Конвенции мот ратифицированные Россией

Значение международных институтов для организации труда в различных странах постоянно растет; так, в настоящее время Международная организация труда (далее — МОТ) оказывает существенное влияние на развитие ряда европейских "инструментов" регулирования труда, в частности кодекса поведения европейских компаний, работающих в развивающихся странах, концепции социальной ответственности бизнеса и т.д.

Используя все имеющиеся в ее распоряжении средства для обеспечения прав наемных работников, МОТ настаивает на выполнении конвенций МОТ как документов, способствующих "социальной справедливости в целях справедливой глобализации" <1>, более того, МОТ добивается, чтобы не только государства — члены МОТ, но и транснациональные корпорации, имеющие предприятия в различных странах, соблюдали конвенции МОТ, и корпорации нередко вынуждены признать необходимость соответствия своей практики требованиям документов МОТ, к примеру, несколько лет назад группа GDF Suez, работающая в энергетической сфере, приняла на себя обязательства соблюдать ряд конвенций МОТ.
———————————
<1> Декларация МОТ "О социальной справедливости в целях справедливой глобализации": принята на 97-й сессии МОТ. Женева, 10.06.2008 . URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—cabinet/documents/genericdocument/wcms_100193.pdf (дата обращения: 10.05.2015).

Деятельность МОТ в настоящее время направлена, как и прежде, на:
— установление через конвенции обязательных минимальных стандартов в сфере наемного труда, которым должны соответствовать законодательство и практика государств — членов МОТ;
— налаживание социального диалога между правительствами и представительными организациями работников и работодателей внутри государств;
— внедрение практики трипартизма;
— содействие программам достойного труда с учетом глобализации производства.
Государству недостаточно ратифицировать конвенцию, необходимо также привести в соответствие с ней национальное законодательство. МОТ контролирует применение конвенций, во-первых, согласно ст. 24 Устава МОТ по жалобам от объединений работодателей или от профсоюзов, во-вторых, через систематический контроль посредством изучения отчетов государств — членов МОТ, которые они должны направлять в Международное бюро труда.
Российская Федерация, являющаяся государством — членом МОТ, ратифицировала к настоящему моменту 73 конвенции МОТ <2>. Три из этих Конвенций — N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках", N 151 "О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе", N 144 "О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм" — были ратифицированы в 2014 г. и для России вступают в силу соответственно 19 мая, 19 сентября и 18 декабря 2015 г. Еще несколько законопроектов о ратификации конвенций МОТ в настоящее время разрабатываются Министерством труда и социальной защиты РФ, к примеру законопроект о ратификации Конвенции МОТ N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения".
———————————
<2> Информация с официального сайта МОТ: Россией ратифицированы 73 конвенции МОТ, из которых действующими являются 51 конвенция, 20 конвенций были денонсированы (перевод с франц.) // I’Organisation internationale du travail: Ratifications par pays . URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/fr/f?p=1000:11200:0::NO:11200:P11200_COUNTRY_ID:102884 (дата обращения: 10.05.2015).

Российское законодательство в целом соответствует международным нормам по регулированию труда. Конвенции МОТ обладают приоритетом по отношению ко всем остальным источникам российского трудового права за исключением Конституции РФ <3>. Имеющиеся проблемы в области соответствия законодательства и практики требованиям МОТ сформулированы в выступлениях участников Международной конференции "Совершенствование и развитие национального законодательства на основе международных трудовых норм", проведенной Министерством труда и социальной защиты РФ 22 — 24 апреля 2014 г. <4>:
———————————
<3> Архипов В.В. Место конвенций МОТ в трудовом законодательстве России // Современное право. 2007. N 3. С. 79 — 84.
<4> Самойлова П. В России ратифицировано 70 конвенций МОТ // Центральная профсоюзная газета "Солидарность", 14.05.2014 . URL: http://www.solidarnost.org/articles/articles_3656.html (дата обращения: 10.05.2015).

