Льготы по налогообложению

Льготы по налогу на имущество физических лиц условно можно разделить на три вида (п. 2 ст. 399, ст. 407 НК РФ):

  • федеральные льготы, установленные отдельным категориям граждан;
  • федеральные льготы, установленные в отношении отдельных видов имущества;
  • льготы, устанавливаемые органами муниципальных образований и органами местного самоуправления.

Федеральные льготы, установленные отдельным категориям граждан

Не уплачивают налог (пп. 1 — 13 п. 1 ст. 407 НК РФ; Письмо ФНС России от 09.01.2017 N БС-4-21/48@):

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (ст. 4 Закона от 15.05.1991 N 1244-1; ст. 1 Закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ; ст. 1 Закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ);
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • пенсионеры, получающие пенсии на основании законодательства РФ или другого государства, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Федеральные льготы, установленные в отношении отдельных видов имущества

Не уплачивают налог (пп. 14, 15 п. 1 ст. 407 НК РФ):

  • физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
  • физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Льготы, устанавливаемые органами муниципальных образований и органами местного самоуправления

При установлении налога могут устанавливаться налоговые льготы актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). В частности, в г. Москве для льготных категорий граждан (пп. 1 — 13 п. 1 ст. 407 НК РФ) предусмотрено освобождение от уплаты налога в отношении одного гаража или машино-места, если (п. 2 ст. 399 НК РФ; ч. 1 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 19.11.2014 N 51):

  • в течение налогового периода они не использовали право на льготу на основании ст. 407 НК РФ в отношении указанных объектов;
  • площадь гаража или машино-места не превышает 25 кв. м;
  • объект расположен в здании, включенном в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, с учетом условий абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ.

Обратите внимание!

До 01.01.2017 отсутствовало определение машино-места, поэтому права на такие объекты могли оформляться как на часть или на долю в нежилом помещении без указания его конкретного назначения. Такие объекты облагались налогом по ставке до 0,5% без применения налоговых льгот. С 2017 г., если объект фактически отвечает требованиям и характеристикам машино-места, но таковым не назван при регистрации права на него, собственник вправе обратиться в органы Росреестра для изменения наименования объекта. После этого налоговые органы рассчитают налог на имущество с применением меньшей ставки налога либо льготы (Письмо ФНС России от 07.12.2016 N БС-4-21/23301@; Информация ФНС России от 08.12.2016).

Подробную информацию об установленных налоговых льготах в конкретном регионе можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» раздела «Электронные услуги» интернет-сайта ФНС России.

Порядок оформления льготы по налогу

Для получения льготы граждане представляют в налоговый орган заявление и документы, подтверждающие право на льготу. Например, инвалид представляет справку государственного учреждения МСЭ, подтверждающую наличие у него определенной группы инвалидности. Целесообразно представить также документы на облагаемое налогом недвижимое имущество, подтверждающие его вид и разрешенное использование, которые учитываются налоговыми органами при предоставлении льготы (п. 6 ст. 407 НК РФ; Приложение N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н; Письмо ФНС России от 06.04.2017 N БС-4-21/6426).

С заявлением и документом о праве на льготу следует представить (п. 2 ст. 27, п. 3 ст. 29 НК РФ; п. п. 1, 2 ст. 31, ст.

Какие льготы существуют на налог на имущество физических лиц

185 ГК РФ):

  • в случае подачи заявления доверенным лицом — нотариально удостоверенную доверенность на право подачи заявления;
  • в случае указания в заявлении лица, находящегося под опекой или попечительством, — документа, подтверждающего факт установления опеки или попечительства.

При этом налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. 3 ст. 407 НК РФ). Так, если, например, у льготника-инвалида в собственности имеется квартира, дом и гараж, он освобождается в полном объеме от уплаты налога на имущество. А если он имеет три квартиры и дом, то он имеет право на льготу при уплате налога за дом, а также только за одну из квартир.

Уведомление о выбранном объекте налогообложения, в отношении которых используется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения имущества до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота (п. 7 ст. 407 НК РФ).

Если уведомление не будет представлено, то налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога (п. 2.9 Рекомендаций, направленных Письмом ФНС России от 06.04.2015 N БС-4-11/5594@).

При возникновении (прекращении) у налогоплательщика в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Возврат переплаты налога за прошлые периоды

В случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Для возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное заявление.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления. Затем в течение пяти рабочих дней налогоплательщику направляется сообщение о принятом решении. Возврат налога должен быть произведен в месячный срок со дня получения указанного выше заявления (п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 8, 9 ст. 78 НК РФ).

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru

Налоговые льготы как элемент налогообложения и важнейший инструмент регулирующей налоговой политики

Несмотря на большое разнообразие своего состава, первую группу льгот можно объединить под общим названием налоговых освобождений. К ним следует отнести такие виды налоговых льгот, как налоговая амнистия, освобождение от уплаты налога отдельных категорий плательщиков, возврат ранее уплаченных налогов, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок, образование консолидированных групп налогоплательщиков, инвестиционная премия.

Налоговая амнистия — это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих налоговых санкций за эти нарушения. Они применяются, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые органы.

Налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков (участники войны, инвалиды и т.д.) применяются в основном по отношению к личным налогам. Реже от налогов могут освобождаться и некоторые категории юридических лиц, например, налог на имущество не платят предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, научно-исследовательские предприятия, учреждения и организации и т.д.

Возврат ранее уплаченных налогов, например авансовых платежей сверх суммы, превышающей фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками в расчетах, как налоговая льгота также предполагает определенное налоговое освобождение от части будущих платежей или уплату в счет предстоящих взносов налога в размере излишне внесенных сумм.

Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налогообложения. К примеру, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций средства, полученные по договорам кредита и займа, средства целевого финансирования, целевые поступления из бюджета и т.д. Не облагается налогом на имущество предприятий имущество, используемое исключительно для образовательных нужд, используемое для формирования страхового и сезонного запаса и т.д. При взимании НДС из-под налогообложения выпадают, в частности, операции по страхованию, выдаче ссуд и другие. Не облагается соответствующим налогом имущество предприятий, связанное с экологией, социально-бытовой сферой и т.п.

Налоговые каникулы — это полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налога на определенный период времени, например, по действующему до 1 января 2002 г. порядку обложения налогом на прибыль — прибыль малых предприятий в течение первых двух лет со дня их образования.

Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки. Так, с 1 января 2002 г. по налогу на прибыль субъектам РФ предоставляется право снижать для отдельных категорий налогоплательщиков региональную налоговую ставку с 14,5% до 10,5%, а по налогу на добычу полезных ископаемых ставка снижается до 0% в части нормативных потерь ископаемых.

Образование консолидированных групп налогоплательщиков также можно считать одной из разновидностей налоговых льгот, поскольку направлено на уменьшение налоговых обязательств по группе в целом, по сравнению с суммарными налоговыми обязательствами, исчисленными по каждому участнику в отдельности. В России в свое время, еще в проекте Налогового кодекса РФ пытались закрепить такие группы в качестве самостоятельного налогоплательщика наряду с юридическими и физическими лицами. Однако это предложение разработчиков проекта Кодекса не прошло в Государственной Думе РФ по причине возможной экономии консолидированной группы на налогах.

Мы считаем, что имеет смысл вновь возвратиться к этому вопросу и восстановить экономическую справедливость и здравый смысл. Образование консолидированной группы налогоплательщиков необходимо рассматривать с разных сторон, а не только с позиций текущих интересов бюджета. Во-первых, право на консолидацию (сложение доходов и убытков, зачет как внутрифирменный оборот передачи доходов и товаров между материнским и дочерними предприятиями) действительно широко используется в рыночно развитых странах в качестве налоговой льготы инвестиционного характера. Во-вторых, это эффективный рыночный метод концентрации капитала и санации малорентабельных и убыточных предприятий при условии рационального и целевого использования финансовых ресурсов, высвободившихся в результате экономии на налогах. Для того, чтобы механизм консолидации эффективно работал, необходимо установить на первых порах, что право на образование консолидированной группы налогоплательщиков может возникнуть только в результате слияния или привлечения в холдинговую компанию (концерн и т.п.) убыточных и низкорентабельных предприятиях при двух обязательных условиях: во-первых, доли участия головного предприятия в каждом дочернем предприятии более 50%; во-вторых, направления высвободившихся от экономии на налогах средств на экономическую санацию убыточных и на производственное развитие предприятий — участников консолидированной группы. Со временем права на образование таких групп могут быть расширены путем снятия или смягчения ограничений.

Широко распространенный в рыночно развитых странах, но не применяемой в российской практике формой целевого налогового освобождения является налоговая инвестиционная премия. Она связана с общей системой мер государственного регулирования движения национальных капиталов через границу. Инвестиционные премии засчитываются как налог на прибыль корпораций путем снижения налоговых ставок для национальных фирм при экспорте капитала в форме прямых инвестиций. Премии предоставляются компаниям в момент начала прямого инвестирования за границей. В результате снижения ставок налога на прибыль они получают дополнительные финансовые ресурсы для функционирования за пределами страны и гарантии сохранности капитала при инвестировании в других странах. Нам представляется, что субъекты Федерации могли бы воспользоваться правом установления льгот именно в форме налоговой инвестиционной премии предприятиям приоритетных отраслей для завоевания ими внешнего рынка и пополнения валютных запасов.

Налоговые скидки представляют собой группу налоговых льгот более сложного порядка, сопряженных, как правило, с разнообразными условиями для получения прав на них.

Виды льгот по налогам для физических лиц

К понятию налоговых скидок нет единого подхода среди экспертов. Например, группа юристов под руководством С.Г. Пепеляева, правильно определяя их как льготы, направленные на сокращение налоговой базы, связывают скидки только с расходами, поощряемыми государством (на благотворительные цели, на экологию, на развитие производственной и непроизводственной базы). Они делят скидки на законодательно лимитированные (в определенном проценте к таким расходам) и нелимитированные (на всю сумму расходов). Однако авторы забывают, что в соответствии с действующим налоговым законодательством налоговая база, например, при подоходном налогообложении физических и юридических лиц уменьшается не только на целый ряд расходов, но и на установленные виды доходов (их достаточно много и не имеет смысл перечислять их).

Таким образом, следует уточнить понятие налоговой скидки. По нашему мнению, — это совокупность налоговых льгот, направленных на прямое уменьшение налоговой базы на установленную величину законодательно разрешенных к вычету расходов в целях стимулирования их экспансии и некоторых видов доходов. В состав налоговых скидок следует включить такие льготы, как необлагаемый минимум объекта обложения, исключение из налоговой базы отдельных видов текущих расходов, имущества и некоторых видов доходов (налоговые вычеты), инвестиционные скидки, скидки «на истощение недр», скидки при образовании различных фондов и ускоренную амортизацию (см. Рис.1).

