Налоговая минимизация

Содержание

Прежде чем выбирать способ налоговой оптимизации, необходимо провести сравнительный анализ существующих приемов для оптимизации налогообложения предприятия. В данном вопросе прежде всего нужно разобраться с отраслью предпринимательской деятельности (валютный, антимонопольный, таможенный и многое другое).

Стоит ли нарушать закон или нет

Необходимо понимать, что процедура не нравится представителям налоговой службы, но, тем не менее, не является преступлением. Это методики, вполне легальные, основой которых являются особенности законодательства, предназначенные для уменьшения фискального давления.

Способы оптимизации и преступное уклонение от налогов – это разные вещи, имеющие свои тонкости и особенности. Поэтому, даже если налоговики «не жалуют» такие способы, они очень эффективно на крупных предприятиях и представителей среднего бизнеса.

Ключевые моменты в оптимизации

На сегодняшний день специалисты выделяю несколько основных тонкостей грамотного ведения налогов:

  1. Классический метод подразумевает, что все действия плательщика НДС будут выполняться согласно действующего законодательства.
  2. Минимальная оптимизация регламентирует проводить оптимизацию налогообложения только по возможности.
  3. Специальное формирование «лазеек» налогообложения и снижения фискальных выплат. В противном случае все методики являются незаконными и нарушают статьи действующего налогового кодекса.

Виды оптимизации налогообложения для предприятия

Среди основных типов процедур оптимизации выделяют несколько основных приемов, используемых при налогообложении предприятий:

  1. Оптимизация расходов и доходов, в зависимости от той и иной суммы. В таком случае повлиять на объект налогообложения можно суммой налога на прибыль, но необходимо учитывать товаропотоки, время и объемы поставок и т.д.
  2. Использование посреднической схемы работы предприятия. Это особенно актуально для предприятий, работающих в области продаж, услуг, поставок и прямых договоров. Такое решение наиболее эффективно позволит повлиять на объект налогообложения в момент его формирования. Но в таком случае важно помнить, что незаконные махинации и договора чреваты налоговой проверкой, санкциями и штрафами.
  3. Процедура за счет обработки социальных выплат и отчисления суммы заработной платы. Также это «работает» с премиальными выплатами, суммами, предназначенными для командировок и любые другие траты, которые могут квалифицироваться, как расходы двойного назначения.
  4. Предприятия в холдинге является возможностью пользоваться привилегиями компаний, объединенных в группу с разной формой налогообложения. Грамотное структурирование схемы налогообложения нескольких фирм позволит существенно снизить налоговую нагрузку.

Способы и методы оптимизации

Желание законно снизить суммы налогообложения вполне объяснимо! Ведь с каждым годом, отчисления в государственный бюджет непомерно растут, что существенно снижает прибыль.

Для этого «финансовые акулы» разработали множество законные методов налоговой оптимизации:

  1. Особенности перехода права собственности на проданные товары.
  2. Переоценка и уменьшение расходов на дополнительные статьи.
  3. Применение возможности регионального снижения ставок.
  4. Упрощенное разделение бизнеса.
  5. Перевод директора с ИП на УСН с объектом «доходы».
  6. Перевод объекта налогообложения на объект «доходы — расходы».
  7. Совмещенная процедура упрощенного налогообложения с ЕНВД.
  8. Окончание выплат при падении рубля с положительной разницей курсов, чтобы не платить налог на прибыль.
  9. В период модернизации необходимо пустить в оборот все активы и амортизировать их.
  10. Формирование легальной «буферной» фирмы для льготного режима налогообложения.
  11. В сложный период необходимо амортизировать сумму премиальных и законсервировать объект налогообложения.
  12. Перераспределение процентов внутри холдинга для списания процентов по кредитам и займам.
  13. Покупка имущества по частям.
  14. Использование посредников при передаче имущественных объектов и уставных капиталов.
  15. Контроль и регулирование вычетов по НДС.
  16. Иностранные сотрудники, чья зарплата и премия не облагается налогом.
  17. Экономия на взносах и компенсациях при увольнении, сокращении персонала.
  18. Не стоит выплачивать «под чистую» кредиторскую и дебиторскую задолженность (она есть практически у всех компаний).
  19. Сокращение рабочего времени и фонда оплаты труда.
  20. Переоформление рабочего автотранспорт на владельца-инвалида, чтобы освободиться от налого

Налоговое планирование

Государственное налоговое планирование представляет собой комплекс способов и методов, которые направлены на обеспечение законодательством установленных норм по качеству и количеству показателей фондов. По сути, это наиболее эффективная налоговая тактика для реализации налоговой политики и стратегии.

В результате использования стратегии налогового планирования, государственные органы выполняют количество финансовых поступлений и по всем вида в госказну.

Факторы, влияющие на налоговые платежи

Выбор комплекса налогового планирования неслучаен, работа госорганов направлена на максимально высокий уровень постоянно растущих потребностей государства и административных организаций, госучреждений и других подобных объектов.

Также среди факторов, влияющих на рост налоговых платежей можно выделить:

  • Естественный прирост населения;
  • Рост НТП;
  • Модернизация обороноспособности гсоударства;
  • Улучшение уровня жизни население;
  • Сдерживание номинальной госвалюты на должном уровне;
  • Индивидуальные запросы и органов управления;
  • Развитие хозяйства и агрокомплекса страны;
  • Развитие экономики.

Отсрочка уплаты НДС

Необходимость отсрочки уплаты НДС возникает при выборе одного из пунктов оптимизации и позволяет сбалансировать налоговую нагрузку фирмы, организации.

Для этого выбирают одну из наиболее эффективных схем:

  1. «Незавершенка» — незаконченные операции по текущему периоду, которые остаются, чтобы была возможность перенести оплату налогов.
  2. Выполнение предписанных операций, с дальнейшей отменой или приостановкой, для возврата суммы налогообложений.
  3. Использование посредников и контрагентов, которые могут создать «налоговые обстоятельства» к информации, отчетам. Этот метод регламентирует применение комиссий, договоров поручения.

В данном случае все меры преследуют цель снижения минимальных рисков.

Но необходимо быть осторожным, есть ряд характеристик, по которым инспектор НС может с легкостью определить эти схемы:

  • Несвоевременное оформление незавершенных хозяйственных операций;
  • Применение для всех периодов одной и тоже схемы;
  • Безграмотное составление отчетных бумаг.