1) необходимость ратификации ряда конвенций МОТ, к примеру Конвенций МОТ N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики", N 121 "О пособиях в случаях производственного травматизма", N 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни", N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы", N 183 "Об охране материнства" и т.д.;
2) отсутствие в российском законодательстве санкций за подмену профсоюзных органов "желтыми" профсоюзами, незащищенность профсоюзных лидеров и активистов, реально отстаивающих интересы работников;
3) дискриминация работников по принадлежности к профсоюзу, возрасту, полу и т.д.;
4) чрезмерное законодательное ограничение права на забастовку, не позволяющее реально осуществить это право;
5) наличие фактического принудительного труда в случаях, когда работники трудятся без оплаты из-за страха перед увольнением;
6) недостаточность величины МРОТ, которая не доходит даже до прожиточного минимума, при том что прожиточный минимум практически представляет собой физиологический порог выживания.
Эти проблемы неоднократно рассматривались специалистами в юридической периодике, в т.ч. на страницах журнала "Трудовое право в России и за рубежом" <5>. Урегулированию ряда названных проблем будет способствовать ратификация соответствующих конвенций МОТ. Так, в настоящее время уже ратифицирована Конвенция МОТ N 144 "О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм", которая призвана развивать трипартизм в России и прямо направлена на усиление роли международных трудовых норм в национальной практике. Данная Конвенция требует проведения эффективных консультаций между правительством и организациями работодателей и работников на каждом этапе нормативной деятельности МОТ по различным вопросам, в т.ч. по ратификации международных трудовых норм и при осуществлении надзора за их применением.
———————————
<5> Лютов Н.Л. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя: российское законодательство и международные акты. Постановка проблемы // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1. С. 25 — 29; Лютов Н.Л., Герасимова Е.С. Вопросы соответствия международным нормам законодательства России в сфере безопасности и гигиены труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 3. С. 27 — 32.

Теперь рассмотрим практику применения конвенций МОТ во Франции, которая традиционно пользуется большим влиянием в МОТ: дважды французы возглавляли исполнительный орган МОТ — Международное бюро труда. Франция всегда содействовала распространению принципов и основных прав в сфере труда в мире, вводя новые нормы по инициативе МОТ в национальную практику. Тесные взаимоотношения с МОТ объясняются активной позицией Франции в отношении урегулирования социальных проблем и развитой практикой трипартизма.
Франция — одна из стран, ратифицировавших наибольшее число конвенций МОТ — 125 (из них 79 являются действующими) <6>, в то время как другие страны (за исключением Испании, первой по числу ратифицированных конвенций: 133 конвенции, из них 87 действуют) провели ратификацию меньшего числа конвенций МОТ. К примеру, Китай ратифицировал лишь 25 конвенций (из которых действуют 22), а США — 14 (действующие — 12). В марте 2015 г. Францией начата процедура ратификации еще одной Конвенции МОТ — N 181 "О частных агентствах занятости".
———————————
<6> Информация с официального сайта МОТ: Францией ратифицированы 125 конвенций МОТ, из которых действующими являются 79 конвенций, 39 конвенций были денонсированы. Одна Конвенция — N 187 — ратифицирована в течение 2014 г. и вступает в силу 29 октября 2015 г. (перевод с франц.) // I’Organisation internationale du travail: Ratifications par pays . URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/fr/f?p=1000:11200:0::NO:11200:P11200_COUNTRY_ID:102632 (дата обращения: 10.05.2015).

Особенности применения конвенций МОТ во Франции подробно описаны в статье адвоката при Кассационном суде Франции, члена экспертной комиссии по применению конвенций и рекомендаций МОТ Пьера Лион-Кана "Применение Францией международных конвенций в сфере труда" <7>.
———————————
<7> Lyon-Caen P. L’application par la France des Conventions internationales du travail // Droits fondamentaux, 2010. N 8 .

Перечень конвенций мот, ратифицированных российской федерацией

URL: http://www.droits-fondamentaux.org/IMG/pdf/df8_OIT_Lyon_Caen.pdf (дата обращения: 10.05.2015).

