Косгу услуги связи

Содержание

ТЕЛЕМАТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ (ИНТЕРНЕТ)

 
    Телематикой называются услуги, связанные с передачей информации через сети электросвязи — доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, прием и передача электронных сообщений (электронная почта).
    О том, какие услуги связи относятся к телематическим, каков порядок получения лицензии на оказание телематических услуг связи, а также каковы особенности при осуществлении расчетов за такие услуги, вы узнаете, прочитав данную статью.
 

Понятие телематических услуг связи (далее — ТУС)

    Основным нормативным документом, регулирующим отношения на рынке услуг связи, является Федеральный закон от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее — Закон N 126-ФЗ).
    Отношения между абонентом или пользователем, с одной стороны, и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи (далее — оператор связи), с другой стороны, при оказании телематических услуг связи, регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 г. N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" (далее — Правила N 575).
    Заметим, что в данных Правилах не содержится конкретного определения телематических услуг связи.

Оказание услуг связи

При этом в Перечень лицензионных условий в области связи, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" (далее — Перечень N 87), включены следующие ТУС:
    — услуги обеспечения предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата (подпункт "а" пункта 4 раздела XVI Перечня N 87);
    — доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет (подпункт "б" пункта 4 раздела XVI Перечня N 87);
    — прием и передача телематических электронных сообщений (подпункт "в" пункта 4 раздела XVI Перечня N 87).
    Понятие "доступ к сети связи лицензиата" в Правилах N 575не раскрывается. Однако в них содержится понятие "предоставление доступа к сети передачи данных", под которым понимается совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю ТУС.
    Согласно Правилам N 575доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, — это обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети.
    Отметим, что оказание услуг может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с телематическими услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.

Финансирование»  Разъяснения классификатора

221 "Услуги связи"

Бюджетный учет № 11(47) 2008 Д.В. Новиков, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса

Бюджетное учреждение просит разъяснить, на какую статью классификации операций сектора государственного управления следует относить расходы на приобретение почтовых уведомлений?
Ответ:
Учитывая, что почтовые уведомления приобретаются исключительно с целью почтовой пересылки, расходы на их приобретение согласно требованиям Указаний № 74н следует отражать по подстатье 221 "Услуги связи" классификации операций сектора государственного управления.

"Бюджетный учет", 2007, №11. А.Ю.Ильина Редактор-эксперт журнала "Бюджетный учет"

Статья: Конвертная ипостась
Решили отправить контрагенту письмо или отослать отчетность по почте? А не задумывались ли вы над таким простым на первый взгляд вопросом: как следует отражать затраты на покупку самого конверта?

В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. N 168н (далее — Указания) сказано, что на подстатью 221 "Услуги связи" относят оплату договоров на оказание услуг связи в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за пересылку почтовых отправлений, почтовые переводы денежных средств, приобретение почтовых марок, конвертов, почтовых ящиков. И если со всеми остальными объектами проблем, как правило, не возникает, то над учетом маркированных и немаркированных конвертов бухгалтеры на протяжении многих лет ломают голову. На самом же деле все довольно просто. До конца 2007 г. приобретение маркированных и немаркированных конвертов следует отражать по подстатье 221 в части кассовых расходов. Начиная же с 2008 г.

Подстатья 221 Услуги связи

приобретение маркированных конвертов по-прежнему надо будет относить на подстатью 221, а немаркированных — на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" и учитывать последние как материальные запасы.
Соответствующие изменения внесены в Указания Приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. N 74н.

