Налоговый агент по НДС

Чтобы понять, кто же такие налоговые агенты по НДС можно провести аналогию с налоговыми агентами по НДФЛ.

Налоговый агент по НДС также как и налоговый агент по НДФЛ, исчисляет и удерживает налог из дохода, который выплачивает арендодателю в виде арендной платы. При этом НА по НДС должен не просто удержать налог, но и уплатить его в бюджет, а также представить декларацию по НДС в ИФНС.

Российские компании и ИП (в т.ч неплательщики НДС) являются налоговыми агентами по НДС, если выполняется одновременно следующие условия (абз. 1 п.

Налоговый агент по ндс: ответственность расчет обязанности

3 ст. 161 НК РФ):

  • арендуется федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество;
  • арендодатель является органом государственной власти и управления, органами местного самоуправления.

Организация не будет удерживать и платить НДС в бюджет если:

  • арендованное имущество принадлежит арендодателю на праве оперативного управления или на праве хозяйственного ведения. В этом случае плательщиком НДС является сам арендодатель (Письмо Минфина РФ от 11.07. 2017 N 03-07-11/43774);
  • арендуется имущество у казенного учреждения (бюджетного, автономного), т.к. услуги, оказываемые казенными учреждениями по предоставлению в аренду муниципального имущества не признаются объектом налогообложения (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 24.03.2013 N 03-07-15/12713);
  • арендная плата за земельный участок относится к платежам в бюджет за право пользования участком, а право пользования природными ресурсами не облагается НДС (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 04.03.2016 N 03-07-07/12728, Письмо Минфина РФ от 12.02.2016 N 03-07-11/7487);
  • Организация является государственным (муниципальным) унитарным предприятием или некоммерческой организацией, которая получила в безвозмездное пользование объект имущества, т.к. в данном случае аренда не является объектом налогообложения(пп. 5, пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Государственная регистрация договора аренды не является обязательным требованием при исполнении обязанностей налогового агента по НДС (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2013 N Ф03-2972/2013, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 04.05.2006, 26.04.2006 N Ф09-А59/06-2/1048, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.06.2007 N А12-12261/06-С60).

Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Согласно со ст. 161 НК РФ в отношении НДС налоговыми агентами признаются:

1. организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п. 1, 2 ст. 161);

2. арендаторы федерального и муниципального имущества, имущества субъектов РФ (п. 3 ст. 161);

3. покупатели государственного имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (п. 3 ст. 161);

4. организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозных ценностей, кладов, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству (п. 4 ст. 161);

5. покупатели имущества и/или имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (п. 4.1 ст. 161);

6. организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и осуществляющие предпринимательскую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, с не состоящими на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков иностранными лицами (п. 5 ст. 161).

По смыслу ст. 24 и 161 НК РФ налоговые агенты являются посредниками по уплате НДС между государством и контрагентом по хозяйственной операции, который либо не является плательщиком налогов по российскому законодательству, либо не зарегистрирован в качестве налогоплательщика в РФ (иностранная организация).

Из этого следует, что налоговые агенты по НДС обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых контрагенту по хозяйственной операции, и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Как правило, в этом случае НДС исчисляется с применением расчетных ставок 18/118 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Удержанную сумму НДС налоговый агент обязан в полном объеме перечислить в бюджет по месту своего нахождения (п. 4 ст. 173 НК РФ). Соответственно налоговый агент представляет в налоговые органы по месту своего учета и налоговую декларацию.

Налоговые агенты, применяющие общую систему налогообложения, могут принять к вычету сумму НДС, исчисленную ими, удержанную ими у контрагента по хозяйственной операции и перечисленную в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ). Этимправом на вычет налоговые агенты могут воспользоваться при следующих условиях:

1. При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ) и местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ).

2. При аренде государственного или муниципального имущества непосредственно у органов государственной власти или местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);

3. При приобретении (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

При перечислении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящей поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг налоговые агенты могут воспользоваться налоговым вычетом только после того, как товары (работы, услуги) будут приняты к учету.

Вместе с тем налоговым законодательством предусмотрены случаи, при наступлении которых налоговый агент не может воспользоваться правом на вычет. К этим случаям относятся:

1. освобождение налогоплательщика от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика»;

2. реализация налогоплательщиком конфискованных имущества и ценностей бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ);

3. реализация налогоплательщиком в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Наиболее общие случаи, определяющие порядок исчисления налоговыми агентами налоговой базы, регулируются ст. 161 Налогового кодекса «Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами». При исчислении налоговым агентом НДС налоговая база определяется отдельно по каждому объекту сделки.

