Налогообложение субсидий на возмещение затрат

Налоги с субсидий на общедоступность транспорта

Транспортные предприятия, оказавшиеся в роли получателей субсидий, волнуют проблемы их учета и налогообложения. На суд читателя мы представили пару судебных решений — Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2010 N 66-Г10-6, Постановление ФАС ВСО от 17.03.2010 N А33-9550/2008, а также разъяснения финансового ведомства — Письма от 27.07.2010 N 03-11-09/65, от 30.06.2010 N 03-11-06/3/96. Надеемся, они помогут разрешить наболевшие вопросы и дать представление о правилах налогообложения получаемых транспортными организациями субсидий.

Что рекомендует Минфин?

В Письме от 30.06.2010 N 03-11-06/3/96 рассмотрен следующий вопрос. Организация оказывает автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. В связи с предоставлением льготного проезда перевозчик получил средства из бюджета. Являются ли денежные средства в виде субсидий внереализационным доходом или эти средства — часть выручки, полученной в результате деятельности, облагаемой ЕНВД?

Чиновники напоминают, в силу п. 1 ст.

Service Temporarily Unavailable

78 БК РФ субсидии юридическим лицам и предпринимателям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях:

  • возмещения осуществленных хозяйствующим субъектом затрат;
  • компенсации недополученных доходов в связи с оказанием услуг.

И в том и другом случае, считает Минфин, у организаций, получивших субсидии, возникает экономическая выгода.

Если денежные средства в виде субсидий выделяются организации согласно ст. 78 БК РФ на возмещение затрат в связи с оказанием услуг, то они являются внереализационным доходом и не относятся к основному виду деятельности, переведенному на уплату ЕНВД. Раз так, то субсидии, полученные организацией из бюджета для компенсации затрат на проезд льготной категории населения при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, подлежат налогообложению в рамках иных режимов налогообложения ("упрощенки" или общего режима).

Если полученные субсидии — это компенсация недополученных доходов в связи с оказанием услуг или часть выручки от основного вида деятельности, то они не должны облагаться в рамках других налоговых режимов. С этой позиции субсидии облагаются в рамках "вмененки" или, попросту говоря, не облагаются вовсе, так как размер ЕНВД не зависит ни от доходов, ни от получаемых в качестве компенсации субсидий. Именно такое мнение высказано финансовым ведомством в Письме от 27.07.2010 N 03-11-09/65. В нем рассмотрена немного иная ситуация.

Организация, применяющая УСНО, осуществляет перевозки пассажиров и применяет по этому виду деятельности также систему налогообложения в виде ЕНВД. Ею заключен договор с правительством области о предоставлении субсидий юридическим лицам на обеспечение равной доступности транспортных услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению РФ и субъекта РФ, за счет средств областного бюджета. Обязан ли данный налогоплательщик включать указанные субсидии в доходы при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, или такие денежные средства следует рассматривать как часть дохода, получаемого от перевозки пассажиров, подлежащего обложению ЕНВД? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться, на каких условиях выделяются субсидии: как компенсации недополученных доходов или все же возмещение осуществленных затрат. И тот и другой показатель получателю субсидии нужно подтвердить, а с учетом специфики перевозок пассажиров сделать это непросто. Тем не менее выход из положения есть и даже не один.

Например, транспортная организация может выдавать льготникам бесплатные проездные билеты (на одну или несколько поездок, на неделю или на месяц). По их количеству можно судить о величине недополученных перевозчиком доходов. Другой вариант: если субсидия будет предоставлена все же не на компенсацию упущенных доходов, а на возмещение понесенных перевозчиком затрат. В таком случае из всех затрат, связанных с перевозками, нужно выделить ту часть, которая относится к льготной категории пассажиров и не компенсирована полученными доходами.

Здесь есть два пути. Если компания получает убыток, то можно отталкиваться от него, при этом все равно понадобится определение финансового результата от платных перевозок. Этот показатель будет корректировать общий убыток до величины убытка, получаемого от перевозок льготных категорий граждан и подлежащего возмещению из бюджета. Если же доля перевозок льготников небольшая и организация закончила отчетный период без убытка, то ей нужно выработать методику определения затрат, относящихся к перевозкам льготников. В качестве показателя распределения можно взять соотношение получаемых и недополученных транспортной компанией доходов, для чего можно опять же воспользоваться платными и льготными проездными билетами.

Организация вправе выбрать иную методику разделения показателей (главное, чтобы она была объективной) и достоверно выделить часть компенсируемых из бюджета недополученных доходов (осуществленных расходов), относящихся к социальным пассажирским перевозкам.

Какого мнения придерживаются судьи?

Предметом разбирательства между организацией и налоговиками в Постановлении ФАС ВСО от 17.03.2010 N А33-9550/2008 стали больше разногласия в части НДС, а не по налогу на прибыль. Позиция проверяющих была такова: исключить целевые средства из налоговой базы по налогу на прибыль и признать неправомерными заявленные организацией вычеты по НДС. Предприятие исполняло государственные функции, финансирование которых осуществлялось за счет бюджетных средств, и не имело право на налоговый вычет. Потому-то инспекция и не согласилась с выводом суда апелляционной инстанции в том, что полученные предприятием субсидии на возмещение транспортных расходов не признаются целевыми и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Суд указал: субсидии предоставляются организациям и предпринимателям в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В Информационном письме от 22.12.2005 N 98 <1> Президиум ВАС разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

<1> Информационное письмо от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

Критерии, позволяющие рассматривать выплаты в качестве средств целевого финансирования, следующие: эти средства подлежат отдельному учету, предназначены для расходования на строго определенные цели, не могут использоваться получателем по своему усмотрению, о расходовании указанных средств получатель обязан отчитываться.

В рассматриваемом деле организация не приобретала каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ей были бы необходимы целевые бюджетные средства, а сама оказывала услуги, на покрытие затрат от оказания которых были получены спорные суммы. По своему экономическому содержанию полученные из бюджета средства представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Полученные организацией субсидии не отвечают предусмотренным п. 2 ст. 251 НК РФ критериям целевых поступлений из бюджета, поскольку не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели. Получатель использует эти средства по своему усмотрению и не обязан отчитываться в их расходовании перед источником бюджетных средств.

Но главная причина разногласий была не в налоге на прибыль, а в НДС. Налоговым законодательством не установлено запрета на реализацию налогоплательщиком права на применение вычета НДС, уплаченного поставщику за счет средств бюджетного финансирования. Предприятием представлены все необходимые документы для подтверждения права на налоговые вычеты. Основанием для предоставления денежных средств из бюджета является факт осуществления предприятием транспортных расходов за счет собственных средств. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства выделения предприятию средств из бюджета непосредственно для возмещения сумм уплаченного НДС. Потому отказ инспекции в налоговых вычетах признан неправомерным.

В чем разбирался Верховный Суд?

Причиной обращения автотранспортного предприятия в столь высокую судебную инстанцию послужил нормативный акт регионального уровня о бесплатном проезде отдельных категорий граждан и предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам (Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2010 N 66-Г10-6). В одном из его пунктов было сказано, что размер субсидии определяется исходя из установленных тарифов, протяженности сезонных (садоводческих) маршрутов, количества выданных гражданам месячных проездных билетов (для проезда по конкретному сезонному (садоводческому) маршруту) и десяти поездок, приходящихся на одного пассажира в месяц. Именно десять поездок и стали камнем преткновения для пассажирского перевозчика, посчитавшего это по сути ограничением и ущемлением его прав. Ведь нормы п. 1 ст. 15, п. 5 ст. 790 ГК РФ предусматривают полное возмещение транспортной организации расходов, понесенных ею в связи с применением льгот по провозной плате для пассажиров. Однако данные доводы арбитров не убедили.

Решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), предоставления социальной поддержки относится к компетенции региональных органов власти (ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ <2>). Они вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Оспариваемые транспортной организацией нормы приняты по вопросу, находящемуся в компетенции области как субъекта РФ и в пределах, предоставленных органам власти региона полномочий, поэтому нормативный акт субъекта РФ является правомерным.

<2> Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Предусмотренное определение размера субсидии (исходя из десяти поездок в месяц на одного пассажира) представляет собой механизм расчета соответствующей субсидии для определения объема бюджетных средств, направляемых на исполнение данного вида бюджетных обязательств. Это не ограничивает право перевозчика пассажиров на возмещение понесенных им в связи с перевозкой льготных категорий граждан расходов в полном объеме. Тот факт, что правом на бесплатный проезд на транспорте общего пользования по сезонным (садоводческим) маршрутам наделены также граждане, поддержка которых определяется федеральными законами и является расходным обязательством Российской Федерации, не влияет на порядок расчета региональной субсидии. Органы власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств своего бюджета дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах норм, устанавливающих право льготного проезда для граждан.

* * *

В небольшой заметке рассмотрена часть вопросов налогообложения предоставленных транспортным предприятиям субсидий. В следующих номерах журнала мы продолжим разговор о субсидиях и разберем порядок их бухгалтерского учета в различных ситуациях.

С.В.Булаев

Редактор журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Особенности обложения НДС бюджетных субсидий

В статье раскрываются вопросы, связанные с обложением НДС бюджетных субсидий: увеличивают ли полученные субсидии налоговую базу, имеет ли право налогоплательщик на налоговые вычеты, требуется ли восстанавливать суммы НДС, принятые к вычету до получения бюджетных средств. Автором проанализированы законодательные нормы, разъяснения контролирующих органов, а также судебная практика, которая позволит читателям оценить возможные налоговые риски, связанные с НДС при получении средств из бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий.

Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субсидий, предоставляемые бюджетами бюджетной системы РФ, не учитываются при налогообложении.

Однако не все поступившие из бюджета средства освобождаются от НДС: право на применение льготы по НДС напрямую зависит от того, соответствуют ли товары (работы, услуги), реализуемые организацией, условиям, указанным в п. 2 ст. 154 НК РФ, — применение государственных регулируемых цен и предоставление льгот отдельным потребителям. Поэтому при получении средств из бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий, прежде всего, важно определить, на какие цели выделены указанные средства, так как от этого будет зависеть налогообложение НДС.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, по бюджетному законодательству выделены две цели для получения субсидий:

1) возмещение затрат;

2) возмещение недополученных доходов.

Анализ Писем контролирующих органов, судебной практики (Письма Минфина России от 09.02.2012 N 03-07-11/32, от 03.02.2012 N 03-03-05/7, от 13.10.2011 N 03-03-06/4/117, от 27.08.2007 N 03-07-11/355, Постановления ФАС СЗО от 18.01.2010 по делу N А56-30487/2009, от 17.12.2009 по делу N А56-30468/2009) показывает, что применение льготы по НДС на основании п. 2 ст. 154 НК РФ правомерно и обоснованно в том случае, когда субсидии предоставлены налогоплательщику на компенсацию (возмещение) расходов в связи с применением государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, или на покрытие фактических убытков, возникающих при применении регулируемых государством цен или льгот.

В том случае, когда субсидии выделяются с целью возмещения недополученных доходов, они увеличивают налоговую базу по НДС как суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Государственные регулируемые цены (тарифы) устанавливаются на основании указов, законов и других нормативно правовых актов (Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и др.).

Перечень товаров (работ, услуг), по которым применяются государственные регулируемые цены (тарифы), утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (например, природный газ, электрическая и тепловая энергия, продукция оборонного назначения, лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте и др.).

Льготы для определенных категорий потребителей товаров (работ, услуг) также устанавливаются соответствующими указами, законами и другими нормативными правовыми актами.

Следовательно, налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги), соответствующие п. 2 ст. 154 НК РФ, применяющие государственные регулируемые цены и предоставляющие соответствующим покупателям льготы в соответствии с законодательством РФ, не учитывают при исчислении НДС суммы субсидий, предоставляемые бюджетами бюджетной системы РФ.

Если субсидии предоставляются налогоплательщику на цели, не поименованные в п. 2 ст. 154 НК РФ, налогообложение бюджетных средств будет осуществляться в общеустановленном порядке. Такие суммы субсидий включаются в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором они фактически получены.

Налог с указанных сумм исчисляется по расчетной ставке. Размер зависит от ставки, установленной по товарам и услугам, в отношении которых получены бюджетные средства. Так, если по указанным товарам и услугам применяется ставка 10%, то суммы субсидий облагаются по ставке 10/110, если применяется ставка 18%, то налог исчисляется по ставке 18/118.

Пример 1. Организация получает из городского бюджета субсидии в целях возмещения затрат по текущему ремонту и содержанию дорог.

Бюджетные средства в сумме 9 000 000 руб. были перечислены на расчетный счет организации 31.07.2012. Поскольку бюджетные средства предоставлены на цели, не поименованные в п. 2 ст. 154 НК РФ, обложение НДС осуществляется в общеустановленном порядке.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, 31.07.2012 (день фактического получения субсидии) налогоплательщик должен рассчитать НДС, подлежащий уплате в бюджет: 9 000 000 руб. x 18/118 = 1 372 881,36 руб.

Налоговые вычеты

Для принятия НДС к вычету необходимо выполнение следующих обязательных условий, установленных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ:

  • товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету;
  • наличие у покупателя правильно оформленных счетов-фактур поставщиков;
  • приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права используются в деятельности, облагаемой НДС.

Специальные условия для применения налоговых вычетов при приобретении товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств в НК отсутствуют.

Следовательно, при соблюдении всех условий НДС принимается к вычету независимо от того, за счет каких средств были приобретены товары (работы, услуги), имущественные права.

Однако иной позиции придерживается Минфин России: при приобретении товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств суммы НДС также уплачиваются покупателями за счет указанных средств. Поэтому предъявление налогоплательщиком сумм "входного" НДС к возмещению из бюджета неправомерно (Письма Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-11/98, от 31.08.2009 N 03-07-14/91).

При этом имеется положительная для налогоплательщиков судебная практика по данному вопросу.

Письмо от 30.06.2014 № ГД-4-3/12324@

Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 21.10.2009 по делу N А45-21598/2008 указано, что выделение из федерального бюджета субсидий на частичную компенсацию стоимости приобретенных средств не влияет на право налогоплательщика принять к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам.

Однако, принимая к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет бюджетных средств, налогоплательщик должен быть готов отстаивать свое право на вычет "входного" НДС в судебном порядке.

Восстановление НДС

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета <1> на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

<1> Восстановлению подлежат сумма НДС только при получении субсидии из федерального бюджета. Если же подобная субсидия выделяется из бюджета субъекта РФ или из местного бюджета, то восстанавливать НДС не нужно.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Таким образом, если товары (работы, услуги), основные средства, нематериальные активы, имущественные права были приобретены налогоплательщиком до получения бюджетных средств, он имеет право принять "входной" НДС к вычету при соблюдении всех необходимых условий.

При получении бюджетных средств на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), НДС, ранее принятый к вычету, должен быть восстановлен.

Пример 2. 02.08.2012 ООО "Клининг" получило из федерального бюджета субсидию на частичное возмещение затрат за услуги по переработке твердых бытовых отходов в сумме 2 500 000 руб.

Переработка твердых бытовых отходов осуществляется с привлечением сторонних организаций:

27.06.2012 сторонняя организация выставила акт и счет-фактуру за выполненные работы на сумму 2 000 000 руб. (в т.ч. НДС 18% — 305 084,75 руб.);

29.06.2012 сторонняя организация выставила акт и счет-фактуру за выполненные работы на сумму 2 400 000 руб. (в т.ч. НДС 18% — 366 101,69 руб.).

Предположим, что все условия для принятия НДС к вычету выполняются. Тогда налоговые вычеты составят:

27.06.2012 — 305 084,75 руб. (2 000 000 руб. x 18/118);

29.06.2012 — 366 101,69 руб. (2 400 000 руб. x 18/118).

В момент получения субсидии (02.08.2012) НДС частично должен быть восстановлен. НДС, подлежащий восстановлению, составит 381 355,93 руб. (2 500 000 руб. x 18/118).

В бухгалтерском учете ООО "Клининг" сделаны следующие записи <2>:

27.06.2012

Д-т сч. 20 "Основное производство"

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

1 694 915,25 руб.

приняты к учету работы, выполненные сторонней организацией;

Д-т сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям"

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

305 084,75 руб.

выделен НДС;

Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"

К-т сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям"

305 084,75 руб.

НДС принят к вычету.

29.06.2012

Д-т сч. 20 "Основное производство"

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

2 033 898,31 руб.

приняты к учету работы, выполненные сторонней организацией;

Д-т сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям"

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

366 101,69 руб.

выделен НДС;

Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"

К-т сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям"

366 101,69 руб.

НДС принят к вычету;

02.08.2012

Д-т сч. 51 "Расчетные счета"

К-т сч. 86 "Целевое финансирование"

2 500 000,00 руб.

отражено поступление субсидии;

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование"

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы",

2 500 000 руб.

признан прочий доход в сумме поступившей из бюджета субсидии;

Д-т сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям"

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"

381 355,93 руб.

восстановлена сумма НДС;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы",

К-т сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям"

381 355,93 руб.

сумма восстановленного НДС включена в состав прочих расходов.

<2> Бухгалтерский учет субсидий регулируется ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".

Э.И.Белякова

РЭУ им. Г.В.Плеханова

Бюджетные субсидии: последствия по НДС

Главная — Статьи

С субсидий, полученных на развитие бизнеса, налоги платить не нужно

Комментарий к Федеральному закону от 07.03.2011 N 23-ФЗ

Вступил в силу Закон, который внес поправки сразу в четыре главы НК РФ: по НДФЛ, налогу на прибыль, налогу при УСНО и ЕСХН. Они устанавливают льготный порядок налогообложения субсидий, полученных на развитие бизнеса организациями и предпринимателями в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Эти поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Раньше такую субсидию (полученную из регионального или местного бюджета (Пункт 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ)) нужно было в полной сумме включать в доход и платить с нее налог в соответствии с применяемым режимом налогообложения (Статья 250 НК РФ). То есть часть субсидии приходилось сразу же вернуть в бюджет в виде налога.
Теперь же установлен специальный порядок учета субсидий в доходах (Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п.

Налогообложение бюджетных субсидий (Емельянова Е.В.)

1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)):
— в течение 2 лет со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов. То есть если, например, всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге для целей налогообложения результат от этих операций будет нулевым;
— если к окончанию второго года субсидия (или ее часть) останется неизрасходованной, то ее надо будет включить в доходы второго года.
Но такой порядок учета не распространяется на случаи, когда за счет субсидии приобретено амортизируемое имущество, например основное средство.
Если за счет субсидии амортизируемое имущество приобретает организация или предприниматель, применяющие ОСНО (организация уплачивает налог на прибыль, предприниматель уплачивает НДФЛ), то потраченная на это сумма субсидии учитывается в доходах (Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)):
— в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизации (Пункты 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ);
— при ликвидации основного средства — на дату ликвидации в сумме остаточной стоимости. То есть во внереализационных расходах надо отразить остаточную стоимость ликвидируемого основного средства (Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ) и такую же сумму субсидии надо отразить во внереализационных доходах;
— при продаже недоамортизированного основного средства — на дату продажи в сумме остаточной стоимости. То есть в доходы надо включить выручку от реализации основного средства и сумму субсидии, равную остаточной стоимости, а в расходы — остаточную стоимость основного средства (Подпункт 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). В итоге налог придется заплатить со всей выручки от реализации.
Организации и предприниматели, которые применяют упрощенку с объектом "доходы минус расходы", и плательщики ЕСХН при приобретении основного средства за счет субсидии стоимость этого основного средства учитывают в течение года в расходах равными долями. То есть на последнее число отчетного периода часть стоимости основного средства надо показать и в доходах, и в расходах. А вот при продаже или ликвидации основного средства, приобретенного за счет субсидии, порядок отражения доходов и расходов будет такой же, как и у тех, кто применяет общий режим налогообложения (Подпункт 1 п. 2, пп. 1, 2 п. 4, абз. 6 пп. 2 п. 5 ст. 346.5, пп. 1 п. 1, п. п. 3, 4 ст. 346.16 НК РФ).
Организации и предприниматели, применяющие УСНО с объектом "доходы", тоже могут отражать субсидию в доходах по мере расходования денег. Для этого им нужно будет вести учет расходов, произведенных за счет субсидии. Об этом прямо сказано в поправках (Пункт 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)).
Кроме того, поправками уточнено, что субсидии, полученные от центра занятости населения на открытие своего дела, "доходными" упрощенцами — бывшими безработными также учитываются в льготном порядке при условии ведения учета израсходованных сумм. Ранее об этом говорили Минфин и ФНС в своих письмах. При этом они разъясняли, что сумма субсидии должна отражаться в Книге учета доходов и расходов одновременно и в графе 4 "доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы", и в графе 5 "расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы". Но отраженные в Книге расходы, произведенные за счет субсидии, и равные этим расходам доходы не нужно переносить в декларацию по УСНО.

Отметим, что поправками так и не решен вопрос о порядке налогообложения субсидии, если она получена плательщиком ЕНВД и полностью израсходована на "вмененную" деятельность. Налоговики наверняка решат, что эта субсидия не является доходом, полученным от "вмененной" деятельности, а значит, должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНО. Но при целевом ее расходовании в течение 2 лет со дня получения налоги все равно платить не придется. Ведь учет этой субсидии нужно будет вести в порядке, установленном либо для упрощенцев, либо для плательщиков налога на прибыль. Правда, за периоды, когда учитывались расходы, произведенные за счет субсидии, придется сдавать две декларации: одну — по ЕНВД, а другую — по налогу на прибыль или по упрощенке. Кстати, именно так советуют делать налоговики вмененщикам — бывшим безработным, получившим субсидию от центра занятости населения (Пункт 1 Письма ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9373@).

Налоговые льготы

елена88 пишет:

Добрый день Ув. юристы. Интересует вопрос можно ли оформить субсидию на двух комнатную квартиру в которой прописано 2 чел, я (в декретном отпуске) и мама моя, проживает в ней мама с среднемесячной зарплатой 3000грн (пенсия + офиц. работа) + сдает комнату. В квартире проживают только мама и пара которая снимают у нас комнату я живу у мужа с ребенком Для меня понятие субсидия это долг перед государством потому как в субсидии платим 300 а другие по 1500 тысячи гривен ! Вот теперь вопрос чем черевата субсидия в будущем, ее последствия??? например если я захочу или мама продать квартиру сможем ли?? или когда мамы не станет я буду платить то что она не доплачивала?

И еще вопросик…..от знакомых
Есть квартира прописано 3 человека мать и двое детей на квартире по комунальным 28 тысяч грн долг, счетчики регистрировать не хотят сказали чтоб погасили 30 процентов от долга и только тогда подключат правда ли это ? и можем ли мы получить субсидию с долгом на квартире ? Я работаю и получаю 1500 а сын 2000 дочь с нами не живет

1. По вашему вопросу: субсидия это не наследство и не долг, и при смерти человека она перерегистрируется но не более. Что касается последствий.

П.20 Постановление КМУ от 21 октября 1995 г. N 848 "Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива".

Предоставление ранее назначенной субсидии прекращается:

по представлению жилищно-эксплуатационных организаций, жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, объединений совладельцев многоквартирного дома и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, если гражданин, которому назначено субсидия, не оплачивает стоимость фактически потребленной услуги по
учетом размера назначенной субсидии, за исключением случаев, связанных с задержкой выплаты заработной платы, пенсии и т. п., которая подтверждается соответствующими документами, — с месяца, в котором поступило такое представление. Представление предоставляется указанными организациями структурным подразделениям по вопросам социальной защиты населения к 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли такие обстоятельства;

если гражданин скрыл или сознательно подал недостоверные данные о доходах (не указал один из видов доходов) и имущественное положение, что повлияли на установление права на субсидию, в результате чего ему была излишне перечислена сумма субсидии, — с месяца, в котором выявлены нарушения;

в случае переезда семьи в другую местность и наступления обстоятельств, что делают невозможным предоставление субсидии (в частности смерть одинокой лица), — с месяца, следующего за месяцем, в котором произошли изменения;

по заявлению уполномоченного владельца (совладельца) жилья, нанимателя жилья в государственном и общественном жилищном фонде, члена жилищно-строительного кооператива, владельца (совладельца) жилого помещения — с месяца, следующего за месяцем его подачи, если иное не оговорено заявлением.

если во время выборочного обследования материально-бытовых условий домохозяйства государственным социальным инспектором выявлено признаки нарушения норм законодательства относительно назначения субсидии, которые повлияли (могли повлиять) на право назначения субсидии или определения ее размера;

В случае когда за неуплату гражданином стоимости фактически потребленной услуги с учетом размера назначенной субсидии
предоставление субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг прекращено, гражданин приобретает право на ее назначение на следующий период после представления документов, подтверждают погашение задолженности, возникшей за период получение субсидии.

Сумма субсидии, перечисленной (выплаченной) чрезмерно вследствие сознательного представления гражданином документов с недостоверными сведениями или несообщение гражданином о изменения, указанные в пункте 14 настоящего Положения, возвращается им по требованию органа,
назначил субсидию.

В случае, когда гражданин добровольно не вернул излишне перечисленную (выплаченную) сумму субсидии, вопрос о ее взыскании органы, назначающие субсидии, решают в судебном порядке.

Должностных лиц, виновных в излишнем перечислении (выплате) субсидии, принимаются меры, предусмотренные законодательством.

2. При долгах субсидию не назначат.

Департамент общего аудита по вопросу учета субсидии

Реструктуризировать нужно долг, а после претендовать на субсидию. Да, нужно погасить часть задолженности для установки счетчиков либо оформлять субсидию.

С ув. Ваш персональный юрист Дмитрий Константинович. Для личных юридических консультаций и встреч в нашем офисе, наши контакты: ☎️: 097-178-20-74, ✉️: urist_inform@ukr.net , Skype: i.am.in.ua .

Спасибо сказали: елена881