Необлагаемый минимум объекта налога устанавливается при подоходном налогообложении физических лиц и взимании налога с наследств и дарений. С 2001 г. право на освобождение от уплаты НДС получили плательщики, у которых в течение трех предшествующих месяцев налоговая база не превышала 1 млн. руб. Не все экономисты относят данную льготы к налоговым скидкам. Мы считаем, что необлагаемый минимум в полной мере соответствует понятию налоговой скидки общего характера. Это — прямой первоначальный вычет минимальных сумм из валовой стоимости объекта налога (при налоге на доходы граждан — установленной суммы оплаты труда, при налоге с наследства и дарения — установленной стоимости имущества, переходящего физическому лицу в порядке наследования и дарения).

Другой налоговой скидкой являются налоговые вычеты — исключение из налоговой базы отдельных текущих расходов, имущества и некоторых видов доходов. Например, по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц установлен широкий перечень расходов, подлежащих вычету из прибыли и доходов, полученных организациями и физическими лицами в налоговом (отчетном) периоде. По налогу на имущество стоимость имущества предприятия, исчисленная для налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, природоохранных объектов и т.п. Для подоходных налогов наиболее типичным примером льготы в виде исключения из налоговой базы доходов являются стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц.

Инвестиционные скидки следует выделить в самостоятельный вид в силу их особой целевой направленности. Из названия следует, что они предполагают вычеты из налога облагаемой прибыли определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога. До 1 января 2002 г. такие скидки предоставлялись на финансирование капитальных вложений по развитию производственной базы, а также на погашение кредитов банков, выданных на эти цели, но не более 50% фактической суммы налога на прибыль, исчисленной без учета всех льгот, на капитальные вложения в природоохранные мероприятия в размере не более 30% общей их суммы.

Однако 25 главой Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» эти льготы не предусмотрены. Нам представляется, что такой подход к налоговым льготам инвестиционного характера вряд ли будет способствовать усилению стимулирующей направленности налоговой политики, несмотря на снижение общей ставки налога на прибыль до 24%. Специальные инвестиционные налоговые скидки в современной России должны быть сохранены, при условии ужесточения налогового контроля за целевым использованием средств и восстановления сумм для обложения налогом на прибыль в случае выявления фактов нецелевого расходования средств (с начислением штрафов и процентов в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ).

Скидка «на истощение недр» широко применяется во многих странах. Она предоставляется предприятиям добывающих отраслей промышленности в размере дополнительных, по сравнению со среднеотраслевыми, расходов на добычу полезных ископаемых в старых, истощенных месторождениях, что стимулирует разработчиков в максимальном извлечении из недр полезных ископаемых. В России также применялась скидка с платежа за пользование недрами при разработке истощенных недр, а в связи с введением с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых стимулирование разработки некондиционных, остаточных или списанных запасов полезных ископаемых производится обложением их добычи по ставке 0%. Кроме того, следует поддержать рекомендации Большеданова П.В., предполагающего внедрить механизм предоставления налоговых вычетов для организаций, разрабатывающих малодебитные нерентабельные скважины, в виде уменьшения общих налоговых обязательств организации на сумму дополнительных затрат на добычу углеводородов при нулевой рентабельности (хотя такая льгота ближе к налоговому кредиту, чем к скидке). Целесообразно, на наш взгляд, распространить эту льготу на все добывающие отрасли.

Примером налоговой скидки при образовании различных фондов может служить освобождение от налога на прибыль отчислений японских фирм в резервные фонды для гарантий от возможных потерь при реализации программ в области прикладных научно-исследовательских разработок. Неплохо было бы использовать этот опыт в России, где подобного рода скидки тоже применялись в свое время, но носили отдаленный от конкретного производства и бесконтрольный характер (на суммы взносов в экологические и оздоровительные фонды, в Российские фонды фундаментальных исследований и технологического развития, а также отчислений в резервный и аналогичные по назначению фонды).

Своеобразной формой налоговых скидок, преследующей цель стимулирования роста инвестиций и внедрения новой техники выступает механизм ускоренного списания на издержки производства основной массы стоимости законодательно установленных видов активной части основных производственных фондов (оборудования и техники). Это позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль и на имущество, снизить налоги и в более короткий промежуток времени накопить необходимые финансовые ресурсы для замены устаревшего производственного оборудования новым. Сейчас в России ускоренная амортизация становится чуть ли не единственной чисто инвестиционной льготой (вместе с инвестиционным налоговым кредитом). По нашему мнению, нейтральность налоговой системы к инвестициям — это неадекватная реакция на сложную экономическую и инвестиционную ситуацию в стране, негативные последствия которой несложно предсказать. Такое положение и чисто российский менталитет обязывает ужесточить контроль за целевым использованием возрастающей массы инвестиционных источников, вследствие применения механизма ускоренной амортизации. На первых порах можно было бы предложить при нецелевом использовании амортизационных отчислений рассматривать этот факт как налоговое правонарушение в виде занижения объекта обложения (прибыли).

Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот является налоговый кредит. По этому вопросу также нет достаточной определенности ни в действующем законодательстве, ни в отечественной финансовой науке. Как уже отмечалось ранее, в Налоговом кодексе РФ налоговый кредит вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита. То есть, в Кодексе занижена сфера действия и налоговых льгот в целом, и налогового кредита, как элемента их системы.

Коллектив авторов под руководством С.Г. Пепеляева понимает под налоговым кредитом льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы (валового налога). Анализируя состав предлагаемых ими льгот в качестве налоговых кредитов, нетрудно сделать заключение о неоправданно расширительной трактовке этого понятия. В перечень налоговых кредитов включаются, в частности, снижение ставки налога, полное сокращение окладной суммы на определенное время или бессрочно, возврат ранее уплаченного налога. Мы считаем, что отнесение названных льгот к налоговым кредитам, по крайней мере, спорно.

Налоговые льготы

Все мы не зависимо от того, занимаемся бизнесом или нет, должны платить налоги. Это наша обязанность по отношению к государству. Однако иногда на налогах можно сэкономить. Один из вариантов – это налоговые льготы.

Согласно статье 56 НК РФ, налоговыми льготами признаются предусмотренные законом для отдельных категорий граждан преимущества по сравнению с остальными налогоплательщиками, включая право не уплачивать налог или уплачивать его в неполном объеме. Все льготы регулируются нормами действующего Налогового кодекса.

На самом деле льгот не так уж и мало. В данной статье мы начнем рассматривать льготы в отношении налога на прибыль и льготы по единому социальному налогу.

Льготы при расчете налога на прибыль

В первую очередь отметим, что облагаемая сумма прибыли может быть уменьшена на следующие расходы:

  • расходы на техническое переоснащения, модернизацию производства и ввод в эксплуатацию новых мощностей на нефтяных и угольных предприятиях, предприятиях производящих медицинское оборудование и технику, оборудование для переработки пищевых продуктов, а также предприятиях, занимающихся производством медикаментов, продуктов питания и товаров народного потребления;
  • расходы на содержание находящихся на балансе объектов образования, здравоохранения, спорта и культуры, а также детских дошкольных образовательных учреждений и некоторых иных социальных объектов;
  • благотворительные взносы, однако, не более 2% от подлежащей обложению прибыли;

Также существуют и льготные налоговые ставки по налогу на прибыль.

Согласно НК РФ, налоговые ставки понижаются на 50%, если  на предприятии работает 50% и более инвалидов и (или) 70% и более пенсионеров.

Надо только помнить, что для получения данных льгот подается полный список работников, в том числе и работающих по совместительству и  не состоящих в штате, но выполняющих работу на договорной основе.

Предприятия, находящиеся  в собственности общественных и религиозных

организаций,  благотворительных фондов и творческих  союзов, имеют льготы по налогу на прибыль в той части, что прибыль, подлежащая налогообложению, уменьшается на часть, которая необходима для осуществления ими своей уставной деятельности.

Строительные и промышленные предприятия, имеющие численность до 200 человек, научные — до 1000 человек, предприятия других производственных отраслей – до 50 человек, розничной торговли и не производственных отраслей — до 15 человек), кроме вышеперечисленных, также имеют следующие налоговые льготы:

  • из налогооблагаемой базы исключается прибыль, которая была направлена на строительство, обновление и реконструкцию основных производственных фондов, на освоение новой технологии и техники;
  • сельскохозяйственные предприятия, строительные компании и производители товаров народного потребления в первые 2 года своей деятельности могут не  уплачивать налог на прибыль, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 70% от общей выручки. Отметим, что эта льгота не относится к предприятиям, которые были созданы на базе ликвидированных или реорганизованных предприятий.

Также следует сказать, что предприятия, по итогам предыдущего года получившие убыток, от уплаты налога освобождается часть прибыли, которая была направлена на его покрытие, в течение следующих 5 лет. Единственное условие в данном пункте, что предприятие исчерпало на погашение убытка все средства резервного и прочих аналогичных фондов.

Также в законе есть некоторые категории предприятий, прибыль которых не подлежит обложению. Это:

  • Общественные организации инвалидов;
  • Предприятия, производящие продукцию народных промыслов малочисленных народов, если лица коренной национальности в общей численности сотрудников составляют свыше 70%;
  • Религиозные организации (объединения) от осуществления культовой деятельности и реализации предметов, которые необходимы для совершения культа.

Мы перечислили основные, общие для всей территории страны, налоговые льготы.

Какие льготы предусмотрены по налогу на имущество для физических лиц?

Однако местные органы власти, а также власти и административно-территориальных образований кроме перечисленных льгот, для отдельных категорий налогоплательщиков могут самостоятельно устанавливать некоторые льготы по налогу на прибыль, только в пределах налоговых отчислений, предназначенных для местных и территориальных бюджетов.

В следующей статье мы рассмотрим налоговые льготы при уплате некоторых других видов налогов.

Льготы по единому социальному налогу

Единый социальный налог (ЕСН) можно отнести к наиболее часто уплачиваемым налогам, порядок и условия предоставления льгот по нему установлены главой 24 НК РФ.

