Лицензия на переработку нефтепродуктов

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ГСМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Еще несколько лет тому назад торговля горюче-смазочными материалами (ГСМ) была распространена в сфере довольно узкого круга предприятий и организаций. Однако в настоящее время в силу своей практически 100-процентной ликвидности и высокой рентабельности данный вид предпринимательской деятельности превратился в один из самых популярных. Множество предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей ГСМ, оказались вовлеченными в этот процесс. Поэтому у многих организаций возникают вопросы, связанные с особенностями правового регулирования и налогообложения деятельности по производству и реализации ГСМ.

1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Данный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит обязательному лицензированию, то есть не может осуществляться без специального разрешения (лицензии). Согласно ст. 17 указанного Федерального закона лицензированию подлежат следующие виды деятельности, связанные с нефтепродуктообеспечением:

1) эксплуатация нефтегазодобывающих производств;

2) переработка нефти, газа и продуктов их переработки;

3) транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

4) хранение нефти, газа и продуктов их переработки.

Таким образом, не всегда владелец горюче-смазочных материалов должен получать лицензию, так как законодатель не связывает наличие имущественных прав на нефть и продукты ее переработки с получением лицензии.

Пример. Строительное предприятие в счет оплаты за выполненные работы по переоборудованию АЗС получило от заказчика ГСМ, которые в дальнейшем реализовало сторонним предприятиям. Хранение полученных ГСМ осуществлялось не на самом предприятии, а в специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию. Покупатели забирали приобретенные ими материалы непосредственно в организации, осуществлявшей хранение. В данной ситуации деятельность строительного предприятия по реализации ГСМ лицензированию не подлежит.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637 "О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки" (с изменениями и дополнениями) лицензирование вышеуказанных видов деятельности осуществляется Министерством энергетики РФ. Данным Постановлением Правительства РФ определены также лицензионные условия и требования к организациям, претендующим на получение соответствующей лицензии.

В настоящее время вышеуказанное Министерство прекратило свое существование в связи с административной реформой, проведенной в Российской Федерации в начале 2004 г. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти.

Согласно разд. II Структуры федеральных органов исполнительной власти вопросами энергетики занимается Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации. Оно реализует весь комплекс полномочий, связанных с государственным регулированием топливно-энергетического комплекса, как непосредственно, так и посредством подведомственных ему федеральных служб и агентств. К ним, в частности, относятся: Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральное агентство по энергетике.

В частности, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет лицензирование деятельности:

— по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

— по хранению нефти, газа и продуктов их переработки;

— по переработке нефти, газа и продуктов их переработки.

2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ГСМ

Как следует из Положения о Министерстве промышленности и энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ НЕФТИ, ГАЗА И ПРОДУКТОВ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ

N 284, данное Министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование всех вопросов, связанных с топливно-энергетическим комплексом.

Горюче-смазочные материалы зачастую поставляются по трубопроводам, поэтому главные особенности их учета связаны в первую очередь с их транспортировкой и нахождением в резервуарах и (или) непосредственно в системе трубопроводов (остатки).

Требования к организации и порядку приема-сдачи нефтепродуктов на нефтебазы, АЗС и склады ГСМ установлены Правилами, утвержденными Приказом Минтопэнерго России от 25 сентября 1995 г. N 194 (далее — Правила), а также Руководящим документом РД 153-39.2-080-01 "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций", утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 августа 2001 г.

N 229 (с изм. от 17 июня 2003 г.).

Одновременно вопросы учета нефти и нефтепродуктов регулируются положениями Инструкции о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР, утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 15 августа 1985 г. N 06/21-8-446 (далее — Инструкция), в части, не противоречащей вышеуказанным документам. Именно в Инструкции подробно раскрыты вопросы количественного учета нефтепродуктов, осуществляемого в текущем режиме.

Количественный учет нефтепродуктов на АЗС, согласно п. 1.1 Инструкции, ведется в литрах, количественно изменяющихся в зависимости от плотности того или иного нефтепродукта одновременно с изменением температуры окружающей среды.

