Налоговый резидент РФ

Главная — Статьи

НДФЛ с доходов нерезидента РФ согласно международным соглашениям

Доходы, получаемые нерезидентами РФ от источников в России, облагаются налогом на доходы физических лиц, как правило, по повышенным ставкам. Поэтому такие физические лица заинтересованы в применении международных соглашений об избежании двойного налогообложения (при их наличии), позволяющих получать более низкие ставки или освобождение от налога. И обращаются с этим вопросом в бухгалтерию.
Напомним, что налоговые нерезиденты РФ — это физические лица, которые на дату получения дохода фактически находились в РФ в совокупности менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). В случае нахождения физического лица в РФ в совокупности более 183 дней в налоговом периоде такое лицо признается резидентом РФ. При этом выезды за пределы РФ на краткосрочное (менее 6 месяцев) лечение или обучение течение этого срока не прерывают (п. 2 ст.

Кто является налоговым резидентом

207 НК РФ). Наличие (отсутствие) у физического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качестве резидента/нерезидента РФ.

Налоговыми резидентами РФ могут быть признаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. В свою очередь российский гражданин может не являться резидентом РФ (Письма Минфина России от 15.11.2012 N 03-04-05/6-1305, от 19.03.2012 N 03-04-06/6-65, от 19.07.2010 N 03-04-05/6-401, от 17.06.2010 N 03-04-05/6-331, от 14.08.2009 N 03-08-05, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@, УФНС России по г. Москве от 29.02.2008 N 28-10/019821). При определении статуса резидента РФ не имеют значения ни место рождения, ни место жительства физического лица.

Налоговый статус физического лица устанавливается по итогам налогового периода (Письма Минфина России от 24.12.2012 N 03-04-05/6-1426, ФНС России от 22.08.2012 N ЕД-4-3/13897@).
В силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров. Это означает, что международное соглашение может устанавливать иной порядок определения резидентства физического лица (Письмо ФНС России от 01.10.2012 N ОА-3-13/3527@).

Объектом налогообложения для налоговых нерезидентов РФ является только доход, полученный ими от источников в РФ (п. 1 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ). С доходов, полученных нерезидентами РФ от источников за пределами РФ, НДФЛ не уплачивается (Письма Минфина России от 15.03.2012 N 03-04-06/6-63, от 08.12.2011 N 03-04-06/6-341, от 08.12.2010 N 03-04-06/6-292).

На практике возможна ситуация, когда трудно однозначно определить, где находится источник полученного дохода — в России или за ее пределами. Тогда отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляет Минфин России (п. 4 ст. 208 НК РФ). Налоговый агент или сам нерезидент РФ в такой ситуации должен направить в Минфин России соответствующий запрос.

По общему правилу все доходы, которые получены физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, облагаются налогом на доходы физических лиц по повышенной налоговой ставке в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Если физическое лицо подтвердит, что оно является резидентом государства, с которым Россия имеет соглашение, предусматривающее пониженные ставки (освобождение от уплаты налога), удержание налога на доходы физических лиц производится в соответствии с нормами международного договора (ст. 7, п. 2 ст. 232 НК РФ, Письмо ФНС России от 09.09.2008 N 3-5-04/497).

Для вознаграждений за выполнение трудовых обязанностей международные соглашения не устанавливают никаких налоговых льгот. Налоговые льготы по НДФЛ предоставляются в отношении других видов доходов, полученных налоговыми нерезидентами РФ от источников в России.

При применении международных соглашений нужно помнить следующие правила:

  • изучить условия международного соглашения в части льгот по налогу на доходы физических лиц (действует ли такое соглашение в периоде получения нерезидентом РФ дохода, конкретный перечень льготируемых доходов, требования к применению пониженной налоговой ставки или освобождению от налога). Так, рядом соглашений предусмотрена зависимость величины пониженной ставки, применяемой к дивидендам, от размера или стоимости доли нерезидента РФ в уставном капитале российской компании (п. 2 ст. 10 Соглашения от 20.12.2010 между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, п. 2 ст. 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 "Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество", п. 1 ст. 10 Соглашения между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество", п. 2 ст. 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" и др. Если нужно, рекомендуем вам обратиться за разъяснениями в свою ИФНС или Минфин России (пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ));
  • если с иностранным государством международный договор не действует (не ратифицирован) или он не заключался, то налог на доходы физических лиц с одного и того же дохода нерезиденту РФ придется заплатить дважды: за рубежом и в России (Письмо Минфина России от 02.11.2011 N 03-04-05/8-852);
  • международные соглашения, как правило, предоставляют нерезидентам РФ возможность зачесть налог на доходы физических лиц, уплаченный в РФ, в своем иностранном государстве. Однако, если такого соглашения нет или оно не ратифицировано, зачесть в своей стране налог на доходы физических лиц, уплаченный в России, гражданин иностранного государства сможет, только если такая возможность специально предусмотрена ее внутренним налоговым законодательством.