Как известно, государства сами решают, будут ли они ратифицировать конвенцию МОТ. В то же время в течение года после принятия новой конвенции МОТ государство — член МОТ обязано поставить вопрос о ратификации перед уполномоченным государственным органом. Если уполномоченный орган выскажется отрицательно, то государство обязано представить доклад Генеральному директору Международного бюро труда, объясняя причины отказа или задержки ратификации конвенции. В таком порядке Франция отказалась ратифицировать:
— Конвенцию N 143 "О трудящихся-мигрантах" (Россия в ней не участвует), что повлекло бы обязанность выплачивать ряд пособий работникам-мигрантам;
— Конвенции N 151 и 154, касающиеся проведения коллективных переговоров, по причине того, что статус государственной службы несовместим с некоторыми формами коллективных переговоров, предусмотренными в этих Конвенциях;
— Конвенцию МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда", предусматривающую право на отказ работника от выполнения работы, угрожающей его жизни и здоровью. Причины отказа в ратификации: невозможность признания данного права за некоторыми категориями государственных служащих и работников государственного сектора экономики, в частности железнодорожников и работников гражданской авиации. В то же время эта Конвенция повлекла в последующем изменение национального законодательства: так, в 2001 г. такое право появилось у работников муниципальных органов.
Некоторые конвенции МОТ ратифицированы Францией с большой временной задержкой. К примеру, Конвенция N 90 "О ночном труде детей в промышленности", принятая в 1951 г., была ратифицирована только в 1985 г., а Конвенция N 111 "О дискриминации в области занятости" 1958 г., входящая в число основополагающих, — только в 1981 г.
В некоторых случаях именно конвенции МОТ повлияли на внесение существенных изменений во французское законодательство. Речь в данном случае идет о Конвенциях МОТ: N 148 "О производственной среде" (загрязнение воздуха, шум и вибрация) 1977 г., ратифицированной в 1985 г.; N 156 "О работниках с семейными обязанностями" 1981 г., ратифицированной в 1989 г., после того как были приняты законы о профессиональном равенстве между мужчинами и женщинами и о семье; N 159 "О трудоустройстве людей с ограниченными возможностями" 1983 г., ратифицированной в 1989 г.
Тем не менее ратификация Францией конвенций МОТ не всегда означала их применение на практике. Например, Конвенция N 22 "О контроле найма моряков" в течение долгого времени не соответствовала французскому законодательству в части работы моряков-иностранцев и условий прекращения трудового договора. Изменения в Морской трудовой кодекс Франции были внесены только в 1996 — 1997 гг. Другой пример — Конвенция N 94 "Об условиях труда" (в публичных контрактах). Французское законодательство о госзакупках (Code des publics) в нарушение этой Конвенции не требовало включения в договоры с соответствующей категорией служащих условий, гарантирующих заработную плату, продолжительность рабочего времени и т.д., которые в соответствии с требованиями Конвенции не должны были быть менее благоприятными, чем общие условия, предусмотренные национальным законодательством и социально-партнерскими соглашениями. Кстати, данное противоречие, судя по ежегодным докладам специальной комиссии, не убрано до сих пор.
Следующим примером может служить Конвенция N 118 "О равноправии в области социального обеспечения", которая не выполняется, т.к. действующее французское законодательство не соответствует требованию Конвенции о равенстве прав работников-иностранцев с работниками-гражданами в вопросе выплаты пособий: согласно действующему во Франции Кодексу социального обеспечения (ст. L311-7) иностранные работники должны подтвердить свое право на проживание во Франции, этого не требуется только для работников стран, с которыми у Франции заключены соответствующие соглашения.
Как видим, и во Франции, и в России конвенции МОТ являются работающим инструментом, стимулирующим приведение норм национального законодательства в соответствие с общими требованиями МОТ. В то же время в практике обоих государств присутствует частичное невыполнение государством — членом МОТ взятых на себя обязательств по ратификации Конвенций МОТ и по приведению национального законодательства в соответствие с международными трудовыми стандартами.

Литература

1. Архипов В.В. Место конвенций МОТ в трудовом законодательстве России // Современное право. 2007. N 3. С. 79 — 84.
2. Лютов Н.Л. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя: российское законодательство и международные акты. Постановка проблемы // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1. С. 25 — 29.
3. Лютов Н.Л., Герасимова Е.С. Вопросы соответствия международным нормам законодательства России в сфере безопасности и гигиены труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 3. С. 27 — 32.

Тем, кто пока только строит планы на отдых в этом году, возможно, придется их пересмотреть. Россия ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ) N 132 об оплачиваемых отпусках, которая потребует внести некоторые изменения в наше законодательство и особенно в практику.

А это значит, что до конца года любой работник обязательно должен побывать как минимум в двухнедельном отпуске, а остаток использовать не позднее середины 2012 года.

Вообще 132-я Конвенция МОТ, принятая еще в 1970 году, в некотором смысле для нас — давно пройденный этап. В частности, она провозглашает, что "отпуск ни в коем случае не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы". Наш Трудовой кодекс образца 2001 года зафиксировал минимальную продолжительность отпуска — 28 календарных дней, а до этого он составлял 24 рабочих дня, то есть вместе с воскресеньями выходили те же 28 дней.

