Материальные резервы для ликвидации ЧС

Содержание

О СОЗДАНИИ РЕЗЕРВОВ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ГУБЕРНАТОР ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 1998 года N 256

О СОЗДАНИИ РЕЗЕРВОВ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.11.96 N 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 13.05.97 N 576 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», в целях экстренного привлечения необходимых средств при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций по территории округа:

1. Утвердить:

— Положение об окружных резервах финансовых средств и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение 1);

— Перечень окружных резервов и ответственных за их создание и содержание (приложение 2);

— Положение о порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение 3);

— Инструкцию об учете и отчетности за использованием финансовых средств на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение 4).

2. Комитету по финансам и налоговой политике Администрации округа (А.К. Перевалов) обеспечить поддержание резерва финансовых средств на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на уровне 10 процентов от установленного в окружном бюджете фонда непредвиденных расходов.

3. В целях повышения оперативности в проведении неотложных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций разрешить содержать 5 процентов финансовых средств, выделяемых на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на специальном счете Управления по делам ГО и ЧС округа как оперативный резерв финансовых средств.

4. Комитету по экономической политике Администрации округа (М.В.Хархардин) определить номенклатуру, объемы, порядок создания и места хранения продовольственных резервов округа.

5. Комитету транспорта, связи, дорог Администрации округа (В.В. Журавлев) определить перечень материальных ресурсов средств оповещения и связи, порядок их создания, пополнения и места хранения.

6. Комитету межрегиональных связей и материальных ресурсов Администрации округа (В.Н. Алейников) определить номенклатуру и общий объем резервов материально-технических ресурсов округа для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Разработать порядок их создания и пополнения, определить места хранения.

7. Окружному территориальному медицинскому управлению (В.Д.Вильгельм) имеющиеся запасы медицинского имущества и медикаментов, предназначенных для чрезвычайных ситуаций, размещенных в лечебно-профилактических учреждениях округа, доукомплектовать в соответствии с существующими нормативами и считать окружным резервом.

8. Управлению капитального строительства Администрации округа (Г.В. Дробот) определить перечень и объем резервов строительных материалов и нейтрализующих веществ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок их создания, восполнения, места хранения.

9. Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации округа (А.А. Титов) разработать номенклатуру, рассчитать размеры резерва материально-технических ресурсов и оборудования для ликвидации последствий аварий на коммунально-энергетических сетях. Окружной резерв хранить на складах при Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации округа в г. Ханты-Мансийске.

10. Управлению по делам ГО и ЧС округа (В.Б. Чипчай) имеющиеся запасы химического имущества ГО доукомплектовать в соответствии с существующими нормативами, хранить на складах городов Сургута и Когалыма и считать окружным резервом.

11. Руководителям комитетов и управлений при формировании проектов бюджетов на 1999 год включить в общую сумму расходов затраты на создание резервов материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно перечню и объемам окружных резервов.

12. Рекомендовать создать резервы финансовых и материальных ресурсов:

— главам муниципальных образований — местные резервы;

— руководителям предприятий, организаций — объектовые резервы.

13. Распоряжение Администрации округа «О порядке финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий» от 17.12.93 N 944-р считать утратившим силу.

14. Контроль за выполнением постановления возложить на В.Т. Бобылева, первого заместителя Главы Администрации округа.

Губернатор автономного округа А.В.Филипенко

Приложение N 1. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКРУЖНЫХ РЕЗЕРВАХ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Приложение N 1

к постановлению

Губернатора

Ханты-Мансийского

автономного округа

от 15 июня 1998 г. N 256

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКРУЖНЫХ РЕЗЕРВАХ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Резервы финансовых средств и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций и включают финансовые средства, продовольствие, медицинское имущество, медикаменты, средства связи, транспортные средства, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

2. Резервы материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются комиссией по чрезвычайным ситуациям округа.

3. Резервы материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

4. Номенклатура и объемы окружных резервов материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

5. Методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов осуществляет Управление по делам ГО и ЧС округа совместно с Комитетом межрегиональных связей и материальных ресурсов Администрации округа.

6. Окружной резерв расходуется по распоряжению Губернатора автономного округа.

7. Израсходованный резерв списывается по акту в соответствии с выполненным объемом аварийно-спасательных и других неотложных работ и круглогодично пополняется за счет средств окружного бюджета в обязательном порядке.

8. Материальные средства резерва, не использованные по их прямому предназначению и подлежащие обновлению, могут быть реализованы или использованы на другие цели с последующим их восполнением.

9. Размеры окружного резерва материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не входят в общий объем норм расхода материальных средств по всем видам работ, а также норм по обеспечению и обслуживанию населения.

10. Резервы материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения, и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

11. Запасы материальных ресурсов, предназначенные для образования резервов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории округа, не облагаются налогом на имущество предприятий.

12. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств бюджета округа, внебюджетных источников, а также за счет средств, получаемых от реализации материальных ценностей резервов и их заимствования, и производится через комитеты, управления, отделы Администрации округа, ответственные за их создание и содержание.

Комиссия по чрезвычайным ситуациям округа:

— ежегодно формирует предложения к проекту окружного бюджета по структуре расходов на содержание, освежение и создание окружных резервов;

— принимает решения по выдаче материальных ценностей из резервов. В экстренных случаях для ликвидации чрезвычайной ситуации, при угрозе жизни и здоровью людей либо нарушений условий их жизнедеятельности материальные ценности резервов могут выдаваться организациями, содержащими на хранении соответствующие запасы, по согласованию с Управлением по делам ГО и ЧС округа с последующим оформлением необходимых документов;

— заслушивает лиц, ответственных за создание, содержание и хранение резервов;

— осуществляет контроль за правилами хранения, освежения и выдачи материальных ценностей.

