направление, последовательность своей работы, чтобы, представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия.Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идёт простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно важный процесс социализации малыша. Переход навыков в привычку достигается систематическим повторением при определённых условиях.Привычки в отличии от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудной поддаются воспитанию.Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а так же и к тем, кто приготовил пищу.Гигиеническое воспитание и обучение непрерывно связано с воспитанием культурыповедения и имеет следующие задачи:- приучать детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно и бесшумно пережёвывать пищу;- уметь пользоваться ложкой, салфеткой;- учить, чем и как едят;- познакомить с разновидностями посуды.Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно, в разных ситуациях.

Консолидированная группа налогоплательщиков: особенности администрирования по налогу на прибыль

Главное, чтобы детям было интересно, чтобы они могли видеть результаты своих действий. Ещё одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания — единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, няней, мед. работником и, конечно, в семье. Обязанность родителей — постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда его соблюдали.Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого, доступного ребёнку вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию.Воспитание КГН у детей — первооснова всей дальнейшей работы и основы для развития физически крепкого здоровья. К тому же культурно-гигиенические навыки — это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания. Освоение КГН связано с этическим развитием дошкольника.Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослыми, а потом самостоятельно.

Все статьи Изменения для консолидированных групп налогоплательщиков (Кондрашова Н.)

Начиная с 2012 года для консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) законодатели периодически вносят изменения в нормы налогового законодательства. Причем, как правило, такие изменения не носят стимулирующего характера для участников группы, а создают дополнительные ограничения и приводят к увеличению трудозатрат.

Так, в 2012 году были введены дополнительные требования <1> для ответственного участника КГН, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения (то есть в отношении консолидированной группы, созданной компаниями Газпрома), предусматривающие особый механизм расчета и уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ, который заключался в применении поправочных коэффициентов к формуле расчета доли прибыли, приходящейся на каждого из участников КГН и каждое из их обособленных подразделений, находящихся на территории субъектов РФ, с учетом уровня налоговых платежей организаций — участников КГН за налоговый период 2011 года. Такой расчет потребовал от налогоплательщика дополнительных затрат в связи с необходимостью сбора подтверждающих данных и усложнением расчета распределения налога на прибыль по КГН в разрезе региональных бюджетов.
———————————
<1> Федеральный закон от 30.03.2012 N 19-ФЗ "О внесении изменений в статью 67 части первой и статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" . Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Далее в связи с отрицательной для бюджета тенденцией, да еще в период тяжелой экономической ситуации в стране, Федеральным законом внесены изменения в НК РФ в части объявления временного моратория на создание новых консолидированных групп и на расширение периметра уже действующих консолидированных групп. Так, в конце 2014 года законодателем было предусмотрено, что зарегистрированные налоговыми органами в течение 2014 года договоры о создании КГН, а также изменения в договоры о создании КГН, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), должны были вступить в силу только с 1 января 2016 года <1>. С 28.12.2015 (за исключением отдельных положений) вступил в силу следующий Федеральный закон <2>. Статьей 3 данного Федерального закона предусмотрено, что в течение 2016 — 2017 годов договоры о создании КГН, а также изменения в договоры о создании КГН, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), регистрации налоговыми органами не подлежат, а договоры, зарегистрированные налоговыми органами в 2014 — 2015 годах, считаются незарегистрированными.
———————————
<1> Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" . Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
<2> Федеральный закон от 28.11.2015 N 325-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" . Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

По мнению автора, объявление моратория на создание новых консолидированных групп из-за "невозможности заранее спрогнозировать негативные последствия принятия Закона о КГН для доходов бюджета в целом" ущемляет права налогоплательщиков и противоречит основополагающему принципу налогообложения о том, что налоги должны иметь под собой экономическое обоснование.
В конце прошлого года изменения, "ущемляющие" консолидированные группы, продолжились.
Так, с 1 января 2017 года Федеральным законом <3> изменен порядок определения консолидированной налоговой базы (пункт 1 статьи 278.1 НК РФ). Теперь консолидированная налоговая база должна определяться как сумма всех налоговых баз участников КГН.
———————————
<3> Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакцию пункта 1 статьи 278.1 НК РФ "Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков" . Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