"В Конвенции есть одна позиция, которая смущала нашу страну, — объясняет Председатель Профсоюза В.В. Пискурев. Она касается возможной разбивки ежегодного оплачиваемого отпуска на части и переноса отпуска по тогдашнему КЗоТу на последующие годы. Разбивка может быть разрешена компетентным органом власти страны-участницы, но при этом в Конвенции особо оговаривается, что продолжительность одной из частей отпуска должна быть не менее двух непрерывных рабочих недель. Такая схема невыгодна многим работодателям, да и самим работникам".

В принципе уже многие организации взяли за правило делить отпуска на две-три части, но из-за такой дележки люди порой не успевают отгулять все положенное время, и отпуска накапливаются. А потом человек раз — и выпал из рабочего процесса на несколько месяцев, решив наверстать упущенное. Теперь будет по-другому: минимум две недели подряд в течение года работник просто обязан отдохнуть, а остальное использовать в течение 18 месяцев, считая с конца года, за который предоставляется отпуск. После того как ратификационная грамота поступит в Бюро МОТ, мы уже не сможем растянуть отпуск на несколько частей. Впрочем, похоже, наши законодатели пришли к выводу, что это не самая большая беда. В Японии, например, в первый год работы оплачиваемый отпуск — одна неделя!

Кстати, из 183 стран- участниц Международной организации труда к 132-й Конвенции пока присоединились только 35 стран. Подавляющее большинство даже сильно развитых стран не готово поставить перед своим бизнесом жесткие требования дать работникам хотя бы трехнедельный оплачиваемый отпуск. В перечне 35 ратифицировавших эту Конвенцию государств не замечены США, Канада, Франция, Великобритания и многие другие. Нашими единомышленниками оказались из стран Старого Света Германия, Швеция, Испания, Финляндия, Бельгия, Италия, а также Йемен, Мальта, Буркина-Фасо, Уругвай, Армения, Украина и ряд других.

"Принимая решение о ратификации той или иной конвенции, каждое государство исходит прежде всего из интересов собственного бизнеса, собственной экономики, — говорит Владимир Пискурев. — Это ведь палка о двух концах. Многие относятся к подписанию конвенций очень осторожно, чтобы не нарваться на те или иные санкции. Для некоторых стран очень важно хорошо выглядеть в глазах мировой общественности, поэтому они охотно подписывают такие документы. Россия идет в этом направлении небольшими шажками, но довольно уверенно. На сегодняшний день принято 188 конвенций Международной организации труда. Наша страна ратифицировала 56. Для сравнения: США — 14, а такие страны как Франция, Испания- по 100 с лишним, Уругвай — более 70".

Одновременно с Конвенцией об оплачиваемых отпусках Россия ратифицировала также Конвенцию N 154 о содействии коллективным переговорам. Суть документа в том, что переговорный процесс между работодателем и работниками должен идти на регулярной основе. То есть заключили коллективный договор — хорошо, но на этом нельзя останавливаться. Меняется экономическая ситуация — необходимо менять и договоренности между трудом и капиталом.

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для отдыха в странах Запада колеблется для различных категорий работников от одной до восьми недель.

В США вообще отсутствует законодательство в сфере отпусков. У американцев отпуска короче, чем в других странах мира, — всего 14 дней. Расчет его продолжительности производится в Америке работодателями в зависимости от продолжительности службы работника. В среднем сотрудники имеют по 9,6 дня оплаченного ежегодного отпуска за первый год работы в фирме, 11,5 дня получают после второго года работы, 13,8 — после трех и 16,9 дня после 5 лет работы. При этом только 14 процентов американцев берут в год все 14 дней отпуска.

Перспективы ратификации Россией конвенций МОТ

Остальные предпочитают тратить на отдых максимум 10 дней.

Закон Евросоюза обязывает его страны-члены устанавливать ежегодный оплачиваемый отпуск не менее четырех недель. Причем количество отпускных дней повышать можно, а вот понижать категорически нельзя. В странах ЕС величина отпуска регулируется трудовым кодексом и только затем соглашениями между работодателем, профсоюзами и самим служащим. Во Франции до недавнего времени существовала самая внушительная продолжительность оплачиваемого отпуска — 35 дней. Для сравнения: в Испании — 31 день, в ФРГ, Австрии и России — 28. Одной из причин самой большой продолжительности отпуска во Франции стало введение в 1998 году 35-часовой рабочей недели. Она была отменена в 2008 году. Новый трудовой кодекс, подготовленный во Франции кабинетом Саркози, урезает социальные права французских служащих, а у работодателей появилось право отдельно оговаривать количество рабочих часов и отпусков с сотрудниками. Интересные новшества, касающиеся поощрения работников, были введены в некоторых французских концернах в 1980-е годы. На заводах автомобильных компаний "Пежо" и "Ситроен" рабочим могут начислить до 5 дополнительных оплачиваемых дней отпуска, если сотрудник в году отсутствовал на своем месте не более 15 дней.

В Греции продолжительность отдыха составляет от 20 до 30 календарных дней в зависимости от трудового стажа и годовой выработки. Зарплата в период отпуска сохраняется. К ней дополнительно выплачивается премия в размере половины оклада. По оценкам экспертов, кризис, поразивший Грецию, способен внести существенные коррективы в сложившуюся систему отпусков: предприятия будут применять социальные программы для сотрудников в зависимости от имеющихся у них возможностей.

В Италии продолжительность оплачиваемого отпуска составляет в среднем 20-32 дня в год. Согласно "Форбс" Италия — одна из самых трудолюбивых стран мира. Итальянцы работают 1800 часов в год. По конституции Италии трудящийся имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск и не может от него отказаться. Для основной части работников отпуска прописываются в коллективных договорах.

Подготовлено Пресс-службой Профсоюза по материалам СМИ

Основные конвенции МОТ действующие в РФ.

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16

Международная организация труда ведет активнуюнормотворческую деятельность. За время ее существования было принято 188 конвенций и 200 рекомендаций.

К числу основополагающих отнесены восемь конвенций МОТ . В них закреплены основные принципы правового регулирования труда. Это следующие конвенции.

Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.), Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.) устанавливают право всех трудящихся и предпринимателей без предварительного на то разрешения создавать организации и вступать в них. Государственные власти не должны это право ограничивать или препятствовать его осуществлению. Предусмотрены меры по защите права на свободу объединения, защите профсоюзов от дискриминации, а также организаций трудящихся и предпринимателей против вмешательства вдела друг друга.

Конвенция № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.) содержит требование упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, которая требуется от лица под угрозой наказания и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. Определен перечень работ, не входящих в понятие принудительного или обязательного груда.

Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) ужесточает требования и закрепляет обязательства государств не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

  • средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной либо экономической системе;
  • метода мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития;
  • средства поддержания трудовой дисциплины;
  • средства наказания за участие в забастовках;
  • меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Конвенция № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.) признает необходимость проведения национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению.

Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.) требует от государств поощрения и обеспечения претворения в жизнь принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот принцип может применяться путем национального законодательства, любой системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством, коллективными договорами между предпринимателями и трудящимися, либо сочетания различных способов. Для этого также предусматривается принятие мер, способствующих объективной оценке выполняемой работы на основе затрачиваемого труда. Конвенция затрагивает вопрос основной заработной платы и других вознаграждений, предоставляемых прямо или косвенно в деньгах либо натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним определенной работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола.

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.) принята в целях устранения детского труда. Минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.) обязывает государства немедленно принять эффективные меры по запрету и искоренению наихудших форм детского труда. Целенаправленная деятельность МОТ в последние два десятилетия, а также принятие Декларации 1944 г. способствовали увеличению числа ратификаций указанных конвенций .

Еше четыре конвенции отнесены МОТ к числу приоритетных:

  • № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) — закрепляет обязательство государств иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях для обеспечения применения положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы. Она определяет принципы организации и деятельности инспекций, полномочия и обязанности инспекторов;
  • № 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1969 г.) — на основе положений Конвенции № 81 формулирует положения об инспекции труда с учетом специфики сельскохозяйственного производства;
  • № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) — предусматривает осуществление ратифицировавшими ее государствами активной политики по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости;
  • № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.) — предусматривает трехсторонние консультации между представителями правительства, работодателей и трудящихся на национальном уровне по вопросам разработки, принятия и применения конвенций и рекомендаций МОТ .