Из положений п. 2 ст. 232 НК РФ следует, что за льготой по налогу на доходы физических лиц нерезидент РФ должен обращаться напрямую в налоговую инспекцию, а не к организации — налоговому агенту.

По мнению контролирующих органов, льгота по налогу на доходы физических лиц может быть предоставлена налоговым агентом при условии получения от нерезидента РФ всех подтверждающих документов. При этом налоговому агенту не нужно подавать в свою ИФНС документы, полученные от нерезидента РФ, и не нужно получать от инспекции соответствующее положительное решение (Письма Минфина России от 29.12.2012 N 03-08-05, ФНС России от 09.09.2008 N 3-5-04/497). Документы от нерезидента РФ налоговый агент предъявит инспектору при налоговой проверке.

А вот УФНС России по г. Москве однозначно настаивает на представлении налоговым агентом в свою ИФНС подтверждающих документов от нерезидента РФ и применении налоговым агентом льготы по налогу на доходы физических лиц к доходам нерезидента РФ только после получения положительного решения ИФНС (п. 2 ст. 232 НК РФ, Письма УФНС России по г. Москве от 04.03.2010 N 20-14/3/022678, от 21.01.2010 N 20-15/3/4613, от 25.08.2008 N 28-11/080471).

При наличии таких противоположных мнений контролирующих органов мы рекомендуем бухгалтеру обратиться в свою ИФНС и узнать ее точку зрения, а затем уже принимать взвешенное решение о предоставлении льготы по налогу на доходы физических лиц нерезиденту РФ.

Октябрь 2013 г.

НДФЛ

Резидент и нерезидент – в чем отличия?

К сожалению, многие путаются в этих понятиях. Причем речь идет не об обычных людях, которые в силу разных обстоятельств столкнулись с этим(как правило, их основная ошибка заключается в том, что резидентом РФ многие признают гражданина РФ), а о профессионалах – банковских работниках, бухгалтерах, юристах и т.п. И очень смешно наблюдать за дискуссией двух людей, каждый из которых отстаивает свою позицию…

Так в чем же принципиальная разница между этими понятиями и какие последствия это может повлечь для каждого из них?

Всё дело в том, что понятия«резидент» и«нерезидент» согласно налоговому и валютному законодательствам РФ отличаются друг от друга. Причина: налоговое и валютное законодательства РФ – это две разные отрасли законодательства(статьи 71 и 72 Конституции РФ).

Согласно налоговому законодательству РФ гражданство физического лица и налоговое резидентство физического лица никак не связаны между собой.

НДФЛ с доходов нерезидента РФ согласно международным соглашениям

Гражданин РФ может быть налоговым нерезидентом РФ и наоборот – иностранный гражданин может быть налоговым резидентом РФ.

В частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев(период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного(менее шести месяцев) лечения или обучения).

Отсюда делаем вывод относительно ставки налога на доходы физических лиц: гражданин РФ, который не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд находится вне РФ, является налоговым нерезидентом и должен платить НДФЛ в размере 30% со всех доходов(по общему правилу)(пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ). А если иностранный гражданин находится в РФ не менее 183 дней в течение тех же 12 месяцев, тогда он является налоговым резидентом РФ и его налоговая ставка составляет 13%(пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ).

Валютное законодательство РФ вводит другие понятия«резидент» и«нерезидент».

Например, в соответствии с подпунктами«а» и«б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона«О валютном регулировании и валютном контроле», резидентами, в частности, являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

А нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами«а» и«б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона«О валютном регулировании и валютном контроле»(подпункт«а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона«О валютном регулировании и валютном контроле»).

Такое отличие сказывается и на правах и обязанностях резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Например, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона«О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета(банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено указанным Федеральным законом.

То есть, согласно законодательству РФ, физическое лицо, являющееся гражданином иностранного государства, может одновременно являться налоговым резидентом РФ(проживает в РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд) и валютным нерезидентом(иностранный гражданин, не имеющий вида на жительство в РФ).

Отсюда и разные последствия в отношении налогов и валютных операций.

Правовое агентство«АНЛЕМ»

июнь 2013

(при использовании статьи ссылка на

Правовое агентство«АНЛЕМ» обязательна)

comments powered by HyperComments

4. Какие физические лица признаются

налоговыми резидентами РФ

Для целей уплаты НДФЛ физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки — 13 процентов и 30 процентов ( и ст. 224 НК РФ).

Ранее НК РФ устанавливала, что налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году. С 1 января 2007 г. резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (то есть в расчет будут приниматься и месяцы проживания, предшествующие текущему календарному году) (п. 2 НК РФ).

Кто является налоговым резидентом РФ?

Уточняется, что этот период не прерывается на время выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Для определения статуса физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном календарном году, а продолжающийся в другом. Поэтому при выплате доходов сотруднику его статус (резидент или нет) следует определять на соответствующие даты выплаты дохода в 2007 г. исходя из периода нахождения в РФ, начавшегося в 2006 г. (при условии, что работник за этот период пребывал в России более 183 дней) ( Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-04-06-01/76).

В дальнейшем статус работника может измениться. Поскольку НДФЛ с доходов резидентов и нерезидентов уплачивается по разным ставкам (13 и 30 процентов), при утрате работником статуса налогового резидента налог необходимо пересчитать. Если трудовые отношения прерываются до изменения налогового статуса работника, доплатить НДФЛ должно само физическое лицо. А если налоговый статус работника изменяется до прекращения с ним трудовых отношений, работодатель обязан самостоятельно удержать доначисленные суммы налога ( Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74).

Налоговый статус физического лица устанавливается исходя из фактического документально подтвержденного времени его нахождения на территории России. Определять налоговый статус исходя из предполагаемого времени нахождения в Российской Федерации (в том числе на основании заключенного трудового договора) неправомерно ( Минфина РФ от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200). Иными словами, при приеме на работу иностранного гражданина и заключении с ним трудового договора на неопределенный срок изначально рассматривать работника как налогового резидента РФ (удерживая с его доходов НДФЛ по ставке 13 процентов) нельзя. Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем — российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 , от 26.12.2005 , от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82).

В любом случае налоговыми резидентами РФ являются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники госорганов, командированные на работу за пределы России (п. 3 НК РФ).

Федеральный закон от 18.07.2006 N 119-ФЗ

Работа за рубежом легально для иностранных граждан на территории Российской Федерации связана с уплатой налогов и определением налогового статуса физического лица, прибывающего работать в страну. Согласно п.2 статьи 207 Налогового кодекса РФ:

  • если вы находитесь на российской территории менее 183 дней, вы имеете статус налогового нерезидента;
  • если срок вашего пребывания больше 183 дней, вы становитесь налоговым резидентом.

Период пребывания на территории РФ не нарушается, если вы покидаете пределы страны на короткий срок (не более 6 месяцев) для проведения лечения или обучения.

Доходы всех иностранных граждан, являющихся нерезидентами, согласно п.3 статьи 224 Налогового кодекса облагаются налогом в размере 30%.

Страна Советов

Эта налоговая ставка устанавливается в отношении любого вида доходов, полученных лицами, не являющимися резидентами, кроме доходов от долевого участия в работе российских организаций, к которым применяется ставка 15%.

Нерезиденты также не имеют права на стандартные налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 Налогового кодекса РФ.

Начиная с 183 дня официального пребывания в стране, иностранный гражданин становится резидентом и выплачивает налоговую ставку 13%. Ему предоставляется право на все те налоговые вычеты, которые предусматривает 23-я глава НК РФ. С удержанной ранее суммы налогов в размере 30%, 17%, возвращаются назад. Для бухгалтера, на предприятии которого работают такие иностранные граждане, например, предоставляется работа за границей для украинцев, очень важно правильно определить, когда меняется налоговый статус работника и иностранец становится резидентом. Отсчет дней начинается не с момента заключения трудового договора с работодателем, а с момента пересечения границы российского государства. Дата этого пересечения определяется по отметкам в его паспорте и миграционной карте, а отсчет дней начинают со следующего после этого дня (ст. 6.1 НК РФ).

После приобретения статуса резидента, работник имеет право обращаться в налоговую службу с заявлением о возврате излишне удержанных 17% (п.1 ст. 231 НК РФ). Для того чтобы получить стандартный налоговый вычет, иностранный гражданин должен написать на имя налогового агента соответствующее заявление и приложить к нему документы, подтверждающие его право на льготы (п.4,1 ст. 218 НК). В данном случае, это будет подтверждение получения статуса налогового резидента. Федеральная налоговая служба обладает полномочиями Министерства финансов по этому вопросу и может подтверждать приобретение статуса налогового резидента.

Если вы не напишете заявление, то не получите стандартные налоговые выплаты, и налог будет удержан в размере 30%. Если вы планируете устроиться за рубежом в России надолго, то каждый год писать заявление не обязательно. Главное, своевременно сообщать налоговому инспектору об изменении обстоятельств, которые влияют на размер налоговых платежей.

Для того чтобы получить подтверждение статуса резидента РФ, необходимо:

  1. Написать заявление в произвольном виде с обязательным указанием в нем:
    • фамилии, имя, отчество и вашего адреса;
    • календарного года, за который требуется подтверждение статуса;
    • названия иностранного государства, для которого требуется это подтверждение;
    • списка прилагаемых документов и номера контактного телефона.
    • Сделать копии всех страниц паспорта: внутреннего для россиян и заграничного для иностранцев.
    • Составить в произвольной форме таблицу, показывающую время, которое вы находитесь на территории Российской Федерации.
    • Предоставить копию документа о вашей регистрации по месту жительства в РФ (для иностранных граждан).

    Если вы приезжаете в Россию из страны, которая заключила с ней договор о безвизовом режиме, то нужно будет предоставить дополнительный документы для подтверждения того, что вы действительно находитесь на территории Российской Федерации не меньше, чем 183 дня в текущем календарном году. Такими документами могут стать: справка с места работы, подтверждающая ваше трудоустройство за рубежом своей страны, выписка из табельного учета, копии билетов, по которым вы приехали в Россию.

    Это может быть вам интересно:

    Субъекты налогообложения, налоговые резиденты и нерезиденты

    Субъект налогообложения (налогоплательщики) – это обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы налогоплательщика.

    Согласно российскому законодательству (ст.19 НК РФ) субъектами налогообложения являются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

    Субъекты налогообложения подразделяются на резидентов и нерезидентов.

    Определяется принципом постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц, имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты), и лиц, не имеющих в нем постоянного пребывания (нерезиденты).

    Чем отличаются понятия резидента и нерезидента страны

    Отнесение налогоплательщика к той или иной категории устанавливает его налоговый статус, определяет налоговую обязанность (полную или неполную соответственно), а также иные различия в налогообложении (порядок декларирования и уплаты налога и др.).

    Статья 207.

    Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

    Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

    Резиденты РФ уплачивают налоги со всех видов доходов, а нерезиденты – только с доходов, полученных на территории РФ.

    Резиденты (обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны):

    • физические лица, а также физические лица – индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве в соответствии с его законодательством. Физическое лицо считается налоговым резидентом, если оно проживает на территории России не менее 183 дней в календарном году или живет на территории страны постоянно.
    • постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
    • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
    • находящиеся за пределами территории России филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в предыдущем пункте;
    • дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях;
    • Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

    Нерезиденты:

    • физические лица, а также физические лица – индивидуальные предприниматели, действующие в одной стране, но постоянно проживающие в другой;
    • юридические лица и организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории России;
    • находящиеся на территории России филиалы, постоянные представительства и другие структурные подразделения нерезидентов, указанных в предыдущем пункте;
    • аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и их постоянные представительства при межгосударственных или межправительственных организациях;
    • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
    • иные лица, не являющиеся резидентами.

    Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 550 | Нарушение авторских прав

    Рекомендуемый контект:


    Похожая информация:


    Поиск на сайте:


    Service Temporarily Unavailable

    Введение

    Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику — экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово кредитный и ценовой механизмы. Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной »кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

    Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

    Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги и сборы являются основным источником формирования бюджета. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Вопросы уплаты налогов являются одними из важнейших в деловой жизни российских экономических субъектов. Прежде всего, внимание менеджмента организации обращено на контроль над правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов с целью избежания штрафов, пеней и иных санкций, а затем — на возможности легального снижения налоговых выплат (налоговое планирование).

    Экономические отношения человека и государства определяет принцип постоянного местопребывания (резидентства). Согласно данному принципу налогоплательщиков подразделяют:

    • на лиц, имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);
    • лиц, не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

    Понятие «резидент» используется не только в налоговом, но и, например, валютном, иммиграционном законодательстве. Каждая отрасль имеет свои критерии для определения правового статуса лиц, поэтому лицо, признаваемое резидентом в целях, например, валютного регулирования, может не быть налоговым резидентом.

    Налоговые резиденты несут полную налоговую обязанность перед государством своего резидентства. Они обязаны платить налог с доходов, полученных, где бы то ни было, как из источников на территории государства своего резидентства, так и на территории любой другой страны. Возникшее двойное налогообложение устраняется международными договорами об избежании двойного налогообложения, если такие договоры заключены между государствами.

