Многолетние насаждения

20. Особенности учета многолетних насаждений

162. Учет затрат по закладке и выращиванию садов, виноградников, полезащитных лесных полос и других многолетних насаждений ведется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по элементам и статьям затрат, установленным для растениеводства.

К элементам затрат относятся:

— материальные затраты;

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация основных средств;

— прочие затраты.

Расходы на закладку и выращивание садов, виноградников, полезащитных лесных полос и других многолетних насаждений группируются по следующим статьям затрат:

— оплата труда с отчислениями на социальные нужды;

— семена и посадочный материал;

— удобрения минеральные и органические;

— средства защиты многолетних насаждений;

— содержание основных средств;

в том числе:

а) нефтепродукты;

б) амортизация основных средств;

в) ремонт основных средств;

— работы и услуги;

— организация производства и управления;

— прочие затраты.

Учет многолетних насаждений

Аналитический учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений ведется по видам и времени посадок, их местонахождению и присвоенным инвентарным номерам (например, "Сад яблоневый N 2, закладки 2001 г.", "Полезащитная полоса N 4, закладки 2001 г.", "в бригаде N 3" и т.д.).

В случае, когда с молодых многолетних насаждений получают продукцию, то стоимость ее в оценке возможной продажи или использования относят на дебет счета 43 "Готовая продукция" с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в уменьшение затрат по выращиванию насаждений, а расходы, связанные с уборкой и транспортировкой этой продукции, относят в дебет этого счета.

164. По итогам года затраты по закладке и выращиванию многолетних насаждений на основании промежуточного акта приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (форма N 103-АПК) списываются со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" на счет 01 "Основные средства", где присоединяют к стоимости молодых насаждений, еще не принятых в эксплуатацию. Амортизация по молодым насаждениям не начисляется.

165. Стоимость плодовых многолетних насаждений после наступления плодоношения и полезащитных лесных полос после смыкания крон в возрасте не менее 5 лет согласно итоговому акту приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (форма N 103-АПК) отражается на счете по учету основных средств.

166. На каждый вид и породу многолетних насаждений, принятых в эксплуатацию, бухгалтерия открывает инвентарную карточку учета многолетних насаждений (форма N 109-АПК), в которой указывают местоположение, площадь, схему посадки, количество деревьев и кустарников (шт.), возраст (год) посадки, дату и номер акта приемки, год сдачи в эксплуатацию, балансовую стоимость и другие необходимые показатели.

167. На принятые многолетние насаждения в эксплуатацию начисляются амортизационные отчисления по установленным нормам (по выбранному способу амортизации) по видам:

— семечковым плодовым насаждениям;

— косточковым плодовым насаждениям;

— виноградникам;

— полезащитным лесным полосам из дуба и хвойных пород деревьев.

На сумму начисленных амортизационных отчислений дебетуют счет 20 "Основное производство", субсчет "Растениеводство", и кредитуют счет 02 "Амортизация основных средств". Причем амортизационные отчисления по полезащитным лесным полосам относят на сельскохозяйственные культуры — пропорционально площадям, к которым они прилегают и которые защищают.

168. Многолетние насаждения списываются с баланса сельскохозяйственной организации при утрате ими производственного значения (как правило, после истечения периода биологического плодоношения) или нецелесообразности их дальнейшей эксплуатации из-за изреженности свыше 70 процентов.

Для списания с баланса сельскохозяйственной организации многолетних насаждений применяется акт на списание многолетних насаждений (форма N 108-АПК).

169. На балансовую стоимость многолетних насаждений при списании дебетуется субсчет 01-11 "Выбытие основных средств" и кредитуется счет 01 "Основные средства".

На сумму начисленных амортизационных отчислений по списываемым многолетним насаждениям дебетуется счет 02 "Амортизация основных средств" и кредитуется субсчет 01-11 "Выбытие основных средств".

Расходы по раскорчевке садов, виноградников и других многолетних насаждений предварительно аккумулируются на счете 23 "Вспомогательное производство", а затем списываются на дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Если при раскорчевке многолетних насаждений получены материальные ценности (дрова, хворост и т.п.), то на их стоимость по цене возможного использования или продажи дебетуется счет 10 "Материалы" и кредитуется счет 91 "Прочие доходы и расходы".