Ситуация 1. (п.1 ст. 161)

Иностранная организация ведет хозяйственную деятельность на территории РФ, но при этом в качестве налогоплательщика в РФ не зарегистрирована.

Налоговый агент по НДС: кто должен платить «чужие» налоги

Однако получая доход на территории РФ, она все-таки обязана заплатить НДС. В этой ситуации российская организация, являющаяся контрагентом иностранной организации, приобретает статус налогового агента. Это означает, что российская организация должна исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДС за иностранную организацию. Кроме этого предполагается, что российская сторона при совершении сделки с иностранным партнером приобретает у него в собственность товары (работ, услуги).

Налоговая база в этом случае «…определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога».

Из этой нормы Налогового кодекса следует, что налоговый агент обязан, перечисляя в качестве оплаты денежные средства иностранному лицу, исчислить по соответствующей расчетной налоговой ставке НДС и перечислить его бюджет. Расчет производится по следующей формуле:

( 14 )

Где:

− налог на добавленную стоимость, исчисленный налоговым агентом для перечисления в бюджет, руб.

−стоимость товара (работ, услуг) по договору, руб.;

− расчетная ставка НДС (18/118 или 10/110).

Пример 9.

Иностранная организация, ведущая свою хозяйственную деятельность на территории РФ, но не зарегистрированная в качестве налогоплательщика, продала российской организации товар стоимостью 580 000 руб.

В этом случае российская сторона будет являться налоговым агентом. Согласно п.1 ст. 161 налоговой базой будет являться стоимость реализованных товаров.

Товар, проданный иностранной организацией, облагается по ставке 18%. Следовательно, НДС, исчисленный налоговым агентом, будет равен:

580 000 руб. x 18/118 = 88 474 руб.

Соответственно российская сторона перечислит иностранной организации:

580 000 руб. − 88 474 руб. = 491 526 руб.

Ситуация 2 (абз.1 п.3 ст. 161)

Если организация или индивидуальный предприниматель являются на территории РФ арендаторами имущества, предоставляемого органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями, то арендатор этого имущества признается налоговым агентом.

Налоговая база определяется « … как сумма арендной платы с учетом налога». Следовательно, налоговый агент обязан удержать из дохода, перечисляемого арендодателю НДС и перечислить его в бюджет. В этом случае также применяется расчетная ставка и сам расчет проводится по формуле ( 12 ).

Пример 10.

Организация арендует у Комитета по управлению государственным имуществом (КУГИ) помещение. Стоимость аренды по договору составляет 350 000 руб. в месяц. Эта сумма арендной платы является доходом КУГИ. Следовательно, арендатор, являясь налоговым агентом и руководствуясь абз.1 п.3 ст. 161, обязан удержать из этого дохода НДС и перечислить его в бюджет.

Расчет НДС будет выглядеть следующим образом:

350 000 руб. 18/118 = 53 390 руб.

Соответственно эта сумма должна перечисляться в бюджет.

Ситуация 3 (абз.2 п.3 ст. 161)

При реализации или передаче на территории Российской Федерации государственного имущества всех уровней власти и не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями налоговым агентами признаются покупатели (получатели) этого имущества.

Налоговой базой в этом случае для исчисления НДС будет считаться «…сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога». Это означает, что налоговый агент обязан при перечислении дохода продавцу этого имущества, применив расчетную ставку, рассчитать НДС, его удержать и перечислить в бюджет. Расчет налога проводится по формуле ( 12 ).

Ситуация 4. (п.4 ст. 161)

В случае реализации:

Ø имущества, конфискованного по решению суда;

Ø бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей;

Ø ценностей, перешедших по праву наследования государству

налоговая база определяется «…исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров)». В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Сумма НДС, подлежащая удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, будет исчисляться следующим образом:

( 15 )

Где:

Ц — стоимость реализуемого имущества, руб.;

Нст — налоговая ставка (18% или 10%)

Ситуация 5 (п.4.1 ст. 161)

Если организация реализует имущество и/или имущественные права должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, то налоговая база определяется как «…сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога». Это означает, что налоговый агент при расчете суммы НДС, подлежащей перечислению в бюджет, должен применить соответствующую расчетную ставку.

