Нарушение валютного законодательства

Ответственность за нарушения валютного законодательства.

Статьей 5 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено обязательное зачисление на счета в уполномоченных банках иностранной валюты, получаемой предприятиями (организациями), если иное не установлено Центральным банком РФ.

Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена статьей 14 вышеназванного Закона. Лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Повторное нарушение валютного законодательства, невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля влечет за собой:

— приостановление действия лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, уполномоченным банкам, нерезидентам;

— лишение резидентов, уполномоченных банков, нерезидентов лицензий и разрешений.

Согласно Указу Президента РФ от 14 июня 1992 года № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» валютная выручка от экспорта или реализации иностранной валюты на территории РФ товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

За нарушение указанного порядка предприятия подвергаются штрафу, налагаемому налоговыми органами или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка РФ. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет РФ.

Ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации

Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ:

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства

1. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

3. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

4. Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ:

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 198 Таможенного кодекса РФ органом валютного контроля в РФ является Государственный таможенный комитет РФ. Иные таможенные органы являются агентами валютного контроля и подотчетны Государственному таможенному комитету РФ.

На основании статьи 201 Таможенного кодекса РФ при выявлении таможенными органами РФ нарушений валютного законодательства, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РФ. В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства РФ, выявленные таможенными органами, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством РФ

Таблица нарушений валютного законодательства. Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018)

Уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства

Согласно положениям ст. 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

  1. об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  2. об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  1. получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  2. возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

В случае уклонения от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 193 УК РФ. Эта статья сформулирована в новой редакции Федеральным законом от 27.05.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон № 134-ФЗ): «Нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере, от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства РФ о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке, денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию РФ (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них».

Таким образом, резидент обязан обеспечить возврат денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Следует помнить, что срок возврата денежных средств устанавливается отдельно для каждого внешнеторгового договора (контракта), в связи с чем неисполнение обязательств по каждому внешнеторговому договору (контракту) следует расценивать как самостоятельное, оконченное правонарушение.

Таким образом, в измененной ст. 193 УК РФ установлена ответственность за неисполнение обязанности репатриации не только иностранной валюты (как было ранее), но и рублей; кроме того, к уголовной ответственности могут быть привлечены теперь не только руководители организаций, но и иные лица, от которых зависело исполнение обязанности репатриации; максимальный срок лишения свободы повышен до 5 лет.

Кроме того, в УК РФ введена новая ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов».

Статья 193.1 УК РФ предусматривает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов. Эта статья — новелла российского уголовного права. Она введена законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» 2013 г.

Объективная сторона данного преступления выражена в следующих действиях: совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.

При решении вопроса о возможной квалификации деяний и по ст. 193, 193.1 УК РФ, и по ст. 173 УК РФ необходимо учитывать, что объективная сторона лжепредпринимательства заключается в создании коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющем целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившем крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Следовательно, совершение даже разовых реальных хозяйственных операций такой организацией исключает квалификацию деяния по ст. 173 УК РФ. Вместе с тем схема перевода денег за пределы РФ посредством фиктивных фирм может использоваться при легализации (отмывании) денежных средств, полученных преступным путем (как самими представителями такой «фирмы», так и иными лицами), что требует наряду с проверочными мероприятиями по контролю за соблюдением резидентами требований закона, проводимыми подразделениями валютного контроля таможенных органов, привлечения к работе подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следует отметить, что незаконный перевод денежных средств за границу при отсутствии реальной внешнеэкономической деятельности с использованием фиктивных документов не образует состава контрабанды, поскольку отсутствует незаконное физическое перемещение товаров через таможенную границу.

По общему правилу, по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК РФ, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел РФ (ст. 151 УПК РФ).

Однако по ст. 193, 193.1 УК РФ расследование может производиться также сотрудниками органа, выявившего эти преступления. Зачастую признаки деяния по ст. 193, 193.1 УК РФ выявляются органами ФТС России. При наличии признаков преступления по ст. 193, 193.1 УК РФ органы ФТС России вправе возбудить уголовное дело и в течение десяти суток произвести неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ).

После производства неотложных следственных действий и не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган ФТС России может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, органы ФТС России обязаны принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном ст.

9 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

В связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, органы полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности.

Законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» введена также ст. 200.1 УК РФ, устанавливающая ответственность за контрабанду, т.е. незаконное перемещение через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Таким образом, в российское законодательство начинает проникать термин «денежные инструменты», неизвестный пока валютному законодательству.