Индивидуальные схемы минимизации налогов

Индивидуальные схемы выбираются и формируются опытными финансистами, в зависимости от конкретных обстоятельств, конкретного предприятия и других индивидуальных факторов.

Но, среди самых популярных можно выделить:

  1. Пересмотр налога на прибыль, с использованием арбитража и анализа основных факторов. Эффективная политика учета и затрат (амортизация расходов и доходов, выведение лицензионных платежей за товарный знак, маркетинг и управление). Также очень эффективна консолидированная уплата налога на прибыль и присоединение, слияние компании.
  2. Схемы обработки НДС, правовой анализ и практика арбитража. В таком случае будут максимально актуальны мероприятия планирования и возмещения НДС, арбитраж по вычету НДС, возможно даже разделение или ликвидация организации для обеления фирмы. Чтобы выиграть на оплате НДС, рекомендуется применить схему трансфертного ценообразования. При этом стоит уделить отдельное внимание методам оптимизации НДС при получении предоплаты, предоставлении займов, залогов, векселей.

    Какие существуют способы оптимизации НДС в 2018 году

    На сегодняшний день очень эффективны опционы для оптимизации НДС.

  3. Налоговые и юридические схемы выплаты заработной платы в конвертах и методы ее легализации. Оптимизация заработной платы за счет заключения с работников гражданско-правового договора, акта подряда или выполнения услуг, трудового договора.
  4. Оптимизация сумм, идущих на содержание социальной политики на предприятии. Для этого формируют в организации бонусную программу, дополнительные выплаты за командировки и служебные поручения. Также методы оптимизации должны коснуться вопросов страхования, обучение, проезд и сотовая связь. Также материальная помощь и подарки от предприятия.

Стоит ли игра свеч

Оптимизация всегда сопряжена с определенными рисками, но при этом (если не использовать противозаконные схемы) процедуры вполне легальны. Не стоит останавливаться на одном удобном методе, необходимо совершенствоваться и искать новые пути решения. Но, стоит отдать должное, игра стоит свеч! Оптимизация налогообложения предприятия позволяет существенно уменьшить размер выплат.

Перед началом стоит определить в каждом конкретном случае. Каковы причины и цели ее проведения? Это позволит подобрать из всех существующих наиболее оптимальную и эффективную схему.

Минимизация налоговых платежей и налоговое планирование

В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми не запрещенными законом способами. Поскольку налог — это, по сути, изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий ему сохранять свое имущество путем минимизирования налоговых потерь. Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию налоговых потерь и недопущение штрафных санкций. Отметим, что сегодня большинство предлагаемых на рынке схем оптимизации налогов изначально направлены только на минимизацию налогов и, следовательно, могут рассматриваться как уклонение от уплаты налогов. Однако использовать схемы минимизации налогов в условиях жесткой конкуренции вынуждены даже добросовестные налогоплательщики, иначе они просто разорятся. Целью оптимизации должно быть не снижение налогов, а увеличение доходов субъекта предпринимательской деятельности после уплаты налоговых платежей. Ведь минимизация одних налогов может привести к увеличению других, а впоследствии — к штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Иначе говоря, штрафные санкции могут превысить планируемый эффект от минимизации налогов. Объясняется это просто. Как известно, все налоги условно можно разделить на следующие группы:

  1. Налоги, находящиеся "внутри себестоимости" (например, единый социальный налог, далее — ЕСН).

Снижение этой группы налогов ведет к снижению себестоимости продукции, что, в свою очередь, ведет к увеличению прибыли организации и, соответственно, увеличивает налоговые платежи в бюджет по налогу на прибыль. В результате эффект от снижения этой группы налогов очень незначителен.

  1. Налоги, находящиеся "вне себестоимости" (например, налог на добавленную стоимость, далее — НДС).

Для этой группы налогов важно добиться уменьшения разницы, подлежащей уплате в бюджет. Напомним, что порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, установленный гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагает, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой начисленного налога и суммой налоговых вычетов, то есть метод зачета. В связи с чем для этой группы налогов оптимизация заключается в выборе контрагентов, с которыми работает субъект хозяйственной деятельности. Ведь если метод исчисления НДС предполагает метод зачета, то становится очевидным, что организации при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав невыгодно работать с партнерами, не являющимися плательщиками указанного налога.

  1. Налоги, находящиеся "над себестоимостью" (например, налог на прибыль).

Чтобы минимизировать налоговые платежи по данной категории налогов, налогоплательщик должен стремиться либо к снижению налогооблагаемой базы, либо к уменьшению ставки налога. Причем добиться уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль можно путем увеличения налогов, сидящих "внутри себестоимости".

Однако, как мы отметили выше, осуществляя оптимизацию налогообложения, важно не уменьшить величину какого-либо из налогов, а увеличить финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта. Поясним на примере, для простоты расчетов возьмем условные цифры.

Пример 1. Допустим, выручка налогоплательщика равна 10 000 руб., а затраты составили 5000 руб.

В итоге налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит 5000 руб.

В этих условиях налогоплательщик заплатит налог на прибыль в сумме 1200 руб. (5000 x 24%).

Пример 2. Допустим, выручка налогоплательщика равна 10 000 руб. Предположим, что организация решила минимизировать налог на прибыль, увеличив затраты, осуществленные налогоплательщиком, в результате затраты также составили 10 000 руб.

В итоге налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит 0 руб., а значит налог на прибыль налогоплательщику платить не надо.

На первый взгляд, организация добилась максимально возможного снижения налога на прибыль. Однако если посмотреть внимательно, то минимизация налога на прибыль фактически привела к краху налогоплательщика, ведь финансовых ресурсов у него не осталось. Первый же вариант хоть и предполагает уплату налога на прибыль, однако приводит к тому, что у организации имеются финансовые ресурсы после уплаты налогов, иначе говоря, у организации осталась сумма чистой прибыли, равная: 5000 руб. — 1200 руб. = 3800 руб.

Приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что конечной целью оптимизации налогов должно быть именно увеличение доходов организации после уплаты налогов, а не снижение отдельных налогов.

При этом бухгалтеру и руководителю хозяйствующего субъекта всегда следует помнить о том, что в системном окружении налоги, которые уплачивает субъект хозяйственной деятельности, оказывают значительное влияние друг на друга. Довольно часто их налоговые базы пересекаются (мы уже отметили, что минимизация ЕСН приводит к увеличению налога на прибыль, то же самое можно сказать и в отношении налога на имущество и тому подобное). В связи с чем при принятии каких-либо решений в отношении оптимизации следует учитывать возможные налоговые последствия.

Если налогоплательщик рассчитывает работать и в перспективе, то ему необходимо организовать систему так называемого налогового планирования — одного из способов управления налогами.

Воспользуемся понятием "налоговое планирование", данным в экономическом словаре от Глоссарий.ру:

"Налоговое планирование — набор мер и выбор способа бухгалтерского учета, направленного на законное снижение налогового бремени предприятия.

Производственная схема оптимизации налогообложения

Налоговое планирование включает: мониторинг законодательства, создание новых организационно-правовых структур, переоценку основных средств и т.п.".

Причем отметим, что необходимость в налоговом планировании у хозяйствующего субъекта зависит от степени налоговой нагрузки. В настоящее время используется масса методик, позволяющих определить этот показатель. Так, например, можно определить величину налоговой нагрузки в соответствии с Методикой, предлагаемой Минфином России, изложенной в Письме от 13 августа 1996 г. N 04-01-15 "О программе изучения налогового бремени на отдельных предприятиях и в организациях различных форм собственности, размеров и видов деятельности".

Так, если величина налоговой нагрузки на субъект хозяйственной деятельности составляет более половины расходов организации, то естественно, что такая организация не сможет обойтись без привлечения специалистов финансового менеджмента, причем контроль над исчислением и уплатой налогов должен осуществляться на уровне руководителя организации. Для этих целей необходимо создать в организации специальное подразделение — отдел налогового планирования.

Налоговое планирование — это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех законодательно предоставленных льгот и освобождений с целью уменьшения налоговых обязательств.

Целью налогового планирования является при абсолютном соблюдении закона уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов в максимально возможный срок.

Налоговое планирование в организации основывается на трех подходах к минимизации налоговых платежей:

  • использование льгот при уплате налогов;
  • разработка учетной политики;
  • контроль над сроками уплаты налогов.

Налоговое планирование, направленное на уменьшение налогового бремени на организацию, можно разделить на:

При перспективном налоговом планировании используют такие приемы и методы, которые уменьшают налоговые обязательства налогоплательщика в течение длительного времени или в течение всей деятельности. При таком планировании налогоплательщик делает выбор наиболее выгодного, с точки зрения налогообложения, места расположения организации, выбор организационно-правовой формы организации.

Все принципиальные для субъекта предпринимательской деятельности моменты, такие как цели и задачи направления деятельности, организационно-правовая форма и форма собственности, место расположения и так далее, напрямую связаны с налогообложением. Выбор того или иного варианта влечет за собой различные налоговые последствия. Иными словами, порядок налогообложения хозяйствующего субъекта зависит от того, как будет создана организация, какие формы и направления своей деятельности она выберет, а в конечном итоге от этого зависят и финансовые результаты деятельности и, конечно, перспективы дальнейшего развития хозяйствующего субъекта.

При перспективном налоговом планировании устанавливаются основные элементы налоговой учетной политики хозяйствующего субъекта, на основе которых строятся принципы ведения налогового учета хозяйствующего субъекта на ряд лет, что в итоге влияет на размер налоговых платежей.

При текущем налоговом планировании используют методы, позволяющие налогоплательщику уменьшать налоговые обязательства в течение ограниченного периода времени или в конкретной ситуации.

Формирование оптимальной учетной политики является одним из основных элементов текущего налогового планирования и оказывает непосредственное влияние на финансовое положение организации.

При текущем налоговом планировании предпринимается специальная активность, направленная на регулирование уровня налоговой нагрузки.

Для этого все подлежащие к уплате налоги группируют по каким-либо признакам. Затем внутри группы налогов анализируется состав налоговых баз по каждому налогу, в том числе налоговые льготы и эффективность их применения. На основе проведенного анализа выбирается оптимальный вариант ведения налогового и бухгалтерского учета.

Затем на основе расчета налоговых баз составляются конкретные планы налоговых платежей, то есть налоговый календарь.

При составлении налогового календаря указываются конкретные даты уплаты суммы налогов. Также при текущем планировании контролируется своевременность уплаты налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, поскольку нарушение сроков перечислений влечет за собой штрафные санкции.

И наконец, по данным разработанного плана по истечении периода, на который он составлялся, проводится оценка его эффективности. Проводится анализ, а по его результатам принимаются решения о необходимости корректировки действующей системы налогового планирования.

Налоговое планирование влияет на формирование финансовых результатов деятельности организации. Оно считается составной частью системы финансового управления в организации, ведь в совокупности результаты обеспечивают условия для извлечения максимальной прибыли, повышения эффективности функционирования организации. А стремление к максимизации конечного финансового результата предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта включает в себя в том числе задачу планирования размера налоговых платежей государству.

Следует обратить внимание на то, что грань между оптимизацией налогообложения и уклонением от уплаты налогов очень нечеткая, поэтому, используя те или иные методы оптимизации, всегда следует об этом помнить.

Добиться снижения налогов можно двумя путями: легальным и нелегальным.

Имейте в виду, что нелегальные "схемы" снижения налогов давно известны налоговикам, поэтому если Ваша организация пойдет по этому пути, то это не обойдется без пристального внимания правоохранительных органов.

Использование законных методов не позволит представителям налоговых органов классифицировать ряд мер, направленных на снижение налогов, как уклонение от их уплаты.

Нужно отметить, что сегодняшнее налоговое законодательство дает возможность снизить бремя налоговой нагрузки, причем совершено законно. Анализируя налоговое, бухгалтерское и гражданское законодательство Российской Федерации, можно с уверенностью сказать, что фактически для этих целей законодатель предусмотрел общие и специальные способы снижения налогов, которыми вправе воспользоваться налогоплательщик.

К общим способам можно отнести такие способы, как:

  • формирование налоговой политики. У налогоплательщика есть возможность самостоятельного выбора того или иного варианта учета доходов, имущества или расходов;
  • самостоятельное формирование системы договорных отношений. Например, использование посреднических договоров вместо договоров купли-продажи или заключение с сотрудниками (зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей) договоров гражданско-правового характера вместо трудового договора;
  • максимальное использование льгот, установленных налоговым законодательством.

К специальным методам можно отнести:

  • способ замены отношений между сторонами.

Напомним, что субъекты хозяйственной деятельности вправе самостоятельно выбирать формы и условия сделки, партнеров и так далее. Поэтому, заключая какой-либо договор, предварительно его следует проанализировать в плане налоговых последствий. Естественно, что предпочтение следует отдать тому, который наиболее эффективен с точки зрения уплаты налогов. Правда, при этом не следует забывать о том, что использование этого приема основано именно на замене прав и обязанностей сторон договора, а не на формальном изменении названия договора;

  • способ разделения отношений.

В основе данного приема лежит метод замены, однако заменяется не полностью вся хозяйственная операция, а лишь ее часть. В качестве примера можно привести договор, предметом которого является выполнение работ по реконструкции здания. Если реконструкцию здания разделить на две составляющие: собственно реконструкцию и капитальный ремонт, то налогоплательщик получит возможность включить в себестоимость продукции часть осуществленных затрат и, как следствие, уменьшит налоговую базу по налогу на прибыль;

  • использование отсрочки по уплате налогов.

Ярким примером может служить применение кассового метода по налогу на прибыль. До 1 января 2006 г. применение этого приема было возможно и по налогу на добавленную стоимость. Напомним, что метод по мере получения денежных средств (отмененный с 1 января 2006 г.) позволял уплачивать указанный налог в более поздний срок, только после получения оплаты от контрагента;

  • способ сокращения объекта налогообложения.

Отметим, что этот способ практически не имеет недостатков. Если нет объекта налогообложения (доходов, имущества и так далее), то естественно, что и не возникает обязанности по уплате налога. Но целью создания организации является именно получение прибыли, а не сокращение налоговых платежей, поэтому освободиться полностью от всех объектов налогообложения субъект хозяйственной деятельности не может. Отметим, что этот способ особенно характерен для минимизации налога на имущество. Для сокращения налоговой базы по указанному налогу налогоплательщик использует инвентаризацию, переоценку и др. Однако при этом следует помнить, что сокращение объектов налогообложения не должно негативно сказываться на хозяйственной деятельности субъекта.

Е.В.Акилова

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Для реализации производственной схемы оптимизации налогообложения схемы привлекается другая компания (аффилированная) и производственный процесс осуществляется параллельно (посредством договора о совместной деятельности) при этом все затраты ложатся на основную компанию, а финансовые результаты выводятся на зависимую компанию

Существует различные производственные схемы оптимизации налогообложения, как полностью законные (белые), так и серые схемы (использование которых карается по закону).

В данной статье подробно разберем белую производственную схему &laquoДоговор о совместной деятельности&raquo.

Тема 8. Оптимизация налогообложения

Работа параллельной компании строится на использовании договора о совместной деятельности, в этом случае финансовые результаты распределяются в пользу зависимой структуры.

В случае применения этой схемы договор, заключенный между организацией применяющей общий режим налогообложения и организацией применяющей УСН(упрощенную систему налогообложения) позволяет получить значительную налоговую экономию за счет перемещения прибыли в компанию с УСН, поскольку применение этой системы налогообложения освобождает от уплаты налога на прибыль.

Пример реализации производственной схемы оптимизации налогообложения

  • Компания: ООО &laquoИкс&raquo
  • Вид деятельности: Производство машин и оборудования (оборудования для нефтегазовой отрасли)
  • Организационная форма: Компания зарегистрирована как Общество с ограниченной ответственностью
  • Система налогообложения: Фирма находится на общей системе налогообложения.

Сумма уплаченных налогов (налог на прибыль):

Выручка, за год, тыс. руб.

171 000

Себестоимость, тыс. руб.

102 600

Общие расходы, тыс. руб.

46 800

Прибыль до налогообложения

21 600

Налог на прибыль (20 %)

4 320

Чистая прибыль, тыс. руб.

17 280

Для снижения суммы уплачиваемого налога на прибыль, возможно применение производственной схемы оптимизации налогообложения в виде Договора о совместной деятельности.

При таком варианте производством помимо компании &laquoИКС&raquo будет заниматься компания &laquoИгрек&raquo находящаяся на льготном режиме налогообложения (УСН, доходы-расходы, 15 %).

К примеру, технологическая операция по производству оборудования состоит из 7 операций, из которых 3 наиболее рентабельные, передаются на компанию &laquoИгрек&raquo, а на компании &laquoИкс&raquo остаются наиболее затратные операции. После реализации продукции сторонней компании компания &laquoИкс&raquo перечисляет компании &laquoИгрек&raquo причитающую сумму.

Финансовые показатели после проведения оптимизации налогообложения:

Компания &laquoИКС&raquo

Выручка, за год, тыс. руб.

112 000

Себестоимость, тыс. руб.

77 300

Общие расходы, тыс. руб.

32 800

Прибыль до налогообложения

1 900

Налог на прибыль (20 %)

Чистая прибыль, тыс. руб.

1 520

Компания &laquoИгрек&raquo

Выручка, за год, тыс. руб.

59 000

Себестоимость, тыс. руб.

25 300

Общие расходы, тыс. руб.

14 000

Прибыль до налогообложения

19 700

УСН (15 %)

2 955

Чистая прибыль, тыс. руб.

16 745

Экономический эффект оптимизации налогообложения:

Чистая прибыль

До оптимизации

после оптимизации

17 280

18 265

За счет проведенной оптимизации налогообложения посредством использования договора о совместной деятельности, чистая прибыль компании составила 18 265 т.р. что на 985 тыс. руб. больше, чем проведения оптимизации.

Важный момент: Применение договора о совместной деятельности является законным способом оптимизации налогообложения и позволяет увеличить чистую прибыль, за счет разницы в ставках налога на прибыль.

Виктор Степанов, 2012-05-29

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым



Сохраните статью в социальные сети:

Введение

Глава 1. Понятие и сущность оптимизации налогообложения

1.1 Системы налогообложения на предприятиях и сущность оптимизации налогообложения

1.2 Оптимизация налогообложения, как способ снижения налоговой нагрузки предприятия: методика и методы оптимизации

Глава 2. Анализ налогообложения ООО «Сокольский хлебокомбинат»

2.1 Экономическая характеристика предприятия

2.2 Особенности налогового учета на предприятии

2.3 Анализ налогообложения предприятия

Глава 3. Пути оптимизации налогообложения ООО «Сокольский хлебокомбинат»

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Рыночная отношения, сложившиеся в России, оказали влияние на экономическую систему страны на современном этапе развития, став основой развития различных видов производств. Работая и развиваясь в собственных интересах, быстро адаптируясь к постоянно измененяемой конъюнктуре рынка, имея возможность производить оборот капитала в короткие сроки, предприятия различных форм собственности способствуют развитию национального хозяйства и стабильному формированию бюджетов разных уровней.