Так, например, кодекс предусматривает, что от уплаты данного налога освобождаются:

1. Организации, ИП и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями с выплат и прочих денежных вознаграждений, в течение налогового периода не превышающих сумму в 100 тысяч рублей на каждое физическое лицо, которое является инвалидом первой, второй или третьей групп;

2. Общественные организации инвалидов (включая те, которые созданы как союзы общественных организаций инвалидов), среди участников которых инвалиды и/или их законные представители составляют 80% с выплат и прочих денежных вознаграждений, не превышающих сумму в 100 тысяч рублей в течение одного налогового периода на каждое отдельное физическое лицо;

3. Организации, если их уставный капитал полностью состоит из взносов общественных организаций инвалидов, при условии, что средняя численность сотрудников инвалидов в них составляет как минимум 50%, а на заработную плату инвалидов в фонде оплаты труда приходится не менее 25%;

4. Учреждения, образованные для достижения образовательных, физкультурно-спортивных, лечебно-оздоровительных, научных, культурных, информационных и каких-либо иных социальных целей, а также для оказания юридической помощи инвалидам, в случае, когда единственными собственниками имущества данных учреждений являются общественные организации инвалидов.

Следует отметить, что предыдущие 3 пункта условий предоставления налоговых льготне распространяются на налогоплательщиков, которые занимаются производством и/или продажей подакцизных товаров, минерального сырья и прочих видов полезных ископаемых, а также товаров, содержащихся в перечне, утвержденном Правительством России, на основании представленной общероссийскими общественными организациями инвалидов информации;

5. Налогоплательщики, которые являются инвалидами первой, второй или третьей групп, освобождаются от уплаты ЕСН в течение налогового периода с части доходов от предпринимательской и прочей профессиональной деятельности в сумме до 100 тысяч рублей.

Раздел: Налоги

  • Бизнес идеи
  • |
  • Мотивация
  • |
  • Документация
  • |
  • Налоги
  • |
  • Бизнес
  • Кто устанавливает налоговые льготы по региональным налогам?

    1) федеральные власти

    2) федеральные органы и законодательные (представительские) органы субъектов РФ

    3) НК РФ

    4) региональные органы субъектов РФ

    8. Назовите основные федеральные налоги:

    1) налог на прибыль, НДС, акцизы, единый социальный налог, НДФЛ

    2) налог на прибыль, НДС, акцизы, таможенные пошлины, акцизы, налог на игорный бизнес

    3) налог на прибыль, НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, налог на рекламу

    4) налог на прибыль, НДС, налог на природные ресурсы, таможенные пошлины, акцизы, налог на доходы с физических лиц, налог на пользование недрами, налоги на наследство и дарение

    Тест по теме «Налогообложение прибыли организаций»

    1. Какими законами регулируется взимание налог на прибыль в РФ:

    1. Федеральным законом от 27 декабря 1991 г. № 2116-1

    2. НК РФ (ст. 25)

    3. НК РФ (ст. 25) и Федеральным законом о бюджете на текущий год

    Что выступает объектом обложения?

    1) доходы от реализации и внереализационные доходы

    2) прибыль

    3) валовая прибыль

    4) чистая прибыль

    3. Назовите внереализационные доходы:

    1) выручка от реализации ценных бумаг

    2) выручка от реализации имущественных прав

    3) доходы от сдачи имущества в аренду

    Какие расходы считаются связанными с производством?

    1) расходы на обязательное и добровольное страхование

    2) расходы на рекламу в размере 1 % от выручки

    3) расходы в пользу работника, не предусмотренные трудовым договором

    Какое имущество признается амортизируемым?

    1) имущество, используемое налогоплательщиком для извлечения доходом более 12 месяцев

    2) материально-производственные запасы

    3) ценные бумаги

    6. Назовите внереализационные расходы:

    1) расходы по операциями с тарой

    2) расходы на рекламу

    3) судебные расходы и арбитражные сборы

    4) расходы на командировки

    В течение какого срока разрешается уменьшать налоговую базу при получении убытка?

    1) 3-х лет

    2) 5 лет

    3) 10 лет

    Какие налоговые ставки действуют по налогу на прибыль?

    1) 20%, 10%, 15%, 9%

    2) 24% и 15%

    3) 24%, 20%,10%

    4) 0%, 24%, 15%, 6%

    Что является подтверждением данных налогового учета?

    1) первичные учетные документы и расчет налоговой базы

    2) аналитические регистры налогового учета

    3) расчет налоговой базы

    4) первичные учетные документы, аналитические регистры и расчет налоговой базы

    Какие организации имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу?

    1) любые организации

    2) организации, у которых выручка в предыдущем календарном году выпуска превысила 4 млн.

    руб.

    3) организации, у которых выручка от реализации за предыдущий налоговый период (календарный год) не превысил 1 млн. руб. за каждый квартал

    4) организации, у которых выручка за прошлый год составила не более 3 млн.

    Налоговые льготы в России в 2018 году

    руб.

    Тест по теме «Налог на добавленную стоимость»

    1. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 2 млн. руб., имеют право:

    1) уплачивать налог не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом

    2) уплачивать налог не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем

    3) не уплачивать НДС

    2. Если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то сумма НДС (в составе общей суммы обязательства), указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены:

    1) только в валюте РФ – рублях

    2) только в иностранной валюте

    3) как в валюте РФ (рублях), так и в иностранной валюте

    3. Местом реализации работ, если эти работы непосредственно связаны с недвижимым имуществом, при обложении НДС признается РФ, если:

    1) это недвижимое имущество находится в РФ

    2) заказчик работ находится в РФ

    3) строительная организация, производящая работы, зарегистрирована по законодательству РФ

    4. При каком условии организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС:

    1) если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.

    2) если за три предшествующих любых календарных месяца (по выбору налогоплательщика) сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысил в совокупности 1 млн. руб.

    3) если за предшествующий квартал сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.

    Какая из перечисленных сумм не включается в облагаемый оборот при расчете НДС?

