Нарушение закона о рекламе

КоАП РФ Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

(в ред.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 29.06.2015 N 175-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Нарушение установленных о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 200-ФЗ)

6. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 175-ФЗ)

Ст.

14.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства о рекламе

Заведомо ложная реклама (ст. 182 УК)

В условиях планово-распределительной системы хозяйствования и хронического товарного дефицита расхожее выражение «реклама — двигатель торговли» звучало довольно нелепо. Потребитель, не имея возможности для выбора, приобретал товары и пользовался услугами, которые ему предлагали. В ситуации конкурентной борьбы за потребителя между хозяйствующими субъектами реклама действительно становится движущей силой торговли и сферы услуг. В стремлении вызвать интерес потребителей к соответствующим товарам, работам и услугам, обеспечить их максимальную реализацию на рекламу расходуются огромные средства.

Однако не всегда информация, содержащаяся в рекламе, полностью соответствует действительности. Поэтому законодатель в Федеральном законе РФ от 18 июля 1995 г. «О рекламе»* вводит понятие заведомо ложной рекламы, определив ее как рекламу, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы, и запрещает ее использование.

* СЗ РФ.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1995. № 30. Ст.2864.

Установление уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу имеет целью не только пресечение недобросовестной конкуренции, но и защиту интересов потребителей. Особенно опасна ложная реклама банковских, страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами, а также ценных бумаг. Сотни тысяч россиян, поверив рекламным обращениям таких организаций, как «Чара», «Русский дом Селенга», «Хопер-инвест» и другие, оказались обманутыми.

Под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью, любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, работах, услугах (включая банковские, страховые и иные услуги, связанные с пользованием денежными средствами граждан и юридических лиц и размещением ценных бумаг), идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, товарам, работам, услугам, идеям и начинаниям и способствовать реализации этих товаров, работ, услуг, идей и начинаний (см. ст. 1 и 2 Федерального закона РФ «О рекламе»).

Реклама может распространяться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама), на транспортных средствах и почтовых отправлениях, печатной продукции, видео-, аудио — и кинопродукции, средствами радиовещания и телевизионного вещания и т. п.

Не являются рекламой объявления физических лиц, в том числе и в средствах массовой информации, не связанные с осуществление предпринимательской деятельности.

Объективная сторона преступления заключается в использовании в рекламе заведомо ложной информации, следствием чего является причинение значительного ущерба. Уголовный закон в ст. 182 УК конкретизирует, что использованная информация в заведомо ложной рекламе относится к товарам, работам или услугам, а также к их изготовителям (исполнителям, продавцам). При этом в рекламе могут присутствовать заведомо не соответствующие действительности сведения о природе, составе, потребительских свойствах товаров, наличии сертификата соответствия сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам*, о наличии товара и услуг на рынке и возможности их приобретения в указанном объеме, периоде времени и месте, о стоимости (цене) товара, работ, услуг на момент распространения рекламы, о гарантийных обязательствах, сроках службы годности, об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и т.д. Заведомо ложными могут быть и ссылки на статистические данные, относящиеся к товарам и услугам, и на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров, работ, услуг, ссылки на рекомендации либо одобрение юридических или физических лиц, результаты исследований и испытаний и т.п.

* О сертификации и знаках соответствия см.: 1) Закон РФ от 10 июля 1993 г. «О сертификации продукции и услуг»// Ведомости РФ. 1993. № 26. Ст.966; 2) Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Утв. постановлением Госстандарта РФ от 16 февраля 1994 г. № 3 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. № 6; 3) Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Утв. постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1995 г., № 15 // Российские вести. № 100. 1 июня 1995 г.

Как уже отмечалось выше, особо тяжкие последствия может принести заведомо ложная реклама на рынке банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами физических и юридических лиц, и на рынке ценных бумаг. Поэтому в целях упорядочения деятельности по рекламе услуг банков, финансовых, страховых, инвестиционных организаций и граждан-предпринимателей, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей на получение достоверной информации Указом Президента России от 10 июня 1994г. № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»* было установлено, что при опубликовании и ином обнародовании рекламы рекламодатели обязаны, в частности, указывать реальные размеры дивидендов, выплаченные по простым именным акциям в течение последнего финансового года; указывать реальные проценты, выплаченные по различным видам вкладов в течение последнего финансового года с разбивкой по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально); указывать дату и номер регистрации выпуска рекламируемых ценных бумаг; место их регистрации и место, где можно ознакомиться с условиями выпуска; не допускать объявления гарантий, обещаний или предположений о будущей эффективности (доходности) своей деятельности.

