Легализация преступных доходов

О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем

1. Способы легализации доходов, полученных преступным путем

Под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества понимаются вовлечение в сферу легальной деятельности денежных средств и имущества, приобретенных незаконным, преимущественно преступным, путем, и придание им статуса легитимности с целью получения возможности их использования, не вызывая подозрений у правоохранительных органов.

По экспертным данным МВД России, 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в настоящее время в предпринимательскую деятельность и 15% расходуются на приобретение недвижимости и иного имущества. Бесспорно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности, а также росту числа коррумпированных чиновников.

Специалисты выделяют некоторые наиболее распространенные способы получения сокрытых от налогообложения денежных средств, а также основные этапы и механизмы, присущие отмыванию незаконно полученных доходов:

  1. создание организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств для продажи неучтенных наличных денег за безналичные деньги за определенный комиссионный процент. В настоящее время получила широкое распространение практика не только банкротства обналичивающей организации до первой проверки налоговыми органами, но и реорганизации фирмы путем смены учредителей или слияния с другой компанией путем использования документов граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, а также поддельных или похищенных документов. Введение "грязных" наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря значительному нелегальному наличному обороту между хозяйствующими субъектами.

Нередко встречаются случаи, когда организации создаются на непродолжительное время по подложным документам или на подставных лиц. В эти организации переводятся добытые преступным путем денежные средства, которые затем конвертируются и переводятся на счета "своих" организаций, расположенных чаще всего в офшорных зонах; эти организации и легализуют через счета различных компаний "грязные деньги". При проведении импортных операций в офшорной зоне создается дочерняя либо самостоятельная компания, которая заключает с российскими организациями контракты на поставку различных товаров в Российскую Федерацию. Для обеспечения этих контрактов переводятся крупные суммы денежных средств. Но товары в Российскую Федерацию не поступают, а денежные средства переводятся на счета других фирм <*>;

  1. отделение незаконных доходов от источника их получения с помощью финансовых операций.

    ДОХОДЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

    Нередко создаются офшорные предприятия, на счета которых направляются по фиктивным экспортно-импортным контрактам деньги, аккумулированные на счетах организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств;

  2. осуществление экспортно-импортных операций (как правило, составляются два контракта: один реальный и один фиктивный, с завышенной суммой сделки; после этого денежные средства по фиктивному договору переводятся фирме-посреднику, на счетах которой остается разница между реальной и фиктивной ценой) или организация лотерей и участие в деятельности казино. Полученные средства вкладываются в недвижимость, в том числе за рубежом, в наиболее доходные сферы финансово-хозяйственной деятельности;
  3. участие в приватизации. Денежные средства от преступных промыслов успешно легализуются через приватизацию. Отдельные лидеры преступных группировок начинают приобретать политический вес в обществе, используя коррумпированных представителей органов государственной власти и управления.

<*> Завидов Б.Д., Попов И.А., Сергеев В.И. Уклонение от уплаты налогов. — М., 2001. — С. 24.

За первый год действия уголовной ответственности за легализацию незаконных доходов (1997 г.) в Российской Федерации было зарегистрировано 241 такое преступление. В 1998 г. их количество резко увеличилось и достигло 1003. В 1999 г. число выявленных фактов легализации незаконно полученных денежных средств осталось практически на уровне предшествующего года — 965. Треть из них (312) совершены в крупном и особо крупном размере; их рост по сравнению с предыдущим годом составил 67%. Из общего числа законченных производством материалов (790) 679 дел направлено в суд. Привлечено к уголовной ответственности 65 человек. Причиненный материальный ущерб по возбужденным уголовным делам составил 207,5 млн руб. Наложен арест на имущество, изъято материальных ценностей, имеющих отношение к преступной деятельности, на сумму 72,1 млн руб.

2. Формирование законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

В среде специалистов все еще выдвигаются предложения о необходимости применения уголовных санкций, назначаемых за нарушение налогового законодательства, в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)).

Однако в российском законодательстве уже установлен ряд мер, направленных на исключение возможности распоряжаться такими доходами. Так, в соответствии со ст. ст. 166, 168, 169 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов либо совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожны. При наличии умысла в доход Российской Федерации взыскиваются все доходы, полученные преступным путем. Требование о признании сделки ничтожной может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе сделать это по собственной инициативе.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38), а обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44).

Таким образом, в настоящее время привлекать лиц, виновных в совершении общеуголовных преступлений, связанных с извлечением преступного дохода, к уголовной ответственности за налоговые преступления (при отсутствии их состава) не представляется возможным и не имеет под собой законных оснований.

При обсуждении в Государственной Думе вопросов противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, отмечалось, что поскольку налоги уплачиваются только с доходов, полученных легальным путем, то с не подвергшихся налогообложению доходов должны взиматься неуплаченные налоги, штрафы и пени, которые затем должны "работать" на экономику страны. В итоге депутаты Государственной Думы настояли на том, что под ответственность за легализацию не должны подпадать следующие правонарушения:

  • невозвращение из-за границы валютных средств экспортерами;
  • уклонение от уплаты таможенных платежей и уклонение от уплаты налогов.

Сторонники данной позиции отмечали, что за все это УК РФ уже установлена своя, гораздо более мягкая, чем за "отмывание" денег, ответственность.

Правительство РФ предлагало в качестве компенсации за вывод налоговых нарушений из-под прямого действия УК РФ закрепить в нем хотя бы положение, что банки и финансовые организации не вправе отказать уполномоченному органу в предоставлении информации на основании того, что соответствующая операция, сделка связана с легализацией доходов, полученных в результате совершения вышеперечисленных правонарушений.

Однако Государственная Дума сочла такое требование излишним. По мнению депутатов, через отслеживание налоговых нарушений, валютных и таможенных нарушений бессмысленно искать "грязные" деньги. Если можно выявить неуплату налогов с каких-то доходов, то это означает, что эти доходы, даже если они и были "грязными", уже каким-то способом легализованы.

Таким образом, позиция отдельных депутатов привела к тому, что из-под действия законодательства о борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, были выведены налоговые преступления. Однако, с нашей точки зрения, средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, также незаконны, а уклонение от уплаты налогов является таким же общественно опасным деянием, как и все остальные.

3. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее — Закон N 115-ФЗ) под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ, ответственность по которым установлена вышеуказанными статьями Кодекса.

Указом Президента Российской Федерации от 01.11.2001 N 1263 образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу — КФМ России (с 09.03.2004 — Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг), одной из основных задач которого является направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. С момента образования Комитета по июль 2003 г. КФМ России передал в правоохранительные органы 4800 материалов, касающихся подозрительных финансовых операций, по итогам рассмотрения которых было возбуждено 10 уголовных дел.

Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) выработала рекомендации, предусматривающие для стран мирового сообщества:

  • определение перечня преступлений, с легализаций доходов от которых следует бороться;
  • определение перечня организаций (в основном финансово-кредитных и почтовых), которые должны проявлять особую бдительность при осуществлении через них крупных или подозрительных операций;
  • определение порядка экстрадиции лиц, обвиненных в легализации денег;
  • установление в законодательстве той или иной страны понятия "легализация незаконно полученных доходов" таким образом, что исключало бы возможность двоякого толкования, споров или ухода от ответственности за совершение данного преступления и т.д.

Для выполнения рекомендаций FATF российскими законодателями разработан и принят Федеральный закон от 28.07.2004 N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которым появились следующие законодательные новеллы:

  1. перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, уточнен и дополнен страховыми организациями и лизинговыми компаниями, организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также устраивающими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, а также организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  2. перечень операций с денежными средствами в наличной форме, которые подлежат обязательному контролю, дополнен операциями покупки или продажи наличной иностранной валюты физическим лицом;
  3. уточнен перечень иных сделок с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, в том числе получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и в иных основанных на риске играх;
  4. перечень операций с денежными средствами, которые подлежат обязательному контролю, дополнен такой услугой, как предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;
  5. перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, дополнен сделками с недвижимым имуществом, если сумма сделки равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее;
  6. уточнены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
  7. дополнены требования к правилам внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, для кредитных организаций — Банком России;
  8. установлен срок, в течение которого работники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при возникновении подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, обязаны сообщать об этом в уполномоченный орган, — не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций;
  9. уточнено, что пятилетний срок хранения документов, подтверждающих сведения, связанные с мероприятиями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом;
  10. уточнены запретительные меры для кредитных организаций, направленные на эффективное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Кредитным организациям запрещается:
  • открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;
  • открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;
  • устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;
  1. установлены случаи, когда кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом:
  • отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;
  • непредставление физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в ст. 7 Закона N 115-ФЗ сведения, либо представление недостоверных документов;
  • наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии его в террористической деятельности, полученных в соответствии с Законом N 115-ФЗ;
  1. Закон N 115-ФЗ дополнен ст. 7.1, в которой прописываются права и обязанности иных лиц.

Так, устанавливается, что требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, если они готовят или осуществляют от имени либо по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

И.Н.Соловьев

К. ю. н.,

начальник

Уголовно-правового управления

Правового департамента

МВД России

Что говорит закон о легализации?

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Совершение финансовых операций идругих сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом наказывается…

Максимальный срок наказания по ч.4 ст.174 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом…

Максимальный срок наказания по ч.2 ст.174.1 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Основными нормативными документами по данным двум составам преступления являются:

— Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 года государствами — членами Совета Европы — ФЗ «О ратификации конвенции об отмывании, выявлении изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 28 мая 2001 года — ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года — Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём» от 18 июня 2004 года.

Легализация.

Что делать?

Ваша защита от обвинения в совершении легализации будет строиться на доказывании отсутствия признаков состава преступления и/или доказывании Вашей непричастности к совершённому преступлению.

Не всякое распоряжение имуществом есть легализация. Важна ЦЕЛЬ

Статья 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершениям им преступления, появилась в УК РФ в 2002 году, с принятием ФЗ — № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма». С этого момента уголовный закон разделил ответственность за легализацию по субъекту первоначального преступления: ст. 174 – предусматривает ответственность за отмывание доходов, незаконно полученных другими лицами, а ст.174.1 – за отмывание собственных преступных доходов.

Однако, если сравнить две эти нормы, то по ранее действующему уголовному закону, вопреки логике, под легализацией преступных доходов понимались совершенно разные действия. Так, диспозиция ст.174 УК РФ воспроизводила уточнённое определение легализации из закона № 115-ФЗ, указывающая на основную составляющую этого деяния – цель придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжения преступно полученным имуществом. Именно это неотъемлемый признак легализации установлен в законодательстве многих зарубежных стран (Германия, Швейцария и других). В ст.174.1 ранее специальная цель, как специальный признак отсутствовала, а наказуемыми действиями считались, не только совершение финансовых операций и сделок с преступно приобретённым имуществом, но и его использование в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Легализация доходов (отмывание доходов, полученных преступным путем)

Между тем, распоряжение приобретённым имуществом – это составляющая корыстной цели деяния (таковая имеет место при совершении большинства преступлений, в результате которых извлекается доход). Поэтому дополнительной квалификации распоряжение преступно полученным имуществом, как легализации, не требуется.

В связи с изменениями, внесёнными в УК РФ, в связи с принятием закона № 60-ФЗ от 07.04.2010 года, придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, как цель легализации теперь указано в диспозициях и ст.174 и ст.174.1 УК РФ.

Какое имущество составляет предмет преступления?

Предметом легализации являются денежные средства или иное имущество, заведомо приобретённые преступным путём.
Доходы, полученные преступным путем, согласно ст.3 Федерального закона -115 — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Преступный путь выражается в том, что имущество приобретено в результате совершения различных преступлений. Уголовный закон ограничивает круг указанных преступлений, исключив из их числа, преступления, предусмотренные ст.193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Доход – означает любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления.

Денежные средства – платёжное средство, платежи могут осуществляться путём наличных и безналичных расчётов.
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Статья 6 ФЗ – 115 от 7 августа 2001 года определяет виды операций, подлежащие обязательному контролю.

Судебная практика

Судебная практика по применению уголовного закона складывается по-разному, в связи с тем, что отсутствуют чёткие разъяснения со стороны высшей судебной инстанции. Вместе с тем, формальный подход к квалификации на основе буквального толкования нормы и желания улучшить показатели работы органов предварительного следствия, приводят к тому, что ст.174.1 УК РФ вменяется по совокупности избыточно.

Что характерно, даже суды не всегда принимают такое обстоятельство, как цель использования денежных средств, полученных преступным путём. Как правило, они соглашаются с квалификацией действий подсудимых, по ст.174.1 УК РФ, когда были доказаны факты хищений в крупном размере.

В абсолютном большинстве случаев, отмывание денежных средств или иного имущества, которое лицо приобретает, в результате совершения другого преступления, вменяется ему по совокупности с этим предикатным (первичным) преступлением. Среди таковых наиболее распространены: кража (ст.158), мошенничество (ст.159), присвоение или растрата (ст.160), незаконное получение кредита (ст.176), сбыт наркотических или психотропных веществ (ст.228.1).

«Настоящая» легализация, в мошенничестве с кредитами, либо при незаконном получении кредита, денежных средств, как правило, представляет собой совокупность последовательно совершаемых финансовых операций, которые объединены единым умыслом и направлены на достижение одной цели – «обелить» доход от конкретной преступной махинации.

Достаточно часто по многим уголовным делам по ст.174 и ст.174.1 УК РФ материалы уголовных дел не содержат доказательств того, финансовые операции и иные сделки совершаются обвиняемым (подсудимым) именно с теми денежными средствами, которые были получены в результате совершения преступления.

УК РФ Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

(в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. То же деяние, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание.

Легализация доходов, полученных преступным путем – Адвокат по легализации

Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Ст. 174 УК РФ. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Выявление легализации преступных доходов

Р. Жубрин, ведущий научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, кандидат юридических наук.

Практика показывает, что наиболее часто легализация доходов, полученных преступным путем, выявляется в ходе расследования уголовных дел по основному (предыдущему) преступлению. Полученные в ходе расследования основного преступления доказательства использования криминального дохода служат для выявления "отмывания", что в свою очередь способствует полному раскрытию предикатного преступления.

Следует отметить, что правоохранительные органы реализуют не все возможности по выявлению легализации преступных доходов в ходе расследования. Изучение уголовных дел по преступлениям экономической направленности показывает, что следователи и органы дознания зачастую не принимают мер к установлению точного размера криминального дохода, участников незаконных сделок, отслеживанию перемещения криминальных средств. В результате руководители преступных сообществ, взяточники, контрабандисты, торговцы наркотиками, оружием избегают привлечения к уголовной ответственности за легализацию преступных доходов, полученных от совершения предыдущих преступлений.

Чтобы устранить подобные недостатки, следователям, органам дознания надо больше внимания уделять выявлению признаков легализации преступных доходов, к которым можно отнести:

совершение с ценным имуществом, являющимся предметом преступления, документально оформленных финансовых операций и сделок, направленных на изменение вида, номинального владельца имущества;

принятие мер к маскировке операций: использование поддельных документов, лиц, не осведомленных о преступном характере деятельности, подставных фирм, подкуп государственных и коммерческих служащих, запутанный характер сделок, нарушения, допускаемые в бухгалтерской отчетности;

появление у лица или в организации в течение непродолжительного времени значительных сумм денежных средств или ценного имущества, не соответствующих виду экономической деятельности;

передача приобретенного преступным путем имущества другим лицам для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Например, признаками размещения денежных средств, приобретенных преступным путем, посредством вложения их в уставный капитал подконтрольных коммерческих организаций могут быть переводы денег от сторонних организаций в счет взноса учредителя, необоснованно высокие дивиденды, уклонение от идентификации реального владельца средств.

Легализация преступных доходов может быть выявлена при проверке сообщения о преступлении путем отслеживания финансовых операций и сделок, совершенных с имуществом, приобретенным криминальным путем. Без установления преступного происхождения доходов не будет и легализации их как преступления. Поэтому при подозрительных операциях и сделках с денежными средствами и имуществом основное внимание уделяется выявлению признаков предыдущего преступления, посредством совершения которого получены легализуемые доходы.

Сведения о финансовых операциях и сделках с имуществом могут содержаться в заявлении о преступлении, например, если работники потерпевшего юридического лица, пользуясь своими деловыми связями, отследили движение похищенных ценных бумаг.

Информация о сделках с имуществом, приобретенным преступным путем, может быть получена также в процессе рассмотрения явки с повинной, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, из иных источников, о чем составляется рапорт. Источниками таких сообщений служат результаты прокурорских проверок, оперативно-розыскной деятельности; материалы Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ (Росфинмониторинг) и других органов государственного финансового контроля; материалы, выделенные из уголовного дела, поступившие от правоохранительных органов зарубежных государств, из судов, из средств массовой информации и т.п. Сообщения о легализации преступных доходов от физических лиц поступают редко.

В ходе рассмотрения сообщения устанавливается круг лиц и организаций, задействованных в совершении финансовых операций и сделок, для чего отслеживаются операции с доходами от преступления, проводится проверка субъектов, специализирующихся на сделках с различными видами имущества (участники рынка ценных бумаг, антикварные салоны, аукционы, ломбарды, ювелирные магазины и т.д.).

что относится к доходам полученным преступным путем

В этих целях используются документальные источники и показания очевидцев преступления.

Большое значение для установления местонахождения преступных доходов и причастности лиц к совершению преступления имеет выявление фирм, используемых в криминальных целях. Фирмы-однодневки устанавливаются посредством сопоставления баз данных органов внутренних дел — "Паспорт", "Паспорт-регион" и данных Росстата, регистрационных палат о созданных юридических лицах. В результате можно выявить факты регистрации юридических лиц по утраченным паспортам и паспортам умерших лиц. Для определения истинных хозяев фирм анализируются учредительные документы, опрашиваются номинальные учредители, руководители, сотрудники фирм.

Документальные проверки и ревизии деятельности юридических лиц и предпринимателей позволяют выявить несоответствие финансово-экономических показателей при поступлении криминальных средств в кассу организации, отследить их движение, установить фиктивность организации. Например, анализ источников оборотных средств организации, состоящих из незначительных взносов в уставный капитал и кратковременных банковских кредитов, может указать на лжепредпринимательский характер деятельности фирмы.

Проверки и ревизии осуществляются в соответствии с Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом МВД РФ N 636 от 2 августа 2005 г.

Для выявления легализации преступных доходов в ходе расследования преступлений, связанных с получением значительного криминального дохода, необходимо в первую очередь установить размер и состав имущества, полученного криминальным путем.

Источниками информации об имуществе, приобретенном преступным путем, являются допросы потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, связанного с получением криминального дохода; бухгалтерские и иные документы, отражающие перечисление денежных средств; результаты ревизий, документальных проверок, бухгалтерских экспертиз. Необходимо принять меры к получению сведений о доходах, банковских счетах подозреваемого, обвиняемого, его родственников и близких людей, приобретении ценных вещей. Проверяются фирмы, в которых он или его родственники, знакомые числятся руководителями, учредителями. Сведения о сделках и финансовых операциях могут быть получены и при производстве обысков, выемок, осмотра предметов и бухгалтерских документов, проведении экономических экспертиз.

Судебно-бухгалтерская экспертиза позволяет установить маскировку легализации преступных доходов, когда в бухгалтерскую документацию вносятся ложные сведения; отследить перечисление криминальных средств; вычленить долю преступных доходов при их смешивании с легальными; определить прибыль, полученную от использования криминальных средств в законной предпринимательской деятельности.

На придание правомерности владению, пользованию и распоряжению имуществом, приобретенным преступным путем, указывают характер выявленных сделок, финансовых операций, их количество, оформление, использование средств маскировки: подставных фирм, подложных документов, смешение криминального и легального имущества.

Выявлению данной категории преступлений во многом способствует изучение личности заподозренного в легализации преступных доходов. Посредством проведения допросов, осмотра документов анализируются обстоятельства, связанные с законной и теневой деятельностью предпринимателя, его рабочие и личные связи. На склонность к преступной деятельности по "отмыванию" могут указывать корыстные побуждения, желание обогатиться или поправить свое материальное положение за счет совершения преступления. Анализ предпринимательской и иной экономической деятельности лица может не только способствовать выявлению легализации преступных доходов, но и доказать его причастность к совершению предикатного преступления.

Сложность выявления легализации преступных доходов, совершенной организованной группой или сообществом, связана с необходимостью установления связи между членами группы, сообщества, которые внешне могут действовать независимо друг от друга. Сам факт работы в подставной организации не свидетельствует о вхождении лица в состав организованной группы. Зачастую истинные организаторы, оставаясь в тени, используют посредников, не осведомленных о преступном характере деятельности.

Выявлению связей между членами группы, сообщества способствует использование возможностей оперативно-розыскной деятельности, проведение таких следственных действий, как наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров. Изучение документов, свидетельских показаний помогает установить согласованность действий членов группы, распределение ролей, устойчивость преступного объединения.

О фактах подготовки и проведения операции по легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, могут свидетельствовать признаки, характерные для большинства таких действий при совершении конкретных видов банковских операций.

Ответственность за легализацию преступных доходов

Общие признаки:

— отсутствие экономического обоснования или видимого смысла сделки (операции);

— предложение необычно высокой комиссии по операции (сделке) и/или требование провести ее по ценам, явно отличным от рыночных;

— наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по расчетам, и инвестициям по операциям (сделкам), отличающихся от обычной практики, используемой — конкретным клиентом, или обычной рыночной практики;

— безосновательная поспешность в проведении операции (сделки);

— заметное увеличение объемов или частоты операций (сделок) клиента — как суммарных, так и по отдельным сделкам (операциям);

— осуществление клиентом множественных операций, сумма каждой из которых ненамного меньше минимальной суммы сделки, о которой Банк обязан доложить властям;

— внесение в ранее согласованный вариант проведения операции (сделки) непосредственно перед ее началом значительных изменений, особенно касающихся направления денежных средств или иного имущества, вовлеченных в операцию (сделку);

— характер, параметры и размер заявленной клиентом операции (сделки) не соответствуют характеру и размерам реальной деятельности клиента;

— при возникновении у банковского работника вопросов к содержанию операции и/или к документам, являющимся обязательным приложением для ее осуществления, клиент любыми способами настаивает на проведении операции (включая осуществление угроз, подкупа, оказание морального воздействия);

— поручение об осуществлении операции дается банку через посредника (например, адвоката, бухгалтера, доверенное лицо) без веских на то причин. Особое внимание следует обращать на случаи, когда посредник выполняет подобные поручения без вступления в прямой контакт с банком;

— клиент обращается в банк с деловым предложением, которое превышает его реальные финансовые возможности. Особое внимание необходимо обращать в случае, если известно, что клиент испытывает финансовые затруднения;

— клиент проявляет повышенную озабоченность и внимание к вопросам конфиденциальности (например, требует уничтожить всю сопроводительную документацию);

— компания клиента не числится в официальных справочниках либо в информационно-консультационных агентствах, невозможно осуществить связь с компанией по представленным клиентом телефонам и адресу;

— невозможность получить информацию о клиенте в обслуживающих (или ранее обслуживавших) его банках;

— клиент уклоняется от направления запрашиваемой банком информации по телексу и предлагает передать ее факсом;

— трудности при проверке представляемых клиентом данных о себе, своей компании и ее партнерах, возникающие в результате неоправданных задержек в получении от клиента документов и информации, которую не представляется возможным проверить или данная проверка является слишком дорогостоящей;

— клиент беспричинно отказывается от представления подробностей о своей компании и ее деятельности;

— клиент использует офис компании как свой домашний адрес, и наоборот;

— невозможность установить контрагентов клиента;

— компания клиента является частью разветвленной структуры, в которую в том числе входят компании, зарегистрированные в странах, отвечающих критериям «налоговых гаваней»;

— клиент переводит денежные средства в страны, известные как центры торговли наркотиками (например, Колумбия, Панама, Афганистан и другие государства);

— клиент беспричинно избегает личных контактов с работниками Банка;

— бизнес (деятельность) клиента не требует использования услуг Банка, о которых он просит;

— иные отклонения от обычной практики, используемой конкретным клиентом, или обычной рыночной практики.

Признаки легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, при проведении торговых операций, операций неторгового характера, операций по предоставлению кредита:

— компании и частные лица, которые обычно пользуются чеками, кредитными карточками или денежными переводами для выполнения их рабочих операций, неожиданно делают вклад на крупную сумму наличными средствами;

— в Банк поступает инструкция на перевод необычно крупных сумм по сравнению с предыдущими операциями;

— поступающие на имя клиента платежи не имеют четких реквизитов, подтверждающих подлинность коммерческой операции;

— клиент имеет разные счета (возможно, в разных банках), не соответствующие характеру деловой активности этого клиента. Особенно подозрительным является резкое увеличение операций с использованием этих счетов, сопровождаемое процессом консолидации на них денежных средств с последующей инструкцией клиента об их переводе;