Мса 220 контроль качества аудиторской работы

Контроль качества работы в аудите (МСА-220)

Целью настоящего Международного стандарта аудита является установление стандартов и предоставление руководства по контролю качества:

— политики процедур аудиторской фирмы, касающихся аудиторской работы в общем;

— процедур, касающихся работы, порученной ассистентам аудитора при проведении отдельного аудита.

Политика и процедуры контроля качества подлежат выполнению как на уровне аудиторской фирмы, так и на уровне отдельных аудитов.

В настоящем МСА применяются следующие основные понятия:

а) аудитор— лицо, несущее окончательную ответственность за аудит;

б) аудиторская фирма — партнеры фирмы, предоставляющие аудиторские услуги, или отдельный практикующий аудитор, предоставляющий аудитор­ские услуги;

в) персонал —все партнеры и профессиональный штат сотрудников, привлеченные к аудиторской дея­тельности фирмы;

г) ассистенты аудитора— сотрудники фирмы, привлеченные к проведению отдельного аудита и не являющиеся аудито­рами.

В МСА- 220 раскрываются общие требования к системе внут­реннего контроля качества аудита,которые должны быть приня­ты аудиторской организацией в качестве внутреннего стандарта контроля качества аудита (или нескольких внутренних стандар­тов). Подробно данные требования раскрыты в приложении к МСА-220.

А. Профессиональные требования.Персонал фирмы должен соблюдать принципы независимости, честности, объек­тивности, конфиденциальности и профессионального поведения.

Б. Квалификация и профессиональная компетентность.Фирма должна быть укомплектована персоналом, владеющим техническимстандартами и придерживающимся их, а также обладающим профессиональ­ной компетенцией, предоставляющей возможность для выполнения ими своих обя­занностей с должной тщательностью.

В. Поручение заданий:аудиторская работа должна поручаться персоналу, имеющему уровень технической подготовки и профессио­нальных знаний, требуемых в данных обстоятельствах.

Г. Делегирование:необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять ее руководство и проводить обзор на всех уровнях, для обеспечения разумной уверенности в отношении того, что выполненная работа отвечает соответствующим стан­дартам качества.

Д. Консультирование:в случае необходимости следует использовать консультирование в самой фирме и за ее пределами с лицами, обладающими соответствующими знаниями.

Е. Принятие и сохранение клиентов:необходимо постоянно проводить оценку потенциальных клиентов и обзор существую­щих клиентов.

Контроль качества работы в аудите (МСА-220)

При решении вопроса о принятии клиента или о продолжении сотрудничества с ним надо исходить из соображе­ний независимости фирмы, ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства клиента.

Ж. Мониторинг:необходимо проводить непрерывный мониторинг адекватности и эффективности политики и про­цедур контроля качества.

В МСА указано, что политика (принципы) и процедуры контроля качества должны быть реализованы как на уровне аудиторской фирмы, так и на уровне отдельных аудиторских проверок.

Контроль качества аудиторской деятельности осуществляется в нескольких аспектах:

  • Контроль основного аудитора за работой своих ассистентов;
  • Контроль аудиторской фирмы за работой аудиторов;
  • Внешний контроль.

Контроль основного аудитора за работой своих ассистентов. Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита. При проведении проверки он должен контролировать работу ассистентов, давать инструкции по вопросам деятельности предприятия и возможных проблемах в организации учета и, соответственно, аудита. Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель обладает знаниями, умениями. Навыками, необходимыми для надлежащего выполнения этой работы.

Контроль аудиторской фирмы за работой аудиторов. В средних и крупных аудиторских фирмах контроль за качеством выполняемых работ и исполнением процедур по аудиту обычно возлагается на Экспертный Совет, сформированный из высококвалифицированных специалистов. Этот Совет рассматривает и проверяет все рабочие файлы, подготовленные участниками рабочей группы. Согласно внутрифирменным стандартам для обеспечения контроля качества аудита должна быть разработана документация, включающая в себя постоянные и текущие файлы.

Текущие файлы – документы, проверенные руководителем рабочей группы.

При проверке результатов аудита необходимо уделять основное внимание следующим вопросам:

  • Выполнялся ли аудит в соответствии с общим планом и программой аудита?
  • Документировались ли проделанная работа и ее результаты?
  • Достигнуты ли цели намеченных аудиторских процедур?
  • Служат ли результаты проверок основой для выражения мнения аудитора по поводу достоверности финансовой отчетности?

