Налоговый кодекс РФ

Налоговый кодекс Российской Федерации — основополагающий документ законодательства по налогам и сборам.

Сокращенно Налоговый кодекс Российской Федерации упоминают как НК РФ или просто НК.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первую иногда называют как Общая часть, а часть вторую, как Специальная или Особенная часть.

Часть первая

Полное название документа — "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ

Часть первая регулирует общие вопросы налогообложения. Поэтому ее иногда называют как Общая часть. Часть первая НК РФ состоит из разделов:

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 (действующая редакция)

СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Часть вторая

Полное название документа — "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ

Часть вторая регулирует порядок исчисления и уплаты конкретных налогов. Поэтому вторую часть иногда называют как Специальная или Особенная часть. Вторая часть НК РФ состоит из разделов:

Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья НК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Такой порядок отличается от общепринятого порядка нумерации частей нормативных актов — статья, часть, пункт.

Пример

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах — статья

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: — пункт

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; — подпункт

Пример

Статья 250. Внереализационные доходы — статья

В целях настоящей главы внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса. — абзац 1

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы: — абзац 2

1) от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации; — пункт 1

2) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту (особенности определения доходов банков от этих операций устанавливаются статьей 290 настоящего Кодекса); — пункт 2

3) в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; — пункт 3

Так, в тексте НК РФ есть ссылка на ст. 250 (п. 5 ст. 427 НК РФ):

"В целях настоящего пункта сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, при этом в нее не включаются доходы, указанные в пунктах 2 и 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса."

Дополнительно

Материалы по теме "Налоговый контроль"

Внешние ссылки

Налоговый кодекс Российской Федерации — часть 1 (consultant.ru)

Налоговый кодекс Российской Федерации — часть 2 (consultant.ru)

Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированныйзаконодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации.

Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Первая часть

Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации31 июля1998 года, вступила в силу с 1 января1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть

Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа2000 года, вступила в силу с 1 января2001 года.

Налоговый кодекс РФ (НК РФ)

Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:

С 1 января 2002 года введены:

С 1 января 2003 года введены также:

В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

И лишь с 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

С 1 января 2015 года действует глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации, которой регулируется налог на имущество физических лиц.

См. также

CC© wikiredia.ru

Налоговый кодекс РФ

  • 3.1. Источники налогового права: понятие и классификация
  • 3.2. Налоговый кодекс Российской Федерации
  • 3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству
  • 3.4. Индивидуальные налогово-правовые акты
  • 3.5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений
  • Лекция 3. Источники налогового права

    3.1. Источники налогового права: понятие и классификация

    Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.

    Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.

    Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит:

    1. международные договоры Российской Федерации,

    2. Налоговый Кодекс РФ,

    3. федеральные законы и законы Российской Федерации,

    4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ

    5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

    Значение источников налогового права:

    – они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

    – источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях.

    Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условии:

    а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;

    б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

    Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента из официального опубликования.

    Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.

    Источники налогового права обладают следующими свойствами:

    – формальная определенность;

    – общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

    – законность, заключающаяся в наличии юридической силы.

    Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их иных нормативно-правовых актов:

    – они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права

    – принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ.

    – источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства.

    3.2. Налоговый кодекс Российской Федерации

    НК РФ – первый опыт кодификации налогового законодательства в Российской Федерации. Цель кодификации состоит в том, чтобы систематизировать и законодательно закрепить органичность, взаимосвязанность и взаимозависимость правовых норм, устранив произвол в их понимании и применении.

    НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты этой сферы могут быть приняты только при условии соответствия нормам НК РФ.

    НК РФ определяет правовую базу регулирования всех стадий налоговых отношений. В нем:

    – закреплен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

    – определены основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;

    – установлен порядок проведения налогового контроля, виды налоговых проверок, сроки их проведения и периодичность, оформление результатов проверок;

    – закреплены общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение;

    – регламентирован порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

    Таким образом, НК РФ является кодифицированным источником законодательства о налогах и сборах.

    НК РФ состоит из двух частей.

    Часть первая НК РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ принята Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года. Данный законодательный акт был введен в действие с 1 января 1999 года, он состоит из 7 разделов, 20 глав, 142 статей.

    Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в РФ; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    Вторая часть НК РФ регламентирует порядку исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, а также специальным налоговым режимам.

    Часть вторая НК РФ принята Государственной Думой 19 июля 2000 года и одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года. В ее состав входят 4 раздела, 11 глав, 256 статей.

    НК РФ нормативный правовой акт прямого действия, который исключает детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.

    Со времени издания НК РФ прошло 6 лет. Между тем за этот, относительно небольшой, период законодатель успел издать около 50 федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в этот важный нормативный акт.

    3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству

    Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

    Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

    НК РФ разделяет нормативно-правовые акты по органам государственной власти

    – нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,

    – нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ,

    – нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

    Соответственно федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

    Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

    Налоговое законодательство оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

    1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка;

    2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

    3) изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

    4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

    5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

    6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

    7) изменяет основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

    8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении;

    9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

    По общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие такого документа или изменить его соответствующим образом.

    3.4. Индивидуальные налогово-правовые акты

    Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

    Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты:

    – имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;

    – являются властными и обязательными для исполнения;

    – не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права;

    – выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т.

    е. осуществляют локальное правовое регулирование;

    – применяются однократно и на других субъектов не распространяется;

    – обеспечиваются государственным принуждением.

    Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.

    Характерные черты индивидуальных правовых актов:

    – особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;

    – официальное решение, принятое органом публичного управления;

    – предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.

    Классификация:

    1) по субъектам, их принимающим (издающим):

    – налоговыми органами – (большинство актов),

    – финансовыми органами – (решение об изменении срока уплаты налогов и сборов),

    – таможенными органами – (решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика),

    – органами государственных внебюджетных фондов – решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды,

    – органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины – (решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, ОВД).

    2) по направленности действия:

    – правообеспечительные – акты, которые гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их прав и обязанностей (решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика),

    – правоисполнительные – акты, которые обеспечивают принудительную реализацию неисполненных или ненадлежащее исполненных налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора (решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика),

    – правоохранительные – (решения руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения).

    3) по характеру правового воздействия:

    – регулятивные – обеспечивают реализацию диспозитивных регулятивных норм налогового права, властно подтверждая или определяя права и обязанности субъектов налогового правоотношения,

    – охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

    4) по форме:

    – договорные – договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита,

    – недоговорные – все остальные.

    3.5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений

    Конституционный характер правового регулирования распространяется на широкую сферу отношений, составляющих предмет налогового права. На основе этого возникает двухуровневая система внутригосударственных источников налогового права: а) Конституция РФ и решения КС РФ, определяющие общие начала налогообложения; б) базирующееся на указанном конституционном слое налогового права собственно налоговое законодательство, в основе которого лежит НК РФ.

    К источникам налогового права относятся не все акты КС РФ, а, прежде всего те постановления и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права или толкуют те положения Конституции РФ, которые необходимы для уяснения значения отдельных норм и институтов налогового права.

    Юридическая сила и место в иерархической структуре источников налогового права:

    – решения Конституционного Суда РФ являются обязательными для всех правоприменителей;

    – как акт конституционного контроля, представляет разновидность судебной практики;

    – решения, являясь актами правосудия, обладают определенными характеристиками правоприменительного акта и одновременно приобретают черты нормативно-правового акта.

    Правовые позиции КС РФ с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой – предопределяют специфику данного вида правовых источников.

    Правовые позиции Конституционного Суда РФ – аргументированные, получившие обоснование в процедуре конституционного правосудия оценок и представлений по вопросам права в рамках решения, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела.

    Основные характеристики позиций Конституционного Суда РФ:

    > итогово-обощающий характер.

    > оценочная, аксиологическая природа правовых позиций.

    > правовые позиции Конституционного Суда РФ – результат истолкования конкретных положений налогового законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений.

    > концептуальный характер.

    > общий характер.

    > юридическая обязательность.

    > правовые позиции Конституционного Суда РФ находятся в сложных взаимосвязях с корреспондирующими им правовыми позициями законодателя.

    Виды правовых позиций:

    1. по юридической форме – в рамках постановлений или определений.

    2. по видам налогов – правовые позиции в области федеральных, региональных, местных налогов.

    Налоговый кодекс

    по сферам налоговых отношений – в сферах установления налогов, исполнения обязанности по уплате налога и сбора, налогового контроля.

    Виды решений Конституционного Суда РФ:

    1. Решения Конституционного Суда РФ по обоснованию и толкованию принципов налогообложения.

    2. Решения по вопросу толкования ст. 57 Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов.

    3. Решения о недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах.

    4. Решения о ясности и определенности правового регулирования в сфере налогообложения как необходимом условии соблюдения ст. 19 Конституции РФ.

    5. Публично-правовой характер налогов и решения Конституционного Суда РФ об ответственности за налоговые правонарушения.

    Налоговый кодекс РФ — Введение