170. Для проведения инвентаризации садов, виноградников и других многолетних насаждений составляются акты инвентаризации (форма N ИНВ 21-АПК) по видам, назначению насаждений и их местонахождению.

Для каждого года посадки, по каждому сорту насаждений в описи заполняется отдельная строка с указанием площади, количества сохранившихся деревьев и кустарников и др. показателей.

171. Операции по учету многолетних насаждений отражаются в регистрах: в журнале-ордере N 13-АПК — по движению основных средств; в журнале-ордере N 16-АПК и ведомости аналитического учета — по отражению капитальных вложений и списанию затрат по закладке и выращиванию насаждений.

Документальное оформление процедуры списания многолетних насаждений зависит от формы собственности, зафиксированной в уставных документах предприятия

Порядок списания государственного имущества установлен. Положением о порядке списания государственного имущества, утвержденным. Нака30м. Фонда государственного имущества Украины от 28 ноября 2005 № 3045 (далее. Положение № 304 45).

Согласно п. 6. Положения № 3045 списанию подлежит имущество (многолетние насаждения), которая отвечает следующим критериям:

а) уничтожены (выявлено в результате инвентаризации как недостача), морально устаревшее или физически изношено имущество, непригодное для дальнейшего использования предприятием (в том числе в связи со строек вом, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятия)

б) повреждения вследствие аварии или стихийного бедствия (при условии, что восстановление его невозможно и / или нецелесообразно);

в) которое не может быть в установленном порядке отчуждено, бесплатно

передано другим государственным предприятием, учреждениям или организациям или к которому не могут быть определены другие способы управления

Списание многолетних насаждений государственных предприятий, в том числе переданных в аренду, осуществляется непосредственно предприятием после получения согласования. Министерства аграрной политики Украины

С целью комплексного, научно обоснованного подхода к применению процедур отчуждения (списание) многолетних насаждений.

Как отразить в учете деревья, кустарники и цветы, посаженные на прилегающей территории

Нака30м № 633 от 15 ноября 2005. Министерством аграрной политики Украины создана постоянно действующая комиссия по списанию многолетних насажденийь.

Для рассмотрения вопроса о списании многолетних насаждений субъекты хозяйствования к постоянно действующей комиссии по списанию многолетних насаждений. Минагрополитики подают:

1 обращение субъекта хозяйствования относительно списания многолетних насаждений

2 ходатайства местных органов государственной власти

3. Техника-экономическое обоснование целесообразности списания многолетних насаждений и направления использования средств

4. Сведения о стоимости многолетних насаждений, предлагаемых к списанию согласно данным бухгалтерского учета на дату оценки

5 акт инвентаризации многолетних насаждений, предлагаемых к списанию

6 акт на списание многолетних насаждений по установленной специали30ваною форме

Решение о предоставлении разрешения на списание многолетних насаждений принимается на заседании постоянно действующей комиссии. Минагрополитики заседания прилагается к согласованию на списание многолетних наса ведь не и направляется на предприятияхо.

Для определения непригодности многолетних насаждений и установления невозможности и / или неэффективности их использования, а также для оформления документации на списание многолетних насаждений непосредственной дньо на предприятии создается комиссии.

Комиссия создается нака30м руководителя предприятия в составе:

председателя комиссии — руководителя или его заместителя — и членов комиссии:

— главного бухгалтера или его заместителя;

— лиц, на которых возложена ответственность за сохранность имущества; работников инженерных, технических, технологических и других служб предприятия, которые хорошо знают объект основных средств

Комиссия по списанию многолетних насаждений

— проводит инвентаризацию многолетних насаждений, предлагаемых к списанию, и по ее результатам составляет акт по установленной форме;

— устанавливает экономическую (техническую) целесообразность или нецелесообразность восстановления и / или дальнейшего использования многолетних насаждений и вносит соответствующие предложения;

— устанавливает конкретные причины списания многолетних насаждений: уничтожение, физический износ, реконструкция и прочее;

— устанавливает возможность использования отдельных материалов уничтоженных многолетних насаждений, подлежащих списанию, и обеспечивает контроль за проведением их оценки;

— составляет. Акт на списание многолетних насаждений (ф №. ДБАСГ-3)

В. Акте на списание многолетних насаждений указываются данные, характеризующие объект:

— год закладки;

первоначальная стоимость (переоценка);

— сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета;

— причины списания;

экономическая (техническое) нецелесообразности и / или невозможность их восстановления

Протокол заседании комиссии,. Акт инвентаризации и. Акт на списание многолетних насаждений (ф №. ДБАСГ-3) утверждаются руководителем предприятия

Документальное оформление процедуры списания многолетних насаждений, переданных в общую долевую собственность осуществляется исходя из положений. Рекомендаций по использованию имущества, находящегося в спи ильний долевой собственности, утвержденных. Нака30м. Министерства аграрной политики Украины от 9042001 р № 97, и. Примерного положения о фонде воспроизведения арендованных основных средств, утвержденного. Нак а30м. Министерства аграрной политики Украины от 01072003 г № 21р.№210.

В случае, если многолетние насаждения стали непригодными для использования в силу износа или других причин, независимых от арендатора, они подлежат списанию по согласованию сторон. Соглашении сторон оформлю юеться письменно в соответствии с договором аренды или как отдельное соглашение. Этот документ является своего рода соглашением сторон об изъятии объекта из состава арендованного имущества и определение условий использования м атериальних ценностей, полученных от его списания. После достижения согласия между сторонами о списании объектов многолетних насаждений осуществляются процедуры их ликвидации (раскорчевыванияня).

Ликвидация многолетних насаждений оформляется. Актом на списание многолетних насаждений (ф №. ДБАСГ-3)

Данный акт составляет комиссия, в состав которой должны входить представители арендатора и уполномоченное лицо от совладельцев (арендодателей), а также представитель комиссии по организации решения имущественных вопросов нь, возникающих в процессе реформирования аграрного сектора экономики. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у арендатора, другой — у арендодателя, как подтверждаемый документ о сми на состава и стоимости арендованного имущества. При этом сразу необходимо внести изменения в перечень имущества, арендуемого у совладельцев, который является приложением к договору и. Акта приемки-передачи арендованного имуществна.

Как документально оформляется процедура списания многолетних насаждений вследствие действия форс-мажорных обстоятельств?

Процедура ликвидации многолетних насаждений вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) начинается при наличии соответствующих выводов, подтвержденных:

— торгово-промышленной палатой Украины — о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории Украины;

— решением. Президента Украины о введении чрезвычайной экологической ситуации в отдельных местностях Украины, утвержденным. Верховной. Радой Украины, или решением. Кабинета. Министров Украины о опреде. Ання отдельных местностей Украины пострадавшими от наводнений, пожара и других видов стихийного бедствия

— заключениями других органов, уполномоченных согласно законодательству

удостоверять форс-мажорные обстоятельства (научных и проектных организаций"Укрдипросад"справок. Центров по гидрометеорологии и других подтверждаемых документов). При наличии указанных документе ей, а также согласование комиссии по списанию многолетних насаждений. Министерства аграрной политики Украины (в случае, если владельцем многолетних насаждений является государственное предприятие) предприятие имеет право списывать погибшие насаждения насадження.

Процедура списания многолетних насаждений оформляется. Актом на списание многолетних насаждений (ф №. ДБАСГ-3)

Помощь: Учет зеленых насаждений

УЧЕТ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

Уже давно учет зеленых насаждений, находящихся на территории организаций, вызывает определенные сложности у директоров и главных бухгалтеров:

проблема № 1 — как определить объект для учета зеленых насаждений?

проблема № 2 — за счет какого источника начислять амортизацию по объекту основных средств — зеленым насаждениям?

Определение объекта для учета зеленых насаждений

Согласно разделу 1 Инструкции по классификации и учету городских зеленых насаждений (инструкция 0212.2-99), утвержденной приказом Минприроды РБ от 29.12.1998 № 400 (далее — Инструкция 0212.2-99), классификация и учет зеленых насаждений предусматривают:

а) установление основных групп и категорий городских зеленых насаждений;

б) определение назначения различных типов озелененных территорий;

в) распределение зеленых насаждений по категориям, определение общей площади, занимаемой зелеными насаждениями, в т.ч. деревьями, кустарниками, цветниками, газонами, дорожками, строениями, сооружениями, водоемами и др., расчет соответствия площади зеленых насаждений в целом и каждой категории требованиям СНиП;

г) установление количества деревьев и кустарников с определением породы, возраста растений, диаметра на высоте 1,3 м (для деревьев), состояния;

д) составление необходимых чертежей, заполнение паспорта, составление сводных данных о зеленых насаждениях городского поселения;

е) своевременную регистрацию произошедших изменений на озелененной территории.

По Инструкции 0212.2-99 учету подлежат все зеленые насаждения в пределах городской черты: парки, сады, скверы, бульвары, улицы и др.

Учет зеленых насаждений производится местными бюро технической инвентаризации в натуре с использованием имеющихся геодезических материалов, проектов, чертежей. Работа по инвентаризации зеленых насаждений производится специалистами-озеленителями.

В результате проведения учета зеленых насаждений на каждый озелененный объект должны быть составлены следующие материалы:

— инвентарный план в масштабе 1:500;

— паспорт.

Материалы проведения технического учета представляются в местные органы коммунального хозяйства.

В соответствии с п.2.1 Инструкции 0212.2-99 городские зеленые насаждения по территориальному признаку делятся на две группы: внутригородские и насаждения пригородной зеленой зоны.

К внутригородским относятся зеленые насаждения в пределах городской черты, определенной генеральным планом города.

По функциональному назначению согласно п.2.2 Инструкции 0212.2-99 внутригородские насаждения подразделяются на три основные группы:

1) насаждения общего пользования, которые предназначены для организации различных форм массового отдыха населения города;

2) насаждения ограниченного пользования, предназначенные для ограниченного контингента посетителей (дети, студенты, спортсмены, производственный персонал и др.);

3) насаждения специального назначения, предназначенные для выполнения охранных, санитарно-защитных, научно-исследовательских, хозяйственных и других функций.

Насаждения ограниченного пользования включают в себя насаждения промышленных предприятий и коммунально-складских территорий и предназначены для организации отдыха рабочих, служащих и защиты от неблагоприятного влияния производства (п.2.2.2 Инструкции 0212.2-99).

Кроме того, на основании п.2.3.2 Инструкции 0212.2-99 в состав насаждений ограниченного пользования входят насаждения на производственных и коммунально-складских территориях, которые предназначены для защиты рабочих и служащих от неблагоприятного воздействия производства.

В ходе учета зеленых насаждений устанавливается (п.3.1 Инструкции 0212.2-99):

— общая площадь, занимаемая объектами озеленения, в т.ч. деревьями, кустарниками, цветниками, газонами, дорожками, строениями, сооружениями, водоемами и др.;

— количество деревьев и кустарников с определением вида насаждений, породы, возраста, диаметра на высоте 1,3 м (для деревьев), состояние;

— наличие и принадлежность стационарных инженерно-архитектурных сооружений и оборудования садово-паркового хозяйства (фонтаны, памятники, скульптуры и т.п.);

— произошедшие изменения, которые регистрируются соответствующим образом.

Учет и налогообложение зеленых насаждений

Оприходование зеленых насаждений в оценке согласно требованиям Инструкции 0212.2-99 производится по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

В данной ситуации следует отметить, что Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы» предусмотрено отражение информации о внереализационных доходах, в частности в связи с принятием к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации.

Как установлено п.5.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Минфином РБ 05.12.1995 № 54, выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» в следующем порядке: стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества подлежит оприходованию и зачислению на увеличение финансовых результатов отчетного года.

Учитывая изложенное, можно заключить, что до проведения оценки и учета зеленых насаждений в соответствии с требованиями Инструкции 0212.2-99 у организации отсутствуют основания для отражения в бухгалтерском учете стоимости зеленых насаждений. При наличии вышеуказанной оценки стоимость упомянутых зеленых насаждений может рассматриваться только как стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств.

Пунктом 2 ст.2 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон № 1330-XII) определено, что в целях настоящего Закона в состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность плательщика от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг). Кроме того, в состав доходов от внереализационных операций включается стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации.

Таким образом, стоимость оприходованных по результатам инвентаризации зеленых насаждений подлежит обложению налогом на прибыль в составе общей прибыли организации.

Согласно п.20 ст.7 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон № 1319-XII) при принятии на учет по результатам инвентаризации основных средств и нематериальных активов собственного производства налоговая база определяется исходя из их остаточной стоимости. Приобретенные основные средства, принятые на учет по результатам инвентаризации, не являются объектом обложения НДС.

Факт приобретения основных средств должен подтверждаться документально. Если отсутствуют данные о приобретении деревьев, то возникает объект обложения НДС даже в том случае, если не имеется доказательств выращивания саженцев собственными силами. И поскольку данные зеленые насаждения не являются приобретенными, их следует рассматривать как основные средства собственного производства и облагать налогом на добавленную стоимость в вышеуказанном порядке.

Исчисленную при принятии на учет деревьев сумму налога можно принять к вычету в порядке, установленном ст.15 и 16 Закона № 1319-ХII.

Подпунктом 13.1 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, в редакции постановления Минэкономики РБ, Минфина РБ, Минстата РБ и Минстройархитектуры РБ от 30.03.2004 № 87/55/33/5 (далее — Инструкция № 87/55/33/5), установлено, что к амортизируемым согласно действующей классификации относятся такие основные средства, как многолетние насаждения.

Временным республиканским классификатором амортизируемых основных средств и нормативными сроками их службы, утвержденными постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186, определены следующие нормативные сроки службы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Нормативные сроки службы основных средств

Группы и виды основных средств Шифр Нормативный срок службы, лет
Многолетние насаждения 9
Защитные и другие лесные насаждения
из дуба и хвойных пород 90000 50,0
из других пород 90001 40,0
Хмелевые плантации 90003 10,0
Плодовые насаждения семечковые
Насаждения на сильнорослом подвое 90006 20,0
Насаждения на среднерослом подвое 90007 14,9
Насаждения на карликовом подвое 90008 12,1
На семенных подвоях 9007 25,0
На вегетативных подвоях 9008 12,1
Яблони-ранетки и полукультурки 90009 10,0
Плодовые насаждения косточковые
Вишня древовидная 90010 13,0
Слива 9010 13,0
Черешня 90012 20,0
Персик 90013 12,1
Абрикос 90014 20,0
Ягодные насаждения
Земляника 90015 3,0
Смородина 90016 6,7
Крыжовник 90017 8,0
Малина 90018 8,0
Рябина черноплодная 90019 10,0
Виноградники 90020 40,0
Крупноплодная клюква 90021 58,8
Кустарники 10000 8,3
Насаждения общего пользования 90022 20,0
Насаждения ограниченного пользования 90023 20,0
Насаждения специального назначения 90024 20,0

На основании п.37 Инструкции № 87/55/33/5 амортизация основных средств начисляется по объектам, используемым в предпринимательской деятельности, исходя из выбранного (в пределах установленного согласно приложению 3 к данной Инструкции диапазона или в соответствии с нормативным сроком службы) срока полезного использования (см. таблицу 2).

Таблица 2

Таблица диапазонов сроков полезного использования амортизируемого имущества*

Укрупненные группы амортизируемого имущества Диапазон сроков полезного использования
<…>
4.

Service Temporarily Unavailable

Вычислительная техника, оргтехника; производственный и хозяйственный инвентарь, инструменты и принадлежности, газовое и огнестрельное оружие, многолетние насаждения, прочие основные средства

От 0,5 до 1,5 нормативного срока службы
<…>

* Нижняя и верхняя границы диапазона определяются в целых годах путем умножения нормативного срока службы на соответствующий коэффициент (знаки после запятой не учитываются). При этом нижняя граница диапазона не может быть менее 1 года.

Используя данные таблиц 1 и 2, можно определить нормы амортизации относительно всех групп многолетних (зеленых) насаждений, числящихся на учете предприятия.

Пунктом 23 СанПиН 2.2.1.13-5-2006 «Гигиенические требования к проектированию, содержанию и эксплуатации производственных предприятий» (далее — СанПиН 2.2.1.13-5-2006) установлено, что при выборе промышленной площадки, размещении производств, определении объемно-планировочных решений необходимо учитывать требования СНиП II-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий» (далее — СНиП II-89-80).

Согласно п.3.73 СНиП II-89-80 площадь участков, предназначенных для озеленения в пределах ограды предприятия, следует определять из расчета не менее 3 куб.м на одного работающего в наиболее многочисленной смене. Для предприятий с численностью работающих 300 и более человек на 1 га площадки предприятия площадь участков, предназначенных для озеленения, допускается уменьшать из расчета обеспечения установленного показателя плотности застройки. Предельный размер участков, предназначенных для озеленения, не должен превышать 15% площадки предприятия.

В примечаниях к СНиП II-89-80 отмечено, что озеленение допускается размещать на покрытиях зданий и в качестве озеленения можно применять в т.ч. «передвижные сады», размещая деревья и кустарники в контейнерах.

Сопоставляя нормы п.2.2.2 Инструкции 0212.2-99, подп.4-2.31 Закона № 1330-XII, п.23 СанПиН 2.2.1.13-5-2006 и п.3.73 СНиП II-89-80, можно заключить, что многолетние (зеленые) насаждения являются насаждениями ограниченного пользования — насаждениями промышленных предприятий, предназначенных для организации отдыха рабочих, служащих и защиты от неблагоприятного влияния производства. Соответственно расходы по уходу за многолетними (зелеными) насаждениями представляют собой элемент прочих затрат предприятия, направленных на обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований.

Начисленная амортизация по многолетним (зеленым) насаждениям включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в целях бухгалтерского учета на основании подп.2.2.24 Основных положений по составу затрат.

В соответствии с п.4 Закона № 1330-XII амортизационные отчисления по многолетним (зеленым) насаждениям включаются в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении.

Относительно принятия к вычету НДС по актам выполненных работ, проведенных бюро технической инвентаризации, следует отметить, что согласно подп.4-2.41 Закона № 1330-XII к прочим затратам относятся такие расходы организации, как оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества. Очевидно, что оплата работ, проведенных бюро технической инвентаризации, в этом случае должна быть отнесена на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) предприятия. Кроме того, исходя из приведенной нормы упомянутые затраты не связаны с приобретением или производством объектов основных средств (примечание), коими в данном случае являются зеленые (многолетние) насаждения, и соответственно не могут увеличить стоимость этих основных средств.

Подпунктом 2.1 ст.16 Закона № 1319-XII предусмотрено, что суммы налога, предъявленные продавцами плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), подлежат вычету.

Таким образом, можно заключить, что организация вправе принять в общеустановленном порядке к вычету НДС, предъявленный бюро технической инвентаризации в связи с выполнением вышеуказанных работ (услуг).

Итак, по нашему мнению, имеются все основания для того, чтобы относить многолетние (зеленые) насаждения к объектам основных средств, а начисленную амортизацию — на себестоимость продукции, товаров, работ, услуг организации с соответствующим налогообложением.

В заключение следует добавить, что сделанные выводы подтверждаются позицией Министерства по налогам и сборам РБ.

16.11.2007 г.

Дмитрий Круглов, экономист

Журнал «Главный Бухгалтер» № 43, 2007 г.

Примечание. Статус основных средств зеленым (многолетним) насаждениям был присвоен после проведения инвентаризации.

От редакции: С 1 января 2008 г. письмо Министерства финансов Республики Беларусь от 05.12.1995 № 54 «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» на основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 утратило силу.

Многолетние насаждения как объект недвижимости

В. Уруков, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.

Специфичной недвижимой вещью, указанной в Гражданском кодексе, являются многолетние насаждения.

Согласно ст. 130 ГК к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что неразрывно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. В этом перечне объектов недвижимости больше всего споров вызывает отнесение многолетних насаждений к недвижимому имуществу ввиду того, что нет ясности в вопросе, что понимается под многолетними насаждениями. Вопросы возникают и на практике.

Во-первых, что имеет в виду законодатель под многолетними насаждениями? Российский энциклопедический словарь, например, такого понятия не содержит. Есть понятие "многолетники" — растения, живущие более 2 лет, иногда до 100, 500, 1000 и более лет <*>. Если обратиться к Словарю русского языка, то это — посаженные деревья, растения <**>. Следовательно, в круг многолетних растений входят довольно много не только деревьев, кустарников, но и растений, которые живут более 2 лет. Такое законодательное отнесение к недвижимости растений вряд ли соответствует интересам гражданского оборота.

