Налоговая декларация по земельному налогу представляется

Главная — Статьи

Порядок представления налоговой декларации по земельному налогу

Налоговые декларации по земельному налогу, согласно п. 1 ст. 398 НК РФ, представляются в налоговый орган по месту нахождения земельных участков организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.
Указанными налогоплательщиками налоговые декларации представляются по истечении налогового периода не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).
Пунктом 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденного Приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н (далее — Порядок), определено, что при наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования (гг. Москвы или Санкт-Петербурга), на каждый объект налогообложения (долю земельного участка, расположенного в границах муниципального образования (гг. Москвы или Санкт-Петербурга), долю в праве на земельный участок) заполняется отдельный лист разд.

Service Temporarily Unavailable

2 налоговой декларации, в том числе на каждую долю в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Налоговая декларация заполняется в отношении сумм земельного налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95. В налоговой декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы земельного налога, коды по ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу (п. 1.5 Порядка).
Учитывая представленные нормы НК РФ и положения указанного Порядка, при наличии у налогоплательщика, не являющегося крупнейшим, нескольких земельных участков, находящихся на территории одного муниципального образования, на каждый земельный участок, расположенный на территории, подведомственной соответствующему налоговому органу, заполняется отдельная налоговая декларация по земельному налогу по месту нахождения земельного участка.
Налогоплательщик в указанном случае при заполнении титульного листа налоговой декларации в ячейке показателя "Представляется в налоговый орган (код)" должен указать код, соответствующий месту представления налоговой декларации в налоговый орган, согласно Приложению N 1 к Порядку.

Земельный налог, Налоговая декларация, Налоговая отчетность

Земельный налог: применение повышающих коэффициентов

Положение о том, что в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление земельного налога, а также и авансовых платежей производится с учетом коэффициента 2 в течение 3-летнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, содержится в настоящее время в ст. 396 НК РФ. При исчислении налога и авансовых платежей по земельным участкам, приобретенным в собственность указанными лицами для осуществления на них жилищного строительства, если период проектирования и строительства превышает 3-летний срок строительства, применяется коэффициент 4.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, применяется коэффициент 2 в течение периода строительства, превышающего 10-летний срок строительства.

Однако период, с которого начинается применение указанных коэффициентов по землям, приобретенным (предоставленным) в собственность для жилищного строительства, НК РФ не установлен. Это касается и земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства.

Как известно, права собственности, постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее — Закон N 122-ФЗ).

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, является юридически действительной.

Учитывая, что права на земельные участки должны быть зарегистрированы, изменениями, внесенными Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в ст. 396 НК РФ, установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление налога производится с учетом повышающих коэффициентов начиная с даты государственной регистрации прав на эти земельные участки. Это положение действует с 1 января 2008 г.

Так, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 в течение 3-летнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность указанными лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего 3-летний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения 3-летнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету или возврату налогоплательщику.

Если земельные участки приобретены (предоставлены) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление налога (авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на участки вплоть до государственной регистрации на построенный объект недвижимости.

В соответствии со ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, если для строительства данного объекта не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, являются:

  • документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
  • правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. При этом обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен создаваемый объект недвижимого имущества.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется выдача разрешения на строительство) и содержащим описание объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта в эксплуатацию. В случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, требуется разрешение на строительство. До 1 января 2010 г. технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт его создания на указанном земельном участке.

Рассмотрим на примере применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность для жилищного строительства.

Пример 1. Организация приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства. Права на земельный участок зарегистрированы 1 января текущего года. Данная организация получила свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок. Его кадастровая стоимость составляет 3 000 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%.

Сумма земельного налога составит:

3 000 000 руб. x 0,3% x 2 = 18 000 руб.,

где 2 — коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение 3-летнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данный земельный участок.

В том случае, если органы муниципального образования установили авансовые платежи по земельному налогу, а земельный участок, приобретенный в собственность для жилищного строительства, использовался не весь отчетный период и права на него зарегистрированы не с начала года, то сумма исчисленного авансового платежа за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и повышающего коэффициента, учитывающего период строительства объекта недвижимости, и коэффициента, учитывающего период владения земельным участком.

Пример 2. Организация приобрела в собственность 12 сентября 2007 г. земельный участок для жилищного строительства.

Отчетность по земельному налогу

Права на данный участок зарегистрированы этим же числом. Кадастровая стоимость земельного участка — 4 500 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 0,3%. Организации необходимо заплатить авансовые платежи.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составит:

4 500 000 руб. x 0,3% x 0,33 x 2 = 8910 руб.,

где 0,33 — коэффициент, учитывающий период владения участком;

2 — коэффициент, применяемый в период строительства жилого объекта.

Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за III квартал, коэффициент К2 (владения земельным участком) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:

за III квартал: К2 = 1 мес. : 9 мес. = 0,11.

Авансовые платежи по отчетным периодам с учетом применения повышающего коэффициента, учитывающего период строительства объекта на земельном участке, и коэффициента, учитывающего период владения земельным участком, составят:

за III квартал — 0,25 x (4 500 000 руб. x 0,3% x 0,11 x 2) = 743 руб.

Всего в течение налогового периода организация должна уплатить по установленному нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования сроку сумму авансового платежа в размере 743 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит: 8910 руб. — 743 руб. = 8167 руб.

Если налогоплательщик приобрел два земельных участка, один из которых предназначен для жилищного строительства, то повышающий коэффициент, учитывающий период строительства объекта недвижимости, применяется только к земельному участку, предназначенному для жилищного строительства.

Пример 3. Организация на земельном участке, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования для ведения садоводства, занимается выращиванием садовых и овощных культур. Дополнительный земельный участок приобретен организацией 15 февраля текущего года для жилищного строительства. Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного для садоводства, составляет 1 600 000 руб., налоговая ставка установлена в муниципальном образовании, где находится данный земельный участок, в размере 0,2%.

Сумма налога за земельный участок, предоставленный для садоводства, составит:

1 600 000 руб. x 0,2% = 3200 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, — 1 500 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%.

Сумма земельного налога за земельный участок, приобретенный в собственность организацией для жилищного строительства, составит:

1 500 000 руб. x 0,3% x 0,92 x 2 = 8280 руб.,

где 2 — коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение 3-летнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;

0,92 — коэффициент правообладания земельным участком (К2), который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. К2 = 11 мес. : 12 мес. = 0,92.

Т.Добринова

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

3 класса

Пошаговое заполнение декларации по земельному налогу

Главная — Документы

Заполнение налоговой декларации по земельному налогу

Налоговая декларация по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 28 октября 2011 г.

Налоговая декларация по земельному налогу – кто и куда должен ее представлять, в какой срок

№ ММВ-7-11/696@ (далее – приказ № ММВ-7-11/696). Ее заполняют только те организации, которые имеют права на земельные участки, то есть лица, указанные в ЕГРП в качестве правообладателя.
Декларацию следует сдавать в налоговую инспекцию по местонахождению земельного участка. Такие правила установлены пунктом 1 статьи 398 Налогового кодекса РФ. Исключение сделано только для организаций, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Они должны представить отчетность по месту своего учета (п. 4 ст. 398 Налогового кодекса РФ).

Декларация по земельному налогу включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога».

Если организация имеет несколько земельных участков, расположенных на территории одного муниципального образования, оформляется единая декларация.
При этом по каждому земельному участку нужно отдельно заполнить раздел 2 декларации. Такие правила установлены пунктом 2.11 Порядка, утвержденного приказом № ММВ-7-11/696.

Титульный лист

На титульном листе декларации по земельному налогу указывают:

  • ИНН организации (ячейки, отведенные для ИНН, заполняются слева направо; в последних двух ячейках ставится прочерк);
  • КПП (присвоенный организации налоговой инспекцией при регистрации по местонахождению земельного участка);
  • номер корректировки (для первичной декларации – «0–», для уточненной – «1–», «2–» и т. д.);
  • код налогового периода (следует указать «34»);
  • отчетный год (в декларации за 2013 год в этом поле должно быть «2013»);
  • код налоговой инспекции, в которой организация зарегистрирована в качестве плательщика земельного налога, согласно документам о постановке на налоговый учет;
  • код, соответствующий месту представления декларации в налоговую инспекцию (согласно приложению 3 к Порядку, утвержденному приказом № ММВ-7-11/696). Например, при подаче декларации по местонахождению земельного участка нужно указать «270»;
  • полное наименование организации;
  • контактный телефон организации;
  • код вида экономической деятельности согласно классификатору ОКВЭД;
  • количество страниц, на которых составлена декларация;
  • количество приложенных к декларации листов подтверждающих документов (их копий), включая документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителя организации, который сдает декларацию.

Если декларацию (уточненную декларацию) подает правопреемник реорганизованной организации, в верхней части титульного листа приводится ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите «по месту нахождения (учета)» надо поставить код «270» или «216» (в соответствии с приложением 3 к Порядку, утвержденному приказом № ММВ-7-11/696). В поле «налогоплательщик» указывается наименование реорганизованной организации. В поле «ИНН/КПП реорганизованной организации» – соответственно ИНН и КПП, присвоенные ей до реорганизации. Об этом сказано в пункте 2.9 Порядка, утвержденного приказом № ММВ-7-11/696. В разделах 1 и 2 декларации указывается код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок реорганизованной организации (п. 2.9 Порядка, утвержденного приказом № ММВ-7-11/696).

Коды форм реорганизации и код ликвидации организации даны в приложении 2 к Порядку, утвержденному приказом № ММВ-7-11/696.

Титульный лист должен содержать дату заполнения отчетности, а также подпись лица, заверяющего достоверность и полноту приведенных в декларации сведений.

Если это руководитель организации, указывается его фамилия, имя и отчество, личная подпись, заверенная печатью организации. При этом в разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» проставляется код «1».

Если это представитель организации, то в разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» проставляется код «2».

Представителем налогоплательщика может быть:

  • работник или сторонний гражданин – в этом случае указывается его фамилия, имя и отчество, личная подпись, а также вид документа, подтверждающего его полномочия (например, доверенность от имени организации);
  • сторонняя организация – указывается наименование организации-представителя, фамилия, имя и отчество сотрудника, который уполномочен заверять отчет от ее лица, его личная подпись, заверенная печатью организации-представителя, а также документы, подтверждающие полномочия организации-представителя (например, договор).

Раздел 1

Раздел 1 декларации по земельному налогу состоит из двух блоков строк 010–040. Земельные участки, находящиеся в пределах одного муниципального образования, могут иметь различные коды по ОКАТО. Земельный налог по ним может перечисляться по разным КБК (в зависимости от ставки налога). Поэтому отдельный блок заполняется по тем земельным участкам, которые имеют одинаковые коды по ОКАТО и КБК.

В каждом блоке раздела 1 приводятся:

  • по строке 010 – код бюджетной классификации исходя из ставки земельного налога и уровня бюджета, в который перечисляется налог;
  • по строке 020 – код по ОКАТО муниципального образования, на территории которого находится земельный участок, облагаемый земельным налогом (по Общероссийскому классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. № 413);
  • по строке 021 – сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению земельного участка (доли земельного участка) по соответствующим кодам КБК и ОКАТО. Показатель определяется как сумма показателей, отраженных по строкам 280 всех представленных разделов 2 с соответствующими кодами КБК и ОКАТО;
  • по строкам 023–027 – суммы авансовых платежей по земельному налогу, начисленные соответственно за I, II и III кварталы отчетного года;
  • по строке 030 – сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по кодам КБК и ОКАТО, указанным по строкам 010–020 соответствующего блока. Она определяется как разница между суммой земельного налога по строке 021 и суммами авансовых платежей по строкам 023, 025 и 027 с соответствующими кодами КБК и ОКАТО. Если полученное значение отрицательное, то по строке 030 ставится прочерк;
  • по строке 040 – сумма налога к уменьшению (если разница между строкой 021 и суммой строк 023, 025 и 027 отрицательна. При этом знак «минус» не используется).

При записи кода ОКАТО в последних незаполненных ячейках ставятся нули. По остальным строкам в последних незаполненных ячейках числовых значений показателей делают прочерк.

Раздел 1 также должен быть подписан руководителем организации или ее уполномоченным представителем.

Раздел 2

Раздел 2 декларации по земельному налогу предназначен для определения суммы налога.

Его нужно заполнять отдельно:

  • по каждому земельному участку;
  • по доле земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения);
  • по доле в праве на земельный участок.

Такие правила предусмотрены пунктом 5.1 Порядка, утвержденного приказом № ММВ-7-11/696.

В разделе 2 указывают:

  • кадастровый номер и кадастровую стоимость земельного участка. Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, используют его нормативную цену (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, письмо ФНС России от 22 сентября 2011 г. № ЗН-4-11/15515);
  • код бюджетной классификации;
  • код по ОКАТО муниципального образования, на территории которого находится данный участок (по Общероссийскому классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. № 413);
  • код категории земли (на основании справочника категорий земли, утвержденного приказом № ММВ-7-11/696);
  • размер налоговой ставки;
  • налоговую базу;
  • начисленную и подлежащую к уплате сумму налога.

Если земельный участок принадлежит организации на праве общей долевой или совместной собственности, необходимо заполнить строку 060. Доля организации в праве на земельный участок должна быть представлена в виде правильной простой дроби (например, 1- — -/12- — -).

В строку 060 вносят данные и в том случае, если организация приобрела здание, сооружение или другую недвижимость и к ней перешло право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Об этом сказано в пункте 5.8 Порядка, утвержденного приказом № ММВ-7-11/696.

Если организация имеет право на налоговые льготы, заполняются строки 070–180 раздела 2.

Если организация пользуется льготой в виде необлагаемой суммы, предусмотренной местными властями, строки 070 и 080 оформляют так:

  • по строке 070 отражается код льготы. Вторая часть показателя заполняется, если в первой части показателя содержится код льготы «3022100». Во второй части этого показателя последовательно приводят номер, пункт, подпункт статьи нормативно-правового акта, в соответствии с которым предоставляется льгота. Для каждой из этих позиций отведено четыре ячейки. Вторая часть показателя заполняется слева направо. При этом, если реквизит имеет меньше четырех знаков, в свободные места слева от значения вписывают нули;
  • по строке 080 – не облагаемая налогом сумма.

Об этом сказано в пунктах 5.9 и 5.10 Порядка, утвержденного приказом № ММВ-7-11/696.

По строке 130 раздела 2 необходимо указать налоговую базу. Она определяется как кадастровая (если не установлена, то как нормативная) стоимость (доля кадастровой стоимости) земельного участка по состоянию на 1 января отчетного года. В зависимости от вида применяемой льготы при расчете налоговой базы следует учитывать особенности, предусмотренные пунктом 5.15 Порядка, утвержденного приказом № ММВ-7-11/696.

Строки 090 и 100 остаются пустыми. Они заполняются гражданами (индивидуальными предпринимателями), которым предоставлена льгота, установленная пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

Если организация пользуется льготой в виде необлагаемой доли площади земельного участка, предоставленной местными властями, то строки 110 и 120 следует заполнить таким образом:

  • по строке 110 – код льготы. Вторая часть показателя заполняется аналогично строке 070;
  • по строке 120 – доля необлагаемой площади в общей площади земельного участка. Значение строки 120 дается в виде правильной простой дроби (например, 1- — -/12- — -).

Если вещное право на земельный участок возникло (прекратилось) в течение налогового периода, по строке 150 раздела 2 необходимо привести количество полных месяцев владения участком. А по строке 160 – значение коэффициента Кв в виде десятичной дроби с точностью до сотых долей. Если земельный участок использовался в течение всего налогового периода, то по строке 150 ставится «12», а по строке 160 – «1,0000».

По строке 170 нужно указать сумму исчисленного земельного налога за налоговый период, рассчитанную так: строка 130 × строка 140 × строка 160.

По строке 180 раздела 2 – количество полных месяцев использования льготы в виде освобождения от налога в налоговом периоде.

По строке 190 – значение коэффициента Кл в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей. Если организация в течение налогового периода не использовала льготу, то по строке 180 ставится «–», а по строке 190 – «1,0–». Если у организации право собственности на земельный участок и право на льготу возникли в одном месяце, по строке 190 следует записать «0». Тогда сумма исчисленного налога по строке 170 будет равна сумме льготы по строке 210, а сумма налога к уплате по строке 280 будет равна нулю (письмо ФНС России от 27 ноября 2012 г. № БС-4-11/19952).

Строки 200 и 210 заполняются, если организация использовала льготу в виде освобождения от налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. По строке 200 указывается код льготы. Вторая часть показателя заполняется, если в первой его части стоит код льготы «3022400».

Порядок записи этого показателя аналогичен тому, что применяется для строки 070. Так, по строке 210 указывается сумма льготы с учетом коэффициента Кл, рассчитанная следующим образом: строка 170 × (1 – строка 190).

Строки 220 и 230 оформляются, если организация использовала льготу в виде освобождения от налогообложения в соответствии со статьями 395 и 7 Налогового кодекса РФ. По строке 220 указывается код льготы. По строке 230 – сумма льготы с учетом коэффициента Кл, рассчитанная так: строка 170 × (1 – строка 190).

Строки 240 и 250 заполняются, если организация использовала льготу в виде уменьшения суммы земельного налога, утвержденную местными властями.

По строке 240 указывается код льготы. Вторую часть показателя заполняют аналогично строке 070.

По строке 250 нужно привести сумму льготы (строка 170 × процент, на который уменьшается налог : 100%).

Строки 260 и 270 следует заполнить, если организация использовала льготу в виде снижения налоговой ставки, утвержденную местными властями.

По строке 260 нужно отразить код льготы. Вторая часть показателя заполняется аналогично строке 070.

По строке 270 фиксируется сумма льготы (строка 130 × (налоговая ставка – пониженная ставка)).

По строке 280 – исчисленная сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период. При этом порядок ее расчета зависит от права налогоплательщика на соответствующие льготы, он приведен в пункте 5.30 Порядка, утвержденного приказом № ММВ-7-11/696.

Июнь 2013 г.

Налоговая декларация, Земельный налог, Налоги в бюджетных и некоммерческих организациях

Целью платы за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории. Платежи за землю включают земельный налог и арендную плату за арендуемые земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Земельный налог является республиканским налогом, закрепленным за местными бюджетами. Доля земельного налога в налоговых доходах консолидированного бюджета страны за 2012 год составила 1,8 % (поступления по земельному налогу составили 1,8 трлн. рублей).

Порядок исчисления и уплаты земельного налога определен главой 18 НК РБ. Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности. Бюджетные организации плательщиками земельного налога не признаются.

Земельный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.

Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:

— в частной собственности, постоянном или временном пользовании организаций;

— в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании физических лиц, а также принятые физическими лицами по наследству.

Льготы по земельному налогу предусматривают освобождение от налога отдельных категорий земельных участков:

— земельных участков, занятых материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия;

— опытных полей, используемых для научной деятельности;

— земельных участков, предоставленных для строительства жилых домов организациям, за исключением площадей земельного участка, приходящихся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), – на период их строительства.

Освобождение от земельного налога предоставляется с месяца, в котором возникло право на льготу. При утрате в течение календарного года права на льготу земельный налог исчисляется и уплачивается, начиная с месяца, следующего за месяцем утраты этого права.

В случае сдачи организациями и индивидуальными предпринимателями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, а также зданий, сооружений (их частей), машино-мест бюджетных организаций возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога. Суммы земельного налога исчисляются пропорционально площадям зданий и сооружений (их частей), машино-мест, занимаемым арендаторами (пользователями).

Налоговая база земельного налога определяется:

1) в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением земельных участков, предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях и других случаях, предусмотренных НК РБ. Для исчисления земельного налога принимается кадастровая стоимость земельного участка в зависимости от функционального использования данного участка, которое определяется их целевым назначением. По целевому назначению земельных участков выделяют 5 оценочных зон:

общественно-деловая (административно-деловая, культурно-просветительская, научно-образовательная, торгово-обслуживающая, лечебно-оздоровительная, спортивно-рекреационная застройка);

жилая многоквартирная;

жилая усадебная (объекты усадебной жилой застройки, организации, осуществляющие хранение транспортных средств физических лиц, гаражных кооперативов);

производственная (промышленная, коммунально-обслуживающая, коммунально-складская застройка);

рекреационная (земельные участки для размещения объектов природоохранного, оздоровительного, историко-культурного назначения);

2) по площади земельного участка и баллу кадастровой оценки земель сельскохозяйственных организаций (при наличии кадастровой оценки), в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств. Площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы для:

— сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения;

— земельных участков, входящих в состав земель лесного и водного фонда, предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;

— земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, иных объектов, производственной зоны и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40000000, 218000000, 109000000 и 120000000 белорусских рублей за гектар; жилой многоквартирной зоны и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 320000000 и 80000000 белорусских рублей за гектар.

Кадастровая стоимость земельного участка – это расчетная денежная сумма, отражающая ценность (полезность) земельного участка при использовании его по существующему целевому назначению и включенная в регистр стоимости земельных участков государственного земельного кадастра. Кадастровая стоимость земельных участков определяется согласно сведениям о кадастровой стоимости земельного участка, зарегистрированного в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Налоговая база земельного налога определяется на 1 января календарного года в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

Ставки земельного налога зависят от таких факторов как: целевое использование земельного участка, его местоположение, качество и не зависят от результатов хозяйственной и иной деятельности. В Республике Беларусь установлены следующие виды ставок земельного налога:

1) на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли) при наличии кадастровой оценки ставки устанавливаются согласно приложению 2 к НК РБ (в бел. руб. за 1 га);

2) средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь согласно приложению 3 к НК РБ (в бел. руб. за 1 га). Например, данная ставка применяется для сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, по которым отсутствует кадастровая оценка;

3) ставки на земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, за пределами населенных пунктов, на земельные участки садоводческих товариществ и дачных кооперативов устанавливаются в зависимости от вида функционального использования участка. При этом, исходя из кадастровой оценки земельного участка, применяется либо фиксированная ставка налога (в белорусских рублях за 1 га), либо процентная.

По землям, занятым объектами сверхнормативного незавершенного строительства, ставки земельного налога увеличиваются в 2 раза.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков.

На земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 10.

Налоговым периодом земельного налога признается календарный год.

Организации исчисляют земельный налог самостоятельно и представляют в инспекцию МНС по месту постановки на учет налоговые декларации (расчет) о сумме налога на текущий год ежегодно не позднее 20 февраля, а по вновь отведенным земельным участкам, а также земельным участкам, предоставленным в аренду, – не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения или сдачи участка в аренду. С налоговой декларацией (расчетом) по земельному налогу на текущий год плательщики-организации представляют в налоговые органы сведения о физических лицах, имеющих право на льготы по земельному налогу по форме, утвержденной МНС РБ.

Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога. При использовании в качестве налоговой базы кадастровой стоимости расчет земельного налога производится следующим образом

Нз = КС 1 кв. м × Sзу × Сз ÷ 100 × Км.× Тм ÷ 12,

где КС 1 кв. м – кадастровая стоимость одного квадратного метра земельного участка; Sзу – площадь земельного участка, кв. м; Сз – ставка земельного налога, %; Км – коэффициент к ставке земельного налога, установленный решением местных Советов депутатов; Тм – число месяцев пользования земельным участком.

При использовании в качестве налоговой базы площади участка расчет земельного налога производится по формуле

Нз = Sзу × Сф × Км .× Тм ÷ 12,

где Сф – фиксированная ставка земельного налога в рублях за 1 гектар.

Уплата земельного налога производится организациями по их выбору без изменения в течение налогового периода: либо один раз в год в размере исчисленной суммы за год – не позднее 22 февраля текущего года, либо ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала – в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога. За земли, по которым уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, в ноябре, налог уплачивается не позднее 22 декабря.

Суммы земельного налога включаются организациями (кроме бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении. По возводимым объектам суммы земельного налога включают в стоимость объектов незавершенного капитального строительства.

Не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, суммы земельного налога: возмещаемые плательщиками в случаях, предусмотренных НК; исчисленные на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 10.

Исчисление земельного налога плательщикам – физическим лицам производится налоговыми органами на 1 января каждого налогового периода.

Налоговая декларация по земельному налогу

Физические лица уплачивают земельный налог не позднее 15 ноября на основании извещения налогового органа, ежегодно вручаемого до 1 августа текущего года.

Пример. 15 марта 2013 года решением Витебского областного совета депутатов организации в собственность выделен земельный участок площадью 0,4 га для размещения здания административного назначения. По функциональному назначению земельный участок относится к общественно-деловой зоне. Стоимость 1 м. кв. согласно данным национального кадастрового агентства составляет 15$ США. Курс доллара на 1 января 2013 года составил 8570 белорусских рублей. Местным советом депутатов установлен повышающий коэффициент к ставке земельного налога в размере 1,5.

С апреля 2013 года данная организация признается плательщиком земельного налога. Ставка земельного налога по общественно-деловой зоне при кадастровой стоимости 1 га участка менее 218 млн. рублей составляет 1 200 000 рублей за 1 га. Если стоимость участка составит более 218 млн. рублей за гектар, то ставка составит 0,55 %.

Кадастровая стоимость 1 га участка составит 1 285 500 000 рублей (10 000 × 15 × 8570), следовательно, ставка земельного налога составит 0,55 %. Налоговой базой признается кадастровая стоимость земельного участка.

Сумма земельного налога за 9 месяцев 2013 г. составит 3 181 612 рублей (0,4 × 10 000 × 15 × 8570 × 0,55 % × 1,5 × 9/12).

Налоговая декларация подается организацией не позднее 20 апреля 2013 г. Уплата налога осуществляется не позднее 22 числа второго месяца квартала равными частями.

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 610 | Нарушение авторского права страницы

Земельный налог. Новая отчетность

По земельному налогу предпринимателям предстоит отчитываться на новом бланке. Приказом Минфина России от 16 сентября 2008 г. N 95н утверждены новая форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу, декларация, а также Порядки их заполнения (далее — Порядок). По итогам 2009 г. нужно будет подготовить налоговую декларацию, а за I, II и III кварталы — расчет авансовых платежей по налогу. На нем мы и остановимся подробнее.

Расчет представляется в инспекцию не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом. То есть в 2009 г. отчетными датами будут — 30 апреля, 31 июля и 2 ноября (31 октября — суббота). Как и прежде, бланк состоит из титульного листа и двух разделов. Основное новшество в том, что значения многих показателей теперь нужно указывать в ячейках. Ранее было поле, куда вписывалась цифра. Теперь практически весь бланк заполняется по принципу "каждый символ показателя располагается в отдельно выделенной ячейке" (п. 2.3 Порядка). Если строка предусматривает ячеек больше, чем показатель, то цифры пишутся слева направо, начиная с первой ячейки. В незаполненных клетках ставятся прочерки. В отношении кода ОКАТО правило иное: в последних незаполненных ячейках пишутся нули.

Титульный лист

Заполнение титульного листа нового отчета мало чем отличается от других деклараций. Первая страница расчета изменилась внешне, но содержание сохранилось. Здесь, как и в любом другом отчете, нужно указать ИНН, Ф.И.О. предпринимателя, номер контактного телефона, дату подготовки отчета, количество страниц, на которых составлен расчет, и число листов приложенных к нему документов. Расчет имеет сквозную нумерацию. В верхнем поле каждого листа проставляется порядковый номер страницы.

Имя бизнесмена (его представителя) вписывается печатными буквами (если заполняется вручную) в ячейках соответствующих строк.

Вместо поля "Вид документа", которое было и в предыдущей земельной декларации и которое присутствует практически на всех титулах иной отчетности, введен показатель "Номер корректировки". Смысл сохранился — здесь пишется порядковый номер отчета, для чего предусмотрено 3 ячейки.

Для первичного расчета поставьте "0-". В случае заполнения уточненного расчета пишется порядковый номер уточнения за данный период ("1-", "2-"). Считаются не расчеты, поданные с начала года, а те, что представлены за конкретный период, то есть за каждый квартал отсчет начинается заново, и номер корректировки будет "0-".

Код отчетного периода указывается согласно Справочнику, приведенному в Приложении N 1 к Порядку. Отчету за I квартал соответствует код "21". Не забудьте подписать заполненный отчет перед сдачей в налоговую инспекцию. Заполнение титульного листа годовой декларации идентично описанному порядку.

В ячейках "Представляется в налоговый орган (код)" пишется код инспекции по месту жительства бизнесмена (той, которая выдала свидетельство о постановке на учет (п. 3.4 Порядка)).

Второй показатель "по месту нахождения (учета) (код)" предназначен для кода вида места представления расчета. Он берется из Приложения N 2 к Порядку. Если расчет представляется по месту нахождения участка (его доли), то пишется "270".

В разделе "Достоверность и полноту сведений подтверждаю" указывается, кто подает отчет. Ставится "1", если отчет сдает сам предприниматель. В этом случае в строках, идущих ниже, не нужно повторно вписывать Ф.И.О. коммерсанта. Когда за коммерсанта отчитывается его представитель, указывается "2", а к расчету прилагается нотариальная доверенность, которая подтвердит полномочия представителя.

Земельный аванс

Сумма авансового платежа по налогу определяется в разд. 2.

Как заполняется налоговая декларация по земельному налогу?

Сначала заполняется он, а потом данные понадобятся для разд. 1. Раздел 2 заполняется отдельно на каждый земельный участок. Если у предпринимателя в собственности 3 участка земли, разд. 2 он заполнит 3 раза по каждому из них. В целом раздел не изменился: уточнены некоторые формулировки показателей, значения показателей пишутся в ячейках.

Прежде всего в верхней части страницы указывается кадастровый номер земельного участка, в отношении которого вы будете рассчитывать налоговую базу (сумму, с которой определяется налог к уплате). Уточнить номер можно в свидетельстве о собственности или в кадастровом плане.

В строке 010 указывается КБК, соответствующий налогу. В строке 020 — код ОКАТО согласно месту своей регистрации. В строке 030 пишется код категории земли. Уточнить его можно в Приложении N 4 к Порядку. Например, земельным участкам, предоставленным для жилищного строительства, соответствует код "003002000030". Если на участке ведется строительство, код периода стройки ставится в строке 040.

Отметим: если тот или иной показатель отсутствует, тогда в соответствующих ячейках по всей длине показателя ставится прочерк (п. 2.3 Порядка).

Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с данными кадастрового плана заносится в строку 050. Если участок находится на территориях нескольких регионов (на территориях муниципального образования и г.г. Москвы и Санкт-Петербурга), то доля кадастровой стоимости участка будет пропорциональна доле участка, расположенного в пределах соответствующей территории. Получается, в отношении оставшейся доли заполняется еще один разд. 2, где будет рассчитан платеж.

Учитывая сложившиеся на рынке цены на землю, многие приобретают участки вскладчину. В этом случае предпринимателю может принадлежать не весь участок, а доля собственности в нем. Указать ее следует дробью в строке 060.

Теперь перейдем непосредственно к расчету налоговой базы. В строках 070 — 150 отражаются льготы по налогу, которые положены бизнесмену. Поблажки предусматриваются как для отдельных категорий коммерсантов, так и в отношении некоторых видов земель. Выражаться льгота может в полном освобождении от налогообложения либо в снижении суммы налога. На 10 тыс. руб. снизить налоговую базу могут, в частности, ветераны, инвалиды, герои Советского Союза (п. 5 ст. 391 НК РФ). Кроме того, Кодекс предусматривает возможность введения льгот местными властями (ст. 387 НК РФ). В зависимости от порядка, действующего в вашем регионе, заполняются эти строки.

Таблица. КБК по земельному налогу

Вид бюджета Налог по участкам
сельскохозяйственного
назначения, землям,
занятым жилищным фондом,
объектами комплекса
жилищно-коммунального,
приобретенным (полученным)
для строительства
Налог по прочим земельным
участкам
максимальная ставка <*>
0,3%
максимальная ставка <*>
1,5%
Бюджеты
внутригородских
муниципальных
образований,
городов
федерального
значения
Москвы и Санкт-
Петербурга
182 1 06 06011 03 1000 110 182 1 06 06021 03 1000 110
Бюджеты городских
округов
182 1 06 06012 04 1000 110 182 1 06 06022 04 1000 110
Бюджеты межселенных
территорий
182 1 06 06013 05 1000 110 182 1 06 06023 05 1000 110
Бюджеты поселений 182 1 06 06013 10 1000 110 182 1 06 06023 10 1000 110
———————————
<*> Конкретные ставки устанавливаются нормативными актами
муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга). Допускается введение дифференцированных ставок
в зависимости от категории земель и разрешенного использования участка
(ст. 394 НК РФ).

В строках 070 и 090 отражаются коды соответствующей льготы, которые берутся из таблицы Приложения N 5 к Порядку.

Общая сумма льготы определяется в строке 160, а период, в течение которого действовало право на льготу, в месяцах — в строке 170.

В строке 180 указывается коэффициент К1, который рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых нет права на льготу, к числу календарных месяцев в отчетном периоде (в расчете за один квартал). Точность указания коэффициента — четыре знака после запятой. Записывать полученное десятичное число нужно так: 1 ячейка предназначена для целой части, оставшиеся в строке 4 ячейки — для дробной. Если после запятой, к примеру только 3 цифры, в оставшейся ячейке ставится прочерк.

Сумму налоговой базы в виде кадастровой стоимости, скорректированной на налоговые льготы и коэффициент К1, впишите в строку 190. Размер налоговой ставки следует указать в строке 200. Ее величина определяется местными законодателями.

Далее нужно рассчитать сумму авансового платежа по налогу. В строку 210 впишите количество месяцев владения участком в течение отчетного периода (квартала). Этот показатель зависит от того, в какой половине месяца вы приобрели или продали землю. Если возникновение (прекращение) права на земельный участок произошло до 15-го числа месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав, а если после 15-го числа — месяц прекращения прав.

В строке 220 рассчитайте и запишите коэффициент К2. Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности, указанных по строке с кодом 210, к числу календарных месяцев в отчетном периоде.

Налоговую базу умножьте на ставку налога и на коэффициент К2, и вы получите сумму авансового платежа. Укажите ее в строке 230. Информацию о сумме льготы в виде уменьшения суммы налога укажите в строках 240 — 270. Итоговую сумму авансового платежа впишите в строку 280.

Сумма к уплате

Раздел 1 заполняется по всем земельным участкам. Здесь несколько блоков с повторяющимися строками, где указываются КБК, код ОКАТО, сумма аванса. Для каждого участка (разд. 2) будет заполнен свой блок. Значение, полученное по строке 280 разд. 2, переносится в строку 030 разд. 1. Общую сумму платежа определять не надо, так как авансы перечисляются на самостоятельные КБК и коды ОКАТО. Если по отдельным участкам эти показатели совпадают, авансовые платежи, полученные в разд. 2, соответствующих этим участкам, суммируются и заносятся общей суммой в строку 030.

Отметим: отличие годовой декларации по земельному налогу от расчета авансовых платежей состоит в том, что в строке 280 разд. 2 декларации нужно указать рассчитанную сумму налога, а в строке 290 — сумму авансовых платежей, которые были уплачены в течение года. В разд. 1 в этом случае переносится разница между этими строками. Положительная разница пишется в строке 030 как налог к доплате, отрицательная — в строке 040 как сумма налога к уменьшению.

Справка. Земельный налог и отчетность

Алексей Шершавин, эксперт журнала

Земельный налог вводится региональными нормативными актами (ст. 387 НК РФ). Его обязаны уплачивать предприниматели, которые используют участки, принадлежащие им на праве собственности, или праве постоянного (бессрочного) пользования, или праве пожизненного наследуемого владения в коммерческой деятельности. Соответственно, налог не уплачивается, когда участок используется в личных целях. Кроме того, в отношении земельных участков, находящихся у коммерсантов на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, налога тоже не будет (ст. 388 НК РФ). Декларацию по земельному налогу по окончании года должны представлять все плательщики. А вот расчет по авансам заполняют не все. Не оформляют его лица, освобожденные от уплаты налога на основании предоставляемых по налогу льгот (ст. ст. 395, 387 НК РФ), а также предприниматели, применяющие УСН и ЕСХН. Бизнесмены на спецрежимах освобождаются от уплаты налога на имущество физлиц. Но освобождения от земельного налога у них нет, поэтому в отношении участков, используемых в коммерческой деятельности, они уплачивают налог (Письмо Минфина России от 4 июля 2008 г. N 03-11-04/2/96), но отчитываться по нему должны только, заполняя декларацию по окончании года (п. 2 ст. 398 НК РФ).

В.Романов

Эксперт журнала