Ситуация 6. (п.5 ст. 161)

При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами.

В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как «…стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога».

Расчет НДС налоговым агентом, подлежащего уплате в бюджет, будет производиться по формуле ( 12).

Пример 10.

Иностранная организация поручила российской организации продать ее товар на территории РФ. Для этого между этими партнерами был заключен договор поручения, то есть российская фирма действует по договору поручения и собственником товара не становится. Иностранная организация на учете в российской налоговой инспекции не состоит. Это означает, российская сторона по договору должна заплатить НДС в бюджет за иностранную организацию.

Стоимость переданных на реализацию товаров без учета НДС составляет 200 000 руб., то есть согласно договору поручения российская организация должна перечислить иностранной организации эту сумму.

Сумма налога, которую российская организация как налоговый агент должна перечислить в бюджет, составит:

200 000 руб. x 18% = 36 000 руб.

Продажная стоимость импортных товаров составит:

200 000 руб. + 36 000 руб. = 236 000 руб.

НДС в качестве налогового агента

Если в ходе исполнения договора организация выступает в качестве налогового агента по НДС в соответствии со ст. 161 НК РФ, то устанавливается флаг «Организация выступает в качестве налогового агента по НДС». После этого становится доступным поле «Причина возникновения обязанности», в котором нужно указать причину, по которой возникла обязанность налогового агента (например, аренда государственного имущества). Это важные реквизиты, необходимые для правильного учета НДС, исчисляемого налоговым агентом

Список пользователей

Чтобы пользователь имел возможность войти в систему, его необходимо зарегистрировать в списке пользователей, назначить ему интерфейс и доступные роли (см. ниже). Администратор всегда может узнать, кто подключен к информационной базе в данный момент.

Система 1С: Предприятие 8.0 поддерживает механизм ролей пользователей, являющийся важным элементом в системе контроля доступа. Роль – это совокупность прав доступа к объектам информационной базы. У одного пользователя может быть несколько ролей.

В системе 1С: Предприятие существует возможность создания списка пользователей, которым разрешена работа с системой. Этот список будет использоваться для авторизации пользователя при его входе в систему. Для каждого пользователя может быть установлен пароль на вход в систему. Пароль используется для подтверждения прав пользователей на работу в системе 1С: Предприятие. Список пользователей системы 1С: Предприятие не является частью конфигурации задачи: он создается отдельно в конкретной организации, в которой используется система.

Список пользователей вызывается на экран выбором пункта Администрирование—Пользователи.

Диалог пользователь содержит все свойства пользователя, выбранного в списке пользователей, и позволяет их редактировать. Свойства разделены на две закладки:

Закладка Основные

Имя:

краткое имя пользователя. Оно должно состоять из одного слова и быть уникальным среди всех пользователей данной информационной базы. Это имя должно быть введено при старте 1С: Предприятия в диалоге аутентификации пользователя.

Полное имя:

произвольная информация о пользователе, полезная при просмотре списка пользователей. Используется только при отображении пользователей.

Аутентификация 1С:Предприятия:

пользователь может быть аутентифицирован средствами 1С:Предприятия посредством ввода его имени и пароля (в диалоге аутентификации, в виде параметров командной строки или строки соединения с COM-сервером).

Пароль:

пароль пользователя для аутентификации. Используется, если включена Аутентификация 1С:Предприятия.

Подтверждение пароля:

пароль пользователя для аутентификации. Требуется два раза ввести одинаковый пароль, чтобы избежать ошибок при написании пароля. Используется, если включена Аутентификация 1С:Предприятия.

Показывать в списке выбора:

имя пользователя должно быть включено в список выбора пользователей в диалоге аутентификации при старте 1С:Предприятия.

Аутентификация Windows:

пользователь может быть аутентифицирован неявно средствами Windows. Для этого пользователю должен быть поставлен в соответствие некоторый Windows-пользователь. Если при старте 1С:Предприятия залогинен указанный пользователь Windows, то пользователь 1С:Предприятия, которому поставлен в соответствие этот пользователь Windows, считается аутентифицированным, и диалог аутентификации 1С:Предприятия не отображается.

Пользователь:

имя Windows-пользователя для аутентификации средствами Windows в формате: \\имя_домена\имя_пользователя. Windows-пользователь может быть набран явно или выбран из доменов и пользователей, видимых с данного компьютера.

Закладка Прочие

Доступные роли:

список ролей, определенных в данной конфигурации.

Организация налоговый агент по ндс это

Роли, доступные данному пользователю, должны быть помечены.

Основной интерфейс:

основной интерфейс данного пользователя может быть выбран из интерфейсов, определенных в данной конфигурации.

Язык:

язык и национальные настройки, используемые при работе данного пользователя.

После того, как в конфигураторе был добавлен новый пользователь, мы запустим «1С: Бухгалтерию в режиме 1С:Предприятие. Далее мы подредактируем справочник „Пользователи“. Этот справочник предназначен для хранения списка пользователей, которым разрешена работа с системой 1С:Предприятие.

Основное назначение справочника – идентификация пользователя при начале работы с конфигурацией. Чаще всего содержимое этого справочника повторяет список пользователей, создаваемый в Конфигураторе.

При запуске 1С:Предприятия от имени пользователя, зафиксированного в Конфигураторе, но отсутствующего в справочнике пользователей, он автоматически помещается туда, и об этом выдается сообщение.

Для каждого пользователя могут быть заданы настройки и значения по умолчанию.

В качестве настроек и значений по умолчанию для пользователей могут быть заданы следующие настройки:

√ Основная дата начала отчетов – это дата, которая будет проставляться в отчеты в качестве начальной даты интервала, за которую будет построен отчет.

√ Основная единица по классификатору, Основная ставка НДС– единица измерения и ставка НДС, которые будут проставляться по умолчанию при оформлении новых записей позиций номенклатуры.

√ Основная валюта взаиморасчетов – валюта взаиморасчетов, которая будет использована в качестве валюты по умолчанию при оформлении новых договоров с контрагентами.

√ Основная организация, основной склад, основное подразделение, основной тип цен продажи– те значения, которые будут использованы при оформлении новых документов.

√ Основной ответственный – это тот сотрудник, который контролирует действия пользователя и отвечает за правильность оформления документов. В качестве ответственного сотрудника может быть, например, менеджер по закупкам, который отвечает за оформление операции покупки. В то же время конкретные документы могут выписывать различные пользователи: документы поступления выписывает кладовщик, а документы оплаты регистрирует кассир или бухгалтер. Информация об ответственном сотруднике, заданным по умолчанию для пользователя, в дальнейшем будет заполняться при оформлении новых документов. В качестве ответственного сотрудника может быть назначен и сам пользователь.

√ Контроль корреспонденции счетов – при установке данного флага при проведении документов будет контролироваться правильность корреспонденции счетов бухгалтерского и налогового учета в документа.

Для каждого пользователя может быть задан определенный набор прав, который определяется теми ролями, которые назначаются пользователю. Одни и те же роли могут быть назначены нескольким пользователям.

Задание ролей, определение прав доступа и интерфейс для каждого пользователя производится в конфигураторе. Подробнее о том, как назначить роли пользователям и как установить права доступа и интерфейс можно прочитать в книге «Конфигурирование и администрирование».

Поиск Лекций

Особенности исчисления и уплаты НДС

Тема 4. Федеральные налоги и сборы

4.1 Особенности исчисления и уплаты НДС

4.2. Налог на доходы физических лиц

4.3. Налог на прибыль организаций

4.4. Прочие федеральные налоги и сборы

Особенности исчисления и уплаты НДС

Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся (добавляется) на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Величина НДС добавляется к цене товаров, работ и услуг, таким образом, НДС для организаций является ценообразующим налогом.

Согласно НК РФ налогоплательщиками НДС являются:

— организации вне зависимости от видов деятельности, организационно-правовых форм, численности и т.д. К организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, и иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.

— индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы фермерских хозяйств.

— лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели (за исключением НДС, уплачиваемого при таможенном оформлении импортируемых товаров):

— применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);

— применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в отношении операций, облагаемых ЕНВД;

— применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХ);

Освобождаются от НДС организации или индивидуальные предприниматели, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей (без учета НДС) не превысила в совокупности 2 млн. рублей.

Для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС, необходимо представить в налоговый орган не позднее 20 числа месяца, начиная с которого они используют право на освобождение (в течение 12 календарных месяцев), письменное уведомление и соответствующие документы.

