Надзор за судьями

Верховный Суд Российской Федерации

В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 №2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации») Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

(статья 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»)

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.

Верховный Суд Российской Федерации:

— в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

— разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

Состав Верховного Суда Российской Федерации

(статья 3 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»)

Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации — в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации — в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации

(статья 5 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»)

Пленум Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации;

2) решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащего Верховному Суду Российской Федерации права законодательной инициативы по вопросам своего ведения;

3) обращается с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации;

4) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации на трехлетний срок. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Верховного Суда Российской Федерации неоднократно;

5) утверждает составы Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по экономическим спорам

Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации (далее — судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации) и переводы судей из одной судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в другую судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

6) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судей Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

7) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судей Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

8) утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

9) утверждает по представлению председателя соответствующего суда персональный состав президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам;

10) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда Российской Федерации, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

11) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации и положение о нем;

12) ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) коллегии (коллегий) судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»);

13) утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации;

14) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации

(статья 7 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»)

Президиум Верховного Суда Российской Федерации:

1) в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

3) обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

4) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»;

5) утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;

6) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

7) рассматривает отдельные вопросы судебной практики;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

(статья 8 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»)

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации;

2) рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Компетенция судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации

(статья 10 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»)

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации;

2) рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке;

3) обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

4) обобщают судебную практику;

5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

(статья 11 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»)

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела:

1) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя Верховного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;

2) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей;

3) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о результатах квалификационной аттестации судей.

Требования к документам при обращении по административным делам

Статья 4. Право на обращение в суд

Любое заинтересованное лицо вправе обратиться в административный суд (суд) за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов.

В случаях, предусмотренных законодательством, в суд вправе обратиться прокурор, государственные органы и иные лица.

Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Статья 5. Форма обращения в суд

Обращение в суд осуществляется в форме:

заявления (жалобы) и ходатайства — по административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

жалобы (протеста) — при обращении в суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Обращение и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в суд в виде электронного документа.

Статья 6. Административное дело

Административное дело формируется на основе документов, представленных в суд лицами, участвующими в деле, и другими участниками административного судопроизводства, либо истребованных судом, а также судебных и иных актов, оформленных на бумажных носителях.

Административное дело может быть сформировано в электронной форме.

При формировании административного дела в электронной форме лица, участвующие в деле, и другие участники административного судопроизводства вправе представить в суд документы в электронной форме, подтвержденные своей электронной цифровой подписью. Письменные документы, представленные в суд лицами, участвующими в деле, и другими участниками административного судопроизводства, приобщаются к делу в электронной форме, после чего письменные документы возвращаются лицам, их представившим.

В случае формирования административного дела в электронной форме судебные акты подтверждаются электронной цифровой подписью судьи (судей), а протоколы судебных заседаний и отдельных процессуальных действий подтверждаются электронной цифровой подписью председательствующего и секретаря судебного заседания.

Передача административного дела в электронной форме в другой административный суд или иной орган осуществляется через информационную систему.

Административное дело, сформированное в электронной форме, может иметь копию на бумажном носителе.

Статья 7. Судебные акты

Суд принимает судебные акты в форме решения, определения, постановления.

В суде первой инстанции по результатам рассмотрения дела по существу принимается решение, постановление.

Судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб (протестов), а также Судебной коллегией по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан по результатам рассмотрения апелляционных, кассационных и надзорных жалоб (протестов) принимаются постановления.

Президиумом Верховного суда Республики Узбекистан по результатам пересмотра судебных актов в порядке надзора принимаются постановления.

Акты суда, которыми дело не разрешается по существу, выносятся в форме определений.

Статья 92. Основания принятия мер предварительной защиты

По заявлению лица, участвующего в деле, суд может принять меры предварительной защиты, если:

1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя или лица, в интересах которого подано заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов заявителя будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Статья 93. Меры предварительной защиты

Мерами предварительной защиты могут быть:

1) запрещение ответчику совершать определенные действия;

2) запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

3) приостановление реализации имущества;

4) приостановление исполнения оспариваемого акта административного органа, органа самоуправления граждан полностью или в части.

Судом одновременно может быть принято несколько мер предварительной защиты.

Меры предварительной защиты должны быть соотносимы с заявленным требованием.

Статья 94. Заявление о принятии мер предварительной защиты

Заявление о принятии мер предварительной защиты может быть подано в суд одновременно с заявлением (жалобой) или в процессе производства по делу.

В заявлении о принятии мер предварительной защиты должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименования (фамилия, имя и отчество) сторон, их местонахождение (почтовый адрес) или местожительство;

3) предмет требования;

4) обоснование необходимости принятия меры предварительной защиты;

5) вид меры предварительной защиты, которую просит принять заявитель;

6) перечень прилагаемых документов.

В заявлении могут быть указаны и иные сведения.

Заявление о принятии мер предварительной защиты подписывается заявителем или его представителем.

К заявлению, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия на подписание заявления.

Ходатайство о принятии мер предварительной защиты может быть изложено в заявлении (жалобе).

В случае, если ходатайство о принятии мер предварительной защиты изложено в заявлении (жалобе), в нем должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 4 и 5 части второй настоящей статьи.

Статья 127. Основания возбуждения дела

Суд возбуждает дело по заявлениям (жалобам):

1) заинтересованных лиц;

2) прокурора;

3) государственных органов и иных лиц в случаях, когда по закону они имеют право на обращение в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, общества и государства.

Статья 128. Форма и содержание заявления (жалобы)

Заявление (жалоба) подается в суд в письменной форме. Оно подписывается заявителем или его представителем.

В заявлении (жалобе) должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление (жалоба);

2) наименование (фамилия, имя, отчество) лиц, участвующих в деле, их местонахождение (почтовые адреса) или местожительство;

3) обстоятельства, на которых основаны заявленные требования (при наличии таковых);

4) доказательства, подтверждающие основания заявленных требований;

5) требования заявителя со ссылкой на законодательство, а при предъявлении требования к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;

6) перечень прилагаемых документов.

В заявлении (жалобе) могут быть указаны номера телефонов, факсов, электронный адрес заявителя или его представителя.

В заявлении (жалобе) указываются и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора, а также имеющиеся у заявителя ходатайства.

Заявитель вправе соединить в одном заявлении (жалобе) несколько требований, связанных между собой, если эти требования подведомственны административному суду.

Статья 129. Направление копии заявления (жалобы) и прилагаемых к нему документов

Заявитель при подаче заявления (жалобы) обязан направить ответчику и третьим лицам копии заявления (жалобы) и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Статья 130. Документы, прилагаемые к заявлению (жалобе)

К заявлению (жалобе) прилагаются документы, подтверждающие:

1) уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, когда это предусмотрено законом для данной категории дел;

2) направление ответчику и третьим лицам копии заявления (жалобы) и приложенных к нему документов;

3) обстоятельства, на которых основываются заявленные требования;

4) полномочия на подписание заявления (жалобы), если оно подписано представителем.

Статья 190. Подача ходатайства о помещении лица без определенного места жительства в центр реабилитации

Орган внутренних дел, в случае выявления обстоятельств, требующих помещения лица без определенного места жительства в центр реабилитации, обязан в течение 48 часов с момента доставления такого лица в орган внутренних дел подготовить материалы для направления в суд ходатайства о его помещении в центр реабилитации на срок не более тридцати суток.

Ходатайство о помещении лица без определенного места жительства в центр реабилитации и материалы, подтверждающие необходимость его помещения в такой центр, подаются органом внутренних дел в районный (городской) суд по месту обнаружения лица без определенного места жительства либо по месту нахождения центра реабилитации.

Статья 191. Форма и содержание ходатайства

Ходатайство о помещении лица без определенного места жительства в центр реабилитации подается в суд в письменной форме и подписывается руководителем органа внутренних дел или его заместителем.

В ходатайстве должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается ходатайство;

2) наименование органа внутренних дел и его местонахождение (почтовый адрес);

3) фамилия, имя, отчество лица без определенного места жительства;

4) обстоятельства, на которых основано ходатайство;

5) доказательства, подтверждающие основания заявленного ходатайства;

6) просьба о помещении лица без определенного места жительства в центр реабилитации с указанием срока;

7) перечень прилагаемых документов.

