Налоговый учет в бюджетном учреждении

Налоговый учет в бюджетных учреждениях

Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации была введена ст.321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями". Данные изменения вступили в силу с 31 августа 2002 г. В соответствии с этой статьей не только коммерческие организации, но и бюджетные учреждения должны вести налоговый учет.

В бюджетных учреждениях налоговая база формируется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг), суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, налога с продаж и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Учет налогов в бюджетных учреждениях (Дементьева Н.М.)

В связи с этим надо иметь четкое представление о том, что относится к коммерческой деятельности, а что — нет.

В настоящее время все поступления в бюджетных учреждениях обеспечивают бюджетное финансирование, предпринимательская деятельность и внебюджетное финансирование.

Под бюджетным финансированием понимаются средства бюджетов всех уровней, которые получены учреждением по смете доходов и расходов на его содержание и уставную деятельность.

Под внебюджетным финансированием понимаются гранты, т.е. средства, которые получены бюджетными учреждениями безвозмездно. Они выделяются для выполнения разных программ и на проведение научных исследований. Необходимо отметить, что грант, полученный от иностранной организации, не включается в налоговую базу по налогу на прибыль только в том случае, если эта организация включена в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 N 923.

Основное условие, при котором средства внебюджетного финансирования и доходы от предпринимательской деятельности не будут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль, — это их целевое использование. Если гранты используются не по назначению, то в соответствии с п.14 ст.250 НК РФ они включаются во внереализационные доходы. Если не по назначению используются бюджетные средства, то в соответствии со ст.284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации они подлежат списанию в бесспорном порядке. Согласно ст.250 НК РФ в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.

В каком порядке необходимо вести налоговый учет в бюджетном учреждении? Во-первых, нужно организовать раздельный учет средств, полученных в рамках целевого финансирования и от предпринимательской деятельности. Так же следует организовать и учет расходов. Это особенно важно при определении суммы прямых расходов. В соответствии с п.1 ст.318 НК РФ к прямым расходам относятся:

  1. материальные затраты на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке (пп.1 и 4 п.1 ст.254 НК РФ). Все остальные виды материальных затрат (материалы на упаковку, имущество, не являющееся амортизируемым, работы (услуги) производственного характера, выполняемые (оказываемые) сторонними организациями и др.) включаются в состав косвенных расходов;
  2. расходы на оплату труда персонала, участвующего в производственном процессе, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда. Необходимо обратить внимание на то, что не относятся к прямым расходам страховые взносы в Фонд социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Эти платежи являются косвенными расходами;
  3. суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

В соответствии с п.17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, амортизация по объектам основных средств некоммерческих организаций не начисляется. По этим объектам в конце года начисляется износ. В связи с введением ст.321.1 НК РФ бюджетные организации должны вести учет амортизируемого имущества и начислять по нему амортизацию в соответствии со ст.ст.258 и 259 НК РФ. Поэтому при покупке основных средств необходимо сразу определить, за счет каких средств и для каких целей они приобретены. Если они приобретаются в рамках предпринимательской деятельности, то в соответствии со ст.323 НК РФ по таким основным средствам необходимо организовать аналитический учет, который должен содержать следующую информацию:

дата приобретения;

первоначальная стоимость и ее изменения;

срок полезного использования;

способ начисления амортизации;

дата передачи в эксплуатацию.

Способы начисления амортизации по группам амортизируемого имущества учреждение должно закрепить в своей учетной политике для целей налогообложения.

Амортизация начисляется ежемесячно и отражается в отдельном налоговом регистре.

Все остальные расходы учреждения (за исключением внереализационных), относящиеся к коммерческой деятельности, являются косвенными. Это, в частности, прочие расходы, учитываемые согласно ст.264 НК РФ.

В соответствии со ст.318 НК РФ суммы прямых расходов распределяются на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции. Косвенные же расходы, осуществленные в отчетном периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

Если бюджетное учреждение занимается производством продукции, то, для того чтобы определить сумму прямых расходов, приходящуюся на остатки незавершенного производства, следует руководствоваться правилами ст.319 НК РФ: сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении), за минусом технологических потерь.

Если учреждение занимается выполнением работ, оказанием услуг, то сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг).

Для прочих налогоплательщиков сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле прямых расходов в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции.

Так как большинство бюджетных учреждений занимается выполнением работ и оказанием услуг, расскажем более подробно о порядке расчета остатков незавершенного производства.

В учреждении, которое заключает большое число договоров на выполнение различных видов работ, очень сложно определить долю выполненных и невыполненных заказов, так как многие договоры могут быть не сопоставимы между собой ни по содержанию, ни по стоимости. Например, могут быть заключены краткосрочные договоры с другими бюджетными учреждениями на выполнение небольшого объема работ, требующих больших материальных и трудовых затрат, на небольшую сумму. Одновременно может быть заключен долгосрочный договор с иностранным партнером на выполнение другого рода работ, не требующих больших затрат, но позволяющих получить большую долю прибыли.

В Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, предложено при определении объема выполняемых заказов выбрать один из следующих показателей: стоимость заказов (она может определяться как цена этих заказов по договорной стоимости, сметной стоимости без учета прибыли или как стоимость, формируемая на основании прямых расходов, относящихся непосредственно к каждому заказу) либо натуральные показатели, если работы могут быть измерены в подобных показателях и они по различным заказам являются сопоставимыми.

Пример. Заказ 1: прямые расходы — 100 000 руб., договорная цена — 110 000 руб., прибыль — 5000 руб.; заказ 2: прямые расходы — 80 000 руб., договорная цена — 85 000 руб., прибыль — 2000 руб.; заказ 3: прямые расходы — 105 000 руб., договорная цена — 112 000 руб., прибыль — 4000 руб.; заказ 4 (с иностранным партнером): прямые расходы в IV квартале — 100 000 руб., общая сумма прямых расходов — 170 000 руб., договорная цена — 20 000 у. е. (1 у. е. на 31.12.2002 равна 30 руб.), прибыль — 400 000 руб. Все работы начали выполнять в IV квартале 2002 г. Заказы 1 — 3 были выполнены до 1 января 2003 г. Заказ 4 будет выполнен в IV квартале 2003 г. Общая сумма расходов по смете — 170 000 руб.

Рассчитаем долю выполненных заказов на конец 2002 г. исходя из их договорной стоимости (табл. 1).

Таблица 1

Заказ Стоимость, руб. Доля заказов, %
выполнено не выполнено выполненных невыполненных
1 110 000 12,13
2 85 000 9,37
3 112 000 12,35
4 600 000 66,15
Итого 307 000 600 000 33,85 66,15

Величина прямых расходов, подлежащих списанию в налоговом периоде, равна сумме всех прямых расходов (100 000 + 80 000 + 105 000 + 100 000), умноженной на долю выполненных заказов: 385 000 х 33,85% = 130 322,50 руб. Остальная часть расходов останется в составе незавершенного производства.

Теперь рассчитаем долю выполненных заказов исходя из сметной стоимости без учета прибыли (табл. 2).

Таблица 2

Заказ Сметная стоимость, руб. Доля заказов, %
выполнено не выполнено выполненных невыполненных
1 105 000 21,17
2 83 000 16,74
3 108 000 21,77
4 200 000 40,32
Итого 296 000 200 000 59,68 40,32

Величина прямых расходов, подлежащих списанию в налоговом периоде, равна сумме всех прямых расходов, умноженной на долю выполненных заказов: 385 000 х 59,68% = 229 768 руб. Остальная часть расходов останется в составе незавершенного производства.

Рассчитаем долю выполненных заказов исходя из стоимости, формируемой на основании прямых расходов, относящихся непосредственно к каждому заказу (табл. 3).

Таблица 3

Заказ Прямые расходы, руб. Доля заказов, %
выполнено не выполнено выполненных невыполненных
1 100 000 21,98
2 80 000 17,58
3 105 000 23,08
4 170 000 37,36
Итого 285 000 170 000 62,64 37,36

Величина прямых расходов, подлежащих списанию в налоговом периоде, равна сумме всех прямых расходов, умноженной на долю выполненных заказов: 385 000 х 62,64% = 241 164 руб. Остальная часть расходов останется в составе незавершенного производства.

Сумма прямых расходов, списываемая в бухгалтерском учете, по выполненным заказам составляет 285 000 руб., по невыполненным — 100 000 руб.

Сумма прямых расходов, приходящаяся на выполненные заказы, в первом случае равна 130 322,50 руб., во втором — 229 768, в третьем — 241 164 руб., на невыполненные — соответственно 254 677,50; 155 232 и 143 836 руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что в данном случае выгоднее распределять прямые расходы на остатки незавершенного производства исходя из стоимости, формируемой на основании прямых расходов, относящихся непосредственно к каждому заказу. Однако, прежде чем закрепить в учетной политике для целей налогообложения принцип распределения прямых затрат, необходимо проанализировать заключаемые договоры, их количество, специфику, сроки выполнения. Иначе неправильно выбранный метод может привести к негативным налоговым последствиям.

А.Вагапова

Аудитор

ООО "Аудит Групп"

Продолжаем рассмотрение налогового учета организаций, финансируемых из бюджета. На этот раз обратимся к бюджетным и автономным учреждениям. Изучим, что не учитывается и что учитывается при определении налоговой базы, в каком случае действует налоговая ставка 0%, как исчисляется налог на добавленную стоимость, налог на имущество и земельный налог.

Финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений имеет схожие черты, а налогообложение доходов от предпринимательской деятельности идентично. В связи с этим рассмотрим налогообложение бюджетных и автономных учреждений совместно. Но прежде выделим характерные черты бюджетных и автономных учреждений.
Деятельность бюджетных учреждений регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон N 7-ФЗ).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Деятельность бюджетного учреждения финансируется за счет субсидий, выделяемых из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ), через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее — Закон N 174-ФЗ).
Финансирование автономного учреждения осуществляется в виде бюджетных субсидий (ч. 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). При этом автономные учреждения вправе открывать счета как в кредитных организациях, так и в органах Федерального казначейства (ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Бюджетные и автономные учреждения наделены правом осуществлять деятельность, приносящую доход, при условии упоминания об этом в учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 6 и 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
При этом формирование налоговой базы как по налогу на прибыль, так и по НДС осуществляется в общем порядке, предусмотренном налоговым законодательством; получаемое финансирование в виде субсидий в целях налогообложения прибыли не учитывается (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 17 ст. 270 НК РФ).
По аналогии с казенными учреждениями бюджетные не вправе применять упрощенную систему налогообложения (п. 17 ст. 346.12 НК РФ). Отметим, что автономные учреждения — единственные, кто может использовать этот режим.

Налог на прибыль

Бюджетные и автономные учреждения (если они не являются "упрощенцами") при исчислении налоговых обязательств применяют общие положения гл. 25 НК РФ. Логичным в данной ситуации будет вывод о том, что такие учреждения обязаны отдельно вести учет расходов, связанных с бюджетной и предпринимательской деятельностью, т.е. они осуществляют такой учет пропорционально деятельности (ст. 272 НК РФ). Однако согласно абз. 4 п. 1 указанной статьи расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
При этом установленное данной нормой распределение расходов применяется налогоплательщиком только в случае ведения им тех видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные режимы налогообложения. Следовательно, можно сделать вывод о том, что указанные положения не распространяются на расходы бюджетных (автономных) учреждений. Этот подход относится к общим расходам, деление которых вызывает определенные трудности.
В качестве примера приведем Письмо Минфина России от 05.08.2013 N 03-03-06/1/31298, в котором рассматривается вопрос распределения организацией (в соответствии с принятой учетной политикой) расходов по коммунальным услугам, сумм амортизации здания между деятельностью, облагаемой налогом на прибыль, и деятельностью, доходы и расходы по которой не участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль, пропорционально размеру площади помещений, используемых для данных видов деятельности.
В ответе чиновники отметили, что положения гл. 25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между деятельностью, облагаемой налогом на прибыль организаций, и деятельностью, доходы и расходы по которой не участвуют в формировании налоговой базы по данному налогу. То есть, если фактически невозможно четко распределить затраты между бюджетной и внебюджетной деятельностью, такие расходы учреждения вообще не вправе распределять. Аналогичные разъяснения были даны и в Письмах Минфина России от 02.08.2013 N 03-03-06/4/31096, от 18.04.2013 N 03-03-06/4/13345, от 18.05.2011 N 03-03-06/4/47.
Учитывая вышеизложенное, при исчислении налога на прибыль расходы бюджетных (автономных) учреждений могут уменьшать налогооблагаемые доходы только в том случае, если они прямо отнесены (непосредственно связаны) к деятельности, направленной на получение дохода.
Если расходы связаны с некоммерческой деятельностью организации, на их величину не могут быть уменьшены доходы, облагаемые налогом на прибыль.