Объектом обложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в частности:

— реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, передача имущественных прав, включая безвозмездную передачу товаров, безвозмездное выполнение работ, оказание услуг;

— передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизацию) и не учитываются при обложении налогом на прибыль;

— выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— ввоз товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Местом реализации товаров признается территория РФ если:

— товар находится в РФ и не отгружается и не транспортируется. Поэтому любой объект недвижимости, находящийся в РФ и проданный иностранной организации, считается реализованным в России.

— товар в момент отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Отдельные хозяйственные операции по реализации (передаче) товаров (работ, услуг) не образуют объекта налогообложения по НДС, исчислять и уплачивать НДС при их осуществлении не требуется. Эти операции определены в п. 2 ст. 146 НК РФ. КОНСПЕКТ

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) являются контракты, заключенный с иностранными или российскими лицами, документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Особенностью расчета НДС является применение в налоговом производстве России счетов-фактур. Счёт-фактура – налоговый документ, строго установленного образца, оформляемый продавцом товаров (работ, услуг), на которого в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложена обязанность уплаты в бюджет НДС. Счет-фактура применяется для налогового учета НДС. Счёт-фактура содержит в себе информацию о наименовании и реквизитах продавца и покупателя, перечне товаров или услуг, их цене, стоимости, ставке и сумме НДС, прочих показателях. Сумма НДС, предъявляемая покупателю, исчисляется по каждому виду товаров.

Налоговый агент по НДС в 2017 году

Счета-фактуры выставляются не позднее 5 дней, со дня отгрузки товаров (выполнения работ и услуг). Во всех расчетных документах налог выделяется отдельной строкой. По необлагаемым НДС операциям в расчетных документах налог не выделяется и ставится штамп «Без налога НДС». При этом расчетные и первичные документы и счета-фактуры оформляются без выделения сумм НДС. В розничной сети на ценниках НДС не выделяется.

Счет-фактура является основным документом, по которому предоставляется вычет и возмещение по НДС.

Действующее российское законодательство по НДС предусматривает несколько ставок налога: 18%, 10% и 0%. Кроме того, при осуществлении некоторых видов налогооблагаемых операций исчисление налога производится с помощью, так называемой, расчетной ставки. Пунктом 4 статьи 164 НК РФ определено, что расчетная ставка НДС представляет собой процентное отношение «прямой» налоговой ставки в размере 10% или 18% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер «прямой» ставки НДС. Иначе говоря, статья 164 НК РФ предполагает наличие двух расчетных ставок НДС: 10/110 или 18/118.

Случаи, когда исчисление суммы налога производится налогоплательщиком НДС, исходя из расчетной ставки налога, также перечислены в пункте 4 статьи 164 НК РФ. К ним относятся:

— получение денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 НК РФ;

— получение оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 155 НК РФ;

— удержание налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 161 НК РФ;

— реализация имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ.

Размер применяемой налоговой ставки зависит от вида товаров (работ, услуг) и момента определения налоговой базы. Ставки налога на добавленную стоимость – ст. 164 НК РФ — КОНСПЕКТ

Налоговый кодекс в ст. 149 предусматривает ряд льгот по НДС. Условно их можно разделить на три группы – льготы, предоставляемые:

— при реализации определенных видов товаров (работ, услуг);

— определенным категориям фирм и предпринимателей;

— при осуществлении определенных операций.

1. Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг). Льготированию подлежит:

— реализация почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов;

— реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

— реализация медицинских товаров по перечню, утвержденному Правительством России;

— реализация монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных);

— производство продуктов питания для учебных, медицинских и детских дошкольных учреждений;

— оказание медицинские услуги;

— услуги по перевозке пассажиров городского и пригородного сообщения;

— реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них и др.

2. Льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей. К таким категориям относят:

— услуги в сфере образования;

— реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли;

— услуги учреждений культуры и искусства в сфере культуры и искусства, реализацию входных билетов организациями физкультуры и спорта;

— работы организаций кинематографии по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

— реализацию товаров (работ, услуг) общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;

— услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, детских оздоровительных лагерей на территории России, оформленные путевками или курсовками;

— реализацию продукции сельскохозяйственными производителями;

— банковские операции и обслуживание банковских карт;

— услуги по страхованию;

— услуги по негосударственному пенсионному обеспечению;

— услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях и др.

3. Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций. В частности, к таким операциям относят:

— предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации;

— выдачу займов в денежной форме и оказание финансовых услуг по предоставлению таких займов;

— реализацию долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок;

— работы, выполняемые в процессе реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих;

— передачу товаров, работ, услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;

— уступку (приобретение) прав (требований) кредитора по договорам займа и кредитным договорам;

— выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет бюджетных средств и в целях создания новой продукции и технологий;

— предоставление в пользование жилых помещений и др.

В некоторых случаях налогоплательщику оказывается выгоднее уплатить налог, чем воспользоваться предоставляемыми льготами, в таком случае налогоплательщики вправе отказаться от освобождения от налогообложения (минимальный срок отказа не менее 1 года), представив соответствующее заявление в налоговый орган в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться или приостановить использование освобождения.

Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых НДС операций.

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 — 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

При применении при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду, облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Если налогоплательщик осуществляет операции, облагаемые НДС только по одной ставке (10, 18 или расчетная), то сумма налога определяется по формуле:

НДС = НБ x Ст,

где: НДС — сумма налога на добавленную стоимость;

НБ — налоговая база по НДС, облагаемая по соответствующей ставке;

Ст — соответствующая ставка НДС (в %)

Если налогоплательщик НДС осуществляет операции, облагаемые по разным ставкам, то сумма налога определяется им по формуле:

НДС = НБ10 x 10% + НБ18 x 18% + НБ10/110 x (10% : 110%)+

+ НБ18/118 x (18% : 118%)

где: НДС — общая сумма налога на добавленную стоимость;

НБ10 — налоговая база, облагаемая по ставке 10%;

НБ18 — налоговая база, облагаемая по ставке 18%;

НБ10/110 — налоговая база, облагаемая по расчетной ставке 10/110;

НБ18/118 — налоговая база, облагаемая по расчетной ставке 18/118.

При исчислении общей суммы налога необходимо учитывать, что общая сумма налога:

— исчисляется по итогам налогового периода (квартала);

— определяется только по тем операциям, момент определения налоговой базы по которым относится к данному налоговому периоду;

— определяется налогоплательщиком с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в данном налоговом периоде.

Уплата НДС производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговый период для НДС — квартал.

Налоговые вычеты представляют собой уменьшение общей суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям, на суммы налога, предъявленные поставщикам товаров (работ и услуг) или уплаченные налогоплательщиками по иным основаниям (с авансов и др.) в соответствии со статьей 171 НК РФ.

Налоговые вычеты у покупателя товаров (работ и услуг) и имущественных прав возникают в двух случаях:

1) при перечислении аванса (предварительной оплаты):

— для этого необходимо оформить правильно оформленную счет-фактуры, выставленную продавцом при получении аванса;

— подтвердить факт оплаты документами, т.е. платежным поручением;

— обязательное наличие в договоре условия, что расчеты будут производиться по предварительной оплате. При не выполнении одного из этих условий право на вычет налогоплательщик не имеет.

2) при оприходовании товаров (работ и услуг) и имущественных прав.

Право на вычет налогоплательщик имеет при выполнении следующих условий:

— товары (работ и услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС;

— товары (работ и услуги), имущественные права приняты к учету;

— имеется правильно оформленный счет-фактура поставщика, в котором сумма НДС выделена отдельной строкой.

Вычеты сумм налога осуществляются в момент определения налоговой базы.

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную к уплате в бюджет, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Налоговый орган в течение 7 дней по окончании камеральной проверки обязан принять решение о возмещении сумм налога, если при проведении проверки не были выявлены нарушения налогового законодательства. Если нарушения выявлены, то составляется акт проверки, по результатам которой выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо отказе в привлечении. Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении полностью или частично суммы НДС, заявленной к возмещению (либо об отказе к возмещению полностью или частично). Со дня принятия решения налоговый орган обязан сообщить в пятидневный срок организации.

По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

Налоговая декларация по НДС представляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в электронном виде в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Составлять и сдавать декларации по местонахождению обособленных подразделений не нужно. Вся сумма налога поступает в доход федерального бюджета.

Например, за первый квартал 2016 года декларацию по НДС необходимо представить до 25 апреля 2016 года.

В случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока могут быть приостановлены операции по счетам (п.3 ст. 76 НК РФ).

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных