Налоговое правонарушение

Содержание

Таким образом, выделяют две формы вины:

1) умысел:

а) прямой;

б) косвенный;

2) неосторожность:

а) небрежность;

б) самонадеянность.

Умышленная форма вины. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало (прямой умысел) либо сознательно допускало (косвенный умысел) наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Таким образом, умышленная форма вины характеризуется двумя критериями:

1) интеллектуальным (способность осознавать);

2) волевым (способность руководить).

Совершение правонарушения с умышленной формой вины влияет на квалификацию совершенного деяния (так, умысел может стать основой для привлечения виновных лиц к уголовной, а не налоговой ответственности) и на назначение наказание (в случае умышленного совершения правонарушения применяется, как правило, более строгая санкция).

Неосторожная форма вины. Характеризуется тем, что совершающее противоправный проступок лицо не осознает и не понимает характер своих действий, предвидит возможные последствия, хотя должно и может осознавать (небрежность) либо осознает возможность наступления последствий, но самонадеянно планирует их избежать (самонадеянность).

Статья 110 НК РФ закрепляет, что налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство традиционно признает только совершение неосторожных проступков в форме небрежности. О самонадеянности в НК РФ не упоминается. Это приводит к тому, что даже при виновном совершении налогового правонарушения при условии, что вина выражается в самонадеянности, лицо, совершившее указанные деяния, не должно нести ответственность.

Для того чтобы деяние, совершаемое вопреки законодательству, было признано правонарушением, совершаемым в форме небрежности, необходимо одновременное наличие двух условий:

1) виновное лицо должно осознавать характер своих действий и возможные последствия и руководить ими.

Статья 110. Формы вины при совершении налогового правонарушения

Должностные лица, назначаемые в организации ответственными за ведение бухгалтерского (налогового) учета и сдачу соответствующей отчетности в налоговые органы, обязаны знать законодательство, регулирующее их деятельность, правила ведения бухучета, порядок начисления и уплаты налогов и т.д. Соответственно, они должны соотносить своих действия с нормами закона и предвидеть последствия неправомерных действий;

2) виновное лицо может осознавать характер своих действий и возможные последствия и руководить ими. Обстоятельствами, исключающими наличие вины, при этом могут являться: тяжелая болезнь (например, психическая), патологический аффект, принуждение и тому подобные факты, способные парализовать волю субъекта налоговых правоотношений.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Понятие и основные признаки налогового правонарушения

Значительное количество налоговых споров возникает по той причине, что каждая из сторон конфликта трактует понятие "налоговое правонарушение" по-своему. Следовательно, очень важно правильно определить содержание данного понятия. Это поможет разобраться, действительно налогоплательщик совершил правонарушение или же контролеры предъявляют к нему претензии без достаточных на то оснований.

При разрешении налоговых споров арбитражные суды руководствуются определением налогового правонарушения, установленным ст. 106 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2006 г. по делу N А26-7054/2005-22).

Выделяют следующие признаки налогового правонарушения:

  • деяние в форме действия или бездействия;
  • налоговая противоправность;
  • виновность деяния;
  • наказуемость.

Рассмотрим каждый из них подробно.

Деяние в форме действия или бездействия

На практике налоговое правонарушение выражается как в действии, так и в бездействии налогоплательщика. Так, ст. 122 НК РФ признает налоговым правонарушением неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Примером бездействия может послужить налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 126 НК РФ: непредставление налоговому органу сведений, необходимых для налогового контроля.

Пример 1. Налоговая инспекция направила обществу с ограниченной ответственностью требование о представлении документов, необходимых для проведения камеральной проверки представленных обществом деклараций по НДС за март и апрель 2005 г.

Поскольку налогоплательщик представил не все затребованные инспекцией документы, налоговый орган привлек общество к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

Арбитражный суд поддержал позицию налоговиков, руководствуясь следующим. Пунктом 1 ст. 93 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, в частности по п. 1 указанной статьи — взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2006 г. по делу N А56-44937/2005)

Налоговая противоправность

Налоговая противоправность деяния означает совершение его в нарушение законодательства о налогах и сборах. Она имеет как формальную, так и содержательную характеристики. С формальной точки зрения противоправность проявляется в том, что правонарушение предусмотрено конкретной статьей НК РФ. Содержательная сторона налоговой противоправности — общественная опасность правонарушения. Дело в том, что законодатель признает налоговым правонарушением только деяния, которые влекут за собой негативные последствия.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, публично-правовой характер, что обусловлено природой государства и государственной власти.

Взимание налогов — необходимое условие существования государства, а потому обязанность платить налоги, закрепленная в указанной статье Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая подлежит взносу в казну в виде определенной денежной суммы. Несоблюдение обязанности регулярно перечислять эту сумму в бюджет нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника части его имущества, оно представляет собой ее законное изъятие, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности налогоплательщика.

В этой обязанности воплощен публичный интерес всех членов общества, а потому в целях защиты их прав и законных интересов государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений (Постановление КС РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П). Именно с публично-правовым характером налога и государственной казны, а также с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

Необходимо отметить, что налоговым правонарушением может выступать только деяние, прямо запрещенное нормами налогового законодательства. Данное положение обусловлено требованиями принципа законности. Например, при применении ст. 120 НК РФ, предусматривающей ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, грубым нарушением являются деяния, прямо перечисленные в ст. 120 НК РФ. Все иные нарушения, не подпадающие под данное в статье определение или не соответствующие перечню противоправных деяний (даже так или иначе связанные с нарушением порядка учета доходов, расходов и объектов налогообложения), не могут рассматриваться в качестве правонарушений по указанной статье (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 августа 2006 г. по делу N Ф04-4983/2006(25116-А45-40)).

Случается, что налоговые органы нарушают принцип законности. В подобных ситуациях арбитражные суды встают на защиту законных интересов налогоплательщика.

Пример 2. Требование налоговой инспекции о взыскании с налогового агента суммы налога, не перечисленной в бюджет по причине ее неудержания с налогоплательщика, признано неправомерным. Суд подчеркнул, что такое взыскание является, по сути, дополнительным видом ответственности, не предусмотренным НК РФ. Ведь в этом случае налоговый агент помимо взыскания штрафа лишается еще и собственного имущества (денежных средств).

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 ноября 2005 г.

Формы вины при совершении налогового правонарушения

по делу N А29-896/2005а)

Виновность деяния <1>

<1> См. также: Мясников О.А. Налоговые правонарушения: наказания без вины не бывает // ВНА. — 2007. — N 1.

Конституционный Суд РФ в Определении от 12 мая 2003 г. N 175-О отметил, что необходимость установления вины налогового агента для привлечения его к ответственности прямо предписана Налоговым кодексом.

В производстве по делу о налоговом правонарушении необходимо доказать как сам факт совершения правонарушения, так и степень вины налогоплательщика (Постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 27 марта 2006 г. по делу N Ф04-535/2006(19823-А75-26)).

Подчеркнем, что вина лица в совершении налогового правонарушения является обязательным условием привлечения к ответственности (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2006 г. по делу N А56-8822/2005, ФАС Уральского округа от 25 августа 2006 г. по делу N Ф09-7382/06-С2). Обязанность по доказыванию виновности лица возлагается на налоговые органы (Постановление ФАС Центрального округа от 17 мая 2006 г. по делу N А35-3209/05С3).

В силу п. 2 ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения исключает возможность его привлечения к налоговой ответственности. При недоказанности вины налогоплательщика в совершении правонарушения суды признают взыскание штрафных санкций неправомерным (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 июня 2006 г. по делу N А56-26372/2005, от 9 марта 2006 г. по делу N А56-35653/04, ФАС Центрального округа от 19 июля 2006 г. по делу N А54-419/2006С11, от 27 апреля 2006 г. по делу N А35-10620/05-С2, ФАС Поволжского округа от 15 августа 2006 г. по делу N А65-39218/2005-СА1-32).

Пример 3. Суд указал, что сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по ст. 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 30 марта 2006 г. по делу N А12-29806/05-С51)

Пример 4. Налоговая инспекция пыталась наказать предприятие за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике по п. 2 ст. 126 НК РФ. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что направленное предприятию заказным письмом требование налоговой инспекции о представлении необходимых документов было возвращено почтой с пометкой, что адресат по указанному адресу отсутствует. Доказательств получения налогоплательщиком указанного требования налоговая инспекция арбитражному суду не представила, что позволило суду сделать вывод об отсутствии в противоправном бездействии вины налогоплательщика.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 февраля 2006 г. по делу N А26-6982/2005-23)

Форму вины при совершении налогового правонарушения определяет ст. 110 НК РФ. В силу п. 1 указанной статьи виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

По смыслу п. 2 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало или сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий либо бездействия (см. также Постановление ФАС Московского округа от 28 июня 2006 г., 30 июня 2006 г. по делу N КА-А40/5795-06).

Арбитражные суды подчеркивают: опровергая презумпцию невиновности налогоплательщика, налоговые органы обязаны прежде всего доказать, что налогоплательщик мог осознавать факт нарушения закона (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 июля 2006 г. по делу N А17-70/5-2005).

Налоговые органы обязаны указывать обстоятельства, свидетельствующие об умышленности совершенного налогового правонарушения. Если же инспекция не представит доказательств наличия у должностных лиц организации умысла, обусловившего совершение налогового правонарушения, суд откажет во взыскании штрафа (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 5 мая 2006 г. по делу N А29-11347/2005а, от 23 марта 2006 г. по делу N А29-6783/2005а).

Необходимо отметить, что за ряд налоговых правонарушений ответственность может наступать лишь при наличии умысла. В частности, п. 2 ст. 126 НК РФ устанавливает ответственность за представление предприятием налоговому органу заведомо недостоверных сведений (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15 сентября 2006 г. по делу N А05-4554/2006-13 и ФАС Западно-Сибирского округа от 9 марта 2006 г. по делу N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3)).

Отдельные статьи предусматривают повышенную меру ответственности за налоговые правонарушения, совершенные умышленно. Так, согласно ст. 122 НК РФ неуплата налога влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм налога, а то же действие, совершенное умышленно, — в размере 40% неуплаченного налога (см. также Постановления ФАС Московского округа от 26 апреля 2006 г., 19 апреля 2006 г. по делу N КА-А40/3139-06, ФАС Волго-Вятского округа от 22 февраля 2006 г. по делу N А29-8498/2005а). Отметим, что для наложения штрафа в большем размере налоговый орган должен доказать умышленный характер действий должностных лиц организации (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 июня 2006 г. по делу N А42-12674/2004-23, ФАС Волго-Вятского округа от 2 февраля 2006 г. по делу N А29-8189/2005а).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если совершившее его лицо не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ). Арбитражные суды рассматривают налоговые споры с учетом данных положений закона (Постановления ФАС Московского округа от 29 мая 2006 г. по делу N КА-А40/4412-06, ФАС Северо-Западного округа от 25 мая 2006 г. по делу N А56-18486/2005).

Пример 5. Суд установил, что индивидуальный предприниматель, ведя предпринимательскую деятельность с хозяйствующими субъектами, не проверил их правоспособность и принял от них документы, содержащие явно недостоверную информацию. Тем самым предприниматель взял на себя риск негативных последствий, таких как невозможность документально подтвердить обоснованность заявленных налоговых вычетов по НДС. В этом случае налогоплательщик должен был осознавать противоправный характер своих действий, а потому выводы налогового органа о совершении предпринимателем налогового правонарушения соответствуют налоговому законодательству и заявленные требования о взыскании налоговых санкций обоснованны.

(Постановление ФАС Центрального округа от 17 ноября 2005 г. по делу N А14-7482-2005/243/33)

Как следует из п. 4 ст. 110 НК РФ, вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения (см. также Постановления ФАС Московского округа от 10 марта 2006 г., 7 марта 2006 г. по делу N КА-А40/1379-06-П, ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2006 г. по делу N А42-10876/2005, ФАС Западно-Сибирского округа от 19 сентября 2006 г. по делу N Ф04-5986/2006(26430-А27-7), ФАС Центрального округа от 23 июня 2006 г. по делу N А48-7196/05).

Пример 6. Арбитражный суд отметил, что предприятие намеренно совершало действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, а его должностные лица осознавали противоправный характер данных действий, желали либо сознательно допускали наступление вредных последствий таких действий предприятия. Стало быть, правомерно решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности.

(Постановление ФАС Московского округа от 5 декабря 2005 г., 18 ноября 2005 г. по делу N КА-А40/11321-05)

Если налоговый орган не доказал вину должностных лиц организации в совершении налогового правонарушения, налогоплательщик не привлекается к налоговой ответственности (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 14 июля 2006 г. по делу N А36-4853/2005, от 27 июня 2005 г. по делу N А64-7485/05-13 и по делу N А64-7484/04-19).

Наказуемость

Совершение налогового правонарушения влечет за собой наступление негативных последствий для налогоплательщика, а именно взыскание налоговой санкции. Таким образом находит свое практическое выражение признак наказуемости деяния.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ (п. 5 ст. 23 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно и своевременно выполнить обязанность по уплате налога. Соблюдение указанной обязанности обеспечивается мерами государственного принуждения, в том числе наложением санкций (Постановление ФАС Московского округа от 24 мая 2006 г. по делу N КА-А41/4378-06). По смыслу ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (см. также Определение КС РФ от 10 июля 2003 г. N 316-О). Санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ.

Что касается различного рода штрафов, они по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового. Штраф носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение (Постановление КС РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П).

Как следует из ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Для выполнения этой публичной обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель также должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановления КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П).

В ряде случаев совершение налогового правонарушения влечет за собой не только взыскание штрафа, но и другие негативные последствия, например необходимость уплаты пеней. Однако пени по своей правовой природе не являются мерой ответственности, а относятся к одному из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

О.А.Мясников

К. ю. н.,

юрисконсульт

департамента налогов и права

компании "ФБК"

Статья 110. Формы вины при совершении налогового правонарушения. 1. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

2. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
3. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
4. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Комментарий к статье 110
1. Предусмотренные статьей формы вины — умысел и неосторожность. Различаются в зависимости от соотношения элементов сознания и воли в психическом отношении лица к совершенным им противоправным действиям (бездействию). Виновным может быть только вменяемое лицо, т.е. лицо, которое может отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.
2. Пункт 2 ст. 110 НК предусматривает два вида умысла — прямой и косвенный.
При прямом умысле лицо осознает противоправный характер своих действий (бездействия), предвидит их вредные последствия и желает их наступления. Такое определение прямого умысла применимо только к налоговым правонарушениям с материальным составом, т.е. правонарушениям, которые являются оконченными с момента наступления вредных последствий.
Примером такого правонарушения является правонарушение, предусмотренное п. 2 ст. 122 НК. Противоправное действие состоит в умышленном занижении налогооблагаемой базы или в умышленно неправильном исчислении налога по итогам налогового периода. Вредные последствия, на наступление которых направлен умысел лица при совершении указанных противоправных действий, — неуплата или неполная уплата налога. Следует заметить, что если такого последствия по каким бы то ни было причинам (в том числе и вопреки воле лица) не наступает, то ответственность по ст. 122 НК исключается.
Ряд налоговых правонарушений имеет формальный состав, т.е. правонарушение является оконченным с момента совершения лицом противоправного действия. В этом случае прямой умысел состоит в том, что лицо осознает противоправный характер своих действий и желает так действовать. Примером такого правонарушения является уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК).
3. Косвенный умысел состоит в том, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознает противоправный характер своих действий (бездействия), предвидит их вредные последствия и сознательно допускает наступление таких последствий.
Примером правонарушения, которое может быть совершено с косвенным умыслом, является правонарушение, предусмотренное п. 3 ст. 120 НК. Косвенный умысел возможен в отношении вредных последствий — занижения дохода.
4. Пункт 3 ст. 110 НК предусматривает одну форму неосторожности — небрежность. Неосторожное (небрежное) поведение лица имеет место в случае, если оно не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо не предвидело вредного характера их последствий, хотя должно было и могло это осознавать или предвидеть.
Долженствование сознавать и предвидеть — это объективный критерий неосторожности. Уплата налогов — конституционная обязанность каждого; следовательно, каждый должен исходить из наличия такой обязанности и необходимости ее надлежащего исполнения.

Service Temporarily Unavailable

Способность лица сознавать и предвидеть — это субъективный критерий неосторожности, он зависит от качеств конкретного лица и устанавливается судом.
5. Поскольку организация — это искусственная правовая конструкция, она не обладает собственным сознанием и психикой. Чтобы организация могла быть субъектом ответственности за налоговое правонарушение, законодатель вынужден сконструировать понятие и ее вины. Виной организации признается вина гражданина, являющегося должностным лицом или представителем этой организации, действие (бездействие) которого обусловили совершение налогового правонарушения.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Ответственность за совершение налоговых правонарушений. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сбоpax) деяние (действие или бездействие)

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сбоpax) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ установлена ответственность.

К налоговым правонарушениям относятся следующие:
а) нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
б) уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
в) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
г) непредставление налоговой декларации;
д) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
е) неуплата или неполная уплата сумм налога;
ж) незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение;
з) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
и) неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
к) несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

За вышеперечисленные налоговые правонарушения первой частью Налогового кодекса РФ предусмотрены налоговые санкции, о сущности которых будет рассказано ниже.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение данного правонарушения.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Статья 110 НК РФ. Формы вины при совершении налогового правонарушения

Смягчающими ответственность признаются следующие обстоятельства:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими.

Обстоятельством, отягощающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Это положение не действует при совершении следующих налоговых правонарушений: грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объемов налогообложения и недоплата или неполная уплата сумм налога.

Формами ответственности за совершение налоговых правонарушений являются административная и уголовная ответственности. Ведущим видом, мерой ответственности являются налоговые санкции, которые устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в установленном законодательством размере. При наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств установленный размер санкции подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза, а при наличии обстоятельств, отягчающих ответственность, установленный размер санкции (штрафа) увеличивается на 100%. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке, при этом налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

31. Пути повышения экономической эффективности налогового контроля на современном этапе развития налоговой системы. Стратегические задачи совершенствования системы налогового контроля.

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 176 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Налоговое правонарушение — виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Комментарий

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлена ответственность.

Это понятие определено статьей 106 НК РФ.

Налоговые санкции определены в главах 16 (для всех налогоплательщиков) и 18 (для банков).

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.

Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста (п. 2 ст. 107 НК РФ).

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения определены в ст. 108 НК РФ:

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора), страховых взносов и пени.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

7. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ)

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формы вины при совершении налогового правонарушения (ст. 110 НК РФ)

1. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

2. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

3. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (ст. 111 НК РФ)

При наличии указанных ниже обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому (расчетному) периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом);

4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 112 НК РФ)

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Подробнее: Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

Обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 112 НК РФ)

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа (п. 3 ст. 112 НК РФ).

При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 112 НК РФ), размер штрафа увеличивается на 100 процентов (п. 4 ст. 112 НК РФ).

Подробнее: Обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ)

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения определяет срок, в течение которого налоговый орган вправе привлечь к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения. Если срок давности по налоговым штрафам истек, то налоговый орган не вправе привлечь к ответственности налогоплательщика, несмотря на то, что правонарушение выявлено.

Пункт 1 статьи 113 НК РФ определяет правила:

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

Примечание

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения — статья 120 НК РФ

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) — статья 122 НК РФ

Случаи приостановления срока давности (п. 1.1. ст. 113 НК РФ):

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснило исчисление срока давности по ст. 122 НК РФ (п. 15):

"В силу пункта 1 статьи 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 122 Кодекса, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение.

При толковании данной нормы судам необходимо принимать во внимание, что деяния, ответственность за которые установлена статьей 122 НК РФ, состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.

Поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 Кодекса, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога."

Пример

Налогоплательщик занизил налоговую базу по налогу на прибыль за 2016 год. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ истекает 01.01.2021.

Налогоплательщик должен был уплатить налог по итогам 2016 года не позднее 28 марта 2017. Соответственно, срок давности в три года начинает течь с 01.01.2018.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения — три года со дня совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого оно было совершено (для правонарушений по ст. 120 и 122 НК).

Срок давности взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ)

Срок давности взыскания штрафов определяет срок, в течение которого налоговый орган вправе принудительно взыскать штраф, который не был уплачен добровольно, на основании выставленного требования.

Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 НК РФ, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 НК РФ (п. 1 ст. 115 НК РФ).

п. 3 ст. 46 НК РФ — Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

п. 1 ст. 47 НК РФ — Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

п. 2 ст. 48 НК РФ — Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Дополнительно

Правонарушение — виновно совершенное противоправное (в нарушение требований закона) деяние (действие или бездействие), совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом, за которое законом установлена ответственность.

Состав правонарушения — совокупность предусмотренных законом признаков деяния, которые определяют его как правонарушение и являются основанием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности.

Налоговые санкции — мера ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения — обстоятельства, при наличии которого размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза.

Обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения — совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.