"Бюджетный учет", 2008, N 5 Д.В.Новиков Советник отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Минфина РФ

Просим разъяснить порядок применения классификации операций сектора государственного управления при отражении расходов получателей бюджетных средств на выплаты по договорам, в рамках которых осуществляется оказание услуг по приему, обработке, перевозке и доставке корреспонденции (пакетов) и посылок. При этом следует отметить, что указанные услуги приобретаются не у ФГУП "Почта России".
Ответ:
Согласно требованиям Указаний N 74н расходы на доставку отправлений должны быть отнесены на статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления в следующем порядке:
— в случае если организация-исполнитель по указанным договорам осуществляет свою деятельность на основании лицензии, оформленной в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", расходы на доставку отправлений подлежат отражению по подстатье 221 "Услуги связи";
— если же деятельность организации-исполнителя по доставке отправлений не требует оформления соответствующей лицензии, расходы по доставке данной организацией отправлений, учитывая комплексный характер услуги (прием, обработка, перевозка и доставка), следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2008, N 7. И.Ю.Кузьмин Референт государственной гражданской службы 2-го класса

На какой код классификации операций сектора государственного управления следует относить расходы на приобретение sim-карт для мобильных телефонов?
Ответ:
Согласно положениям Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328, sim-карта представляет собой карту, с помощью которой обеспечивается идентификация абонентской станции (абонентского устройства), ее доступ к сети подвижной связи, а также защита от несанкционированного использования абонентского номера. Иными словами, по сути, карта обеспечивает подключение к сетям сотовой связи.
Исходя из этого, в соответствии с Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н расходы по оплате договоров на приобретение sim-карт следует относить на подстатью 221 "Услуги связи" классификации операций сектора государственного управления.

Консультация эксперта, Минфин РФ, 2008. И.Ю.Кузьмин Референт государственной гражданской службы РФ 2 класса. (см. КонсультантПлюс)

В рамках текущей деятельности бюджетным учреждением заключен договор со специализированной организацией, предметом которого является оказание услуг по обмену электронными документами с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации. На какую статью классификации операций сектора государственного управления следует отнести расходы по оплате указанного договора?
Ответ:
Согласно Приказу Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" расходы по оплате договора, предметом которого является оказание услуг по обмену электронными документами с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации, следует отражать по подстатье 221 "Услуги связи" классификации операций сектора государственного управления.

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2008, N 9. Д.В.Новиков Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса

Наше учреждение заключило договор с ФГУП "Почта России" на оказание услуг почтовой связи. Предмет договора предусматривает услуги по пересылке корреспонденции с применением франкировальной машины (в части нанесения на конверт знака почтовой оплаты — франкирования корреспонденции), а также услуги по вводу информации об авансовых платежах в регистр франкировальной машины. Прошу разъяснить, каков порядок применения бюджетным учреждением классификации операций сектора государственного управления при отражении расходов, связанных с отправкой письменной корреспонденции с использованием франкировальной машины?
Ответ:
В соответствии с требованиями Указаний о порядке применения бюджетной Классификации Российской Федерации расходы на выплаты по договору, предмет которого предусматривает предоставление услуг по пересылке почтовой корреспонденции с использованием франкировальной машины, а также предоставление услуг по вводу информации об авансовых платежах в регистр (счетчик) франкировальной машины, подлежат отражению в следующем порядке:
— расходы на оплату услуг по почтовой пересылке корреспонденции следует относить на подстатью 221 "Услуги связи";
— расходы на оплату услуг по вводу информации об авансовых платежах в регистр (счетчик) франкировальной машины — на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

Консультация эксперта, Минфин РФ, 2008. И.Ю.Кузьмин Референт государственной гражданской службы РФ 2 класса (см. КонсультантПлюс)

На какую статью классификации операций сектора государственного управления следует относить расходы на оплату услуг компании телефонной связи по предоставлению детализированных счетов на оплату услуг связи?
Ответ:
В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" расходы по оплате услуг по предоставлению детализированных счетов на оплату услуг связи следует отражать следующим образом:
— в случае если предоставление указанных услуг предусмотрено договором на оказание услуг связи, то указанные расходы подлежат отражению по подстатье 221 "Услуги связи";
— в случае если предоставление указанных услуг предусмотрено отдельным договором — по подстатье 226 "Прочие услуги" классификации операций сектора государственного управления.

ПИСЬМО Минфина РФ от 18 апреля 2008 г. N 02-14-10/1148, Заместитель директора Департамента С.В.Романов

О порядке применения бюджетной классификации РФ в отношении расходов бюджетной организации на пересылку корреспонденции, техническое обслуживание франкировальной машины, а также на оплату услуг по вводу информации об авансовых платежах в регистр франкировальной машины.
Ответ:
Департамент бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев запрос о применении классификации расходов бюджетов, сообщает.
В соответствии с требованиями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 N 74н, расходы бюджетных учреждений, связанные с пересылкой письменной корреспонденции и использованием для этих целей франкировальных машин, подлежат отражению по статьям и подстатьям классификации операций сектора государственного управления (Приложение 6 к Указаниям) в зависимости от экономического содержания осуществляемых расходов, содержащегося в предмете соответствующих договоров.
Так, расходы на:
1) пересылку корреспонденции следует относить на подстатью 221 "Услуги связи";
2) техническое обслуживание франкировальной машины, обеспечивающее ее работоспособность (ремонт, профилактические работы и т.п.), следует относить на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества";
3) оплату услуг по вводу информации об авансовых платежах в регистр франкировальной машины следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

Услуги связи в бухгалтерском учете и налогообложении

действуетРедакция от 21.07.2009Подробная информация

Наименование документ ПИСЬМО Минфина РФ от 21.07.2009 N 02-05-10/2931 (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КЛАССИФИКАЦИИ ОПЕРАЦИЙ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ")
Вид документа письмо, методические рекомендации
Принявший орган минфин рф
Номер документа 02-05-10/2931
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 21.07.2009
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

Подстатья 221 Услуги связи

На данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение услуг связи для государственных (муниципальных) нужд, в том числе:

221.1 Услуги почтовой связи:

— пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления);

— оплата маркированных почтовых уведомлений, при пересылке отправлений с уведомлением;

— пересылка пенсий и пособий;

— пересылка почтовой корреспонденции с использованием франкировальной машины;

— приобретение почтовых марок и маркированных конвертов;

— абонентская плата за пользование почтовыми абонентскими ящиками.

221.2 Услуги фельдъегерской и специальной связи

221.3 Услуги телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров:

— абонентская и повременная плата за использование линий связи;

— плата за предоставление доступа и использование линий связи, передачи данных по каналам связи;

— плата за регистрацию сокращенного телеграфного адреса, факсов, модемов и других средств связи;

— плата за подключение и абонентское обслуживание в системе электронного документооборота, в т.ч. с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации;

— плата за приобретение sim-карт для мобильных телефонов, карт оплаты услуг связи;

— плата за оказание услуг по бронированию сетевых ресурсов, необходимых для осуществления присоединения к сети общего пользования;

— плата за предоставление детализированных счетов на оплату услуг связи, предусмотренное договором на оказание услуг связи.

Расходы на услуги связи: налоги и учет

В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.

221.6 Другие расходы по оплате услуг связи

— выплаты по договорам, в рамках которых осуществляется оказание услуг по приему, обработке, перевозке и доставке корреспонденции (пакетов) и посылок, если организация-исполнитель осуществляет свою деятельность по указанным договорам на основании лицензии, оформленной в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи";

— расходы арендатора по возмещению арендодателю стоимости услуг связи в случае, расходы осуществляются на основании отдельных договоров.

  • Главная
  • ПИСЬМО Минфина РФ от 21.07.2009 N 02-05-10/2931 (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КЛАССИФИКАЦИИ ОПЕРАЦИЙ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ")

Статья 54. Оплата услуг связи

1. Оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов — непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа.

Порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено Российской Федерации. В случае, если тарифы на услуги данного оператора связи подлежат государственному регулированию, по требованию абонента-гражданина оператор связи обязан предоставить этому абоненту-гражданину возможность оплаты предоставления доступа к сети связи с рассрочкой платежа не менее чем на шесть месяцев с первоначальным взносом не более чем тридцать процентов от установленной платы.

Оплате абонентом не подлежит телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом, за исключением случаев, если телефонное соединение установлено:

при помощи телефониста с оплатой за счет вызываемого пользователя услугами связи;

с использованием назначенных федеральным органом исполнительной власти в области связи кодов доступа к услугам электросвязи;

с абонентом, находящимся за пределами территории субъекта Российской Федерации, указанной в решении о выделении оператору связи ресурса нумерации, включающего в себя выделенный данному абоненту абонентский номер, если договором об оказании услуг связи не установлено иное.

Оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.03.2006 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

4. Денежные средства, вносимые абонентом-гражданином, абонентом — юридическим лицом и (или) пользователем услугами связи — физическим лицом за услуги связи, могут быть использованы для увеличения остатка электронных денежных средств таких абонента-гражданина и (или) пользователя услугами связи — физического лица в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 288-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. Не подлежат оплате иные услуги связи, технологически неразрывно связанные с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленные на повышение их потребительской ценности, в том числе контентные услуги, оказанные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом.

(п. 5 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 229-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие п.

Service Temporarily Unavailable

6 ст. 54 распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных до 01.06.2018 (ФЗ от 29.07.2017 N 245-ФЗ).

6. Оплата услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых абонентам — юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям, осуществляется только в форме безналичных расчетов посредством перечисления денежных средств с расчетных счетов таких абонентов в коммерческих банках и других кредитных организациях, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не применяются в отношении оплаты услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых пользователям услуг связи абонентов — юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, сведения о которых переданы такими абонентами оператору связи в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(п. 6 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 245-ФЗ)

Вопрос об экономической обоснованности расходов по оплате услуг связи представляется достаточно актуальным.

Обратимся к Налоговому кодексу. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Нормы статьи 252 НК РФ указывают на то, что расходы, в частности, на оплату услуг связи должны носить производственных характер (Письмо Минфина РФ от 23 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/275).

В связи с этим, налоговые органы считают, что документами, подтверждающими производственный характер, являются:

список сотрудников, которым мобильные телефоны необходимы для выполнения их служебных обязанностей, утвержденных приказом руководителя организации;

должностные инструкции, где будет указано, при выполнении каких обязанностей сотрудникам нужен в работе сотовый телефон;

договор с оператором на оказание услуг;

детализированные счета оператора связи.

Такой список документов приведен в Письме УСНС РФ по г. Москве от 22.12.2003 № 27-08/70659.

Вместе с тем, ФАС Северо-Западного округа в решении от 01.03.2004 г. по делу № Ф56-21651/03 указал, что налоговое законодательство не содержит каких-либо особых требований относительно производственного характера конкретных телефонных переговоров.

Мы рекомендуем закрепить в Приказе «Об учетной политике» перечень документов, на основании которых организации могут признать оплату услуг связи в составе расходов.

Перечень документов может быть следующим:

Счет на оплату услуг связи;

Детализированные счета оператора связи;

Самостоятельно разработанный первичный документ (с учетом требований Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), в котором отражается сумма признаваемых в текущем отчетном периоде расходов на оплату услуг связи.

Что касается норм признания расходов на оплату услуг связи для целей исчисления налога на прибыль, то Налоговым кодексом РФ и другими нормативными документами, принимаемыми в соответствии с НК РФ, никаких норм списания не установлено.

Организация самостоятельно принимает решение – принимать ли на расходы всю сумму, выставляемую оператором связи или в пределах норм. Нормы же в свою очередь утверждаются руководителем организации: или одинаковая сумма для всех должностей, или применяется дифференцированный подход к установлению лимита разговоров в производственных целях для каждой профессии в отдельности.

Другой вопрос, который представляет интерес для организаций: правомерно ли приобретать сотовые телефонные аппараты?

В настоящее время нет документов, регулирующих порядок оказания услуг связи юридическим лицам. Но, учитывая, что в качестве абонента выступают физические лица, обратимся к Постановлению Правительства РФ от 26.09.1997 г.

Оператор связи

№ 1235 «Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи».

В пункте 3 указанного документа телефонная связь определяется как вид электросвязи, предназначенный для обмена информацией преимущественно путем разговора с использованием телефонных аппаратов. Телефонный аппарат (факс, автоответчик, модем и др.) представляет собой абонентское устройство (оконечное оборудование), подключаемое к абонентским линиям техническое средство формирования сигналов электросвязи для передачи или приема по каналам связи заданной пользователем информации.

Таким образом, оказание услуг связи не возможно без подключения к абонентской линии телефонного аппарата. А сотовый телефон является, именно, тем телефонным аппаратом, с помощью которого предоставляются услуги связи оператором связи.

Хотелось бы заметить, с 01 января 2006 года правила оказания услуг подвижной (сотовой) связи регулируются Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 года № 328. В соответствии с пунктом 2 этого документа под абонентом понимается — физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, с которым заключен договор об оказании услуг подвижной связи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В соответствии с «Общероссийским классификатором основных фондов» ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 359) аппарат телефонный (код 14 3222135) относится к «Оборудованию и аппаратуре радио, телевидения и связи».

Для правомерности отражения хозяйственных операций по приобретению сотовых телефонов необходимо определить, к какой групп активов они относятся.

Срок полезного использования сотовых телефонов превышает 12 месяцев. Это следует из того, что Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные групп» аппараты телефонные (код 14 3222135) отнесены к третьей группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 5 лет включительно). И хотя, данное Постановление используется для определения срока полезного использования амортизируемого имущества для целей налогового учета, применение его положений для бухгалтерского учета не противоречить действующему бухгалтерскому законодательству.

При включении телефонного аппарата в состав объектов основных средств оформляется Акт приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) и открывается инвентарная карточка (форма № ОС — 6).

В соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Организация самостоятельно выбирает один из способов начисления амортизации, установленных пунктом 18 ПБУ 6/01. Этим же пунктом определено, что объекты основных средств, стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Исходя из изложенного, в бухгалтерском учете организации приобретение сотовых телефонов должно быть оформлено следующим образом:

Порядок отражения расходов на приобретение сотовых телефонов для целей налогового учета зависит, также, от стоимости приобретения и срока полезного использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.

Если соблюдаются вышеперечисленные условия, то стоимость сотового телефона признается в качестве расходов посредством начисления амортизации. Как уже отмечалось, аппараты телефонные относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 5 лет включительно).

Метод начисления амортизации для целей налогового учета организация определяет самостоятельно, руководствуясь нормами статьи 259 НК РФ.

Если же первоначальная стоимость сотового телефона менее 10 000 руб., то его стоимость включается в состав материальных расходов (подпункт 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ) и уменьшает налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода в полном объеме (пункт 2 статьи 318 НК РФ). Такая позиция подтверждается Письмом Минфина РФ от 22.11.2004 г. № 03-03-01-04/1/121.

При приобретении сотовых телефонов, организациям необходимо заключить договор с выбранным оператором сотовой связи. При этом необходимо учитывать следующие моменты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального Закона РФ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее — лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Если срок действия договора с оператором связи определен конкретными датами, то для целей бухгалтерского учета необходимо применять положение пункта 65 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», в соответствии с которым, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией в течение периода, к которому они относятся, то есть расходы на подключение отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и в течение срока действия договора и списываются на счета учета затрат на производство (реализацию).

Если срок действия договора определить не возможно, что Вы вправе воспользоваться одни из двух способов:

?учесть расходы по подключению в качестве расходов будущих периодов и самостоятельно (приказом руководителя) определить срок списания их на расходы, связанные с производством (реализацией);

?учесть расходы на подключение единовременно в составе расходов по обычным видам деятельности, так как соблюдаются все необходимые условия пункта 16 Приказа Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».