* СЗ РФ. 1994. № 7. Ст.695.

Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»* рекламодателям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, запрещается указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности и о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже либо другим сделкам с ними, и условиях этих сделок, и другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг. Рекламодатель не имеет права указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости. Недобросовестной рекламой признается также публичное гарантирование или доведение иным образом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги, ее обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовыми инструментами, а также сообщение заведомо ложной или недостоверной информации, способной повлечь или повлекшей заблуждение потенциальных владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг (ст. 34).

* Там же. 1996. № 17. Ст.1918.

Примерно те же требования к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами, а также ценных бумаг сформулированы в ст. 17 Федерального закона «О рекламе». Закон запрещает: 1) приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам и ценным бумагам; 2) гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям; 3) рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; 4) предоставлять любого рода гарантии, обещания или предложения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг, 5) умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.

Обязательным условием уголовной ответственности по ст.182 УК является причинение значительного ущерба в результате заведомо ложного рекламирования товаров, работ, услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов). Этот ущерб может выражаться в причинении вреда здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц (реальный ущерб и упущенная выгода), окружающей среде, чести, достоинству, деловой репутации граждан и организаций. Каких-либо критериев для признания причиненного ущерба значительным закон не указывает, предоставляя возможность решения этого вопроса правоприменителям.

Если заведомо ложная реклама была связана с выпуском или продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, что повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, содеянное должно быть квалифицировано по совокупности ст. 181 и ст. 238 УК.

В процессе рекламирования товаров, работ и услуг принимают участие рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Рекламодателем выступает физическое или юридическое лицо, являющееся источников рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы. Рекламопроизводители осуществляют полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме, а рекламораспространители — размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств — радиовещания, телевизионного вещания, каналов связи, эфирного времени и иными способами.

Согласно Федеральному закону «О рекламе» ответственность за содержание информации, предоставляемой для создания рекламы, несет рекламодатель. Рекламопроизводитель и рекламораспространитель отвечают соответственно за нарушение законодательства о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы и в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы (ст.30).

Поэтому субъектом уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу прежде всего являются достигшие 16-летнего возраста граждане России, иностранцы и лица без гражданства, являвшиеся рекламодателями как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, или как руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Однако, если лица, выступившие в качестве рекламопроизводителей и рекламораспространителей, находясь в сговоре с рекламодателем, осознавали заведомую ложность содержащейся в рекламе информации, они являются соучастниками данного преступления *.

* В литературе высказано и иное мнение, согласно которому субъектами данного преступления могут быть, кроме рекламодателей, также рекламопроизводители и рекламораспространители (См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. С. 194; Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С. 173; Уголовное право. Особенная часть./ Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. С.301; Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности… С.77-78; Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия и система… С. 101).

Преступление совершается умышленно. Виновное лицо заведомо (достоверно) представляет, что излагаемая в рекламе информация полностью или частично не соответствует действительности, является ложной, предвидит, что вследствие этого может быть причинен значительный ущерб потребителям рекламы, государственным или общественным интересам и желает этого или (как правило) допускает наступление таких последствий.

Мотив преступления — корыстная заинтересованность, чаще всего связанная с желанием получения прибыли в результате использования в рекламе заведомо ложной информации.

В отличие от обмана потребителей (ст.200 УК) заведомо ложная реклама I товаров и услуг, связанная с введением потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров, адресована не конкретному потребителю, а неопределенному кругу лиц.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

2. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

3. В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

6. Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 — 8, 12 статьи 5, статьями 6 — 9, частями 4 — 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 — 30.1 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2011 N 115-ФЗ, от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 03.07.2016 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

§ 4. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, пунктом 6 части 5, частями 9 — 10.3, 12 статьи 5, статьями 7 — 9, 12, 14 — 18, частями 2 — 4 и 9 статьи 19, частями 2 — 6 статьи 20, частями 2 — 5 статьи 21, частями 7 — 9 статьи 24, статьей 25, частями 1 — 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29, частями 1 и 2 статьи 30.1 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 03.07.2016 N 281-ФЗ, от 03.04.2018 N 61-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

8. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

9. Суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет — 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, — 60 процентов.

10. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………….5

1.1. Особенности применения административной ответственности к субъектам рекламных правоотношений……………………………………………5

1.2. Виды нарушений законодательства о рекламе субъектами рекламных правоотношений……………………………………………………………………17

1.3. Государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о рекламе………………………………………………………….25

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ…………………… 33

2.1. Механизм привлечения к административной ответственности………….33

2.2. Способы защиты прав субъектов рекламных правоотношений……………44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………51

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК ………………………………………………….55

Введение

Развитие в России рыночных отношений, конкуренции по-новому ставит вопрос о месте и роли рекламы в жизни нашего общества. Отсутствие в течение длительного времени специального правового регулирования рекламной деятельности во многом способствовало появлению большого количества недостоверной рекламы, причинившей немало вреда потребителям.

Закон о рекламе является логическим продолжением как нормативных правовых актов о конкуренции в части пресечения недобросовестной конкуренции в процессе осуществления предпринимателями производства, размещения и распространения рекламы, так и законодательства о защите прав потребителей.

Однако, правовое регулирование рекламной деятельности находится в настоящее время на начальном этапе развития. В связи с чем возникают многочисленные проблемы практического характера при применении норм о рекламной деятельности.

Исследование проблем административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе, выявление пробелов и противоречий в действующем законодательстве и создание теоретически обоснованных рекомендаций по их устранению, представляется важной задачей науки административного права.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена объективной необходимостью комплексного теоретического освещения проблем административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в свете формирования административной и судебной практики применения положений нового КоАП РФ, а также предстоящего реформирования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Действующее законодательство не в полном объеме регулирует отношения, связанные с рекламой, поэтому в ходе исследования предполагается разработка предложений, устраняющих пробелы в законодательстве о рекламе.

Цель работы — комплексное исследование вопросов применения административной ответственности к субъектам рекламных правоотношений государственными органами, за нарушения законодательства о рекламе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить особенности применения административной ответственности.

2. Определить круг субъектов рекламных правоотношений.

3. Охарактеризовать виды нарушений законодательства о рекламе субъектами рекламных правоотношений.

4. Раскрыть полномочия государственных органов в сфере рекламных правоотношений.

5. Способы защиты прав субъектов рекламных отношений от неправомерных действий должностных лиц государственных органов при осуществлении финансового контроля.

В работе использованы труды таких ученых, как: М.В. Баранова , И.А. Гольман , И.В.

Чубукова , В.О. Нюняев , а также рабочие материалы судебных органов РФ, налоговых органов РФ, Федеральной антимонопольной службы России.

Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Условия применения административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе в Российской Федерации

1.1 Особенности применения административной ответственности к субъектам рекламных правоотношений

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

1) Административная ответственность — это правовая ответственность.

Она устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права, в отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная законодательством о труде; а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами административного права.

2) Основанием административной ответственности является административное правонарушение и наличие соответствующей нормы, предусматривающей данную административную ответственность.

Административная ответственность наступает только в том случае, если конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность. Основанием уголовной ответственности является преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

3) Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения норм административного права. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к ней виновных в нарушении норм других отраслей права.

4) Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, регулирующих ее различные аспекты, а также государственных органов, имеющих право ее применять. Право привлечения виновных к административной ответственности предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях. Все эти органы относятся к аппарату государственного управления, и только в прямо предусмотренных законодательством случаях меры административной ответственности применяются судами. В отличие от этого уголовное наказание могут применять только суды; дисциплинарные — органы и лица, наделенные дисциплинарной властью; материальное – суды общей юрисдикции и хозяйственные суды.

5) Административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного взыскания. За преступления налагаются уголовные наказания, за дисциплинарные проступки дисциплинарные взыскания.

Административная ответственность имеет ряд особенностей:

1. Она менее сурова, чем уголовная, и не влечет за собой судимости лица, к которому применяется. Хотя здесь необходимо оговориться, что правовые последствия наложения административного взыскания все-таки имеются и определены законодателем во временном интервале в один год.

2. Административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного особого взыскания — не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо иного, а именно административного.

3. Административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе.

4. Меры административной ответственности налагаются специальными на то органами и должностными лицами.

5. Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, чем в уголовном и гражданском процессах.

Под законодательными основами административной ответственности понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

После принятия Федерального закона "О рекламе" рекламная деятельность признана предпринимательской. Правонарушения, связанные с ней, регулируются в настоящее время специальным законодательством, которое следует считать частью хозяйственного, а нарушения его — хозяйственными правонарушениями.

Несмотря на возросший интерес, проявляемый сегодня к такому социально-экономическому и правовому явлению, как реклама, комплексного исследования правовых проблем, связанных с анализом административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе, не проводилось. Все исследования в области рекламы сводились в основном к попыткам определения понятия рекламы и анализу тех отношений, которые тесно с ней связаны. Вопросам ответственности в целом и ответственности по административному законодательству в частности за нарушения законодательства о рекламе посвящались лишь незначительные разделы данных исследований.

Рассматривая административную ответственность за правонарушения в сфере рекламы, мы проводим анализ тех норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , которые предусматривают привлечение к ответственности за совершение таких деяний, как нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности, пропаганда наркотических средств и психотропных веществ, нарушение законодательства о рекламе, реклама под видом ценных бумаг, удостоверяющих денежные и иные обязательства документов, злоупотребление свободой массовой информации и многое другое

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к статье 14.3

1. Дефиниции, указанные в абз. 1 данной статьи, приведены в ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе», согласно которой:

— реклама — распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний;

— ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации (понятия недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и скрытой рекламы определены соответственно ст. 6 — 10 Федерального закона «О рекламе»);

— контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий;

— рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;

— рекламопроизводитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;

— рекламораспространитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.

2. Согласно ст. 29 Федерального закона «О рекламе» в случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный МАП России (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме. Если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный срок, МАП России (его территориальный орган), принявший решение о проведении контррекламы, вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы. При этом орган, принявший решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении. В отдельных случаях по решению МАП России (его территориального органа), который принял решение о проведении контррекламы, допускается замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы.

3. Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

4. Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства РФ о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

5. По смыслу п. 3 ст. 31 Федерального закона «О рекламе» сумма штрафа, уплаченная рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем в соответствии с комментируемой статьей КоАП, зачисляется в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

— 40% — в федеральный бюджет;

— 60% — в бюджет субъекта Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.

Согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после назначения административного наказания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (см. п. 7 комментария к данной статье КоАП).

6. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения МАП России (его территориального органа) в соответствии с законодательством РФ.

Подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения МАП России (его территориального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.

7. Использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, квалифицируется в качестве преступления (ст. 182 УК).

8. При истолковании понятия «законодательство о рекламе» следует руководствоваться Постановлением Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе».

Согласно п. 3 Особого мнения судьи Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина к указанному Постановлению ст. 3 рассматриваемого Закона к нормативным правовым актам о рекламе относит не только федеральное законодательство (настоящий Федеральный закон и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы), но и иные подзаконные акты: указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, издаваемые в соответствии с указанным Федеральным законом.

Следовательно, федеральный законодатель исходит из того, что гражданско-правовые отношения по своей природе могут регулироваться не только посредством законодательства, но и посредством подзаконных нормативно-правовых актов, что вытекает также из ст. 3 ГК.

Поскольку Конституция РФ (п. «о» ст. 71) к предмету ведения Российской Федерации относит гражданское законодательство — именно законодательство, а не все нормативно-правовые акты в сфере гражданского права — и поскольку при этом федеральный законодатель допускает, что по своей природе гражданско-правовые отношения могут регулироваться не только посредством закона, но и с помощью подзаконных нормативно-правовых актов, то отсюда следует, что в данной сфере нормативно-правового регулирования субъекты РФ также могут принимать соответствующие нормативно-правовые акты.

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются министром РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, его заместителями, руководителями территориальных управлений МАП России, их заместителями (см.

ч. 2 ст. 23.48 КоАП, а также комментарий к названной статье).