Налоги в Японии

Содержание

На протяжении последних 20 лет система налогового администрирования России подвергается постоянным изменениям. Эти изменения обусловлены участием нашей страны в международных отношениях.

В целях соответствия мировым стандартам, реформирование налоговой системы в России всегда опиралось на зарубежные опыт, используя уже разработанные методы.

Обычно для сравнения с Россией берут преуспевающие страны Западной Европы. Однако некоторые страны Востока могут стоять в одном ряду с ними и так же послужить хорошим примером построения эффективной налоговой системы. Одной из таких стран является Япония.

Причин для сравнения именно с Японией несколько:

1.Система налогового администрирования Японии сложилась достаточно давно и практически не подвергалась существенным переменам, а это значит, что сравнив и проанализировав систему налогового администрирования этой страны можно внедрить уже существующий опыт в России.

2.Между Россией и Японией много общего. В обеих странах управление налоговой системой находится в юрисдикции Министерства финансов.

3.В Японии существуют такой аппарат как Национальное налоговое управление (ННУ), который возглавляет систему государственных налоговых органов и на который наложены функции по начислению, сбору и пересечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных налогов и сборов. Примером такой службы в нашей стране является Федеральная налоговая служба (ФНС). Обе службы имеют свои подразделения, у ФНС это 13 управлений, у ННУ – секретариат и 3 управления, которые состоят из отделов. (рис. 1).

Национальное

Налоговое Управление

Управления

Секретариат

се

Отделы:

налогообложения

Доходов и сбора налогов

Проверок и уголовного расследования

Отдел согласования

Отдел кадров

Отдел учета

Отдел подоходного налога

Отдел доходов

Отдел проверки счетов

Отдел планирования

Отдел имущественного налога

Отдел сбора налогов

Отдел социальных вопросов

Отдел уголовного расследования

Отдел общественных связей

Отдел корпоративного налога

Отдел автоматической обработки данных

Отдел налога на потребление

Отдел винного налога

Служба хозяйственных связей

Юридическая служба по оценке имущества, налога на потребление

Служба межгосударственных связей

Отдел сведений и проверок

Федеральная Налоговая служба России

Управления

Группа советников и помощников

  • Кадров

  • Контрольное

  • Правовое

  • Досудебного аудита

  • Информации

  • Финансовое

  • Административно-контрольное

  • Налогообложение

  • Имущественных налогов

  • Аналитическое

  • Урегулирования задолженности

и обеспечения процедур банкротства

  • По работе с налогоплательщиками

  • Трансфертного ценообразования и

международного сотрудничества

Рисунок 1. Структура ННУ Японии и ФНС России

ННС находится в Токио, его возглавляет начальник назначаемый министром финансов. В России же на должность руководителя ФНС назначает Правительство РФ по представлению Министра финансов.

К тому же, система налоговых органов Японии по признаку подчинённости составляет три уровня, что так же является характерной чертой Российской налоговой системы (рис. 2).

Национальное налоговое управление

Национальный налоговый совет

Районное налоговое управление Окинавы

Национальный налоговый трибунал

Национальный налоговый колледж

6 налоговых инспекций

11 районных налоговых управлений

12 районных налоговых трибуналов и 7 филиалов

518 налоговых инспекций

Федеральная Налоговая Служба

Межрегиональная инспекция ФНС

Управление ФНС

  • Ми ФНС по ценообразованию в целях налогообложения

  • МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам

  • МИ ФНС по ЦОД

  • МИ ФНС по федеральным округам

• Межрегиональные инспекция

• ИФНС по районам

• ИФНС по районам в городах

• ИФНС в городах безрайонного деления

Рисунок 2. Система налоговых органов Японии и Российской Федерации

В его подчинении ННУ находятся колледж Национальный налоговый трибунал, налоговый совет, районное налоговое управление, которое включает районное налоговое управление Окинавы.

Районные управления Японии занимают второй уровень. Обычно, управление состоит из пяти подразделений: управления согласования, управления налогообложения, управления доходов и сборов, управления уголовных расследований и проверок. Районные налоговые управления осуществляют консультирование, проверяют крупных налогоплательщиков и руководят работой налоговых инспекций .

Третий уровень занимают налоговые инспекции, которые являются исполнителями налогового законодательства. Обычно они состоят из нескольких отделов, каждый из которых занимается администрированием конкретного налога или группы налогов.

В России же высший уровень по принципу подчинённости занимает Федеральная налоговая служба. На втором уровне располагаются Управления ФНС, каждое из которых находится в одном из 85 субъектов России. Управления контролируют работу налоговых инспекций, которые соответствуют местному — третьему уровню подчинённости. Как и в Японии, в состав инспекций и Управлений ФНС входят структурные подразделения — отделы .

Имеются и существенные различия между системами налогового администрирования Японии и России. Основным из которых является организация налогового контроля. То есть, существуют разные формы ответственности. Например в России ответственность за нарушение налогового законодательства разграничивается на налоговую, административную и уголовную, а соответствующие нормы права содержатся в Налоговом и Уголовном Кодексах, а также в Кодексе об административных правонарушениях.

В Японии же за нарушение налогового законодательства наступает налоговая или уголовная ответственность, которая предусмотрена в многочисленных актах так называемого уголовно-административного законодательства, среди которых наиболее значимыми являются «Закон о взимании государственных налогов» 1959 года, «Закон о подоходном налоге» 1947 года, «Закон о налоге с юридических лиц» 1947 года .

Иначе построен и механизм выявления налоговых правонарушений в Японии. Если в России такие правонарушения обычно выявляются благодаря проведению специальных проверок, выездных или камеральных, то в Японии в районных управлениях в штате имеются специальные следователи и в их обязанности входит сбор информации и выявление случаев правонарушений . Управления ФНС следователей в своём штате не имеют, кроме того, основные функции Управления носят скорее надзорный характер. Расследования являются прерогативой органов внутренних дел.

Еще одно различие заключается в том, что в Японии налоговые органы имеют меньшую свободу действий, чем в России. Если в России по ст. 91 НК РФ уполномоченные должностные лица производят осмотр помещений налогоплательщика при предъявлении удостоверений и решения руководителя налогового органа, то в Японии следователи могут производить обыск помещений только при наличии санкции прокурора

Также следует отметить, что в Японии характерными чертами налоговой системы являются весьма низкий уровень налогового бремени и жёстко централизованная система сбора налогов. Простота и доступность налоговой системы, уважение к законопослушному налогоплательщику, примат доверия к налогоплательщику над стремлением к наказанию являются тремя основными принципами налоговых органов Японии.

В России же такой показатель, как уровень налогового бремени является довольно высоким, кроме того исходя из того, что налоговые органы имеют право списывать задолженность со счетов юридических лиц в бесспорном порядке, можно сделать вывод, что налогоплательщик уже заведомо считается виновным. Безусловно, налогоплательщику направляется требование об уплате налога, однако, нередки случаи судебных споров на предмет незаконности остановки движения денежных средств по счетам и бесспорного списания задолженности.

Следовательно, благодаря наличию сходств, опыт японской модели построения системы налогового администрирования может послужить полезным примером для реформирования и в нашей стране. Российские налоговые органы более независимы, чем в Японии, там закон в большей степени защищает налогоплательщика, указывая на обязательность формирования доказательной базы перед осуществлением официального расследования. По нашему мнению, в российскую налоговую систему можно перенять принцип уважения налогоплательщика, который выражается в его защищённости от необоснованного применения санкций, так же ошибочных начислениях пеней и штрафов нужно свести к минимуму, так как от этого зависит отношение налогоплательщиков к органам государственной власти.

Япония – одна из самых высокоразвитых в экономическом и технологическом плане стран мира. Однако внутренний уклад и функционирование этого государства в целом заметно отличаются от других стран, чья экономика развивается не менее успешно. По форме правления Япония является конституционной монархией. При этом государство делится на 47 префектур и насчитывает около 2000 муниципалитетов. В этой статье мы расскажем о том, как устроена и работает налоговая система Японии.

Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

  1. Первая — это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.
  2. Вторая — прямые налоги на имущество.
  3. Третья — прямые и косвенные потребительские налоги.

Всего в Японии 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно подразделить на три крупные группы: прямые подоходные налоги с физических и юридических лиц, прямые налоги на имущество, прямые и косвенные потребительские налоги.