Комитеты, управления, отделы Администрации округа, ответственные за создание и содержание резервов:

— ежегодно подают заявки в комиссию по чрезвычайным ситуациям по структуре расходов на содержание и освежение резервов;

— определяют места хранения материальных ценностей;

— осуществляют контроль за правилами хранения, выдачи и освежения материальных ценностей;

— финансируют расходы по приобретению, хранению и освежению материальных ценностей резервов за счет средств, выделяемых на эти цели из окружного бюджета;

— заключают или поручают заключать подведомственным организациям договоры на поставку материальных ценностей.

Организации, содержащие на хранении материальные ценности резервов:

— обеспечивают сохранность материальных ценностей резервов;

— ведут учет материальных ценностей резервов отдельно от остальных материальных средств;

— выдают и обеспечивают доставку материальных ценностей резервов в районы чрезвычайных ситуаций;

— производят реализацию материальных ценностей, подлежащих освежению, и обеспечивают доставку материальных ценностей резервов в районы чрезвычайных ситуаций.

Ассортимент и количество вновь закладываемых на хранение материальных ценностей согласовываются с комитетами, управлениями и отделами Администрации округа, ответственными за создание и содержание резервов.

Приложение N 2. ПЕРЕЧЕНЬ ОКРУЖНЫХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ИХ СОЗДАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Приложение N 2

к постановлению

Губернатора

Ханты-Мансийского

автономного округа

от 15 июня 1998 г. N 256

ПЕРЕЧЕНЬ ОКРУЖНЫХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ИХ СОЗДАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

—-T———————T—————————————

|N |Наименование резервов|Ответственный за создание и содержание|

|п/п|

|

|

+—+———————+—————————————+

|1 |Финансовые средства |Комитет по финансам и налоговой |

|

|

|политике Администрации округа |

|

|

|

|

|2 |Продовольствие |Комитет по экономической политике |

|

|

|Администрации округа |

|

|

|

|

|3 |Медицинское имущество|Окружное территориальное медицинское |

|

|и медикаменты |управление Администрации округа |

|

|

|

|

|4 |Материальные ресурсы:|

|

|

|- ГСМ, уголь, мазут и|Комитет межрегиональных связей |

|

|т.д. |и материальных ресурсов Администрации |

|

|

|округа |

|

|- средства для |Управление жилищно-коммунального |

|

|ликвидации аварий на |хозяйства Администрации округа |

|

|коммунально — |

|

|

|энергетических сетях |

|

|

|- строительные |Управление капитального строительства |

|

|материалы и |Администрации округа |

|

|нейтрализующие |

|

|

|вещества |

|

|

|- средства оповещения|Комитет транспорта, связи, дорог |

|

|и связи |Администрации округа |

|

|- средства |Управление по делам ГО и ЧС округа |

|

|индивидуальной защиты|

|

L—+———————+—————————————

Приложение N 3. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Приложение N 3

к постановлению

Губернатора

Ханты-Мансийского

автономного округа

от 15 июня 1998 г. N 256

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Настоящее Положение определяет порядок выделения средств на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

2. Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера производится за счет средств предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации), находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности указанных средств администрации городов и районов могут обращаться в Администрацию округа с просьбой о выделении средств из окружного резерва. В просьбе должны указываться раздельно средства организаций соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников, израсходованных или выделенных на предупреждение или ликвидацию чрезвычайной ситуации. Просьба направляется в адрес Губернатора автономного округа с приложением документов, обосновывающих размер финансовой помощи.

Перечень и содержание указанных документов определяются Инструкцией об учете и отчетности за использование финансовых средств на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной настоящим постановлением. В случае непредставления необходимых документов в течение двух недель вопрос о выделении средств из окружного резерва не рассматривается. Финансирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций производится только в случае реальной угрозы их возникновения.

Рассмотрение документов, обосновывающих размер финансовой помощи, производится комиссией по чрезвычайным ситуациям округа.

3. Основанием для выделения средств из окружного резерва является распоряжение Администрации округа, в котором указывается размер ассигнований и их целевое расходование.

Средства из окружного резерва выделяются администрациям муниципальных образований или Управлению по делам ГО и ЧС округа для частичного покрытия расходов на финансирование следующих мероприятий:

— проведение поисковых и аварийно-спасательных работ;

— проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сферы, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;

— закупка, доставка и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

— развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан;

— оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам;

— доставка материальных ресурсов из материального резерва к месту чрезвычайной ситуации;

— проведение экстренных мероприятий по ликвидации угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

Выплата единовременной помощи пострадавшим осуществляется из расчета не более 10-кратного размера установленной минимальной оплаты труда на одного человека.

Использование средств окружного резерва на другие цели запрещается.

4. В целях повышения оперативности проведения неотложных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций Управление по делам ГО и ЧС округа использует оперативный резерв финансовых средств. Средства указанного резерва в соответствии с решением комиссии по чрезвычайным ситуациям округа направляются на осуществление следующих мероприятий:

— проведение поисковых и аварийно-спасательных работ;

— закупка, доставка и кратковременное хранение материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации и первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в случае их отсутствия в материальном резерве;

— доставка материальных ресурсов из окружного резерва в район чрезвычайной ситуации;

— возмещение расходов, связанных с привлечением сил и средств окружной подсистемы РСЧС, а также других организаций для проведения экстренных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Использование оперативного резерва финансовых средств на другие цели не допускается.

Средства оперативного резерва хранятся на специальном счете Управления по делам ГО и ЧС округа с переходящим сальдо на следующий год.

5. Управление по делам ГО и ЧС округа организует учет и осуществляет контроль за целевым расходованием средств окружного резерва, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Руководители муниципальных образований представляют в Управление по делам ГО и ЧС округа в установленном порядке отчеты о расходовании указанных средств. Управление представляет в Комитет по финансам и налоговой политике Администрации округа сводную отчетность о расходовании средств окружного резерва, выделенных в его распоряжение.

Приложение N 4. ИНСТРУКЦИЯ ОБ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Приложение N 4

к постановлению

Губернатора

Ханты-Мансийского

автономного округа

от 15 июня 1998 г. N 256

ИНСТРУКЦИЯ ОБ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Потребность в денежных средствах из резерва Администрации округа определяется администрациями городов и районов. Вместе с просьбой о выделении денежных средств представляются:

— основные сведения о материальном ущербе (форма N 1 и форма N 2). К форме N 2 прилагаются акты на каждый пострадавший объект, в которых указывается характер первоочередных аварийно — восстановительных работ;

— документы, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации (справка Росгидромета, Госгортехнадзора и т.д.);

— протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям;

— справка о состоянии местного бюджета и количестве денежных средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

— справки страховых организаций.

При необходимости развертывания и содержания временных пунктов проживания пострадавших дополнительно представляется смета потребности в денежных средствах (форма N 3).

В случае просьбы на финансирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций представляются:

— акт обследования аварийного объекта;

— смета расходов на проведение неотложных аварийно — восстановительных работ;

— протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям;

— справка о состоянии местного бюджета и количестве денежных средств, выделенных на проведение неотложных аварийно — восстановительных работ.

2. Выделение средств из оперативного резерва производится решением комиссии по чрезвычайным ситуациям на основании поданных в Управление по делам ГО и ЧС округа соответствующих заявок и смет расходов.

3. Распорядителями средств, выделенных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций из окружного резерва, являются администрации муниципальных образований округа и Управление по делам ГО и ЧС округа, а оперативного резерва — Управление по делам ГО и ЧС округа.

Форма N 1

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ о повреждениях (разрушениях) жилых домов частного сектора _________________________________________________________

(наименование населенного пункта, района)

и материальном ущербе от ________________________________

(наводнения, ураганного ветра и пр. ЧС)

________________

(дата)

—T———-T————-T————T———T——T———T———

|N |Жилой |Ф.И.О. |Краткая |Степень |Год |Страховая|Страховая|

|N |дом |владельца |характерис- |разру- |возве-|стоимость|сумма |

|

|или |дома и |тика |шения |дения |дома, |возмеще- |

|

|хозяйст- |членов семьи |повреждений |(сильная,|

|постройки|ния (тыс.|

|

|венная |(совместно |(разрушений)|средняя, |

|(тыс. |руб.) |

|

|постройка,|проживающих),|

|слабая) |

|руб.) |

|

|

|общая |год рождения |

|

|

|

|

|

|

|площадь |

|

|

|

|

|

|

+—+———-+————-+————+———+——+———+———+

| 1| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

L—+———-+————-+————+———+——+———+———-

Примечание.

Слабая степень: разрушены до 30 % кровли, окна, двери.

Средняя степень: разрушены до 50 % кровли, оконные и дверные проемы, в стенах имеются трещины.

Сильная степень: разрушены и обрушены на 100 % все стены (крыша) и перекрытия.

Глава администрации ___________ __________ __________________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Руководитель бюро

технической

инвентаризации ___________ __________ __________________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Руководитель

страхового органа ___________ __________ __________________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Форма N 2

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ о повреждениях (разрушениях) ___________________________

(производственных зданий

________________________________________________________ и сооружений объектов социальной сферы ________________________________________________________ и жилищно-коммунального хозяйства) и материальном ущербе от _______________________________

(наводнения, ураганного ветра и пр. ЧС)

________________________________________________________

(дата) (хозяйство, район)

Примечание.

Слабая степень: разрушены до 30 % кровли, окна, двери.

Средняя степень: разрушены до 50 % кровли, оконные и дверные проемы, в стенах имеются трещины.

Сильная степень: разрушены и обрушены на 100 % все стены (крыша) и перекрытия. Балки, колонны, ригеля, фермы могут сохраниться.

Руководитель

хозяйства ___________ __________ __________________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Руководитель бюро

технической

инвентаризации ___________ __________ __________________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Руководитель

страхового органа ___________ __________ __________________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Форма N 3

СМЕТА потребности в денежных средствах на развертывание и содержание временных пунктов для проживания пострадавших

——————T———————-T—————————————T——

|Наименование |Потребность |Источники финансирования |Приме-|

|расходов +——T——T—-T—-+——-T———T———T——T——+чание |

|

|еди- |коли- |цена|сум-|бюджет |орган |за счет |резер-|всего|

|

|

|ница |чество|

|ма |города,|местного|предпри-|вный |

|

|

|

|изме-|

|

|

|района |само- |ятий и |фонд |

|

|

|

|рения|

|

|

|

|управ- |органи- |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|ления |заций |

|

|

|

+—————-+——+——+—-+—-+——-+———+———+——+——+——+

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

+—————-+——+——+—-+—-+——-+———+———+——+——+——+

|1. Аренда зданий|кв. м|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|тыс. |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|руб. |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|2. Содержание |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|пунктов: |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|- приобретение |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|инвентаря |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|- расходы по |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|коммунальным |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|услугам |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|- хозяйственные |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|расходы |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|3. Расходы на |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|приобретение |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|продуктов |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|питания и |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|приготовление |

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|

|пищи |

Российская Федерация
Новгородская область

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28.03.2017 № 484
г. Пестово

О создании запасов мате-
риально-технических, про-
довольственных, медицинских
и иных средств муниципаль-
ного района для обеспечения
мероприятий гражданской
обороны

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», постановлением Администрации Новгородской области от 03.04.2006 № 169 «О создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны» и в целях определения порядка накопления, хранения и использования запасов материальных и иных средств
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.Утвердить прилагаемые Положение о создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств муниципального района для обеспечения мероприятий гражданской обороны (далее Положение), номенклатуру и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств области, создаваемых в целях гражданской обороны.
2.Установить, что создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств муниципального района в целях гражданской обороны (далее запасы) осуществляет отдел по делам ГО и ЧС Администрации муниципального района.
3.Комитету финансов Администрации муниципального района ежегодно при формировании проекта бюджета муниципального района предусматривать средства на создание и содержание запасов.
4.При определении номенклатуры и объемов запасов в целях гражданской обороны учитывать имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с действующим законодательством.
5.Признать утратившим силу постановление Администрации района от 21.08.2006 № 718 «Об утверждении номенклатуры и объемов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств района, создаваемых в целях гражданской обороны».
6.Опубликовать постановление в муниципальной газете «Информационный вестник Пестовского муниципального района» и разместить на официальном сайте Администрации муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
7.Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава
муниципального района Д.В. Иванов

Утверждено
постановлением Администрации
муниципального района
от 28.03.2017 № 484

ПОЛОЖЕНИЕ
о создании запасов материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств для обеспечения
мероприятий гражданской обороны

1. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», постановлением Администрации Новгородской области от 03.04.2006 № 169 «О создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны» и определяет порядок создания, накопления, хранения, использования и восполнения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, используемых в целях гражданской обороны (далее запасы).
2. Запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
3. Запасы материально-технических средств включают специальную технику, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные нормами оснащения аварийно-спасательных формирований.
Запасы продовольственные включают мучные изделия, мясные и мясоовощные консервы, сахар, чай и другие продукты.
Запасы медицинские включают медикаменты, дезинфицирующие и перевязочные средства, медицинские препараты, медицинские инструменты и другое медицинское имущество.
Запасы иных средств включают вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной разведки, отдельные виды топлива и другие средства.
4. При определении номенклатуры и объемов запасов учитываются имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения нештатных аварийно-спасательных формирований определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения Пестовского муниципального района.
5. Запасы создаются заблаговременно в мирное время. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
6. Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется за счет средств бюджета муниципального района и предусматривается ежегодно при формировании проекта бюджета муниципального района.

Утверждены
постановлением Администрации
муниципального района
от 28.03.2017 № 484

НОМЕНКЛАТУРА И ОБЪЕМЫ
запасов материально-технических, продовольственных, медицинских
и иных средств муниципального района, создаваемых в целях гражданской обороны

<*> При определении в целях гражданской обороны запасов материальных ресурсов учтены объемы резервов, накопленных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в соответствии с постановлением Администрации муниципального района от 30.07.2015 № 791 «О порядке создания, хранения, использования и восполнения чрезвычайного материального резерва»).

Постановление Правительства РФ , от 10.10.1996 г. № 1340

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 1996 г. N 1340

О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ

МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648) Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 10 ноября 1996 г. N 1340

ПОРЯДОК

СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ МАТЕРИАЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и определяет основные принципы создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются — чрезвычайные ситуации).

2. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

3. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации;

резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти;

резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления;

объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

4. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

5. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

6. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно — спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

7. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет:

средств федерального бюджета — федеральный резерв материальных ресурсов;

средств федеральных органов исполнительной власти — резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

средств бюджетов субъектов Российской Федерации — резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации;

средств местных бюджетов — местные резервы материальных ресурсов;

собственных средств предприятий, учреждений и организаций — объектовые резервы материальных ресурсов.

8. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При работе с опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями возможен риск последствий в виде аварий и иных чрезвычайных ситуаций. На данный момент ни в законодательстве, ни в судебной практике не сформирован единый подход к определению источников финансирования ликвидации последствий аварий на производстве, а также перечень лиц, ответственных за ликвидацию таких последствий.

В качестве финансовых источников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве законодателем предусматривается обязательное формирование эксплуатирующими организациями финансовых резервов для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве, а также возможность финансирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет резервного фонда в установленных законом случаях.

В рамках настоящей статьи нами будут рассмотрены способы и порядок создания финансовых резервов для ликвидации последствий аварий, иных чрезвычайный ситуаций на производстве, а также источники финансирования мероприятий по ликвидации таких последствий в случае банкротства предприятия.

I. Когда создаются финансовые резервы

Действующее законодательство предусматривает следующие случаи обязательного формирования финансовых резервов в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

1. При эксплуатации опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты (далее – ОПО), обязаны иметь резервы финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий на производстве. При этом необходимо учесть, что резервы должны быть сформированы до ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта.

Перечень ОПО представлен в ст. 2 указанного закона, согласно которой такими объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты (1. Приложение 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».).

Отсутствие документарного подтверждения наличия резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий является нарушением требований промышленной безопасности и, как следствие, основанием для привлечения эксплуатирующей организации к административной ответственности в порядке статьи 9.1 КоАП РФ.

2. При получении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а также в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности.

Документы, подтверждающие наличие финансовых ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, необходимы организации как на этапе получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, так и в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности (2. Подп. «к» п. 4 и п. 5 «с» Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее по тексту – Положение о лицензировании)).

Отсутствие указанных документов на этапе получения лицензии является основанием для отказа соискателю в выдаче соответствующей лицензии. Вместе с тем выявление факта отсутствия финансовых резервов в процессе эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов квалифицируется законодателем как грубое нарушение лицензионных требований (3. При возникновении последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») и влечет последствия в виде приостановления и аннулирования лицензии.

Порядок приостановления и аннулирования лицензии предусмотрен в ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с которой действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в случае назначения лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа в случае неустранения лицензиатом грубых нарушений лицензионных требований в пределах срока административного наказания или срока, предусмотренного предписанием, выданным лицензирующим органом (4. Части 11, 12 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Однако нужно учитывать, что аннулирование лицензии является крайней мерой в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, применяемой судом только после того, как лицензиат уже был привлечен к административной ответственности, уже понес наказание, но все же не устранил допущенные им нарушения.

3. С целью ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обязанность создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрена также ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ).

При этом согласно Письму Ростехнадзора от 01.11.2005 № 04-10/896 «О ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций» указанный резерв должны создавать не все организации, а только те, которые эксплуатируют опасные производственные объекты.

Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в порядке, установленном Правительством РФ (5. Пункт 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

В случае отсутствия или недостаточности у организации финансовых средств на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций оставшаяся часть мероприятий осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (6. Статья 7 Федерального закона № 68-ФЗ).

По общему правилу, государство не несет ответственности по долгам (обязательствам) юридических лиц и граждан. Однако отсутствие денежных средств у организаций требует государственного финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку от этого зависит защита окружающей среды, жизни и здоровья граждан. Таким образом, в противоречие общему правилу государство фактически несет субсидиарную ответственность в случае недостаточности средств у причинителя вреда.

4. При эксплуатации гидротехнических сооружений.

Согласно абзацу 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственники гидротехнических сооружений и эксплуатирующие их организации обязаны создавать финансовые и материальные резервы для ликвидации аварии на гидротехническом сооружении.

Необходимо обратить особое внимание на обязанность по созданию финансовых ресурсов для ликвидации последствий на производстве, закрепленную в законе как за собственниками гидротехнического сооружения, так и за эксплуатирующими организациями.

Соответственно, несоблюдение обязанности по созданию финансовых ресурсов может повлечь административную ответственность в порядке ст. 9.2 КоАП РФ как собственников гидротехнических сооружений, так и эксплуатирующих организаций (7. Подобные выводы содержатся в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № 17АП-4570/2015-АКу по делу № А60-122/2015).

Усиленные меры законодателя по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений продиктованы их длительным износом, а также тем, что большинство из них не подвергались ремонту с момента создания предприятия. Несоблюдение эксплуатирующими организациями, а также собственниками гидротехнических сооружений условий безопасности, в том числе непроведение текущего и капитального ремонта, порождает повышенные риски возникновения аварийных ситуаций на производстве.

II. Способы формирования финансовых резервов

Действующее законодательство не определяет порядок и способы формирования резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий. Ответы на указанные вопросы содержатся в отдельных разъяснениях органов государственной власти.

Так, согласно разъяснениям Правового управления Ростехнадзора (8. Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru, 2015) касательно способов формирования резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий, целевой финансовый резерв организации может формироваться следующими способами:

1) выделением на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств;

2) заключением договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (9. Письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций»);

3) заключением договора банковской гарантии;

4) иными способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

Нужно отметить, что суды придерживаются разъяснений Ростехнадзора при разрешении споров между производственными предприятиями (10. Речь идет о предприятиях, эксплуатирующих ОПО) и надзорными органами (11. например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 13АП-29714/2014).

Рассмотрим перечисленные способы подробнее.

1. Выделение денежных средств на отдельном расчетном счету организации

Данный способ формирования финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве встречается в практике чаще остальных. Документами, подтверждающими наличие сформированных финансовых резервов, являются: приказ руководителя эксплуатационной организации о создании резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, а также справка из банка о наличии соответствующей суммы на расчетном счету эксплуатирующей организации.

Так, в рамках Постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012
по делу № А66-6039/2012 суд признал неправомерным заключение надзорного органа об отсутствии у общества резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий после того как в материалы дела был представлен приказ руководителя общества о создании такого резерва.

При этом нужно помнить, что документы, подтверждающие создание резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, считаются надлежащими доказательствами, если подтверждают наличие сформированного резерва, а не только намерение создать такие резервы (12. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу № А62-2161/2013). Отсутствие приказа о создании резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий является нарушением подп. «с» п. 5 Положения о лицензировании, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. Заключение договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций

Разъяснения касательного данного способа формирования финансовых резервов содержатся в Письме МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В письме указано, что формирование таких резервов может осуществляться через механизм страхования. При этом государственный орган считает данный способ формирования финансовых резервов наиболее эффективным для тех предприятий, которые испытывают нехватку финансовых средств.

Федеральный закон № 68-ФЗ не обязывает предприятия заключать договор страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, поскольку у организации есть право выбора иного способа формирования финансовых резервов для ликвидации последствий аварий на производстве. Данный вид страхования не стоит путать со страхованием гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, которое обязательно для организаций, эксплуатирующих ОПО, в силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Типовая форма страхового полиса страхования расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций содержится в Приложении к Письму МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В отличие от остальных способов, где организации самостоятельно вычисляют размер финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при страховании расходов на ликвидацию размер финансового резерва определяется страховой компанией на основании методики по расчету страховых сумм при страховании расходов предприятий на ликвидацию и локализацию чрезвычайных ситуаций (13. Письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

3. Заключение договора банковской гарантии

Данный способ формирования финансовых резервов для ликвидации последствий аварий на производстве практически не регламентирован на законодательном уровне и не используется на практике.

Единственное упоминание о нем содержится в Приложении к Письму МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций». Согласно указанному приложению в качестве документов, подтверждающих сформированные финансовые резервы, могут быть указаны:

  • приказ по организации о создании финансовых резервов;

  • справка-подтверждение банка о размещении финансового резерва, безотзывная банковская гарантия, страховой полис.

В заключении настоящего раздела отметим, что формирующие резервы финансовые средства должны находиться на счетах эксплуатирующей организации и могут быть использованы по назначению только в результате произошедшей аварии. Проверка наличия денежных средств на счетах компании для локализации и ликвидации аварий на производстве осуществляется регулирующими органами (Ростехнадзором) при проведении плановых проверок. Выявление факта отсутствия соответствующего резерва на расчетных счетах компании является основанием для привлечения эксплуатирующей организации к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

III. Расчет суммы финансовых резервов

Действующее законодательство не определяет порядок расчета суммы финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве, которым могут руководствоваться организации, эксплуатирующие ОПО. Вопрос формирования резерва финансовых средств разъясняется государственными органами.

В частности, Ростехнадзор рекомендует при расчете финансовых резервов руководствоваться Методическими рекомендациями по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах (РД 03-496-02), утвержденными Постановлением Госгортехнадзора от 29.10.2002 № 63 (14. Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru, 2013). Согласно указанным Методическим рекомендациям необходимая сумма финансового резерва рассчитывается исходя из оценки так называемого полного ущерба, который может сложиться на конкретном объекте и в конкретное время в результате чрезвычайной ситуации.

Полный ущерб формируется из суммы всех предполагаемых затрат на ликвидацию последствий стихийного бедствия или аварий, включая затраты на локализацию, ликвидацию и расследование аварий.

В свою очередь, затраты на локализацию и ликвидацию последствий аварий включают:

1. расходы, связанные с локализацией и ликвидацией последствий аварий, в том числе:

  • непредусмотренные выплаты заработной платы (премии) персоналу при локализации и ликвидации аварии;

  • стоимость электрической энергии, израсходованной при локализации и ликвидации аварий;

  • стоимость материалов, израсходованных при локализации и ликвидации аварий;

  • стоимость услуг специализированных организаций по ликвидации и локализации аварий.

2. расходы на расследование аварий, включая:

  • оплату труда членов комиссии по расследованию аварии;

  • затраты на научно-исследовательские работы и мероприятия, связанные с рассмотрением технических причин аварии;

  • стоимость услуг экспертов, привлекаемых для расследования технических причин аварии и оценку последствий аварии.

Суммы перечисленных расходов носят предположительный характер и должны соответствовать стоимости реальных затрат в случае их возникновения.

В случае расчета предварительного ущерба расходы на ликвидацию, локализацию и расследование аварии можно оценивать исходя из средней стоимости услуг специализированных и экспертных организаций или принимать в размере 10% от стоимости прямого имущественного ущерба (15. Пункт 5.2.2.3 Постановления Госгортехнадзора РФ от 29.10.2002 № 63 «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах»).

Таким образом, размер финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве определяется индивидуально для каждой организации с таким расчетом, что сумма сформированного резерва полностью компенсирует расходы от аварий и их последствий.

Что касается учета финансовых резервов в целях налогообложения прибыли, то гл. 25 НК РФ носит закрытый характер и не предусматривает создание в налоговом учете резерва финансовых средств (резерва предстоящих расходов) для целей локализации и ликвидации последствий аварий (для ликвидации чрезвычайных ситуаций).

Затраты на создание резервов материальных ресурсов, понесенные в соответствии с положениями Федеральных законов № 116-ФЗ и № 68-ФЗ, организация вправе учитывать в составе прочих расходов на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (16. Консультация эксперта, 2016, С.В. Разгулин). Указанная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 21.04.2006 № 03-03-04/1/376.

При этом информация о сформированных финансовых резервах отражается в бухгалтерской отчетности организации.

IV. Финансирование в случае банкротства эксплуатирующей организации

Как нами указывалось ранее, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. Однако на практике может возникнуть ситуация, когда необходимость ликвидации последствий аварий возникает на стадии банкротства предприятия. В этом случае мероприятия по ликвидации последствий аварий на производстве будут осуществляться за счет так называемых текущих платежей.

Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (17. Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Развернутое толкование относимости платежей к текущим в зависимости от характера материального обязательства дано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве.

При этом квалифицирующим признаком при разрешении вопроса об отнесении платежей к текущим является момент возникновения денежного обязательства. Текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в одной процедуре банкротства.

Соответственно, расходы на ликвидацию последствий аварий на производстве, возникшие до возбуждения банкротного дела, не относятся к текущим платежам и должны быть рассмотрены в рамках дела о банкротстве (18. Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 по делу № А40-150529/09-150-1021), расходы, возникшие после возбуждения дела о банкротстве, относятся к текущим платежам (19. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу № А33-10246/2016), в связи с чем не подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются вне очереди, за счет конкурсной массы.

В качестве примера, иллюстрирующего описанное выше, рассмотрим два судебных дела о взыскании убытков, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

В рамках Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу
№ А33-10246/2016 апелляционная инстанция поддержала решение суда первой инстанции о взыскании с ответчика убытков в пользу Администрации города Красноярска, поскольку расходы за спорный период возникли после возбуждения дела о банкротстве ответчика. Вместе с тем в рамках Постановления ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о правомерности позиций судов первой и апелляционной инстанций об оставлении искового заявления без рассмотрения на основании п. 4 ст. 148 АПК РФ и ст. 63, 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку требования истца не являются текущими платежами и должны быть рассмотрены в деле о банкротстве.

Таким образом, затраты организации на ликвидацию последствий аварий на производстве в процессе процедуры банкротства признаются текущими платежами и возмещаются за счет конкурсной массы вне очереди.

