Логистические затраты

Содержание


1 Теоретические аспекты управления логистическими затратами

Логистические затраты – совокупность затрат на управление движением материальных потоков по всей логистической системе от поставщиков сырья через производственное предприятие до конечного потребителя.

Для определения эффективности логистической системы предприятия проводится сравнение внутренних и внешних затрат. Определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других производителей, сравнивается структура логистических затрат на данном предприятии и у его конкурентов.

Методы анализа логистических затрат:

1) стратегический анализ – это сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с другим, занимающимся аналогичным видом деятельности;

2) функционально-стоимостный анализ – это метод, основанный на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

Принципы контроля над логистическими затратами:

1) усилия концентрируются на контроле затрат в местах их возникновения;

2) данные по разным видам затрат обрабатываются по-разному;

3) эффективным путем к сокращению затрат является сокращение видов деятельности (процедур, работ, операций). Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно было делать вовсе;

4) деятельность предприятия должна оцениваться в целом. Для экономической оценки бизнеса нужно иметь

области повлияет на производительность в другой; 5)недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявить механизм их образования и влияние внешних факторов.

Способы снижения уровня логистических затрат:

1) проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых скидок;

2) поиск более дешевых заменителей ресурсов;

3) выявление путем анализа и пересмотра цепи поставок тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, и их исключение;

4) компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;

5) улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. Например, координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;

6) проведение регулярного внутреннего аудита с последующим выявлением резервов для улучшения использования ресурсов предприятия;

7) обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок путем привлечения инвестиций в бизнес;

8) повышение уровня подготовки сотрудников путем участия в тренингах, курсах повышения квалификации, проведение аттестаций;

9) использование прогрессивных методов оплаты труда (премирование за достижение и перевыполнение плановых показателей);

10) оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров).

В учете транспортных затрат имеется пара спорных обстановок, к примеру, если они не не включены продажную цену, то их распределяют между реализованными и нереализованными товарами. В другом случае их учитывают в фактической себестоимости товаров. О вторых сложностях данной операции вы определите из статьи.

Включены ли транспортные затраты в цену товара?

Торговые организации при признании затрат по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 Налогового кодекса. В сумму издержек принято включать затраты клиента на доставку товаров, складские и иные затраты текущего месяца, которые связаны с их приобретением. Такие траты формируются в соответствии с главой 25 НК РФ. Обратите внимание: цена продукции, купленной по цене, установленной в договоре, не относится к издержкам обращения.

Компания в праве организовать ее с учетом затрат, которые связаны с приобретением (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Торговые организации при признании затрат по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 НК.

Так, определять цена компания может двумя методами. Затраты, связанные с покупкой, а также по доставке товара на склад организации, включаются в цену товаров или учитываются как издержки обращения и в цена приобретения не включаются.

Порядок формирования стоимости покупных товаров определяется плательщиком в учетной политике и используется как минимум несколько налоговых периодов.

Налог на прибыль

Для исчисления налога на прибыль затраты текущего периода подразделяются на прямые и косвенные. Последние возможно списать сходу, в месяце, к которому они относятся, а первые – лишь по мере реализации товаров, с покупкой которых они связаны. Причем для торговых организаций список прямых затрат строго ограничен.

Так, к прямым относятся: цена приобретения продукции, реализованной в данном отчетном периоде, с учетом затрат на доставку до

склада клиента в случае, если они не вошли в цену их приобретения.

Все остальные траты, за исключением внереализационных, осуществленные в текущем месяце, будут считаться косвенными и уменьшают доходы от реализации.

Расчет затрат

В соответствии с статье 320 НК, сумма прямых затрат в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

В соответствии с статье 320 НК, сумма прямых затрат в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Для этого:

  1. определяется размер прямых затрат, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем;
  2. определяется цена покупных товаров, реализованных в текущем месяце, и цена остатка нереализованных;
  3. рассчитывается средний процент, как отношение суммы прямых затрат к цене товаров;
  4. определяется сумма прямых затрат, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как стоимости среднего остатка и произведение процента продукции на конец месяца.

Наряду с этим в сумму прямых затрат, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, согласно точки зрения Министерства финансов, должны включаться вся продукция, находящеяся в собствености компании на правах собственности, а также находящаяся в пути, и отгруженная до перехода прав к клиентам (Письмо МФ РФ от 03.06.2008 г.

Логистические затраты: учет и методы оптимизации

№ 03-03-09/70).

Вычислить прямые транспортные затраты

В соответствии с статье 320 НК, сумма прямых затрат в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Наряду с этим в сумму прямых затрат, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, согласно точки зрения Министерства финансов, должны включаться вся продукция, находящеяся в собствености компании на правах собственности, а также находящаяся в пути, и отгруженная до перехода прав к клиентам. Объясним на примере, как трудится данный принцип.

Транспортные расходы Прямые и косвенные Учет транспортных расходов в программе 1С 8 3

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Как учесть расходы на корпоратив

    Как грамотно отразить в отчетности затраты на новогодний корпоратив и подарки сотрудникам Текст: Ирина Колодина Новый год и рождество — это не только…

  • Что такое фактический расход топлива и примеры его расчета

    Как мы знаем, затраты на горючее смогут быть включены в себестоимость продукта и вычтены из облагаемой налогом прибыли. Но дабы они были признаны, нужно…

  • Прочь из каменного века! как учесть расходы на программное обеспечение при усн?

    Без компьютерной техники не обходится сейчас ни одна организация, кроме того маленькая и самая начинающая. И связано это, в первую очередь, с…

  • 1С: бухгалтерия, отражение доходов и расходов при усн и енвд

    В данной статье рассматриваются изюминке бухучёта компании, использующей упрощенную совокупность налогообложения и ЕНВД, на примере программного продукта…

  • Какие бывают расходы

    Классификация затрат В ходе осуществления производственно-хозяйственной и денежной деятельности предприятия несут определенные затраты. Объектом изучения…

  • Коммерческие расходы — это что? что включают в себя коммерческие расходы?

    June 22, 2015 Достаточно довольно часто возможно встретить понятие «коммерческие затраты», и тем, кто сталкивается с ним в первый раз, стоит ознакомиться…

Тема 11 Управление логистическими затратами

ЗАТРАТЫ В ЛОГИСТИКЕ

Расходы на логистику: учет и налогообложение

Законодательство Российской Федерации позволяет установить в учетной политике различные способы учета затрат на логистику для целей бухгалтерского и налогового учета. И выбранный способ учета затрат на логистику может существенно повлиять на налогооблагаемую прибыль, если затраты осуществлены в одном периоде, а реализация товаров — в другом периоде. Автор подсказывает читателям журнала пять простых шагов, которые надо сделать для выгодного учета расходов на логистику для различных хозяйственных ситуаций.

Логистика как хозяйственная деятельность

Термин "логистика" происходит от греческого слова logistike, что означает "мышление, расчет, целесообразность". Существуют несколько десятков определений понятия логистики как экономической деятельности. Одно из самых распространенных — логистика как хозяйственная деятельность.

Логистика как хозяйственная деятельность — это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции, а также связанной с этими операциями информацией.

Задачи логистики

Управление любым объектом подразумевает сначала принятие решения, а затем его реализацию. Для того чтобы принимать решения, необходимы определенные знания, для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия.

Логистика позволяет на научной основе решать множество разнообразных задач различной сложности и масштабов:

  • прогнозирование спроса и определение на его основе необходимого запаса, разработка системы управления запасами;
  • определение необходимой мощности производства и транспорта;
  • организация распределения;
  • управление перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;
  • моделирование функционирования логистических систем, проектирование;
  • планирование и реализация снабжения, производства, складирования, сбыта, транспортирования;
  • согласование целей и координация деятельности отдельных предприятий в цепи поставок и различных подразделений в рамках предприятия и др.

Регламентация учета затрат, связанных с закупкой товаров

При учете затрат, связанных с закупкой товаров, организациям надлежит руководствоваться следующими документами:

  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (разд. 2);
  • Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (разд. 4);
  • Методическими рекомендациями по учету и оформлению приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (разд. 3);
  • Налоговым кодексом РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ст. 320).

Вышеуказанные документы дают право бухгалтеру учитывать затраты на логистические услуги в стоимости приобретения товаров или в ряде случаев относить их на издержки обращения. Выбранный с учетом специфики деятельности организации способ учета таких затрат закрепляется учетной политикой и последовательно применяется в течение года, а в целях налогового учета — не менее двух лет.

Учет затрат на логистику

Законодательство Российской Федерации позволяет устанавливать в учетной политике различные способы учета таких затрат для целей бухгалтерского и налогового учета. В этом случае будут возникать временные разницы, подлежащие учету в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России 19.11.2002 N 114н.

Таким образом, если в соответствии с учетной политикой затраты на логистические услуги включаются в стоимость товаров, то они учитываются на счете 41 "Товары" вместе с контрактной ценой товара. Если же учетной политикой предусмотрено их отнесение на расходы текущего периода, то они учитываются на счете 44 "Расходы на продажу" в составе издержек обращения (расходов на продажу).

Рассмотрим на примерах два вышеизложенных метода учета затрат на логистику.

Пример 1. Затраты на логистику относятся на расходы текущего месяца и учитываются на счете 44 "Расходы на продажу".

Согласно законодательству налогооблагаемая прибыль может уменьшаться на расходы на логистику только по мере реализации приобретенных товаров. Иными словами, затраты на логистику, так же как и их стоимость, относятся к прямым расходам. Отнести расходы по доставке и другие сопутствующие услуги к косвенным (в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)) в данном случае нельзя, поскольку для расходов по торговым операциям настоящим Кодексом установлен особый порядок. Таким образом, при учете расходов на логистику их придется распределять между проданными и непроданными товарами, применяя алгоритм расчета, который предлагает ст. 320 НК РФ, — по среднему проценту за текущий месяц с учетом не реализованных на начало месяца товарных остатков.

Условия примера:

Остаток на
01.08.2010, руб.
В августе 2010 г., руб. Остаток на
01.09.2010,
стоимость
товара, руб.
(гр. 1 +
гр. 3 —
гр. 4)
Стоимость
товара
Расходы
на
логистику
Стоимость
приобретенного
товара
Стоимость
реализованного
товара
Расходы
на
логистику
1 2 3 4 5 6
30 000 50 000 1 000 000 500 000 100 000 530 000

Решение. Определим сумму расходов на логистику, которая относится к реализованным на конец августа товарам.

Шаг 1. Найдем общую сумму расходов на логистику по остатку товара на 1 августа и по товарам, приобретенным в августе:

50 000 руб. + 100 000 руб. = 150 000 руб.

Шаг 2. Рассчитаем общую стоимость проданных в августе товаров и остатка товаров на конец месяца:

500 000 руб. + 530 000 руб. = 1 030 000 руб.

Шаг 3. Рассчитаем средний процент (отношение результата, полученного в шаге 1, к результату шага 2):

150 000 руб. / 1 030 000 руб. x 100% = 14,56%.

Шаг 4. Найдем сумму расходов на доставку, которая приходится на не реализованные на конец августа товары (произведение стоимости товарного остатка на конец августа и среднего процента, рассчитанного в шаге 3):

530 000 руб. x 14,56% = 77 168 руб.

Шаг 5. Теперь можно определить сумму расходов на логистику, которая приходится на проданные в августе товары и уменьшает налогооблагаемую прибыль организации за этот месяц:

150 000 руб. — 77 168 руб. = 72 832 руб.

В бухгалтерском учете приобретение и списание товара, а также транспортных расходов оформляются следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
При поступлении товара (обобщенные проводки за август 2010 г.)
Приняты к учету товары 41 "Товары" 60 "Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками"
1 000 000
Отражены расходы на
логистику за месяц
44 "Расходы на
продажу"
60 "Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками"
100 000
При реализации товара (обобщенные проводки за август 2010 г.)
Списаны проданные за
месяц товары
90-2 "Себестоимость
продаж"
41 "Товары" 500 000
Списаны расходы на
логистику в части
проданных товаров в
августе
90-2 "Себестоимость
продаж"
44 "Расходы на
продажу"
72 832

Пример 2. Расходы на логистику включаем в стоимость товара и учитываем на счете 41.

При перевозке товара сторонней организацией — поставщиком или нанятой транспортной организацией — сумма этих расходов будет известна из товаросопроводительных документов уже на момент оприходования товара.

Останется только разделить затраты между товарами той партии, на доставку которой выставлен счет. Никаких специальных правил для этого случая не установлено ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Поэтому данный порядок должен быть закреплен организацией в учетной политике. Например, транспортные расходы могут распределяться пропорционально стоимости приобретенных товаров, их количеству, весу или другим удобным для конкретного вида товара характеристикам.

Возьмем для примера вид логистической услуги — транспортировка товара.

Условия примера:

Организация приобрела партию товара на сумму 7 942 000 руб. Доставка этой партии обошлась организации в 150 000 руб. Транспортные расходы организация распределяет пропорционально стоимости приобретенных товаров. Стоимость каждого вида товаров показана ниже в таблице.

Решение. Стоимость доставки распределяется следующим образом:

Общая
стоимость
товара
без
учета
доставки,
руб.
Транспортные
расходы по
партии в
целом, руб.
Вид
товара
Цена
товара
без учета
доставки,
руб.
Количество
товара
Стоимость
по видам
товаров
без учета
доставки,
руб.
(гр. 4 x
гр. 5)
Транспортные
расходы по
видам
товаров,
руб.
(гр. 2 /
гр. 1 x
гр. 6)
Цена
товара с
учетом
доставки,
руб.
(гр. 6 +
гр. 7 /
гр. 5)
1 2 3 4 5 6 7 8
7 942 000 150 000 Пальто 7 000 256 1 792 000 33 845 7 132
Шуба 30 000 150 4 500 000 84 991 30 567
Куртка 5 500 300 1 650 000 31 164 5 604

В бухгалтерском учете приобретенный товар с учетом транспортных расходов отражается следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Приняты к учету товары Счет 41 "Товары",
субконто "Пальто"
60 "Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками"
1 825 792
Приняты к учету товары Счет 41 "Товары",
субконто "Шуба"
60 "Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками"
4 585 050
Приняты к учету товары Счет 41 "Товары",
субконто "Куртка"
60 "Расчеты с
поставщиками и
подрядчиками"
1 681 200

Выводы

Выбранный способ учета затрат на логистику может существенно повлиять на налогооблагаемую прибыль отчетного периода, если затраты осуществлены в одном периоде, а реализация товаров — в другом периоде. Соответственно, организациям следует учитывать специфику своей деятельности при выборе способа учета затрат для соблюдения принципа соответствия доходов и расходов.

А.Бурлак

Юрист

компании GSL Law & Consulting

  • 1. Логистические затраты: понятие и сущность
  • 2. Классификация логистических затрат
  • 3. Затраты на запасы продукции
  • 4. Затраты на качество продукции
  • 5. Затраты на складскую деятельность
  • 6. Затраты на транспортировку
  • ЛЕКЦИЯ № 8. Затраты в логистике

    1. Логистические затраты: понятие и сущность

    Логистические затраты не всегда поддаются учету в чистом виде, их составляющие не могут рассматриваться автономно друг от друга.

    Они отражаются в различных учетных документах. Отдельные элементы финансовых процессов, логистические процессы охватывают как материальные, так и финансовые процессы и приводят к возникновению определенных затрат.

    Эти затраты (возникшие в хозяйственной практике) не всегда понимаются как затраты в чистом виде.

    Оказывая воздействие на общие результаты работы производства, они влияют на его финансовые показатели. Выделим следующие группы хозяйственных событий, которые находят отражение в финансовых показателях и связаны логистическими процессами.

    1. Применение рабочей силы, материалов, орудий труда, а также внешних (по отношению к производству) услуг, находящихся во взаимосвязи с применением логистических процессов.

    2. Затраты производства, входящие в добавленную стоимость и являющиеся элементами издержек на деятельность, либо компонентом прибыли:

    1) налоги на недвижимость и транспортные средства;

    2) затраты за природопользование;

    3) цена замораживания капитала.

    3. Сокращение активов производства в результате неэффективности логистических процессов, рассмотренных в договорном порядке, например за поставки товаров ненадлежащего качества, несвоевременность поставок и т. п.:

    1) потери из-за несоответствующего качества продукции, вызванного несовершенством процесса продвижения;

    2) потери из-за старения запасов (естественная убыль, частичная или полная потеря товаром потребительских качеств);

    3) недополученная прибыль, обусловленная несовершенством логистических процессов, например отсутствием запасов материалов, пользующихся спросом.

    Компоненты логистических затрат и финансовые показатели логистических процессов по-разному отражаются как в учете, так и в балансе прибылей и убытков предприятия и имеют различное экономическое содержание.

    В балансе предприятия выделяют главные группы денежных прибылей и убытков.

    1. Логистические затраты, которые отражаются в учете промышленных затрат с необходимой дополнительной учетной и аналитической работой для их выделения.

    2. Форс-мажорные издержки – относятся к критериям, определяющим денежные показатели работы производства.

    3. Недополученная прибыль – не находит отражения в балансе предприятия.

    Область логистических затрат трактуется достаточно гибко. Ее рамки зависят от задач группирования и сбора информации о затратах.

    Практический подход к расчету и анализу логистических затрат должен быть как можно более простым и привязанным к принятым принципам бухгалтерского учета, подсчета затрат и составления балансового отчета.

    Теоретически необходима как можно более полная, комплексная трактовка задач, отражающая суть проблемы и дающая возможность получить ее всестороннюю оценку.

    В рамках применяемой системы учета, с практической точки зрения, это может оказаться затруднительным или вообще невозможным.

    Определение логистических затрат для каждого конкретного случая должно учитывать практическую составляющую, не всегда соответствующую представленным в специальной литературе теоретическим моделям.

    При модельном подходе логистические затраты подразделяют на затраты на продвижение товара и затраты на запасы.

    Продвижение и запасы являются основными областями работы логистических процессов. Они оказываются носителями затрат.

    Издержки на продвижение товаров и на запасы состоят из издержек как на материальные, так и на информационные процессы.

    В широком смысле логистические затраты выглядят как финансовое выражение применения рабочей силы, средств и орудий труда, денежные затраты и отрицательные последствия форс-мажорных событий, которые возникли при продвижении материальных ценностей (ресурсов, материалов, товаров) на предприятии и между предприятиями, а также при поддержании запасов.

    Рассматриваются эти затраты как составляющая издержек на деятельность производства или его баланса при условии, что они связаны с процессами продвижения и поддержания запасов независимо от их места в системе баланса доходов и расходов производства. Этот баланс не учитывает более эффективного вложения капитала.

    До настоящего момента проблемы логистических затрат в отечественной экономической литературе рассматривались недостаточно.

    Первый раз эта проблема досконально исследовалась в работах зарубежных авторов.

    Однако затраты на запасы и раньше изучались широко и комплексно.

    Во многих случаях они выходили за рамки запасов в буквальном понимании этого термина.

    Определенная часть таких затрат, особенно затрат на продвижение материалов в момент закупки, включает в себя затраты на транспортировку и действия на входе.

    Логистические затраты при модельном подходе можно подразделить на затраты на движение материалов и затраты на их запасы. Основными составляющими функционирования логистических процессов считаются продвижение и запасы.

    Они являются главной затратной частью. Затраты на продвижение материалов и на их запасы состоят из затрат на материальные и информационные процессы.

    2. Классификация логистических затрат

    Логистические затраты классифицируются по различным критериям.

    1. По основным аспектам потока: затраты на момент процесса закупок, затраты на стадии производства, затраты на этапе распределения.

    2. Классификация по месту появления затрат функциональные отделы управления, которые в свою очередь подразделяются на отдел снабжения, сбыта и транспорта; и подразделения, связанные с движением, которые делятся на складские и транспортные подразделения.

    3. По основным компонентам логистических процессов: затраты физического продвижения материалов, на запасы и на информационные процессы.

    4. По видам затрат: на материальные затраты, которые состоят из средств на амортизацию, использование материала, топлива и ресурсов и средств на сторонние материальные услуги, и нематериальные затраты, состоящие из затрат на оплату выполненной работы, нематериальные услуги, из стоимости использования стороннего капитала, денежных выплат в виде налогов и платежей, а также прочих незапланированных издержек, которые отражаются на денежных показателях производства.

    5. По экономическому содержанию: на стоимость потребленных производственных факторов, затраты на чистую продукцию, затраты, охватывающие финансовый результат, и упущенную выгоду.

    Основные структурные аспекты классификации логистических затрат (по видам затрат, по этапам продвижения и месту появления затрат, по основным компонентам логистических процессов) находятся во взаимосвязи.

    3. Затраты на запасы продукции

    Независимо от классификации логистические затраты в сводном балансе принимают участие в формировании расходов на работу предприятия и финансовых итогов его деятельности.

    Поэтому необходимое условие их сокращения – знание структуры, уровня и факторов, определяющих логистические затраты.

    Неотъемлемым компонентом хозяйственных процессов считаются затраты, которые участвуют во всех фазах работы производства и благодаря поступающим и выходящим потокам подвергаются постоянному обновлению.

    Это обновление приводит к необходимости выделения явлений формирования запасов и их хранения на предприятии.

    Формирование запасов состоит в их фактическом накоплении в должных сферах работы предприятия, а именно: материальных запасов на складах отрасли снабжения, незавершенной продукции, на различных стадиях производственного процесса и в промежуточных пунктах хранения, готовых изделий на складах сферы сбыта, товаров на складах сферы распределения.

    4. Затраты на качество продукции

    Поддержание запасов приводит к появлению затрат, возникших благодаря как их физическому хранению, так и замораживанию в запасах конкретных денежных средств, которые по причине этого не могут быть направлены на другие цели и поэтому не принесут прибыль. Физико-химические свойства запасов изменяются в процессе хранения из-за длительности хранения, а также из-за условий хранения.

    Иногда изменения являются причиной частичной либо полной потери потребительской ценности запаса, они могут принести производству материальный ущерб.

    Негативно отражаются на экономике предприятий исчерпание или отсутствие запасов в нужном месте и в нужный момент, при формировании и поддержании запасов, сопровождающихся естественным образованием затрат.

    Эти отрицательные последствия можно назвать издержками из-за исчерпания запасов.

    С основными операциями с запасами, т. е. их формированием, поддержанием и т. д., связаны сущность и сфера затрат. Затраты на запасы можно поделить на затраты на создание запасов, затраты на поддержание запасов, издержки из-за исчерпания запасов.

    Для того чтобы выделить наиболее важные компоненты, затраты на запасы классифицируются очень подробно.

    Затраты на формирование запасов состоят из затрат на фактическое формирование запасов и затрат на информационные процессы, напрямую связанные с приобретением материалов.

    Это затраты на продвижение материальных и информационных течений материальных и информационных потоков на стадии закупки.

    Когда предприятие нацелено на потребителя, главная доля затрат, появившихся из-за доставки сырья, материалов и изделий, ложится на поставщика.

    Это влияет на затраты и на распределение предприятия и представляет собой обычное явление при сбалансированности рынка, когда предпринимаются усилия для улучшения продаж и на предприятии используется маркетинговая стратегия, рассчитанная на клиента-получателя.

    Затраты на информационные процессы (на содержание служб снабжения и сбыта) главным образом представляют собой затраты на формирование запасов.

    Выделение их в эту группу затрат происходит в зависимости от внутренних условий предприятия, масштаба и значения этих затрат для экономики предприятия.

    Затраты на формирование запасов могут иметь различный характер с точки зрения изменчивости. Затраты на покупки оказываются прямо пропорциональны размерам самих закупок, особенно если эти размеры представлены в физических единицах. Затраты на информационные процессы и на содержание отделов закупки остаются приблизительно стабильными.

    Затраты на закупки, особенно транспортные, иногда перекладываются на поставщиков.

    Затраты на поддержание запасов подразделяются на затраты, связанные с привлечением капитала для финансирования запасов, затраты, возникающие в связи с хранением, и издержки от старения запасов.

    Основную часть логистических затрат предприятия представляют собой затраты на поддержание запасов.

    Факторы и экономический характер этой группы затрат разнообразны.

    Затраты на привлечение капитала для финансирования запасов отражают альтернативный доход, который мог бы быть получен, если бы они не оказались замороженными в запасах. Собственный капитал и сторонние капиталы привлекаются для финансирования запасов предприятия.

    Уровень привлечения стороннего капитала зависит от процентной ставки, которую выплачивает предприятие кредитору. Этот вид затрат вносится в баланс предприятия.

    Затраты, возникающие при использовании собственного капитала, в балансе не показываются. Но это не значит, что они не должны учитываться для расчета эффективности капиталов, которые используются для финансирования работы предприятия.

    Процентная ставка по вложенным капиталам может быть мерой таких затрат, поскольку при отсутствии собственных средств необходимо использование банковского кредита.

    Эта ставка служит определением эффективности сторонних капиталов, используемых для финансирования запасов. Затраты на привлечение некоторого капитала для финансирования запасов имеют переменный характер.

    В результате целого комплекса мероприятий, направленных на рациональное формирование уровня и структуры запасов, можно минимизировать затраты на привлечение капитала.

    Затраты на хранение выступают как важный элемент затрат на поддержание запасов. Они находятся во взаимосвязи со складскими функциями. Можно определить главные функции любого склада: складирование запасов, приемка запасов на склад, их размещение и выдача.

    Для воплощения первой из этих функций нужны определенные складские площади и объемы, а также складское оборудование.

    Время складирования запасов может применяться для проведения дополнительных мероприятий, например консервации, маркировки либо комплектации.

    5. Затраты на складскую деятельность

    Процесс хранения приводит к появлению некоторых затрат.

    Логистические затраты

    Классификация затрат по складским функциям: затраты на складирование и затраты на действия (манипулирование), связанные с продвижением.

    Затраты на манипулирование можно дополнительно квалифицировать как затраты на физическое продвижение материалов на предприятии.

    Это демонстрирует тесную связь затрат на физическое продвижение материалов с затратами на поддержание запасов и особенно с затратами на внутрипроизводственную транспортировку и хранение.

    Затраты на хранение классифицируются по видам: использование компонентов важных средств, применяемых на складах; амортизация материалов, топлива и энергии для реализации складских функций; оплата труда с соответствующими начислениями; оплата за сторонние услуги; прочие выплаты денежных средств.

    При рациональном использовании складского потенциала можно уменьшить затраты на хранение. Также этого результата можно достигнуть при повышении производительности труда за счет механизации и автоматизации складских операций и осуществлении ряда других мероприятий.

    Затраты на хранение являются относительно постоянными. Затраты на манипулирование зависят от насыщенности складской работы. Для каждой конкретной ситуации они могут быть переменными. Совокупные затраты на хранение считаются постоянными.

    Как относительно постоянная составляющая, затраты на хранение могут быть использованы для оптимизации объема запасов.

    Издержки от старения запасов объединяют еще одну основную группу затрат на поддержание запасов.

    На предприятии могут происходить события, в результате которых имеющиеся запасы становятся непригодными для использования их по прямому назначению: достижения технического прогресса, вследствие которых возникают новые продукты и технологии, изменчивость спроса. В этих случаях речь идет об экономическом (моральном) старении запасов.

    Вызывает негативные экономические последствия в виде издержек от старения запасов уменьшение либо потеря потребительской ценности продуктов (независимо от того, чем именно вызвано старение запасов). Рыночный спрос на продукцию данного предприятия оказывает особенно серьезное воздействие на издержки.

    Главными причинами, которые могут отрицательно сказаться на объемах продаж, считаются изменчивость спроса, недоработки в прогнозировании его масштаба и структур, неправильные оценки конкурентоспособности.

    При помощи тщательного изучения рыночной ситуации, а также учета масштаба и структуры спроса, направления развития технического прогресса и т. п. можно сократить издержки от старения запасов. Для предохранения от риска больших издержек от старения запасов нужно использовать комплекс соответствующих маркетинговых мероприятий.

    Издержки из-за исчерпания запасов показывают упущенную прибыль, которую предприятие могло бы получить при наличии необходимых запасов в нужном месте в нужное время. Отсутствие влечет за собой сбои в ритмичности производства и возникновение незапланированных издержек.

    В недополучение прибыли как для промышленного, так и для торгового предприятия выливается невозможность полностью удовлетворить спрос получателей.

    Издержки из-за исчерпания запасов можно уменьшить в результате совершенствования управления логистическими процессами, получения дополнительных сведений для прогноза спроса на изделия и товары, прогноза спроса на сырье и материалы в объемах каждого предприятия.

    Издержки из-за исчерпания запасов – показатели неполного планирования хозяйственных процессов, некачественных оценок спроса, неудовлетворительного управления продвижением материальных потоков на предприятии.

    Такие недостатки могут вызывать возникновение издержек от старения запасов.

    Эти два явления (старение и исчерпание запасов) считаются негативными, но полностью их исключить невозможно. Этот вывод определяется как объективно существующим недостатком современных систем управления, так и разнообразными событиями, которые сложно предвидеть, экономические последствия которых сложно оценить и которые зачастую невозможно предотвратить.

    6. Затраты на транспортировку

    Как совокупность действий, направленных на перемещение материальных ценностей в пространстве и во времени с применением характерных технических средств, транспортировка представляет собой компонент технической инфраструктуры логистики.

    Системное восприятие логистических процессов предполагает комплексное рассмотрение, что не исключает автономных условий работы транспортной сферы.

    Рассмотрим функционирование транспортной инфраструктуры с точки зрения минимизации расходов на бесперебойное продвижение материальных ценностей.

    Сокращение транспортных расходов зависит от выбора наиболее экономичного вида транспорта, определенных транспортных средств, оптимизации маршрутов и длительности транспортировки.

    Важным компонентом логистических затрат являются транспортные расходы. Эти расходы при масштабных грузовых партиях могут составлять до половины совокупных логистических затрат.

    Затраты на физическое продвижение материалов возникают прежде всего в отделах управления внутренним и внешним транспортом.

    Эти затраты имеют относительно постоянный характер, а иногда оказываются переменными. К ним относятся затраты на использование топлива и на внешние транспортные услуги, которые прямо пропорциональны объему этих услуг.

    6.2. Требования к системам учета издержек в логистике

    Задачей учета издержек в логистике является обеспечение менеджеров информацией, позволяющей принимать решения в области управления затратами по продвижению материального потока в пределах логистической системы.

    Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны:

    o выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики;

    o формировать информацию о наиболее значимых затратах;

    o формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.

    При соблюдении данных требований появляется возможность использовать важный критерий построения оптимального варианта логистической системы — минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

    В логистике ключевым событием (объектом анализа) является заказ потребителя (клиент, продукт или услуга) и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ (клиент, продукт или услуга) прибыль.

    Для эффективной калькуляции издержек нужно:

    а) точно определить конкретные затраты, которые следует включить в схему анализа;

    б) установить временные рамки затрат;

    в) отнести затраты на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий;

    г) установить критерий принятия решений.

    Логистические процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции (рис. 30).

    Рис. 30. Традиционная система учета издержек по функциям

    Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом (рис. 31). Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока, так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях.

    6.3. Особенности учета логистических издержек

    Специфика учета издержек в логистике заключается в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. Переход от управления по функциям к управлению процессом требует соответствующего перехода от учета издержек по функциям к учету издержек по процессам.

    Рис. 31. Учет логистический издержек на всем пути движения материального потока

    Учет издержек в логистике не требует той тщательности, которая необходима в бухгалтерском учете. Главная задача здесь выявить основные издержки и понять, как они взаимосвязаны друг с другом.

    Система оценки логистических издержек нужна в первую очередь менеджерам по логистике, которые берут ее за основу принятия решения. Никакие правила или законы не требуют, чтобы учет затрат по процессам был представлен в финансовых отчетах.

    Отличия отчетности для подготовки решения по логистике от финансового отчета:

    а) отчет по логистическим издержкам более подробен и может содержать информацию, которая обычно не разглашается сторонним организациям;

    б) отчет по логистическим издержкам более масштабен и может содержать как прошлые, так и будущие расходы и прибыль; он характеризует также потенциальный эффект от еще не принятых решений;

    в) структура и содержание отчета по логистическим издержкам в большей степени зависят от специальных требований к логистическим решениям и коммуникациям в конкретной компании, чем от инструкций к финансовой отчетности. Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью приведено в табл. 8.

    Таблица 8

    Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью

    Сравниваемые характеристики

    Отчет по логистическим издержкам

    Финансовый отчет

    Пользователи

    Менеджмент компании

    Сторонние пользователи: акционеры, финансовые институты

    Цели

    Оптимизация материальных потоков

    Контроль администрации, предоставление надежной базы для налогообложения

    Критерии качества

    Соответствие процессам, пригодность для принятия решений в области логистики

    Пригодность для аудита, соответствие инструкциям

    Основное внимание (временной аспект)

    Настоящее и будущее

    Прошлое и настоящее

    Структура и содержание

    Индивидуальные, подобранные к каждой компании и решению

    Нормированные законом и профессиональными организациями

    Оценка логистических издержек по процессам зависит от субъективных суждений и решений. Какие затраты включить в анализ и каким образом их распределять — вопросы, на которые нет однозначных рецептов. Одно общее правило: конкретные затраты не следует приписывать тем логистическим факторам, которые неподконтрольны менеджерам организации.

    Из-за субъективного характера процесса распределения издержек отчеты компаний одной и той же отрасли нередко имеют значительный разброс показателей логистических затрат. Важно понимать, что такой разброс не всегда имеет прямое отношение к фактическим различиям в эффективности логистических операций.

    6.4. Классификация издержек в логистике

    Издержки в логистике классифицируют по различным признакам (рис. 32).

    Рис 32. Классификация издержек в логистике

    В зависимости от поведения издержек при изменении объема работ с материальным потоком они подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки — не изменяются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельности. Переменные издержки — изменяются пропорционально изменению объема деятельности.

    В зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают прямые и косвенные издержки. Прямые (или операционные) издержки — расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.

    Косвенные издержки (непрямые) не связаны непосредственно с объектом затрат. Например, объект затрат — грузовой автомобиль. Прямые издержки — зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т.п., косвенные — содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также административные расходы всей компании.

    В зависимости от восприимчивости к управленческому влиянию издержки подразделяют на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые издержки — издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности

    Нерегулируемые издержки — издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя. Предполагается, что эти издержки регулируются на уровне компании в целом.

    В зависимости от вида логистической функции издержки подразделяют на транспортные, издержки хранения и т.п. При этом основными видами издержек, которыми можно хорошо управлять на уровне ответственности служб логистики, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции. Эти виды издержек рассматриваются в следующих двух параграфах.