Кто такой машинист инструктор

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977

Корреспондент

Должностные обязанности. Осуществляет обучение работников локомотивных бригад устройству локомотивов мотор-вагонного подвижного состава (МВПС) обслуживаемых серий, рациональным режимам вождения поездов и маневровой работы, правилам производства технического обслуживания и содержания локомотивов МВПС в эксплуатации, обеспечения графика движения поездов, правилам безопасности движения и безопасным приемам труда. Представляет начальнику депо на основании результатов проверки теоретических и практических знаний и навыков письменное заключение о возможности допуска лиц к самостоятельной работе машинистами. Организует качественный уход и техническое обслуживание локомотивов МВПС локомотивными бригадами, участвует в приемке локомотивов МВПС после ремонта и технического обслуживания перед сдачей в эксплуатацию. Принимает участие в разработке и внедрении прогрессивных методов вождения поездов и выполнения маневровой работы, режимных карт, других технологических документов, касающихся работы локомотивных бригад. Разрабатывает для специализированных групп подготовки машинистов из числа помощников учебные планы повышения квалификации, освоения новых серий локомотивов МВПС, планы технических занятий для локомотивных бригад. Организует расшифровку скоростемерных лент, учет и расследование выявленных нарушений, хранение лент с записью информации о нарушениях. Изучает передовой опыт по режимам вождения поездов, по экономному расходованию топливно-энергетических ресурсов. Разрабатывает в установленном порядке обоснованные дифференцированные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, организует учет и контроль за их выполнением локомотивными бригадами. Контролирует выполнение должностных обязанностей работниками локомотивных бригад, информирует руководство депо, а при необходимости руководителей других организаций, о выявленных нарушениях в обеспечении безопасности движения, организации труда и отдыха локомотивных бригад. Представляет руководству депо предложения по привлечению к ответственности работников локомотивных бригад за допущенные ими нарушения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, касающиеся эксплуатации железнодорожного транспорта; правила технической эксплуатации железных дорог; инструкцию по сигнализации на железных дорогах; инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах; требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Машинист-инструктор локомотивных бригад» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция машиниста-инструктора локомотивных бригад, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 октября 2019 г. N 2605-р

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 г. N 30-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 4, ст. 347).

2. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, Фонду социального страхования Российской Федерации утвердить до 20 апреля 2020 г. форматы предоставления документов (сведений), указанных в перечне документов (сведений), которые акционерное общество «Российский экспортный центр» вправе получать и передавать посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 г. N 30-р, с изменениями, утвержденными настоящим распоряжением (далее — документы (сведения), а также соответствующие руководства пользователей видов сведений и обеспечить их размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Федеральным органам исполнительной власти, являющимся обладателями документов (сведений), Фонду социального страхования Российской Федерации с участием акционерного общества «Российский экспортный центр»:

а) до 20 января 2020 г. разработать технологические карты межведомственного электронного взаимодействия;

б) до 20 августа 2020 г. обеспечить межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении документов (сведений).

4. Рекомендовать Банку России с участием акционерного общества «Российский экспортный центр»:

а) до 20 января 2020 г. разработать технологические карты межведомственного электронного взаимодействия;

б) до 20 апреля 2020 г. утвердить форматы предоставления документов (сведений), а также соответствующие руководства пользователей видов сведений и обеспечить их размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

в) до 20 августа 2020 г. обеспечить межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении документов (сведений).

5. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим распоряжением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных этим органам на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 31 октября 2019 г. N 2605-р

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 ЯНВАРЯ 2019 Г. N 30-Р

1. Абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:

«предоставление в электронной форме документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах и указанных в разделе I перечня, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, Фондом социального страхования Российской Федерации по запросу акционерного общества «Российский экспортный центр», подключенного к единой системе межведомственного электронного взаимодействия;».

2. Дополнить пунктом 3(1) следующего содержания:

«3(1). Рекомендовать Банку России представлять по запросу акционерного общества «Российский экспортный центр» в электронной форме документы (сведения), указанные в разделе I перечня.».

3. В перечне документов (сведений), которые акционерное общество «Российский экспортный центр» вправе получать и передавать посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, утвержденном указанным распоряжением:

а) наименование графы «Органы государственной власти или организации, участвующие в обмене документами (сведениями)» после слов «Органы государственной власти» дополнить словами «, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации»;

б) раздел I:

дополнить позицией 19(1) следующего содержания:

«19(1).

Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

ФНС России»;

дополнить позицией 22(1) следующего содержания:

«22(1).

Данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, включая сведения, содержащие информацию ограниченного доступа

ФТС России»;

дополнить позициями 32(1) — 32(4) следующего содержания:

«32(1).

Перечень экспортеров, зарегистрированных в Российской Федерации, получивших денежные средства за экспорт услуг (наименование экспортера)

Банк России

32(2).

Перечень экспортеров и внешнеторговых контрактов, которые ими поставлены на учет в уполномоченных банках, сняты с учета (наименование экспортера, дата контракта и его номер, присвоенный экспортером)

Банк России

32(3).

Перечень экспортеров, в отношении которых выявлены случаи снятия с учета внешнеторговых контрактов, по которым обязательства нерезидента не исполнены или исполнены частично, и в дальнейшем по истечении срока исполнения обязательств такие контракты не поставлены на учет ни в одном из уполномоченных банков (наименование экспортера)

Банк России

32(4).

Сведения о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам плательщика страховых взносов

Фонд социального страхования Российской Федерации».

– В подменном пункте станции Верхний Баскунчак семь машинистов-инструкторов. У каждого своя специализация: хозяйственное движение, маневровое, грузовое, по обучению, – говорит заместитель начальника по эксплуатации эксплуатационного локомотивного депо Астрахань-2 Александр Епифанов. – Согласно распоряжению № 707, с 1 июля в штате предприятия появится машинист-инструктор по контролю на линии. За ним не будет закреплена колонна. Его основная задача – инспектировать работу локомотивных бригад на линии и давать ей независимую оценку.
Новая должность вводится в штат основных эксплуатационных локомотивных депо из расчёта одна единица на 200 локомотивных бригад. По приказу начальника региональной дирекции тяги в случае необходимости машинист-инструктор по контролю на линии может появиться и в оборотных депо.
На первый взгляд кажется, что перед новым штатным сотрудником стоят ревизорские задачи. Однако это не совсем так.
– Наставник по контролю локомотивных бригад на линии в первую очередь работает с машинистами и их помощниками из группы риска, – поясняет инструктор по обучению эксплуатационного локомотивного депо Астрахань-2 Павел Смелый. – В его обязанности входят целевые поездки с машинистами, допустившими, например, пережог топлива, нарушения при управлении тормозами, режиме ведения поезда, не соблюдающими техническую скорость. После каждой поездки инструктор будет предоставлять отчёт заместителю депо по эксплуатации.
Ещё одна обязанность машиниста-инструктора по контролю на линии – целевые поездки с новоиспечёнными работниками.
– Согласно положению, предстоит проводить в первый месяц самостоятельной работы целевые поездки с машинистами локомотивов со стажем работы менее года, – отмечает машинист-инструктор подменного пункта Верхний Баскунчак Николай Карпенко. – Требуется не только контролировать сотрудника, но и направлять его, обучать передовым методам вождения и обслуживания локомотива, управлению тормозами. При необходимости машинист-инструктор по контролю на линии может привлекаться к проведению контрольных и контрольных заключительных поездок.
С 1 июля Николай Карпенко вступит в должность машиниста-инструктора по контролю на линии. В качестве ключевых критериев при подборе специалиста на новую штатную единицу стали продолжительность работы на предприятии и опыт.
– Николай Владимирович трудится в депо с 1990 года. Сперва был помощником машиниста. В 1999-м прошёл обкатку на машиниста, получил высшее образование в РГОТУПС. В последние годы был машинистом-инструктором грузового движения, – рассказывает машинист-инструктор по обучению Николай Стефанюк. – Согласно графику он прошёл проверку знаний в АСПТ.
– Работая с грузовой колонной, я проводил инструктажи с локомотивными бригадами и практические занятия. Привлекался к целевым поездкам и проверкам, а также к контрольным инструкторским поездкам, – отмечает Николай Владимирович. – Теперь большую часть времени буду находиться на линии, ведь на нашем предприятии 170 локомотивных бригад.
– Машинист-инструктор по контролю на линии сможет выявить недостатки локомотивной бригады и дать их машинисту-инструктору рекомендации, над чем необходимо поработать, чтобы не допустить повторных замечаний, – резюмирует ревизор по безопасности движения поездов по Астраханскому территориальному управлению Николай Миронов.

Екатерина Кобзева

Информация о требованиях при приёме на работу
и об условиях труда и отдыха машинистов электропоездов метрополитена

1. Приём на работу

На курсы по обучению специальности «Машинист электропоезда метрополитена» принимаются мужчины* в возрасте от 18 лет** и выше, годные по состоянию здоровья.***

Перед поступлением на курсы необходимо пройти тестирование (профотбор) у психологов и медицинское освидетельствование в поликлинике метрополитена.

Медицинское освидетельствование в районных наркологическом и психоневрологическом диспансерах платное, деньги возмещаются после начала обучения.

Основные этапы медкомиссии:

  • проверка остроты зрения (зрение должно быть идеальным), проверка состояния глазного дна, проверка глазного давления;
  • прохождение профотбора у психолога;
  • электрокардиограмма;
  • велоэргометрия;
  • флюорография;
  • анализы;
  • врачи специалисты: хирург, невролог, стоматолог, отоларинголог, терапевт;
  • заключение председателя ВЭК.

Лица, страдающие хроническими заболеваниями, имеющие пониженное зрение, пониженный слух, и т.д. не признаются годными по состоянию здоровья для работы машинистами электропоезда метрополитена.

Впоследствии, машинисты ежегодно проходят такую мед. комиссию. Все требования медицины учитывают характер работы машиниста: в условиях тоннеля, машинист работает один, длительное время находится в ограниченном пространстве кабины и т.д.

Перед началом обучения с учащимися заключается контракт, после окончания обучения обязательная отработка в течение 1 года в должности машиниста электропоезда.
В случае преждевременного разрыва контракта по инициативе работника, он должен возместить сумму, затраченную на его обучение (начисляется при оформлении увольнения).

2. Подготовка в Технической школе метрополитена

Теоретическое обучение осуществляется в Технической школе метрополитена, расположенной на площадке депо «Автово» по адресу пр. Стачек, д. 100.
Занятия проходят ежедневно с понедельника до пятницы с 9-00 утра до 16.20 по полтора часа с перерывами по 10 минут и обедом 40 минут. Суббота, воскресенье — выходной день.

В день производится обучение по двум разным предметам. В процессе обучения изучается оборудование вагона (механическое, пневматическое, электрическое), пневматические и электрические схемы вагонов, различные инструкции, оговаривающие порядок работы и действий машиниста в различных ситуациях (технологические инструкции, должностная инструкция, инструкции по выходу из аварийных ситуаций, Сборник №3 по действиям в чрезвычайных ситуациях), Правила технической эксплуатации метрополитенов, Инструкция по сигнализации на метрополитенах, Инструкция по движению поездов и маневровой работы и другие документы.

Ежемесячно выплачивается стипендия (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала) в зависимости от успеваемости учащегося (по итогам обучения за месяц высчитывается средний балл, на основании которого производится доплата к базовой стипендии, чем выше балл, тем больше доплата).

Практическое обучение происходит под руководством опытного машиниста-наставника и машиниста-инструктора на одной из линий метрополитена.

Лица, не посещающие занятия, систематически неуспевающие по предметам, нарушающие внутренний распорядок технической школы, отчисляются. Лицам, имеющим хоть одну неудовлетворительную оценку по любому предмету в течение месяца, стипендия за месяц выплачивается в минимальном размере.

3. Условия труда и отдыха

По характеру работы машинист занят:

  • на перевозке пассажиров,
  • работа на подменах,
  • работа по обороту подвижного состава на конечных станциях (Девяткино, Проспект Ветеранов, Купчино, Парнас, Приморская, Рыбацкое, Комендантский Проспект, Улица Дыбенко),
  • нахождение в резерве.

4. Рабочие смены

Смены у машинистов делятся на дневные, вечерние (т.н. «без ночи») и ночные:

  • дневная смена: время заступления колеблется в интервале от 6.40 утра, примерно до 10 часов утра. Продолжительность смены от 6 часов (минимальная продолжительность смены), до 8 часов 30 минут (максимальная продолжительность смены).
  • вечерняя смена («без ночи»): время заступления в интервале от 12 до примерно 16 часов.
  • ночная смена: начало смены в интервале от 16 до 18 часов, окончание смены: от 24 до 2.00 часов, затем ночной отдых, утром работа с 5-ти — 6-ти часов до 8.30 — 9.30.

Место и время начала работы, продолжительность рабочей смены, время и место окончания смены определяется графиком, который составляется на месяц вперёд и выдаётся машинисту в конце текущего месяца на следующий.

Место начала и окончания смены это депо линии или линейный пункт, расположенный на станции. На линейном пункте в оборудованной комнате приёма пищи имеется микроволновая печь, электрический чайник или кулер.
Перед началом смены машинист, в обязательном порядке, проверяется на медицинском смотровом комплексе, контролируется общее самочувствие машиниста, степень его готовности к работе (с применением компьютерной программы проверяется пульс, давление, индекс напряжённости, гистограмма, на основании этих данных программа выдаёт заключение о готовности и пригодности машиниста к работе). Лица, обнаруженные с остаточными явлениями, в состоянии алкогольного, наркотического, токсического эффекта, до работы не допускаются и увольняются из метрополитена.

В течение рабочей смены машинисту предоставляется оплачиваемые специальные перерывы общей продолжительностью не менее 25 минут и неоплачиваемый перерыв на обед продолжительностью не менее 30 минут.

Ночной отдых машиниста проходит в комнатах отдыха в депо или на станциях метрополитена, в арендуемых у города квартирах.

После прибытия в комнату отдыха машинист отмечает в журнале у дежурной время явки, время утреннего подъёма. В соответствии с заявленным временем, утром дежурная производит побудку машиниста. Заявку на подъём машинист записывает, учитывая начало утренней смены по графику. Ночуют машинисты в комнатах по два, три человека.

В течение рабочей смены машинист может быть подвергнут внутрирейсовому медицинскому осмотру, а по окончании смены – послерейсовому.

После ночного отдыха в депо все машинисты проверяются на медицинском смотровом комплексе.

Работа машиниста требует от человека определённых качеств: дисциплина, внимание, умение быстро собраться в аварийной ситуации, не растеряться и принять правильное решение, наличие практических навыков по выходу из аварийной ситуации, определённой базы знаний.

После окончания технической школы на протяжении всего времени работы машинистом, происходит постоянное теоретическое и практическое обучение. Один раз в месяц (до года самостоятельной работы) и один раз в три месяца (от года самостоятельной работы) в депо проводится техническая учёба и практические занятия по выходу из аварийных ситуаций.

На технической учёбе рассматриваются вопросы конструкции вагона, технические новшества, которые внедряются на вагонах, изменения конструкции вагона, электрические и пневматические схемы вагона и т. д.

На практических занятиях по выходу из аварийных ситуаций машиниста обучают правильным действиям при возникновении различных нештатных ситуаций, которые могут возникнуть при работе на составе на линии.

Все теоретические и практические занятия направлены на то, чтобы машинист квалифицированно работал, не терялся в нестандартных ситуациях, принимал правильные решения, т.к. на него возложена ответственность за жизни и безопасность пассажиров, которых он перевозит в поезде.

За нарушение требований инструкций машинист несёт ответственность, вплоть до уголовной.

Ежегодный отпуск машиниста составляет до 45 календарных дней. В летнее время отпуск предоставляется один раз в три года. По желанию работника отпуск может быть разделён на части.

Для отдыха работников метрополитена и членов их семей созданы хорошие условия:

  • санаторий в г. Зеленогорск,
  • база отдыха в посёлке Кабардинка на Чёрном море,
  • база отдыха в посёлке Чёлово Ленинградской области,
  • летний лагерь отдыха для детей в посёлке Рощино Ленинградской области (в зимнее время работает, как лыжная база).

Работники, отработавшие 12 с половиной лет машинистами, получают право на льготную пенсию, уход на пенсию в 55 лет. Все метрополитеновцы имеют медицинскую страховку от предприятия и возможность лечиться в поликлинике метрополитена.

5. Оплата труда

Оплата труда машиниста повремённо-премиальная с суммированным учётом рабочего времени.

Заработная плата машиниста складывается из нескольких составляющих:

  • оплата за отработанные часы;
  • доплаты за работу в вечернее время (20% от часовой тарифной ставки);
  • доплата за работу в смену, разделённую на части (30% от часовой тарифной ставки);
  • доплата за работу в ночное время (40% от часовой тарифной ставки);
  • доплата за квалификацию;
  • доплата за выслугу лет;
  • премия.

Первые месяцы, после окончания технической школы, машинисты работают на оборотах составов на конечных станциях. После допуска на самостоятельную работу по перевозке пассажиров, оплата труда повышается в среднем в 1,3-1,5 раза (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала).
Особые условия по оплате у машиниста, отработавшего 25 лет и более, имеющего высшую квалификацию.
Все машинисты обеспечиваются бесплатной формой одежды один раз в два года (в соответствии с «Налоговым кодексом» удерживается только подоходный налог с суммы стоимости формы).

К оплачиваемому отпуску дополнительно выплачивается единовременное поощрение, размер которого устанавливается ежегодно приказом начальника метрополитена.

Метрополитен — это государственное предприятие. По этой причине банки, занимающиеся ипотечным кредитованием, охотно предоставляют работникам метрополитена кредит на строительство жилья. Оплата листов временной нетрудоспособности гарантирована. Оплачиваемые учебные отпуска предоставляются в соответствии с действующим законодательством.

* в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №162 от 25 февраля 2000 года, в котором приведен перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

** в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», статьей 265 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ и СанПиН 2.4.6.2553-09, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58.

*** место работы: г.Санкт-Петербург. Петербургский метрополитен служебным жильем не располагает и общежитие не предоставляет.