В целом можно выделить следующиеосновные направления правового регулированияМОТ:

  • основные права человека;
  • занятость;
  • социальная политика;
  • регулирование вопросов труда;
  • трудовые отношения и условия труда;
  • социальное обеспечение;
  • правовое регулирование труда отдельных категорий работников (особое внимание уделяется запрету детского труда, охране труда женщин; значительное число актов посвящено регулированию труда моряков, рыбаков и некоторых других категорий трудящихся).

Принятие конвенций нового поколения обусловлено значительным количеством актов МОТ и назревшей необходимостью адаптации содержащихся в них стандартов к современным условиям. Они представляют собой своего рода систематизацию международного правового регулирования труда в определенной области.

На протяжении всей своей истории МОТ уделяет значительное внимание регулированию труда моряков и работников в рыболовном секторе. Это обусловлено характером и условиями труда указанных категорий лиц, особо требующими разработки международных стандартов правового регулирования. Вопросам регулирования труда моряков посвящено около 40 конвенций и 29 рекомендаций.

Каким актом рф ратифицируются конвенции международной организации труда

В указанных сферах в первую очередь были разработаны конвенции МО Г нового поколения: «Отруде в морском судоходстве» (2006 г.) и «О труде в рыболовном секторе» (2007 г.). Эти конвенции должны обеспечить качественно новый уровень защиты социально-трудо- вых прав этих категорий работников.

Такая же работа была проведена в отношении норм об охране труда — речь о Конвенции № 187 МОТ «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.), дополненной соответствующей Рекомендацией. Конвенцией предусмотрено, что ратифицировавшее ее государство содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве. Для этого на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников на национальном уровне разрабатываются соответствующие политика, система и программа.

Национальная система безопасности и гигиены включает:

  • нормативные правовые акты, коллективные договоры и другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
  • деятельность органа или ведомства, отвечающего за вопросы безопасности и гигиены труда;
  • механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
  • меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.

Рекомендация об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, дополняет положения Конвенции и направлена на обеспечение содействия разработке и принятию новых актов, международному обмену информацией в области безопасности и гигиены труда.

В сфере регулирования трудовых отношений большое значение имеют конвенции по вопросам прекращения трудовых отношений и защиты заработной платы.

Конвенция № 158 МОТ «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) принята в целях защиты работников от прекращения трудовых отношений без законного основания. Конвенция закрепляет требование обоснованности — должно быть законное основание, связанное со способностями или с поведением трудящегося либо вызванное производственной необходимостью. Также перечислены причины, которые не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений, в том числе: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности; намерение стать представителем трудящихся; выполнение функций представителя грудящихся; подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства; дискриминирующие признаки — раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству; временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.

Конвенция излагает как процедуры, применяемые до и во время прекращения трудового отношения, так и процедуру обжалования решения об увольнении. Бремя доказывания наличия законного основания для увольнения возложено на предпринимателя.

Конвенция предусматривает право работника на предупреждение о планируемом прекращении трудового отношения в разумный срок или право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка; право на выходное пособие и (или) другие виды защиты дохода (пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным либо другие формы социального обеспечения). В случае необоснованного увольнения, невозможности отмены решения об увольнении и восстановления трудящегося на прежней работе предполагается выплата соответствующей компенсации или другого пособия. В случае прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим, структурным или аналогичным причинам на работодателя возлагается обязанность информировать об этом работников и их представителей, а также соответствующий государственный орган. Государства на национальном уровне могут вводить определенные ограничения при массовых увольнениях.

Конвенция № 95 МОТ «Об охране заработной платы» (1949 г.) содержит значительное число норм, направленных на защиту интересов трудящихся: о форме выплаты заработной платы, об ограничении выплаты заработной платы в натуре, о запрете предпринимателям ограничивать свободу распоряжаться своей заработной платой по своему усмотрению и ряд других важных положений. В ст. 11 данной Конвенции закреплено, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся будут пользоваться положением привилегированных кредиторов.

Международная организация труда приняла также Конвенцию №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). В соответствии с ней государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Минимальная заработная плата согласно этой Конвенции «имеет силу закона и не подлежит понижению». При определении минимальной заработной платы учитываются следующие факторы:

  • потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
  • экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Для обеспечения эффективного применения всех положений о минимальной заработной плате принимаются соответствующие меры, например надлежащая инспекция, дополненная другими необходимыми мерами.

⇐ Предыдущая78910111213141516

Читайте также: