Налоговая банковская гарантия

Возмещение НДС «авансом»

Новая бухгалтерия
N 3, 2010 год

Олег Мокроусов, «ЭЖ»

Возмещение НДС «авансом»

В 2010 году в Налоговом кодексе появилась новая норма, предусматривающая заявительный порядок возмещения НДС. Она позволяет произвести зачет (возврат) суммы НДС, заявленной в налоговой декларации к возмещению, до завершения проводимой на основе этой декларации камеральной налоговой проверки. О том, как и при каких условиях можно получить ускоренное возмещение НДС, вы узнаете из этой статьи.

Не обязанность, а право

Существующий порядок возмещения НДС (ст.176 НК РФ) предусматривает длительный срок рассмотрения налоговыми органами декларации, в которой заявлено право на возмещение. Сначала в течение трех месяцев со дня представления декларации проводится ее камеральная проверка (п.2 ст.88 НК РФ). И если по результатам проведения проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, в течение семи дней после ее окончания налоговый орган принимает решение о возмещении соответствующих сумм НДС (п.2 ст.176 НК РФ).
Для ускорения процесса возмещения НДС без снижения качества налогового контроля с 2010 года в дополнение к существующему введен заявительный порядок возмещения НДС (ст.176_1 НК РФ), который позволяет налогоплательщикам при соблюдении определенных условий получить возмещение по истечении 11 дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка.
Таким образом, с 2010 года налогоплательщики получили право выбора (п.12 ст.176 НК РФ): воспользоваться заявительным порядком или использовать существующий порядок возмещения НДС.

На кого распространяется заявительный порядок

Заявительным порядком возмещения НДС могут воспользоваться налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию. Банковская гарантия должна содержать обязательство банка по требованию налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения в заявительном порядке.
Без представления банковской гарантии заявительным порядком могут воспользоваться налогоплательщики-организации, удовлетворяющие следующим критериям:
— со дня создания организации до дня подачи налоговой декларации должно пройти не менее трех лет;
— объем налоговых платежей организации по НДС, акцизам, налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых за три последних календарных года, предшествующих году, в котором подано заявление о применении заявительного порядка, должен составлять в совокупности не менее 10 млрд.руб. (в этот объем не включаются суммы налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ и в качестве налогового агента).

Требования к банковской гарантии

Банковская гарантия может быть выдана не любым банком, а только включенным в перечень, который ведется Минфином России на основании данных Банка России. Перечень подлежит размещению на официальном сайте Минфина России (http://www.minfin.ru). На момент написания статьи такой перечень пока опубликован не был.
Чтобы попасть в перечень, банк должен удовлетворять следующим требованиям (п.4 ст.176_1 НК РФ):
— иметь лицензию на осуществление банковской деятельности;
— вести банковскую деятельность не менее пяти лет;
— уставный капитал банка должен быть не менее 500 млн.руб.;
— собственный капитал банка должен быть не менее 1 млрд.руб.;
— банк должен соблюдать обязательные нормативы, предусмотренные Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
— у банка не должно быть случаев применения к нему мер по финансовому оздоровлению.

Если инспекция не приняла банковскую гарантию в форме электронного документа из-за ошибок, она направляет налогоплательщику уведомление об отказе в приеме. Когда ошибки будут исправлены, и документ будет отправлен повторно, нужно исключить одновременное действие двух гарантий, обеспечивающих одни и те же обязательства, и урегулировать отношения с банком. Для этого в банк нужно представить полученное от инспекции уведомление об отказе в приеме электронного документа.

Банковская гарантия – это своеобразный инструмент страхования рисков. Она представляет собой письменное обещание банка выплатить средства стороне договора за сторону, которая не выполнила свои обязательства.

Банковская гарантия в пользу налоговых органов

В области регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов, налоговые органы тоже используют банковскую гарантию двух видов. Налоговая банковская гарантия обеспечивает инспекции:

  • возврат возмещаемого НДС (ст. 176.1 НК РФ);

  • уплату акцизов (ст. 204 НК РФ).

Для налогоплательщиков банковская гарантия:

  • предоставляет возможность вернуть сумму НДС, декларируемую к возмещению, не дожидаясь проверки (заявительный порядок возмещения);

  • освобождает от уплаты акцизов при экспорте или от авансовых платежей по акцизам.

Именно эти два вида и используются субъектами налоговых правоотношений.

Банковская гарантия в пользу налоговых органов имеет обязательные условия:

  • гарантия не может быть отозвана банком;

  • обязанности исполнения гарантии не могут быть переданы третьим лицам;

  • суммы обеспечения должно хватать и для основного обязательства, и для возмещения пеней;

  • банк не вправе отказать инспекции в возмещении и обязан перечислить его в течение 5 дней.

К числу особенностей налоговых гарантий относится и то, что не каждый банк может такую гарантию выдать. Это разрешено только финансово устойчивым банкам, список которых периодически утверждает Минфин.

Электронная гарантия

НК РФ не ограничивает налогоплательщиков в выборе формы и способа представления в налоговые органы банковских гарантий. Они вправе представить банковскую гарантию в виде электронного документа.

Соответственно, если есть технические возможности, банк может выдать гарантию в электронной форме. Формат рекомендован письмом ФНС России от 04.04.2019 ЕД-4-15/6183@.

А налогоплательщики представляют электронную банковскую гарантию в налоговый орган в формате, который необходим для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом (утв. приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@).

Ошибки в электронной банковской гарантии

Если из-за ошибок, в том числе технических, инспекция не может принять отправленную в электронном виде гарантию, она направит налогоплательщику-отправителю уведомление об отказе в приеме документа. Его формат утвержден приказом ФНС России от 27.08.2014 № ММВ-7-6/443@.

Это уведомление означает, что документ не загружен, не зарегистрирован как входящий и не считается предоставленным в инспекцию.

После исправления ошибок гарантию нужно будет отправить в инспекцию повторно.

Это приведет к ситуации, когда во взаимоотношениях банка и налогоплательщика одновременно действуют две гарантии. А инспекция не может сообщить банку об отказе в принятии первой, ошибочной, гарантии. Ведь он, как отмечено, не считается предоставленным. Поэтому урегулировать отношения с банком – дело рук клиента. Он должен представить в банк уведомление об отказе в приеме электронного документа, полученного от налогового органа. На основании этого уведомления банк и скорректирует обязательства клиента.