Налоги в СССР 1960 1989

Содержание

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю. Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли.

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

С 1 января 2021 года НДФЛ в России повысят с 13% до 15% для тех, кто зарабатывает более пяти миллионов рублей в год. Об этом объявил президент РФ Владимир Путин. Он отдельно уточнил, что по ставке 15% будет облагаться та часть дохода, которая превышает пять миллионов.

По его оценке, дополнительные доходы бюджета от такого повышения НДФЛ составят около 60 миллиардов рублей ежегодно.

Деньги от повышения налога, по словам Путина, направят на лечение детей с орфанными заболеваниями и покупку медицинской техники.

Forbes 17 июня сообщал, что правительство обсуждает вариант повышения НДФЛ до 15%. Источники журнала говорили, что такую ставку предлагается применять при годовом доходе два-три миллиона рублей.

Нововведение, о котором объявил Путин, означает, что плоская шкала налогообложения в России отменяется.

В июне 2018-го президент РФ, говоря о дифференцированной шкале, отмечал, что если ее вводить, «часть граждан, которые получают более высокие доходы, начинают различными способами скрывать эти доходы». «То есть фискальный результат почти нулевой, а шума много», — говорил глава государства на прямой линии.

50 лет назад, в мае 1960 года, был опубликован закон «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих». Однако обещанного избавления от налогового бремени в течение пяти лет так и не произошло. Обозреватель «Власти» Евгений Жирнов разбирался в этой забытой истории.

«Отказаться от взимания налогов»

Один из отцов-основателей Соединенных Штатов и третий президент этой страны Томас Джефферсон говорил, что неизбежны только смерть и уплата налогов. Однако в Советском Союзе попытались доказать, что американские президенты ошибаются.

Подоходный налог, каким мы привыкли видеть его сейчас, пытались ввести в России не один десяток лет до Первой мировой войны, но лишь в 1916 году закон наконец-то приняли. Однако Февральская революция, а затем большевистский переворот помешали ему стать в России основным. Новая власть с помощью подоходного налога пыталась решать не столько экономические, сколько политические проблемы: повышенными налогами она боролась со сверхдоходами нэпманов, а затем ремесленников-кустарей и прочих частников, предпочитающих трудиться в отрыве от коллектива. Во время Великой Отечественной войны путем повышения налогов с населения пополняли доходную часть бюджета, но в последующие годы и партийные вожди и руководители советских статистических органов неустанно повторяли, что налоги с населения перестали играть существенную роль в социалистической экономике.

Хотя статистика и считается худшим из видов обмана, небольшая доля истины в этих утверждениях была. Никакой необходимости устанавливать высокие налоги с рабочих и колхозников действительно не существовало. Ведь чиновники отбирали у колхозов столько, что на выплаты за трудодни почти ничего не оставалось. Немногим лучше выглядела ситуация и на заводах. Если прибавить к налогам сборы в пользу профсоюзов и бесчисленных общественных организаций, а главное, регулярные принудительные подписки на облигации внутренних займов, сумма удержаний оказывалась весьма ощутимой. В особенности с учетом небольшого размера зарплат советских трудящихся.

Тем обиднее был для большинства граждан СССР советский дефолт по внутренним обязательствам в 1957 году, когда партия и правительство из-за тяжелых экономических проблем отказались погашать навязывавшиеся годами гособлигации (см. «Власть» N 10 за 2007 год, «Подписка о невыплате»). Ко всему прочему в стране продолжала расти реальная безработица (см. «Власть» N 47 за 2006 год, «Среди безработных отмечено много самоубийств») и наблюдались прочие признаки углубляющегося кризиса. Авторитет советского и партийного руководства упал настолько, что нужно было срочно что-то предпринимать.

Очередные ничем не подкрепленные обещания светлого будущего вряд ли помогли бы. И скорый на решения Хрущев выдвинул идею пожертвовать малым ради сохранения стабильного положения партии. Налоги с населения составляли менее 8% государственных доходов, и, как считал первый секретарь ЦК КПСС, потеря такой суммы не могла пробить в бюджете невосполнимую брешь. Можно перестроить управление народным хозяйством, еще немного поднажать на красных директоров, и производство поднимется на небывалый уровень, а доходы польются в бюджет полноводной рекой. И о том же твердили ему преданные экономисты и финансисты.

Поэтому для очередного, XXI съезда КПСС в 1959 году были подготовлены предложения об отмене налогов с населения.

При Иосифе Сталине социалистическое налогообложение трудящихся регулярно принимало форму государственного займа

Фото: Росинформ, Коммерсантъ

«В настоящее время,— говорил в докладе на съезде Хрущев,— развитие всего народного хозяйства и культуры Советского Союза осуществляется главным образом за счет накоплений социалистических предприятий. По мере выполнения семилетнего плана размеры этих накоплений будут неуклонно расти и в конечном счете станут единственным источником обеспечения расширенного социалистического воспроизводства и дальнейшего роста жизненного уровня народа. В этих условиях существование налогов с населения не вызывается необходимостью ни с точки зрения их классового значения, как это имело место в прошлом в смысле ограничения доходов капиталистических элементов, ни с точки зрения обеспечения доходов государственного бюджета СССР, тем более что удельный вес налогов с населения уже теперь является незначительным и составляет всего лишь 7,8 процента доходов бюджета. Все это дает нам возможность отказаться в ближайшие годы от взимания налогов с населения. Разумеется, проведение такого крупного мероприятия потребует всестороннего изучения и надлежащей подготовки, чтобы осуществить его наиболее разумно, с учетом соблюдения интересов населения и государства».

Обещание было дано, народ, как считали в ЦК, воодушевился. Вопрос поручили комиссии, которая уже в феврале 1960 года представила Хрущеву свои предложения:

«В соответствии с решением Президиума ЦК КПСС на обсуждение ЦК компартий и Советов Министров союзных республик были разосланы предложения об отмене налогов с населения, представленные в ЦК КПСС комиссией тт. Косыгина, Гарбузова, Волкова и Гришина.

В декабре этот проект был обсужден с первыми секретарями ЦК компартий и председателями Советов Министров союзных республик, которые одобрили предусмотренные в проекте порядок и сроки отмены подоходного налога с рабочих и служащих. Вместе с тем представители большинства союзных республик считали целесообразным одновременно с освобождением рабочих и служащих от уплаты подоходного налога отменить взимание сельскохозяйственного налога. Представители отдельных союзных республик высказались также за полную отмену налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР.

Предложение о полной отмене налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР учтено в представляемом проекте. Что касается отмены сельскохозяйственного налога и источников возмещения, в связи с этим уменьшения доходов государства, то эти вопросы считаем целесообразным рассмотреть одновременно с возможным пересмотром закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Находясь под впечатлением от обмена старых рублей на новые (на фото), в 1961 году советский народ не заметил налоговых послаблений для самых низкооплачиваемых

Фото: Росинформ, Коммерсантъ

В государственном бюджете СССР на 1960 год поступления налогов и сборов с населения предусмотрены в сумме 59,2 млрд рублей, в том числе подоходного налога с рабочих и служащих — 46,3 млрд рублей, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — 5,5 млрд рублей и сельскохозяйственного налога — 4,1 млрд рублей. В 1965 году по расчетам к контрольным цифрам семилетнего плана поступления налогов и сборов с населения определены в размере 87 млрд рублей, в том числе подоходного налога с рабочих и служащих — 70 млрд рублей, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — около 7 млрд рублей и сельскохозяйственного налога — около 4 млрд рублей.

Считаем целесообразным отмену налогов с населения начать с подоходного налога с рабочих и служащих как наиболее массового и значительного по своим размерам налога».

Хитрость проекта заключалась в том, что он предусматривал совершенно разный способ отмены налогов для разных категорий трудящихся. Для низкооплачиваемых работников налог просто отменялся. А вот для высокооплачиваемых вместе с отменой налогов уменьшалась и зарплата.

«Полная отмена потребует известного времени»

Хрущев на сессии Верховного совета СССР 5 мая 1960 года, как водится, перевернул все с ног на голову и рассказал собравшимся депутатам, как много выиграли трудящиеся от советского дефолта. Ведь теперь их больше не принуждали подписываться на государственные займы:

Налоговые начинания товарища Хрущева постигла та же судьба, что и многие другие отдельные проявления волюнтаризма в народном хозяйстве

Фото: РГАКФД/Росинформ

«Начиная с 1958 года прекращен выпуск государственных займов, размещаемых по подписке среди населения. Поступления по займам в бюджет составляли, как известно, в послевоенный период в среднем около 25 миллиардов рублей в год. В тот же период были отменены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов с хозяйств колхозников, рабочих и служащих. Все это значительно увеличило доходы населения и способствовало дальнейшему повышению жизненного уровня рабочих, крестьян и интеллигенции. Разве не говорит об этом крупный рост народных сбережений? Только за последние два года вклады населения в сберегательных кассах возросли на 20 миллиардов рублей и в настоящее время превышают 105 миллиардов рублей, а число вкладчиков составляет свыше 50 миллионов».