<*> Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 828.
<**> Словарь русского языка. Т. 2. М.: Русский язык, 1986. С. 392.

Во-вторых, если многолетние растения — недвижимость, то право собственности на нее подлежит государственной регистрации в силу ст. 131 ГК. Здесь еще одна проблема: должно быть зарегистрировано каждое дерево, каждый куст, каждое растение? Или же они должны быть зарегистрированы в составе земельного участка? В законодательстве о государственной регистрации недвижимости этот вопрос "забыт".

Проблему можно решить, если будет признано, что регистрации подлежат только земельные участки с указанием многолетних насаждений, т.е. многолетние насаждения не могут быть недвижимым имуществом в отдельности и их включение как недвижимость в норму закона создает неразрешимые проблемы как для науки, так и для правоприменения.

Деревья, кустарники, цветы на территории учреждения: учет и налогообложение

Думается, все согласятся, что любое дерево, любой куст, тем более растение можно (используя различные средства) переместить без несоразмерного ущерба их назначению. Таким образом, у многолетних насаждений нет главного признака недвижимости — перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Представляется целесообразным исключить из ст. 130 ГК упоминание в качестве недвижимого имущества многолетних насаждений. Земля первична, а что на ней растет — вторично. Законодателя не должно интересовать, что растет на участке. Публичные интересы требуют только регистрации недвижимости и сделок с ней, а также перехода прав на недвижимость — земельный участок.

Правоприменительная практика в отдельных случаях доводит понятие многолетних насаждений как объекта недвижимости до абсурда. Так, по делу, рассмотренному Арбитражным судом Чувашской Республики, как следует из решения, суд признал недвижимым имуществом хмельные плантации, что вызывает ряд вопросов.

Суд применил закон, не подлежащий применению, в частности ст. 130 ГК РФ, ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", решив (на основании указанных норм и ныне не действующих Методических рекомендаций Минсельхозпрода России от 4 июля 1996 г.), что многолетние хмелевые насаждения — объект недвижимости. Многие хмелевые насаждения не могут быть объектом недвижимости, поскольку нет главного признака недвижимости: объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (п. 1 ст. 130 ГК).

Общеизвестно, что у хмеля многолетний только корень, который без какого-либо ущерба (в отличие, к примеру, от насаждений многолетних яблонь, груш и т.п.) можно пересадить (переместить) на другой участок.

Ссылки суда при определении вида объекта недвижимости на Методические рекомендации Минсельхозпрода России от 4 июля 1996 г. необоснованны по следующим основаниям: объекты гражданских прав могут быть отнесены к недвижимости только на основании закона (ст. 130 ГК); на основании ст. 3 ГК рекомендации не являются нормативным актом, регулирующим гражданско-правовые отношения, в том числе вещно-правовые.

Таким образом, неправильное применение судом норм материального права привело к принятию незаконного решения.

Вышестоящие судебные инстанции фактически согласились с тем, что хмелевые плантации в силу закона — недвижимое имущество.

Как следует из указанных судебных актов, хмелевые плантации признаны недвижимым имуществом, подлежащим государственной регистрации. Только забыли о главном — как их регистрировать? Поштучно? И как их можно зарегистрировать, если в федеральном законодательстве нет норм, регулирующих порядок регистрации хмельных плантаций как многолетних насаждений?

Решение этой проблемы видится в изменении ст. 131 ГК, а также в принятии постановления Высшего Арбитражного Суда РФ, разъясняющего порядок применения норм законодательства о многолетних насаждениях как объекта, относящегося к недвижимому имуществу, и их регистрации, а также о критериях разграничения многолетнего насаждения как недвижимого имущества и других многолетних насаждений, которые не могут признаваться недвижимостью. По нашему мнению, многолетние насаждения необходимо законодательно отнести к движимым вещам.

К примеру, клевер — многолетнее растение (растет более 2 лет). Думается, мало кому в голову придет регистрировать плантации клевера как недвижимое имущество. Но подобное возможно, что подтверждает приведенный пример из судебно-арбитражной практики.