Под денежными инструментами в целях ст. 200.1 УК РФ понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

.

Говоря о порядке совершения валютных операций в Российской Федерации, нельзя не сказать об ответственности, предусмотренной за нарушение этого порядка. Она установлена в ст.14 закона о валютном регулировании :

"1. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей 2-8 закона, несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего закона сделкам;

б) взыскания в доход государства необоснованно приобретённого не по сделке, а в результате незаконных действий.

2. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учёта валютных операций, ведение учёта валютных операций с нарушением установленного порядка, непредоставление или несвоевременное предоставление органом и агентам валютного контроля документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были предоставлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в случаях предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ.

3. При повторном нарушении указанных в настоящей статье положений, а также за невыполнение или за ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

а) взыскание в доход государства сумм, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;

б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

в) других санкций установленных законодательством РФ.

4. Взыскание сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц – в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном.

5. Должностные лица юридических лиц – резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ."

В соответствии с п.2 ст.11 закона О валютном регулировании органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Фактически органами валютного контроля являлись до недавнего времени Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ в соответствии с ст.198 ТК РФ, Министерство по налогам и сборам РФ в соответствии с п.14 ст.7 закона "О налоговых органах РФ" с 1999 года и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.93 , полномочия между которыми были распределены в октябре 1999 года на совещании у заместителя Председателя Правительства РФ Б.Христенко. Но такой порядок просуществовал недолго, так как указом Президента РФ 17.05.2000 №867 Федеральная служба по валютному и экспортному контролю была упразднена с передачей её функций Министерству финансов и Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 23.08.2000 №624 Министерство финансов РФ осуществляет права и функции упразднённой Федеральной службы по валютному и экспортному контролю по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы валютного контроля. В соответствии с пунктом 4 постановления территориальные органы Федеральной службы по валютному и экспортному контролю передаются Министерству финансов РФ с сохранением прав и функций по проведению валютного контроля.

Ответственность за нарушения валютного законодательства

Таким образом, в настоящий момент в Российской Федерации 5 органов исполнительной власти являются органами валютного контроля и, соответственно, могут применять санкции, предусмотренные ст.14 закона О валютном регулировании.

В ст.15 закона о валютном регулировании должностным лицам органов и агентов валютного контроля предоставлены предоставлены широкие полномочия, в частности:

приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредоставления документов и информации;

приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

Кроме того, в ст.10 закона о валютном регулировании сформулированы цели и направления валютного контроля. Так, целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Среди основных направлений валютного контроля указаны:

проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

проверка обоснованности платежей в иностранной валюте.

В соответствии с преамбулой закона о валютном регулировании он определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации. Контроль за выполнением резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (контроль за обязательной продажей части экспортной выручки) и обоснованностью платежей в иностранной валюте (контроль за импортом) не относятся к валютному контролю за валютными операциями, осуществляемыми в Российской Федерации. Предоставление прав по контролю за экспортно-импортными операциями в данном законе неправомерно, так как он не регулирует сферу внешнеэкономической деятельности. Кроме того, государственный контроль за обязательной продажей части экспортной выручки и за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импорту нельзя называть валютным контролем, так как это качественно иная сфера деятельности, не имеющая отношения к внутреннему валютному регулированию. Расчёты по экспортно-импортным операциям могут проводиться и российских рублях, но независимо от этого государство должно осуществлять контроль за экспортом и импортом, который смешивать с валютным контролем нельзя.

Торговые ограничения внешнеэкономической деятельности, такие как выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством , а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, и доказывание обоснованности платежей в иностранной валюте по импорту должны устанавливаться законодательством о регулировании внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Государственный контроль за соблюдением торговых ограничений внешнеэкономической деятельности также должен быть предусмотрен этим же законодательством. Этот закон можно было бы назвать о регулировании внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и о государственном контроле за ней.

Необходимо разделять сферу регулирования оборотоспособности валютных ценностей как объекта гражданских прав внутри Российской Федерации и валютный контроль за соблюдением ограничений при осуществлении сделок с валютными ценностями в РФ от сферы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ и установления торговых ограничений внешнеэкономической деятельности и государственного контроля за экспортно-импортными операциями.

Санкции, применяемые к нарушителям валютного законодательства.

Валютное законодательство РФ состоит из одного закона, а именно, закона РФ о валютном регулировании и валютном контроле. Нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и Центрального банка РФ к валютному законодательству не относятся, так как в соответствии с п.2 ст. 3 ГК РФ "гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов". Ответственность, устанавливаемая этими подзаконными актами, нельзя называть ответственностью за нарушение валютного законодательства.

В соответствии с п.1 ст.14 закона о валютном регулировании "резиденты, включая уполномоченные банки, нарушившие положения статей 2-8 закона, несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу закона сделкам;

б) взыскания в доход государства необоснованно приобретённого не по сделке, а в результате незаконных действий."

В статьях 2-8 осуществляется валютное регулирование порядка осуществления сделок с валютными ценностями в Российской Федерации и порядка использования иностранной валюты при расчётах на территории Российской Федерации. Эти статьи в настоящее время устанавливают лишь принципы гражданского оборота валютных ценностей в Российской Федерации. Остальное валютное регулирование в России осуществляется нормативными актами Центрального банка и его толкованиями своих же нормативных актов.

Легитимность такого валютного регулирования я рассмотрел ранее.

Санкции, предусмотренные за нарушение валютного законодательства, по своей правовой природе являются карательными и конфискационными. Так санкция в виде "взыскания всего полученного в доход государства по недействительным в силу закона сделкам " является аналогом ответственности, установленной за недействительность сделок, совершённых с целью, противной основам правопорядка и нравственности, в виде взыскания всего полученного по сделке в доход Российской Федерации. Санкция в виде "взыскания в доход государства необоснованно приобретённого не по сделке, а в результате незаконных действий" является аналогом обязанности по возврату неосновательному обогащению, с той разницей, что в данном случае неосновательное обогащение подлежит взысканию в пользу государства, что характеризует эту санкцию как карательную и конфискационную.

Административная ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

П.А. Марков, судья, председатель судебного состава Арбитражного суда города Москвы, кандидат юридических наук.

Статья 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее — Закон N 173-ФЗ) предусматривает ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Административная ответственность предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, которая включает в себя несколько составов административных правонарушений, совершенных в процессе обращения валютных ценностей.

Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации <1>.

<1> Письмо ФТС России от 27 декабря 2005 г.

Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ

N 01-06/46464 "О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства".

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования <2>.

<2> Там же.

Субъектом правонарушения могут быть как резиденты (граждане только по достижении 16 лет), так и нерезиденты, при условии осуществления валютной операции, противоречащей законодательству Российской Федерации и совершенной на ее территории.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности, поэтому вина подлежит доказыванию во всех случаях привлечения к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ.

Обязанность по доказыванию вины лица, привлекаемого к ответственности, возлагается на органы валютного контроля.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.60 КоАП РФ от имени указанных органов данные дела вправе рассматривать:

руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;

руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;

руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Таким органом валютного контроля на основании ч. 2 ст. 22 Закона N 173-ФЗ и Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278, является Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору (Росфиннадзор).

В случае несогласия резидента или нерезидента с решением органа валютного контроля оно может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ). Заявление об обжаловании решения органа валютного контроля государственной пошлиной не облагается.

Часть 4 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, являются только резиденты.

Понятие "резиденты" раскрывается в п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ, где уточняется перечень лиц (физических и юридических), относящихся к резидентам.

К физическим лицам относятся лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, и постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Кроме этого, резиденты — юридические лица, перечень которых приведен в Гражданском кодексе РФ. Также, поскольку юридические лица имеют право на основании Гражданского кодекса РФ создавать свои филиалы и представительства, в Законе N 173-ФЗ среди резидентов названы те филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц, которые находятся за пределами территории России.

В перечне резидентов — различные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Закон N 173-ФЗ предусматривает требования к порядку зачисления валютной выручки и указание на срок, в течение которого резидент должен исполнить обязанность по зачислению денежных сумм на банковские счета в уполномоченных банках. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резидент обязан обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями данных контрактов за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Вместе с тем из общего правила об обязательном зачислении валютной выручки установлены исключения, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ (ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ).

При возбуждении дела по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ необходимо и достаточно установить следующие факты и обстоятельства:

товар передан в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) резидентом нерезиденту;

денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, не получены в предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом) сроки.

Продление контрактных сроков получения денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, путем заключения дополнения к внешнеторговому договору (контракту) может свидетельствовать об отсутствии события правонарушения в случае, если указанное дополнение заключено до истечения данных сроков.

Получение с нарушением сроков, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), денежных средств за товары, еще не переданные нерезиденту (предварительная оплата или оплата против отгрузки до передачи товара покупателю), нарушением требований ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ не является.

Одним из обязательных признаков административного правонарушения является вина нарушителя. При доказывании вины резидента необходимо учитывать меры, предпринятые им в целях исполнения возложенной на него обязанности.

  1. На стадии предконтрактной подготовки:

выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации.

  1. На стадии заключения контракта:

внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (банковская гарантия, неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);

применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неисполнения контрагентом обязательств по договору;

разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор; использование страхования коммерческих рисков.

  1. После неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:

ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);

предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы <3>.

<3> Письмо ФТС России от 27 декабря 2005 г. N 01-06/46464 "О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства".

Рассмотрим ряд примеров.

По делам N А40-10722/06-92-70 и N А40-10791/06-92-71 по спору между Территориальным управлением Росфиннадзора в г. Москве и ООО "ВостокТрансСплав" вынесено Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2006 г. N 09АП-6181/2006-АК. Апелляционный суд отменил решение арбитражного суда г. Москвы о признании незаконным и отмене постановления Росфиннадзора в г. Москве и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 августа 2006 г. по делу N КА-А40/7664-06 Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставлено без изменения. Как указали вышестоящие судебные инстанции, изменение условий контракта дополнительными соглашениями и внесение изменений в паспорт сделок были приняты после истечения срока, установленного для перечисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке. Проведение претензионной работы и другие меры, которые впоследствии привели к зачислению валютной выручки на счет Общества в уполномоченном банке, квалифицированы как смягчающие обстоятельства, но не исключающие возможности привлечения Общества к административной ответственности, поскольку они своевременно предприняты не были, соответственно, Общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, за что правомерно было привлечено к административной ответственности.

По делам N А40-10721/06-17-106 и N А40-10788/06-17-107 Арбитражным судом г. Москвы в решениях от 21 апреля 2006 г. было отказано в удовлетворении требований ООО "ВостокТрансСплав" к Территориальному управлению Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в г. Москве. Как указал суд первой инстанции, ООО "ВостокТрансСплав" не обеспечило по истечении срока, установленного условиями контракта, зачисление валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, на счет в уполномоченном банке. Постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2006 г. по делу N 09АП-5529/2006-АК и от 20 декабря 2006 г. по делу N 09АП-5503/2006 были отменены решения суда первой инстанции по делам N А40-10721/06-17-106 и А40-10788/06-17-107 соответственно. При этом суд апелляционной инстанции указал, что из материалов дела не усматривается, что заявитель отказывался либо уклонялся своевременно получить оплату за товар. Напротив, как указывает Девятый арбитражный апелляционный суд, из материалов дела видно, что заявитель добивался от нерезидента оплаты товара, заявляя требования, и, предъявив соответствующую претензию, заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению валютного законодательства.

По обоим делам заявитель заключил дополнительное соглашение с нерезидентом об отсрочке платежа. По делу N А40-10721/06-17-106, исходя из условия контракта, оплата товаров должна быть произведена в срок до 13 ноября 2005 г., дополнительное соглашение было заключено 1 декабря 2005 г. Соответствующие изменения были внесены в паспорт сделки и надлежащим образом зарегистрированы. 180-дневный срок с момента экспортной поставки истекал в феврале 2006 г., а валюта Российской Федерации поступила в полном объеме на счет в банк резидента 23 декабря 2005 г., т.е. за 43 дня до истечения 180-дневного срока. Постановление ТУ ФС ФБН в г. Москве было вынесено 7 февраля 2006 г. По делу N А40-10788/06-17-107, исходя из условий контракта, оплата товаров должна быть произведена в срок до 15 октября 2005 г., дополнительное соглашение, в соответствии с которым срок оплаты за поставленную продукцию продлен до 1 марта 2006 г., а также продлен срок действия контракта до 31 марта 2006 г., было заключено 1 декабря 2005 г., паспорт сделки был переоформлен 14 декабря 2005 г., в день поступления валютной выручки. Постановление ТУ ФС ФБН в г. Москве было вынесено 7 февраля 2006 г.

Как указал суд апелляционной инстанции, по данным делам отсутствовала вина ООО "ВостокТрансСплав" в совершении административного правонарушения, дополнительное соглашение к контракту, никем не оспоренное и надлежащим образом зарегистрированное, является неотъемлемой частью контракта, устанавливающего договорные обязательства сторон. На момент составления протокола об административном правонарушении обязанности сторон определялись как условиями контракта, так и условиями дополнительного соглашения.

Данные примеры показывают, что складывающаяся практика применения ст. 15.25 КоАП РФ различна. Нет однозначных ответов на вопросы: является ли проведение претензионной работы достаточным условием для освобождения резидента от ответственности? будет ли подлежать ответственности резидент, если нерезидент отказывается платить за переданные ему товары, выполненные работы или оказанные услуги? имеет ли значение дата направления письма с претензией иностранному контрагенту, дата заключения дополнительного соглашения и другое? Неоднозначное толкование приводит, например, к увеличению числа жалоб, связанных с применением ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. Автор считает, что необходимо выработать единый подход к толкованию и применению ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ как в органах валютного контроля, так и в органах судебной системы.

САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Статья 15.25 КоАП РФ включает в себя несколько составов административных правонарушений, совершенных в процессе обращения валютных ценностей, из которых целесообразно остановиться на самых распространенных правонарушениях, совершаемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Российскую фирму могут оштрафовать, если она:

— использует для расчетов валютные счета за границей, которые открыты с теми или иными нарушениями;

— нарушила порядок зачисления на валютный счет экспортной выручки;

— не ведет отчетность, связанную с валютными операциями, или нарушает сроки ее хранения (например, не оформляет паспорта сделок);

— не ввезла в Россию товары, оплаченные иностранному поставщику (либо не добилась возврата аванса).

Если иностранный поставщик задерживает оплату, заключите дополнительное соглашение к импортному контракту, где бы оговаривались новые сроки расчетов. Этим фирма обезопасит себя от штрафа.

В перечисленных случаях фирму могут оштрафовать. Штраф взыскивает Банк России в размере:

— все полученное по недействительным в силу закона сделкам;

— необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий.

Обратите внимание: интерпретация органами валютного контроля термина «все полученное по недействительным в силу закона сделкам» может оказаться для вас неожиданной. Существует практика, согласно которой это понятие означает всю сумму операции, и именно на эту сумму вы можете быть оштрафованы, даже если вы не получили по сделке никакого дохода.

Постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства фирма может обжаловать в суде. Подать заявление в суд нужно не позднее 10 дней с того момента, как было вынесено постановление о штрафе.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, несут ответственность, установленную законодательством РФ (ст.25 Федерального закона № 73‑ФЗ «О валютном регулировании и контроле»).

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды ответственности:

Гражданско-правовая ответственность российских организаций заключается в недействительности сделок, совершенных с нарушением положений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (ст.168 ГК РФ), и применении последствий недействительности таких сделок. Иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлен в течение трех лет со дня ее возникновения.

Уголовная ответственность

Руководитель юрлица несет уголовную ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в сумме, превышающей 5 млн. руб., в виде лишения свободы на срок до трех лет (ст.193 УК РФ).

ВНИМАНИЕ!

Мера ответственности за нарушения валютного законодательства

Уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если в ходе судебных разбирательств будет доказано, что противоправные действия совершены умышленно. Кроме того, стоит иметь в виду, что назначение наказания по уголовному праву не освобождает от ответственности по КоАП. Верно и обратное: санкции Кодекса об административных правонарушениях не избавляют от уголовной ответственности.

Административная ответственность является наиболее распространенным видом ответственности за нарушения валютного законодательства. Полный перечень нарушений валютного законодательства приводится в ст.15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Рассмотрим те из них, что касаются российских организаций.

Запрещенные валютные операции, получившие наибольшее распространение:

  • Расчеты в иностранной валюте между резидентами РФ, запрещенные законодательством;
  • Расчеты в наличной валюте, как российской, так и иностранной, между резидентами и нерезидентами при купле-продаже товаров, не относящейся к розничной торговле.

1. При малозначительном нарушении фирма может быть освобождена от административной ответственности (ст.2.9 КоАП).

Правонарушение расценивается как малозначительное в том случае, если не наносит существенного ущерба охраняемым отношениям (п.18 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10). В частности, арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 26 марта 2007 г. по делу № А38-2723-12/304-2006 признал нарушение срока представления в банк документов, необходимых для оформления паспорта сделки (опоздание на пять дней), малозначительным и отменил постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.

2. Даже если к моменту обнаружения правонарушения уполномоченными органами организация репатриировала денежные средства по валютному контракту, на нее может быть наложен штраф. Ведь сам факт просрочки платежа по валютному контракту является нарушением валютного законодательства.

Date: 2015-09-24; view: 94; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей: