Котировки бензина

Сегодня многие автовладельцы заметили рост цен на топливо на калужских АЗС. В соцсетях появились гневные комментарии. Как отмечают калужане, в среднем бензин подорожал за сутки на 50-60 копеек.

На «Роснефти» за последние два дня сразу на 1,25 рубля подорожал бензин. Ещё вчера АИ-92 стоил здесь 38,8 рублей, АИ-95 — 41,75 рубля, Пульсар — 42,55. Уже сегодня всё на 55 копеек дороже: Пульсар стоит 43,25 рублей, 95-й — 42,45 рубля, 92-й — 39,35 рублей. Позавчера цены подросли на 70 копеек. Похоже, прогнозы сбываются, до 50 рублей за литр не так далеко,

— написали в одной из калужских групп ВКонтакте.

В региональном министерстве конкурентной политики пояснили, что рост стоимости бензина и дизтоплива обусловлен увеличением налоговых ставок акцизов на бензин.

Основными причинами увеличения цен на нефтепродукты явилось увеличение с 1 января 2019 года налоговых ставок акцизов на бензин 5 класса: с 8 213 рублей за тонну до 12 314 рублей за тонну и дизельного топлива с 5 665 рублей за тонну до 8 541 рубля за тонну, то есть в обоих случаях в полтора раза, а также увеличение налоговых ставок НДС с 18 до 20 процентов,

— поясняет начальник отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей министерства конкурентной политики Калужской области Антон Охотницкий.

При этом отмечается, что розничное увеличение цен на отдельных АЗС Калужской области не превышает 1,7%, что укладывается в шкалу возможного роста цен, установленную на федеральном уровне.

Для компенсации роста НДС с 18 до 20 процентов с января 2019 года вертикально-интегрированные компании могут поднять цены не выше чем на 1,7%, а с 1 февраля — и далее, но исходя из равномерного роста до конца года и не быстрее прогнозной инфляции (4%),

— добавляет Антон Охотницкий.

В министерстве конкурентной политики сообщили, что за январь–ноябрь 2018 бензин в Калужской области подорожал на 11,2%, дизельное топливо — на 17,4% по отношению к декабрю 2017 года. Основное повышение цен на нефтепродукты состоялось весной прошлого года. После этого и до конца 2018-го розничные цены на нефтепродукты практически не менялись.

С 27 декабря 2018 года по 14 января 2019-го розничные цены на бензин стали выше на 1,7% (или 74 копейки) на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт». Дизельное топливо подорожало на 1,6% (или 70 копеек за литр) на АЗС всех крупных операторов.

В четверг, 18 июня, стоимость бензина АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже обновила исторический максимум и достигла 57,31 тыс. рублей за тонну. Одновременно цена топлива АИ-92 на торговой площадке впервые с мая 2018 года поднялась выше 50,72 тыс. рублей за тонну.

С начала лета биржевые котировки бензина АИ-95 выросли сразу на 10%. На этом фоне Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже объявила о мерах по недопущению необоснованного роста цен на нефтепродукты.

«В связи с появившимися сообщениями в СМИ о росте биржевых цен на АИ-95 мы начали соответствующие проверки, сделали запросы на биржу», — заявил статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.

По его словам, если ведомство обнаружит сговор, то виновных ждут санкции, предусмотренные «антимонопольным, а возможно, и уголовным законодательством».

В то же время на российских заправках удорожание топлива оказалось незначительным. По данным Росстата, с 1 по 15 июня средняя розничная цена литра АИ-92 в России выросла лишь на 0,3% — до 42,55 рубля, а стоимость АИ-95 прибавила 0,37% и составила 46,03 рубля за литр.

«На бирже бензин в основном покупают небольшие независимые компании, а доля их поставок на розничный рынок не превышает 10%. Основная же часть топлива продаётся в собственных сетях АЗС крупных нефтяных компаний. Поэтому биржевые оптовые цены ограниченно влияют на розничные», — объяснил в интервью RT главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.

Как отмечают эксперты, весной на фоне введения режима самоизоляции потребление топлива в России снизилось, а энергетические компании уменьшили выпуск нефтепродуктов. После отмены карантинных ограничений спрос на бензин в стране резко вырос, однако нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) пока не успели нарастить производство. В результате на рынке временно образовался дефицит, а цены на горючее стали расти.

«В апреле и мае часть НПЗ уходила на ремонт, но на тот момент в стране ещё действовал режим самоизоляции и населению с бизнесом не нужно было столько бензина. После отмены ряда карантинных ограничений передвигаться между регионами стало проще, поэтому и выросла потребность в топливе. Однако, несмотря на скачок биржевых цен, высокого роста розничной стоимости топлива в России ждать не нужно», — рассказал RT руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Также по темеТопливное равновесие: как могут измениться цены на бензин в России летом Весной цены на топливо в России незначительно снизились. Эксперты объясняют это падением спроса на горючее из-за введения режима…

По рекомендации Минэнерго в июне российские нефтяные компании должны увеличить выпуск бензина на 30% по сравнению с маем (до 103 тыс. тонн в сутки) и перенаправить поставки горючего на внутренний рынок. Как заявили в министерстве, в результате предложение топлива внутри страны превысит спрос, что позволит «стабилизировать ценовую ситуацию».

Отметим, что удорожание топлива началось одновременно с восстановлением мировых цен на нефть после весеннего обвала. Так, за последний месяц стоимость сырья эталонной марки Brent на бирже ICE в Лондоне выросла с $32—33 до $40—41 за баррель. Впрочем, как отмечают аналитики, конечные цены на горючее в России в большей степени зависят не от нефтяных котировок, а от уровня налоговой нагрузки на бизнес.

«В России в себестоимости топлива сама нефть имеет долю примерно в 30%, тогда как всё остальное приходится на налоги. Вот и получается, что тенденция на нефтяном рынке почти не оказывает влияния на российские цены», — пояснил в разговоре с RT эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.

Защитные меры

В ближайшие месяцы рост цен на бензин и дизельное топливо в России будет сдержан специальным компенсирующим механизмом — демпфером. Об этом RT рассказал аналитик ГК «Финам» Алексей Калачёв.

Напомним, после резкого удорожания горючего в 2018 году правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен. В то же время нефтяникам было невыгодно поставлять горючее на российский рынок по фиксированной стоимости. Экспортные цены заметно превышали внутренние, поэтому бизнесу было прибыльнее продавать нефтепродукты только за рубежом. В результате с 1 января 2019 года государство стало компенсировать компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок.

«При низких экспортных ценах на нефть стоимость топлива на внутреннем рынке в рублях позволяет нефтяникам получать сверхприбыль, частью которой они делятся с бюджетом. Если же экспортные цены на нефть высокие, государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на горючее внутри страны. Такой механизм позволяет избежать серьёзных скачков цен на горючее в рознице», — пояснил Колачёв.

  • РИА Новости
  • © Константин Михальчевский

По словам экспертов, удержать цены вблизи текущих уровней позволит и временный запрет властей на импорт горючего из-за рубежа. Соответствующее ограничение вступило в силу 2 июня и действует до 1 октября 2020 года. Таким образом руководство страны пытается защитить финансовое положение российских производителей.

«При резком снижении нефтяных цен в I квартале 2020 года бензин стал дешевле во многих странах. В России же демпферный механизм удерживает рынок от колебаний и не даёт ценам снизиться. Однако продажа дешёвого импортного бензина может нанести ущерб российским НПЗ. Таким образом, чтобы оставить внутренний рынок топлива за «отечественным производителем», было принято решение временно запретить импорт нефтепродуктов», — пояснил Марк Гойхман.

В целом до конца лета рост стоимости бензина в России будет оставаться ниже уровня инфляции, считают аналитики. При этом до конца года опрошенные RT эксперты также не ожидают резких скачков розничных цен на горючее.

«Летом цены на бензин могут вырасти на 2—3%. В то же время мы полагаем, что повышательная динамика топливных цен далее по году будет сохранять сдержанный формат и не превысит уровня в 3—4%», — заключил экономист «БКС Премьер» Антон Покатович.