Service Temporarily Unavailable

Они должны покрываться за счет целевых поступлений (то есть субсидий), а при их недостаточности или отсутствии — за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
В этом, в принципе, и заключается особенность ведения налогового учета учреждений. В связи с пробелом в налоговом законодательстве, фактически не позволяющим должным образом учесть спорные расходы, полагаем, что в скором времени будут внесены поправки в НК РФ и введена дополнительная статья, регулирующая данный вопрос. Отметим, что ранее НК РФ предусматривал особенности исчисления налога на прибыль в отношении бюджетных учреждений. Сначала такие особенности были установлены ст. 321.1 НК РФ (утратила силу 01.07.2012). Пропорциональному распределению подлежали только расходы на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортные расходы на обслуживание административно-управленческого персонала, расходы на все виды ремонта основных средств.

Что учитывается и не учитывается при определенииналоговой базы

Мы определили особенности учета расходов бюджетными и автономными учреждениями, вызывающие трудности в организации налогового учета, связанные с налоговыми рисками. Далее обратим внимание на общий подход к формированию налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Как было отмечено, при определении налоговой базы по налогу на прибыль бюджетными и автономными учреждениями не учитываются полученные и использованные по назначению:
— субсидии (абз. 3 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
— гранты (абз. 6 и 7 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Средства, получаемые медицинскими бюджетными и автономными учреждениями от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование за оказание медицинских услуг застрахованным лицам, также не учитываются при определении налоговой базы (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Что касается расходов, фактически осуществленных учреждениями в связи с ведением коммерческой деятельности, они учитываются в целях налогообложения, если удовлетворяют условиям п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно:
— произведенный учреждением расход является обоснованным (экономически оправданным);
— имеется документальное подтверждение произведенного расхода;
— расход произведен учреждением в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
Полученные денежные средства от предпринимательской деятельности можно расходовать и на приобретение основных средств, которые включаются в амортизируемое имущество для целей налогообложения. Соответственно, уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль бюджетное (автономное) учреждение может на суммы амортизации только по тем объектам основных средств, которые приобретены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и используются для осуществления этой деятельности (Письмо Минфина России от 30.08.2012 N 03-03-06/1/442).
Так же как и у казенных, у бюджетных и автономных учреждений могут возникать ситуации, когда они должны исчислить налог на прибыль с полученных внереализационных доходов в соответствии с нормами ст. 250 НК РФ. Эти ситуации были проанализированы выше, когда мы рассматривали доходы казенных учреждений.

Налоговая ставка 0%

Считаем необходимым обратить внимание еще на один момент. Образовательные и медицинские учреждения, имеющие статус бюджетных или автономных, в соответствии с п. 1.1 ст. 284 НК РФ вправе применять ставку налога на прибыль 0% при соблюдении следующих условий, перечисленных в п. п. 1 и 3 ст. 284.1 НК РФ:
1) вид образовательной или медицинской деятельности учреждения включен в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности;
2) учреждение имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством РФ;
3) доходы учреждения за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы. При этом средства целевого финансирования в определении процентной доли доходов не учитываются (Письмо Минфина России от 25.05.2011 N 03-03-06/4/53);
4) в штате учреждения, осуществляющего медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
5) в штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
6) учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
При несоблюдении бюджетным (автономным) учреждением хотя бы одного из вышеперечисленных условий или при непредставлении учреждением в налоговые органы сведений, содержащих информацию о выполнении указанных условий, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет. В данном случае бюджетному (автономному) учреждению также следует представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации за отчетные периоды и декларацию в целом за налоговый период, исчислив авансовые платежи и сумму налога по общеустановленным ставкам. На исчисленные (восстановленные) авансовые платежи по отчетным периодам и по налогу, исчисленному по налоговой декларации за налоговый период, начисляются пени в соответствии со ст. 75 НК РФ (Письмо Минфина России от 28.12.2012 N 01-02-03/03-482).

НДС

Исчисление налога на добавленную стоимость бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ в общем порядке при ведении предпринимательской деятельности.
Никаких особенностей для бюджетных и автономных учреждений гл. 21 НК РФ не предусмотрено, в том числе и при сдаче в аренду имущества. Поэтому, когда бюджетное или автономное учреждение выступает в качестве арендодателя, оно самостоятельно уплачивает налог в бюджет.
Так, поставщики материальных ценностей, подрядчики, исполнители работ (услуг) предъявляют учреждению к оплате сумму НДС, если реализация указанных ценностей (работ, услуг) облагается НДС. Данные контрагенты отражают сумму НДС в счетах-фактурах, выставляемых ими учреждению, в следующих случаях (п. п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ):
— при получении предварительной оплаты в счет поставки имущества (имущественных прав, работ, услуг);
— при отгрузке имущества, передаче имущественных прав, сдаче выполненных работ, оказанных услуг.
Если учреждение не освобождено от обязанностей плательщика НДС на основании п. 1 ст. 145 НК РФ и осуществляет облагаемую НДС приносящую доход деятельность, оно имеет право на налоговый вычет суммы "входного" НДС.
Также учреждения учитывают суммы НДС, которые начисляются в соответствии с требованиями пп. 3 и 4 п. 1 ст. 146 НК РФ (при условии, что эти суммы НДС учреждение вправе будет принять к вычету), а именно:
— при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;
— при ввозе имущества на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если данное имущество предназначено для использования в деятельности, приносящей доход.
Принятие к вычету сумм НДС осуществляется в общем порядке в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ.
Представление деклараций по НДС и налогу на прибыль осуществляется аналогично общим правилам, уже приведенным нами при рассмотрении деятельности казенных учреждений.

НДФЛ и страховые взносы

При исчислении НДФЛ и страховых взносов отсутствуют какие-либо специфические особенности, предусмотренные для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Исчисление НДФЛ и страховых взносов осуществляется в соответствии с нормами гл. 23 НК РФ и Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Налог на имущество и земельный налог

В отношении уплаты налога на имущество организаций и земельного налога особенностью является то, что автономные, бюджетные и казенные учреждения фактически уплачивают эти налоги не из собственных денежных средств. Плательщиком в данном случае выступает государство — Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования, которые создают государственные (муниципальные) учреждения.
В соответствии с Федеральными законами N N 7-ФЗ и 174-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Таким образом, для бюджетных и автономных учреждений расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, а также расходы на уплату земельного налога включены в сумму субсидии. Казенное учреждение уплачивает указанные налоги за счет выделенных ему на эти цели лимитов бюджетных обязательств.
Такое положение действует в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества. Однако, как правило, учреждения не имеют какого-либо иного имущества в собственности или на условиях ограниченного вещного права. В связи с этим получается, что учреждения фактически освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога, поскольку государство, рассчитывая и выделяя им субсидии (лимиты бюджетных обязательств) на выполнение государственного задания, изначально закладывает в эту сумму расходы на уплату данных налогов. То есть государство само, посредством государственных (муниципальных) учреждений, уплачивает налог на имущество и земельный налог.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Налоговый учет в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Т.А. Фролова
Бухгалтерский учет
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Тема 9. УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

9.3. Учет расчетов по налогам и сборам

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» (активно-пассивный)предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым непосредственно организацией, и налогам с персонала этой организации.

Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов регулируется законодательными и другими нормативными актами.

Начисление налогов и сборов, причитающихся в соответствии с налоговыми декларациями (расчетами) организации к уплате в бюджет, отражается по кредиту соответствующих субсчетов счета 68 и может производиться за счет:

1. Расходов на производство (расходов на продажу). Например, земельный налог, налог на имущество предприятий, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых. В учете производится запись:

Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 К 68.

2. Финансовых результатов деятельности организации.

Материалы журнала «Консультант Свердловская область»

Например, налог на имущество предприятий, водный налог, госпошлина при рассмотрении дела в суде.

В учете производится запись:          Д 91  К 68.

Примечание: налог на имущество предприятий может отражаться в учете либо на счетах учета затрат, либо на счете 91.

Налог на прибыль организаций, причитающийся к уплате в бюджет, отражается в бухгалтерском учете записью:                       Д 99 К 68.

3. Доходов, выплачиваемых физическим и юридическим лицам, — НДФЛ, НДС и налог на доходы, уплачиваемые за счет средств, перечисляемых иностранным юридическим лицам. Такие налоги отражаются по дебету счетов учета расчетов. Например, удержание НДФЛ отражается в учете:

Д 70  К 68.

Начисленная сумма штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов отражается:

Д 99 К 68.

Фактическое перечисление в бюджет налогов и сборов отражается:    

Д 68  К 51, 55.

Суммы НДС, фактически полученные (подлежащие получению) от покупателей за проданные им товары, продукцию и отражаемые по кредиту счета 68 субсчет «Расчеты по НДС», уменьшаются на суммы налога по приобретенным (оприходованным) ценностям, учитываемым по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»:

Д 68 К 19.

Аналитический учет ведется по видам налогов.