Важным фактором в развитии любого бизнеса является налоговая политика государства. Уплачивать законно установленные налоги и сборы обязанность каждого субъекта хозяйствования, при этом возникает естественное стремление сэкономить, вытекающее из определения предпринимательства. По причине этого и зачастую правовой безграмотности между налоговыми органами и субъектами предпринимательства разгораются споры, которые могут пагубно отразиться на деятельности предприятия. В этих условиях организация может функционировать успешно, только соблюдая правильную, грамотно спланированную налоговую политику предприятия. Обязательным элементом этой политики является оптимизация налогообложения призванная снизить размер налоговых отчислений .

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в экономический кризис повлек за собой две совершенно противоположные тенденции в налоговом планировании. С одной стороны, компании в своем стремлении максимально сократить расходы стали применять более агрессивные методы налоговой оптимизации. Им явно не хватило тех поблажек, которые предоставило государство в виде поправок в НК РФ. С другой – чиновники усилившие контроль за пополнением бюджета. В такой ситуации особую важность приобретает для компаний тщательная продуманность при разработке новых и реализации существующих способов оптимизации.

Целью исследования является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по применению схем налоговой оптимизации на предприятии ООО «Сокольский хлебокомбинат».

Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:

— определить теоретические основы налоговой оптимизации;

— дать экономическую характеристику объекту исследования;

— изучить существующую на предприятии систему налогообложения;

— разработать пути оптимизации налогообложения данного предприятия.

Объектом исследования является предприятие ООО «Сокольский хлебокомбинат».

Предметом исследования является существующая система налогообложения в ООО «Сокольский хлебокомбинат».

Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики бизнеса, налогообложения предпринимательства, управления финансов, статистики, так же различные нормативно правовые акты Российской Федерации. В числе авторов следует отметить таких, как: Гусов В.С., Косолапов А.И., Митрофанов Р.А., Петров А.В., Викуленко А.Е., Брызгалин А.В., Блохин К.М., Савченко В.Я., Козлов Д.А., Боброва А.В., Мазуркевич В.Ю., Савченко В.Я., Овсянников М.А.

Для достижения цели дипломной работы и реализации поставленных задач были использованы такие методы научного познания как: анализ, обобщение, описание, сравнительно-правовой и формально-юридический метод.

Структура работы включает: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

В первой главе дипломной работы рассмотрены общие методологические вопросы оптимизации налогообложения, приведена методика налогообложения для предприятий.

Во второй главе дипломной работы дана экономическая характеристика ООО «Сокольский хлебокомбинат». Произведен анализ экономического потенциала и действующей системы налогообложения исследуемого предприятия.

Третья глава посвящена разработке схем налоговой оптимизаций для ООО «Сокольский хлебокомбинат».

В заключении сделаны выводы по итогам дипломного исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы предприятиями для повышения эффективности налогообложения и деятельности в целом.

Глава 1. Понятие и сущность оптимизации налогообложения

1.1 Системы налогообложения на предприятиях и сущность оптимизации налогообложения

В современном мире сложилась тенденция, согласно которой предприниматели, руководители и рядовые налогоплательщики рассматривают налоги как потери для бизнеса, а государства в свою очередь стремится со своей стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги являются платой за цивилизованное общество. По причине того, что предприниматели не могут самостоятельно выбирать виды и размеры налогов, которые они согласны платить, поскольку законодательно оговорены все налоги и порядок их уплаты в бюджет страны, при наличии соответствующих органов контроля в обязанности которых входит надзор за надлежащим исполнением налогового законодательства, бизнес сообществу остаётся только искать пути обхода этих законов, это естественное стремление снизить налоговое бремя послужило причиной возникновения такого явление, как оптимизация налогообложения. Под налоговой оптимизацией понимаются организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений

Предпосылки к возникновению оптимизаций налогообложения содержаться в различных нормативно правовых актах, в том числе и Конституции РФ , в которой содержится целый ряд статей, закрепляющих право налогоплательщика на осуществление оптимизации налогообложения.

Так, провозглашенная свобода экономической деятельности ст. 8 Конституции предполагает, что каждый налогоплательщик вправе самостоятельно определять, каким видом предпринимательской деятельности он будет заниматься. Такие виды экономической деятельности перечислены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001, который был введен в действие постановлением Госстандарта РФ. Следовательно, каждый гражданин вправе отказаться от работы по трудовому договору, работая на себя в качестве индивидуального предпринимателя или заключая, как внештатный работник гражданско-правовые договоры на выполнение конкретной работы.

Еще один шаг на пути к признанию правомерности института налогового планирования в России сделал Конституционный Суд РФ. В частности, в постановлении от 27 мая 2003 г . № 9-П КС РФ указал следующее: в случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов. Следовательно, недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно — оптимального вида платежа» .

Однако самый большой вклад в развитие института налоговой оптимизации внес Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим постановлением от 12 октября 2006 г . № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Еще одним позитивным аспектом легализации оптимизации налогообложения являются изменения в формулировках ст. 198 и ст. 199 Уголовного кодекса РФ. Зачастую налоговая оптимизация ассоциируется с минимизацией налоговых отчислений в бюджет. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация, т.е.

Налоговая оптимизация: как экономить, не нарушая законы

снижение налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения. Процесс оптимизация налогообложения, связан с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта. Понятие оптимизация налогообложения намного шире: помимо минимизации, ее инструментами являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет средств и другие. В рамках действующего на данный момент в РФ законодательства, для предпринимательства предусмотрены несколько альтернативных налоговых режимов, характерные особенности которых показаны на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Системы налогообложения субъектов предпринимательства

Общая система налогообложения подразумевает уплату всех видов федеральных, региональных и местных налогов, таких как:

— НДС;

— акцизы, налог на прибыль;

— налог на доходы физических лиц;

— налог на имущество организаций;

Полученная предприятием прибыль еще не принадлежит владельцу организации в полном объеме. «Чистой» она станет только после внесения в бюджет налогового платежа.

Методы полностью легального бизнеса и оптимизации налогов

Стандартная ставка в 20%, особенно при получении больших доходов, превращает налог в достаточно крупную сумму. Отсюда закономерное желание сэкономить. Упуская из виду полулегальные и совсем противозаконные способы сокрытия истинного размера прибыли предприятия, обратим внимание на расходы уменьшающие налог на прибыль.

Что есть «уменьшающие» расходы при определении размера прибыли?

При определении базы по налогу используется формула – доходы минус расходы. Значения является размером прибыли, с которой и выплачивается налог. Понесенные предприятием расходы, какие уменьшают налог на прибыль, должны быть:

  • непосредственными участниками хозяйствования;
  • подтвержденными соответствующими документами;
  • обоснованы с точки зрения вида деятельности.

Расходы при определении базы включаются в нее кассовым методом или методом начисления:

  • Метод начисления. Затраты могут быть включены в состав базы в том случае, если списание средств со счетов уже произошло.
  • Кассовый метод – учет расходов сразу после их фактического осуществления.

Уменьшающие налоговую базу при уплате налога на прибыль расходы условно можно поделить на две категории:

  • Внереализационные.
  • Связанные с выпуском или сбытом товара.

Производственные расходы:

  • приобретение материалов, оборудования, средств производства;
  • затраты на ремонт, техобслуживание, эксплуатацию;
  • хранение товара, доставка к месту сбыта и на склад;
  • освоение недр, природных ресурсов;
  • страхование сотрудников, выплата заработной платы;
  • покупка прав на участки земли;
  • затраты на обеспечение условий труда;
  • командировки работников;
  • НИОКР и прочее.

Внереализационные расходы, которые уменьшают налог на прибыль:

  • содержание арендованного имущества;
  • проценты по ценным бумагам и дивидендам, а также средства на их выпуск;
  • отрицательная разница после переоценки имущества;
  • судебные издержки;
  • услуги банков;
  • средства на открытие организации;
  • суммы пеней и штрафов и так далее.

Также уменьшают налог на прибыль расходы на благотворительность, установленный размер представительских расходов.

Расходы, не включенные в налоговую базу

Статья 270 НК РФ содержит перечень расходов, не учитываемых при налогообложении.

Внереализационные затраты, не уменьшающие прибыль – налоговую базу:

  • Суммы дивидендов.
  • Перечисления в бюджет в виде штрафов и пеней, взимаемых государственными организациями.
  • Платежи за ненормированные выбросы в атмосферу.
  • Взносы в товарищества: простое или инвестиционное в виде уставного капитала.
  • Взносы на ДМС, пенсионное обеспечение негосударственного типа.
  • Расходы на достройку, покупку амортизируемого имущества, реконструкцию, перевооружение и так далее.
  • Гарантийные взносы.
  • Добровольные взносы членов общественных организаций.
  • Стоимость услуг и работ, выполненных на безвозмездной основе.

Расходы, связанные с деятельностью предприятия:

  • Расходы на вознаграждения, материальную помощь, оплата по коллективным договорам, надбавок к пенсии, премий, поездок до работы сотрудников, изготовление призов.
  • Оплата разниц в цене при сбыте товара на льготных условиях.
  • Оплата лечения, путевок, путешествий, организацию мероприятий для сотрудников.
  • Цена переданных акций, которые распределяются между действующими акционерами по решению собрания.
  • Залог в форме имущественного права.
  • Часть представительских расходов свыше нормы.

Документы для подтверждения расходов

Экономическое обоснование и документальное подтверждение – основные условия при учете расходов. Документами могут быть:

  • Премии, заработная плата, поощрения – расчетная ведомость за тот период, в котором происходит учет затрат.
  • Плата за аренду – договор, в котором следует обязательно указать ежемесячную сумму, период оплаты.
  • Обслуживание ККТ – договор с указанием размера платы и периодичности ее внесения.
  • Подписка на печатное издание – акт с указанием стоимости и периода получения.
  • Хозяйственные затраты – чеки, акты, накладные. Должно присутствовать наименование товара, его цена, количество в штуках или килограммах.
  • Выплата процентов по кредитам – банковский договор.
  • Транспортные расходы, которые уменьшают налог на прибыль, – путевые листы, маршрутные листы.
  • Затраты по горюче-смазочным материалам – путевые листы, чеки, накладная, где видна стоимость всех ГСМ, купленных в отчетном периоде.

Эти первичные документы обязательно сохранять.

Секреты уменьшения налоговой базы

Зная пробелы в законодательстве, можно вполне законно уменьшить размер прибыли, которая облагается налогом:

  • Признание штрафных санкций. Если организация признает их, то условия договора с партнером по факту нарушены. А если деятельность попадает под уплату сбора ЕНВД, то расход включается в налогооблагаемую прибыль и происходит экономия стоимости штрафа.
  • Можно заказать компании, работающей с использованием «упрощенки», бизнес-план. Такие маркетинговые услуги, точнее, затраты на них, уменьшат размер прибыли.
  • Использование бренда юрлицами на УСН дает право включить затраты на его разработку в «уменьшающие» расходы.
  • Прошлые убытки организации, которые нашлись только в текущем периоде, уменьшают прибыль.
  • Расходы на демонтаж, ликвидацию учитываются в том периоде, когда были произведены работы, и попадают под налогообложение.
  • Присоединение убыточного предприятия сокращает размер прибыли путем включения ее долгов в собственную налоговую базу.

Сегодня многие пункты затрат, за счет которых можно приуменьшить размер прибыли, вызывают у бухгалтеров множество вопросов. Например, не совсем понятно, какие именно расходы на улучшение условий труда подразумеваются в налоговом законодательстве. Но находятся лазейки для уменьшения прибыли, которыми успешно пользуются современные компании.

Зная, какими расходами можно уменьшить налог на прибыль, можно существенно оптимизировать затраты, связанные с уплатой обязательного налога.

Не облагаемый налогом минимум по налогу на доходы физических лиц: миф или реальность?

Проблемы установления не облагаемого налогом минимума, а также анализ стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц как разновидности не облагаемого налогом минимума с точки зрения его соответствия принципам налогообложения и современной социально-экономической ситуации в Российской Федерации является актуальным предметом исследования. В статье проанализирована практика установления не облагаемого налогом минимума в зарубежных странах, определены направления совершенствования регулирования стандартного налогового вычета.

Понятие свободного от обложения минимума возникло одновременно с самим подоходным налогом. Впервые установленный в 1798 г. в Англии подоходный налог взимался только с тех доходов, которые превышали 60 фунтов стерлингов. С распространением подоходного налогообложения право на существование минимума, свободного от обложения, и способы его определения являлись предметом дискуссий.

Противники установления свободного от обложения минимума ссылались на нарушение им принципа всеобщности обложения, обосновывая свою позицию как теорией обмена услуг — раз пользуются услугами государства все, то и платить налоги должны тоже все, так и морально-этическими соображениями об обязанности каждого платить налоги, являющейся другой стороной политических прав <1>.

<1> Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.: Изд-во "Финансы и статистика", 2008. С. 138 — 139.

Однако, несмотря на многочисленную критику, при введении подоходного налога в Европе, США и России определенная часть дохода, идущая на удовлетворение насущных потребностей, освобождалась от обложения. Так, в царской России подоходный налог был введен в 1916 г. и распространялся только на тех граждан, чей доход превышал 850 руб. в год. Подоходный налог с населения, существовавший в СССР, устанавливал необлагаемый минимум в размере 70 руб. в месяц для рабочих, служащих и приравненных к ним лиц.

В настоящее время в государствах Европы, США и подавляющем большинстве стран мира установлен не облагаемый налогом минимум. Анализ европейского законодательства и законодательства США показывает, что размер не облагаемого налогом минимума определяется либо с учетом прожиточного минимума, либо с учетом минимального размера оплаты труда. При этом, как правило, либо не облагаемый налогом минимум уменьшает сумму налога, подлежащую уплате, либо доход облагается при достижении им определенного в законодательстве размера <2>. В ряде стран размер не облагаемого налогом минимума изменяется в зависимости от величины дохода налогоплательщика или от его принадлежности к определенным социальным группам.

<2> European Tax Handbook. Amsterdam, 2008. P. 75, 225, 247 — 251, 276 — 278, 379 — 380, 513, 584, 734, 783; Taxation of workers in Europe / Edited by Moessner J.M. Cambridge, 2008. P. 34 — 36, 95 — 227.

Государства постсоветского пространства в различных формах, но все же восприняли практику установления не облагаемого налогом минимума в подоходном налогообложении физических лиц. Так, в Республике Казахстан плательщики индивидуального подоходного налога при определении дохода имеют право на ежемесячный налоговый вычет в сумме минимального размера заработной платы <3>. Подоходный налог с физических лиц в Республике Беларусь содержит аналогичные российскому законодательству налоговые вычеты, однако стандартный налоговый вычет в разы выше и право на его получение ограничено не размером дохода, исчисленного нарастающим итогом, а размером ежемесячного дохода.

<3> О налогах и других обязательных платежах в бюджет: Налоговый кодекс. Алматы, 2009. С. 109.

Обратимся к постсоветскому налоговому законодательству. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <4> закреплял необлагаемый минимум объекта налога в перечне налоговых льгот. Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" <5>, устанавливая прогрессивное налогообложение, закреплял возможность ежемесячного уменьшения совокупного дохода, полученного в налогооблагаемом периоде, на суммы, кратные установленному законом минимальному размеру оплаты труда. При этом кратность зависела от размера дохода, а также был установлен предельный размер дохода, дающий право на вышеописанное уменьшение.

<4> Российская газета. 1992. N 56.
<5> Российская газета. 1992. N 59.

Действующий Налоговый кодекс РФ понятия не облагаемого налогом минимума не содержит вообще. В литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что стандартные налоговые вычеты представляют собой "вычеты в форме необлагаемого минимума, который предусмотрен в зависимости от категории налогоплательщиков за каждый месяц налогового периода" <6>, что им "практически придается смысл необлагаемого минимума доходов" <7>.

<6> Коновалова Т.Е., Кузьмина Н.А. Местный бюджет и налоговые льготы // Финансы и кредит. 2005. N 27. С. 45.
<7> Коровкин В.В. Основы теории налогообложения. М.: Экономистъ, 2006. С. 332.

Основной массе населения предоставляется стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ и составляющий 400 руб.

5 схем налоговой оптимизации, которые больше ни в коем случае нельзя использовать

Налогоплательщик вправе применять указанный вычет при исчислении налоговой базы каждый месяц налогового периода до месяца, в котором его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 40 000 руб. Таким образом, ежемесячный стандартный налоговый вычет в денежном выражении составляет 52 руб. (400 руб. x 13%). Соответственно, в течение года налогоплательщик в денежном выражении может получить от 52 до 364 руб. максимум.

С 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4611 руб. На момент введения в действие части второй Налогового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда составлял 200 руб. в месяц. Таким образом, минимальный размер оплаты труда к настоящему моменту возрос в 23 раза, в то время как размер стандартного налогового вычета не индексировался ни разу с момента его установления.

Величина прожиточного минимума, т.е. стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы <8>, в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г. на душу населения составила 6473 руб. <9> Потребительская корзина, в свою очередь, представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности <10> — как раз тот самый минимум, который освобождали и освобождают от обложения в большинстве стран мира.

<8> О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 43, ст. 4904.
<9> Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г.: Постановление Правительства РФ от 14.06.2011 N 465 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 25, ст. 3601.
<10> О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 43, ст. 4904.

Не рассматривая вопрос о том, что минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации ниже прожиточного минимума, констатируем, что стандартный налоговый вычет в настоящий момент составляет 0,8% прожиточного минимума и 1,13% минимального размера оплаты труда.

Необходимо отметить, что в различных субъектах РФ величина прожиточного минимума неодинакова. И если, например, в Центральном и Южном федеральных округах (за исключением Московской, Рязанской, Смоленской и Волгоградской областей) прожиточный минимум чуть ниже или приблизительно равен установленным Правительством РФ 6473 руб., в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах величина прожиточного минимума гораздо выше и достигает 9000 — 10 000 тыс. руб. Нет необходимости говорить о том, что стандартный налоговый вычет в настоящее время подобную разницу не учитывает.

Еще в начале прошлого века профессор И.Х. Озеров, рассматривая Existenzminimum — доход в определенном размере, освобожденный от обложения в целях обеспечения удовлетворения насущных потребностей плательщика, полагал сомнительным установление Existenzminimum’а в едином размере для всей страны. И.Х. Озеров указывал, что при установлении Existenzminimum’а необходимо учитывать особенности местности, семейный статус и некоторые жизненные условия (например, болезнь) <11>.

<11> Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Учение об обыкновенных доходах. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1908. Вып. 1. С. 240 — 242.

Ограничение на применение стандартного налогового вычета суммой в 40 000 руб. представляется необоснованным даже исходя из величины минимального размера оплаты труда — в год работающий налогоплательщик должен получить не менее 55 322 руб.

Ясно, что ни величина минимального размера оплаты труда, ни прожиточный минимум не являлись экономическим критерием установления размера стандартного налогового вычета. Очевидно, не стоит говорить и о том, что подобные мизерные суммы бесконечно далеки от экономических реалий, а значит, стандартный налоговый вычет не выполняет ни компенсационной функции, присущей налоговым льготам, ни свойственную ему социальную роль.

Таким образом, можно утверждать, что, даже будучи установленным законодательно, не облагаемый налогом минимум в силу своего ничтожного размера фактически отсутствует.

Еще со времен Адама Смита экономисты и финансисты ратуют за обложение чистого дохода налогоплательщика, то есть дохода, свободного от расходов на поддержание минимального жизненного уровня.

Известный российский правовед-финансист А.А. Исаев указывал, что государство должно прежде всего обеспечить каждому условия для поддержания жизни, при этом первое и основное из этих условий — свобода от налога для тех доходов, уменьшение которых ставит налогоплательщика в необходимость крайне скудно удовлетворять даже первоначальные потребности и делает само существование его затруднительным <12>.

<12> Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. М.: ООО "ЮрИнфоР-Пресс", 2004. С. 56.

Представляется, что ситуация, сложившаяся в отношении стандартных налоговых вычетов, противоречит как принципу обложения чистого дохода налогоплательщика, так и приведенной выше точке зрения Андрея Алексеевича Исаева, с которой не согласиться сложно. К тому же анализ размера, порядка и условий применения стандартного налогового вычета показывает, что установленная Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" система ежемесячных уменьшений совокупного дохода была более выгодной для налогоплательщиков и в гораздо большей степени выполняла компенсационную функцию.

В Послании к Федеральному Собранию РФ в ноябре 2010 г. Президент РФ указал на необходимость увеличения налоговых вычетов для всех семей с детьми и отмены при этом стандартных налоговых вычетов, т.к. для абсолютного большинства граждан они приобрели символический характер <13>. Основные направления налоговой политики на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. предусматривают полную отмену стандартного налогового вычета в размере 400 руб. и увеличение размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей в размере 3000 руб. на каждого третьего и последующего ребенка <14>.

<13> Российская газета. 2010. N 271.
<14> URL: http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy.

Интересно, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года <15> предусматривает повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов как инструмента социальной политики. Обнаруживаются противоречия между разработанной Министерством экономического развития РФ Концепцией и разработанными Министерством финансов РФ Основными направлениями налоговой политики, хотя и тот, и другой документ утверждался Правительством РФ.

<15> Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2008 г. N 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 47, ст. 5489.

Итак, вместо приведения размера стандартных налоговых вычетов в соответствие с экономической и социальной ситуацией в государстве предлагается упразднение стандартных налоговых вычетов вообще. Конечно, от подобной инициативы выиграют семьи с тремя и более детьми (на 390 руб. в месяц на каждого ребенка!), но большинство налогоплательщиков неизбежно пострадают. Причем среди них окажутся и семьи с двумя детьми или одним ребенком, одинокие, в т.ч. родители, вдовы и прочие наименее защищенные слои населения. То есть государство готово отнять даже те крохи, которые предоставило. Вряд ли подобная мера может быть понята и принята обществом.

Бесспорно, объем предоставляемых государством налогоплательщикам налоговых льгот, в т.ч. и величина не облагаемого налогом минимума, зависит от уровня экономического развития государства. В то же время экономический рост, пусть и незначительный, но, тем не менее, декларируемый лидерами государства, должен вести к улучшению ситуации в сфере обеспечения интересов налогоплательщиков, в особенности наименее защищенных слоев населения. К сожалению, исходя из вышеприведенных планируемых изменений, можно констатировать ухудшение положения налогоплательщиков, идущее вразрез как с мировой практикой налогообложения доходов физических лиц, так и с принципами справедливости, равенства налогообложения, экономической обоснованности налогов, необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога.

Упразднение, впрочем, как и дальнейшее игнорирование незначительного размера, не облагаемого налогом минимума при пропорциональном налоге на доходы физических лиц позволит сделать вывод о сознательном понижении роли социальной функции этого налога, состоящей в перераспределении национального дохода между различными категориями граждан для поддержания социального баланса в обществе. Среди прочего, это будет способствовать дальнейшему расслоению населения по уровню доходов. По данным Федеральной службы государственной статистики, в первом полугодии 2011 г. децильный коэффициент составил 14,8% <16> (отношение средних доходов: 10% наиболее высоких и средних доходов к 10% доходов наименее обеспеченных граждан). При этом критическим для поддержания социальной стабильности является восьмикратное расслоение доходов населения <17>.

<16> URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_32kv.htm.
<17> Налоговая политика. Теория и практика: Учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 161.

Таким образом, представляется, что отмена стандартного налогового вычета, предоставляемого всем налогоплательщикам до достижения установленного в Налоговом кодексе РФ предельного дохода, не обоснованна. Напротив, в качестве рекомендаций следует обратить внимание на необходимость увеличения размера стандартного налогового вычета и его доведения хотя бы до величины минимального размера оплаты труда, а также повышения предельного размера дохода, дающего право на использование такого вычета.

При этом следует иметь в виду, что применение стандартного налогового вычета уменьшает налоговую базу, поэтому установление стандартного налогового вычета в сумме, равной минимальному размеру оплаты труда, в денежном выражении принесет налогоплательщику только 13% минимального размера оплаты труда.

Следовательно, для обеспечения эквивалентности стандартного налогового вычета минимальному размеру оплаты труда наиболее приемлемым с точки зрения применения и администрирования будет ежемесячное освобождение от обложения доходов, не превышающих минимальный размер оплаты труда. В этом случае целесообразно сохранение предельного размера дохода, дающего право на подобное освобождение, который может быть установлен как относительно ежемесячных доходов налогоплательщика, так и относительно его дохода, исчисленного нарастающим итогом.

Н.А.Соловьева

К. ю. н.,

преподаватель

кафедры финансового права

юридического факультета

Воронежского государственного

университета