Постоянные файлы – документы, проверенные и утвержденные Экспертным Советом и руководством аудиторской фирмы.

К ним можно отнести:

  • Письмо-соглашение, предназначенное клиенту с информацией об условиях и обязательствах сторон в процессе оказания услуг;
  • Письмо к руководству, информирующее об основных недостатках системы внутреннего контроля клиента и рекомендациях по их устранению;
  • Протоколы рассмотрения результатов аудиторской проверки и др.

Внешний контроль качества работы аудиторов может осуществляться госорганами. Однако он является косвенным, поскольку имеет целью проверку не работы аудиторов, а правильности уплаты налогов, совершения предприятиями противоправных действий и др.

Согласно МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы» требуется, чтобы во всех аудиторских организациях существовала надлежащим образом формализованная внутренняя система контроля качества аудита. Каждая аудиторская фирма должна разработать и регулярно применять систему внутренних стандартов или инструкций, выполнение которых позволяло бы обеспечивать необходимое качество работы. Именно ее и следует изучать в ходе проверки качества аудита, а именно убедиться в наличии необходимых инструкций, соответствии их содержания стандартам и в том, что предусмотренные документами мероприятия и процедуры надлежащим образом применяются.

Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1568;

Прежде чем приступить к детальному рассмотрению Международных стандартов аудита представляется необходимым дать их краткое описание, позволяющее понять их основную направленность, то есть область применения. При этом за основу группировки наиболее целесообразным можно считать их официальную классификацию.

Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА)и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК):

  • МСА 200«Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными Стандартами Аудита»;
  • МСА 210 «Согласование условий соглашений по аудиту»;
  • МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»;
  • МСА 230 «Аудиторская документация»;
  • МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности»;
  • МСА 250 «Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности»;
  • МСА 260 «Обмен информацией с лицами, наделенными руководящими полномочиями»;
  • МСА 265 «Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля лиц, наделенными руководящими полномочиями»;
  • МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»;
  • МСА 315 «Определение и оценка рисков существенных искажений на основе знания субъекта и его среды»;
  • МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита»;
  • МСА 330 «Действия аудитора в отношении оцененных рисков»;
  • МСА 402 «Аспекты аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»;
  • МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»;
  • МСА 500 «Аудиторские доказательства»;
  • МСА 501 «Аудиторские доказательства – особое рассмотрение отдельных статей»;
  • МСА 505 «Внешние подтверждения»;
  • МСА 510 «Первичные соглашения по аудиту – начальные сальдо»;
  • МСА 520 «Аналитические процедуры»;
  • МСА 530 «Аудиторская выборка»;
  • МСА 540 «Аудит расчетных оценок, включая расчетные оценки справедливой стоимости, и соответствующих раскрытий»;
  • МСА 550 «Связанные стороны»;
  • МСА 560 «Последующие события»;
  • МСА 570 «Непрерывность деятельности»;
  • МСА 580 «Письменные представления»;
  • МСА 600 «Особые аспекты – аудит финансовой отчетности группы (включая работу других аудиторов)»;
  • МСА 610«Использование работы службы внутреннего аудита»;
  • МСА 620 «Использование работы эксперта»;
  • МСА 700 «Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности»;
  • МСА 701 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора»;

  • МСА 706 «Пояснительные параграфы и другие вопросы в отчете независимого аудитора»;
  • МСА 710 «Сравнительная информация – сравнительные данные и сравнительная финансовая отчетность»;
  • МСА 720«Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность»;
  • МСА 800 «Особые аспекты – аудит финансовой отчетности специального назначения»;
  • МСА 805 «Особые аспекты – аудит отдельной финансовой отчетности и определенных элементов, счетов или статей финансового отчета»;
  • МСА 810 «Соглашения по предоставлению отчета по обобщенной финансовой отчетности»;
  • МСКК 1 «Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах».

МСА 200 определяет цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности. МСА 210 раскрывает основные рекомендации по согласованию условий договоренности аудитора с заинтересованными в его услугах пользователями, а также подготовке писем-обязательств, касающихся аудита финансовой отчетности. МСА 220 устанавливает правила контроля качества как в отношении политики и процедур аудиторской фирмы, так и в отношении процедур, осуществляемых ассистентами аудитора при проведении самой аудиторской проверки.

Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности (МСА 220)

МСА 230 регламентирует вопросы ведения документации в процессе аудита финансовой отчетности. МСА 240 определяет основные обязанности аудитора при обнаружении случаев мошенничества и ошибок в процессе аудита финансовой отчетности. МСА 250 устанавливает основные обязанности аудитора в процессе аудирования финансовой отчетности выявлять все случаи несоблюдения экономическим субъектом законов и нормативных актов. Следующей группой стандартов, играющей не менее важную роль в процессе подготовки аудита финансовой отчетности, являются стандарты, рассматривающие вопросы планирования аудита.

МСА 300 раскрывает, главным образом, основные рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности при осуществлении повторных аудиторских проверок, так как в случаях проведения первых аудиторских проверок финансовой отчетности экономического субъекта может возникнуть необходимость в расширении вопросов планирования, не рассматриваемых в данном Стандарте. МСА 315 раскрывает взаимосвязь основной концепции существенности и аудиторского риска в процессе проведения аудита финансовой отчетности любого экономического субъекта. МСА 402 устанавливает основные положения, которым необходимо следовать при аудите экономического субъекта, пользующегося услугами сторонних обслуживающих организаций.

Важной группой стандартов, регламентирующих основные моменты получения и применения при аудите финансовой отчетности любого экономического субъекта различного рода информации, является группа под общим названием «Аудиторские доказательства», определяющем ее основную направленность и характеристику. В данную группу вошли МСА с 500 по 580 включительно .

Следующая группа Международных стандартов аудита объединяет в себе стандарты, которые регламентируют основные аспекты использования внешним аудитором, при осуществлении подготовки заключения по финансовой отчетности экономического субъекта, результатов работы другого внешнего и внутреннего аудиторов, а также привлечения экспертов для получения дополнительных аудиторских доказательств. Завершающим этапом практически любого аудита является процесс формирования аудиторского заключения на основании сделанных аудитором в результате проверки выводам. В данную группу вошли МСА 600-720

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается миссия МФБ?

2. Каковы основные направления деятельности МФБ?

3. Какие функции выполняет Совет по международным стандартам аудита и гарантии качества?

4. Какие структурные органы входят в состав МФБ? Какова цель их деятельности?

5. В чем состоит значение аудиторских стандартов?

6. В каких случаях применяются международные стандарты аудита?

7. По каким направлениям осуществляется разработка международных аудиторских стандартов и положений?



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ

Экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА

На тему: Контроль качества аудиторской работы МСА №220

Выполнила: _____________________

Проверила: ______________________

Дата ___________________

Оценка _________________

Подпись _________________

Воронеж 2006

Контроль качества аудиторской работы (МСА № 220)

1. Понятие качества аудиторской работы

В глоссарии МСА определение качества аудита отсутствует, поэтому следует ознакомиться с другими официальными и научными документами для уяснения этого понятия. Международная организация по стандартизации ИСО дает общее определение качества как совокупности характеристик объекта, относящейся к его способности удовлетворить усыновленные и предполагаемые потребности. Имеется в виду, что потребности четко установлены контрактом или регламентированной окружающей средой, а в других условиях выявляются и определяются предполагаемые потребности. Потребности могут изменяться с чтением времени; это предполагает проведение периодического анализа.

Международный стандарт 50 Международной электротехнической комиссии, с которой тесно сотрудничает ИСО, характеризует качество услуги как обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею. Как видим, современное представление о качестве базируется на степени удовлетворения запросов потребителей (физических лиц, юридических лиц, общества в целом). Исходя из определения аудита следует, что аудит призван удовлетворять потребность общества в установлении объективной финансовой информации.

Потребность в информации — это свойство отдельного лица, коллектива или какой-либо системы, отображающее необходимость получения информацию соответствующей характеру выполняемых действий или работы, либо требующейся для достижения определенной цели. При изучении информационной потребности следует учитывать три взаимосвязях ных компонента:

— потребителя информации (круг лиц, заинтересованных в результатах аудита, оформленных заключением); — информационный массив (информация о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, сконцентрированным выражением которой является бухгалтерская отчетность);

— информационную систему (информационный массив, каналы связи между потребителями и совокупность технических средств, преобразующих и поставляющих информацию).

Состав потребителей информации, содержащейся в аудиторском заключении, неоднороден, но их объединяет заинтересованность в объективности данных. В таблице №1 представлена классификация пользователей информации, заключающейся в выраженном аудитором мнении о достоверности финансовой отчетности экономических субъектов.

Ввиду отсутствия у некоторых категорий пользователей прямого доступа к информационному массиву, существует необходимость в посреднике, который мог бы предоставить им в доступном виде требуемую информацию. Роль этого информационного канала выполняет аудит. Таким образом, можно сформулировать понятие потребности в информации, являющейся результатом аудита: это свойство заинтересованных пользователей, отражающее необходимость получения информации о достоверности бухгалтерской отчетности определенного экономического субъекта для принятия соответствуюших решений. Мнение аудитора, отраженное в заключении, должно отвечать следующим требованиям, предъявляемым к информации:

— полнота (достаточность) — количество информации в заключении должно быть минимальным, но достаточным для оценки состояния аудируемого субъекта и принятия решения заинтересованным пользователем;

— точность — выводы аудитора должны объективно отражать реальную степень соответствия финансовой отчетности фактическому наличию имущества, обязательств и финансовых результатов;

— полезность — аудиторское заключение касается лишь существенных аспектов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не затрагивая бесполезных для потребителей данных;

— доступность — мнение аудитора представляется в виде, не нуждающемся в дополнительном осмыслении и не затрудняющем принятие решения пользователями информации;

— однозначность — результаты аудита излагаются в виде, не допускающем различных толкований;

— оперативность — заключение должно быть подготовлено к установленному сроку, чтобы дать возможность руководству субъекта произвести все необходимые процедуры и вовремя представить финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением заинтересованным пользователям;

— предназначение (адресность) — части аудиторского заключения адресуются конкретным группам пользователей информации (исполнительному органу, акционерам (собственникам)).

Очевидно, что перечисленных в таблице №1 пользователей интересует достоверность данных различных статей финансовой отчетности проверяемого субъекта. Только информация, подготовленная с соблюдением изложенных выше принципов, максимально соответствующая действительному положению дел, может соответствовать потребностям всех категорий пользователей.

Если исходить из существующего международного понимания качества услуги и определения аудита, приведенного в МСА, то следует, что потребители будут настолько удовлетворены результатами аудита, насколько мнение аудитора о достоверности проверенной бухгалтерской отчетности соответствует объективной реальности.

Итак, качество аудита можно определить как обобщенный эффект аудиторской проверки, выраженный в степени соответствия мнения аудитора потребностям заинтересованных пользователей в объективной информации, содержащейся в финансовой отчетности аудируемого лица.

Критерием качества аудиторских проверок, исходя из определения контроля качества, приведенного в глоссарии МСА, являются общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности, т.е. Международные стандарты аудита.

Таблица 1. Пользователи информации, содержащейся

в аудиторском заключении

Организация работы по обеспечению качества аудиторских услуг со стороны Международной федерации бухгалтеров

В 1999 г. Совет МФБ утвердил Положение о международной бухгалтерской практике, в котором были определены мероприятия по совершенствованию контроля организаций — членов МФБ за качеством деятельности аудиторских фирм.

Контроль качества аудиторской работы МСА № 220 (стр. 1 из 2)

Согласно этому Положению члены МФБ, являющиеся саморегулируемыми организациями, обязаны продемонстрировать программы, гарантирующие соблюдение аудиторами стандартов профессиональной деятельности. Эти программы должны:

— обеспечивать контроль за соблюдением стандартов качества профессиональной деятельности;

— предусматривать систему непрерывной профессиональной подготовки, нацеленную на изучение методов и процедур контроля качества;

— помогать в осуществлении программы проверки качества профессиональной деятельности.

Программа МФБ предусматривает создание объединения фирм, участвующих в оказании аудиторских услуг в международном масштабе. Это мероприятие было проведено в конце 2000 г. Крупнейшие аудиторские фирмы мира учредили Форум фирм МФБ, о котором уже шла речь выше. Фирмы — члены Форума должны соблюдать определенные требования, в том числе:

— обеспечивать соответствие уровня услуг всеобщему стандарту качества Форума фирм;

— подвергать обязательному контролю качество своей работы с помощью внешних проверяющих (под ними подразумеваются фирмы — члены Форума).

Независимый Совет по общественному надзору должен следить за соблюдением МФБ и Форумом фирм интересов общества.