В практике есть случаи, когда собрание кредиторов принимает решение о продлении процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление), чтобы организация могла производить текущие платежи на ликвидацию последствий аварий. Так, в рамках Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 № 15АП-516/2007 по делу № А53-6581/2007-С3-39 собранием кредиторов принято решение о продлении стадии наблюдения процедуры банкротства, чтобы организация могла производить текущие платежи и вести работы по ликвидации последствий аварии. Кроме того, за стадией наблюдения следует стадия финансового оздоровления, которая позволяет не только выплачивать текущие платежи, но и аккумулировать денежные средства для расчета с кредиторами, которые учтены или будут учтены в реестре кредиторов.

После завершения процедуры банкротства бремя ответственности за локализацию и ликвидацию последствий аварий на производстве возлагается на нового собственника ОПО. В случае отсутствия покупателя на имущественный комплекс или ОПО, требующие проведения мероприятий по ликвидации последствий аварий, нереализованное имущество переходит в собственность органов местного самоуправления или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти

Отказ органов местного самоуправления или органов исполнительной власти от принятия нереализованного имущества законом не предусмотрен. В случае уклонения органа местного самоуправления либо органа исполнительной власти от принятия имущества, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.

Резюмируя сказанное, финансирование мероприятий по ликвидации последствий аварий на производстве осуществляется за счет сформированных финансовых резервов организации, эксплуатирующей ОПО или гидротехнические сооружения. В случае недостаточности финансовых резервов финансирование мероприятий осуществляется из средств резервного фонда. Таким образом, в конечном итоге основное бремя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций приходится на государственный бюджет.

При этом, нужно отдельно отметить, что предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций — это разные вещи. Так, предотвращение аварий на производстве осуществляется только за счет организаций — собственников ОПО, ликвидация последствий аварий на производстве осуществляется в первую очередь за счет средств собственника ОПО и только в случае нехватки средств, привлекаются денежные средства из резервного фонда. Нельзя, к примеру, осуществить ремонт оборудования на ОПО за счет государственного бюджета, основываясь лишь на том, что отсутствие ремонта может впоследствии привести к чрезвычайной ситуации. Фактически федеральные органы власти берут на себя только бремя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве и только в субсидиарном порядке.

Библиографический список

1. Приложение 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. Подп. «к» п. 4 и п. 5 «с» Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее по тексту – Положение о лицензировании).

3. При возникновении последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

4. Части 11, 12 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

5. Пункт 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

6. Статья 7 Федерального закона № 68-ФЗ.

7. Подобные выводы содержатся в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № 17АП-4570/2015-АКу по делу № А60-122/2015.

8. Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru, 2015.

9. Письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

10. Речь идет о предприятиях, эксплуатирующих ОПО.

11. См., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 13АП-29714/2014.

12. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу
№ А62-2161/2013.

13. Письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

14. Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru, 2013.

15. Пункт 5.2.2.3 Постановления Госгортехнадзора РФ от 29.10.2002 № 63 «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах».

16. Консультация эксперта, 2016, С.В. Разгулин.

17. Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

18. Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 по делу
№ А40-150529/09-150-1021.

19. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу
№ А33-10246/2016.

Администрация муниципального образования

Раздольевское сельское поселение муниципального образования

Приозерский муниципальный район Ленинградской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении номенклатуры и объема резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Раздольевское сельское поселение

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 «О Порядке создания и использования резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», администрация муниципального образования Раздольевское сельское поселение ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить номенклатуру и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Раздольевское сельское поселение (Приложение 1).

2. Настоящее постановление подлежит размещению на официальном сайте муниципального образования «раздольевское.рф».

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации А.Г.Соловьев

Исп.: С.Р.Кукуца, тел.66-718

Разосл.: дело – 3, прокуратура – 1, ГО и ЧС — 1

Утвержден

постановлением администрации

МО Раздольевское сельское поселение

от 14.11.2018 года № 221

Порядок

создания, хранения, использования и восполнения резерва

материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера на территории

муниципального образования

Раздольевское сельское поселение

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и определяет основные принципы создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Раздольевском сельском поселении (далее — Резерв).

2. Резерв создается заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им помощи, обеспечения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации угрозы и последствий чрезвычайных ситуаций.

Резерв может использоваться на иные цели, не связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, только на основании решений, принятых администрацией Раздольевского сельского поселения.

3. Резерв включает продовольствие, вещевое имущество, предметы первой необходимости, строительные материалы и другие материальные ресурсы.

4. Номенклатура и объемы материальных ресурсов Резерва утверждаются администрацией Камского сельского поселения и устанавливаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5. Создание, хранение и восполнение Резерва осуществляется за счет средств бюджета Раздольевского сельского поселения, а также за счет внебюджетных источников.

6. Объем финансовых средств, необходимых для приобретения материальных ресурсов Резерва, определяется с учетом возможного изменения рыночных цен на материальные ресурсы, а также расходов, связанных с формированием, размещением, хранением и восполнением Резерва.

7. Бюджетная заявка для создания Резерва на планируемый год представляется в соответствующий орган до 01 апреля текущего года.

8. Функции по созданию, размещению, хранению и восполнению Резерва возлагаются:

по продовольствию, вещевому имуществу, предметам первой необходимости и строительным материалам – на АО «ПЗ Раздолье» (по согласованию);

по другим материальным ресурсам – ООО «СосновоАгроПромТехника» (по согласованию);

9. Органы, на которые возложены функции по созданию Резерва:

разрабатывают предложения по номенклатуре и объемам материальных ресурсов в Резерве;

представляют на очередной год бюджетные заявки для закупки материальных ресурсов в Резерве;

определяют размеры расходов по хранению и содержанию материальных ресурсов в Резерве;

определяют места хранения материальных ресурсов Резерва, отвечающие требованиям по условиям хранения и обеспечивающие возможность доставки в зоны чрезвычайных ситуаций;

в установленном порядке осуществляют отбор поставщиков материальных ресурсов, находящихся в Резерве;

заключают в объеме выделенных ассигнований договоры (контракты) на поставку материальных ресурсов в резерв, а также на ответственное хранение и содержание Резерва;

организуют хранение, освежение, замену и обслуживание материальных ресурсов, находящихся в Резерве;

организуют доставку материальных ресурсов Резерва потребителям в районы чрезвычайных ситуаций;

ведут учет и отчетность по операциям с материальными ресурсами Резерва;

обеспечивают поддержание Резерва в постоянной готовности к использованию;

осуществляют контроль за наличием, качественным состоянием, соблюдением условий хранения и выполнением мероприятий по содержанию материальных ресурсов, находящихся на хранении в Резерве;

подготавливают проекты правовых актов по вопросам закладки, хранения, учета, обслуживания, освежения, замены, реализации, списания и выдачи материальных ресурсов Резерва;

10. Общее руководство по созданию, хранению, использованию Резерва возлагается на администрацию Камского сельского поселения.

11. Материальные ресурсы, входящие в состав Резерва, независимо от места их размещения, являются собственностью юридического лица, на чьи средства они созданы (приобретены).

12. Приобретение материальных ресурсов в Резерв осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

13. Вместо приобретения и хранения отдельных видов материальных ресурсов или части этих ресурсов допускается заключение договоров на экстренную их поставку (продажу) с организациями, имеющими эти ресурсы в постоянном наличии. Выбор поставщиков осуществляется также в соответствии с Федеральным законом, указанным в п. 12 настоящего Порядка.

14. Хранение материальных ресурсов Резерва организуется как на объектах, специально предназначенных для их хранения и обслуживания, так и соответствии с заключенными договорами на базах и складах промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, снабженческо — сбытовых, торгово-посреднических и иных предприятий и организаций, независимо от формы собственности, и где гарантирована их безусловная сохранность откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

15. Органы, на которые возложены функции по созданию Резерва и заключившие договоры, предусмотренные пунктами 13 и 14 настоящего Порядка, осуществляют контроль за количеством, качеством и условиями хранения материальных ресурсов и устанавливают в договорах на их экстренную поставку (продажу) ответственность поставщика (продавца) за своевременность выдачи, количество и качество поставляемых материальных ресурсов.

Возмещение затрат организациям, осуществляющим на договорной основе ответственное хранение Резерва, производится за счет средств бюджета органа местного самоуправления.

16. Выпуск материальных ресурсов из Резерва осуществляется по решению руководителя Администрации муниципального образования или лица, его замещающего, и оформляется письменным распоряжением. Решения готовятся на основании обращений предприятий, учреждений и организаций.

17. Использование Резерва осуществляется на безвозмездной или возмездной основе.

В случае возникновения на территории муниципального образования чрезвычайной ситуации техногенного характера расходы по выпуску материальных ресурсов из Резерва возмещаются за счет средств и имущества хозяйствующего субъекта, виновного в возникновении чрезвычайной ситуации.

18. Перевозка материальных ресурсов, входящих в состав Резерва, в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется транспортными организациями на договорной основе с органом местного самоуправления.

19. Предприятия, учреждения и организации, обратившиеся за помощью и получившие материальные ресурсы из Резерва, организуют прием, хранение и целевое использование доставленных в зону чрезвычайной ситуации материальных ресурсов.

20. Отчет о целевом использовании выделенных из Резерва материальных ресурсов готовят предприятия, учреждения и организации, которым они выделялись. Документы, подтверждающие целевое использование материальных ресурсов, представляются в орган местного самоуправления, в десятидневный срок.

21. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения орган местного самоуправления может использовать находящиеся на его территории объектовые резервы материальных ресурсов по согласованию с организациями, их создавшими.

22. Выполнение материальных ресурсов Резерва, израсходованных при ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств, указанных в решении органа местного самоуправления о выделении ресурсов из Резерва.

23. По операциям с материальными ресурсами Резерва организации несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации договорами.

Приложение 1

к постановлению администрации

МО Раздольевское сельское поселение

от 14.11.2018 года № 221

Номенклатура и объем резерва материальных ресурсов для

ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории

МО Раздольевское сельского поселения

Наименование материальных ресурсов

Единица измерения

Количество

1. Продовольствие (из расчета снабжения на 50 чел. на 10 суток)

Мука

Крупа

Макаронные изделия

Детское питание

Мясные консервы

Рыбные консервы

Масло растительное

Сухие пайки

Соль

Сахар

Чай

Вода питьевая

И др.

Тыс. руб.

тонн

тонн

тонн

тонн

тонн

тонн

тонн

шт.

тонн

тонн

кг.

упак.

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

100

0,1

0,5

10

50

2. Вещевое имущество и предметы первой необходимости

Одеяла

Матрасы

Подушки

Постельные принадлежности (простыни, наволочки, полотенца)

Одежда теплая, специальная

Обувь резиновая

Обувь утепленная

Рукавицы брезентовые

Посуда

Рукомойники

Тыс.руб.

шт.

шт.

шт.

шт.

шт.

комп.

пар

пар

пар

комп.

шт.

50

25

50

50

50

50

50

50

50

10

Мыло и моющие средства

Керосиновые лампы

Свечи

Спички

Пилы поперечные

Фляги

И др.

тонн

штук

кор.

шт.

шт.

шт.

0,1

10

50

500

5

5

3. Строительные материалы

Лес строительный

Пиломатериалы

цемент

Тыс.руб

Куб.м

Куб.м.

15

10

10