Методические указания по

Содержание

Учет материально-производственных запасов

План лекции

Основные нормативные документы

1.Понятие, классификация и организация учета производственных запасов

.Документальное оформление движения материалов

.Оценка производственных запасов и учет их поступления

Приобретение за плату

Учет ТЗР

Присоединение ТЗР к счету 15

Отнесение ТЗР на отдельный субсчет к счету 10

Изготовление МПЗ собственными силами

МПЗ, полученные безвозмездно

Вклад в уставный капитал

Получение МПЗ как способ оплаты

Приобретение товаров для перепродажи

Учет неотфактурованных поставок и материалов пути

Учет недостач при поступлении

1. Учет материально-производственных запасов при их выбытии

Оценка МПЗ по себестоимости каждой единицы

Оценка МПЗ по средней себестоимости

Оценка МПЗ способом ФИФО

Списание ТЗР или величины отклонений

1. Учет давальческого сырья

2. Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

. Особенности учета тары

.Особенности учета ГСМ

.Особенности учёта специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды

. Инвентаризация товарно-материальных ценностей

. Элементы учетной политики по материально-производственным запасам

Основные нормативные документы

производственный материальный запас расход транспортный

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете.

. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I-IV.

Уточнены требования к бухучету материально-производственных запасов

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н.

. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н*(9).

. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. ПБУ 5/01. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. N 44н*(9).

. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н*(9).

. Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49.

. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а.

. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ*(9).

. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 26 декабря 2000 г. N 135н*(9).

1.Понятие, классификация и организация учета производственных запасов

Основным документом, регламентирующим правила учета МПЗ в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, является ПБУ 5/01 и Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ.

В соответствии с ПБУ 5/01 МПЗ являются частью активов организации, которые:

используются в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначаются для продажи;

используются для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью МПЗ, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, и предназначенные для продажи.

ПБУ 5/01 в соответствии с п.4 не применяется в отношении активов, характеризуемых как незавершенное производство, из чего многие специалисты делают вывод о том, что НЗП не учитываются в составе материально-производственных запасов. Однако, данный вывод не представляется обоснованным по следующим причинам:

а) назначение — НЗП используется в целях обеспечения непрерывности основной деятельности предприятия; могут быть предназначены для перепродажи, использования в производственном процессе или для потребления самим предприятием в процессе деятельности;

б) срок использования — Планируемый срок полезного использования НЗП не превышает длительности производственного цикла;

в) стоимость — для стоимости запасов НЗП не устанавливает стоимостных границ;

г) материальная основа — может быть оценена в натуральных единицах по количеству и качеству в ходе инвентаризации.

Кроме того, в Бухгалтерском балансе, Незавершенное производство отражается по статье "Запасы" вместе с сырьем, материалами, готовой продукцией, товарами и товарами отгруженными.

Таким образом, предлагается следующий вывод: НЗП не является объектом регламентирования ПБУ 5/01 в связи с наличием особенностей учета НЗП, однако, сущностно — НЗП является составной частью материально-производственных запасов предприятия.

s

Приказ Минфина от 19.11.2009 № 119н

Министерство финансов Российской Федерации

ПРИКАЗ

от19 ноября 2009 г. N 119н

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 137Н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОЙ
ДЕКЛАРАЦИИ ПО ЕДИНОМУ НАЛОГУ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ»

На основании пункта 7 статьи 80 НК РФ (Собрание законодательства РФ, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28, ст. 31) и в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства РФ, 2009, N 30, ст. 3739) приказываю:

1. Внести в Приказ Министерства финансов РФ от 8 декабря 2008 г. N 137н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 28 января 2009 г., регистрационный номер 13192; Российская газета от 11 февраля 2009 г., N 22) следующие изменения:

Материально-производственные запасы (МПЗ): учет и оценка

Наименование строки 030 раздела 3«Расчет суммы единого налога на вмененный доход за налоговый период» приложения N 1 к Приказу изложить в следующей редакции: «Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за налоговый период в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также сумма страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование».

1.2. Пункт 6.3 раздела VI «Порядок заполнения раздела 3 „Расчет суммы единого налога на вмененный доход за налоговый период“ Декларации» приложения N 2 к Приказу изложить в следующей редакции: «По коду строки 030 отражается сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за налоговый период в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также сумма страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование.».

2. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу, начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2010 года.

Заместитель
Председателя Правительства
РФ —
Министр финансов
РФ
А.КУДРИН

Учет материалов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ МАТЕРИАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Методические указания по бухгалтерскому учету материалов

Учет материалов регулируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, зарегистрированым в Минюсте России 19.07.2001 N 2806.

Порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе ПБУ 5/01 определяется в методических указаниях по учету материалов, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 119н, выдержки из которых приведены в настоящем разделе.

Целью учета материалов является своевременное и полное отражение на счетах бухгалтерского учета информации о наличии и движении материалов на складах организации.

К бухгалтерскому учету в качестве материалов принимаются активы, используемые в качестве сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и т.п. при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд предприятия.

Основными задачами бухгалтерского учета материалов являются:

Отражение операций по движению сырья, материалов, топлива, запасных частей и т.п. ценностей осуществляет по счету 10 "Материалы" плана счетов бухгалтерского учета.

Все операции поступления, перемещения, расходования материалов должны оформляться с помощью утвержденных форм первичных документов. Первичные документы должны быть надлежащим образом оформлены, с заполнением всех необходимых реквизитов, и иметь соответствующие подписи. На основании корректно оформленных первичных документов формируются бухгалтерские проводки, отражающие поступление материалов, а также транспортно-заготовительные расходы, возникающие при поступлении материалов. Аналогично, бухгалтерскими проводками, отражается расход или выбытие материалов.

Для обеспечения надлежащего контроля за сохранностью материалов в организации необходимо предусмотреть:

  • наличие оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок для материалов открытого хранения;
  • размещение материалов по секциям складов, а внутри них — по отдельным группам и типо-сорто-размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) т.о., чтобы была обеспечена возможность быстрой приемки, отпуска и проверки наличия материалов;
  • оснащение мест хранения материалов измерительными приборами и мерной тарой;
  • организацию, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;
  • установление порядка нормирования расхода материалов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);
  • определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск материалов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление первичных документов, а также за сохранность вверенных им запасов; 
  • определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз материалов со складов и иных мест хранения организации;
  • периодическое проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения.

Более подробно порядок организации учета материалов в местах хранения раскрывается в методических указаниях.

Порядок ведения бухгалтерского учета специального инструмента приспособлений оборудования и специальной одежды определяется в методических указаниях Министерства Финансов, утвержденных приказом от 26 декабря 2002 г. за № 135н.

Правила оформления списка использованной литературы

Использованные в процессе выполнения выпускной квалификационной работы литературные источники указываются в конце работы перед приложением.

При этом библиография составляется в следующем порядке (нумерация единая):

Конституция РФ, Кодексы РФ; федеральные законы РФ; Указы Президента; Постановления Правительства РФ; другие нормативные документы и источники статистической информации.

— по алфавиту все остальные источники, то есть не законодательная база.

Каждый литературный источник отражается в списке в следующем порядке:

• порядковый номер в списке;

• фамилия и инициалы автора;

• название книги (для статьи ее заглавие, название сборника, журнала, его номер);

• издательство;

• место и год выпуска;

• количество страниц в книге.

Образец оформления:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Пропуск 1 строки

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной думой 21 октября 1994 г. – М.: Норма-Инфра М, 2002.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ МАТЕРИАЛЬНО — ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

– 230 с.

или

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной думой 16 июля 1998 г. – М.: Ось-89, 2008. – 112 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной думой 19 июля 2000 г. – М.: Ось-89, 2008. – 144 с.

Далее Законы, Постановления правительства

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006 г. № 183-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Далее ПБУ

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина России от 29.06.1998 г. № 34н (в ред. от 26.03.2007 г. № 26н). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

6. Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации». Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

7. Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации». Приказ МФ РФ № 33н от 6 мая 1999 г. (в ред. от 27.11.2006 г. № 156н). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Далее Приказы Минфина

8. Приказ Министерства Финансов РФ от 31.11.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в ред. от 18.09.2006 г. № 115н). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Далее Методические указания, Письма МФ РФ

9. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов. Приказ Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н.

Далее Литературные источники (в алфавитном порядке)

10. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2003.- 240 с.

11. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПб.: Издательский дом Герда, 2003. – 288с.

Далее СТАТЬИ (в алфавитном порядке), с указанием журнала или сайта

12. Ануфриев В.Е. Учет формирования финансового результата и распределения прибыли организации. // Бухгалтерский учет. – 2007. — №10. – С. 14-16.

13. Базарова А.С. Выручка организации: порядок признания и учета. /Современный бухучет. – 2007. — № 4. – С. 8-10.

14. Липчиу Н.В., Шевченко Ю.С. Проблемы формирования конечных финансовых результатов деятельности организации. // Экономический анализ: теория и практика. – 2007. — № 7. – С. 16-19.

15. Филина Ф.А. Резервы по сомнительным долгам. // Российский бухгалтер – 2008. //www.rosbuh.ru/

Не менее 30 источников

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Федеральные законодательные акты в области регулирования бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Министерство финансов Российской федерации (Минфин России).

Минфин разрабатывает и утверждает обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и предоставления отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по проблемам бухгалтерского учета.

Организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

  1. федеральные стандарты;
  2. отраслевые стандарты;
  3. рекомендации в области бухгалтерского учета;
  4. стандарты экономического субъекта.

Под стандартом в данном случае понимается документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Федеральные стандарты для всех без исключения устанавливают:

  • определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия и списания их в бухгалтерском учете;
  • допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;
  • требования к учетной политике;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. в том числе образцы форм бухгалтерской отчетности, а также состав приложений;
  • условия, при которых бухгалтерская отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  • состав последней и первой бухгалтерской отчетности при реорганизации или ликвидации юридического лица и порядок ее составления;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность для субъектов малого предпринимательства.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Такие рекомендации могут разрабатывать, например, саморегулируемые организации.

Стандарты экономического объекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются субъектом самостоятельно.

Экономическим субъектам необходимо разработать свои стандарты ведения бухгалтерского учета:

  • учетную политику;
  • стандарты учета (стандарт по учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и т.д.);
  • инструкции и регламенты по формированию и заполнению первичных учетных документов и график документооборота;
  • регламенты закрытия периода;
  • положение о порядке формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности и т.д.

Действующие законодательные акты в области регулирования бухгалтерского учета

Основными документами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета, являются:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. Законом определены объекты бухгалтерского учета, основные задачи, сфера действия федерального закона, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и регистрация, бухгалтерская отчетность и ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Методические указания по бу мпз

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом МФ РФ № 34-н от 29.07.98 г.

Положение устанавливает основные правила ведения бухгалтерского учета, правила учета статей бухгалтерской отчетности, порядок представления бухгалтерской отчетности.

3. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету содержат основные правила методологии и организации учета по отдельным его разделам. Они регулируют общие и частные вопросы построения учета и формирования учетной политики.

В настоящее время утверждены и действуют следующие положения (стандарты):

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом МФ РФ № 106-н от 06.10.2008 г.
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом МФ РФ № 116-н от 24.10.2008 г.
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденное Приказом МФ РФ № 154-н от 27.11.2006 г.
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом МФ РФ № 43-н от 06.07.99 г.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное Приказом МФ РФ № 44-н от 09.06.2001 г.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом МФ РФ № 26-н от 30.03.2001 г.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом МФ РФ № 56-н от 25.11.98 г.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утвержденное Приказом МФ РФ № 96-н от 28.11.1001 г.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом МФ РФ № 32-н от 06.05.99 г.
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом МФРФ от 06.05.99 г. № 33-н.
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом МФ РФ № 48 от 29.04.2008 г.
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное Приказом МФ РФ № 11-н от 27.01.2000 г.
  13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное Приказом МФ РФ № 92-н от 16.10.2000 г.
  14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное Приказом МФРФМ 153 от 27.12.2007 г.
  15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом МФ РФ № 107-н от 06.10.2008 г.
  16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утверждено Приказом МФ № 66-н от 02.07.2002.
  17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (ПБУ 17/02), утверждено Приказом МФ РФ № 115-н от 19.11.2002 г.
  18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утверждено Приказом МФ РФ № 114-н от 19.11.2002 г.
  19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утверждено Приказом МФ РФ № 126-н от 10.12.2002 г.
  20. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), утверждено Приказом МФ РФ № 105-н от 24.11.2003 г.
  21. Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утверждено Приказом МФ РФ № 106-н от 06.10.2008 г.
  22. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление шибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/ 2010), утверждено Приказом МФ РФ от 19.04.2010 г.
  23. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), утверждено Приказом МФ РФ № 11н от 02.02.2011 г.
  24. Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011), утверждено Приказом МФ РФ № 125н от 06.10.2011 г.

Методологической базой для разработки новых и совершенствования ранее созданных положений по бухгалтерскому учету является концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная методологическим советом по учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом института профессиональных бухгалтеров. В ней определены основы построения системы бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, использующей опыт стран с развитым рыночным хозяйством и международно признанными принципами учета и отчетности.

Учетная политика организации

В условиях рыночных отношений главным бухгалтерам приходится принимать самостоятельные решения в части организации учета с целью защиты ее интересов через механизм создания учетной политики.

Учетная политика — совокупность конкретных методов, норм ведения бухгалтерского учета и организация бухгалтерской службы, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению в виде соответствующей организационно-распорядительной документации (приказов, распоряжений и т.п.) организации.

Законом «О бухгалтерском учете» установлены требования к формированию учетной политики:

  • экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами;
  • при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами;
  • в случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Учетная политика организации формируется ее главным бухгалтером или иным лицом, которое ведет учет в организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организация должна раскрывать способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации. К таким способам относятся способы амортизации основных средств, нематериальных активов и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, работ, услуг и другие способы.

Принятая организацией учетная политика может изменяться в течение года.

Изменение учетной политики может производиться в случае:

  • изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственника, изменением видов деятельности.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением).

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении; указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные скорректированы.

Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения. В ней рассматриваются вопросы, решение которых в соответствии с действующим законодательством многовариантно. Формирование учетной политики представляет собой не только выбор, но и обоснование такого выбора.

В учетной политике организации отражаются следующие направления:

I. Методика бухгалтерского учета:

  • метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения: по отгрузке (метод начислений) или по оплате (кассовый метод);
  • способы оценки основных средств;
  • сроки и способы начисления амортизации по отдельным группам основных средств;
  • способы оценки нематериальных активов, как приобретенных за деньги, так и полученных за неденежные средства;
  • способы начисления амортизации по отдельным группам нематериальных активов и отражения их в бухгалтерском учете;
  • способы оценки материально-производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции); в разделе «Учет МПЗ» учетной политикой следует предусмотреть основные моменты (способы списания МПЗ: метод средней себестоимости, метод ФИФО, для организаций розничной торговли необходимо указать, используется ли счет 42 «Торговая наценка»);
  • метод списания ценных бумаг с балансового учета;
  • указать, что курсовая разница зачисляется на финансовые результаты организации по мере ее принятия к бухгалтерскому учету;
  • оценка незавершенного производства по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости; по прямым статьям затрат; по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов;
  • порядок учета и распределения общехозяйственных расходов;
  • резервы предстоящих расходов;
  • распределение прибыли или нераспределение ее и т.д.

II. Техника ведения бухгалтерского учета:

  • разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
  • определение формы бухгалтерского учета;
  • формирование технологии обработки учетной информации.

Если по какому-либо вопросу в российском законодательстве не установлены способы ведения бухучета, то можно исходить из принципов МСФО:

  • определение порядка составления отчетности;
  • установления сроков и порядка проведения инвентаризации и т.д.

III. Организация бухгалтерской службы:

  • права и обязанности главного бухгалтера;
  • порядок взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями организации;
  • организационная структура, состав и подчиненность работников и учетных подразделений.

Учетная политика формируется на основании следующих основных допущений:

1. Имущественная обособленность организации, т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

2. Последовательность применения учетной политики — выбранная учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. (Однако при внесении кардинальных изменений в нормативные акты по бухгалтерскому учету учетная политика может быть изменена или дополнена.)

3. Непрерывность деятельности организации, т.е. у организации отсутствуют намерения и необходимость ликвидации и она будет продолжать свою деятельность. Данное допущение заимствовано из требований, заложенных в международном стандарте финансовой отчетности (МСФО).

4. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от момента их оплаты и времени поступления.