В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами:

  • Предпринимательский;

  • корпоративный муниципальный;

  • уравнительный налог.

Также особенностью является то, что финансовый год и налоговый период в Японии заканчивается в марте, а в апреле начинается новый.

Подробно рассмотрим некоторые виды налогов.

Подоходный налог уплачивают физические лица, признаваемые постоянными и временными резидентами Японии, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, в отношении доходов, полученных от источников в Японии.

Все ставки дифференцированы по сумме доходов, получаемых гражданами, колеблются в интервале:

  • национальные — от 10% до 50%;

  • префектурные — от 2% до 4%;

  • муниципальные — от 3% до 12%.

Финансовый год в Японии заканчивается в марте, поэтому данная таблица сформирована в апреле 2015 года. Видим, реализованы налоги на 86,6% от плана. Из них «перевыполнили» план на 5% поступления подоходного налога. На 2% от планируемого увеличились поступления налога на наследство, это напрямую связанно с введением новой системы налогообложения наследства. В целом, план выполнен на 90% по отдельным видам налогов.

Сведения о размере налогов и сборов (апрель, 2015) (в млн йен, %)

Налоги

Планируемая сумма

Апрель

Апрель (сводная)

Реализация

Подоходный налог

15 817 000

2 403 191

16 715 648

105,7

Корпоративный налог

10 513 000

396 456

6 553 798

62,3

Налог на наследство

1 748 000

109 206

1 786 129

102,2

Налог на потребление

15 339 000

1 792 122

11 903 652

77,6

Налог на алкоголь

1 341 000

88 316

1 222 792

91,2

Налог на табачные изделия

922 000

76 714

918 628

99,6

Налог на бензин

2 545 000

203 426

2 296 150

90,2

Налог на сжиженный газ

10 000

8 952

89,5

Налог на авиационное топливо

53 000

4 298

52 090

98,3

Налог на нефть и уголь

613 000

62 464

582 975

95,1

Налог на развитие энергетических ресурсов

327 000

27 473

321 069

98,1

Налог с грузоподъемности водных транспортных средств

387 000

372 773

96,3

Таможенная пошлина

1 045 000

52 119

1 029 361

98,5

Корабельный (тоннажный) налог

10 000

9 988

99,9

Другие

Доходы по сборам

1 056 000

5 218

1 034 916

98,0

Общая сумма

51 726 000

5 131 762

44 808 940

86,6

Какие налоговые органы действуют в Японии

Несмотря на то что Япония – это унитарное государство, страна имеет хорошо развитое местное самоуправление, обладающее значительными полномочиями, в том числе и в плане введения различных налогов и их сбора. Фактически налоговые поступления в центральный и местные бюджеты примерно равны: соотношение собранных средств составляет примерно 53 на 47% в пользу центрального бюджета. Особенности налоговой системы Японии обусловили формирование двухуровневой системы налоговых органов.

Национальный уровень

На общегосударственном уровне налогообложение в стране находится в ведении Министерства финансов. В его структуру входят два подразделения: Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам. Эти подразделения занимаются в первую очередь вопросами планирования налоговой политики государства. Реализацией этой политики непосредственно занимается Национальное налоговое управление (ННУ), которое также входит в состав Министерства финансов страны. ННУ – очень мощная организация, имеющая в своем штате 56 466 сотрудников, распределенных между центральным аппаратом, 12 региональными налоговыми бюро, Региональной налоговой инспекцией на острове Окинава и 524 налоговыми инспекциями. Кроме того, в состав ННУ входит собственный колледж и Национальный налоговый трибунал, в котором можно обжаловать неверное начисление сборов. Именно эта организация и осуществляет налоговый контроль в Японии.

Все структурные подразделения ННУ разбиты на три отдела:

  • Отдел по налогообложению.
  • Отдел по сборам налогов.
  • Отдел, занимающийся проверками и расследованиями в случаях, связанных с уклонением от налогообложения.

Практической работой по выявлению нарушений в налоговой сфере и их пресечению руководит именно последний отдел. С этой целью в него входят подразделения по аудиту, расследованию и международному сотрудничеству в сфере борьбы с налоговыми нарушениями. При подготовке законодательных изменений в сфере налогообложения тесно сотрудничают Государственная налоговая комиссия при премьер-министре, аналогичная комиссия правящей партии либерал-демократов и Штаб по проведению структурных реформ, возглавляемый премьер-министром страны.

Ужесточение налоговой политики и налоговые льготы в Японии находятся в ведении этих трех организаций. В сфере сбора средств основной организацией является Министерство финансов. Каждый вид сборов в Стране восходящего солнца регламентируется отдельным законом. Следует учесть, что законы в этой области весьма объемны и трудны для понимания непрофессионалами, поэтому в стране действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Это лицензированные специалисты, которые на платной основе готовят и подают большую часть отчетных налоговых документов в стране. Уполномоченные консультанты по сборам обслуживают как физических, так и юридических лиц.

Местный уровень

Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.

Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти. Налогообложение в Японии организовано таким образом, что в структуре расходов граждан уплата налогов редко превышает 20%.

Для развитых стран это достаточно низкий уровень. Причем при нехватке средств правительство предпочитает брать взаймы, а не повышать налоги для своих граждан. По этой причине государственный долг Японии составляет порядка 200% ее годового ВВП.

Существуют местные налоги:

  1. На проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%.
  2. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.
  3. Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.

Основные виды налогов

Всего в стране действует порядка пятидесяти налогов, большую часть которых можно разбить на несколько основных групп. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Налоги на ведение бизнеса

Корпоративный налог Японии в паре с подоходным налогом с физических лиц обеспечивают около 70% поступлений в государственный бюджет. Все международные корпорации, получающие прибыль в Японии, обязаны платить налоги в этой стране.

В частности, налогообложению подлежат:

  1. Процентные доходы с ценных бумаг государства и корпораций.
  2. Проценты, начисляемые на займы, выданные субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в стране.
  3. Дивиденды от акций.
  4. Встречное удовлетворение за использование движимого и недвижимого имущества.
  5. Все виды вознаграждений (зарплаты, премии и т.п.) за оказание услуг в стране.
  6. Пенсии и выходные пособия.
  7. Доходы от передачи авторских и патентных прав.
  8. Доходы от сдачи в аренду оборудования и машин.
  9. Доходы от рекламной деятельности.
  10. Прибыль от погашения японских облигаций.
  11. Распределение прибыли.
  12. Доходы от хозяйственной деятельности.

Все эти доходы считаются прибылью, и это еще не полный список. Налог в Японии на прибыль, в зависимости от объема облагаемой прибыли, может составлять для местных компаний от 22 до 30%, а для иностранных юридических лиц – от 29,33 до 40,87%.

Обложение налогом недвижимости

Недвижимость в Японии дорогая, и все ее владельцы, независимо от их физического или юридического статуса, ежегодно уплачивают на нее налог в размере 1,4% полной стоимости, определяемой местными властями. Дополнительно взимается 0,3% этой стоимости на местные нужды.

Система поощрений

В Японии существует довольно хорошо развитая система поощрений как национальных, так и иностранных инвестиций, основные цели которой можно свести к созданию благоприятных условий для дальнейшего развития осуществляемой в рамках национальной экономики структурной перестройки, а также для ускорения экономического роста относительно менее развитых регионов страны. Для иностранной предпринимательской деятельности в Японии наиболее важное значение имеет система поощрения инвестиций в периферийных районах страны. Многие иностранные предприниматели, имеющие значительный опыт работы на японском рынке, знают, что организация производственной деятельности в таких районах требует не только намного меньших затрат, но может быть осуществлена в более сжатые сроки и относительно проще.

Основными средствами поощрения инвестиций, желательных с точки зрения содействия решению стоящих перед страной экономических задач, являются налоговые льготы, субсидии и финансовые льготы.

Система налоговых льгот

Система налоговых льгот, действующая в настоящее время, базируется на различных рода законах о региональном развитии и заключается в основном в мероприятиях по уменьшению или даже полному освобождению от обложения местными налогами.

Субсидии

Субсидии подразделяются на национальные и местных органов самоуправления. Национальные субсидии применяются при переносе производственных мощностей из «промышленно избыточных» регионов и при создании социальной инфраструктуры и инфраструктуры защиты окружающей среды: величина субсидии от размеров расширения или вновь построенных заводских площадей. Система при субсидировании региональной занятости основывается на дотациях — от 18 тыс. до 29 тыс. иен в месяц — на каждого работника, который получает работу в регионах с малой степенью занятости в результате строительства новых или расширения действующих производственных или иных мощностей и дается сроком на один год.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Мировой опыт:
особенности налогообложения в Японии

Гаухар Умирбекова,

начальник отдела администрирования

недропользователей горнорудного сектора

Управления администрирования МРНК № 1

Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в 1950-е годы, претерпев в последующий период незначительные организационные и законодательные изменения.

В Японии взимаются государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные — за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3 045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет.

В Японии проведением налоговой политики занимается Национальное налоговое управление (ННУ), структурно входящее в Министерство финансов как его «внешнее» ведомство, на которое возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых (подоходного, корпоративного, на наследство и дарение, землю и недвижимость) и косвенных налогов и сборов (потребительского, «алкогольного», «табачного», «бензиновых», «дорожного» и гербового). Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельные сборы, относящиеся к компетенции Министерства финансов.

Помимо общегосударственных в Японии взимаются также и местные налоги: префектуральные и муниципальные. К первым относятся налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчете на число занятых, налог на приобретение собственности, часть акциза на табак, налог на зрелищные мероприятия, с транспортных средств, подоходный и налог на пользование природными ресурсами. Ко вторым — налог на проживание, имущественный, часть акциза на табак, налог на легкие транспортные средства, налог на земельную собственность, развитие городов и другие. Их сбором занимаются местные органы самоуправления, которые имеют свои налоговые конторы, независимые от общенациональных.

Распределение налогов — это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций.

Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства — 15%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Налоговая система Японии, как в США и странах Европы, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент.

В Японии отмечен высокий уровень сбережений. Высокому уровню сбережений способствовала налоговая система Японии, действовавшая до 1988 г. и имевшая стабильный характер. Как известно, после войны Япония испытывала значительный недостаток капитала, в связи с чем налоговая политика была нацелена на ограничение потребления и стимулирование сбережений. В особенности ограничивалось потребление импортных товаров: существовал налог на покупку автомобилей, электронной техники.

В стране действует около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

Первая — это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.

Вторая — прямые налоги на имущество.

Третья — прямые и косвенные потребительские налоги.

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков.

В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами: предпринимательский, корпоративный муниципальный и уравнительный налоги.

Предпринимательский налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, величина каждой из которых может незначительно колебаться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимости от уставного капитала компании и величины самой прибыли.

Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и городского или (как в случае для Токио), соответственно, городского и районного. Налоговые ставки могут различаться в зависимости от места, но предельная ставка для префектурального (для Токио — городского) налога — 6%, городского (районного) — 4,7% (рассчитывается от суммы общенационального налога).

Уравнительный налог представляет собой подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3 750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих на нем и распределяется между городом и префектурой в соотношении.

____________________

* Японские налоговые органы справедливо полагают, что человек, добровольно объявляющий свои доходы и заполняющий декларацию, не должен испытывать неудобств. Бланки деклараций с именем и адресом плательщика высылаются на дом заблаговременно, как правило, в начале февраля. К ним прилагается подробная инструкция о том, как заполнять декларацию, включающую в себя все новейшие изменения в законодательстве. Обязательно указываются номера телефонов, по которым можно получить грамотную и, что особенно важно, доброжелательную консультацию сотрудников налогового управления.

Прямые налоги на доходы физических и юридических лиц

Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.

Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог — 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли, и городской (поселковый, районный), подоходный налог — 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме этого действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3 200 иен в год.

Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогаплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многодетные. Средний годовой доход жителя Токио составлял в первой половине 1990-х годов 7 100-7 500 тыс. иен. В других префектурах Японии он обычно ниже. У среднеоплачиваемого работника может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

Налоги на имущество юридические и физические лица вносят, в отличие от некоторых стран, по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества. Переоценка производится один раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, то есть при приобретении или продаже имущества. В эту же группу входят: налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.

Весьма сложным вопросом в налогообложении является оценка стоимости земельных участков. Со второй половины 80-х годов в Японии начался резкий рост цен на землю, что неудивительно, учитывая высокую плотность населения страны. Но этому способствовали еще и особые экономические условия. Именно в указанный период возник повышенный спрос на офисы, поскольку Токио наряду с Нью-Йорком и Лондоном становится одним из основных информационных и банковских центров мира. Увеличилось число спекулятивных сделок, рассчитанных на дальнейшее увеличение спроса на офисы для банков, различных международных компаний. В эти же годы правительством Японии был объявлен план реконструкции столицы, рассчитанный до 2000 г., которым предусматривалась большая застройка. После опубликования плана началась лихорадочная скупка земель в расчете на выгодную перепродажу государственным органам. Сказался и еще один фактор. В отличие от другого недвижимого имущества при скупке-продаже земли не взимались налоги. К тому же банки легко и на льготных условиях предоставляли кредиты фирмам, совершающим сделки с земельными участками, в том числе долгосрочные кредиты. Твердо укоренилось убеждение, что земля может только дорожать и никогда не дешевеет. В результате были годы, когда темпы роста цены земли в Токио составляли 50-75%. Этот процесс коснулся и других крупных городов Японии.

Возросшая цена земли сказывается на внутригородской миграции, жилые дома начинают переоборудоваться под офисы. Муниципалитеты из-за высокой стоимости оказались не в состоянии приобретать новые земельные участки для общественных целей: под дороги, парки, другие сооружения, входящие в инфраструктуру городов.

Пропорционально стоимости возрастающие налоги могли бы усилить негативные явления. В связи с этим был введен порядок, по которому земельный налог не может быть увеличен больше чем на 10% по сравнению с последней переоценкой.

Среди потребительских налогов Японии основную роль играет налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д.). К этой же группе относятся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане не подлежит обложению при его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется 3%-ный налог.

Налог на прибыль корпораций в Японии зачисляется в национальный, префектуральные и муниципальные бюджеты. Национальная ставка налога составляет 33,48%, префектуральная — 5% от национальной, т.е. 1,67% от прибыли, и муниципальная — 12,3% от национальной ставки, или 4,12% от прибыли. Таким образом, общий объем изъятий по данному налогу составит около 40% прибыли корпораций. Но в Японии предусмотрены и льготные ставки по данному налогу для малого бизнеса. Налогооблагаемой базой по данному налогу выступает прибыль корпораций, определяемая согласно международным правилам бухгалтерского учета. На протяжении последних лет объем поступлений от налога на прибыль корпораций в общем объеме доходов национального бюджета составлял около четверти всех поступлений. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры.

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т.д. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.

Как видим, местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.

Достаточно интересна структура местных налогов. Из общей суммы местных налогов более половины приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, только третье место занимают потребительские налоги.

Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции те же. Государственные подоходные налоги занимали в 1993 г. 56,5% (почти столько же, сколько среди местных налогов), имущественные — 25% и потребительские — 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что значительная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.

Распределение различных групп налогов между государством и местными органами управления в Японии характеризуется следующими цифрами: примерно две трети всех доходов дают государственные налоги и лишь 1/3 — местные. Напоминаем, что это касается доходов, а не расходов государства, поскольку в дальнейшем происходит перераспределение налоговых поступлений через государственный бюджет.

_______________________

* В Японии в начальных, средних и старших классах школ ведутся занятия по учебникам «Наша жизнь и налоги», которые изданы Национальным налоговым управлением. Кроме того, японское налоговое ведомство регулярно выпускает видеопродукцию по налогам для детей. Эти и другие материалы широко используются в кабинетах налогового просвещения во всех классах. Помимо этого в рамках проводимой ежегодно всеяпонской Недели налоговых знаний для учащихся старших классов устраиваются конкурсы на лучшее сочинение по налоговой тематике.

Что значит «безпошлинная ” и что такое «магазины безпошлинной торговли”?

Потребительский налог — налог, налагаемый в соответствии с «Законом о потребительском налоге”, который является государственным законом в Японии. Эта система похожа на НДС (налог на добавленную стоимость), his system can be considered as similar to the VAT (value-added tax), GST (goods and services tax) или налог на покупки. В Японии потребительский налог равняется 8% на все приобретения и будет повышен до 10% к Апрель 2017-го.

Безпошлинные процедуры (Исключения из потребительского налога)

Когда вы покупаете определенные товары в Японии, в цену включается потребительский налог (8%). Но, в качестве исключения, от туристов из-за рубежа не требуется платить налог, если они следуют указаниям лицензированных безпошлинных агенств (торговых центров, магазинов товаров для дома, дискаунтеров и т.д.) при условии, что приобретенные товары будут вывезены из Японии.

Чем беспошлинная система в Японии отличается от систем других стран

В отличие от других стран, в Японии аэропорты не производят исключений из потребительского налога, этим занимаются специализированные беспошлинные магазины.
Следовательно, 8%-ое исключение выдается на момент покупки, но только в безпошлинных магазинах.

1. Налоговая система в Японии

Выполнил: Ислам Раджабов

2. Япония – одна из самых высокоразвитых в экономическом и технологическом плане стран мира

Однако внутренний уклад и функционирование этого государства в целом заметно
отличаются от других стран, чья экономика развивается не менее успешно. По форме
правления Япония является конституционной монархией. При этом государство
делится на 47 префектур и насчитывает около 2000 муниципалитетов.

3. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов

Их можно
классифицировать
по трем крупным
группам:
Первая — это
прямые подоходные
налоги на
юридических
и физических лиц.
Вторая — прямые
налоги на
имущество.
Третья — прямые и
косвенные
потребительские
налоги.

4. В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами

предпринимательский
корпоративный
муниципальный
уравнительный налог

5. Все ставки дифференцированы по сумме доходов, получаемых гражданами, колеблются в интервале

национальные
— от 10% до
50%;
муниципальные
— от 3% до 12%.
префектурные
— от 2% до 4%;

6. Налоговые поступления

Фактически налоговые поступления в центральный и местные бюджеты примерно
равны: соотношение собранных средств составляет примерно 53 на 47% в пользу
центрального бюджета. Особенности налоговой системы Японии обусловили
формирование двухуровневой системы налоговых органов.

7. Структура налоговых органов

Налоговое бюро
На общегосударственном
уровне налогообложение в
стране находится в ведении
Министерства финансов.
Бюро по таможенным сборам
и тарифам.
Отдел по налогообложению.
ННУ
Отдел по сборам налогов.
Отдел, занимающийся
проверками и
расследованиями в случаях,
связанных с уклонением от
налогообложения.

8. Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере

определяются
специальными
законами.
Для покрытия
дисбаланса между
потребностями и
возможностями
местных бюджетов
налоговые
поступления
перераспределяются.

9. Существуют местные налоги

Владелец автомобиля вынужден
платить целую уйму налогов: 3%
потребительский налог на
покупку и налог на
приобретение машины, налоги
на бензин, налог на саму
автомашину и на ее вес.
На проживание в гостиницах и
пользование предприятиями
общественного питания.
За один день посещения
горячих источников с человека
берут налог в размере 150 иен,
а за один день использования
поля для игры в гольф — 800
иен.

10. Всего в стране действует порядка пятидесяти налогов, большую часть которых можно разбить на несколько основных групп

Налоги на ведение бизнеса
•Процентные доходы с ценных бумаг государства и корпораций.
•Проценты, начисляемые на займы, выданные субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность
в стране.
•Дивиденды от акций.
•Встречное удовлетворение за использование движимого и недвижимого имущества.
•Все виды вознаграждений (зарплаты, премии и т.п.) за оказание услуг в стране.
•Пенсии и выходные пособия.
•Доходы от передачи авторских и патентных прав.
•Доходы от сдачи в аренду оборудования и машин.
•Доходы от рекламной деятельности.
•Прибыль от погашения японских облигаций.
•Распределение прибыли.
•Доходы от хозяйственной деятельности.
Обложение налогом недвижимости

11. Вывод

В Японии существует довольно хорошо развитая система
поощрений как национальных, так и иностранных инвестиций,
основные цели которой можно свести к созданию благоприятных
условий для дальнейшего развития осуществляемой в рамках
национальной экономики структурной перестройки.
Система налоговых льгот, действующая в настоящее время,
базируется на различные рода законах о региональном развитии
и заключается в основном в мероприятиях по уменьшению или
даже полному освобождению от обложения местными налогами.