Затем Хрущев перешел собственно к снижению налогов:

«Намечаемые в соответствии с решениями XXI съезда нашей партии мероприятия по отмене налогов с заработной платы будут иметь важное значение для дальнейшего повышения материального благосостояния народа. Эти мероприятия, безусловно, найдут широкую поддержку и горячее одобрение всего советского народа. (Продолжительные аплодисменты.) Трудящиеся нашей страны и все прогрессивное человечество видят в них еще одно яркое доказательство того, что социалистический строй создал все реальные условия и возможности для неуклонного улучшения жизни народа. Разумеется, полная отмена налогов с населения потребует известного времени. Она должна быть осуществлена с учетом возможностей государства. Сумма государственных и местных налогов определена на 1960 год в 59 миллиардов рублей и при сохранении действующего порядка обложения составила бы в 1965 году 84 миллиарда рублей».

Хрущев объяснял, что налоги будут отменяться постепенно:

«Совет Министров СССР, всесторонне взвесив все наши возможности, разработал предложения о постепенной отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих и вносит проект Закона по этому вопросу на обсуждение Верховного Совета СССР. Проект предусматривает осуществить отмену налогов с заработной платы по этапам, начать ее уже в этом году и закончить в 1965 году. Причем имеется в виду начать отмену налогов в первую очередь с рабочих и служащих с относительно меньшими заработками, а затем постепенно прекратить взимание налогов со всех рабочих и служащих. Проектом Закона предусматривается отмена подоходного налога с рабочих и служащих при тарифных ставках и окладах до двух тысяч рублей в месяц полностью или частично за счет государства. В результате у 99,4 процента рабочих и служащих получаемая на руки заработная плата увеличится на всю сумму или часть суммы уплачиваемого ими налога».

Однако увеличения доходов, как рассказал Хрущев, дождутся не все:

«С рабочих и служащих при тарифных ставках и окладах свыше двух тысяч рублей в месяц подоходный налог будет отменен с уменьшением этих ставок и окладов на всю сумму исчисляемого с них подоходного налога. Таким образом, у этой группы рабочих и служащих заработная плата, выдаваемая на руки, полностью сохранится. (Оживление в зале.) Это какой признак? По-моему, хороший! (Бурные аплодисменты.)».

При этом он заверял, что речь не идет ни о какой уравниловке:

Зрелый СССР полностью преодолел по крайней мере одно проявление сталинизма — снижение цен на продукты, пользующиеся повышенным спросом у населения

Фото: Росинформ, Коммерсантъ

«В предложениях, которые вносятся на рассмотрение Верховного Совета, предусматривается отмена налогов с населения не по принципу уравниловки, а дифференцированно, исходя из того, чтобы заработная плата возросла прежде всего у низкооплачиваемых рабочих и служащих. Таким образом, будет уменьшен разрыв в заработной плате между рабочими и служащими, имеющими низшие и высшие ставки».

Кроме высокооплачиваемых рабочих и служащих среди пострадавших оказались и сельские жители:

«Сельскохозяйственный налог уплачивается за пользование приусадебными земельными участками, которые служат известным источником дополнительных доходов колхозников, получаемых ими сверх доходов от работы в колхозах. Доходы от приусадебных участков колхозников частично связаны с продажей ими продукции по ценам, складывающимся на рынке. Этот налог непременно следует сохранить, поскольку он играет известную роль в укреплении трудовой дисциплины в колхозах и в регулировании доходов колхозников от личного подсобного хозяйства. Доходы, получаемые колхозниками от работы в колхозах, сельскохозяйственным налогом не облагаются. Колхозы, как и другие социалистические предприятия, участвуют известной долей своих доходов в обеспечении средствами общегосударственных мероприятий. Со временем, по мере увеличения общественного производства, роста хозяйства колхозов, будут все более возрастать их доходы. Увеличатся отчисления средств, выделяемых на воспроизводство, в неделимые Фонды и для других потребностей. Это даст возможность все полнее удовлетворять как потребности общественного хозяйства, так и личные потребности всех колхозников в натуральных продуктах и в денежных средствах. Таким образом, будут созданы условия, при которых роль приусадебных участков будет отпадать, они, видимо, потеряют свое значение для колхозников и, следовательно, созреют условия для отмены и сельскохозяйственного налога с личного подсобного хозяйства».

Естественно, закон «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» 7 мая был принят Верховным советом, а затем и всей страной как руководство к действию.

«Тысячу раз прав Никита Сергеевич»

В день выступления Хрущева по всей стране началась кампания всеобщего одобрения решений партии и правительства:

«Работницы моей бригады,— писала в «Труд» с «Ростсельмаша» Герой Социалистического Труда Дробышева,— слушали сегодня по радио доклад тов. Н. С. Хрущева на сессии Верховного Совета СССР. В окна пробивались яркие лучи весеннего солнца, но сильнее солнца согревала наши сердца новая забота Коммунистической партии и родного правительства о дальнейшем повышении жизненного уровня советских людей. Да! Тысячу раз прав Никита Сергеевич, когда он говорит, что только в стране с социалистическим строем, в стране, где развернулось строительство коммунистического общества, стало возможным поставить вопрос об отмене подоходных налогов с рабочих и служащих. Советские люди единодушно поддерживают этот новый государственный акт огромного политического и экономического значения».

Горячим одобрением встречали трудовые коллективы сообщения о дальнейшем неуклонном снижении налога на заработную плату вплоть до их полного исчезновения из советской печати

Фото: Росинформ, Коммерсантъ

Другие трудящиеся увидели в отмене налогов наступающую зарю коммунизма. Третьи — признак того, что жизнь вот-вот станет еще лучше. Так что пропагандистский эффект, на который рассчитывал Хрущев, был достигнут, во всяком случае на первых порах.

В октябре 1961 года Минфин бойко рапортовал о выполнении очередного этапа — отмене налогов с зарплат до 60 рублей в месяц (в новых деньгах 1961 года). А «Правда» по этому поводу сообщала:

«В беседе с корреспондентом ТАСС заместитель министра финансов СССР Ф. А. Урюпин сказал:

— Немногим более года прошло со времени утверждения Верховным Советом СССР Закона «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих», предусматривающего до 1 октября 1965 года постепенную отмену, а с 1 октября 1965 года полное прекращение взимания подоходного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР с заработной платы всех рабочих и служащих.

Отмена налогов в нашей стране — яркое доказательство преимуществ социалистической системы хозяйства перед капиталистической».

Вот только дальше начались пробуксовки, и рапорты о дальнейшем снижении налогов стали появляться в газетах все реже и реже. Проблема заключалась в том, что семилетний план, о котором так много и страстно говорил Хрущев и на который он так надеялся в деле подъема промышленности, с треском провалился. Кризис продолжался, и покрыть из других источников уменьшившиеся поступления от подоходного налога не удавалось.

С отменой налогов средне- и высокооплачиваемых категорий дыра в бюджете из малой при новых условиях могла превратиться в катастрофическую. Готовя проект, Хрущев и его сотрудники предполагали, что на фоне снижения налогов удастся несколько лет не повышать трудящимся зарплаты и отказаться от регулярного снижения цен, к которому граждане привыкли со сталинских времен. Хрущев даже начал готовить почву для этого, ответив в докладе на сессии Верховного совета на вопрос, который ему никто не задавал:

«Некоторые товарищи сбиваются на то, чтобы толкнуть нас только на путь снижения цен и посредством этого повышать жизненный уровень трудящихся. Мы не упускаем из виду пути снижения цен, но надо видеть, так сказать, неравные условия для трудящихся, если идти только этим путем, то есть путем снижения цен, и не добиваться сближения, подтягивания низших ставок к высшим. Известно, что от снижения цен на товары большую прибавку получают те категории трудящихся, которые имеют более высокие ставки заработной платы».

Но ситуация складывалась настолько скверно, что говорить об отмене налогов, подъеме зарплат и снижении цен стало неудобно. Хрущеву не оставалась ничего другого, как выступать все с новыми и новыми обещаниями. Он пообещал в скором будущем отмену платы за коммунальные услуги. Но к вопросу об отмене налогов возвращался неохотно. И все больше в связи с предстоящим приходом коммунизма и бесконечно расширяющимися вследствие этого возможностями.

«Эти меры будут проводиться постепенно»

Налог на личные подсобные хозяйства колхозников — едва ли не единственный, от которых партия обещала отказаться только после исчезновения объекта обложения

Фото: РГАКФД/Росинформ

Еще меньше об отмене стали думать и говорить после того, как Хрущев, по тогдашней поговорке, «в отпуске нырнул премьером, а вынырнул пенсионером». Теперь все можно было бы списать на хрущевский волюнтаризм, из-за которого народу пообещали несбыточную отмену налогов. Но раздражать народ, который только что одобрил смещение Хрущева, вряд ли было разумно. Так что вопрос о налогах должен был забыться сам собой в ходе начавшегося в 1965 году эксперимента по предоставлению хозяйственной самостоятельности предприятиям. Зарплате и уровню жизни предстояло вырасти настолько, что небольшие налоги перестали бы кого-либо волновать.

А до тех пор об отмене налогов продолжали говорить в неопределенном времени. В 1966 году на XXIII съезде было сказано, что отмена и снижение налогов будут продолжены. А в 1971 году, два года спустя после того, как эксперимент с хозяйственной самостоятельностью предприятий был свернут, неосуществленную отмену налогов решили замаскировать. На XXIV съезде КПСС Брежнев в своем докладе говорил:

«Предусматривается дальнейшее увеличение денежных доходов трудящихся, за счет повышения оплаты труда намечается обеспечить три четверти всего прироста реальных доходов населения. За годы пятилетки минимальная заработная плата рабочих и служащих будет повышена до 70 рублей в месяц. Будут увеличены ставки и оклады среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в промышленности, на транспорте и в других отраслях материального производства. Повышаются тарифные ставки механизаторам сельского хозяйства. Предусматривается повышение заработной платы учителей, врачей и медицинского персонала и работников ряда других специальностей. На Урале, Европейском Севере, в Западной Сибири, в Казахстане (кроме юга республики), в ряде районов Дальнего Востока, Восточной Сибири, Средней Азии будут установлены или повышены надбавки к заработной плате трудящихся во многих отраслях. Будут значительно увеличены размеры доплат за работу в ночное время. Эти меры будут проводиться постепенно, по районам страны и отраслям хозяйства. Они затронут в общей сложности интересы около 90 миллионов рабочих и служащих. В результате средняя месячная заработная плата рабочих и служащих в эту пятилетку возрастет до 146-149 рублей, а оплата труда колхозников — до 98 рублей. Имеется в виду также расширить налоговые льготы для некоторых категорий трудящихся».

А чтобы напоминание о неотмененных налогах было не столь неприятным, Брежнев предложил партии и народу компенсацию:

«Хотел бы, товарищи, коснуться и еще одного вопроса. В годы индустриализации и послевоенного восстановления хозяйства двигаться вперед, развивать экономику мы могли, только мобилизуя все силы и средства. Трудящиеся нашей страны это хорошо понимали. Они отдавали общему делу не только свой самоотверженный труд, но и свои личные сбережения, активно подписываясь на государственные займы, которые сыграли важную роль в деле ускоренного развития экономики. Массовая подписка на заем была не только весомым вкладом в государственный бюджет, но и яркой демонстрацией патриотизма советских людей, их преданности делу социализма. (Аплодисменты.)

Как известно, с 1958 года мы уже смогли отказаться от выпуска новых государственных займов. Но погашение оставшихся у населения облигаций, а их имеется на сумму около 25 800 миллионов рублей, было отсрочено на 20 лет, с тем чтобы производить выплаты по ним ежегодно в период с 1977 по 1996 год равными долями. Взвесив наши сегодняшние возможности, ЦК КПСС и Совет Министров СССР сочли возможным досрочно начать погашение облигаций займов и уже в 1974-1975 годах погасить их на 2 миллиарда рублей, а в последующие годы увеличивать размеры погашения. Все облигации, приобретенные населением, предполагается погасить к 1990 году, то есть на шесть лет раньше первоначального срока. Думается, что такое решение правильное и полностью отвечает политике партии и интересам народа. (Продолжительные аплодисменты.)».

Удивительно, но в 1990 году партии и правительству удалось выполнить одно из обещаний Хрущева и отменить налоги с зарплат до ста рублей в месяц. Правда, произошло это через четверть века после обещанного и подтвердило правоту Джефферсона — СССР умер, а те его граждане, кто еще жив, продолжают платить налоги.

Увеличение с 1 января 2021 года ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13% до 15% для граждан с доходами больше 5 млн рублей в год должно уменьшить уровень социального расслоения в российском обществе. Об этом заявил первый зампред комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.

«Данная инициатива является социально справедливой, учитывая падение реальных доходов населения в условиях пандемии коронавируса. Кроме того, изменение ставки НДФЛ для обеспеченных граждан должно уменьшить уровень социального расслоения в российском обществе, социального неравенства”, – отметил Рябухин.

Он добавил, что комитет ранее неоднократно обсуждал предложение ввести прогрессивную шкалу НДФЛ, но не получал поддержки со стороны Минфина. «Можно спорить по поводу величины ставки или о верхней границе дохода граждан, но сама идея президента является очень правильной”, – подчеркнул сенатор.

«Наша партия давно и последовательно требовала введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Я был соавтором двух таких законопроектов. Мы считаем, что для малоимущих нужно снизить НДФЛ до 5%, а для тех, кто получает 3 млн и больше рублей в год – повысить вплоть до 25%. В нашем варианте, по самым скромным подсчетам, эта мера даст бюджету более триллиона рублей в год”, – заявил член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов (КПРФ).

«Уверен, что мы обязательно придем к более крутой прогрессивной шкале НДФЛ. Это придется сделать в будущем для обеспечения социального баланса”, – подчеркнул Щапов. По его оценке, повышение НДФЛ коснется «очень небольшого количества богатейших россиян – около 100 тыс человек”.

Повышение НДФЛ для богатых граждан РФ – пробный шаг

«Когда несколько месяцев назад Путин объявил о повышении налога на доход по вкладам, он фактически уже задал вектор увеличения нагрузки на состоятельных граждан, и сегодняшнее заявление для меня не является неожиданным. Более того, наверное, это промежуточный шаг, некий пробный шаг для того, чтобы в дальнейшем продолжать перераспределять нагрузку. Те суммы, которые государство рассчитывает получить, они пока не очень большие”, – сказал агентству ТАСС директор аналитического департамента ИК «Регион” Валерий Вайсберг.

Директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович указывает, что в перспективе можно сделать следующие шаги в этом направлении, например освободить от уплаты подоходного налога тех граждан, чьи доходы ниже МРОТ. «У нас ведь задача не сделать богатых беднее, а сделать бедных богаче. Если мы увеличим прогрессивную шкалу, то давайте снимем подоходный налог с тех, кто получает меньше МРОТ, тех, кто живет за чертой бедности. Это же можно компенсировать, если мы увеличим налог для населения с более высоким доходом. В целом, это достаточно эффективное решение для того, чтобы пополнить бюджет и выполнить социальные обязательства”, – сказал он.

«Конец плоской шкале подоходного налога. Вводили ее для легализации зарплат в стране. В нулевых это сильно помогло. Президент предложил аккуратную корректировку – 15% с доходов выше 5 млн руб. в год. Выгода бюджета в 60 млрд руб. в результате изменения НДФЛ сама по себе невелика в масштабах страны. Важно, что впервые в масштабах страны предлагается селективный налог, который идет на конкретную цель (в 90-х были целевые налоги, но несовершенные). Непопулярность повышения налога компенсируется небольшим повышением ставки. Такая корректировка допустима, если этот налог больше не будет изменен, это важно для доверия и стабильности”, – написал глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин в своем Twitter.

НДФЛ для богатых стоит повышать и дальше

Опрошенные агентством эксперты, в свою очередь, считают, что властям следует рассмотреть дальнейшее увеличение ставок налогообложения доходов богатых россиян, как это принято в экономически развитых странах мира. «Повышение ставки с 13% до 15% – это абсолютно разумный маневр. Причем отсечение в 5 млн рублей – тоже достаточно высокая и разумная цифра. Но все же я считаю, что это паллиативная мера. Если мы фактически заявляем о переходе на прогрессивную шкалу налогообложения, то сказав «А”, надо говорить и «Б”, и «В”. Раз мы перешли на эту шкалу, то нужно поднимать дальше. Надо положить людям, которые получают больше 50 млн руб., не 15%, а 20% или 25%. А тем, кто получает больше 100 млн, а такие есть, положить 30-35%. Это, в принципе, – во всех цивилизованных, экономически-развитых странах. Нужно повышать дальше”, – сказал Остапкович.

Доцент кафедры экономики и финансов РАНХиГС Алисен Алисенов, в свою очередь, предупреждает, что если и повышать в дальнейшем ставку НДФЛ для россиян с высоким доходом, то делать это необходимо постепенно. «В принципе, подобная инициатива обсуждается давно, и в экспертных кругах не раз звучали предложения поднять ставку НДФЛ и сделать прогрессивную шкалу, как во всех экономически и промышленно развитых странах мира. Конечно, в переходный период эти меры надо использовать постепенно. Если мы будем исходить из международной практики, то в среднем ставка НДФЛ достигает 35-40%. Резкий переход с 13% до 40-45% будет чрезмерным, и это может способствовать уходу в тень доходов граждан”, – сказал Алисенов.

«Риска перехода зарплат в серую зону я не жду, потому что ФНС понимает, что человек много лет получал определенный уровень дохода. И очень трудно будет объяснить налоговой, почему в какой-то организации человек согласился на более низкую белую зарплату”, – считает Вайсберг. :///

Подписывайтесь на нас в социальных сетях Telegram, Facebook, Twitter, VK, ОК и новостных агрегаторах Яндекс.Дзен и Google Новостях. Поделитесь новостью

  • Сегодня ставка НДФЛ в России составляет 13%, если налогоплательщик является резидентом РФ, то есть находится в стране более 183 календарных дней на законных основаниях. В противном случае налогоплательщик получает статус нерезидента и из его дохода взимается подоходный налог в размере 30%. Кроме налоговых резидентов ставка НДФЛ в размере 13% предусмотрена также для граждан ЕАЭС (Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Армения), которые работают в России. В последнее время в СМИ все чаще появляются сообщения, что в правительстве якобы идут разговоры о повышении подоходного налога с физических лиц до 15%. Некоторые СМИ со ссылкой на источники в правительственных кругах сообщают, что в России могут вернуться к идее прогрессивного налога, применявшегося в советские времена.

    Вопрос-ответ Что за «пенсионный налог», который предлагают ввести Минфин и ЦБ?

    АиФ.ru рассказывает, как за годы существования СССР менялась ставка подоходного налога с граждан.

    1920-е гг.

    Подоходный налог с физических лиц взимался по прогрессивным ставкам и зависел от рода деятельности. С 1924 года он дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие, работники искусств, лица, занимающиеся частной практикой, а также кустари и лица, имеющие доходы от работы не по найму. В 1926 году была введена единая система прогрессивного обложения для всех категорий налогоплательщиков и установлены три размера ставок. Рабочие уплачивали налог по ставке 2,2%, кустари — 9,1%, а нетрудовые элементы — 10,8%. При увеличении доходов ставка налога с нетрудовых доходов могла доходить до 41%. Средняя заработная плата в месяц в 1920-е годы составляла 46- 56 рублей, а стоимость килограмма хлеба — 20 копеек.

    1940-е гг.

    С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

    1960-е гг.

    В 1960-е годы подоходный налог с физических лиц решили отменить. По инициативе Никиты Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В 1960 году Верховный Совет принял закон «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих», но он так и не заработал. Спустя два года Президиум Верховного Совета СССР Указом от 22 сентября 1962 года перенес сроки дальнейшего освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы до лучших времен.

    1980-е −1990-е гг.

    С 1980-х годов подоходный налог с населения, получающего доходы на государственных предприятиях, начали взимать по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% — с доходов, превышающих 100 руб. А для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и частным бизнесом, ставка составляла от 12% до 65% на годовой доход, превышающий 5000-7000 руб.

    С 1984 года по 1991 год был установлен необлагаемый минимум по месячной заработной плате в размере 70 руб., но при этом действовала прогрессивная ставка НДФЛ. Сумма налога варьировалась от 25 коп. с месячных доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. Сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

    С 1 июля 1990 года необлагаемый минимум составил 100 рублей, а предельная ставка на высокие доходы была зафиксирована на уровне 50%. После реформы розничных цен 2 апреля 1991 года налоговые ставки были снижены — с 13% до 12% для низких доходов и с 50% до 30 % — для высоких.

    Такой расчет подоходного налога продержался до 1992 года: 7 декабря 1991 года было принято новое налоговое законодательство. С 1 января 1992 года подоходным налогом стали облагать не месячный доход граждан, как это было на протяжении нескольких десятков лет до этого, а годовой, суммарный доход. Шкала подоходного налога менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%. Но, по сути, нововведение вступило в силу уже в постсоветскую эпоху: 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования Советского Союза.