При организации учета нефтепродуктов на АЗС определяется следующее:

— порядок (система) организации учета нефтепродуктов, элементы которых приведены ниже, включая документооборот и периодичность проведения инвентаризации;

— материально-ответственные лица из числа персонала АЗС;

— лица, осуществляющие контроль организации, порядка и правильности осуществления учета на предприятии и выступающие в качестве представителей от организации при проверке учета с транспортной (снабжающей) организацией (порядок контроля количественного учета на АЗС и складах ГСМ подробнее будет раскрыто ниже);

— состав инвентаризационной комиссии;

— единицы оперативного учета нефтепродуктов по объему (в литрах) и по массе (в килограммах).

Учет нефтепродуктов на АЗС осуществляется по совокупности:

— наличия в резервуарах (учитывается количество нефтепродуктов по каждому резервуару и суммарно по нефтепродуктам каждой марки);

— наличия в технологических трубопроводах;

— результатов отпуска через топливо-, маслораздаточные колонки.

Производство горюче-смазочных материалов осуществляется на нефтеперерабатывающих заводах. Для данного вида деятельности, как указано выше, потребуется лицензия на переработку нефти, выдаваемая Минпромэнерго России.

Основным и единственным сырьем для производства горюче-смазочных материалов является сырая нефть, которая поставляется производителю, как правило, только двумя способами, а именно:

— по трубопроводам;

— железнодорожными цистернами.

ГСМ могут производиться как из покупного сырья, так и на условиях договора переработки нефти (давальческий договор).

При производстве ГСМ из сырой нефти ее количественный учет осуществляется в порядке, описанном выше, независимо от условий поступления.

В бухгалтерском учете поступающая покупная сырая нефть у производителя отражается на дебете счета 10 "Материалы", субсчет 1 "Сырье и материалы", согласно Плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее — План счетов).

На практике часто встречаются ситуации, когда нефть поступает на предприятие по договору переработки и при этом перерабатывающее предприятие не получает права собственности на нефть. В таком случае она учитывается на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку". Отношения сторон — собственника сырья и материалов (давальца) и переработчика — строятся на основе ст. 220 "Переработка" Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

В соответствии с п. 1 указанной статьи, если иное не предусмотрено договором, право собственности на нефтепродукты, изготовленные производителем путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретает собственник материалов (давалец).

Согласно п. 2 ст. 220 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу. А в случае приобретения права собственности на новую вещь этим лицом, последнее обязано возместить собственнику материалов их стоимость.

Аналитический учет продуктов переработки нефти (нефтепродуктов), как правило, ведется в разрезе марок (видов) нефтепродуктов, имеющихся в резервуарах или в технологических трубопроводах и готовых к реализации. Также учет рекомендуется вести в разрезе поставщиков сырой нефти (давальцев).

Особенность операций с ГСМ в том, что часть из них облагается акцизами. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов).

Для рассматриваемой категории налогоплательщиков датой совершения операции с нефтепродуктами согласно п. 2 ст. 195 НК РФ признается дата оприходования произведенных нефтепродуктов.

Лицензия на хранение нефтепродуктов

Лицензирование деятельности по переработке отходов нефтепродуктов и нефтешлама.

Лицензия ФСТЭК на экспорт

Под внешнеэкономическими операциями в законодательстве РФ имеется ввиду экспорт и импорт контролируемой продукции, которые осуществляются между российскими и иностранными компаниями по договору (контракту) заключаемыми между ними.

Данную лицензию или разрешение выдает Федеральная служба по техническому контролю на основании заявлений по форме в соответствии с законодательством РФ и приложенных документов установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Данная лицензия необходима компаниям, которые ввозят продукцию из за границей в РФ (Импорт) и вывозят из РФ (Экспорт) в другие страны.

Утилизация нефтепродуктов

Часто у компаний задерживается (арестовывается) груз на посту таможни и таможня требует на ввозимую продукцию или вывозимую лицензию или разрешение ФСТЭК.

Услуга оказывается по всей территории Российской Федерации

Для компаний у которых контракт с конечным пользователем, по задержанию груза приходится искать срочный выход из данной ситуации — получать лицензию ФСТЭК на экспорт или импорт. И в этом случае продукция и технические характеристики продукции или подпадает, или не подпадает под действие запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Если продукция не подпадает под запрет в области экспортного контроля предусмотренных законодательством РФ – то ФСТЭК выдает разрешение на ввоза или вывоз продукции где описывается, что не требуется получение разрешительных документов. И данное разрешение ФСТЭК необходимость, чтобы вывозить или ввозить продукцию.

Если продукция в отношении которой установлен экспортный контроль и продукция подпадает под действие пункта закона определенной категории и раздела, например: технологий или оборудованиядвойного назначения в отношении, которых осуществляется экспортный контроль, утвержденным Указом Президента РФ – то для ввоза в РФ, для указанной продукции необходимо получать лицензию ФСТЭК.

При получении лицензии или разрешения вы имеете право на протяжении всего срока действия контракта ввозить или вывозить данный товар из РФ в иностранные страны и в РФ из иностранных стран, но не более одного года.

В лицензии также указываются:

  1. Количество товара;
  2. Страна конечного пользователя выписка;
  3. Данные продавца;
  4. Данные покупателя.

Для получения лицензии к заявлению прикладываются:

  • Сопроводительное письмо с написанием наименования продукции, откуда покупается для каких целей и.т.д.;
  • Копия паспорта руководителя;
  • Приказ о назначении директора;
  • Копия контракта между иностранными и российскими компаниями;
  • Документ о том, что носит ли продукция сведения составляющие государственную тайну;
  • Обязательства конечного пользователя о покупке продукции;
  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Технические характеристики товара.

ФСТЭК имеет право отказать в получении лицензии если:

  • Заявление неправильно написано;
  • Несоответствуют документы;
  • Недостоверные и неполные сведения;
  • Отрицательное заключение гос. экспертизы;
  • Если исходя из контракта вы нанесете ущерб или возникнет угроза в интересах РФ или нарушились обязательства международные.

Если вам необходимо получить лицензию (разрешение) ФСТЭК на импорт или экспорт ввозимой или вывозимой продукции, которые подпадают или не подпадают под запрет установленных законом в кратчайшие сроки – то, тогда вам надо обратиться к нам!

Наши специалисты с 2009 года работают в области подготовки документов по получению лицензии ФСТЭК и помогут грамотно составить все необходимые документы таким образом, чтобы получить разрешительную документацию.

Сроки получения лицензии или разрешения от 2 дней до 3-х недель.

Стоимость услуг по всей России:

От 150 000 до 420 000 в зависимости от сложности и объема товара, стоимости контракта и сроков получения.

* Стоимость указана в рублях Российской Федерации.

* Оригинал лицензии по экспорту или импорту для внешнеэкономических операций, по перемещению продукции через границу Таможни или Таможенного союза предоставляются в органы таможни РФ для разрешения ввоза или вывоза продукции.

* Примечание: Самостоятельное оформление документации, незнание, как правильно заполнить и оформить документы, не зная тонкостей закона – может привести к тому, что лицензирующий орган или вернет документы или откажет в получении лицензии.

Если лицензирующий орган вернет вам документы, тогда вы теряете время на:

  • возврат материалов по почте 2 недели
  • исправления ошибок;
  • сдачу документов повторно;
  • повторное рассмотрение до 45 дней;

В то время пока у Вас задержан груз или проходит тендер по контракту или конкурсу.

Если лицензирующий орган откажет – то соответственно вы больше не получите лицензию на данный контролируемой товар.

Юридическая компания «Сфера» поможет вам получить лицензию или разрешение гарантировано в достаточно короткие сроки.

Вы можете связаться с нами по любым контактам указанным на сайте, мы с удовольствием ответим на ваши все вопросы.

Лицензирование и производство горюче-смазочных материалов (стр. 1 из 2)