Налоговый контроль

Содержание

Финансы и кредит / Финансовое право / 5.4      Налоговый контроль: понятие, виды, формы и принципы налогового контроля

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Различают следующие виды налогового контроля:

1) по времени проведения контрольных мероприятий:

— предварительный;

— текущий;

— последующий;

2) по субъектному составу проеряющих органов:

— контроль налоговых органов;

— контроль таможенных органов;

— контроль финансовых органов;

— контроль органов внутренних дел;

3) в зависимости от места проведения налогового контроля:

— камеральный;

— выездной;

4) в зависимости от объекта налогового контроля:

— документальный;

— фактический.

Формы налогового контроля, предусмотренны п. 1 ст. 82 НК РФ к ним относятся:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • иные формы, предусмотреные НК РФ

Принципами налогового контроля являются:

1) законность проводимых мероприятий налогового контроля. Проведение налогового контроля в формах, не предусмотренных НК РФ, не допускается. Проведение налогового контроля воз можно только по основаниям и в порядке, установленном НК РФ;

соблюдение пpaвовой процедуры. Налоговый кодекс РФ содержит требования к оформлению процессуальных документов, составляемых в ходе мероприятий налого

1) вого контроля. Несоблюдение процессуальных требований является основанием для отмены решений налогового органа;

2) соблюдение налоговой тайны. Сведения о налогоплательщике, полученные в ходе мероприятий налогового контроля, не могут разглашаться иначе как на основаниях, предусмотренных законодательством;

3) недопустимость причинения вреда при проведении мероприятий налогового контроля. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей;

4) соблюдение установленных презумпций и прав налогоплательщика.

Налоговые органы и таможенные органы при осуществлении налогового контроля должны соблюдать презумпции и права налогоплательщиков, уважение их личных прав и имущественных интересов.

Основными формами налогового контроля согласно ст. 87 – 100 НК РФ являются налоговые проверки: камеральная и выездная (рис. 5.2).

Налоговые проверки могут охватывать не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), предшествующих году проверки. Налоговым кодексом РФ определен порядок:

  • участия свидетелей (ст. 90);
  • доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение (ст. 91);
  • осмотра помещений при проведении выездной налоговой проверки (ст. 92);
  • истребования документов (ст. 93, 93.1);
  • выемки документов и предметов при проведении выездных налоговых проверок (ст. 94);
  • проведения экспертизы при проведении выезных налоговых проверок (ст. 95);
  • привлечения специалистов (ст. 96);
  • участия переводчиков (ст.

Тема 5:Налоговый контроль .

97);

  • участия понятых (ст. 98);
  • составления протоколов (ст. 99);
  • оформления результатов выездной налоговой проверки (ст. 100).

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится:

  • по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;

уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) налоговой декларации (расчетов) и доку

  • ментов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Камеральная налоговая проверка проводится в обязательном порядке для проверки обоснованности суммы НДС, заявленной к возмещению. Если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия представленных сведений сведениям, имеющимся у налогового органа, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать у налогоплательщиков документы:

  • подтверждающие право этих налогоплательщиков на налоговые льготы;
  • подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС;
  • являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

Предметом выездной налоговой проверки (ст.

89 – 100 НК РФ) является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (при отсутствии возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа).

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

По результатам проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должен быть составлен акт налоговой проверки.

Период, который может быть проверен в рамках выездной налоговой проверки  составляет не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить:

  • две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • более двух проверок в течение календарного года (за исключением специальных решений руководителя ФНС РФ).

Продолжительность выездной налоговойпроверки  (срок исчисляется  со дня вынесения  решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке) составляет:

  • не более двух месяцев (данный срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях до шести месяцев в порядке, предусмотренном ФНС РФ);
  • не более одного месяца при проведении самостоятельной выездной проверки филиалов и представительств.

Данные сроки не применяются:

  • к проведению выездной проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (проверяется не более трех лет);
  • при назначении повторной выездной проверки.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведениевыездной налоговой проверки для:

  • истребования документов (информации);
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

Общий срок приостановлениявыездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев (срок может быть увеличен на 3 месяца в случае невозможности получения запрашиваемой информации от иностранных государственных органов в течение 6 месяцев).

Повторная выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за то же период (проверяется период, не превышающих трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решении о проведении повторной проверки)  может проводиться: 

  • вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация).