В ходатайстве могут быть указаны номера телефонов, факсов, электронный адрес органа внутренних дел.

Ходатайство о помещении лица без определенного места жительства в центр реабилитации, поданное с нарушением требований, предусмотренных в настоящей статье, возвращается органу внутренних дел.

Статья 192. Документы, прилагаемые к ходатайству

К ходатайству о помещении лица без определенного места жительства в центр реабилитации прилагаются:

1) утвержденное начальником соответствующего районного (городского) органа внутренних дел решение должностного лица, выявившего лица без определенного места жительства, о внесении в суд ходатайства о помещении лица в центр реабилитации;

2) справка органа, выдающего сведения об адресах проживания (адресное бюро), а также сведение о результатах проверки последнего известного места жительства в Республике Узбекистан лица без определенного места жительства;

3) объяснение лица без определенного места жительства или надлежащим образом составленный акт об отказе дачи объяснения таким лицом;

4) медицинская справка по результатам освидетельствования лица без определенного места жительства;

5) протокол о разъяснении прав лицу без определенного места жительства, в том числе права воспользоваться юридической помощью адвоката и права на телефонный звонок своим близким.

К ходатайству могут быть приложены и иные документы, обосновывающие заявленное ходатайство.

Статья 200. Право апелляционного обжалования (опротестования)

Лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение, вправе подать апелляционную жалобу, а прокурор — апелляционный протест на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано (опротестовано) полностью или в части.

Статья 201. Суд, рассматривающий апелляционную жалобу (протест)

Апелляционная жалоба (протест) рассматривается:

административным судом Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента — на решение районного (городского) административного суда и на решение, принятое административным судом Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента по первой инстанции;

Военным судом Республики Узбекистан — на решение территориального военного суда и на решение Военного суда Республики Узбекистан, принятое по первой инстанции;

Судебной коллегией по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан — на решение, принятое Верховным судом Республики Узбекистан по первой инстанции.

Статья 202. Порядок подачи апелляционной жалобы (протеста)

Апелляционная жалоба (протест) адресуется суду апелляционной инстанции, но подается в суд, принявший решение.

Суд, принявший решение, обязан направить жалобу (протест) вместе с делом в суд апелляционной инстанции в пятидневный срок со дня ее поступления.

Статья 203. Срок подачи апелляционной жалобы (протеста)

Апелляционная жалоба (протест) может быть подана в течение двадцати дней со дня принятия решения, если иной срок не установлен законом.

По ходатайству лица, подающего жалобу (протест), пропущенный срок подачи апелляционной жалобы (протеста) может быть восстановлен судом апелляционной инстанции при условии, если ходатайство заявлено не позднее двух месяцев со дня принятия решения и причины пропуска срока подачи апелляционной жалобы (протеста) судом признаны уважительными.

О восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы (протеста) указывается в определении о принятии апелляционной жалобы (протеста) к производству.

Об отказе в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы (протеста) указывается в определении об отказе в принятии апелляционной жалобы (протеста).

Статья 204. Форма и содержание апелляционной жалобы (протеста)

Апелляционная жалоба (протест) подается в суд в письменной форме и подписывается лицом, подающим жалобу (протест), или его представителем.

В апелляционной жалобе (протесте) должны быть указаны:

1) наименование суда, которому адресуется апелляционная жалоба (протест);

2) наименование (фамилия, имя и отчество) лица, подающего жалобу (протест);

3) наименование суда, принявшего решение, на которое подается жалоба (протест), номер дела и дата принятия решения, предмет требования;

4) требования лица, подающего жалобу (протест), и основания, по которым лицо, подающее жалобу (протест), считает решение неправильным со ссылкой на законы и иные акты законодательства, обстоятельства дела и доказательства;

5) перечень прилагаемых к жалобе (протесту) документов.

В апелляционной жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, электронный адрес лица, подающего жалобу, или его представителя.

Статья 205. Направление копии апелляционной жалобы (протеста)

Лицо, подающее апелляционную жалобу (протест), должно направить или вручить лично под расписку другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы (протеста) и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют.

Статья 206. Документы, прилагаемые к апелляционной жалобе (протесту)

К апелляционной жалобе прилагаются:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

2) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют;

3) в случае подписания апелляционной жалобы представителем — документ, подтверждающий полномочия на ее подписание.

К апелляционному протесту прилагается документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копии протеста и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

К апелляционной жалобе (протесту) на определение о возвращении заявления (жалобы) либо об отказе в принятии заявления (жалобы) должны быть также приложены возвращенное заявление (жалоба) и документы, приложенные к нему при подаче в суд.

Статья 224. Право кассационного обжалования (опротестования)

Лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение, вправе подать кассационную жалобу, а прокурор — кассационный протест на решение суда первой инстанции, вступившее в законную силу, не рассмотренное в апелляционном порядке.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано (опротестовано) полностью или в части.

Статья 225. Суды, проверяющие законность и обоснованность решений в кассационном порядке

Кассационная жалоба (протест) рассматривается:

административным судом Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента — на решение районного (городского) административного суда и на решение, принятое административным судом Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента по первой инстанции;

Военным судом Республики Узбекистан — на решение территориального военного суда и на решение Военного суда Республики Узбекистан, принятое по первой инстанции;

Судебной коллегией по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан — на решение, принятое Верховным судом Республики Узбекистан по первой инстанции.

Статья 226. Порядок подачи кассационной жалобы (протеста)

Кассационная жалоба (протест) адресуется суду кассационной инстанции, но подается в суд, принявший решение.

Суд, принявший решение, обязан направить жалобу (протест) вместе с делом в суд кассационной инстанции в пятидневный срок со дня ее поступления.

Статья 227. Срок подачи кассационной жалобы (протеста)

Кассационная жалоба (протест) может быть подана в течение одного месяца после вступления в законную силу решения суда.

По ходатайству лица, подающего жалобу (протест), пропущенный срок подачи кассационной жалобы (протеста) может быть восстановлен судом кассационной инстанции при условии, если ходатайство заявлено не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения и причины пропуска срока подачи кассационной жалобы (протеста) судом признаны уважительными.

О восстановлении пропущенного срока подачи кассационной жалобы (протеста) указывается в определении о принятии кассационной жалобы (протеста) к производству.

Об отказе в восстановлении срока подачи кассационной жалобы (протеста) указывается в определении об отказе в принятии кассационной жалобы (протеста).

Статья 228. Форма и содержание кассационной жалобы (протеста)

Кассационная жалоба (протест) подается в суд в письменной форме и подписывается лицом, подающим жалобу (протест), или его представителем.

В кассационной жалобе (протесте) должны быть указаны:

1) наименование суда, которому адресуется кассационная жалоба (протест);

2) наименование (фамилия, имя, отчество) лица, подающего жалобу (протест);

3) наименование суда, принявшего решение, на которое подается жалоба (протест);

4) номер дела, дата принятия решения, предмет требования;

5) требования лица, подающего жалобу (протест) и основания, по которым лицо, подающее жалобу (протест), считает судебный акт неправильным со ссылкой на законы или акты законодательства, обстоятельства дела и доказательства;

6) перечень прилагаемых к жалобе (протесту) документов.

В кассационной жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, электронный адрес лица, подающего жалобу, или его представителя.

Статья 229. Направление копий кассационной жалобы (протеста)

Лицо, подающее кассационную жалобу (протест), должно направить или вручить лично под расписку другим лицам, участвующим в деле, копии кассационной жалобы (протеста) и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют.

Статья 230. Документы, прилагаемые к кассационной жалобе (протесту)

К кассационной жалобе прилагаются:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

2) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют;

3) в случае подписания кассационной жалобы представителем — документ, подтверждающий полномочия на ее подписание.

К кассационному протесту прилагается документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копии протеста и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

К кассационной жалобе (протесту) на определение о возвращении заявления (жалобы), об отказе в принятии заявления (жалобы), о возвращении апелляционной жалобы (протеста) и об отказе в принятии апелляционной жалобы (протеста) должны быть также приложены возвращенное заявление, жалоба (протест) и документы, прилагавшиеся к ним при подаче в суд.

Статья 249. Право обжалования (опротестования) судебных актов в порядке надзора

Судебные акты по делам, рассмотренным в апелляционном или кассационном порядке, могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, участвующими в деле, а также лицами, не привлеченными к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение.

Судебные акты по делам, рассмотренным в апелляционном или кассационном порядке, могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам:

председателем Верховного суда Республики Узбекистан и Генеральным прокурором Республики Узбекистан — на решения, определения и постановления любого суда Республики Узбекистан;

заместителями председателя Верховного суда Республики Узбекистан — на решения, определения и постановления судов Республики Узбекистан, за исключением постановлений Президиума Верховного суда Республики Узбекистан;

заместителями Генерального прокурора Республики Узбекистан — на решения, определения и постановления судов Республики Узбекистан, за исключением постановлений Президиума Верховного суда Республики Узбекистан.

Статья 250. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора

Дела в порядке надзора рассматриваются:

Судебной коллегией по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан — по жалобам (протестам) на судебные акты, за исключением постановлений Президиума Верховного суда Республики Узбекистан;

Президиумом Верховного суда Республики Узбекистан — по протестам лиц, указанных в части второй статьи 249 настоящего Кодекса.

Статья 251. Истребование дел

Председатель Верховного суда, Генеральный прокурор Республики Узбекистан и их заместители, а также судьи Верховного суда Республики Узбекистан вправе истребовать из соответствующего административного суда дело для разрешения вопроса о наличии оснований для пересмотра дела в порядке надзора.

Статья 252. Порядок и срок подачи надзорной жалобы (принесения протеста)

Надзорная жалоба (протест) подается непосредственно в Верховный суд Республики Узбекистан.

Надзорная жалоба (протест) может быть подана в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Статья 253. Содержание надзорной жалобы (протеста)

Надзорная жалоба (протест) должна содержать:

1) наименование суда, в который она подается;

2) наименование (фамилия, имя, отчество) лица, подающего жалобу (протест), его местожительство или местонахождение и процессуальное положение в деле;

3) наименования (фамилия, имя, отчество) других лиц, участвующих в деле, их местонахождение (почтовый адрес) или местожительство;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебный акт, который обжалуется (опротестуется);

6) указание на основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приведением доводов;

7) просьбу лица, подающего жалобу (протест).

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя. Протест подписывается должностным лицом, принесшим протест.

К надзорной жалобе прилагаются копии судебных актов, принятых по делу, и доказательство направления копии жалобы (протеста) лицам, участвующим в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены также документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере.

Стаматов. О надзоре за судебными установлениями, 1898; Лазаревский. Ответственность за убытки, причиненные должностными лицами, 1905.

I. Судьи не могут быть ни бесконтрольны, ни безответственны. Напротив, за их деятельностью необходим бдительный надзор, а ответственность за нарушение обязанностей службы должна быть даже строже, чем для других должностных лиц, ввиду особой важности возложенной на них функции. Вместе с тем, однако, надзор и порядок ответственности должны быть организованы по отношению к судьям таким образом, чтобы самостоятельность их действий в области отправления правосудия не потерпела ни малейшего ущерба, чтобы они не попали в прямую или косвенную зависимость от органов надзора и дисциплинарной власти. Иначе подвергнется испытанию судейское беспристрастие.

Кроме этого, надзор и ответственность должны ограничиваться внешней, так сказать, объективной стороной судейской деятельности, но не касаться внутренней стороны, т. е. судейского убеждения, которое должно быть свободно.

II. Подобно прочим должностным лицам, судьи могут подлежать за неправильные действия при исполнении служебных обязанностей троякого рода ответственности: уголовной, гражданской и дисциплинарной.

Уголовная ответственность судей должна ограничиваться случаями умышленного неправосудия, т. е. сознательного нарушения служебных обязанностей. Неправильное же разрешение дел, обусловленное невольными погрешностями и ошибками, не может служить поводом к возбуждению против судей уголовного преследования. Такие же пределы следует поставить гражданской ответственности судей: убытки, причиненные их действиями тяжущимся, подлежат взысканию с них только при том условии, когда являются актами умышленного неправосудия. Распространять уголовную и гражданскую ответственность судей за эти пределы — значило бы лишить их права толковать законы и устанавливать фактические обстоятельства дел по внутреннему убеждению, т. е., другими словами, значило бы подорвать независимость суда. В такие именно пределы заключают ответственность судей лучшие иностранные законодательства.

Наконец, дисциплинарной ответственности судьи подлежат за маловажные служебные проступки, за нарушение внутреннего распорядка, установленного в сфере их деятельности, а также за предосудительное поведение в частной жизни, которое роняет достоинство судейского звания.

III. Организация дисциплинарной ответственности судей может быть признана целесообразной при наличности следующих условий: 1) если дисциплинарная власть над судьями принадлежит органам судебного ведомства; 2) если состав дисциплинарного суда устраняет возможность личного усмотрения и произвола; 3) если дисциплинарная ответственность не распространяется на внутреннюю сторону судейской деятельности и не нарушает свободы судейского убеждения; 4) если самое производство дисциплинарных дел обставлено таким образом, что обеспечивает постановление справедливых приговоров.

Изложенные начала осуществлены не в полной и не в одинаковой мере законодательствами европейских государств.

Во Франции дисциплинарным судом является общее собрание кассационного суда. Привлечение к дисциплинарной ответственности зависит от министра юстиции, по предписанию которого генеральный прокурор кассационного суда возбуждает и поддерживает в дисциплинарном суде обвинение. В заседание вызывается обвиняемый, который может явиться в сопровождении защитника из числа адвокатов, состоящих при кассационном суде. Разбор дела происходит при закрытых дверях. Обвиненный судья, если приговор был постановлен без вызова его, вправе подать в недельный срок просьбу о пересмотре дела. В Пруссии дисциплинарный суд состоит из семи членов апелляционного суда, а высший дисциплинарный суд — из 15 членов берлинского уголовного апелляционного суда. Производство построено по образцу уголовного. Оно устное, но негласное; возможно назначение предварительного следствия через одного из членов суда; кассация не допускается.

По прусскому образцу организованы надзор и дисциплинарная ответственность во многих других германских государствах, а также в Австрии.

Верховный Суд РСФСР осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов РСФСР, а Верховные суды автономных республик — за судебной деятельностью районных (городских) народных судов, находящихся на территории соответствующей автономной республики.
Краевые, областные, городские суды, суды автономных областей и суды автономных округов осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов, находящихся на территории данного края, области, города, автономной области, автономного округа.
(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 01.08.1980 — Ведомости ВС РСФСР, 1980, N 32, ст. 987)
Комментарий к статье 11
1. Надзор вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих судов преследует следующие цели: проверить законность и обоснованность решений, определений, постановлений, вынесенных этими судами; надежно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций в гражданском процессе; осуществление руководства деятельностью нижестоящих судов и обеспечение единства в применении норм материального и процессуального права. Контроль и руководство вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих судов осуществляется в специфической процессуальной форме — путем вынесения этими судами определений и постановлений по каждому конкретному делу и должны сочетаться с закрепленным в ст. 120 Конституции РФ принципом независимости судей и подчинения их только закону.
2. В ст. 11 перечислены все суды, осуществляющие надзор за судебной деятельностью, — это Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ (Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суд автономной области и др.).
Правило, сформулированное в ч. 1 ст. 11, в настоящее время утратило силу и не действует.
3. Формы судебного надзора за деятельностью нижестоящих судов могут быть процессуальными и непроцессуальными.
К процессуальным формам надзора вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих относятся: а) проверка решений и определений, не вступивших в законную силу, в кассационном порядке; б) проверка решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора.
К непроцессуальным формам судебного надзора можно отнести, в частности, обобщения судебной практики, проводимые вышестоящими судами. На их основе готовятся обзоры и руководящие разъяснения по применению норм материального и процессуального права.

Действия и поведение судьи должны быть законными и добросовестными. Согласно положениям статьи 11 «Кодекса судебной этики» (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012, в редакции в ред. Постановления Всероссийского съезда судей от 08.12.2016 № 2) компетентность и добросовестность являются необходимыми условиями надлежащего исполнения судьей своих обязанностей по осуществлению правосудия. Следовательно, судья должен добросовестно, на высоком профессиональном уровне исполнять свои обязанности. В «Кодексе судебной этики» указано, что судья в своей профессиональной деятельности и вне службы обязан соблюдать общепринятые нормы морали и нравственности, руководствоваться законодательными актами России и неукоснительно следовать присяге судьи.

На сегодняшний день основным органом, обладающий полномочиями по привлечению судьи к дисциплинарной ответственности, является Квалификационная коллегия судей субъектов РФ (далее – ККС СРФ), а также Высшая квалификационная коллегия судьей РФ (далее – ВККС РФ), чья деятельность регламентирована в ФЗ от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», действующего в редакции от 29.07.2018 г. (далее – ФЗ № 30-ФЗ).

Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 17 и подпункту 8 пункта 2 статьи 19 ФЗ № 30-ФЗ квалификационные коллегии налагают дисциплинарные взыскания на судей любых судов за совершение ими дисциплинарных проступков, кроме судьей Конституционного суда.

ВКСС РФ проверяет поведение судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации
КСС СРФ проверяет поведение всех остальных судей, включая председателей и заместителей председателей районных судов.
Жалобу на действия судьи Конституционного суда РФ необходимо подавать непосредственно в Конституционный суд РФ.

ККС СРФ рассматривает дела о привлечении судьи к ответственности ввиду несоблюдения им Закона РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», действующего в редакции от 12.11.2018 г. (далее – Закон о статусе судей), и Кодекса судейской этики. Пожаловаться можно на действие (бездействие), как при исполнении служебных обязанностей, так и во внеслужебной деятельности. Причем проступком считается не только нарушение норм названного закона и положений Кодекса судейской этики, но и нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при осуществлении правосудия.

Справка. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.04.2016 № 13 «О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей» (далее – Пленум об ответственности судей) определяет в пункте 5, что при определении соразмерности примененной к судье меры дисциплинарной ответственности тяжести совершенного им дисциплинарного проступка суд должен учитывать:
 характер этого проступка,
 обстоятельства и последствия его совершения,
 форму вины судьи, совершившего дисциплинарный проступок,
 степень нарушения его виновным действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций,
 данные, характеризующие личность судьи, и его профессиональную деятельность (морально-нравственные качества судьи, обстоятельства, связанные с его семейной жизнью, стаж работы в должности судьи, принятие ранее мер, направленных на предотвращение совершения им нарушений, и т.п.).
При исследовании вопроса о причинах нарушения судьей процессуальных сроков рассмотрения дел или сроков изготовления судебных актов суду следует выяснять, не обусловлены ли эти нарушения обстоятельствами, затрудняющими служебную деятельность судьи (чрезмерная нагрузка судьи, ненадлежащая организация работы суда и иные заслуживающие внимания обстоятельства, не позволившие судье выполнить свои должностные обязанности в течение установленных законом сроков).

Под действиями судьи, попадающими под понятие дисциплинарного проступка, не нужно понимать выраженное им при осуществлении правосудия мнение или принятое судом решение. Это является формой процессуальных действий, незаконность которых, в случае обжалования, может быть установлено вышестоящим судом, и соответственно не подлежит рассмотрению ККС. Необходимо понимать существующее различие между незаконными процессуальными действиями и некорректное поведением судьи.

Справка. Пленум об ответственности судей определяет, что судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм материального или процессуального права (пункт 2).

Процессуальные действия должны иметь какую-либо процессуальную форму, например, судебный акт или запись в протоколе для возможности обжалования их в вышестоящей инстанции. При этом некорректное поведение в первую очередь относится к нарушению нравственно-этических требований, например, нетерпимое, грубое, нетактичное и неуважительное отношение к участникам судебного разбирательства, проявление предубеждений расового, полового, религиозного, национального или иного характера, разглашение информации, полученной при исполнении своих обязанностей и т.д.

К действующим судьям могут быть применены следующие виды дисциплинарной ответственности: 1) замечание; 2) предупреждение; 3) досрочное прекращение полномочий. К судьям в отставке также может быть применена такая мера, как прекращение им отставки. При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Дисциплинарное взыскание в виде замечания может налагаться на судью при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием действий (бездействия) судьи.

Справка. Пленум об ответственности судей указывает, что малозначительным может быть признан дисциплинарный проступок, последствия которого не повлекли существенного нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций (например, нарушенные права гражданина или организации были восстановлены либо возможность их восстановления не утрачена и т.д.) (пункт 6).

Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения может налагаться на судью за совершение им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о невозможности применения к судье дисциплинарного взыскания в виде замечания или если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию.

Справка. Пленум об ответственности судей определяет, что судья считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если он в течение года после наложения дисциплинарного взыскания не совершил нового дисциплинарного проступка. Данный срок исчисляется со дня принятия квалификационной коллегией судей решения, которым судья был привлечен к дисциплинарной ответственности (пункт 7).

Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики, в том числе за нарушение указанных положений при осуществлении правосудия, если такое нарушение повлекло искажение принципов судопроизводства, грубое нарушение прав участников процесса, свидетельствует о невозможности продолжения осуществления судьей своих полномочий и установлено вступившим в законную силу судебным актом вышестоящей судебной инстанции или судебным актом, принятым по заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Справка. «Обзор судебной практики по рассмотрению Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации административных дел о привлечении судей к дисциплинарной ответственности в 2016 году», утверждённый Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г., указал, что такой вид дисциплинарного взыскания, как досрочное прекращение полномочий судьи, может налагаться на судью в исключительных случаях как за неоднократные нарушения, допущенные им в результате недобросовестного исполнения функции по отправлению правосудия, когда исчерпаны все иные средства воздействия, направленные на предупреждение дальнейших нарушений с его стороны, и принятые к нему меры не дают оснований рассчитывать на добросовестное и профессиональное выполнение им обязанностей судьи в будущем, так и за совершенное однократное грубое нарушение при исполнении им служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, которое дискредитирует судебную власть, причиняет ущерб репутации судьи и несовместимо с его статусом судьи.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Справка. Пленум об ответственности судей определяет, что днем выявления дисциплинарного проступка, с которого начинается течение шестимесячного срока, считается день, когда председателю соответствующего или вышестоящего суда, органу судейского сообщества, уполномоченным на внесение соответственно представления, обращения и заключения о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, стало известно о совершении судьей дисциплинарного проступка. Днем совершения судьей дисциплинарного проступка считается день, в который он фактически был совершен (пункт 9).
Жалобу на действия судьи гражданин может подавать в Квалификационную коллегию как самостоятельно, так и через председателя того суда, в котором служит судья, чьи действия подлежат оспариванию. Квалификационная коллегия судей может рассмотреть ее самостоятельно либо направить для проверки председателю соответствующего или вышестоящего суда. В большинстве случаев жалоба направляется для проверки непосредственно председателю суда, в котором служит судья, с целью сокращения срока ее разрешения.

Если у гражданина есть претензии к судье по организационным вопросам работы, то лучше обратиться к председателю данного суда, так как председатель организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка и контролирует их выполнение, а также распределяет обязанности между заместителями председателя и между судьями.

Решение, принятое квалификационной коллегией судей, может быть обжаловано в судебном порядке либо в ВКС РФ (в отношении решений ККС СРФ) лицом, в отношении которого оно принято.
Решения ККС СРФ о привлечении судей к дисциплинарной ответственности (за исключением решений о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков), приостановлении отставки судей могут быть обжалованы в соответствующие верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов

Решения ВКС РФ и ККС СРФ о приостановлении либо прекращении полномочий судей, привлечении их к дисциплинарной ответственности, приостановлении либо прекращении отставки судей могут быть обжалованы заинтересованными лицами в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего решения

Решения ВКС РФ о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, приостановлении либо прекращении полномочий судей, приостановлении либо прекращении их отставки могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации.

Статистика
За 1-е полугодие 2018 г. судами РФ рассмотрено 32 дела об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей, в том числе 12 дел об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении отставки суде. Рассмотрено 11 жалоб на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судьи. В 2017 г. рассмотрено 51 дело об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей, в том числе 13 дел об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении отставки суде.

Материал подготовлен сотрудниками Института судебных экспертиз и криминалистики. По вопросам оказания экспертных, оценочных и юридически услуг вы можете обращаться по телефону: +7 (800) 500-76-44