Налогообложение при банкротстве

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть начислен. Федеральный закон от 30.12.2008 № 296-ФЗ изменил в Законе о банкротстве понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, сроки исполнения которых должны были наступить после введения наблюдения. Исходя из положений абзаца 5 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона № 296-ФЗ, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.

Вас рф упорядочил очередь текущих платежей в делах о банкротстве

Инфо

До 1 октября 2011 года в соответствии с пунктом 4 статьи 161 НК РФ (в редакции, действовавшей до указанной даты) при реализации имущества в рамках процедуры банкротства налоговыми агентами по НДС признавались органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. При этом налоговая база исчислялась исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ. При реализации имущества должников, признанных банкротами, с 1 октября 2011 года НДС исчисляется и уплачивается в бюджет покупателями указанного имущества, поскольку с указанной даты именно покупатели признаются налоговыми агентами по НДС.

Новые правила введены Федеральным законом от 27.07.2011 № 245-ФЗ и закреплены в пункте 4.1 статьи 161 НК РФ.

Уплата обязательных платежей в процедурах банкротства

  • текущие счета за товары, доставленные до того, как предприятие было признано финансово несостоятельным;
  • оплата работ или услуг, ранее выполненных в соответствии с контрактами, по условиям которых перечисление денег должно было состояться уже после принятия решения в судебном порядке о признании организации банкротом;
  • арендная плата, производимая постоплатным способом;
  • судебные расходы, оплата юридических консультаций, оформления документов для юридических нужд;
  • штрафные санкции, образовавшиеся в процессе реализации имущества банкрота в конкурсном производстве.

Главными среди текущих выплат в конкурсном производстве, которые необходимо осуществлять в первую очередь, являются заработные платы и другие выплаты сотрудникам, производимые в момент их увольнения с предприятия-банкрота. Они должны быть произведены в надлежащие сроки и полностью.

Как соблюдать очередность уплаты текущих платежей в процедурах банкротства?

Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14.10.2008 № Ф08-6177/2008 указано: «Вопрос о взыскании с предприятия налогов, возникших после открытия конкурсного производства, должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника».

Реализуя имущество, арбитражный управляющий начислял НДС на его стоимость, но обязанность по уплате НДС возникала только после удовлетворения требований кредиторов, включенных в соответствующий реестр.

Налоги при банкротстве

Статус текущего платежа в конкурсном производстве нужно обосновать документально. Суд решит, какой по очередности должна быть удовлетворена данная претензия. После этого будет осуществлено взыскание. Реестр текущих платежей Закон регулирует порядок занесения информации о текущих платежах в особый реестр.

Внимание

Эта обязанность, а также необходимость своевременного внесения поправок в него, возлагается на арбитражного управляющего. В стандартной отчетности управляющего текущие выплаты не фигурируют. Поэтому сведения о них указываются отдельно.

Разбираемся с долгом банкрота

Зачет по текущим платежам Зачет по текущим платежам в конкурсном производстве разрешается осуществлять только тогда, когда возможно выполнить требования по очередности платежей перед остальными кредиторами, а также соблюсти необходимые пропорции удовлетворения всех требований.

Налог на прибыль в конкурсном производстве

Федерального закона «О банкротстве» эти выплаты должны производится в следующем порядке (с учетом очередности и календарных сроков):

  1. задолженность по больничному листу Иванова И.П., получившего травму при работе на заводе ПАО «Светоград»,
  2. долги по зарплатам сотрудникам предприятия за три месяца,
  3. долг по кредитному договору, заключенному в банком «Первый Российский» в 2013 году (платежи не поступали в банк с 2014 года),
  4. задолженность по налогу на прибыль за 2015 год,
  5. долг перед поставщиком комплектующих, по договору поставки от 2016 года.

Ответы на наиболее частые вопросы по очередности выплат при банкротстве Вопрос №1: К какой очередности выплат относятся задолженности по алиментам? Ответ: Такая задолженность аналогична задолженности по заработной плате сотрудника, с которой они удерживаются.

Формирование текущих платежей в процедуре конкурсного производства

Указанными статьями этого Закона предусмотрен следующий порядок удовлетворения требований кредиторов по обязательным платежам: 1) вне очереди удовлетворяются требования об уплате обязательных платежей по обязательствам должника, возникшим в ходе конкурсного производства; 2) при определении размера требований по обязательным платежам, подлежащим удовлетворению в четвертую очередь, учитывается задолженность (недоимки), образовавшаяся (образовавшиеся) на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами четвертой очереди.

Какая очередность платежей при банкротстве? примеры, ответы на вопросы

Наряду с существованием в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов в бюджет, установленной статьями 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» урегулированы отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Нормы Закона о банкротстве, регулирующие порядок взыскания недоимок по налогам и сборам с организаций, в отношении которых открыто конкурсное производство, являются специальными по отношению к общим нормам Налогового Кодекса.

Налоговые обязательства возникшие в конкурсном производстве

  • Вторыми по порядку выплачиваются зарплаты и иные регламентированные законодательством для данных обстоятельств текущие выплаты сотрудникам, находящимся в штате организации до момента объявления ее банкротом.
  • Третьими по очереди обязательными текущими платежами в конкурсном производстве являются выплаты людям, к помощи которых обратился конкурсный управляющий по делу о банкротстве для реализации своих функций по данному процессу.
  • Далее следуют коммунальные и прочие расходы, сопутствующие осуществляемой предприятием-банкротом деятельности.
  • В последнюю очередь исполняются все прочие текущие требования.

Текущие выплаты с одинаковой приоритетностью исполняются в календарном порядке по мере появления требований по ним.
И именно данная процедура вызывает больше всего споров и затруднений и у арбитражных управляющих и их бухгалтеров, и у банков, и у судей арбитражных судов, рассматривающих споры по данному вопросу. Порядок уплаты налогов в конкурсном производстве В процессе банкротства между арбитражными управляющими и налоговыми органами возникают споры относительно очередности и порядка уплаты налогов: включаются ли они в конкурсную массу и платятся в соответствии с установленной очередностью или относятся к текущим платежам, и налоговые органы имеют право на их бесспорное списание? Ранее (в редакции Закона о банкротстве, действовавшей до 31 декабря 2008 года) обязательные платежи, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

23.03.2013 в арбитражный суд ликвидируемым должником было подано заявление о признании его банкротом. 26.04.2013 арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом. На дату введения процедуры банкротства в данной организации велась выездная налоговая проверка за 2010-2012 годы. По результатам проверки, закончившейся 31.07.2013, были доначислены налоги: НДС и прибыль, начислены пени и штрафы. Также начислены пени и штрафы по НДФЛ.

Задолженность по налогам, пеням и штрафам будет считаться текущей либо она должна быть включена в реестр требований кредиторов, как возникшая до подачи заявления в арбитражный суд?

В целях применения законодательства о банкротстве налоги, штрафы, пени признаются обязательными платежами, которые относятся к текущим платежам при условии, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 2, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее — Закон о банкротстве).

В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы. Поэтому датой возникновения обязанности по уплате налога признается дата окончания налогового периода, а не дата фактического исчисления налога. Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей в качестве текущих (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).
Что касается требования об уплате штрафа, то в силу п.

Текущие налоги банка в конкурсном производстве

3 ст. 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Закон о банкротстве не делит указанные требования на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Следовательно, требования об уплате штрафа, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве (п. 30 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).

Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации обязанность уплаты налога возникла до даты принятия заявления о признании должника банкротом, требования об уплате данного налога, а также начисленных в связи с его несвоевременной уплатой пеней, подлежат включению в реестр требований кредиторов. Требование об уплате штрафа независимо от даты совершения правонарушения и даты привлечения должника к ответственности также подлежит включению в реестр требований кредиторов.

Однако относительно квалификации требований уполномоченного органа об уплате НДФЛ, а также пеней и штрафов, начисленных на сумму этого налога, необходимо учитывать следующее.

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями ст.ст. 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. В связи с этим данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).

Специальный режим требования об уплате удержанной суммы НДФЛ предопределен тем, что исполнению должником подлежит не собственная обязанность, а обязанность иного лица за счет средств, причитавшихся этому лицу. Что же касается отношений, связанных с обязанностью уплаты пеней за несвоевременное исполнение этой обязанности налоговым агентом, а также штрафов, начисленных в связи с неполной уплатой налога, то в этих правоотношениях юридическое лицо выступает уже не как налоговый агент, а как самостоятельный субъект обязанности (допуская просрочку в исполнении этой обязанности, должник совершает собственное правонарушение). Поэтому представляется, что требования уполномоченного органа об уплате пеней и штрафов, начисленных в связи с неисполнением обязанности по перечислению удержанной суммы НДФЛ, подлежат учету в реестре требований кредиторов. Аналогичный подход сформирован и в судебной практике (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 25.04.2013 N Ф05-3472/13, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2012 N Ф07-1508/12, постановление ФАС Уральского округа от 17.04.2013 N Ф09-2512/13, определение ВАС РФ от 30.05.2012 N ВАС-6567/12, определение ВАС РФ от 20.10.2011 N ВАС-12976/11; в отношении требований об уплате штрафа в связи с неполной уплатой НДФЛ такой подход косвенно подтверждается также постановлением Президиума ВАС РФ от 28.01.2008 N 7842/07).

Однако в судебной практике представлен и противоположный подход, свидетельствующий о том, что требования по уплате начисленных на сумму НДФЛ пеней и штрафов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном для удовлетворения требования по указанному налогу, поскольку обеспечивают основную обязанность по уплате этого налога и неразрывно связаны с ней (постановление ФАС Поволжского округа от 17.05.2011 N Ф06-3059/11, постановление ФАС Уральского округа от 29.06.2011 N Ф09-3439/11, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2010 по делу N А32-17161/2009-1/115, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.11.2012 N Ф02-5207/12, постановление ФАС Центрального округа от 13.09.2007 N А64-7872/06-11, определение ВАС РФ от 31.10.2011 N ВАС-10219/11).

Безусловно, такой подход не следует из буквального толкования приведенных положений закона и разъяснений, представленных в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 (в последних не упоминается о требованиях, связанных с уплатой пеней и штрафов, начисленных на сумму НДФЛ). Однако, принимая во внимание наличие такого подхода, следует констатировать, что решение рассматриваемого вопроса будет в значительной степени зависеть от усмотрения суда. Заметим, что одно из дел, в которых рассматривался затронутый вопрос, передано в настоящий момент на рассмотрение Президиума ВАС РФ (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.08.2013 N ВАС-5438/13*(1)). От того, какую из двух описанных позиций займет Президиум ВАС РФ в результате разрешения данного дела, будет во многом зависеть и решение рассматриваемого вопроса (ч. 4 ст. 170, п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ).

Информационно-правовая поддержка предоставлена компанией "Гарант"

Консультации, Новости профессии, Текстовые новости

Россия

Общие особенности налогообложения в процедурах банкротства. (Нет про ФО)

Налогообложение

•нужно руководствоваться общими правилами ст. 49 НК РФ «Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации».

•Если налоги не текущие платежи – в соответствии с Законом о банкротстве: налоговые органы не вправе каким-либо образом налагать ограничения (в т.ч. аресты) на имущество должника (Н, ФО, ВУ)

•КП: текущие обязательные платежи не могут взыскиваться во внеочередном порядке.

•Пункт 4 ст. 142 Закона о банкротстве: требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

•Кроме: НДФЛ, страховые взносы, которые уплачивает работодатель (п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве. )

•налоги, связанные с реализацией конкурсной массы, и имущественные налоги — относятся к требованиям, погашаемым после всех долгов по реестру в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

Проблемы в исчислении налога на прибыль при банкротстве

•- сложность в соотнесении доходов и расходов (в уменьшение каких доходов можно относить внеочередные расходы по ведению конкурсного производства, возможно ли сальдирование финансовых результатов от продажи различных видов имущества, объектов основных средств);

•- значительное количество операций по продаже основных средств, убытки по которым в целях налогообложения распределяются между несколькими отчетными периодами, чем не сможет воспользоваться организация-банкрот из-за ограниченности сроков конкурсного производства;

•- отсутствие бухгалтерской документации, содержащей данные об учетной стоимости продаваемого имущества, ввиду несоблюдения порядка передачи дел руководством должника в ведение арбитражного управляющего.

52. Анализ эффективности проведения конкурсного производства
Результаты конкурсного производства могут быть оценены с помощью двух основных показателей: эффективности конкурсного производства и стоимости конкурсного производства.

Вариант расчета по формуле следует из равенства:
Реализованная конкурсная масса = Внеочередные расходы + Сумма удовлетворенных требований кредиторов.
Таблица 9 — Анализ эффективности конкурсного производства

Из данных табл. 9 видно, что чем больше величина конкурсной массы, тем выше коэффициент эффективности конкурсного производства. Эта тенденция обусловлена следующим. Зависимость суммы расходов на проведение ликвидационных процедур и размера предприятия не является прямо пропорциональной. На небольших предприятиях все средства, полученные от продажи конкурсной массы, направляются на покрытие внеочередных расходов.

Виктор Бациев: «Налоги при банкротстве. Спорные подходы в правовом регулировании»

Для совсем маленьких фирм при отсутствующих должников их даже не хватает. Коэффициент стоимости конкурсного производства в этом случае больше единицы. На практике часть внеочередных расходов остается неоплаченной либо покрывается за счет личных средств арбитражного управляющего. Чем больше имущества у предприятия-банкрота, тем выше расходы на его содержание и продажу. Но и средств от реализации поступает достаточно не только для покрытия расходов, но и для проведения выплат кредиторам.

53. Оценка угрозы банкротства организации в случае единовременной уплаты налога.

Оценка угрозы банкротства организации в случае единовременной уплаты налога осуществляется на основании приказа Минэкономразвития от 18.04.2011 №175 «Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога».

Данная методика используется Федеральными налоговыми органами для установления наличия угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога с целью решения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора.

Предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований(ст.64 НК) :

1) стихийного бедствия, технологической катастрофы и иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное) бюджетных ассигнований,лимитов бюд-ых обязательств;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

5) сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу

Согласно этой методике рассчитывают 2 показателя:

1) коэффициент текущей ликвидности, который определяется как отношение суммы оборотных активов заинтересованного лица к сумме краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов(ОА/ТО);

2) степень платежеспособности по текущим обязательствам (в месяцах), которая определяется как отношение суммы краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов, к среднемесячной выручке(ТО/Среднемес.Выручка).

Если степень платежеспособности по текущим обязательствам меньше или равна 3 месяцам (6 месяцам — для стратегических организаций и субъектов естественных монополий) и (или) коэффициент текущей ликвидности больше или равен 1, то в отношении заинтересованного лица делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога.

Если степень платежеспособности по текущим обязательствам больше 3 месяцев (6 месяцев — для стратегических организаций и субъектов естественных монополий) и одновременно коэффициент текущей ликвидности меньше 1, то в отношении заинтересованного лица проводится анализ следующих показателей:

1) суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки;

2) суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности (по данным представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату);

3)суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности (по данным представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату) без учета суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки;

4) чистой прибыли отчетного периода (по данным представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату);

5) поступлений денежных средств на счета в банках за 3-месячный (6-месячный — для стратегических организаций и субъектов естественных монополий) период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки.

На основании анализа показателей, этих пяти показателе1, делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога при соблюдении одного из следующих условий, если сумма поступлений денежных средств на счета в банках за 3-месячный (6-месячный — для стратегических организаций и субъектов естественных монополий) период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки

1) больше или равна сумме поступлений суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности;

2) меньше суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности, но больше или равна сумме, суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности без учета суммы налога, и при этом имеется чистая прибыль, указанная в подпункте 4 пункта 4 настоящей Методики;

3) меньше суммы краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности без учета суммы налога, на которую возможно предоставление отсрочки или рассрочки.

В остальных случаях делается вывод о наличии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.

Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1089;