Если при проведении повторной проверки выявлен факт совершения налогового правонарушения, которое не было выявлено при первоначальной выездной проверке, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Похожие главы из других работ:

Анализ отдельных видов налогового контроля в Российской Федерации

1.3 Виды и методы налогового контроля в РФ

Налоговый контроль можно характеризовать по нескольким направлениям: характеру органов, которые его осуществляют, времени проведения, направлениям контролируемой деятельности и т.д…

Виды налогового контроля и пути их совершенствования

1. Понятие, виды и роль налогового контроля

1.1 Понятие и роль налогового контроля в системе налогового права Налоговый контроль это система обязательных процедур, проводимых должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции…

Выбор оптимального режима налогообложения на примере малого предприятия ООО "Мебельный стиль"

1.3 Виды налогового контроля

Организация налогового контроля осуществляется с помощью налоговых проверок. Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля…

Выездная налоговая проверка и её результативность

1. Общая характеристика выездной налоговой проверки как формы налогового контроля

Камеральные налоговые проверки в системе налогового контроля на примере Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Республике Саха (Якутия)

Глава 1. Характеристика камеральных налоговых проверок в системе налогового контроля

Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля

1.3 Основные элементы и виды налогового контроля

Основными элементами налогового контроля являются: Ш субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган); Ш объект контроля; Ш формы и методы контроля; Ш порядок осуществления налогового контроля; Ш мероприятия налогового…

Налоговые проверки как элемент налогового контроля

1.3 Основные элементы и виды налогового контроля

Основными элементами налогового контроля являются: · субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган); · объект контроля; · формы и методы контроля; · порядок осуществления налогового контроля; · мероприятия налогового…

Налоговый контроль

1.2 Формы и виды налогового контроля

Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы…

Налоговый контроль

2. Формы налогового контроля.

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО ВИДЫ.

Виды и характеристики

Вопросы налогового контроля регулируются главой 14 Налогового Кодекса. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок…

Налоговый контроль и управление в налоговой сфере

I. Понятие, основные элементы и виды налогового контроля

Налогоплательщик, обладая имуществом на праве собственности или другом вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий…

Налоговый контроль по налогу на доходы физических лиц

2.2 Виды и методы налогового контроля

В арсенале налоговых инспекций есть несколько видов налогового контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля — предварительный…

Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля

1.1 Понятие и виды налогового контроля

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ «налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками…

Организация налогового контроля в Кыргызской Республике

1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля

Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения…

Организация налогового контроля в Кыргызской Республике

1.2 Формы, виды и методы налогового контроля

Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом. Одним из первых…

Повышение результативности налогового контроля

1.4 Виды налогового контроля

налоговый контроль плательщик сбор Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям. Рисунок 1.1 Классификация налогового контроля Размещено на http://www.allbest…

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Service Temporarily Unavailable

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

12Следующая ⇒

Введение

1 Понятие и значение налогового контроля

2 Формы и виды налогового контроля

3 Налоговые проверки

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются одним из древнейших изобретений человечества. Прообразы принудительных платежей существовали еще в доклассовом обществе, а по мере оформления общества в государство стали использоваться в качестве основного средства для содержания органов государства и обеспечения его функций. Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении налоговых отношений, обеспечивающих его имущественные интересы.

Налоговые отношения исключительно важны для функционирования государства и обеспечения его суверенитета, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь охранят и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.В широком аспекте налоговый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.В узком аспекте налоговый контроль — это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Налоговый контроль, как и контроль, вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанных лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе все сущностные черты последнего. В то же время налоговый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных лиц целей и задач, а также форм и методов. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика и т. д.

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д. Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы, ФСЭНП. Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ. Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системе правоотношений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения. Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налоговых режимов. Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов. Выполнение основной цели налогового контроля осуществляется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:

— обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

— обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

— улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

— проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

— проверка целевого использования налоговых льгот;

— пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т. д.). Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 261 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. Cетевые экраны (firewall). Их назначение
  2. I. Примерный перечень вопросов рубежного контроля
  3. II. Значение микробиологической промышленности
  4. IV.

    5.4 Налоговый контроль: понятие, виды, формы и принципы налогового контроля

    Назначение, техническое состояние и стоимость зданий и сооружений

  5. IV. Назначение, техническое состояние и стоимость зданий и сооружений. ПМ 02 Осуществление кадастровых отношений
  6. IV. Термодатчики, их устройство и назначение
  7. IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
  8. ON / CE-C” – включение питания / Одно нажатие клавиши удаляет полученное значение с дисплея, а второе нажатие очищает память
  9. SELECT ФИО_менеджера, count(сумма_на_счете) AS количество_счетов, sum(сумма_на_счете) AS общая_сумма, avg(сумма_на_счете) AS среднее_значение, Вид_валюты, Вид_счета
  10. VІ. Органы управления и контроля Клуба
  11. XI. ГРУППА КОНТРОЛЯ (ГК), АССИСТЕНТЫ
  12. А ТАКЖЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ


Поиск на сайте:


Фискальный контроль

Что такое фискальный контроль?

Фискальный контрольпредставляет собой совокупность действий налоговых властей /сотрудники Национального агентства по доходам (НАД)/, осуществляемые с целью предотвращения уклонения от оплаты налогов и нарушения налогового законодательства, которые осуществляются в связи с перемещением /транспортом/ товара с высоким уровнем фискального риска на территории Республики Болгарии. 

Применяется для всех товаров с высоким уровнем фискального риска, независимо от места назначения/разгрузки: территории страны, другого государства — члена Европейского союза или третьей стороны. Не применяется для товаров под таможенным режимом.

Посмотреть полный текст.

Где он регламентирован?

Налогово-страховой процессуальный кодекс, ст.12, п. 1-8, без ст.4; п.13; п. 121а; п. 127а-з; п. 278б; §1 из Дополнительных условий, т. 26-28.

Постановление № Н-2 с 30 января 2014 г. об условиях и порядке осуществления фискального контроля над движением товаров с высоким уровнем фискального риска на территории Республики Болгарии и требования к фискальным контрольно-пропускным пунктам.

Кто такие компетентные органы контроля?

Согласно ст. 127а, п. 1 НСПК, фискальный контроль осуществляется налоговыми властями, уполномоченными приказом исполнительного директора НАД, без необходимости в письменном задании. Полномочия компетентных органов контроля регулированы в ст. 12, п.

Понятие и виды налогового контроля

1 — 8 НСПК, за исключением п. 4.

Каковы знаки безопасности и одежда?

Остановка транспортного средства осуществляется стоп палкой только на фискальном контрольно-пропускном пункте /ФКПП/ налоговыми властями /группа в составе не менее двух сотрудников/, оборудованные отчетливыми и заметными, в том числе в темной половине дня, знаками безопасности и одеждой, на которой обязательно поставлена надпись: "Национальное агентство по доходам" или НАД и "Фискальный контроль", а также и лого Национального агентства по доходам.

Где расположены фискальные контрольно-пропускные пункты /ФКПП/?

ФКПП являются специальными местами, участки дорожной сети или территории железнодорожных вокзалов, аэропортов для общественного пользования и портов для общественного транспорта, в том числе прилегающие к ним районы, в которых налоговые органы по приходам могут осуществлять фискальный контроль. Список фискальных контрольно-пропускных пунктов.

Какие лица проверяются при фискальном контроле?

Какие процессуальные действия осуществляются налоговыми властями?

Действия по фискальному контролю на движение товара с высоким уровнем фискального риска включают:

  1. Остановка транспортного средства, перевозящего товар на территории Республики Болгарии;
  2. Проверка перевозит ли транспортное средство товар с высоким уровнем фискального риска;
  3. Проверка идентичности водителя и лица/лиц, сопровождающего/ сопровождающие товар;
  4. Проверка документов, сопровождающих товар;
  5. Установка технических средств контроля /ТСК/ на транспортном средстве, перевозящего товар с высоким уровнем фискального риска;
  6. Удаление установленных ТСК;
  7. Проверка/осмотр товара, перевозимого в транспортном средстве и на месте его получения/разгрузки. См. всю процедуру

Когда применяется предварительное обеспечение при фискальном контроле?

Важно знать:

  • Налоговые власти имеют право останавливать транспортные средства с грузоподъемностью более 3 тонн. В случаях сомнения, что за перевоз товаров с высоким уровнем фискального риска используются транспортные средства с грузоподъемностью до 3 тонн с целью обхода контроля, применяются положения для осуществления фискального контроля;
  • Фискальному контролю подвергнуты и остановленные транспортные средства, перевозящие товар с высоким уровнем фискального риска, независимо от их расположения на территории Республики Болгарии;
  • Данные о типе и количестве товара, отправителя и получателя, месте и дате получения товара, предполагаемом времени получения/разгрузки, информации о движении товара и действий по фискальному контролю налоговых властей наносится в электронный реестр "Фискальный контроль";
  • За каждое контрольное действие составляется протокол;
  • Фискальным контролем не устанавливаются обязательства по налогам, но могут устанавливаться определенные факты и обстоятельства, имеющие отношение к налоговым обязательствам;
  • Действия, предпринятые налоговыми властями можно обжаловать в течение 14 дней с момента их исполнения перед территориальным директором ТД (Территориальная дирекция) НАД, на основании ст. 127ж в связи со ст. 41 НСПК. Жалоба не прекращает предпринятые действия.