    1) сумма авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг;

    2) сумма, полученная за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи;

    3) сумма займа в денежной форме.

    6. Автозаправочная станция приобрела у специализированной организации резервуары для хранения бензина стоимостью 472 000 руб. (в т. ч. НДС – 18%.) и отдельно оплатила работы по их монтажу стоимостью 118 000 руб. (в т. ч. НДС).

    В каком объеме возмещается сумма НДС:

    1) 900 000 руб.;

    2) 72000 руб.;

    3) 18000 руб.

    7. Средства, полученные предприятием в виде штрафа за нарушение условий договора поставки:

    1) не облагаются НДС;

    2) облагаются НДС, если это предусмотрено данным хозяйственным договором;

    3) облагаются НДС, если эти средства получены за нарушение условий договора на поставку товара, выполнение работ и оказание услуг, облагаемых НДС.

    8. При определении налоговой базы по НДС выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату:

    1) реализации товаров (работ, услуг);

    2) фактического получения доходов от реализации товаров (работ, услуг);

    3) реализации товаров (работ, услуг) или фактического получения доходов от реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от условий договоров.

    9. Налоговая база по НДС привозе товаров на территорию России определяется исходя из:

    1. таможенной стоимости, таможенной пошлины и акциза

    2. таможенной пошлины

    3. стоимости по рыночным ценам

    Тест по теме «Налогообложение доходов физических лиц»

    На каких принципах построена действующая система подоходного обложения физических лиц?

    1) пропорциональность обложения;

    2) равенство плательщиков;

    3) доступность информации;

    4) экономия расходов по сбору налога;

    5) декларирование доходов.

    Кто является плательщиком налога на доходы физических лиц?

    1) любые физические лица;

    2) физические лица – налоговые резиденты;

    3) физические лица, получающие доходы в РФ;

    4) физические лица – граждане РФ.

    Что выступает в качестве объекта налога на доходы физических лиц?

    1) доходы физических лиц;

    2) доходы физических лиц – налоговых нерезидентов от источников в РФ;

    3) доходы физических лиц – налоговых нерезидентов от источников за пределами РФ;

    4) доходы физических лиц – налоговых резидентов от источников за пределами РФ.

    Как определяется налоговая база при получении физическими лицами дохода в натуральной форме?

    1) по любым действующим ценам;

    2) по рыночным ценам;

    3) по расчетным ценам;

    4) по оптовым ценам;

    5) по розничным ценам.

    Какой налоговый период установлен по налогу на доходы физических лиц?

    1) календарная декада;

    2) календарный месяц;

    3) календарный квартал;

    4) календарный год.

    Какие доходы не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц?

    1) государственные пенсии;

    2) доходы государственных служащих;

    3) пособия по временной нетрудоспособности;

    4) доходы от реализации государственного имущества;

    5) дивиденды от российских организаций, часть уставного капитала которых принадлежит государству.

    Какие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц?

    1) доходы в денежной форме, полученные в порядке наследования;

    2) дивиденды от российских организаций;

    3) доходы от использования авторских прав;

    4) алименты, полученные налогоплательщиком;

    5) пособия по временной нетрудоспособности.

    Налоговые льготы: целесообразность и эффективность

    Проблема налоговых льгот является на сегодняшний день наименее исследованной и наиболее дискуссионной. Ни в налоговом законодательстве, ни в научных работах, к примеру, не дается четкого определения, что такое налоговая льгота. Не существует теоретического обоснования налоговых льгот, отсутствуют научно обоснованные критерии и методики расчета эффективности их применения. Нет ясности и в отношении того, как и кому контролировать эффективность предоставленных налоговых льгот и других преференций.

    В первую очередь надо определить, что входит в понятие "налоговая льгота". Ответ важен и с сугубо практической точки зрения. В частности, использование налогоплательщиком именно льготы, в соответствии с НК РФ, дает основание налоговым органам запрашивать у него дополнительные документы при проведении камеральной налоговой проверки. Счетная палата подключается к контролю за исчислением и уплатой налогоплательщиками налогов в зависимости от того, используют они или нет налоговые льготы. От того, относится или нет налоговое освобождение к категории "налоговая льгота", зависят и положение налогоплательщика, его права и обязательства. Разница в том, что при наличии льготы он может отказаться от освобождения от уплаты НДС, а в другом случае он обязан его использовать. Таким образом, закон обязывает налогоплательщика вести достаточно сложный раздельный учет операций, предоставлять документы, подтверждающие такое право. Он не может принять к вычету весь "входной" НДС, что создает ряд неудобств. Между тем доходы бюджета уменьшаются не только в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот, но и в связи с освобождением от налогообложения отдельных операций и оборотов, освобождением в ряде случаев от обязанностей налогоплательщика отдельных организаций, исключением из налоговой базы определенных сумм, применением пониженной ставки налога и многими другими операциями.

    При этом размер выпадающих доходов бюджетов всех уровней в связи с добавляемыми почти ежегодно исключениями из общих правил налогообложения из года в год возрастает, достигая огромных сумм. Выборки из статистической налоговой отчетности показывают, что сумма потерь бюджета от предоставления различного рода преференций и изъятий из российской налоговой системы только по НДС составляет ежегодно свыше 1,8 трлн руб. И это без учета сумм возмещения из бюджета "входного" НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%, составивших в 2011 г. более 1,2 трлн руб. Все эти налоговые послабления, однако, не обозначены в гл. 22 НК РФ как налоговая льгота. Расчеты показывают, что общая сумма различного рода льгот, преференций и других налоговых освобождений, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам по всем налогам, составляет порядка 50% от всего объема администрируемых ФНС России налогов и сборов.

    Между тем данная в ст. 56 НК РФ правовая дефиниция налоговых льгот недостаточно конкретна. Исходя из данной формулировки, весьма трудно из всех многочисленных налоговых преференций и изъятий выделить собственно налоговые льготы. Определенная часть этих налоговых исключений носит ярко выраженный характер налоговых льгот, другие к льготам, исходя из положений ст. 56, отнести довольно сложно. Не случайно, во второй части Кодекса, определяющей порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов, зачастую понятие "налоговая льгота" вообще не упоминается. Из 18 налогов и сборов (включая пять специальных режимов налогообложения) только по трем, в фискальном отношении незначительным, налогам введено данное понятие. Что же касается основных налогов, таких как НДС и НДФЛ, налог на прибыль и некоторых других, то здесь используются такие понятия, как "освобождение от налогообложения", "налоговые вычеты", устанавливаются иные, пониженные против основной, ставки налога. Таким образом, во второй части НК РФ понятие "налоговая льгота" постепенно исчезает как вид.

    Фактически в Кодексе понятие "налоговая льгота" трактуется двояким образом: в первой его части — это родовое понятие, во второй же превалируют иные трактовки, подсказанные практикой и в этом случае опережающей теорию. Но так ли необходимо давать точное и четкое определение понятия "налоговая льгота", да и возможно ли это? Все предусмотренные налоговым законодательством льготы, преференции, налоговые освобождения, особые условия налогообложения и т.д. представляют собой по существу скрытую форму финансирования из бюджета организаций и домашних хозяйств. При этом предоставление каждой из льгот преследует различные цели: одни носят стимулирующий характер, другие направлены на экономическую поддержку налогоплательщиков, третьи обеспечивают социальную защиту определенной части населения, четвертые — перераспределение доходов и т.д. и т.п.

    Возникает естественный вопрос: насколько важно из всего сегмента идентичных понятий, связанных с исключением из общих налоговых правил и обеспечивающих дополнительные налоговые преференции для налогоплательщиков, выделять именно налоговые льготы? На мой взгляд, представляется целесообразным ликвидировать в российской налоговой системе само понятие "налоговая льгота", введя в бюджетное законодательство другое, которое можно было бы определить как "налоговая субсидия". При этом речь должна идти не просто о смене дефиниций. Налоговые субсидии должны отражаться в расходах соответствующего бюджета при его утверждении и в отчете о его исполнении. В этих условиях сам по себе отпадет вопрос о необходимости и экономической целесообразности контроля за эффективностью использования налогоплательщиками налоговых льгот.

    В настоящее время данные государственные расходы являются непрозрачными, они не утверждаются в соответствующих бюджетах, никому не известны. Для того чтобы установить общую сумму прописанных в Налоговом кодексе льгот, преференций, налоговых освобождений и других особых условий налогообложения, необходимо проделать серьезную исследовательскую работу. В настоящее время официальная статистика предоставляет достаточно скудную информацию по размеру указанных средств. При этом даже имеющиеся статистические данные, формируемые Федеральной налоговой службой, приспособлены исключительно для целей бюджетного планирования. В связи с этим не только затруднен, но практически невозможен мониторинг эффективности их предоставления и расходования.

    Кроме того, законодательно не определен государственный орган, на который возлагалась бы обязанность контролировать эффективность соответствующей налоговой преференции. Налоговые органы сегодня контролируют исключительно законность применения конкретным налогоплательщиком налоговых льгот и правильность расчета их сумм. Проверять же достигнутый экономический (и социальный) эффект они не обязаны, что, на мой взгляд, совершенно правильно. Между тем качественная работа по мониторингу эффективности налоговых субсидий невозможна без установления конкретных ответственных исполнителей. Возлагать данную работу на Минфин (как и на ФНС) вряд ли целесообразно: у них иные функциональные обязанности.

    Одним из важнейших итогов проведенной в стране административной реформы явилось наделение министерств функцией разработки и проведения политики в соответствующей области. Но о проведении какой именно, экономической или социальной, политики может идти речь, если соответствующие министерства не в курсе того, насколько эффективно используются налоговые освобождения, да и вообще каков их размер?

    Возьмем такой вид налоговых субсидий, как социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц, и в первую очередь вычеты на лечение и образование. Кто сегодня может сказать, какие социальные группы воспользовались этими привилегиями? Имеются ли у социально незащищенной части населения страны средства, чтобы оплатить расходы на необходимую хирургическую операцию, на учебу детей, чтобы воспользоваться затем налоговой преференцией? Не идет ли в данном случае речь фактически об оказании финансовой помощи тем категориям населения, которые в силу своего материального достатка в данной налоговой привилегии особенно и не нуждаются? Ответы на эти вопросы ни одно министерство в настоящее время дать не в состоянии, поскольку отсутствует необходимая информационная база. Да на них эту обязанность никто и не возлагал.

    Думается, что каждый вид налоговых субсидий следует закрепить за соответствующими органами исполнительной власти, поручив им осуществлять анализ обоснованности введения, необходимости и целесообразности сохранения каждой налоговой субсидии из установленного законом перечня. В частности, за Минсельхозом можно было бы закрепить мониторинг налоговых субсидий, предоставленных налогоплательщикам, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. За Минпромторгом — все налоговые преференции, направленные на стимулирование инвестиций. Мониторинг социальных налоговых субсидий можно было бы возложить на Минздравсоцразвития. Анализом эффективности стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства налоговых механизмов могло бы заняться Минэкономразвития. Обобщение предложений министерств следовало бы поручить Минфину, который совместно с Минэкономразвития мог бы готовить соответствующие предложения по внесению изменений в налоговое законодательство.

    Проводить аудит эффективности налоговых субсидий сможет в этом случае и Счетная палата РФ, которая в настоящее время в связи с неопределенностью самого понятия "налоговая льгота" практически отстранена от проверки эффективности получаемых через налоговые механизмы налогоплательщиками средств.

    Для успешного проведения аудита эффективности налоговых субсидий необходимы не только исходные данные, но и конкретные цели их предоставления.

    Льготы по налогу на имущество физических лиц

    Однако, как показывает анализ принятых за все годы существования российской налоговой системы поправок в соответствующие главы Налогового кодекса, касающиеся налоговых льгот, такие цели ни по одной из них законодательно не закреплены. Естественно, они обсуждались при их рассмотрении в исполнительных и законодательных органах власти, но только в самом общем виде. В частности, в последние годы почти ежегодно вводятся налоговые льготы, направленные на стимулирование развития экономики, в том числе малого и среднего бизнеса. Но в этих поправках практически отсутствуют законодательно установленные условия использования высвобождающихся у налогоплательщиков средств именно на цели развития производства. Как правило, основным аргументом при установлении налоговых субсидий социального характера является необходимость защиты населения. Но где указаны те категории населения, на которые должны распространяться налоговые послабления? В результате их зачастую получают те, кто в них не нуждается. Практически по всем предлагаемым налоговым освобождениям отсутствуют данные об их предполагаемой экономической или социальной эффективности. Мало того, зачастую не анализируются и причины, по которым предлагаемые к отмене налоговые льготы и преференции оказываются неработающими.

    Отсюда и частые изменения в налоговом законодательстве, и отмена налоговых преференций, которые с самого начала не были просчитаны и обоснованы должным образом.

    Прежде чем решаться на реформу всей системы налоговых субсидий, следовало бы унифицировать действующие налоговые освобождения по видам и целям их предоставления: стимулирование развития экономики, ее отдельных отраслей, территорий; социальная защита населения; финансовая поддержка отдельных категорий налогоплательщиков и т.д. Кроме того, необходимо, на наш взгляд, ввести соответствующую статистическую отчетность по каждой группе налоговых освобождений, включая сумму фактически использованных налогоплательщиками освобождений.

    Как известно, в текущем году Минфин России, в соответствии с Основными направлениями налоговой политики РФ на 2012 — 2014 годы, проводит инвентаризацию перечня конкретных видов налоговых льгот и сумм, получаемых организациями-налогоплательщиками с целью оптимизации налоговой системы в целом. При проведении этой работы важно определиться, в какой форме должна выделяться налоговая субсидия, насколько каждый конкретный вид налогового стимулирования, регулирования или социальной поддержки оправдан и не эффективнее было бы заменить отдельные из них прямыми бюджетными расходами? Надо иметь в виду, что предоставление налоговых субсидий можно осуществлять в различных формах: уменьшение ставок по соответствующим налогам, освобождение от уплаты налога, предоставление целевых налоговых льгот и т.д. Уменьшение налоговых ставок, как и освобождение от уплаты налогов, фактически означает выделение налогоплательщику дополнительных финансовых ресурсов без каких-либо обязательств со стороны последнего по направлениям их использования. Иными словами, государство не имеет никаких гарантий, что полученные налоговые субсидии, или хотя бы их часть, будут использованы налогоплательщиком именно на цели, например, развития и модернизации производства или на научные исследования. Как показывает мировой опыт, в подобных случаях целевым образом расходуется не более одной трети высвободившихся финансовых ресурсов. Российский опыт показывает более удручающую картину. Между тем государство должно рассчитывать на гарантированный экономический эффект и при снижении ставок по налогам, и при любой другой форме предоставления налоговых субсидий. Для этого необходимо законодательно установить систему гарантий использования налогоплательщиком полученных финансовых ресурсов (или их части) на те цели, на достижение которых и направлена данная налоговая привилегия.

    Если не будут анализироваться причины недостаточного или низкого экономического или социального эффекта от предоставления налоговых освобождений, то получит продолжение практика отмены налоговых преференций. Именно так была решена судьба налоговых льгот, предоставлявшихся в первые годы действия российской налоговой системы предприятиям малого бизнеса, когда те получали льготные ставки налога на прибыль в первые четыре года своего функционирования. Может быть, целесообразнее было бы не отменять эту льготу вообще, а прописать конкретные условия ее получения и использования? Например, направление установленного законом процента высвободившейся прибыли на инновации, капитальные вложения, НИР и т.д.

    Реформирование системы льгот и других налоговых освобождений — дело, безусловно, сложное и длительное. Прежде чем его проводить, следует наметить программу мер, а также этапы реализации реформы. На мой взгляд, следовало бы начать с пилотного проекта, успешное осуществление которого станет первым шагом на пути совершенствования одного из важнейших налоговых механизмов.

    В.Г.Пансков

    Д. э. н.,

    профессор

    Финансового университета

    при Правительстве РФ