    Нерезиденты несут ограниченную налоговую обязанность. Они уплачивают конкретному государству налог, только если получили доход из источников в этом государстве. Это главное различие между налоговыми резидентами и нерезидентами дополняется рядом других.

    Целью данной работы является исследование теории и практики налогообложения физических и юридических лиц резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

    Задачи работы:

    1) дать понятие налогового статуса резидента и нерезидента;

    2) изучить основные налоги, уплачиваемые физическими лицами (резидентами и нерезидентами);

    3) раскрыть особенности налогообложения юридических лиц (резидентов и нерезидентов);

    4) изучить систему налогообложения физических лиц (резидентов и нерезидентов) РФ и зарубежных стран.

    Особое место в налоговой системе отводится налогообложению физических лиц, т.к. эти налоги уплачиваются большинством населения страны. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов (это налоги на доходы физических лиц, на имущество физических лиц, транспортный и земельный). Порядок налогообложению физических лиц зависит от того, является ли резидентом или нет физическое лицо. Немало иностранных граждан трудится в настоящее время на российских предприятиях. Это может быть вызвано их более высокой квалификацией или, как нередко бывает, дешевизной их труда.

    В любом случае на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ст. 11 ТК РФ). В то же время при налогообложении выплат в пользу иностранных граждан имеются особенности.

    1. Общие принципы налогообложения физических и юридических лиц

    В Российской Федерации налогообложение доходов физических лиц регулируется НК РФ и действующими международными договорами Российской Федерации. В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица:

    • являющиеся налоговыми резидентами РФ;
    • не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ.

    Налоговые резиденты РФ уплачивают налог с дохода, полученного от источников в Российской Федерации и (или) за ее пределами. Лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, обязаны уплачивать налог только с того дохода, который получен от источников в Российской Федерации.

    Следует различать термины «источник получения дохода в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации» и «источник выплаты дохода». Под источником выплаты понимается юридическое или физическое лицо, непосредственно выплачивающее доход. Как правило, данное понятие используется в целях налогообложения при удержании того или иного налога. В этом случае источник выплаты одновременно является налоговым агентом.

    Наличие источника выплаты в одном государстве совсем не означает наличие источника дохода на территории этого государства. Понятие «источник дохода» неразрывно связано с принципом территориальности в налоговом праве. Согласно этому принципу государство вправе взимать налог с нерезидента только в тех случаях, если у него возникает объект налогообложения: на территории данного государства или за границей, но в связи с деятельностью на территории данного государства.

    От решения вопроса о том, является или нет физическое лицо налоговым резидентом Российской Федерации зависит очень многое в налогообложении налогом на доходы физических лиц. В частности: -налоговая ставка (ст.224 НК РФ); — объект налогообложения (ст.209 НК РФ); — право на применение налоговых вычетов; — применимость правил об избежании двойного налогообложения.

    Налоговый кодекс РФ использует юридическую технику, которая определяет круг налоговых резидентов РФ, а нерезиденты определяются по остаточному принципу (иными словами, нерезиденты – это все, кто не является налоговым резидентом).

    Налоговый резидент — это физическое лицо, которое фактически находится в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.Здесь необходимо обратить внимание на то, что гражданство для налогового резидентства никакого значения не имеет, т.е. налоговым резидентом может быть как гражданин РФ, так и иностранный гражданин, не говоря уже о лицах без гражданства и лицах с двойным гражданством.

    Однако, при этом необходимо учитывать два императива, установленные налоговым законом

    1. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечение или обучения. 2. Российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации, признаются налоговыми резидентами независимо от фактического времени нахождения их в Российской Федерации.

    Объект налогообложения. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

    1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

    2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 246 НК РФ иностранные организации признаются плательщиками налога на прибыль. При этом как налогоплательщики они могут выступать в виде:

    • иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и получающих доходы от источников в Российской Федерации;
    • иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, но получают доходы от источников в Российской Федерации.

    Если деятельность иностранной компании на территории Российской Федерации привела к образованию постоянного представительства, то такая иностранная организация становится самостоятельным плательщиком налога на прибыль согласно российскому налоговому законодательству. Иностранная организация в этом случае исчисляет налог на прибыль со всех доходов, полученных на территории Российской Федерации и относящихся к деятельности этой иностранной организации через постоянное представительство.

    Если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации активную деятельность предпринимательского характера, но указанная деятельность не приводит к образованию постоянного представительства для целей налогообложения, то полученные этой иностранной организацией доходы не подлежат обложению на территории Российской Федерации.