При этом согласно указанной норме НК РФ в редакции, действовавшей с 1 января 2012 года, налоговая база по доходам, полученным всеми участниками КГН (консолидированная налоговая база), определяется на основании суммы всех доходов и суммы всех расходов участников КГН, учитываемых в целях обложения налогом, с учетом особенностей, установленных статьей 278.1 НК РФ. Такая формулировка позволяла учитывать убытки участников КГН в полном объеме в текущем периоде. Потенциально убыточные участники КГН пользовались доходной частью прибыльных участников, что, по мнению автора, полностью соответствовало пункту 1 статьи 25.1 НК РФ в части исчисления налога на прибыль по КГН с учетом совокупного результата финансово-хозяйственной деятельности группы.
С 2017 года изменен порядок учета убытков участников КГН и убытков самой группы.
Так, убытки, полученные участниками КГН в отчетном (налоговом) периоде, подлежат суммированию. Консолидированная налоговая база текущего отчетного (налогового) периода определяется с учетом указанной суммы убытков. При этом такая сумма убытков учитывается в размере, не превышающем 50% консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода.
Сумма убытка участника КГН, оставшаяся неучтенной при определении консолидированной налоговой базы за налоговый период, принимается в целях налогообложения у такого участника в порядке и на условиях, которые установлены статьей 283 НК РФ (то есть она может быть перенесена на будущий отчетный (налоговый) период, но в пределах 50% от суммы налоговой базы <1>).
———————————
<1> Особенности переноса убытка вводятся в действие с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.

Также введено ограничение на возможность переноса на будущее убытков самой группы. Согласно изменениям в случае, если в отчетном (налоговом) периоде убытки получены всеми участниками КГН, в данном отчетном (налоговом) периоде консолидированная налоговая база признается равной нулю.
Одновременно в пункте 1 статьи 278.1 НК РФ определено, что порядок учета убытков участников КГН при определении консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода устанавливается в учетной политике для целей налогообложения КГН.

Консолидированная группа налогоплательщиков это

То есть выбранному порядку участникам КГН необходимо будет следовать в течение года и изменить его возможно будет только через год.
Следует отметить, что на стадии рассмотрения соответствующего законопроекта предусматривалось ограничение признания убытков в размере, не превышающем 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, то есть более выгодное для налогоплательщика условие.
По мнению автора, введенные с 2017 года нормы носят ограничительный характер для организаций, в результате деятельности которых возникают значительные суммы убытков, и не соответствуют задачам, обозначенным при введении института КГН, среди которых указывалась возможность суммировать прибыли и убытки различных участников КГН при исчислении налога на прибыль организаций без ограничения общей суммы их признания <2>.
———————————
<2> Пояснительная записка к проекту федерального закона N 392729-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков".

Для практической реализации нововведений ниже предложены к рассмотрению несколько вариантов определения порядка учета убытков в КГН.
Итак, по мнению автора, существуют следующие возможные варианты.
Учет убытков участников КГН при определении консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода производится с учетом доли размера убытка участника КГН в сумме убытков участников КГН текущего отчетного (налогового) периода.
Учет убытков участников КГН при определении консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода производится с учетом определения доли размера убытка участника КГН в выручке этого участника КГН за текущий отчетный (налоговый) период. В консолидированной налоговой базе текущего отчетного (налогового) периода учитываются убытки участников КГН, у которых значение указанной доли больше, чем у других участников КГН (последовательно по убыванию). На значение разницы между суммами учтенных убытков участников КГН и размером убытка, который возможно учесть исходя из норм пункта 1 статьи 278.1 НК РФ, учитывается часть убытка участника КГН, следующего по очереди.
Учет убытков участников КГН при определении консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода производится на основании решения ответственного участника КГН, принимаемого по итогам отчетного (налогового) периода.
Первый вариант, на наш взгляд, является наиболее простым со структурной точки зрения. Однако, учитывая, что нормами НК РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать правила учета убытков участников КГН, важно оценить каждый вариант с точки зрения экономической эффективности, временных и трудозатратных аспектов. Так, например, по второму варианту возможно в первую очередь учитывать убытки наиболее убыточных компаний, учет убытков у которых в последующих налоговых периодах в полном размере маловероятен. При третьем варианте возможно в каждом конкретном отчетном (налоговом) периоде учитывать любые другие экономические особенности и управленческие решения в интересах консолидированной группы.
При этом, если у консолидированной группы наблюдаются стабильные положительные финансовые результаты деятельности, применение второго и третьего вариантов имеет низкую значимость. Третий вариант, в отличие от предыдущих, потребует значительных временных затрат для осуществления процедуры выработки и принятия управленческого решения в рамках ограниченного периода времени, отведенного для составления отчетности по КГН.
Среди еще одних изменений, внесенных с 2017 года в нормы статьи 278.1 НК РФ, регулирующей особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками КГН, необходимо отметить исключение из перечисления доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу, доходов участников КГН, являющихся контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний, в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний.
С одной стороны, исключение из законодательных норм по КГН ранее действующего положения (введенного с 2012 года), подтверждающего, что в налоговую базу по КГН не включаются доходы участников КГН, являющихся контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний, позволяет предположить, что с 2017 года такие доходы включаются в консолидированную базу. И это было бы логично в связи с наблюдаемой тенденцией по "борьбе" с бюджетным дефицитом по налоговым платежам по налогу на прибыль по КГН.
Вместе с тем другие нормы НК РФ не позволяют подтвердить данный вывод.
Так, особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками КГН, регулируются статьей 278.1 НК РФ.
Согласно абзацу 1 пункта 9 статьи 278.1 НК РФ установленные этой статьей правила распространяются исключительно на определение налоговой базы, к которой применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 НК РФ. Согласно абзацу 2 пункта 9 этой статьи участники КГН самостоятельно, в соответствии с главой 25 НК РФ, определяют налоговую базу, к которой применяются иные налоговые ставки. Указанная в настоящем абзаце налоговая база не учитывается при исчислении налога по консолидированной группе налогоплательщиков.
В отношении налоговой базы, определяемой налогоплательщиками — контролирующими лицами по доходам в виде прибыли КИК, налоговая ставка установлена пунктом 1.6 статьи 284 НК РФ (в размере 20 процентов).
В соответствии с пунктом 6 этой статьи сумма налога, исчисленная с прибыли КИК, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Пунктом 1 статьи 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2% (3% — в 2017 — 2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18% (17% — в 2017 — 2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Кроме того, налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5% (12,5% — в 2017 — 2020 годах), если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из изложенного налоговая ставка, установленная пунктом 1.6 статьи 284 НК РФ, является иной по отношению к налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.
Таким образом, по нашему мнению, с учетом того что в отношении налоговой базы, определяемой по доходам в виде прибыли КИК, налоговая ставка установлена пунктом 1.6 статьи 284 НК РФ, а не пунктом 1 статьи 284 НК РФ, доходы в виде прибыли КИК не подлежат включению в консолидированную налоговую базу.
Пока не известно, собираются ли государственные контролирующие органы лоббировать внесение дополнительных изменений в налоговое законодательство в отношении КГН, решающие проблемы компенсации потерь регионов, однако совершенно очевидно, что внимание к результатам деятельности КГН в ближайшей перспективе будет оставаться очень высоким и тщательным.
Однако важно отметить, что, по мнению экспертов, с точки зрения макроэкономики введение механизма контроля за поступлением бюджетных платежей крупных вертикально интегрированных структур носит в большей степени инвестиционный характер. На начальном этапе внедрения данного механизма сокращаются налоговые поступления в бюджет вследствие уменьшения консолидированной налогооблагаемой базы на сумму убытков компаний, входящих в группу.
Данный процесс обеспечивает стимулирование развития организаций, объединенных в группу, и далее — на развитых этапах функционирования системы консолидированных расчетов с бюджетом — от консолидированных групп налогоплательщиков ожидается рост поступлений в бюджет государства.
В перспективе за счет развития консолидированных групп ожидается ускорение темпов экономического роста и, соответственно, увеличение доли бюджетных поступлений.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Консолидированные группы: плюсы и минусы

Давно ожидаемое российским бизнесом событие вот-вот станет реальностью. Идея введения в Налоговый кодекс РФ понятия "консолидированная группа налогоплательщиков" (КГН) доросла до стадии законопроекта. Похоже, государство, накопив триллионы рублей в Стабилизационном фонде, согласилось уменьшить налоговую нагрузку на крупный бизнес.

Акцента на тезисе о снижении налоговой нагрузки никто не делает, тем не менее подобные изменения налогового законодательства в принципе могут иметь следствием только уменьшение или увеличение суммы налогов, уплачиваемой в бюджет. Механизм исчисления налога консолидированным налогоплательщиком, равно как и добровольный характер создания консолидированной группы, показывает, что об увеличении налогового бремени речь не идет. Итогом создания КГН станет исключительно уменьшение совокупной величины налога на прибыль, уплаченного всеми участниками группы. Это, собственно, и было причиной, по которой бизнес-сообщество ратовало за консолидацию налогоплательщиков.

Согласно законопроекту лицо, имеющее статус крупнейшего налогоплательщика, может создавать КГН с участием как минимум одного дочернего общества, если доля непосредственного участия в нем основного общества составляет не менее 90%. Максимальное количество дочерних обществ не регламентировано. Помимо того, в состав КГН могут входить "дочки дочек", если основное общество имеет в этих "внучках" доли прямого и косвенного участия в сумме не менее 90%.

Формально законопроект говорит о том, что крупнейшими налогоплательщиками должны быть все участники группы. Но фактор взаимозависимости, присутствующий в качестве обязательного условия создания КГН, делает это требование весьма либеральным. В Налоговом кодексе РФ многократно повторяется, что ст. 83 относит определенных налогоплательщиков к категории крупнейших. Однако сама упомянутая статья говорит лишь о том, что Минфин России вправе определять особенности постановки крупнейших налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Эти Особенности министерство определило (Приказ от 11 июля 2005 г. N 85н), да только критериев отнесения конкретного налогоплательщика к крупнейшим там не содержится.

Зато подобные Критерии имеются в Приказе ФНС России от 16 мая 2007 г. N ММ-3-06/308@. Как следует из Приказа, лицо, взаимозависимое с крупнейшим налогоплательщиком, также рассматривается в качестве крупнейшего налогоплательщика!

Однако в состав КГН будут входить лица не просто взаимозависимые, а имеющие уровень зависимости по отношению к основному обществу не менее 90%. Поэтому оговорка о необходимости для всех прочих участников КГН (помимо основного общества) иметь статус крупнейшего налогоплательщика, по большому счету, практического значения не имеет.

Они все и без того являются крупнейшими — по факту взаимозависимости с основным обществом.

Пользу от создания КГН обеспечивают два фактора. Первый — возможность не учитывать при исчислении налогооблагаемой прибыли ту, которая получена от сделок между участниками группы. Проблемы трансфертных цен и конфликты с налоговыми органами из-за доначисления налогов по операциям с взаимозависимыми лицами в этом случае сразу перестают быть актуальными.

Второй — возможность суммировать результаты хозяйственной деятельности всех участников группы. Убыток одного из участников уменьшит общую налогооблагаемую прибыль группы непосредственно за текущий налоговый период, а не в будущих налоговых периодах, как было бы, если бы данный участник исчислял налог индивидуально.

Выгоды для участников КГН понятны. Что касается государственного бюджета, то его интерес не столь очевиден. Российский союз промышленников и предпринимателей, добивающийся возможности консолидации для крупнейших налогоплательщиков, аргументирует свою позицию в первую очередь необходимостью повысить конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке. А уже потом, увеличив, дескать, количество продаж, российские компании пополнят бюджет дополнительными налогами за счет роста налоговой базы. Довод "снизьте нам налоги, и мы сразу завалим мир нашими товарами" никого особенно не впечатляет, но если государственные закрома ломятся от денег, то его (государства) личное дело, стоит экспериментировать или нет.

В случае создания КГН интересно положение организации — ответственного участника группы. Под таким участником подразумевается лицо, ответственное за уплату налога от имени членов группы. При разработке концепции КГН предполагалось, что ответственным участником станет основное общество (материнская компания), но законопроект позволяет членам группы назначить ответственного участника по собственному усмотрению.

Ответственный участник оказывается своего рода сборщиком налога на прибыль. Термин "сборщик налога" существовал в прежней редакции НК РФ, но не использовался на практике. Функции ответственного участника будут заключаться в сборе у участников группы данных, позволяющих исчислить налог, а также налоговых деклараций (расчетов).

Взаимозависимые лица. Консолидированная группа налогоплательщиков

Кроме того, ответственный участник будет аккумулировать денежные средства, перечисляемые иными участниками на уплату налога. Получение ответственным участником денег и налоговых деклараций от иных участников как раз и позволяет характеризовать данное лицо в качестве сборщика налога, перечисляющего затем собранный налог государству. При этом ответственный участник подает в свой налоговый орган единую налоговую декларацию (единый расчет), исчисленную по группе в целом. Так что практика появится, да вот термин из Кодекса уже исключен.

Любопытно будет выглядеть движение денежных потоков внутри группы: планируется не облагать налогом на прибыль денежные средства, полученные ответственным участником от других участников "на цели уплаты налога на прибыль". Буквальное прочтение дает основания предположить, что если в платежке от "рядового" участника будет указано "на уплату налога", то размер суммы, отправленной ответственному участнику, уже не должен будет иметь значения. В итоге от налогообложения окажется освобождено любое перечисление денег ответственному участнику. Но это еще не самое интересное в отношениях внутри КГН.

Комитет РСПП по бюджетной и налоговой политике, аргументируя ценность КГН для экономики страны, тем не менее признает, что ее создание может повлечь за собой злоупотребления. В целях их пресечения комитет РСПП допускает возможность ограничить размер учитываемых убытков определенной величиной от общей прибыли группы (предлагается максимум 10 — 15%). Но в законопроекте такого ограничения нет.

Впрочем, некоторые препятствия на пути потенциальных злоупотреблений обозначенная в законопроекте процедура создания КГН все-таки содержит. Так, согласно законопроекту КГН считается созданной с 1 января года, следующего за годом регистрации договора о создании группы. При этом не будет зарегистрирован договор, если кто-либо из участников группы находится в процессе реорганизации или ликвидации, а также имеет долги по налогам, штрафам и пеням.

Дополнительно устанавливается, что участник группы, получивший убытки до вступления в группу, не может перенести их на будущее (уменьшив тем самым текущую налогооблагаемую прибыль группы). Таким образом, предыдущие убытки "отсекаются", и в целях исчисления налога на прибыль функционирование КГН начинается как безусловно прибыльная деятельность.

Между тем отсутствие убытков на момент регистрации КГН еще не означает отсутствия их и в следующем году тоже. Если сейчас при трансфертном ценообразовании в целях концентрации денежных средств холдинга определяются "центры прибыли", то уже в момент регистрации договора о создании КГН организаторы смогут определить "центры убытков" — тех участников, которые начнут "генерировать" убытки незамедлительно, с начала года, в котором КГН признается созданной. Поскольку законопроект не предусматривает ограничений на размер убытков, учитываемых при исчислении налоговой базы группы, грамотная "оптимизация производственно-хозяйственной деятельности" может привести к отсутствию прибыли по группе в целом, тогда как отдельные (наиболее известные) участники группы смогут официально рапортовать о большой величине полученной прибыли.

Вот как раз эта ситуация и должна трактоваться в качестве примера "возможных злоупотреблений", барьером на пути которых должен был бы стать ограничитель убытков. При отсутствии подобного ограничителя бюджету, возможно, придется вообще забыть о существовании налога на прибыль.

Если же абстрагироваться от неочевидной выгодности КГН для государства, то само создание группы выглядит (по крайней мере в теории) весьма просто. Создать КГН, как уже было сказано, сможет крупнейший налогоплательщик при участии "сильно взаимозависимых" лиц. Не допускается участие в группе только резидентов особых экономических зон и организаций, применяющих специальные налоговые режимы. Кроме того, определенные организации будут создавать лишь "специализированные" КГН (состоящие из организаций, занимающихся одним видом деятельности). Всего предусмотрено четыре вида "специализированных" групп: для банков, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Создаваться КГН должна будет на срок как минимум два года (с возможностью продления договора о создании группы не менее чем на год) либо бессрочно. Участники смогут ликвидировать КГН по своему желанию. Кроме того, группа ликвидируется в силу закона при несоблюдении участниками предусмотренных ограничений.

Организация, определенная в качестве ответственного участника, кроме сбора документов и денег от членов группы должна будет представлять группу в отношениях с налоговыми органами — вплоть до того, что на выездную проверку по налогу на прибыль сотрудники налогового органа станут приходить в данную организацию, тогда как проверке подвергнется вся КГН разом. Территория ответственного участника в этом случае станет местом, куда все члены группы потащат кипы "первички".

Ответственный участник пострадает первым, если подлежащий уплате налог вдруг не будет уплачен: прежде всего инкассовое поручение выставляется в адрес ответственного участника. Впрочем, если с ответственного участника долг получить не удастся, налоговый орган сможет взыскать деньги с других участников группы. Будет ли взыскание производиться "в порядке живой очереди" либо со всех одновременно — покажет практика применения нового закона. Если, конечно, процедура взыскания не конкретизируется непосредственно в законе.

Кстати, законопроект не предусматривает последствия взыскания долга группы с лица, не являющегося ответственным участником: если суммы, перечисленные ответственному участнику на уплату налога от "рядового" участника, не облагаются налогом на прибыль, то в отношении обратного перечисления ничего не сказано. Поэтому если налоговый орган спишет долг группы с "рядового", а затем ответственный компенсирует "рядовому" списанную сумму, то формально у "рядового" участника появится безвозмездно полученный доход со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

За исключением подобных шероховатостей (напомним, документ находится на стадии законопроекта), появление такого закона крупному бизнесу, безусловно, на руку. Бизнесу новый закон обещает значительную экономию на налогах, ныне уплачиваемых государству. Что при этом получит государство — отдельный вопрос, который, возможно, и не столь важен, когда речь идет о повышении конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке.

С.А.Астахов

Юрист